Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значимость технологической подготовки школьников подчеркивают многие отечественные ученые: П. Р. Атутов, О. А. Кожина, В. А. Поляков, И. А. Сасова, В. Д. Симоненко, А. С. Тихонов, Ю. Л. Хотунцев, и другие. Сущность технологической подготовки школьников ученые, занимающиеся разработкой технологического образования у нас в стране, видят в следующем: «. в процессе подготовки учащихся к практической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование обучения младших школьников образовательной области «Технология»
    • 1. 1. Обучение школьников образовательной области «Технология» как 13 потребность социально-экономического развития общества
    • 1. 2. Обучение младших школьников образовательной области «Технология» 24 как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 3. Модель педагогической деятельности учителя начальных классов и роль 60 подготовки его к обучению младших школьников образовательной области «Технология»
    • 1. 4. Пути и средства подготовки будущих учителей начальных классов к 70 обучению младших школьников образовательной области «Технология»
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Содержание и методика подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников технологии
    • 2. 1. Содержание подготовки будущих учителей к обучению младших 92 школьников образовательной области «Технология» в учебном процессе
    • 2. 2. Содержание спецкурса «Методика обучения младших школьников 103 образовательной области «Технология»
    • 2. 3. Подготовка будущих учителей начальных классов к руководству 127 проектной деятельностью младших школьников
    • 2. 4. Методика исследования и результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный темп развития научно-технического прогресса предъявляет весьма жесткие требования к уровню подготовки специалистов современного производства. В связи с быстрым устареванием знаний возникает постоянная потребность в их совершенствовании и обновлении.

Сегодня человечество вступает в новый этап научно-технического прогресса, который устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, психологических, эстетических и других фактов и последствий. Поэтому от каждого человека требуется умение на основе научных знаний комплексно подходить к оценке результатов и выбору способов своей деятельности из множества альтернативных вариантов.

Особенности нынешнего этапа развития общества определяют основные качества личности школьника, ими должны стать функциональная грамотность и мобильность и чем выше уровень образования человека, тем выше его социальная и профессиональная мобильность, тем менее болезненны переходы из одной профессиональной сферы деятельности в другую и менее остры связанные с ними проблемы.

Появление новых и совершенствование существующих технических средств, как в быту, так и на производстве представляет собой еще один фактор, требующий более высокого уровня грамотности и общей подготовки для пользования техническими средствами и умения разобраться в их устройстве и принципе действия.

Для того, чтобы нормально «функционировать» в сложном и требовательном мире, человеку необходимо быть все более грамотным, а это и позволит ему быть более мобильным в новых условиях.

В условиях развития технического прогресса усиливается политехническая направленность обучения, сегодня школа должна готовить своих выпускников к работе на сложном оборудовании с применением автоматики, ЭВМ, создать необходимый задел подготовки к вхождению в рынок труда.

Для разрешения задач по подготовке подрастающего поколения к жизни, трудовой деятельности в условиях становления рыночных отношений в базисный учебный план общеобразовательной школы РФ включена образовательная область «Технология».

Значимость технологической подготовки школьников подчеркивают многие отечественные ученые: П. Р. Атутов, О. А. Кожина, В. А. Поляков, И. А. Сасова, В. Д. Симоненко, А. С. Тихонов, Ю. Л. Хотунцев, и другие. Сущность технологической подготовки школьников ученые, занимающиеся разработкой технологического образования у нас в стране, видят в следующем: «. в процессе подготовки учащихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании технологической картины мира как важнейшего элемента мировоззрения и развития таких качеств личности как преобразующее мышление и творческие способности, формирующиеся в процессе технологической деятельности». С позиции всестороннего развития личности технологическая подготовка трактуется как элемент общего образования. [51, С. 13].

Обучение технологии в среднем и старшем звене уже осуществляется во многих общеобразовательных школах России. Начальная же школа по-прежнему, в основном, работает по программе трудового обучения, последний раз переиздававшейся (с доработками) в 1998 г. или по альтернативным программам: «Изобразительное искусство и художественный труд», «Математика и конструирование» и другие. Последние не отвечают требованиям образовательного стандарта по «Технологии». Вместе с тем решение целей и задач подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях становления рыночных отношений и развития научно-технического прогресса во многом зависит от работы в начальном звене обучения.

Проблема обучения младших школьников образовательной области «Технология» и подготовки учителей к ее преподаванию разработана недостаточно. Ею занимаются Ю. А. Лось, А. В. Лукьяненко, Н. В. Матяш, М. В. Хохлова, А. А. Хромов и др. [12- 14- 84- 106- 119- 191]. Вопросы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению технологии рассматриваются в работах О. В. Бажиной, Н. В, Матяш, О. А. Тарасовой, М. В. Хохловой и др. [13- 15- 105- 143- 183].

Актуальность подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» вытекает из необходимости подготовки учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях перехода к рыночной экономике с первых дней обучения в школе, а так же соблюдения преемственности между начальной, основной и средней школой.

Психологи, характеризуя младший школьный возраст, отмечают, что в этот период у человека складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в период начального обучения уже в игровой деятельности, а затем в учебной (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. А Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.) происходит развитие интеллектуальной, волевой и мотивационной сфер личности. Хорошо известно, что все, что познает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь. Немаловажную роль в развитии самостоятельности, творческой активности, личностных качеств, в том числе, свойственных тем или иным профессиям, могут сыграть уроки технологии, прежде всего, за счет выполнения учащимися творческих проектов. Наряду с формированием личностных качеств младших школьников, знаний и умений ручной обработки различных материалов, формированием общетрудовых умений и навыков, решается еще одна задача, необходимая для успешной трудовой деятельности в современных условиях — умение учиться.

Значение работы по программе образовательной области «Технология» в формировании у младших школьников умения учиться, т. е. учебной деятельности в психолого-педагогической литературе почти не освящается, но А. Н. Леонтьевым было доказано влияние практической деятельности с предметами на формирование учебной деятельности [99]. Л. Ф. Климанова находит целесообразным компоненты учебной деятельности первоначально формировать на уроках трудового обучения [77]. Поскольку на уроках технологиидети осуществляют практическую деятельность с объектами, то и обучение технологии будет способствовать формированию компонентов учебной деятельности — одной из основных задач начальной школы.

С большим сожалением приходится констатировать, что несмотря на то, что образовательная область «Технология» включена в базисный учебный план начальной школы, широкого применения в практике работы школы она пока не находит. Одна из главных причин этого — неподготовленность учителей к реализации программы, другая причина — неоднозначное отношение к трудовому обучению младших школьников ученых, методистов по этому предмету и работников министерства образования.

Так, в проект «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» образовательная область «Технология» включена для изучения в 1−4 классах, а в проекте «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», подготовленном в развитие проекта «Концепций структуры и содержания общего среднего образования», она отсутствует [78- 97].

Исходя из сложившихся противоречий:

1. Потребности общества в технологически грамотных, мобильных, легко адаптирующихся в новых условиях работниках и преимущественно репродуктивной образовательной подготовке младших школьников;

2. Включения образовательной области «Технология» в базисный учебный план школы и неподготовленности учителей к ее реализации;

3. Отсутствия преемственности в решении задач подготовки школьников к трудовой жизни в начальной и средней школе может быть сформулирована следующая цель исследования: разработать содержание и методологические основы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология». Ведущей идеей в исследовании являются: целесообразность осуществления подготовки студентов педагогических факультетов к реализации обучения младших школьников образовательной области «Технология" — организация обучения младших школьников технологии в опоре на принципы развивающего обучения. Обучение студентов методическим основам организации такого обучения позволит приблизить уровень профессиональной подготовленности будущих учителей к реальным требованиям, предъявляемым к выпускникам факультетов педагогики и методики начального обучения, тем самым улучшить качество процесса начального обучения детей.

Объект исследования — процесс обучения будущих учителей начальных классов.

Предмет исследования — подготовка будущих учителей начальных классов к обучению учащихся образовательной области «Технология».

Гипотеза исследования: если при подготовке будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников технологии.

• осуществлять комплексный подход в процессе преподавания дисциплин учебного плана педагогического факультета и добиваться осознания студентами места и задач уроков технологии в системе начального образования;

• использовать в процессе работы активные методы и формы обучения;

• обеспечить овладение студентами основами специального курса обучения младших школьников образовательной области «Технология», то это позволит подготовить учителя способного осуществлять нравственное, творческое, экономическое и политехническое развитие учащихся. Цель и гипотеза исследования определили задачи:

1) дать теоретическое обоснование необходимости обучения младших школьников образовательной области «Технология»;

2) раскрыть методологические подходы к определению рациональных путей и средств подготовки будущих учителей к обучению младших школьников образовательной области «Технология» и проверить их эффективность в ходе педагогического эксперимента;

3) разработать методические рекомендации по эффективной подготовке будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников технологии;

4) создать банк творческих проектов для младших школьников. Методологической основой исследования явились психологопедагогические концепции: воспитывающего и развивающего обучения, формирования личности в процессе деятельности, формирования учебной и познавательной деятельности младших школьников (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.) — педагогических систем (С.А. Архангельский, В. П. Беспалько, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин и др.) — профессиональной направленности подготовки учителя в педагогическом вузе (О.А. Абдуллина, А. И. Мищенко, А. К. Маркова, В. А. Сластенин и др.) — технологической подготовки (П.Р. Атутов, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.).

Теоретической базой исследования явились фундаментальные работы ведущих отечественных психологов и педагогов Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, А. К. Марковой, М. И. Махмутова, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается.

— в обосновании отбора содержания спецкурса «Методика обучения младших школьников образовательной области «Технология» и определении особенностей его реализации;

— выделении критериев и показателей подготовленности учителей начальных классов к обучению младших школьников технологии;

— составлении целевой модели подготовки будущего учителя начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология»;

Практическая значимость исследования связана с.

• разработкой и апробированием программы спецкурса «Методика обучения младших школьников образовательной области «Технология» для студентов факультетов педагогики и методики начального образования;

• подготовкой методических рекомендаций для студентов педфака и учителей начальных классов по выполнению творческих проектов;

• созданием банка творческих проектов.

При проведении научно-исследовательской работы и решении намеченных задач использовались следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, изучение и анализ результатов практической деятельности студентов, педагогический эксперименттеоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование, идеализация и конкретизация, моделированиематематической статистики.

Организация исследования осуществлялась в три этапа: I этап — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы осуществлялось изучение различных аспектов проблемы исследования, определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, границы, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат (1996 — 1997гг.).

II этап — опытно-экспериментальный. На данном этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления уровня готовности студентов педфака и учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология». Продолжалось изучение литературы по исследуемой проблеме. На основе результатов констатирующего эксперимента и теоретического анализа психолого-педагогической литературы были определены критерии готовности учителя начальных классов к осуществлению преподавания уроков технологии в начальной школе. На этом этапе бал проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновывались и апробировались формы и методы подготовки студентов факультетов педагогики и методики начального образования к осуществлению обучения младших школьников образовательной области «Технология» (1997 — 2001гг.).

Ш этап — обобщающий. На этом этапе осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования, проведено уточнение теоретических и экспериментальных данных, сформулированы основные выводы и рекомендации (2001г.).

На защиту выносятся:

• программа спецкурса «Методика обучения младших школьников образовательной области «Технология»;

• критерии и показатели подготовленности будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников технологии;

• методические рекомендации по подготовке будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников технологии;

• банк творческих проектов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью его исходных посылок, вытекающих из современных достижений психолого — педагогической науки и педагогической практики, использованием системы разнообразных методов исследования, адекватных поставленным целям, она подтверждается результатами эксперимента.

Апробация основных идей и результатов исследования проведена путем личного участия автора в констатирующем и формирующем экспериментах в качестве преподавателя спецкурса «Методика обучения младших школьников образовательной области «Технология». Материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр теории и методики преподавания технологии и предпринимательства и педагогики и методики начального образования Ишимского государственного педагогического института, на научно-практических конференциях (Брянск, Ишим, Тула), на заседаниях методического объединения учителей трудового обучения в начальных классах г. Ишима, нашли отражение в методических рекомендациях для студентов и учителей начальных классов о работе по программе образовательной области «Технология».

По теме диссертации опубликовано семь научных работ. Экспериментом было охвачено 392 студента факультета педагогики и методики начального образования ИГПИ.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

1. Элементы теории развивающего обучения по J1.B. Занкову и образовательная область «Технология» // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: Тезисы докладов IV Международной научно-практической конференции 20−24 апреля 1998 года — Брянск.: Изд-во БИПКРО, 1998. С. 84. (в соавторстве).

2. Подготовка младших школьников к выполнению творческих проектов // Образовательная область «Технология». Опыт и пути внедрения в учебный процесс школ Тюменской области: Тезисы докладов и сообщений на научнопрактической конференции 4−6 ноября 1998 г.- Ишим: Изд-во Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова, 1998 — С.40−41. Пути ознакомления студентов факультета педагогики и методики начального образования с программой образовательной области «Технология» // Ершовские чтения: Тезисы докладов и сообщений научных конференций / Под ред. Т. П. Савченковой и др.- Ишим: изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 1998 — С — 41−42.(в соавторстве).

Подготовка будущего учителя начальных классов к обучению образовательной области «Технология» // Ершовские чтения: Тезисы докладов и сообщений научных конференций / Под ред. Л. И. Скалон — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 1999.-С.112−113.

Уроки учебного проектирования и гуманизация образования в начальной школе // Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства, экономики: Материалы V Международной научно-практической конференции (15−16 декабря 1999 г.).- Тула, 1999.-45−47. Выполнение творческих проектов во 2 — 4 классах: Методические рекомендации.- Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2000. 30с. Подготовка будущих учителей начальных классов к руководству проектной деятельностью младших школьников. — Материалы международной конференции молодых ученых (14−15 марта 2001 года). — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2001,-С.139−141.

Выводы по второй главе.

1. Подготовку будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» необходимо осуществлять комплексно в процессе изучения психолого-педагогических, анатомо-физиологических, естественных, эстетических дисциплин и частных методик, включенных в учебный план специальности 31 200.00 — «Педагогика и методика начального образования», используя при этом межпредметные связи. Обусловлено это целостностью учебно-воспитательного процесса, общностью подходов к конструированию учебного процесса по отдельным учебным дисциплинам, общностью требований к личности педагога. Учителю образовательной области «Технология» должны быть присущи те же качества личности, что и учителю начальных классов.

2. На основе анализа содержания государственного стандарта (по специальности 31 200.00 — «Педагогика и методика начального образования», квалификация — учитель начальных классов), программ учебных предметов, включенных в учебный план факультета педагогики и методики начального образования с учетом модели-профессиограммы учителя начальных классов (разработанной нами) мы разработали модель подготовки будущего учителя начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология», отразив в ней взаимосвязи между психолого-педагогическими, естественными, эстетическими дисциплинами и частными методиками и их возможное влияние на подготовку учителя к обучению технологии.

3. Содержание разработанного нами спецкурса «Методика обучения младших школьников образовательной области «Технология» определено с учетом комплексного подхода к подготовке учителя начальных классов, целей, задач и содержания программы «Технология». Оно нацелено на осознание учителем начальных классов места и роли образовательной области «Технология» в системе обучения младших школьников и подготовки их к дальнейшей жизни в условиях рыночных отношений и на подготовку к реализации программы.

4. Необходимая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» обеспечивается применением активных методов и форм организации обучения студентов и использованием метода учебного проектирования.

Реализация определенного нами содержания спецкурса в ходе опытно-экспериментального обучения будущих учителей начальных классов осуществлялась с использованием таких активных методов и форм обучения как деловые игры, моделирование, творческие проекты, проблемные ситуации, дискуссии, различные виды самостоятельной работы, что позволило повысить уровень подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» .

Заключение

.

1. Актуальность проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» обусловлена сложившимися на современном этапе противоречиями: а) потребностью общества в технологически грамотных, мобильных, легко адаптирующихся в новых условиях работниках и использованием в школах преимущественно репродуктивных методов подготовки учащихсяб) включением образовательной области «Технология» в базисный учебный план школы и неподготовленностью учителей к ее реализациив) отсутствием преемственности между начальной, основной и средней школой в подготовке школьников к трудовой жизни.

2. Возможность и целесообразность подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» обусловлена социальными и психолого-педагогическими причинами. Обучение младших школьников образовательной области «Технология» способствует решению основных задач начальной школыподготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

Работа по программе «Технология» дает возможность формировать основы учебной деятельности и новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, рефлексии в процессе использования кооперации и сотрудничества на уроке, оценки учащимися своих способностей, знаний, уменийвнутреннего плана действий. Работа по программе «Технология» содействует формированию личностных качеств школьников: чувства долга и ответственности, умений контроля и взаимопроверки в ходе выполнения групповых, коллективных, творческих работ, организации учебной деятельности на основе принципов развивающего обучения, становления адекватной самооценки и уровня притязаний учащихся в процессе решения задач повышенной трудности, самоанализа причин возникающих трудностей. Этому способствует выполнение младшими школьниками творческих проектов.

3. Подготовку будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» целесообразно осуществлять комплексно в ходе преподавания дисциплин учебного плана специальности «учитель начальных классов». Непременным условием успешной подготовки должно стать осознание студентами места и задач обучения младших школьников технологии в системе начального образования.

В разработанной нами модели показано осуществление межпредметных связей в процессе подготовки будущих учителей начальных классов к преподаванию технологии в 1 — 4 классах. Основу подготовки будущего учителя к преподаванию технологии составляют психолого-педагогические и анатомо-физиологические знания и умения, позволяющие осуществлять планирование и организацию учителем собственной деятельности в учебном процессе и деятельности учащихся, коммуникативную деятельность. Они способствуют формированию у будущих учителей общих профессиональных умений и качеств личности педагога, что нашло отражение в модели-профессиограмме педагогической деятельности учителя технологии в 1−4 классах.

4. Содержание спецкурса «Методика обучения младших школьников образовательной области «Технология» было нами определено и обосновано с учетом осуществления целостного подхода к подготовке будущего учителя начальных классов.

5. В процессе исследования нами были определены и апробированы наиболее приемлемые методы и формы обучения студентов факультета педагогики и методики начального образования, позволяющие готовить их к успешной реализации программы образовательной области «Технология» в начальных классах (деловые игры, моделирование, творческие проекты, проблемные ситуации, дискуссии, различные виды самостоятельной работы).

6. В процессе опытно-экспериментального исследования определены критерии и показатели подготовленности учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология» .

На основе таксономии Б. Блума нами разработана целевая модель подготовки будущих учителей к обучению младших школьников технологии, в которой нашли отражение показатели подготовленности будущих учителей к преподаванию технологии.

7. В ходе экспериментальной работы были разработаны и проверены методические рекомендации по подготовке будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников образовательной области «Технология», рекомендации по обучению учащихся начальных классов проектной деятельности и банк творческих проектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высших учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990.- 141с.
  2. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1997 704с.
  3. В.А. Психология детей и подростков: Учебн. пособие 2-е изд., перераб-СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998- 379с.
  4. Ю.П. Трудовое начало в школе: уроки прошлого// Школа и производство-1999.-№ 1.-С. 15−22.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети М.: Просвещение, 1991 — 175с.
  6. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка М.: Знание, 1980 — 96с.
  7. Ш. А. Основания педагогики сотрудничества // Новоепедагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1989.-С. 144−177.
  8. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе, 1974−384с.
  9. П.Р. О технологическом мышлении // Роль и место образовательной области «Технология» в содержании общего среднего образования: Тезисыдокладов и сообщений на 111 Международной научно-практической конференции-Брянск, 1997.-С.З-6.
  10. П.Р., Кожина О. А., Овечкин В. П., Симоненко В. Д., Хотунцев ЮЛ. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. 1999 — № 1.- С.5−12.
  11. Ф 11. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательнойшколе.-М.: Просвещение, 1985 -208с.
  12. Н.И. Формирование творческой деятельности младших школьников // Технологическая подготовка учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов и сообщений на международной
  13. Ф научно-практической конференции Брянск, 1994-С. 49−50.
  14. О.В. Дидактические условия подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экономического образования школьников: Дисс. канд. пед. наук Брянск, 1998.-187с.
  15. О.В., Бронников H.JI. Оценка педагогической деятельности учителя начальных классов // Проблемы подготовки учителя технологии и предпринимательства (часть 2): Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции Брянск, 1995.-С. 60.
  16. Н.В. Педагогика и практическая психология.- Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-416с.
  17. B.C. Педагогика 2-е изд., — Екатеринбург, 1994- 340с.
  18. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.- 176с.
  19. А.П. Перспективы развития профессиональной школы // Педагогика 1994-№ 4.-С.26−29.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.- метод, пособие М.: Высшая школа, 1989 — 144с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  22. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Советская педагогика.-1989 .-№ 8-С. 89−94.
  23. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева.- М.: Просвещение 19 988 — 237с.
  24. Введение в специальность: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др.- М.: Просвещение, 1988.- 208с.
  25. Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа- 1997-№ 4.~С.11−14.
  26. Возрастная педагогическая психология / Под ред. Петровского. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение-1973−285с.
  27. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.- Под ред М. В. Гамезо и др.- М.: Просвещение, 1984- 256с.
  28. И.П. Учим творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской обл.- М.: Педагогика, 1982 88с.
  29. И.П. Школа и творчество // Педагогический вестник. Специальный выпуск, 1994.-21с.
  30. И.П. Уроки творчества в начальных классах // Школа и производство 1998 — № 2,3- С.14−19.
  31. И.П. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы-М.: Просвещение, 1982 144с.
  32. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии-Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И. Г. Петровского, 1997- 133с.
  33. Ю.А. Что изучать в образовательной области «Технология»? // Наука и школа, № 3.- 2000.- С.28−29.
  34. В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 1999- 256с.
  35. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк.-М.: Просвещение, 1991 96с.
  36. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова- М.: Педагогика, 1991 480с.
  37. Т.М. Программа по трудовому обучению для 1−4 классов «Школа мастеров» // Начальная школа № 10 — 1996 — С.66−75.
  38. Ф.Н. Книга об учителе М.: Просвещение, 1965 — 195с.
  39. В.В. Виды обобщения в обучении М.: Педагогика, 1972 — 423с.
  40. В.В. Концепция гуманизации Российского начального образования / Начальное образование в России. Инновации и практиками Изд-во «Школа». 1994.-С. 14−32.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения М.: Педагогика, 1986−239с.
  42. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении Томск: Педагогика, 1992- 116с.
  43. В.В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа 1999-№ 7.-С. 12−18.
  44. П., Гуревич М. И. Проектный подход к обучению технологии // Стандарты и мониторинг в образовании 2000 — № 1- С. 34—42.
  45. Г. В. Проектирование учебно-технологических игр // Школьные технологии.- 1998.- № 4.- С. 121−125.
  46. Г. В. Коммуникативно-мыслительные игры как средство диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых // Школьные технологии.- 1999,-№ 5.-С.174−179.
  47. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина- М.: Просвещение, 1982.-319с.
  48. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1 /Под ред. П. Р. Атутова.- М.: ИОСО РАО, 1997- 230с.
  49. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2 /Под ред. П. Р. Атутова.- М.: ИОСО РАО, 1998.- 176с.
  50. А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов // Начальная школа 1990 — № 7- С. 64−68.
  51. А.К. Развивающее обучение: зона актуального ближайшего развития // Начальная школа 1999 — № 7 — С. 24−30.
  52. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1991 — 192с.
  53. В.К. Организация учебного процесса и его развитие М., 1989.-160с.
  54. Р.И., Суржик Э. В. Повышение педагогической культуры учителя // Технологическая подготовка учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докладов и сообщений на международной научно-практической конференции-Брянск, 1994-С. 10.
  55. В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика 1997, — № 2 — С.9−14.
  56. В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Пособие для руководителей школ, учителей и воспитателей.-Тюмень, 1993.-215с.
  57. В.И. Педагогическое творчество учителя М.: Педагогика, 1990.- 147с.
  58. В.И. Учитель как исследователь М.: Знание, 1980 — 96с.
  59. Л.В. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя // Педагогика.- 1994 № 6 — С. 58−62.
  60. Зак А. З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование, 1997- № 2 С.36−41.
  61. Л.В. Дидактика и жизнь М.: Просвещение, 1968 — 176с.
  62. Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогические исследования) // Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990.- С.83−318.
  63. И.А. Педагогическая психология: Учебн. пособие- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997 480с.
  64. Н.В. В поисках оптимальных вариантов // Высшее образование в России.- 1994.-№ 3.- С.46−49.
  65. В.Ф., Ушанкина Л. В. Активизация деятельности студентов на лекциях и практических занятиях // Начальная школа- 1991- № 2- С. 24−30.
  66. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / Науч-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР- М.: Просвещение, 1981 200с.
  67. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении М., 1987 — 190с.
  68. Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество М., 1990−140с.
  69. Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Советская педагогика- 1987 № 6 — С. 105−108.
  70. B.C. Выполнение проектов на уроках технологии в 5−7 классах // Школа и производство 1998 — № 1- С. 15.-20.
  71. А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство 1997-№ 2.- С. 10−13.
  72. М.П., Помогайбин В. А. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и ее технологическом обеспечении // Школьные технологии 1999 — № 1−2 — С. 3−9.
  73. В.П. Решение коллегии о проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации // Начальная школа-1997.-№ 4.-С. 2−3.
  74. Л.Ф. Обучение через общение и культуру //Начальная школа-1993.-№ 12.-С. 45−52.
  75. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12-летней школе) // Школа и производство-2000. № 3 С.4−18.
  76. Н.М. Трудовое обучение в свете новых задач: концепции, программы, методики // Начальная школа 1998 — № 7 — С.-43−47.
  77. Н.М. Программа по трудовому обучению для 1−4 классов начальной школы «Художественный труд» (Основы дизайнообразования) II Начальная школа.- 1998.- № 10.- С.20−31.
  78. Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений-М.: Издательский центр «Академия», 1999- 192с.
  79. Л.З. Поможем сделать труд любимым II Начальная школа-1992.-№ 7−8.-С. 4−9.
  80. Л.З. Компас в мире профессий // Начальная школа.- 1990 № 9.-С. 6−10.
  81. Т.А. Обучение младших школьников проектной деятельности II «Технология» в содержании общего среднего образования: Тезисыдокладов и сообщений 111 Международной научно-практической конференции (Часть 1).- Брянск, 1997 С. 95.
  82. В.Ф. Роль и место начальной школы в системе базового и профильного образования // Начальная школа 1992.-№ 7−8 — С. 59−62.
  83. Г. И., Симоненко В. Д. Технология творчества: Книга для учащихся- Курск: изд. Курского государственного педагогического университета, 1995 188с.
  84. Н.К. Об учителе.- М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.- 328с.
  85. В.А. Основы педагогической психологии М.: Просвещение, 1972.-255с.
  86. М. Деловые игры и гуманитарное знание // Вестник высшей школы.- 1991.-№ 10.- С.22−36.
  87. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Л., 1979.- 162с.
  88. Н.В. Очерки психологии труда учителя и формирования его личности.-Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967 183с.
  89. Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко.-М.: Высшая шк., 1986 368с.
  90. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, А. П. Гуркина, Е. Я. Гурьянова и др. / Под ред. М. В. Гамезо М.: Просвещение, 1982- 176с.
  91. Г. Я. Педагогическому творчеству надо учить // Начальная школа.-№ 3.- 1999.-С. 14−17.
  92. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Школьные технологии 1999- № 1−2.-С. 132−138.
  93. М.Р. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа-2000 -№ 4 С. 3−20.
  94. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции М., 1971 — 438с.
  95. А.Н. Проблемы развития психики М., 1981 — 584с.
  96. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 184с.
  97. И.Я. Проблемное обучение М.: Знание, 1974 — 64с.
  98. Лернер Г1.С. Проектирование по «Технологии» // Школа и производство-1997.-№ З.-С. 15−19.
  99. П.С. Эффективность образовательного процесса в новой предметной области «Технология» // Школьные технологии. Выпуск 9. Продуктивное образование.- 1999.- № 4.- С. 273−291.
  100. М.И., Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии.- М., 1980.- С.74−76.
  101. Ю.А., Матяш Н. В., Самородский П. С. Творческие проекты учащихся педагогических училищ / Под ред. Н. В. Матяш.- Брянск: Издательство Брянского госпедуниверситета, 1999.-204с.
  102. А.В. Концепция технологического образования учителя начальной школы. // Технология 2000: сборник трудов VI Международной конференции 16−18 мая 2000 г., Самара.-М.,-2000.-С. 195−196.
  103. А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1977.- 224с.
  104. Т.Н. Учитель ученик — М.: Знание, 1977 — 64с.
  105. В.Г., Мамигова Т. А. Педагогические игры: Содержание и возможности // Советская педагогика.- 1981- № 2- С.96−104.
  106. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя, — М.: Просвещение, 1993- 192с.
  107. Ш. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте-М., 1983- 191с.
  108. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов- М.: Просвещение, 1990, — 192с.
  109. А. К. Орлов А.Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика, 1983 — 64с.
  110. А.В. Важнейшая веха в реализации образовательной области «Технология»// Школа и производство-2000 № 7, — С.3−6.
  111. А.В. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования: образовательная область «Технология». // Школа и производство 1999 — № 5, — С.16−20.
  112. С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения // Начальная школа 1989.- № 8 — С.74−77.
  113. Д.Ш., Полев Д. М., Мельников Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Школьные технологии 1999 — № 1−2-С. 10−21.
  114. М.В. Мотивация учения младших школьников М., 1984 — 144с.
  115. Н.В. Проектная деятельность школьников— М.: Высшая школа, 2000.- 308с.
  116. М.И. Современный урок: вопросы теории М.: Педагогика, 1981.- 191с.
  117. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителей.- М.: Просвещение, 1977−234с.
  118. М.И. Проблемное обучение М.: Педагогика, 1975 — 238с.
  119. М.И. Современный урок.- 2-е изд. испр. и доп.- М.: Педагогика, 1985 184с.
  120. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школы: Избран, психол. труды М: Педагогика, 1989.- 224с.
  121. Методика обучения учащихся технологии. Книга для учителя / Под ред.
  122. B.Д. Симоненко Издательство Ишимского педагогического института. НМЦ «Технология».- Брянск — Ишим, 1998 — 296с.
  123. Митина J1.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии 1990.-№ 3.- С.23−31.
  124. А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие-Новосибирск: Из-во НГПИ, 1991.- 148с.
  125. Е.М. Уроки технологии // Школа и производство 1998.-№ 51. C.28−31.
  126. Начальное образование в России. Инновации и практика / Под ред. А. Русакова.- М.: Школа, 1994.- 263с.
  127. Р.С. Психология. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. В 3 кн.: Кн. 2: Психология образования- 2-е изд.-М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.- 496с.
  128. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших учебных заведений: В 3 кн.:Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики 3-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998,-632с.
  129. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология». Письмо министерства образования РФ от 12.04.2000 № 58 511.13) // Технология 2000: Сборник трудов VI Международной конференции 16−18 мая 2000, Самара, — М.-2000.- С.271−273.
  130. Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования. Приказ министра общего и профессионального образования от 19.05.98 № 1235 // Школа и производство.- 1998.-№ 5.-С8.
  131. Обучаем по системе JI.B. Занкова: 1-й год обучения: книга для учителя /И.И. Аргинская и др.- М.: Просвещение, 1991- 240с.
  132. Обучение и развитие /Под ред. Л. В. Занкова М., 1975.^139с.
  133. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой, — 16-е изд., испр М.: Рус. яз., 1984−797с.
  134. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И.Ф., Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.- Под ред. И.А. Зязюна- М.: Просвещение, 1989, — 302с.
  135. В.П. Методы технического творчества // Школа и производство.- 1998, — № 3- С. 13−21.
  136. М.Б., Питт Д. Образовательная область Технология: Теоретические подходы и методические рекомендации, — Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997−81с.
  137. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Педагогическое общество России, 1998 640с.
  138. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского 2-е изд., доп. и перераб.-М.: Просвещение, 1988−479с.
  139. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов-М.: Школа Пресс, 1998.-, 512с.
  140. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения 576с.: ил.
  141. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации: Начальные классы (1-^4) одиннадцатилетней школы: Учебное издание, — М.: Просвещение, 1998.
  142. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 1−4 классы, 5−11 классы.- М.: Просвещение, 1996−2224с.
  143. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997, — 512с.
  144. А.С. Школа деловой игры // Школьные технологии.- 1998 № 4.- С.76−86.
  145. ПрутченковА.С. Школа деловой игры // школьные технологии.- 1998 № 5.- С.141−145.
  146. А.С. школа деловой игры // Школьные технологии 1999 — № 1−2.- С.250−254.
  147. В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа 1999 — № 7 — С. 19−24.
  148. З.И. Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников П Начальная школа 1991 — № 5 — С.36−42.
  149. C.JI. Проблемы общей психологии М., 1946.
  150. В.В. О двух путях образования понятий у ребенка // Психологическая наука и образование 1997-№ 3 — С. 53.
  151. А.И. Творческий проект или как провести самостоятельное исследование//Школьные технологии 1998-№ 4-С. 144−148.
  152. А.И. Разработка проектов в школьном предмете «Технология» // Проблемы подготовки учителя технологии и предпринимательства (Ч. 2): Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции-Брянск, 1995.- С. 10.
  153. П. С. Симоненко В.Д. Теоретические основы подготовки учителя технологии //Технологическое образование и предпринимательство: Сборник научных статей Брянск, 1997 — С.87−94.
  154. Г. К. Опыт системного исследования педагогических технологий // Школьные технологии 1997.-№ 1.-С. 11−34.
  155. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.- 256с.
  156. А.С. Рефлексивный педагогический диалог // Школьные технологии.- 1999-№ 1−2.-С. 161−177.
  157. А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /М.В. Душин, В. Н. Куров Ярославль: «Академия развития», 1997- 192с.ил.
  158. В.Д. Метод проектов инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология» // Технологияобразования и предпринимательство. Сборник научных статей Брянск, 1997.-С. 19−27.
  159. В.Д. Образовательная область «Технология» как средство воспитания и развития школьников //Технологическое образование и предпринимательство. Сборник научных статей Брянск, 1997- С.16−19.
  160. В.Д. Становление образовательной области «Технология» в системе общего образования школьников // Технологическое образование и предпринимательство. Сборник научных статей Брянск, 1997 — С.9−16.
  161. В.Д. Детоцентрический подход к образовательной области «Технология» // Технологическое образование и предпринимательство. Сборник научных статей Брянск, 1997.- С. 7−8.
  162. В.Д. Метод упражнений в обучении учащихся образовательной области «Технология» // Технологическое образование и предпринимательство. Сборник научных статей Брянск, 1997.- С. 27−31.
  163. В.Д. Технологическая культура в содержании образования школьников // Педагогика 1998.- № 8 — С.40−45
  164. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г. С. Альтшуллер. И.П. Иванов) // Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие М.: Народное образование, 1998 — С.201−208.
  165. М.Н. Методология и методика педагогических исследований-М., 1986 152с.
  166. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения М.: Педагогика, 1971.- 206с.
  167. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки-М.: Просвещение, 1976 160с.
  168. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов- М.: Аспект Пресс, 1995.-271с.
  169. Сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе / Под ред. И.Т. Огородникова-М., 1969−161с.
  170. В.А. Педагогическая мастерская // Начальная школа 1999- № 1- С.57−60.
  171. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел. сред, школе- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1979- 393с., ил.
  172. Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 1998−288с.
  173. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988- 175с.
  174. И.И. Теория и технология развивающего обучения: Монография .-Омск: изд-во ОмГПУ, 1997.- 100с.
  175. О.А. Подготовка учителя к обучению младших школьников художественно-трудовой деятельности в образовательной области «Технология». Автореферат диссертации на с. у. с. кпн Брянск, 2000−25с.
  176. А.С., Сидоров О. В. Творческий потенциал учебного проектирования //Школа и производство.- 1995.- № 1- С.22−24.
  177. А. Подготовка учителя к конструированию учебного процесса // Школьные технологии 1998 — № 4 — С.87−101.
  178. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Спецкурс. Пособие для студентов педагогических институтов. 1 часть-Челябинск, 1978- 99с.
  179. А.В. Эволюция теории формирования научных понятий // Педагогика.- 1998.- № 8.- С.30−34.
  180. Философский словарь / Под ред И. Т. Фролова 6-е изд., перераб. и доп.-М.: Политиздат, 1991 -559с.
  181. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., пераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1990 576с.
  182. Ю.Л., Кожина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология»: Методические рекомендации для учителей и студентов факультетов технологии и предпринимательства.-М. МИПККРО, 1999−44с.
  183. А.А. Преподавание технологии в начальной школе // Технологическое образование и предпринимательство. Сборник научных статей Брянск: Издательство Брянского педагогического университета, НМЦ «Технология», 1999.- С. 19−23.
  184. А.В. Методы эвристического обучения // Школьные технологии.- 1999.-№ 1−2-С.233−243.
  185. А.В. Творческий учитель // Школьные технологии 1999 — № 3.- С.90−97.
  186. А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии 1998 — № 4 — С. 55−75.
  187. Н.А. Ручное творчество // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4). Обучение по системе Л.В. Занкова-М., 1999.-С. 189−208.
  188. Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985 — 80с.
  189. Г. А., Шияновская С. И. Урок в системе развивающего обучения (планирование и импровизация) // Психологическая наука и образование-1998.-№ 1- С.75- 78.
  190. Цыб А. А. Педагогика школы в структурных моделях учебных тем: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999 148с.
  191. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе М.: Педагогика, 1987 — 152с.
  192. О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения // Начальная школа 1989.- № 8.- С.69−74.
  193. С.Д. Школьный урок: как научить каждого М.: Просвещение, 1991.- 175с.
  194. О.И., Рассадина Т. В. Применение дидактических игр в подготовке учителя технологии и предпринимательства // Технология образования и предпринимательство. Сборник научных статей Брянск, 1997 — С. 120−124.
  195. Л.И., Меерович М. И. Педагогика творчества: возможности ТРИЗ как образовательной технологии // Школьные технологии 1997.- № 1,-С.35−47.
  196. В.Э. Самоучитель по технологии проектирования образовательных систем и процессов // Школьные технологии 1998 — № 4.-С. 102−120.
  197. А.И., Мудрик А. В. Психологические проблемы самосовершенствования учителя // Школа и производство 1995.- № 6,-С. 15−18.
  198. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1986 — 144с.
  199. Д.Б. Психология обучения младшего школьника М.: Знание, 1974.- 64с.
  200. Д.Б. Психология игры— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360с.
  201. Г. П. Перспективы профессионально-педагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников. // Технология 2000: Сборник трудов VI Международной конференции 16−18 мая 2000 г., Самара, — М.-2000.-200−201.
  202. И.С. Знания и мышление школьника,-М.: Знание, 1985, — 80с.
  203. О.С. Развитие пространственного мышления у младших школьников // Школа и производство 1999-№ 1- С.71−75.
  204. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европ. ин-т экспертов СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998, — 639с.
Заполнить форму текущей работой