Дидактические приемы совершенствования самостоятельной контролируемой работы студентов технического вуза: На примере высшей математики
Диссертация
Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения современной педагогики и психологии, посвященные: разработке дидактических принципов профессионального обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько) — методам проблемно-развивающего обучения (З.И. Калмыкова, Н. Я. Лернер, М.И. Махмутов) — оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский) — деятельностному подходу к развитию… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Место самостоятельной работы в системе математической подготовки студентов втузов
- 1. 1. Анализ требований нормативных документов к уровню математической подготовки выпускников втузов
- 1. 2. Анализ педагогических противоречий образовательного процесса технического вуза
- 1. 3. Определение самостоятельной контролируемой работы студентов втузов
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Теоретическое обоснование структуры и содержания самостоятельной контролируемой работы студентов по высшей математике
- 2. 1. Обоснование выбора методики разработки рациональной структуры и содержания СКРС
- 2. 2. Моделирование структуры и содержания дидактической системы СКРС
- 2. 3. Теоретическое обоснование организации управления СКРС
- 2. 4. Проверка функционирования логико-семантической модели структуры и содержания СКРС
- 2. 5. Анализ учебной информации для построения рациональной структуры индивидуальных заданий по высшей математике
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Разработка методики проведения самостоятельной контролируемой работы студентов по высшей математике
- 3. 1. Система индивидуальных заданий по высшей математике, как основа
- СКРС
- 3. 2. Проектирование рациональной методики СКРС
- 3. 3. Обоснование выбора способа контроля математических знаний и навыков студентов втузов
- 3. 4. Основные результаты педагогического эксперимента по оценке качества разработанной методики проведения самостоятельной контролируемой работы студентов втузов
- 3. 5. Оценка качества самостоятельного обучения студентов с помощью разработанной методики и проверка результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Федеральный Закон от 13 января 1996 г. № 12 ФЗ. «О внесении изменений и дополнений в закон РФ об образовании». — М.: Новая школа, 1996. -64с.
- Федеральный Закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Новая школа, 1996. -51с.
- Указ Президента РСФСР от 11.07.1991 «О мерах по развитию системы высшего образования в РСФСР».
- Указ Президента Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 1553. «О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений» // Бюл. Гос. ком. РФ по высшей школе. 1993. — № 2. — С.1−2.
- Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 года № 424. «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» // Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1996. — № 5. — С.1−2.
- Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 903. «О государственной поддержке интеграции высшего образования и фундаментальной науки» // Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1996. — № 8. — С. 1−3.
- Временное положение о государственном высшем учебном заведении в РСФСР: Утв. постановлением СМ РСФСР от 23 февраля 1991 года № 119 // Бюл. Гос. ком. РСФСР по высшей школе. 1992. — № 4−6. — С.4−10.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1994 года № 407. «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России» //Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию.- 1994. № 7. — С. 1−4.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940. «Об утверждении государственного стандарта высшего профессионального образования» // Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1994. — № 10. — С. 1−9.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 1995 года № 498. «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации» // Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1995. — № 7. — С. 1−4.
- Государственный стандарт высшего профессионального образования. М.: изд-во Гос. ком. РФ по высшему образованию. -1995. -383с.
- Постановление Комитета по высшей школе Мин. науки, высш. школы и технической политики РФ от 13 января 1993 года № 2 «Об утверждении циклов общих естественно-научных дисциплин по направлениям базового высшего образования».
- Решение коллегии Госкомитета РФ по высшему образованию РФ от 6 апреля 1994 года № 5/3 «О технологиях обучения в высшей школе» // Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1994. — № 8. — С.30−34.
- Приказ Гос. комитета РФ по высшему образованию от 4 ноября 1994 года № 1071 «О разработке и внедрении новых технологий обучения в высшей школе // Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию», — 1995. № 1. -С.23−25.
- Решение коллегии Гос. комитета РФ по высшему образованию от 15 марта 1995 года № 5/1 «О программе развития инженерного образования в России // Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию». -1995. № 7. — С.15−16.
- Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации: Утв. Постановлением Госкомвуза России, 31 мая 1995 года № 311// Бюл. Гос. ком. РФ по высшему образованию. 1995. — № 9. — С.41−57.
- Учебные планы по специальностям технологического факультета. -СПб.: СПбИМаш, 1995. -14с.
- Учебная программа изучения дисциплины высшая математика. -СПб.: СПбИМаш, 1995. -31с.1. Книги
- Адлер Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976. -280с.
- Айзенберг А.Я. Самообразование : История, теория и современные проблемы: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1986. -128с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. -368с.
- Архангельский С.И., Мизинцев В. П. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса. М.: Знание, 1989. -42с.
- Архангельский С.И., Михеев В. И. Некоторые проблемы организации выборочных исследований в высшей школе. М.: Наука, 1984. -119с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач : Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. -184с.
- Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск, 1981.319с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. -144с.
- Блинов В.М. Эффективность обучения (методологический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. -192с.
- Власов В.Г. Конспект лекций по высшей математике. М.: Айрис, 1997. -288с.
- Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб. статей /Сост. Е. Г. Глаголева, О.С.Ивашев-Мусатов. М.: Просвещение, 1980. -256с.
- Воспитание учащихся при обучении математике: Кн. для учителя: Из опыта работы/ Сост. Л. Ф. Пичурин. М.: Просвещение, 1987. -175с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -255с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. -132с.
- Гарунов М.Г., Рябинова Е. Н., Кустов Ю. А. и др. Профессионально направленное изучение общетеоретических дисциплин в техническом вузе: Обзор. информ. М.: НИИВШ, 1982. — Вып.11. -44с.
- Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики : Опыт педагогической когнитологии. JL: Изд-во Лен. ун-та, 1989. -144с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977. — 121с.
- Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов. М., 1981. -211с.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М., 1982. -92с.
- Дружинин В.В., Конторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985. -198с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. -160с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. -160с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424с.
- Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы. М.: Мысль, 1985.-79с.
- Казакова Е.И., Заир-Бек Е.С. Педагогические ориентиры успеха. -СПб: РГПУ, 1995. -106с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление, как основа обучаемости /НИИ ОПП АПН СССР. М.: Педагогика, 1981. -200с.
- Куваев М.Р. Методика преподавания математики в вузе /Под ред. Н. Ф. Пестовой. Томск: Изд-во Томского университета, 1990. -387с.
- Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание : Учеб. пособие для мат.спец.вузов. М.: Наука, 1985. -170с.
- Кузьмина Н.В. Методы и исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1970. -114с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. /Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. Т.1−391с., Т.2−318с.
- Леонтьев Л.П., Гохман О. Г. Проблемы управления учебным процессом. Рига: Знание, 1984. -42с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М: Педагогика, 1981. -185с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной технологии. М.: Педагогика, 1991. -296с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение : Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. -367с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ АЛ. Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др.- сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. -336с.
- Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985. -240с.
- Методы педагогических исследований: Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. -208с.
- Методы системного педагогического исследования/ Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1980. -172с.
- Мирошникова М.М. и др. Контроль знаний по математике с применением ЭВМ. М.: Высшая школа, 1990. -191с.
- Михеев В.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогических исследованиях. М.: Просвещение, 1986. -219с.
- Михелькевич В.Н., Быстров С. Ф., Рябинова Е. Н. и др. Системное управление и оптимизация нормирования самостоятельной работы студентов: Обзор, информ. М.: НИИВШ, 1985. — Вып. 3. -48с.
- Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям : Учеб. пособие. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1987. -144с.
- Нурминский И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М: Педагогика, 1991. -224с.
- Обухов B.JI. Системность элементов дидактики. JL, 1985. -112с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.382с.
- Опыт интенсификации обучения математике на младших курсах педагогического вуза/ С. А. Моисеев, Н. М. Суворов. М.: НИИВО, 1994. -60с.
- Основы дидактики/ Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967. -472.
- Основы педагогики и психологии высшей школы/ Под. ред. акад. АПН СССР А. В. Петровского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -303с.
- Педагогика/ Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984. -368с.
- Преподавание математики в школе и вузе: проблемы и перспективы: Тез. докладов Герценов, чтений, посвящ. 75-летию каф. методики преподавания математики и фак. математики/ Под ред. И. В. Барановой и др. -СПб: Образование, 1994. -46с.
- Психология подготовки специалистов для современного производства/ Под ред. А. И. Подольского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. -187с.
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов для всех специальностей / Мин. общ. и проф. образования Российской Федерации, Моск.гос. акад. печати/ Сост. М. В. Зотова. М.: МГАП, 1996. -18с.
- Рычик М.В. Методическое воплощение учебного материала и построение учебных ситуаций/ Под ред. Г. С. Костюха, Г. А. Балла. Киев, 1986. -114с.
- Самарин Ю.П., Рябинова Е. Н., Бекренев А. Н. и др. Практика применения активного обучения в процессе изучения общеобразовательных дисциплин: Обзор, информ. М.: НИИВШ, 1987. Вып.8. -44с.
- Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей/ Сост. С. И. Демидова, Л. О. Денищева. М.: Просвещение, 1985. -191с.
- Самостоятельная работа студента: Учебн. пособие/ Сост. И. А. Абелян и др./ Под ред.проф. И. П. Новикова и др. СПб: Образование, 1994. -112с.
- Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике: Кн. для учителя: Из опыта работы /Сост. Ю. Д. Кабалевский. М.: Просвещение, 1988. -128с.
- Свиридов А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1981. -262с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. -95с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. -152с.
- Современные проблемы методики преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. и физ.-мат. спец. пед .ин-тов/ Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. -304с.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала : Вопросы дидактического анализа/ Под ред. М. А. Данилова. М.: Педагогика, 1974. -192с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. -344с.
- Торбан И.Е. Организация самостоятельной работы студентов в условиях адаптивной системы обучения : Пособие для преподавателей высш.шк. М.: Прометей, 1989. -72с.
- Турбович Л.Т. Информационно-семантическая модель обучения. -Л., 1970. -102с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. -192с.
- Фоменко В.Т. Исходные логические структуры процесса обучения. -Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1985. -216с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: Просвещение, 1983. -113с.
- Фройденталь Г. А. Математика как педагогическая задача : Книга для учителя/ Под ред. Н. Я. Виленкина. М.: Просвещение, 1983. -192с.
- Хохлов Н.Г., Осипов К. А., Шмидт В. О. Система «завод втуз»: Обзор, информ, М.: ЕИИВШ, 1987. Вып.4.-40с.
- Цетлин B.C. Доступность и трудность в обучении. М.: Педагогика, 1984. -103с.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Педагогика, 1986. -179с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. -223с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе Высшего образования. М.: Высшая школа. 1986. -135с.1. Статьи
- Болотник JI. B, Соколова М. А. Тематическая модель структуры учебного материала // В кн.: Проблемы педагогических измерений. М., 1984. С.78−86.
- Данилов-Данильян В.И., Рыбкин А. А. Моделирование: Системно-методологический аспект //В кн.: Системные исследования. М.: Наука, 1983. С.182−209.
- Ковалев А., Минеев В. Системный подход к подготовке специалиста// Вестн. высшей школы. 1992. — № 1. — С. 19−24.
- Кан-Калик В. А. Гибкие модели учебного процесса // Вестник высшей школы. 1989. — № 4. — С.7−11.
- Михнушев А.Г. Структурно-системное представление учебного материала как важный фактор активизации познавательной деятельности обучаемых//Программированное обучение. 1980. — Вып. 17. — С.31−49.
- Монахов В.Н., Гуревич В. Ю. Оптимизация объема и структуры учебного материала// Сов. педагогика. 1981. — № 12. — С.61−65.
- Морозов В.И. От заучивания к технологии самоподготовки. // Вестник высшей школы. — 1987. — № 6. — С.44−47.
- Опилят Я.Г. Решение педагогических ситуаций // Сов. педагогика. -1988.-№ 11.-С.45−51.
- Панчешникова JI.M. Опора на дидактику в методических исследованиях // Сов. педагогика. 1986. — № 5. — С.29−33.
- Петрова В.Г. О гуманизации математического образования // Высш. образование в России. 1994. — № 4. — С.45−49.
- Самарин Ю.П., Рябинова Е. Н., Лернер М. Е., Гарунов М. Г. Пути совершенствования математического образования в техническом вузе // Совр. высш.школа. 1985. — № 4. — С.235−239.
- Татур Ю. Диверсификация высшего образования в России : начало пути // Вестн. высшей школы. 1992. — № 4−6. — С.36−39.
- Уемов А.И. Анология и учебный процесс // В кн. Логика и проблемы обучения. М.: Педагогика, 1977. — С. 11−37.
- Яныгина О.И. Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов // В кн. Инновационные методы обучения в вузе. -Мурманск, 1993. С. 101−105.
- Диссертации и авторефераты
- Абрамова Л.Г. Индивидуальный подход как средство коррекции учебно-познавательной деятельности студентов (на прим. курса высш. математики). Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1988. -16с.
- Бикмурзина P.P. Дифференцированный подход к формированию познавательной самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике. Автореф. дис. канд. пед. наук. Саранск, 1996. -18с.
- Бокарева Г. А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1989. -57с.
- Володин А.А. Методика построения и использования систем упражнений для самостоятельной работы студентов при решении математических задач с помощью персонального компьютера. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1993. -16с.
- Гапон Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1991.-30с.
- Гелашвили Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работой студентов в процессе обучения . Автореф. дис. докт. пед. наук. Тбилиси, 1988. -51с.
- Георгиева П. Исследование и разработка информационной модели изучаемого в вузе материала. Автореф. дис. канд. пед. наук. Одесса, 1977. -54с.
- Гусева Н.Д. Особенности применения методов многомерного статистического анализа в педагогическом исследовании. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1973. -62с.
- Кавалюнас Р.А. Модель знаний для управления процессом автоматизированного обучения. Автореф. дис. канд. тех. наук. Каунас, 1987. -34с.
- Кобзарев В.А. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов на основе информационно-дидактического обеспечения практических занятий. Автореф. дис. канд. пед.наук. JL, 1988. -16с.
- Кучинскас В.К. Эргономические основы интенсификации учебного процесса в высшей школе : теоретическое обоснование и пути реализации. Автореф. дис. докт. пед. наук. Тбилиси, 1988. -48с.
- Мизинцев В.П. Моделирование и количественные характеристики дидактических объектов. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970. -26с.
- Миничкина Н.В. Формирование логических приемов мышления как условия самостоятельной познавательной деятельности студентов (на материале доказательства теорем по высшей математике). Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. -17с.
- Нечаев Н.Н. Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972. -28с.
- Нечаева Т. А. Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов. Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб, 1992.-16с.
- Слободянюк А.А. Научно-методические основы создания и использования комплекса технологий обучения в профессиональной подготовке студентов технического вуза. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. -59с.
- Спиней А. А. Управление познавательной деятельностью первокурсников в системе практических занятий (на материале высшей математики в техн. вузе). Автореф дис. канд. пед. наук. М., 1992. -22с.
- Тесленко B.C. Пути повышения познавательной самостоятельности студентов первых курсов втузов на практических и семинарских занятиях по математике. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1987. -18с.
- Уваров А.Ю. Информационное моделирование, как метод дидактических исследований. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971. -24с.
- Харитонова И.В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении математике в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Саранск, 1996. -18с.
- Шабунин М.И. Научно-методические основы углубленной математической подготовки учащихся средних школ и студентов вузов. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. -61с.
- Шарашидзе В.З. Педагогические основы управления процессом обучения в вузе путем согласования логики учебной информации и ее содержания. Автореф. дис. канд. пед.наук. Тбилиси, 1987. -29с.
- Шатуновский В.Л. Теория и практика разработки системы дидакто-методического обеспечения процесса обучения студентов общеинженерным дисциплинам. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1990. -57с.
- Шевчук Л.И. Диагностика уровней усвоения. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1976. -28с.
- Юдрупа Б.К. Модель организации усвоения высшей математики студентами вуза. Автореф. дис. канд. пед. наук. Рига, 1989. -17с.
- Ярцева С.Е. Дидактическое моделирование самостоятельной работы студентов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ташкент, 1991. -17с.1. Публикации автора
- Кочура А.Е., Подкользина JI.B. Профилированные компьютерные лабораторные работы по курсу «Вычислительные методы линейной алгебры» для инженерных специальностей // Альтернативные системы образования и обучения. Новгород, 1994. — С. 56−57.
- Подкользина Л.В. Методика выполнения индивидуальных заданий по высшей математике // Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы подготовки специалистов. Петродворец: ВВМУРЭ им. Попова, 1996.-С. 73−74.
- Подкользина JI.B. Методика разработки индивидуальных заданий по курсу высшей математики для студентов ВТУЗа // Альтернативные системы образования и обучения. Новгород, 1994. — С. 85.
- Подкользина JI.B. Особенности самостоятельной контролируемой работы студентов втузов по высшей математике // Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы подготовки кадров. Петродворец: ВМИРЭ, 1999.-С. 89−92.
- Подкользина JI.B., Пышко М. Н. Непрерывная графическая и математическая подготовка в системе школа-вуз: В сб. докладов семинара Дома ученых им. Горького. СПб, 1995. — С. 11−13.
- Подкользина JI.B. Рациональная структура построения и содержания самостоятельной контролируемой работы студентов втузов // Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы подготовки специалистов. -Петродворец: ВВМУРЭ им. Попова, 1997. С. 103.
- Подкользина JI.B. Технология самостоятельной работы студентов по высшей математике: Учеб. пособие. СПб: СПИМаш, 1999. — 76 с.
- Подкользина JI.B., Трапезников И. И. Тригонометрические уравнения, методы их решения и применения: Учеб. пособие. СПб: ЛИМаш, 1992. -24 с.
- Подкользина JI.B. Управление качеством самостоятельной работы студентов втуза на занятиях по высшей математике // Проблемы подготовки специалистов. СПб: ВВМУ им. Фрунзе, 1998. — С. 117−121.