Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели в педагогике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Безусловно, и концептуальные, и нормативные модели не обязательно выражаются в словесной форме, — наоборот, в подавляющем большинстве исследований авторы пытаются изобразить их в виде схем, рисуночных и других иллюстраций, что, с нашей точки зрения, вполне закономерно, исключая, конечно, такие случаи, когда схема, диаграмма и т. п. требуют столь длинных и пространных комментариев, что из средств… Читать ещё >

Модели в педагогике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здесь мы считаем целесообразным поговорить о моделях в педагогике чуть подробнее. Для педагогики справедлив тот тезис, который утверждает, что все, чем занимается наука, чем она оперирует, есть модели окружающего мира разной степени адекватности, конечно, разной степени общности и области применимости. Потому, наверное, даже начинающему поисковику-педагогу нетрудно понять, что и педагогические понятия, и закономерности, и принципы, и подходы, и критерии, и условия, и даже методики или технологии являются примерами моделей. В педагогике модели не обязательно должны строиться на языке математических формул и уравнений — во многих случаях авторы называют моделями и качественные обобщенные теоретические описания фрагментов педагогической действительности (например, таких, о которых только что шла речь). В более конкретном смысле педагогические модели понимаются как аналоги фрагментов образовательной реальности, представленные посредством выделения автором взаимосвязанных этапов достижения проектируемого результата; как правило, словесное описание модели дополняется ее схематическим представлением в виде тезисов, помещенных внутри обозначающих определенные блоки квадратов, прямоугольников, окружностей, эллипсов, которые для иллюстрации связей между отдельными блоками соединяются в определенной логике стрелками или другими (позиционирующими отношения причинности, следования, опосредования, обусловливания и различные другие) элементами понятной большинству читателей графики.

Вернемся к концептуальным и нормативным моделям и приведем в связи с этим один пример. Предположим, что некий гипотетический автор изучает проблему использования мотивационного потенциала персонифицированной истории науки с целью повышения уровня осознания субъектами вузовского сообщества значимости педагогической деятельности. В качестве концептуальной модели этот автор может предложить следующее утверждение: педагогические взгляды и идеи ученых непедагогического направления (например, математиков, химиков, физиков), в частности, опубликованные ими для широкой общественности, а также интересные педагогические сюжеты биографий, описанных ими в педагогических или мемуарных изданиях, могут способствовать повышению интереса вузовских преподавателей к системному изучению основ педагогической науки — прежде всего потому, что указанные выше персоналии глубоко личностно значимы для реципиентов — вузовских преподавателей естественно-математического профиля (работает логический принцип ссылки на авторитет). В соответствующей нормативной модели автор может обозначить конкретные формы наполнения содержания, например, последипломного образования преподавателей вузов и университетов материалом, связанным с персонифицированной историей науки. Среди них могут быть: короткие историконаучные паузы в традиционных лекциях по педагогике и педагогическим технологиям; крупные фрагменты лекционного материала, относительно законченные в смысловом отношении и логично встроенные в традиционное содержание образования; элективные курсы соответствующей направленности; специальным образом ориентированные семинарские занятия; учебно-научные конференции, импровизированные выставки с презентацией фотографий, слайдов, научных статей и книг обсуждаемых персоналий и многое другое.

Безусловно, и концептуальные, и нормативные модели не обязательно выражаются в словесной форме, — наоборот, в подавляющем большинстве исследований авторы пытаются изобразить их в виде схем, рисуночных и других иллюстраций, что, с нашей точки зрения, вполне закономерно, исключая, конечно, такие случаи, когда схема, диаграмма и т. п. требуют столь длинных и пространных комментариев, что из средств наглядности превращаются в ребусы и потому нецелесообразны в авторском варианте.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой