Технологии обучения взрослых
![Реферат: Технологии обучения взрослых](https://westud.ru/work/6432836/cover.png)
Продолжая сопоставление двух базовых образовательных моделей, следует заметить, что они в реальном образовательном процессе воплощаются в виде различных организационных форм обучения. Как известно, основными формами организации профессионального обучения, или оргформами, являются лекция, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа слушателей (СРС), различного рода… Читать ещё >
Технологии обучения взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В предыдущих разделах мы выявили некоторые «точки отсчета», основания, позволяющие нам перейти к обсуждению вопросов, связанных с технологиями обучения взрослых. Это, с одной стороны, представления о взрослом человеке, попадающем в образовательное пространство, а с другой, — современные подходы к развитию профессионального образования взрослых.
В этом разделе книги мы сначала предпримем попытку обобщения выявленных оснований, предложив Вашему вниманию две базовые образовательные модели и соответствующие им формы организации обучения, а затем перейдем к рассмотрению собственно технологий обучения взрослых.
Модели и формы организации образовательного процесса
В последние десятилетия в мире происходят интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. При всей сложности этого процесса, начало которому положено еще на рубеже XIX—XX вв.еков, и пестроте современных инноваций отличия классической и новой парадигмы сводятся к следующему [21, с. 13]:
Классическая парадигма (традиционное обучение). | Новая, неклассическая парадигма (развивающее образование). |
1. Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. | 1. Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения, саморазвития и самореализации личности. |
2. Человек — простая система. | 2. Человек — сложная система. |
3. Знания — из прошлого («школа памяти»). | 3. Знания — из будущего («школа мышления и развития личности»). |
4. Образование — передача ученику известных образцов знаний, умений, навыков. | 4. Образование — созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного освоения культурноисторического опыта. |
Окончание таблицы
Классическая парадигма (традиционное обучение). | Новая, неклассическая парадигма (развивающее образование). |
5. Ученик — объект педагогического воздействия, обучаемый | 5. Ученик — субъект познавательной деятельности, обучающийся |
6. Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого | 6. Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и обучающегося |
7. «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого. | 7. Активная, творческая деятельность обучающегося. |
Вы, конечно, заметили, что все четыре подхода, которые мы с Вами обсуждали в первом разделе книги, относятся к новой образовательной парадигме. Обозначим эти подходы термином «развивающее образование», отделив тем самым эту новую реальность от традиционного обучения.
Теперь мы можем сравнивать концептуальные модели традиционного обучения и развивающего образования (рис. 3.1).
![Особенности основных образовательных моделей.](/img/s/8/80/1417280_1.png)
Рис. 3.7. Особенности основных образовательных моделей
Схема организации классического образования выглядит следующим образом: «ЗНАНИЕ — ПОНИМАНИЕ — ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ». Целью и результатом такого типа обучения являются знания и навыки решения стандартных задач.
Схема организации развивающего образования принципиально иная: «ОПЫТ — РЕФЛЕКСИЯ — ЗНАНИЕ — ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СИТУАЦИЯХ».
Целью и результатом подобной организации образовательного процесса является развитие компетентности специалиста как интегральной характеристики, выражающей способность человека успешно осуществлять конкретную производственную деятельность в рамках принятых стандартов в ситуации неопределенности.
Продолжая сопоставление двух базовых образовательных моделей, следует заметить, что они в реальном образовательном процессе воплощаются в виде различных организационных форм обучения. Как известно, основными формами организации профессионального обучения, или оргформами, являются лекция, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа слушателей (СРС), различного рода практики. Именно из них образуется «ткань» образовательного процесса (рис. 3.2).
![Классические формы организации профессионального обучения.](/img/s/8/80/1417280_2.png)
Рис. 3.2. Классические формы организации профессионального обучения
Под организационными формами обучения (оргформами) понимаются специфические варианты педагогического общения между обучающими и обучающимися в образовательном процессе, или целостные совокупности завершенных способов осуществления образовательной деятельности на ее различных этапах [22].
В оргформе как в инвариантной «клеточке» соединяются воедино цели, содержание образования, тип педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса и, наконец, методы и средства обучения и образования [23].
Если так, то каждая оргформа зависит от тех целей, содержания образования и прочих элементов, определяющих целостную образовательную модель. Это означает, что вслед за изменением образовательных моделей, на которых строит образовательную деятельность то или иное образовательное учреждение, неизбежно изменяются и оргформы: их состав, свойства, функции.
Но можно посмотреть на это и иначе: та или иная образовательная модель может быть выражена через совокупность тех или иных форм организации обучения. Через оргформы можно обнаружить сущность той или иной образовательной модели. Это — симметричная связь между оргформами и образовательными моделями.
Современное образование дает нам множество примеров этой связи между образовательной моделью и оргформами. Так, развивающееся быстрыми темпами Открытое дистанционное образование привнесло в педагогику новые оргформы, которые не могли возникнуть в другой образовательной модели. Речь идет о таких оргформах, как, например, виртуальный тьюториал, выездная Воскресная школа, синхронная видеоконференция, вебинар и пр. Процесс возникновения и развития оргформ не завершен, а, напротив, набирает скорость. Правда, за многими новыми названиями оргформ зачастую можно увидеть все те же: лекцию, семинар, практическое занятие… И все же в хорошем образовательном учреждении эти оргформы приобретают новые черты.
Очевидно, что такие оргформы, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа слушателей (СРС) и практика, да еще и встроенные в расписание занятий в перечисленной последовательности и в привычном для нас содержательном наполнении, воплощают собой модель классического образования. Мы говорим о ней как о модели, ориентированной на освоение слушателями знаний, умений и навыков для повышения качества своей профессиональной деятельности. Однако следует заметить, что и сама эта модель в современных условиях изменяет свой облик. А вместе с ней изменяются и сущностные черты традиционных оргформ.
Концептуальная схема развивающего образования воплощается в ином сочетании оргформ (рис. 3.3).
![Формы организации образования взрослых в контексте парадигмы развивающего образования.](/img/s/8/80/1417280_3.png)
Рис. 3.3. Формы организации образования взрослых в контексте парадигмы развивающего образования
Эти различия между составом оргформ наглядно демонстрируют различия между основаниями образовательных моделей. Для преподавателя, тьютора важно понимать эти основания, с тем чтобы каждый раз определять функциональное предназначение и условия уместности применения той или иной оргформы.
Представленные на рис. 3.3 оргформы в явном виде воплощают три модели педагогического общения:
- 1- я модель общения — индивидуальная самостоятельная работа слушателей;
- 2- я модель общения — коллективная самостоятельная работа слушателей;
- 3- я модель общения — коллективная самостоятельная работа слушателей с участием преподавателя, тьютора.
Эти три модели педагогического общения в совокупности образуют полный цикл деятельности по развитию желаемого уровня компетентности, сообщая этому циклу свойства необходимости и достаточности. Посмотрим, как это происходит в реальности.
Обучающийся вначале осмысливает индивидуальный опыт и осуществляет сбор информации. При этом у него возникают затруднения, связанные с недостаточностью собственных знаний и способностей, что актуализирует потребность в «другом» — привлечении дополнительных знаний, опыта и способностей. В роли «другого» сначала выступает группа, а затем, по мере возникновения новых затруднений, — преподаватель как носитель интегрированного опыта и инструментария (знаний-средств и знаний-способов деятельности), позволяющих организовать рефлексию и найти адекватное решение проблемы. После этого слушатель снова должен вернуться к самостоятельному поиску для встречи с новыми затруднениями и открытиями.
Фактически эта «петля» наращивания компетентности [23] представляет собой универсальный механизм расширения индивидуального опыта и развития способностей человека, составляющий сущность образования как всеобщей формы развития (рис. 3.4).
![«Петля» наращивания компетентности.](/img/s/8/80/1417280_4.png)
Рис. 3.4. «Петля» наращивания компетентности
В табл. 3.1 предложена возможная версия использования различных оргформ для той или иной модели педагогического общения.
Выбор оргформ относительно моделей педагогического общения
Модели педагогического общения. | Оргформы. |
Модель 1. Индивидуальная самостоятельная работа слушателей. | Индивидуальная самостоятельная работа с информацией (восприятие, осмысление, опыт применения при решении стандартных задач). Письменные задания. |
Модель 2. Коллективная самостоятельная работа слушателей. | Семинары. Интернет-конференции и форумы. Вебинары. Практикумы. Группы поддержки. |
Модели педагогического общения. | Оргформы. |
Модель 3. Коллективная самостоятельная работа слушателей с участием преподавателя. | Лекции (установочные, инструментальные, рефлексивные). Семинары (в том числе в форме тьюториалов). Интернет-конференции и форумы. Деловые игры. Тренинги. Практикумы. Выездные (Воскресные) школы. |
Однако действительной особенностью развивающего образования является не столько разнообразие оргформ, сколько специфика внутреннего «устройства» каждой из них. Например, самостоятельная деятельность слушателей происходит здесь не в виде пассивной работы с учебниками, а в форме активных групповых и индивидуальных занятий. На рис. 3.5 представлена одна из моделей организации активного группового занятия.
![Модель активного группового занятия.](/img/s/8/80/1417280_5.png)
Рис. 3.5. Модель активного группового занятия
Подведем некоторые предварительные итоги обсуждения двух образовательных парадигм, соответствующих им двух базовых моделей и оргформ.
- 1. Существуют принципиальные отличия в целеполагании и концептуальных схемах организации образовательного процесса в рамках парадигм традиционного обучения и развивающего образования, что предопределяет различия в ведущих оргформах, их функциональносмысловом наполнении и последовательности введения.
- 2. Основным субъектом в развивающем образовании является сам обучающийся, который осуществляет учебную деятельность, направленную на развитие собственной компетентности. Преподаватель и учебная группа выступают в роли «другого», помогающего обучающемуся преодолевать этот сложный путь, компенсируя его временную неполную субъектность.
- 3. Ведущей оргформой в развивающем образовании начинает выступать самостоятельная работа обучающегося (индивидуальная и групповая, аудиторная и внеаудиторная), относительно которой все другие оргформы приобретают «второуровневое», или вспомогательное, значение.
Фактически все технологии обучения взрослых направлены на то, чтобы организовать активную самостоятельную деятельность слушателей, направленную на развитие собственной компетентности. В дальнейших разделах учебного пособия мы с Вами детально обсудим, как это происходит реально.