Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование синтаксического строя письменной речи у учащихся старших классов вспомогательной школы: (На материале сложного предложения)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Усвоение синтаксических норм и совершенствование умений строить предложения в соответствии с этими нормами — важная сторона формирования речи учеников. Не случайно овладение синтаксическим строем языка в программе вспомогательной школы выделено в качестве одного из направлений работы над речью умственно отсталых детей. Школа должна научить учащихся строить предложения в соответствии с законами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОВЛАДЕНИЕ КОШТШЩИЯШ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ И НОРМАЛШО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ДЕТШИ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Усвоение сложных предложений детьми дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием
    • 1. 2. Овладение сложными предложениями учащимися в школьном возрасте
    • 1. 3. Особенности овладения сложными предложениями умственно отсталыми школьниками
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАЩМСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ МОЛЫ
  • П. 1. Задачи и методика констатирующего эксперимента
  • П. 2. Анализ синтаксических конструкций, использованных учащимися в самостоятельных письменных работах
  • П.З. Преднамеренное построение учащимися сложных предложений
    • 1. Заканчивалие начатых сложносочиненных предложений
    • 2. Заканчивание сложноподчиненных предложений
    • 3. Восстановление нарушенного порядка слов в сложных предложениях
  • Выводы
  • ГЛАВА III. СИСТЕМА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД СЛОЖНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В У-УШ КЛАССАХ ВЩОШГАТЕШОЙ ШКОЛЫ
  • Ш. 1. Психолого-педагогическое обосиоваияе оргашзацкк обучающего эксперимента
  • Ш. 2. Система практических упражнений по синтаксису сложного предложения в 1-ЗГШ классах
  • Ш. З. Обсуждение полученные результатов
  • ЗАШЯЕНИЕ

Формирование синтаксического строя письменной речи у учащихся старших классов вспомогательной школы: (На материале сложного предложения) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей задачей на современном этапе партия считает воспитанже у каждого человека потребности в труде, ясного осознания необходимости добросовестной работы на общее благо (Материалы Пленума ЦК КПСС, 1983). В решении этой задачи особая роль принадлежит системе народного образования.

Вспомогательная школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в самостоятельную трудовую жизнь. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых выпускников невозможна без практического овладения ими родным языком. Задача повышения общего уровня развития и культуры речи учащихся решается путем дальнейших поисков эффективных форм и методов обучения.

Усвоение синтаксических норм и совершенствование умений строить предложения в соответствии с этими нормами — важная сторона формирования речи учеников. Не случайно овладение синтаксическим строем языка в программе вспомогательной школы выделено в качестве одного из направлений работы над речью умственно отсталых детей. Школа должна научить учащихся строить предложения в соответствии с законами литературного языка, применять полученные знания в речевой практике. Это может быть осуществимо при условии, если обучение русскому языку строится и на базе элементарных теоретических сведений, и на базе развития речи и мышления умственно отсталых школьников.

Исследования, посвященные изучению речи учеников вспомогательной школы, и наблюдения показывают, что даже в старших классах дети-олигофрены редко пользуются сложными синтаксическими конструкциями, допуская при их построении ошибки конструктивного ж стилистического характера. Ошибки, возникающие яри построения сложных предложений у умственно отсталых школьников, обусловлены не только непониманием ими структуры предложений, роли служебных слов, но ж неразработанностью данного раздела программы в существующей специальной методике русского языка.

Данное исследование посвящено созданию системы устных и письменных упражнений по синтаксису сложного предложения «применение которой на протяжении изучения курса русского языка в 1-УШ классах вспомогательной школы поможет умственно отсталым учащимся в определенной мере овладеть различными синтаксическими конструкциями. Этим и объясняется актуальность выбранной нами теш исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

— получены данные, характеризующие особенности синтаксического строя письменной речи учащихся У-УШ классов вспомогательной школы в плане насыщенности ее сложными предложениями;

— проанализированы с точки зрения направленности на обогащение письменной речи старшеклассников сложными грамматическими конструкциями содержание учебной программы, учебников и практической деятельности учителей русского языка вспомогательной школы;

— разработана система подготовительных синтаксических упражнений для учащихся J-ЗШ классов с целью обогащения их речи сложными предложениями в соответствии с требованиями программы;

— определена динамика развития синтаксического строя письменной речи умственно отсталых старшеклассников под воздействием систематического выполнения постепенно усложняющихся упражнений со сложными предложениями.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Нарушения познавательной деятельности умственно отсталых школьников, методическая неразработанность путей обогащения их речи сложными грамматическими конструкциями приводят к тому, что у учащихся недостаточно формируются умения выражать свои мысли правильно построенными предложениями.

2. При существующей методике обучения умственно отстаг-лых учащихся русскому языку от I к 1Ш классу наблюдаются незначительные сдвиги в овладении школьниками сложными синтаксическими конструкциями.

3. Показателем уровня сформировавшем синтаксического строя письменной речи является не только употребление школьниками предложений различных типов, но и правильность их построения.

4. Разработанная в исследовании система практических синтаксических упражнений, осуществляемая на уроках русского языка в старших классах, позволяет выработать у умственно отсталых учащихся относительно прочные навыки пользования сложными предложениями в самостоятельной устной и письменной речи.

Выводы по результатам обучающего эксперимента.

Сопоставительный анализ данных контрольного и обучающего экспериментов свидетельствуют о том, что учащиеся, находившиеся под влиянием коррекционного обучения, приобрели определенный навык и умения в синтаксическом оформлении письменных работ.

Улучшение синтаксического строя изложений и сочинений проявилось в разных направлениях:

1. Рачительно возрос объем письменных работ, особенно сочинений по картине,.

2. Простые предложения остались основной структурной единицей ученических работ, однако их удельный вес сократился во всех видах письменных работ.

3. 0 возросших умениях и навыках в употреблении сложных предложений говорит тот факт, что ученики экспериментальных классов, за небольшим исключением, использовали сложные предложения в экспериментальных заданиях,.

4. Изменилось соотношение бессоюзных и союзных сложных предложений. Уменьшилось число бессоюзных, увеличилось количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Особенно это заметно в сочинениях по картине.

5. Стали разнообразней виды отношений, выражаемых сложными предложениями. 6 бессоюзных, кроме перечисления и присоединения передавались отношения причины и обоснования. Уменьшилось количество сложносочиненных предложений с соединительным союзом «и», увеличилось число предложений с противительными союзами «а», «но*.

6. Общее число как сочинительных, так и подчинительных союзов в работах учеников экспериментальных классов возросло почти в три раза.

7. Наиболее распространенными в работах учащихся контрольных классов оказались сложноподчиненные предложения с придаточными времени и изъяснителъно-объектными. В экспериментальных классах заметно возросло число сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, дели, причины.

8. Одним из важных показателей сформированности синтаксического строя является правильность использования различных типов предложений. В работах учеников экспериментальных классов по сравненшф контрольными сократилось число нерас-члененных грамматических конструкций, школьники реже ошибались в определении границ простых ж сложных предложений, редко нарушали соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Проведенный эксперимент подтверждает мысль психологов и методистов о необходимости введения в старших классах практических синтаксических упражнений, направленных на обогащение речи учащихся вспомогательных школ сложными предложениями .

— 142 -ЗАКЛШЕВИЕ.

В данном исследовании сделана попытка научного обоснования возможности совершенствования письменной речи умственно отсталых старшеклассников в процессе обучения русскому языку, осуществлены разработка и апробация системы подготовительных синтаксических упражнений, расчитанных на обогащение речи олигофренов сложными предложениями.

Теоретический анализ общепедагогической и психологической литературы дает возможность сделать вывод о том, что нормально развивающиеся дети рано овладевают сложными грамматическими конструкциями. Благодаря языковому чутью у них вырабатываются динамические стереотипы, на основе которых произнесение сложных предложений превращается в автоматизи-рованно протекающий процесс. Употребление разнообразных сложных синтаксических конструкций является одним из показателей речевого и умственного развития школьников.

Умственно отсталые дети без специального обучения не овладевают в должной мере структурой сложного предложения. Разработка я внедрение в процессе изучения русского языка специальной системы практических синтаксических упражнений будет способствовать улучшению речевого и умственного развития умственно отсталых школьников.

Изучение действующей системы обучения русскому языку в старших классах вспомогательной школы, анализ литературных источников по проблеме исследования, методических рекоиен-даций, Программы и объяснительной записки к ней, учебников по русскому языку для У-УШ классов, поурочных планов и посещенных уроков, а также изучение уровня сформированное^ синтаксического строя речи учащихся в процессе выполнения различных видов самостоятельных работ показали, что существующая в настоящее время методика обучения русскому языку умственно отсталых школьников недостаточно ориентирует учителя на обогащение речи учащихся разнообразными типами предложений, в том числе — сложными.

Установлено, что учащиеся вспомогательной школы пользуются сложными предложениями лишь в ограниченном количестве и допускают при этом разнообразные речевые ошибки, которые связаны с недоразвитием познавательной деятельности, трудностями усвоения 1рамматичесних понятий, неумением передать с помощью языковых средств причинно-следственные, временные и другие отношения, несформированностью навыка самоконтроля при письме и т. д. При написании сочинений и изложений типичными являются ошибки конструктивного характера, выражающиеся в том, что школьники затрудняются определять границы простых и сложных предложений, пропускают союзы, заменяют их, допускают нарушения норм согласования и управления.

При выполнении грамматических упражнений школьники идут разными путями. Так, при заканчивании сложносочиненных предложений с противительными союзами «а», «но» они строят правильные, с точки зрения литературных норм, грамматические конструкции. Продолжая начатое сложносочиненное предложение с соединительным союзом «и», школьники конструируют простые предложения с однородными членами.

В сложноподчиненных предложениях с придаточными причины, времени, изъяснительно-объектными допускаются нарушения видо-времеиных форм глаголов-сказуемых. Смешение союза или неточное его использование встречалось в сложноподчиненных предложениях с придаточными следствия. Случаи повторения одних и тех хе слов зафиксированы в сложноподчиненных предложениях с придаточными уступительными и присубстантивно-атрибутявными.

При восстановлении нарушенного порядка слов трудности вызывало нахождение точного места слова в сложном предложении, необходимость изменять форму слова в соответствии со смыслом высказывания.

Результаты констатирующего эксперимента, лингво-мето-дическое положение о тесной связи морфологии и синтаксиса, данные олигофренопедагогики и специальной психологии о возможностях развития речи в условиях организованного обучения легли в основу разработанного нами формирующего эксперимента, содержанием которого явилось создание системы и методики применения практических синтаксических упражнений со сложными предложениями для У-УШ классов вспомогательной школы.

Обучающий эксперимент предусматривал усвоение учащимися некоторых теоретических сведений о структуре сложного предложения и формирование умений и навыков применять сложные конструкции в устной и письменной речи. При этом осуществляйся последовательный переход от упражнений на основе образца к упражнениям творческого характера. В процессе реализации условий нашего эксперимента этот переход базировался на накоплении навыков построения сложных предложений при выполнении различных по трудности заданий: упражнения с готовыми текстами, видоизменение данных конструкций, построение сложных предложений, воспроизведение связных текстов с сохранением нужных конструкций, самостоятельные письменные работы с установкой составления не только простых, но.

— 145 -и сложных предложений.

Во время обучения серьезное внимание уделялось выразительному чтению предложений разных конструкций, умению находить границы нерасчлененных текстов, редактированию предложений.

Выполняя требования программы, мы стремились сочетать синтаксические упражнения с изучением морфологии и орфографии. С этой целью на уроках проводили синтаксический раэбор простых и сложных предложений. Школьники указывали основные признаки предложений, затем объясняли правописание знакомых орфограмм.

Существенное значение в разработанной нами системе имело то, что в тематических планах учителей всех экспериментальных классов тема «Сложное предложение» планировалась в начале учебного года на весь год, что давало возможность знакомить школьников с новыми для них грамматическими конструкциями в течение длительного времени.

Обучение, направленное на обогащение речи умственно отсталых старшеклассников сложными предложениями, осуществлялось в классах, все учащиеся которых имели один диагноз, идентичный возраст, примерно одинаковые умения синтаксического оформления текстов.

Результаты экспериментальной работы, проведенной на протяжении 4-х лет обучения, подтвердили предположение о том, что под воздействием длительной, специально разработанной системы практических синтаксических упражнений, постоянной связи синтаксиса, морфологии и орфографии, внимания к выразительному чтению, постепенного усложнения структуры предложений станет более разнообразной синтаксическая сторона устной и письменной речи, возрастет процент правильно построенных предложений.

При детальном изучении синтаксического строя письменной речи учащихся У-УШ экспериментальных и контрольных классов (посредством проведения и анализа срезовых контрольных письменных работ) удалось выявить динамику формирования синтаксического строя письменной речи, в плане насыщенности ее сложными предложениями.

Это подтвердилось тем, что большинство умственно отсталых школьников использовали сложные предложения в самостоятельной письменной речи. В работах учащихся экспериментальных классов по сравнению с контрольными значительно сократилось число бессоюзных предложений, увеличилось количество сложносочиненных предложений с противительным codsom «но» .

Среди сложноподчиненных предложений широко употреблялись сложноподчиненные с придаточными времени, изъяснитель-но-объектными. Вместе с тем, расширилось использование сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, определительными. Общее количество употребленных предложений с подчинительными средствами связи возросло по сравнению с контрольными классами.

Убедительным свидетельством возросших речевых умений учащихся под воздействием экспериментального обучения явилось сокращение количества ошибок конструктивного характера в сложных предложениях. Кроме того, уменьшилось число случаев неправильного или неудачного использования слов или вьфажений, повторов. Все это позволяет констатировать, что в условиях специально организованного экспериментального обучения учащиеся постепенно овладевают синтаксическими норзлами русского языка.

Таким образом, анализ результатов исследования, выявление качественных сдвигов в синтаксисе письменной речи умственно отсталых старшеклассников, позволили подтвердить необходимость более раннего и широкого знакомства школьников с разнообразными типами сложных предложений на основе выполнения упражнений практического характера.

Вышеизложенное позволяет сделать некоторые общие выводы, вытекающие из анализа итогов проведенного исследования.

1. Подготовка умственно отсталых школьников к жизни и трудовой деятельности невозможна без овладения ими родным языком. Существенным показателем речевого развития школьников является развитие умения пользоваться различными синтаксическими конструкциями, в том числе — сложными. Вместе с тем установлено, что учащиеся вспомогательной школы самостоятельно, без специально организованного обучения с трудом овладевают данным типом предложений,.

2. Исследование позволило выявить виды упражнений по синтаксису сложного предложения, доступные умственно отсталым ученикам У-УШ классов, и создать систему подготовительных синтаксических упражнений с целью обогащения речи школьников предложениями разного состава.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы Ш1 съезда КПСС. М.:ПолитиздатД981.223 с.
  2. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М. Политиздат, 1983. 80 с.
  3. СЛ. Использование трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы в качестве основы их трудовой деятельности: Автореф. дио.. кацд.пед.наук., М., 1974. 18 с.
  4. Аксенова, А «К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. М. Просвещение, 1974. — 107 с.
  5. Н.Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1962. -120 с.
  6. В .В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык:
  7. Синтаксис .Пунктуация. М, Просвещение, 1981. — 271 с.
  8. Барская HJI. Методика изучения грамматики и правописания в 5−8 классах вспомогательной школы. Л.:ЛГПИ, 1980. — 74 с.
  9. И.М., Галунчикова Н. Г., Фомина Г .Г. Русскийязык: Учебник для 6 класса вспомогательной школы. -М.ПросвещениеД981. 157 с.
  10. Н.Н., Самсонова Ф. Н. Уроки русского языка вовспомогательной школе (5−8 классы). М.:Просвещение, 1970. — 278 с.
  11. Н.Н., Свириденков В Л. Развитие речи на урокахрусского языка в У-УШ классах вспомогательной школы. -М.- Просвещение, 1978. 208 с.
  12. К.Ж. Система работы над изложением в старшихклассах вспомогательной школы: Автореф.дис.. канд. пед. наук, М., 1982. 22 с.
  13. В.А. Сложное предложение в современном русском языке. М.:ПросвещениеД967. — 160 с.
  14. Д.Н. К характеристике процессов абстрагирования и обобщения при усвоении грамматики. Вопросы психологии, 1958, Л4, с.85−98.
  15. Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.:1. Просвещение, 1957.
  16. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоениязнаний в школе. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  17. P.M., Коровин К .Г., Синяк В .А. Формирование грамматического строя языка у тугоухих учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 163 с.
  18. Вавина 1.С. Развитие связной письменной речи учащихсястарших классов вспомогательной школы на основе специально организованного практического опыта: Автореф. дис.. кавд.пед.наук, М. Д968. 18 с.
  19. Н.С. Синтаксис современного русского языка.
  20. М.: Высшая школа, 1978. 439 с.
  21. Т.А. Проблемы дифференциации обучения аномальных детей. В кн.:Современное состояние исследований в изучении, обучении воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. М., 1971, с.3−13.
  22. В.В. Дифференцированный подход при обученииправописанию учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис.. кадц.пед.наук. М., 1971. -15 с.
  23. Воронкова В.В., Переяслова Е. Д, Русский язык: Учебник для5 класса вспомогательной школы. М#Просвещение, 1980. — 208 с.
  24. В.В., Дереяслова Е. Д. Русский язык: Учебникдля 7 класса вспомогательной школы. М. Просвещение, 1984. — 176 с.
  25. Л .С. Избранные психологические исследования.- М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  26. Л.С. Умственное развитие детей в процессеобучения. М.-Л.:Учпедгиз Д935. — Гл.:Предыстория письменной речи, с.73−95.
  27. А.Н. Формирование у ребенка грамматическогостроя русского языка /Под ред.С. И. Авакумова. г .1−2.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1949. ЧД. 267 с. 4.2. 192 с.
  28. М.Ф. Развитие письменной речи умственно от- 151 сталого школьника. Учеб.-воспитат.работа в спец. школах, 1944, вып.1, с.100−129.
  29. М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталыхшкольников: Пособие для учителей вспомогательной школы. М.:Учпедгиз, 1947. — 130 с.
  30. М.Ф. Логические упражнения на уроках русскогоязыка во вспомогательной школе. Изв. АПН РСФ0РД948, вып.19, с.7−35.
  31. М.Ф. Подготовительные грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. Учебн.-воспитат.работа в спец. школах, 1954, вып. З, с .111−117.
  32. М.Ф. Об использовании средств наглядности науроках русского языка во вспомогательной школе. -Учебн.-воспитат.работа в спец. школах, 1954, вып.4,с.113−121.
  33. М.Ф. Наглядные и словесные средства обученияв системе практических упражнений по русскому языку во вспомогательной школе. Изв. АПН РСФСР, 1950, вып.68, с.60−95.
  34. Гнездилов М. Ф, Практические грамматические упражнения вмладших классах вспомогательной школы: Пособие для учителей. М.:Учпедгиз, 1956. — 168 с.
  35. М.Ф. Вопросы преподавания грамматики во вспомогательной школе. Спец. школа, 1958, вып.4,с.26−41.
  36. М.Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. М. :Изд-во АПН РОФСР, 1962. — 200 с.
  37. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М. Просвещение, 1965. — 272 с.
  38. Ё.А. Письменные сочинения по картинам во вспомогательной школе. Дефектология, 1969 ,#2,с.56−59.
  39. Е.А. Использование картин для развития письменной речи учащихся вспомогательной школы. Дефектология, X97I, Jfc4, с.57−64.
  40. Грамматика русского языка: В 2-х т.т./Ред.кол.:В. В. Виноградов и др. изд. испр. — М.:Изд-во АН СССР, I960.Т.2. — 440 с.
  41. Л.Т. Изучение синтаксиса. В кн.:Обучениерусскому языку в 4 классе: Метод.указ.к учебнику. Пособие для учителей/Сост. Т. А. Ладыженская. М. Шросве-щение, 1981, с. ЮЗ-127.
  42. Данилкина Г. И. Развитие синтаксического строя устных высказываний учащихся младших классов вспомогательной школы. В кн. :Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Л., 1971, с.45−52. — (Учен, зап. — ЛГПИ им. А. И. Герцена, т.450).
  43. Г. И. Особенности обучения русскому языку вовспомогательной школе. Л.:ЛГПИД979. — 68 с.
  44. В.А. К вопросу о языке рабочего подростка.
  45. М.Д932. 72 с. — (МОСЕК.Сектор кадров).
  46. Добромыслов В. А, Изложения и сочинения в семилетнейшколе. М.-Л.:Детгиз, 1946. — 256 с,
  47. З.А. Особенности описаний детей в 6 лет. Вкн.: Характеристика связной речи детей 6−7 лет/Под ред. Т. А, Ладыженской. М., 1979, с.71−78.
  48. А.В. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. М.:УчпедгизД963. — 439 с.
  49. Э.А. К вопросу о восприятии и осмысливании сю- 153 жетно-художественных картин учащихся вспомогательной школы. Докл. АПН РСФСР, 1957,*3, с.153−156.
  50. Й.Г. Организация учебной деятельности учащихсявспомогательной школы на основе их познавательной активности: Автореф .дис.. доктора пед.наук. Киев, 1967. — 66 с.
  51. И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рад. школа, 1972. — 130 с.
  52. К.Г. Некоторые особенности спонтанной устнойречи учащихся 2 классов вспомогательной школы. В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976, с.102−106.
  53. С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальныхклассах М.-Просвещение, 1964. — 299 с.
  54. M.I. Синтаксис письменной речи учащихсяначальных классов. В кн.:Речевое развитие младших школьников. М., 1970, с.112−124.
  55. Занков Л.В., Гнездилов М, ф, Развитие устной и письменнойречи школьника. В кн.:Новые пути в дефектологии. М., 1935, с.5−33.
  56. М. Расстройства речи в детском возрасте. М.:1. Медгиз, 1962. 229 с.
  57. Зейгарник Б „В. Патология мышления. М. :Изд-во Моск. ун-та, 1962. 244 с.
  58. А.Г. Некоторые вопросы обучения слабослышащихучащихся пониманию и употреблению сложноподчиненных предложений. ДефектологияД970, #4,с.49−55.
  59. А.Г. Понимание и употребление слабослышащими учащимися языковых средств выражения определительных отношений. ДефектологияД971, с.47−54.
  60. А.Г. Особенности употребления сложноподчиненныхпредложений слабослышащими учащимися. В кн.:Изучение слабослышащих в процессе обучения. М,.'Педагогика, 1972, с.56−123.
  61. А.Г., Коровин К. Г. Уроки русского языка в 5классе школы слабослышащих. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  62. А.Г., Жоровин К. Г. Уроки русского языка в 6−7классах школы слабослышащих. М. Просвещение, 1964.
  63. Л .А. Преемственность в формировании грамматического строя речи дошкольников и младших школьников: Автореф.дис.. канд.пед.наук. М. Д982. 16 с.
  64. В.И. 0 критериях оценки и об ошибках грамматических и речевых. В кн.:Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. М., 1978, с.64−75.
  65. Об оценке речевых умений учащихся. Рус .яз. в школе, 1973, #6, с.73−76.
  66. Комская С, Н., Малых Г. В. Русский язык. Учебник для УШкласса вспомогательной школы. М. Просвещение, 1982. -192 с.
  67. К.Г. Построение предложений в письменной речитугоухих учащихся. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1950. -108 с.
  68. К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку. М.: Педагогика, 1976. — 255 с.
  69. С.Ё., Максимов Л. Ю. Современный русский язык:
  70. Синтаксис сложного предложения. 2-е изд., перераб. -М. Просвещение, 1977. — 191 с. 73. 1фстарева В.А., Рождественский Н. С. Система письменныхупражнений в связной речи. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 95 с.
  71. А.Ю. Работа над синтаксическими средствамиязыка в аспекте развития речи. В кн.:Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под ред. Т. А. Ладыженской. М. Просвещение, 1980, с.155−187.
  72. Т.А. Анализ устной речи учащихся У-УП классов. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 135 с.
  73. Т.А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. М. Просвещение, 1965, — 167 с.
  74. Т.А. Основные разделы методики развития речи. В кн.:0сновы методики русского языка в 4−8 классах. М., 1978, с.255−257.
  75. М.Г. Сложное предложение Пособие для учителей. М.:Учпедгиз, 1962. — 127 с.
  76. Лидмаж-Орлова К. Г. Лингвометодические основы развитиясинтаксического строя детской речи на уроках морфологии. В кн. Развитие речи на уроках морфологии Пособие для учителейДЗост .Г.К.Лидман-Орлова. М, Просвещение, 1979, с.45−61.
  77. А.И. Анализ я синтез при познании предметов- 156 учащимися вспомогательной школы. В кн.:Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М. Д953, с.73−94.
  78. Логвинова Л Д. Обучение монологической речи умственноотсталых школьников: Автореф.дис.. канд.дед.наук, Киев, 1983, — 22 с.
  79. А.Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. М. Просвещение, 1968. — 144 с.
  80. Р.К. Особенности развития устной и письменнойречи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Автореф. дис.. канд.психол.наук.М., 1974. -18 с.
  81. М.Р. Тенденции формирования грамматического строяписьменной речи учащхся в средней школе: Автореф .дис. .д-ра пед.наук. М., 1973. 37 с.
  82. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития.
  83. М. ПросвещениеД975. 176 с.
  84. М.Р. Тенденция развития речи учащихся. М.-ЩШ, 1979, выл.2. 79 с.
  85. М.Р. Некоторые вопросы обучения русскому языкув свете теории речевой деятельности В кн.:Лингвистические основы преподавания языка. — М.:НаукаД983, с.74−92.
  86. А .А. Очерки психологического развития ребенка. Изд.2-е, перераб. М. ПросвещениеД965. — 363 с.
  87. В.Е. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности:Автореф.дис.. д-ра пед.наук. М., 1980. 32 с.
  88. Н.А. Дневник о развитии ребенка (от рождениядо 8 лет). М.-Л.:йзд-во АПН РСФСРД948. — 192 с.
  89. Р.А. Изучение сложного предложения в школе:
  90. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981. — III с.
  91. Н.Г. Воспитание сознательного чтения у глухонемых школьников. М.:Учпедгиз, 1953. — 184 с.
  92. Н.К. Синтаксические упражнения при изученииимен прилагательных в 1У классе. В кн.:Работа над предложением и связной речью в начальных классах — М., 1967, с.74−89.
  93. Р.И. Об особенностях рассуждений первоклассников. В кн. .'Характеристика связной речи детей 6−7 лет: Сб.научн.трудов/Под ред.Т. А. Ладыженской. М., I979.C.42−53,
  94. Обучение русскому языку в 4 классе: Метод.указ. к учебнику. Пособие для учителей/Сост .Т. А Ладыженская. М.: ПросвещениеД981. — 223 с.
  95. В.П. Система работы по синтаксису в 1У-УШклассах:Автореф.дис.. д-ра пед.наук.М., 1972. -39 с.
  96. В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе :4-й класс/Пособие для учителей. М. Просвещение, 1978. — 93 с.
  97. К.К. Характер грамматического оформлениясвязной письменной речи младших умственно отсталых школьников. В кн.:Коррекционно-воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы. — Алма-Ата, 1982, с .II
  98. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Психол. очерки/Под ред .И.М .Соловьева. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1953. # 188 с.
  99. М.С. Дети-олигофрены. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959. 468 с.
  100. М.С., Лубовский В Л. Динамика развития детей-олигофренов. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 223 с.
  101. В.Г. 0 некоторых трудностях при усвоении склонений имен существительных учащимися пятых классов вспомогательной школы. Учеб.-воспитат.работа в спец. школах, 1954, вып. З, с. II8−125.
  102. В.Г. 0 припоминании и осмысливании знаний умственно отсталыми школьниками в ходе выполнения грамматической задачи. Учеб.-воспитат.работа в спец. школах, 1957, выпJI (83), с.147−156.
  103. В.Г. К вопросу об усвоении грамматических понятий учащимися вспомогательной школы. Спец. школа, 1959, вып.2, с.32−37.
  104. В.Г. 0 некоторых особенностях актуализации знаний при решении грамматической задачи учащимися вспомогательной школы. В кн. :Уметвенное развитие учащихся вспомогательной школы. М., 1961, с.115−133.
  105. В.Г. Речь умственно отсталых школьников. Вкн.: Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школыЛ1од ред.Ж.ЙЛиф. М., 1965, с. 129−216.
  106. В.Г. Психологические особенности развития письменной речи умственно отсталых школьников. В кн.: Психологические вопросы коррекцнонной работы во вспомогательной школе. М“, 1972, с. 7−2 7.
  107. В.Г. Развитие речи и познавательная деятельность умственно отсталых школьников: Автореф .дис.. д-ра психол.наук.М., 1975. 42 с. ПО. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М.:Педагогика, 1977. — 200 с.
  108. В.Г., К.Г.Ермилова, Р.КДуцкина, С. Н,Комская.
  109. Развитие речи умственно отсталых школьников и корре-кционная направленность уроков русского языка. В кн.: Психологические проблемы коррекцнонной работы во вспомогательной школе/Под ред.Ж. И. Шиф, В .Г .Петровой, Т. Н. Головиной. М.:Педагогика, 1980, с.72−95.
  110. Преподавание русского языка в У-УП классах. Синтаксис:
  111. Метод .пособие для учителей/Под ред.В. А. Добромыслова. М.:Изд-во АПН КЖ2Р, I960. -360 с.
  112. Программа вспомогательной школы Общеобразовательныепредметы. М.:Просвещение, 1981. — 266 с.
  113. И.В. Синтаксические особенности устной речиучащихся 1-П классов. В кн.:Речевое развитие младших школьников. M., I970, c90-III.
  114. Работа над предложением и связной речью в начальныхклассах: Сб. статей/Сост.П. А. Грушников, В. Г. Горецкий. М.:Просвещение, 1967. 128 с,
  115. Развитие ребенка: Пер. с англ./Под ред.А. В. Запорожца,
  116. Л.А.Венгера. М.:Просвещение, 1968. — 190 с.
  117. Развитие речи на уроках морфологии: Пособие для учителей, М. Просвещение, 1979. — 176 с»
  118. А.А. Основная мысль в высказываниях первоклассников. В кн.:Характеристика связной речи старших дошкольников и первоклассников: Сб. научных трудов /Под ред.Т.А .Ладыженской. М, 1980, с.20−26.
  119. Т.Г., Львов М.Р, Методика обучения русскомуязыку в начальных классах. М. Просвещение, 1979. -431 с.
  120. Роадественский Н. С. Система синтаксических упражнений
  121. Красноярск:Краонощ)гиз, 1943. 20 с.
  122. Рождественский Н. С, К проблеме развития речи. В кн.:
  123. Речевое развитие младших школьников. М., 1970, с.4−26.
  124. Русская грамматика: В 2-х т.т./Редкол.:Н. Ю. Шведова идр. М. Наука, 1980. — Т.2. Синтаксис. — 709 с.
  125. Н.А. Язык ребенка. М., 1920. — 34 с.
  126. B.Q. Русский язык: Учебник для 7 классавспомогательной школы. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1976. — 189 с.
  127. З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательнойшколы в связи с изучением имени прилагательного. -М.:МГПИ, 1971, 86 с.
  128. З.Н. К вопросу об изучении сложного предложения во вспомогательной школе. В кн.:Вопросы олигофренопедагогики. М., 1977, с.72−78.
  129. М.С. Нарушение языковых норм в письменнойречи младших школьников. Начальная школа, 1979, *3, с.14−20-*4, с.23−29.
  130. М.С. Коррекционная работа на уроках русского языка при изучении темы «Глагол'' в 7 классе вспомогательной школы:Автореф.дис.. канд.пед.наук.М., 1969, 18 с.
  131. Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем языка в свете физиологического учения Й.П.Павлова. Советская педагогика, 1951, *7, с.42−56.
  132. А.В. Методика русского языка в средней школе.2.е изд., перераб. и доп. М. Просвещение, 1970. -606 с.
  133. Умственно отсталый ребенок /Под ред.А.РДурия. М.:йзд-во АПН РОФСР, I960. 203 с.
  134. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.:1. Учпедгиз, 1945. 424 с,
  135. К.Д. Предисловие к первому изданию «Детскогомира». Избранные произведения. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1946.
  136. Л.П. Развитие речи учащихся на уроках грамматики в связи с изучением сложноподчиненного предложения в УП классе. М.:Изд-во АПН РОФСР, 1955. -81 с.
  137. Федоренко Л Л. Принципы и методы обучения русскому языку. М.:ПросвещениеД964. — 255 с.
  138. Федоренко Л Л* Принципы обучения русскому языку. М.:1. Просвещение, 1973. 160 с.
  139. МЛ. Особенности построения простого предложения в речи учащихся вспомогательной школы. Изв. АПН РСФСР, 1948, вып.19,с.37−60.
  140. М.П. Очерки психологии усвоения русского язнка учащимися вспомогательной школы. М.:Изд-во АПН РСФСРД955, — 132 с.
  141. МЛ. Проблема наглядности и наглядного обучения языку в школе. Изв. АПН РСФСР, 1955, вып.68,с.133−179.
  142. М.П. Ошибки в построении предложений как показатель степени усвоения грамматического строя языка Докл.АПН РСФСР, I960, JС, с.37−39.
  143. МЛ. Усвоение учащимися письменной речи (Предложное и беспредложное уцравление). М.:Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 223 с.
  144. Феофанов М. П, Развитие синтаксического строя речи учащихся начальной школы. В кн.:Основы методики начального обучения русскому языку. М., 1965, с.468−483.
  145. ГЛ. Об изучении синтаксиса и пунктуации в школе. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 176 с,
  146. ГЛ. качение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе. М.:йзд-во АПН РСФСР, 1962. — 447 с.
  147. Фомичева Г, А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах Пособие для учителей. М.: Просвещение, 198Е. — 159 с.
  148. С.Н. Речевые ошибки и их предупреащениеПособие для учителей. М. Просвещение, 1982. — 128 с.
  149. А.Д. Обучение учащихся старших классов вспомогательной школы умению приментяь грамматические знания в письменной речи:Автореф.дис.. канд.пед.наук. М. Д968, 20 с.
  150. Н.Х. Психологический анализ ранних сужденийребенка. Изв. АПН РСФСРД954, вып.54,с. 135−172.
  151. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухихдетей. М., 1968.
  152. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.
  153. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1958. 115 с.
  154. Ддэшко В Л. Развитие речи детей от трех до пяти лет: в формировании предложений в речи детей). М.:Просвещение, 1966. — 96 с.
Заполнить форму текущей работой