Формирование вероятностно-статистических представлений у учащихся в курсе алгебры основной школы
На третьем обучающем этапе (2001/02 уч. гг) учителям средних школ г. Омска были предложены задачи сюжетно-практического характера с комбинаторным и вероятностно-статистическим содержанием, раздаточный материал и инструкции, которые должны были предложить и организовать их выполнение учащимися всего класса на уроках алгебры. До и после обучающего эксперимента школьникам были предложены 2 теста… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ щ) 1.1. Вероятностно-статистические представления, их роль и значение как важного компонента школьного математического образования.
1.2. Философский аспект формирования вероятностно-статистических представлений.
1.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ вероятностно-статистических представлений.
1.4. РОЛЬ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРОЯТНОСТНО-й
СТАТИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
2.1. Анализ учебников и учебных пособий с целью установления возможности их использования для формирования вероятностно-статистических представлений.
2.2. Средства и методы обучения, способствующие формированию вероятностно-статистических представлений.
2.3. Методические особенности формирования вероятностно-статистических представлений в обучении алгебре.
2.4. Организация и результаты педагогического эксперимента.
Список литературы
- Авдеева Н.Н. Развитие статистического мышления учащихся на факультативных занятиях в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970.-22 с.
- Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н. Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С. И. Шварцбурд. М.: Просвещение, 1996. — 288 с.
- Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996. — 400 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.- 197 с.
- Афанасьев В.В. Введение в теорию вероятностей с помощью графов // Математика. 1999. — С. 8−12.
- Балк М.Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. -М.: Просвещение, 1971. — 462 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Белокурова Е.Е. Методика обучения решению комбинаторных задач // Начальная школа. 1994. — № 12. — С. 43−47.
- Белокурова Е.Е. Некоторые комбинаторные задачи в начальном курсе математики // Начальная школа. 1992. -№ 1. — С. 20−22.
- Белокурова Е.Е. Характеристика комбинаторных задач // Начальная школа. 1994. -№ 1.- С. 34−38.
- Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность сборник. / Под ред. О. Г. Газенко. М.: Наука, 1990. — 495 с.
- Богданова Е.Г. Старинные задачи о случайном // Математика в школе. -2001.-№ 9. -С. 64−69.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 240 с.
- Болотюк В.А. Сборник упражнений и задач по элементам комбинаторики и теории вероятностей: Учебное пособие / Под ред. проф. В. А. Далингера. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. 37 рис. — 75 с.
- Болотюк В.А. О некоторых вопросах преподавания школьной геометрии // Проблемы геометрического образования на современном этапе. (Материалы II Всероссийского геометрического семинара). Псков: ПГПИ, 2001. -212 с.
- Болотюк В.А. Формирование вероятностно-статистического стиля мышления у учащихся // Наука образования: Сборник научных статей. Выпуск 19. Часть 2. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — С. 149−152.
- Болотюк В.А., Болотюк В. Г. О некоторых особенностях использования «карточек» в преподавании иностранных языков // Научный вестник Омской академии МВД России. 2000. № 2. — С. 82−84.
- Бунимович Е.А., Булычев В. А. Вероятность и статистика. 5−9 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 2002. — 160 с.
- Бунимович Е.А. Вероятностно-статистическая линия в базовом школьном курсе математики // Математика в школе. 2002. — № 4. — С. 52−58.
- Бычков Б.П. Международное движение за реформу преподавания матемаtтики в средней школе. Кишинев: Штиинца, 1975. — 135 с.
- Бычкова Л.О. Формирование вероятностно-статистических представлений учащихся при обучении математике в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 24 с.
- Бычкова JI.O., Селютин В. Д. Об изучении вероятностей и статистики в школе // Математика в школе. 1991. — № 6. — С. 9−12.
- Ванцян А.Г. Математика: Учебник для 5 кл. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 1999. — 216 с.
- Ванцян А.Г. Математика: Эксперим. учебник для 6 кл. общеобразоват. школы. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2000. — 208 с.
- Варга Т. Математика I. Блок-схемы, перфокарты, вероятности: (математические игры и опыты). М.: Педагогика, 1978. — 112 с.
- Варга Т. Математика II. Плоскость и пространство, деревья и графы, комбинаторика и вероятность: (математические игры и опыты). М.: Педагогика, 1978, — 112 с.
- Вейц Б.Е. Элементы теории вероятностей и комбинаторики // Математика в школе. 1968/69. — № 6/1. — С. 63/37.
- Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. М.: Наука, 1977. — 391 с.
- Виленкин Н.Я. Комбинаторные задачи на разбиение чисел // Математика в школе. 1968. — № 3. — С. 59−64.
- Виленкин Н.Я. Комбинаторные задачи по геометрии // Математика в школе. 1967. — № 5. — С. 73−75.
- Виленкин Н.Я. Популярная комбинаторика. М.: Наука, 1975. — 208 с.
- Внеклассная работа по математике в IV-V классах / Под ред. С. И. Шварцбурда. М.: Просвещение, 1974. — 260 с.
- Волович М.Б. Как обеспечить усвоение математики в V классе с помощью комплекта средств обучения включающего калькулятор: Методические рекомендации учителю. — М.: Линка-пресс: Гуманит. издат. центр «ВЛА-ДОС», 1994.-88 с.
- Володин Е.Ю. Обучение развивающее, опережающее, научно-теоретическое. // Математика в школе. 2000. — № 6. — С. 64−68.
- Воробьёва С.И. Формирование элементов стохастической культуры младших школьников в процессе обучения математике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1999. — 17 с.
- Выготский J1.C. Мышление и речь / Собрание сочинений. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.-502 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 150 с.
- Танеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. -Екатеринбург: Уральский ГПУ, 1997. 160 с.
- Танеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике в средней школе: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.п.н. СПб., 1997. — 34 с.
- Гарднер М. А ну-ка, догадайся! -М.: Мир, 1984. 213 с.
- Гербарт И. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. Под ред. проф. Г. П. Вейсберга. М.: Учпедгиз, 1940. — 289 с.
- Глеман М., Варга Т. Вероятность в играх и развлечениях: элементы теории вероятностей в курсе средней школы. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 176 с.
- Глотов Н.В., Глотова О. В. Вероятность и статистика в школе: взгляд биолога // Математика в школе. 2002. — № 4. — С. 64−66.
- Гнеденко Б.В., Хинчин, А .Я. Элементарное введение в теорию вероятностей. М.: Наука, 1982. — 160 с.
- Гнеденко Б.В. Из истории науки о случайном (Из истории математических идей). М.: Знание, 1981. — 64 с.
- Гнеденко Б.В. О перспективах математического образования // Математика в школе. 1965. -№ 6.-С. 2−11.
- Гнеденко Б.В. Политехнические аспекты преподавания математики в средней школе // На путях обновления школьного курса математики. М.: Просвещение, 1978. — 303 с.
- Гнеденко Б.В. Статистическое мышление и школьное математическое образование // Математика в школе. 1999. — № 6. — С. 2−6.
- Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977, — 136 с.
- Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6−8 классах / В. А. Гусев, А. И. Орлов, A. J1. Розентапь- Под ред. С. И. Шварцбурда. М.: Просвещение, 1984.-286 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Просвещение, 1972. — 423 с.
- Дапингер В.А. Задачи в обучении математике. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1990.-43 с.
- Дапингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии: Методические рекомендации. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 33 с.
- Дапингер В.А. Методика формирования пространственных представлений у учащихся при обучении геометрии: Учебное пособие. Омск: ОГПИ, 1992.-96 с.
- Дапингер В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. -Омск: ОмИПКРО, 1993.-324 с.
- Дапингер В.А. Проблемы реформы математического образования // Математика в школе. 1989. -№ 5.-С. 13−14.
- Демидов А.И. Метод перебора // Математика в школе. 1993. — № 1.1. С. 32−34.
- Демидов В.П., Лялькина А. Т. Формирование теоретико-множественных понятий в курсе математики восьмилетней школы. Саранск: Мордовск. книжн. изд-во, 1973. — 68 с.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. -319с.
- Дограшвили А.Я. Формирование у учащихся умений и навыков решения комбинаторных и вероятностных задач при обучении математике в восьмилетней школе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1976. — 20 с.
- Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. 1990. — № 6. — С. 2−5.
- Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. -189 с.
- Дядченко Г., Мамхегов А, Шокуев В. Развитие логико-вероятностного мышления в школе // Математика. 1994. -№ 18. — С. 1,6.
- Егорченко И.В. Теория и методика использования реальности в обучении математике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1999. — 18 с.
- Ежов И.И., Скороход А. В., Ядренко М. И. Элементы комбинаторики. М: Наука, 1977.-80 с.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. 1989. — № 1. — С.
- Жданов Д.А. Возникновение абстрактного мышления. Харьков: ХГУ, 1969.- 175 с.
- Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности: Книга для учащихся 4−7 классов общеобразовательных учреждений. М.: ВЛАДОС, 1996. — 176 с.
- Использование микрокалькуляторов в обучении математике / В. Г. Болтянский, Э. В. Григорян, Л. М. Пашкова, Г. Б. Шахбазян- Под ред В. Г. Болтянского. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- К концепции школьного математического образования // Математика в школе. 1989. — № 2. — С. 20−30.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
- Кабехова Л.М. Методика построения единого курса «начала теории вероятностей с элементами комбинаторики» для 9 класса средней школы: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1971. — 21 с.
- Калинская Е.В. Кружок по комбинаторике в V-VI классах // Математика в школе. 1993. — № 2. — С. 57−60.
- Касымжанов А.Х., Кельбуганов А. Ж. О культуре мышления. М.: Политиздат, 1981, — 128 с.
- Катасонова А.Т. Простейшие комбинаторные задачи // Начальная школа. -1972.-№ 9.-С. 36−38.
- Клименченко Д.В., Абдульманов Р. И., Шихалиев Х. Ш. Различные комбинаторные упражнения // Начальная школа. 1990. — № 7. — С. 44−52.
- Колмогоров А.Н., Журбенко И. Г., Прохоров А. В. Введение в теорию вероятностей. М.: Наука, 1982. — 160 с.
- Колмогоров А.Н. К новым программам по математике // Математика в школе. 1968. — № 2. — С. 21 -22.
- Колмогоров А.Н. Новые программы и некоторые основные вопросы усовершенствования курса математики в средней школе // Математика в школе. 1967.-№ 2.-С. 4−13.
- Колмогоров А.Н. О содержании школьного курса математики // Математика в школе. 1965. — № 4. — С. 53−62.
- Колмогоров А.Н. Современная математика и математика в современной школе // Математика в школе. — 1971. — № 6. — С. 2−3.
- Колмогоров И.Н. Введение в теорию вероятностей и комбинаторику // Математика в школе. 1968. — № 1. — С. 14−21.
- Колягин Ю.М., Копылов B.C., Шепетов А. С. Опыт применения задач как средства диагностики развития математического мышления учащихся // Изучение возможностей школьников в усвоении математики / ред. Ю. К. Бабанского. М.: 1977. — С. 66−76.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть I. М.: Просвещение, 1977, — 109 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. — 720 с.
- Концепция развития школьного математического образования // Математика в школе. 1990. — № 1. — С. 2−13.
- Кордемский Б.А. Математика изучает случайности. М.: Просвещение, 1975.-223 с.
- Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М.: Просвещение, 1981.-112с.
- Краснянская К.А., Кузнецова Л. В. Оценка математической подготовки школьников по результатам международного тестирования: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1995. -96 с.
- Краснянская К.А., Кузнецова Л. В. Результаты международного исследования математической подготовки школьников 9 и 13 лет // Математика в школе, 1993.-№ 2.-С. 38−44.
- Краткий философский словарь / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. М.: Политиздат, 1954. — 704 с.
- Курындина К.Н. Формирование статистических представлений у учащихся в условиях взаимодействия школьных предметов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 24 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Избранные психологические произведения. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК М.: Прометей, 1992. -528 с.
- Лютикас B.C. Факультативный курс по математике: Теория вероятностей: Учебное пособие для 9−11 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
- Маврин С.А. Педагогические системы и технологии: Учеб. пособие для студентов педвузов. Омск: ОмГПУ, 1993. — 98 с.
- Маневич Д.В. Совершенствование содержания общего среднего образования на основе теории вероятностей и статистики: Автореф. дисс. на со-иск. уч. степ, д.п.н. — Ташкент, 1990. — 36 с.
- Маневич Д.В. Теория вероятностей и статистика в школьном образовании. -Ташкент, 1989.-224 с.
- Маркушевич А.И. К вопросу о реформе школьного курса математики // Математика в школе. 1964. -№ 6. — С. 4−8.
- Мартынычев И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. М.: Мысль, 1980.- 221 с.
- Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Просвещение, 1996. — 288 с.
- Математика: 6 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, И. Ф. Шарыгин и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Дрофа, 1999. — 416 с.
- Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеева, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С.С. Минаева- Под ред. Г. В. Дорофеева. -М.: Дрофа, 1999.-288 с.
- Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеева, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С.С. Минаева- Под ред. Г. В. Дорофеева.- М.: Дрофа, 1999. 304 с.
- Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б Суворова и др.- Под ред. Г. В. Дорофеева. М.: Дрофа, 2000. — 352 с.
- Математика. Мидлендский экспериментальный учебник. Пер. с англ. Г. Г. Масловой. М.: Просвещение, 1971.-413 с. 1 12. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственное развитие школьника / Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
- Метельский Н.В. Очерки истории методики математики. К вопросу о реформе преподавания математики в средней школе / Под ред. И. Я. Депмана. Минск: Выш. школа, 1968. — 340 с.
- Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Выш. Школа, 1977. — 160 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. М.: Просвещение, 1980. -368 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.- Сост. В. И. Мишин. М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
- Мордкович А., Семенов П. События, вероятности, статистическая обработка данных. Дополнительные материалы к курсу алгебры 7−9 классов общеобразовательной школы // Математика. 2002. — № 34. — С. 17−20.
- Мостеллер Ф., Рурке Р., Томас Дж. Вероятность. М.: Мир, 1969. — 431 с.
- Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями / Под ред. Ю. В. Линника. М.: Наука, 1985. — 86 с.
- Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
- Мухин А.Е. Материалы к проведению факультативного курса «Начала теории вероятностей с элементами комбинаторики» / Методические рекомендации по некоторым вопросам преподавания математики в средней школе. Кург. гор. тип., 1974. — 86 с.
- Нефедова И.Б. Методические возможности калькулятора при обучении младших школьников математике: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. -М., 1997.- 16 с.
- Никольский A.M. Простейшие задачи из теории вероятностей // Математика в школе. 1956. — № 2. — С. 5−16.
- Новохатько М., Дядченко Г., Мамхегов А. Изучаем предмет «Закономерности окружающего мира» // Математика. 1996. — № 15. — С. 1−2.
- Об использовании микрокалькуляторов в учебном процессе // Математика в школе. 1982. — № 3. — С. 6−8.
- Образовательный стандарт основного общего образования по математике // Учительская газета. 2002. —№ 34. — С. 41−43.
- Обсуждение проектов программ // Математика в школе. 1960. — № 1. — С. 4−24.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Госиздат, иностранных и национальных словарей, 1953. — 848 с.
- Осинская В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике. Книга для учителя. Киев: Рад. школа, 1989. -192 с.
- Отражение, познание, логика / Гл. ред. акад. Тодор Павлов. София: 1973.
- Оценка развивающего эффекта обучения на уроках математики в школе. Серия «Методическая помощь учителю» / Сост. Земцова Л. И. Омск: Полиграф, 1993, — 104 с.
- Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов эксперимента. М.: Знание, 1977.-32 с.
- Пичурин Л.Ф. Из опыта преподавания теории вероятностей и математической статистики // Математика в школе. 1968. — № 5. — С. 57−65.
- Плоцки А. Вероятность в задачах для школьников. М.: Просвещение, 1996. — 191 с.
- Плоцки А. Стохастика в школе как математика в стадии созидания и как новый элемент математического и общего образования: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.п.н. СПб., 1992. — 36 с.
- Плоцки А. Стохастические задачи и прикладная направленность в обучении математике // Математика в школе. 1991. — № 3. — С. 69−71.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр Владос, 1996. — 432 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975. -463 с.
- Половина И.П. Педагогические программные средства. Часть I. Основные идеи / Методические рекомендации для разработчиков ППС. Под ред. Проф. М. П. Лапчика. Омск: Республиканский Центр НИТО, 1991. — 70 с.
- Потапов В.Г. Система упражнений и задач по теории вероятностей в средней школе и методика их составления: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1969. 22 с.
- Преподавание математики в средней школе. Сборник трудов. Л.: ГПИ им. А. И. Герцена, 1972. — 260 с.
- Программно-методические материалы: Математика 5−11 кл.: Сборник нормативных документов / Сост. Г. М. Кузнецова. М.: Дрофа, 2000. — 192 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 2000. -584 с.
- Радугин А.А. Философия: курс лекций. М.: Центр, 1997. — 272 с.
- Рекомендации конференции министерствам народного просвещения, относящиеся к преподаванию математики в средне школе // Математическое просвещение. 1957. № 1. — С. 15−18.
- Реньи А.А. Трилогия о математике. М.: Мир, 1980. — 376 с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205 с.
- Ромбе А.А. Об опыте преподавания элементов теории вероятностей в средней школе / Математика и естествознание- Сост. С. И. Шварцбурд. -М.: Просвещение, 1969, — С. 195−210.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М.: Изд-во БРЭ, 1999.
- Рубинштейн C.JT. Проблемы общей психологии. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-228 с.
- Русанова Н.Г. О формировании вероятностно-статистического мышления у учащихся 5−6 классов // Математические структуры и моделирование. -1999.-Вып. 4.-С. 133−139.
- Руссо Ж.Ж. Сочинения / Сост. и ред. Т. Г. Тетенькина. Калининград: Ян-тар. сказ, 2001. — 416 с.
- Рычик М.В. От наглядных образов к научным понятиям. Киев: Рад. школа, 1987.-80 с.
- Салиев А.А. Мышление как система / Под ред. А. А. Брудного. Фрунзе: Кыргызстан, 1974. — 246 с.
- Самигуллина З.П. К методике построения простейших комбинаторных задач на вычисление вероятности в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1969. — 21 с.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. М.: Просвещение, 1995.-240 с.
- Селютин В.Д. Методика формирования первоначальных статистических представлений учащихся при обучении математике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 16 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150 с.
- Скороход А.В. Вероятность вокруг нас. Киев: Наук, думка, 1980. — 195 с.
- Совайленко В.К. Кому нужна неразбериха? // Математика в школе. 2000. — № 2. — С. 2−6.
- Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие для вузов. М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
- Средства обучения математике: Сб. статей / Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1980. — 208 с.
- Стандарты среднего образования (закон) // Учительская газета. 1997. -№ 1.
- Стойлова Л.П. Способы решения комбинаторных задач // Начальная школа. 1994.-№ 1.-С. 72−76.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: Выш. школа, 1986. — 414 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р. н/Д.: Феникс, 1997. — 736 с.
- Суворова С.Б., Шершевский А. А. Множества и операции над ними (IX класс) // Математика в школе. 1967. — № 3. — С. 49−58.
- Сулейманов P.P. Математические электронные игры // Математика в школе.- 1993.-№ 5.-С. 50−51.
- Сурикова С.В. Элементы дискретной математики в предметной подготовке учителя начальных классов в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995.-20 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.-343 с.
- Тарасов Jl.В. Мир построенный на вероятности: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1984.- 191 с.
- Требования к учебникам математики для средней школы // Математика в школе. 1960. — № 1. — С. 56−59.
- Трушанин Д.В. Изучение статистики во французской общеобразовательной школе // Математика в школе. 1994. — № 5. — С. 72−77.
- Турпакова З.И. Множества и операции над ними // Математика в школе. -1971. -№ 1.-С.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили, Б. К. Цаава.- М.: Ин-т практ. псих.- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. 447 с.
- Факультативный курс по математике в средней школе. / Межвуз. научн. сб.- Саратов: Изд-во СГУ, 1989. 148 с.
- Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга // Вопросы психологии. 1963. — № 2. — С. 59−67.
- Фейгенберг И.М. Видеть Предвидеть — Действовать. — М.: Знание, 1986. -158 с.
- Фирсов В.В. Некоторые проблемы обучения теории вероятностей как прикладной дисциплине: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. -27 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 432 с.
- Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. -224 с.
- Фролов И.Т. Введение в философию / Т. 2. М.: Политиздат, 1989. — 639 с.
- Цыпкин А.Г., Пинский А. Н. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. — М.: Наука, 1989. 576 с.
- Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования: Учебное пособие. Омск: ОмГПУ, 1993. — 71 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1994. — 192 с.
- Шикин Е., Шикина Г. Гуманитариям о математике. Рассказ первый. Вероятность есть мера надежды // Математика. 1999. — № 33. — С. 2−10.
- Элементы теории вероятностей // Математика. — 1999. № 41/42. — С. 2124/15−19.
- Яглом A.M., Яглом И. М. Вероятность и информация. М.: Наука, 1973.
- Яглом И.М. Математика и реальный мир. Серия «Математика и Кибернетика». -М.: 1978.-№ 7.-63 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1995. -№ 2. — С. 7−15.
- Abernathy W. Roger. Finding normal probabilities with a hand-held calculator // Mathematics teacher. 1988. — № 8. — P. 651 -652.
- Ptak Dave. Probability and the Seating Cart // Mathematics teacher. 1988. -№ 5. — P. 393−397.
- Litwiller H. Bonnie, David R. Duncan. Maalox ® Lottery: A Novel Probability Problem // Mathematics teacher. 1987. — № 6. — P. 455−456.
- Brooks A. Marie. Statistical process control and control chart: an application for statistics classes // Mathematics teacher. 1987. — № 6. — P. 480−487.
- Shultz S. Harris, Bill Leonard. Probability and Intuition // Mathematics teacher. -1989.-№ 1.-P. 52−53.