Принципы интерпретации и отбора дидактического материала в условиях общего музыкального образования старших школьников
Диссертация
Практическое значение исследования состоит в том, что: а) музыкально-семантические обобщения, впервые предложенные для условий общего музыкального образования школьников, могут быть использованы в процессе подготовки учителя музыки к руководству музыкальным образованием, воспитанием и развитием старших школьников средствами слушания музыки. б) предлагаемый подход к семантической интерпретации… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. МЕТОД СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. 1. Разработка метода слушания музыки в теории и практике музыкального образования старших школьников
- 1. 2. Тенденции развития, содержание музыкального образования старших учащихся средствами слушания музыки в авторских методиках и их систематизация
- 1. 3. Музыкально-дидактический материал — ведущий элемент содержания музыкального образования: теория и практика интерпретации и отбора
- ГЛАВА II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ОТБОРА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Музыковедческие и музыкально-психологические основания семантической интерпретации и отбора музыкально-дидактического материала
- 2. 2. Музыкально-семантические обобщения — содержательная основа слушательской деятельности учащихся и принципы семантической интерпретации и отбора музыкального материала
- 2. 2. 1. Базисные формы коммуникативных архетипов как музыкально-семантические обобщения
- 2. 2. 2. «Обобщение через жанр»
- 2. 2. 3. Пафос в музыке как обобщение
- 2. 2. 4. Музыкальные структуры как музыкально-семантические обобщения
- 2. 3. Реализация музыкально-семантических обобщений в условиях опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». — М.: МиросД 992. — 71 с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.-288 с.
- Авербух Л.А. Программа по слушанию музыки Первого Московского государственного музыкального техникума. 1928−1929 уч. год. М., ММК им. М. И. Глинки, фонд № 146, инв.№ 770, п.№ 4164.
- Акопян Л. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия. 1997. № 1. С. 181−189- № 2 -С. 110−123.
- Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе.-М.: 1991.
- Александров Е.П. Социально-психологические средства реализации дифференцированного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию старшеклассников: Дис.. канд.пед. наук. М., 1982.-189с.
- Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа искусства выдающихся пианистов XX века): Учеб. пособие. -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. 91 с.
- Алексеев Э. Молодежь и музыка сегодня / Э. Алексеев, П. Андрукович, Г. Головинский // Социальные функции искусства и его видов. М.: Музыка, 1980. — С. 210 — 248.
- Алексеева В.В. Эстетическое и художественное воспитание (К новым решениям) // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Педагогика, 1989.-С. 18−39.
- Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание // Музыкальная энциклопедия. T.III. М. Сов. Энциклопедия, 1976. — С. 155 — 762.
- Алиев Ю.Б. Подросток музыка — школа // Вопросы методики музыкального обучения детей. — М.: Музыка, 1975тС. 71−115.
- Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дис.. докт. пед. наук. М., 1987. — 398 с. плюс 18с. Приложений.
- Алфеевская Г. С. Теория и методика музыкального воспитания. Вопросы музыкознания в профессиональной деятельности учителя. Спецкурс. Для студентов музыкально-педагогического факультета. -М.: МГОПУ, 1998.-87 с.
- Альбрехт Е.К. О рациональном преподавании пения и музыки в школах // Педагогический сборник. Кн. XI.- СПб.: Гл. упр. военных учеб. заведений, 1870.
- Анисимова И.А. Художественно-воспитательные и образовательные тенденции в музыкальной педагогике дореволюционной России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1981. 16 с.
- Античная музыкальная эстетика. Памятники музыкально-эстетической мысли. М.: Музыка, 1960. — 304 с.
- Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в Англии и США // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка 1971. Вып.7гС.60−75.
- Апраксина О.А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: Дис.. докт. пед. наук. -М., 1971.-364 с.
- Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. M.-JI.: АПН РСФСР, 1948. — 148 с.
- Арановский М.Г. Интонация, знак и новые методы V/ Советская музыка. 1980. № 10гС. 99 109.
- Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. — С. 90 — 128.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л.: Музыка, 1973. — 144 с.
- Асафьев Б.В. Избранные труды: В 5 томах. Т. II. — М.: АН СССР, 1954- T.III. — М.: АН СССР, 1954- T.IV. — М.: АН СССР, 1955- T.V. -М.: АН СССР, 1957.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. I и II. Л.: Музыка, 1971. -376 с.
- Асафьев Б.В. О направленности формы у Чайковского // Избранные труды в пяти томах. Т.Н. -М.: АН СССР, 1954. С. 64 — 70.
- Асафьев Б.В. Предисловие к книге Э. Курта «Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха». М.: Музгиз, 1931. -С.3−31.
- Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. (Словарь наиболее необходимых музыкально-теоретических обозначений). 2-е изд. — М.: Сов. композитор, 1978. — 200 с.
- Асафьев Б.В. Речевая интонация. -М.-Л.: Музыка, 1965. 136 с.
- Афасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования. (Методологические и научные аспекты системного исследования). -М.: Знание, 1983. 64 с.
- Баевский В. Миросозерцание Яворского и некоторые тенденции современной культуры // Советская музыкальная культура /история, традиции, современность. М.: Музыка, 1980. — С. 156 — 175.
- Бальчитис Э.И. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы // Музыкальное воспитание в СССР, Вып. 1-й. М.: Сов. композитор, 1978. — С. 235 — 300.
- Баренбойм Л.А. Выдающиеся советские музыканты-просветители // Советская музыка. 1970. — № 12. — С.97 — 102.
- Баренбойм JI.A. Музыкальное образование // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. 763 — 787.
- Бахтин М.М.: Эстетическое наследие и современность. Межвуз. сб. науч. тр. 4.1. Саранск: Изд-во Саранского ун-та, 1992. — 176 с.
- Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. -M.:Academia, 2002. 386 с.
- Безбородова Л.А. Музыкально-познавательные задания как средство формирования слушательской культуры старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. — 16 с.
- Беликов С. Нас всех объединяет звук / С. Беликов, И. Райский // Музыкальная академия. 2001. — № 3. — С. 1−17.
- Белобородова В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников / В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев. М.: Педагогика, 1975. — 159 с.
- Белов И.Е. Методическое сопровождение освоения классической музыки подростками в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. М., 2002. — 122 с.
- Белова Н.К. Профессиональная подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Одесса, 1982. 16 с.
- Беркман Т. Л. Индивидуальное обучение музыке. М.: Просвещение, 1964. -220 с.
- Блинова М.Н. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостности деятельности головного мозга.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М.: Музыка, 1976. — С. 22 — 30.
- Блудова В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. Вып. 4. М.: Мысль, 1977. — С. 114 — 152.
- Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. Исследование. М.: Музыка, 1978. — 332 с.
- Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки (эволюция и современные тенденции реализации): Дис.. докт. пед. наук. -М., 1992. -420 с.
- Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие к спецкурсу для студентов III-V курсов музыкально-педагогического факультета и II-III курсов факультета подготовки учителей начальных классов. М.: МГЗПИ, 1989. — 83 с.
- Бойко B.JI. Музыка как ценность и образ человеческого мира: Дис. конд. филос. наук. Красноярск, 2001. — 143 с.
- Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. М.: ВЛАДОС, 2001. -221с.
- Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: ИП РАН, 1997.-351 с.
- Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. -М.: Наука, 1977.-412 с.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1987. № 6. 94 с.
- Брюсова Н.Я. Какой должна быть музыка для детей // Искусство в школе. 1928, № 7.
- Брюсова Н.Я. Слушание музыки (лекция) М.: ММК им. М. И. Глинки, фонд № 146, инв.№ 826, п.№ 4920.
- Булдаков С.К. Образование: цели, идеи, методология. Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. — 180 с.
- Ванюшкина Л.М. Формирование когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов исторического сознания школьников (наматериале Новой истории и Мировой художественной культуры 9 кл.): Автореф. дис. .канд. пед. наук. — СПб, 1994. — 19с.
- Вахнянская И.Л. Особенности отношения школьников к эстетическому содержанию музыки // Новые исследования в психологи. М.: Педагогика, 1978. — № 1. — С.47 — 52.
- Вендрова Т.Е. Музыковедческие основы новой программы по музыке в свете интонационного учения Б. В. Асафьева // Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1981.-.17−29
- Витель Е.Б. Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников (на материале спецкурса «Методика преподавания сольфеджио»): Дис.. канд. пед. наук. -М., 2002. 171с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
- Вопросы музыкознания: Сб. статей. Т. 3. М.: Гос. Муз. изд-во, 1960. -780 с.
- Вопросы социологии музыки: Сб. трудов / Ред.-сост. Е. В. Дуков, вып. III.-М., 1990.
- Восприятие музыки. Сб. статей / Ред. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.-256с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 572с.
- Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. — 303 с.
- Глазырина Е.Ю. Освоение музыки как художественного явления мира в общеобразовательной школе: Дис. докт. пед. наук. М., 2001. -423с.
- Головинский Г. Л. О вариантности восприятия музыкального образа (из наблюдений над массовым слушателем) // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.-С. 127- 140.
- Горская Е.С. Основы музыкальной культуры. Программа факультативного курса для учащихся IX-X классов средней школы // Программы факультативных курсов средней школы. М.: Просвещение, 1972. — С.209−229.
- Горюнова JI.B. Развитие музыкального восприятия подростков (на материале слушания музыки в V-VI классах общеобразовательной школы): Дис. канд. пед. наук. -М., 1969. -220с.
- Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. -190с.
- Гришанович Н.Н. Музыкальный интерес в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. — 16 с.
- Григорян B.C. Пафос как эстетическая категория // Эстетика и жизнь. Вып.6. Общие проблемы эстетики. Историко-эстетические вопросы. -М.: Искусство, 1979. С. 119−141.
- Гродзенская H.JI. Слушание музыки на I ступени //Вопросы музыки в школе / Ред. И. Глебов. 1926.
- Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: Философский анализ. Новосибирск: Наука, Сибирское отд. 1982. — 256с.
- Данилевская JI. Основные принципы музыкального воспитания H.JI. Гродзенской // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. — С. 46 — 71.
- Данилова О.Н. Изучение музыкальных предпочтений (теоретико-методологический аспект): Автореф. дис.. докт. искусствоведения. -М., 1994.
- Даргужайте P. JI. Анализ музыкальных произведений как одно из средств развития музыкального восприятия школьников // К теории эстетического воспитания. М. 1973.
- Девуцкий Э.В. Теория музыкальной фразировки: Автореф. дис.. докт. искусствоведения. М., 1997. — 27 с.
- Дотоль И. В. Музыкальный смысл как социокультурный феномен: Автореф. дис. канд. философ, наук. Новосибирск, 1997.-25 с.
- Едошина И. А. Культурология: основные понятия: Адаптированный словарь для студентов / И. А. Едошина, В. А. Бондарев. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 2002. — 53 с.
- Едошина И. А. Человек в пространстве культуры. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 1999. — 135 с.
- Ежова Л. А. Слушание музыки в истории отечественной музыкальной педагогики (музыкальное воспитание старшеклассников и подростков): Учеб. пособие. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1998. — 196 с.
- Ежова Л.А. Музыкальное воспитание старшеклассников (вопросы теории и методики). Спецкурс. Программы педагогических институтов. М.: Министерство просвещения СССР, 1985. — 45 с.
- Ежова Л.А. Слушание музыки в старших классах школы (вопросы содержания, теории, методики). Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. — 256 с. Нотн. прил. — 86 с.
- Ежова Л.А. Слушание музыки в школе: вопросы психологии музыкально-слушательской деятельности учащихся (с примерами её организации в аудитории старшеклассников и подростков). -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. 266 с.
- Загваздина Т.П. Отбор содержания гуманитарных дисциплин с ориентацией на его развивающий потенциал: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 1996. — 22 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Заковырина Т. К вопросу о комическом в инструментальной музыке //Эстетические очерки. Вып.4. М.: Музыка, 1977. — С. 168 — 190.
- Закс JI. Музыка в контекстах духовной культуры // Критика и музыкознание. Сб.статей. Вып. 3. JL: Музыка, 1987. — С. 46 — 68.
- Захаров Ю.Б. Истолкование музыки: семантический и герменевтический аспекты: Дис.. канд. искусствоведения. -М., 1999. -374 с.
- Земцовский И.И. Семасиология музыкального фольклора (Методологические предпосылки) // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.: Музыка, 1974. — С. 177 — 206.
- Зильберквит М. А. Понятие и процесс обучения // Проблемы фортепианной педагогики и исполнительства. Сб. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. -С. 11- 88.
- Иванова Н. А. К проблеме дидактического анализа музыкальных произведений (на материале подготовки учителя музыки): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1992. 132с.
- Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. — 264 с.
- Из рукописного наследия Б. Л. Яворского / Публикация А. Масленковой //Советская музыкальная культура (история, традиции, современность). М.: Музыка, 1980. — С. 175 — 190.
- Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 167 с.
- Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. трудов. Вып. 29. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. — 197 с.
- Интонация и музыкальный образ: Сб.статей. М.: Музыка, 1965. -354с.
- Каган М.С. Музыка в мире искусств // Методологическая культура педагога-музыканта/Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Academia, 2002. -С. 116−122.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Кадцын JI.M. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учебное пособие для вузов. М.: Музыка, 1990. — 303с.
- Казанцева В.П. Автор в музыкальном содержании. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.-247с.
- Каратыгин В.Г. Избранные статьи. М.- JL: Музыка, 1965. — 352 с.
- Каратыгин В.Г. О слушании музыки //Музыка в единой трудовой школе. Вып.1. Петроград: Муз. отдел Н.К.П., 1919. — С. 16−30.
- Карпова Н.К. Система искусствоведческих знаний как средство совершенствования художественного восприятия музыкальных произведений старшеклассниками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1988. 17с.
- Карпычев М.Г. Проблемы теории музыкального содержания // Вопросы музыкального содержания. Вып. 136. М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. — 97с.
- Кац Б.А. О культурологических аспектах анализа // Советская музыка. 1978. — № 1.-С. 37−43.
- Кершнер JI.M. Народно-песенные истоки мелодики Баха. М.: Музыка, 1959.-102 с.
- Кечхуашвили Г. Н. Из опыта экспериментального исследования внемузыкальных представлений при восприятии музыки
- Художественное восприятие. Сб.1. / Под ред. Б. С. Мейлаха. JL: Наука, Ленингр. Отд., 1971.-С. 348−354.
- Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Автореф. дис. доктора искусствоведения. -М., 1997. 35 с.
- Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -Л., 1989. -23 с.
- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты XXI века, 2004. — 496 с.
- Киященко Н.И. Становление музыкального воспитания в России // История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Материалы V международной научно-практической конференции. -М., 1999.-С. 350−354.
- Ковалев А.Г. Психологические особенности человека. Т. 2: Способности / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1960. — 304 с.
- Коваль Л.Г. Формирование эстетических оценок у подростков (на материале музыкального искусства): Дис.. канд. пед. наук. -Киев, 1975. 163 с.
- Кон Ю.Н. К вопросу о понятии музыкальный язык // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. — С. 93 — 104.
- Кон И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Конен В.Дж. Театр и симфония. М.: Музыка, 1975. — 376 с.
- Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. — 208 с.
- Костюк А. Г. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие. -JL: Наука, 1971.-С.334−347.
- Кочнев В.Ю. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: Автореф. дис. канд. искусствовед. JL, 1970.-22 с.
- Кошмина И.В. Русская духовная музыка. В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 2001. Кн.1. История. Стили. Жанры. — 222 е.- Кн.2. Программы. Методические рекомендации. — 159 с.
- Краевский В.В. Проблемы научно обоснованного обучения (Методологический анализ) М.: Педагогика, 1974. — 264 с.
- Красновская Г. А. Доклад о слушании музыки на семинаре Б.Л.Яворского 27 ноября 1924 г. ММК им. М. И. Глинки, фонд № 146, инв. № 5494, п. № 4920. — 12 л.
- Кремлев Ю.А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке. Т. 2.1861−1880. Л.: Гос. муз. изд., 1958.-514 с.
- Критика и музыкознание. Сб.статей. Вып.2. Л.: Музыка, 1980. — 170с.- Вып. З — Л.: Музыка, 1987. — 172с.
- Кушаев Н.А. Личность и процесс ее развития // Искусство и образование. Независимый художественно-педагогический журнал. -М.: Издание Н. А. Кушаева, 1994. С. 85 — 98.
- Леднёв B.C. Содержание образования. М.: Высш. школа, 1989. -359с. с илл.
- Лейе Т.Е. О музыкальном жанре и различных видах обобщения через жанр // Вопросы музыковедения. Вып. 1.Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных.-М., 1972.-С. 11−25.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1965. -573 с.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. — С. 405 — 602.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л. Просвещение, 1972. -271с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973. — 374с. с илл.
- Мазель Л.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. М.: Музыка, 1967. — 752 с.
- Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. -М.: Сов. композитор, 1978. -352 с.
- Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. — 328 с.
- Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. Сб. статей /Ред.-сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. — С.54 — 90.
- Малышев И.В. К определению понятия «музыкальное произведение» // Эстетические очерки. Избранное. -М.: Музыка, 1980. С. 103 — 124.
- Малышев И.В. Проблема отражения действительности в музыке: Учебное пособие. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1992. — 54 с.
- Маркус С.А. История музыкальной эстетики. Т. I. (С середины XVIII до начала XIX вв.). М.: Гос. муз. издат, 1959. — 316 с.
- Маркус С.А. Музыка. История музыкальной эстетики. Роль музыки в борьбе эстетических направлений. М., 1968. — 687 с.
- Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. — 87 с.
- Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 178 — 194.
- Медушевский В.В. Духовные акценты в содержании музыкального образования // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. М.: Флинта. Наука, 1999. — С. 260 — 289.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. — 268 с.
- Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. — № 3. — С. 30 — 39.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Медушевский В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // //Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. С. 141 — 155.
- Мезенцева С.И. Музыкально-эстетическое воспитание в отечественной теории педагогики первой трети XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук. Владимир, 1993. — 16 с.
- Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Academia, 2002. — 269с.
- Методологическая подготовка учителя музыки. Хрестоматия / Сост. Э. Б. Абдуллин. М.: Academia, 1992. — 270 с.
- Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции: Кафедра методологии и методики преподавания музыки МПГУ / Отв. ред. Э. Б. Абдуллин М.: МПГУ, 1999.
- Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. Л.: Музыка, 1982.- 150 с.
- Молоствова И.Е. Формирование адекватного музыкального восприятия в процессе вузовской подготовки учителя музыки: Дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1998.- 191 с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406с.
- Морозова С.Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л.Яворского: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1981. 192с. с иллюстр.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М: Просвещение, 1976. — 176 с.
- Музыка в единой трудовой школе. Вып.1. Петербург: Муз отдел Н.К.П., 1919. — 64 с.
- Музыка в школе. Сб.статей. Петербург: Муз. отдел Н.К.П., 1921. -54с.
- Музыкальная энциклопедия в шести томах. М: Сов. энциклопедия, (т. I — 1973- т. II — 1974- т. III — 1976- т. IV — 1978- т. V — 1980- т. VI -1982).
- Музыкальное воспитание в современном мире. IV конф. ISME М.: Сов. композитор, 1973.-416с.
- Музыкальное воспитание в СССР. Вып.1. М.: Сов. композитор, 1978. -488 с.
- Музыкальное воспитание в странах социализма: Сб. статей /Сост. А. Л. Островский. М.: Сов. композитор, 1975. — 247с.
- Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Отв. ред. И. Ляшенко. Киев: Музычна Украина, 1989. — 178с.- илл.
- Музыкальное образование в школе / Ред. Л. В. Школяр. М.: Academia, 2001. — 232 с.
- Набок И.Л. Музыкальная культура студенческой молодежи: эстетический и идеологический аспекты // Эстетическое воспитание в вузе. Межвуз. сб. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — С. 82 — 93 с.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.
- Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 92 — 111.
- Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей М.: Музыка, 1973. — Вып. 2.-С. 59−98.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 384 с.
- Немов Р.С. Психология: В трех книгах. Книга 1. Общие основы психологии. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1998. — 687 с.
- Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Исследование. М.: МПГУ, 2002. — 345 с.
- О музыке. Проблемы анализа / Сост. В. П. Бобровский, Г. Л. Головинский. М.: Сов. композитор, 1974. — 392 с.
- Общая психология / Ред. А. В. Петровский. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1977. — 480 с.
- Орджоникидзе Г. Ш. К вопросу о специфике музыкального мышления // Вопросы музыкознания. Т.З. М.: Гос. муз. изд-во, 1960. — С. 282 — 302.
- Орлов Г. А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1963. — Вып. 2. -С.181 — 215.
- Орлов Г. А. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки, вып.2. М.: Сов. композитор, 1973. — С. 434 — 479.
- Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984.-302 с.
- Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. Пособие для учителей / Ред. И. Л. Любинский, В. К. Скатерщиков. Изд. 2. М.: Просвешение, 1979. (Раздел «Музыка» — с. 163−218. Автор И.Я.Солодовникова).
- Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. -Киев: Музычна Украина, 1975. 199с.
- Очеретовская Н.А. Содержание и форма в музыке. М.: Музыка, 1985.- 112 с.
- Папуш М. К анализу понятия мелодии //Музыкальное искусство и наука. Вып.2. М.: Музыка&bdquo-1973. — С. 135 — 175.
- Петрушин В.И. К вопросу об основных параметрах музыкального мышления // Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. М.: Academia, 2003. — С. 235 — 239.
- Петрушин В.И. Музыкальная пропаганда: принципы и методы //Советская музыка. 1990. — № 7. — С. 53 — 58.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. Изд. 2-е. М.: ВЛАДОС, 1997.-384с.
- Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Дис.. докт. пед. наук. -М., 1991.-360 с.
- Петрушин В.И. Психологические тайны рок-музыки // Ровесник. -1975.-№ 4.-с. 19−21.
- Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. М. 1992. — 38 с.
- Плеснина Т.П. Формирование у восьмиклассников интереса к серьезной музыке: Дис. канд. пед. наук. -М., 1973.
- Плотица Э.И. Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1994. 194с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.
- Подуровский В.М. Психологическая коррекция педагогической деятельности / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. М.: ВЛАДОС, 2001. -319с.
- Португалов К.П. Серьезная музыка в школе (Из опыта работы учителя). М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
- Проблемы музыкального мышления. Сб.статей. М.: Музыка, 1974. -336 с.
- Программы педагогических институтов. Музыкальное воспитание старшеклассников (вопросы теории и методики). Спецкурс / Составитель Л. А. Ежова. М.: Министерство просвещения СССР, 1985. -45 с.
- Программы средней общеобразовательной школы. Музыка. 5−8 классы. М.: Просвещение, 1994. (Коллектив авторов под рук. Д.Б.Кабалевского). — С. 93 — 223.
- Программы факультативных курсов для средней школы. Музыка. М.: Просвещение, 1967. (Музыка-С. 151 — 166)
- Программы факультативных курсов для средней школы. 8−10 классы. -М.: Просвещение, 1980. 144 с.
- Протопопов С.В. Разбор музыкальных произведений. М.: ММК им. М. И. Глинки, фонд № 146, инв.№ 5366, п.№ 4920.
- Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Academia, 2003. — 368 с.
- Пясковский И.Б. Логика музыкального мышления. Киев: Музична Украина, 1987.- 182 с.
- Радионова Т. Внутренняя организация трагедийного произведения //Эстетические очерки, вып.4. М.: Музыка, 1977. — С. 191 — 202.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. Серия «Педагогика и психология» № 7. — 96 с.
- Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб. тезисов VI науч. конф. М.: АПН СССР НИИ ХВ, 1982. -272с.
- Раппопорт С.Х. О вариантной множественности исполнительства //Музыкальное исполнительство. Вып.7. М., 1972. — С. 3 — 46.
- Раппопорт С. X. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. — С. 17−59.
- Рева В. П. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами лирической музыки на факультативных занятиях: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1984. — 178с.
- Ринкявичус 3. Воспринимают ли дети полифонию? JL: Музыка, 1979. -64 с.
- Родина Т.Б. Фактурный музыкальный слух: сущность, структура, методика развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1988. 16 с.
- Ройтерштейн М.И. Музыкальный язык. Учеб. пособие по курсу музыкального анализа для музыкально-педагогического факультета педагогического вуза. М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1973. — 135 с.
- Ройтерштейн М.И. Тип изложения и структура //Сов.музыка, 1966, № 1. -С. 33−57.
- Ростовский А.Я. Эстетическое воспитание подростков средствами героической музыки: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1978.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423с.
- Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1979.- 199 с.
- Ручьевская Е.А. Интонационный кризис и проблема переинтонирования // Советская музыка. 1975. — № 5. — С. 129 — 134.
- Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. Вып. 3. Л.: Музыка, 1987. — С. 69 — 96.
- Рыжкин И.Я. Назначение музыки и ее возможности. М.: Музгиз, 1962.-96 с.
- Салтанович И.П. Музыка как элемент возрастной субкультуры (преемственность и конфликт поколений): Автореф. дис. канд.филос.наук. Минск, 1994. — 1 $ с.
- Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников (на материале русской музыки конца XIX начала XX века): Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1981. — 16 с.
- Саркитов Н.Д. Беседы о популярной музыке в средней школе // Воспитание музыкой /Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М.: Просвещение, 1991. — С. 173−193.
- Сигнеева Р.В. Принцип метафоричности и его реализация в искусстве // Эстетика и жизнь. Вып. 6. Общие проблемы эстетики. Историко-эстетические вопросы. -М.: Искусство, 1979. С. 188 -210.
- Скаткин М.Н. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Знание, 1981. — 97 с.
- Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-448 с.
- Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. -3-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. — 864 с.
- Соколов О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1977. — С. 12 -58.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 189 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб.статей. T.I. -Л.: Сов. композитор, Ленингр. отд., 1980. 296 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб.статей. T. II Статьи и исследования. Д.: Сов. композитор, Ленингр. отд., 1981. -295с.
- Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971.-С. 292−309.
- Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна: Феникс, 1997.-389 с.
- Старобинский С.Л. Теоретические основы слухового анализа музыкальных произведений школьниками-подростками в слушательской деятельности: Дис.. канд. пед. наук в форме научного доклада. -М., 1995. -38с.
- Старчеус М.С. Система фигуро-фоновых связей (к проблеме направленности произведения на слушателя): Дис.. канд. искусствовед. Минск, 1982.
- Степанова И.В. Слово и музыка: диалектика семантических связей: Автореф. дис. .докт. искусствовед. -М., 1999. 39 с.
- Степанова Л.А. Особенности музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы после Великой Отечественной войны до начала 1970-х гг.: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998.
- Тавхелидзе Н.Д. Некоторые вопросы природы восприятия музыки (особенности чувства музыкального стиля): Дис.. канд.искусствовед. Тбилиси, 1978.
- Тараева Г. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе // Советская музыка- 1982.-№ 7.-С. 62−71.
- Тараева Г. О построении теории музыкального языка // Музыкальный язык в контексте культуры. Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1989. -С. 5−22.
- Тарасов Г. С. Музыкальная психология // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. М., 1993. — С. 26 — 62.
- Тельчарова Р.А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа: Дис. канд.филос.наук. -М., 1979. 176с.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под общей ред. А.Г.
- Каузовой и А. И. Николаевой. М.: ВЛАДОС, 2001. — 367 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды в двух томах. Т. I. М.: Педагогика, 1985. — С. 42 — 222.
- Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. СПб., 1997. — 168 с.
- Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. -М.: «Прометей», МЧПИ им. В. И. Ленина, 1990. 184 с.
- Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1995.~17с.
- Факультатив по музыке // Воспитание школьников. М., 1976. — № 6.
- Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика. Л.: Музыка, 1976. — 208 с.
- Фарбштейн А.А. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики — М.: Музыка, 1973. 246 с.
- Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1968 — 398 с.
- Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. /Под ред.
- С. Аверинцева. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 816 с.
- Фомин В. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М.: Музыка, 1973. — С. 99 — 134.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. -110 с.
- Фрумкин В.А. Особенности сонатной формы в симфониях Д. Шостаковича // Черты стиля Д. Шостаковича. Сб. теорет. статей. М.: Сов. композитор, 1962. — С. 126 — 194.
- Ходорковская Е. Проблема направленности музыкальной формы на восприятие в свете эволюции принципов художественного воздействия (к постановке вопроса) // Музыкальная классика и современность. Д.: Музыка, 1983. — С. 63 — 72.
- Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Музыка, 1982. — С. 52 — 104.
- Холопов Ю.Н. Мелодия // Музыкальная энциклопедия, Т. 3. М.: Сов. энциклопедия, 1976. — С. 511 — 529.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебн. пособие для консерваторий. В 2-х кн. -М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1990−1991. -Кн. I. М., 1990 — 138 е.- Кн. II — М., 1991. — 122 с.
- Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. — 31 с.
- Художественное восприятие. Сб. I / Ред. Б. С. Мейлах. JI.: Наука, 1971. -388 с.
- Целковников Б.М. Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока: Атореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 18с.
- Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. — 204с.
- Цуккерман В.А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1970. — 559 с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1995. — 373с.
- Цыпин Г. М. Развитие музыкального слуха и чувства ритма у учащихся фортепианного класса // Музыкальное развитие учащихся. Вопросы теории и методики фортепианного обучения. Сб. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1973. — С. 62 — 183.
- Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Курс лекций для студентов-немузыкантов и для всех, кто интересуется музыкальным искусством. Долгопрудный, 1994. — 175 с.
- Чередниченко Т.В. Терминологическая система Б.В. Асафьева (На примере исследования «Музыкальная форма как процесс») // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. М.: Музыка, 1978. — Вып. 3.-С. 215−229.
- Чередниченко Т.В. Эстетика музыкальная // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1982. — Т. VI. — С. 554 — 566.
- Шамина Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от этнографии слуха к музыке мира // Преподаватель. -М., 2001. № 6. — С. 21 — 26.
- Шабалина Е.Ю. Роль художественных коммуникаций в процессе духовного развития личности: Автореф. дис.. канд. философ, наук. -М., 1997. 16с.
- Шацкая В.Н. Музыка в школе. Кн.2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. -168 с.
- Шевкун Г. Н. Филофония в системе современной музыкальной культуры (социологический, историко-технический, идеологический аспекты): Автореф. дис. канд.филос.наук. Киев, 1985.
- Шевлягина В.Ф. Комплексный метод музыкального просвещения в Московской Народной консерватории // Вопросы культурно-просветительной работы. Вып.24 М., 1975. — С.208−219.
- Шевлягина В.Ф. Московская Народная консерватория и ее роль в музыкальном просвещении народных масс России: Дис. канд.искусствовед. М., 1975.
- Шевлягина В.Ф. Поучительный опыт // Советская музыка. 1974. — № 6.-С. 102−106.
- Шестакова JI.A. Социально-коммуникативная система «художник-произведение-публика»: культура понимания: Автореф. дис.. канд. культурологических наук. Ниж. Новгород, 1997. — 26 с.
- Щербаков В.А. Проблема формирование музыкально-художественного вкуса подростков: Автореф. дис. канд. филос. наук.-М. 1973.-26с.
- Щербакова А.И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2004. — 59 с.
- Эстетическое воспитание в вузе: Межвуз. сб. Вып. 7 / Ред. Г. П. Выжлецов. Л.: ЛГУ, 1990. — 156 с.
- Эстетическое сознание и процесс его формирования / Редкол.: А .Я. Зись, Н. И. Киященко и др. -М.: Искусство, 1981. 256 с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: МУНК и Т.Кентавр. Ин-т личности ИЧП «Палангир», 1994. — 136 с.
- Яворский Б.Л. Историчность слушания музыки. ЦГА ММК им. М. И. Глинки, фонд 146, инв. № 4473. 1 л.
- Яворский Б.Л. О слушании музыки. Приложены: 1) копия и 2) Примечания С. В. Протопопова. Автогр. и машиноп., 6л.+9л.+2л. -М.: ММК им. М. И. Глинки, фонд № 146, инв.№ 5366 п.№ 4920.
- Яворский Б.Л. Образ в музыкальном искусстве. Машинопись. М.: ММК им. М. И. Глинки, фонд№ 146, инв.№ 7158, п.№ 5791. — 68с.
- Яворский Б.Л. Статьи. Воспоминания. Переписка. В2т.Т.1. М.: Сов. композитор, 1972. — 71 lc.- Т.2.-М.: Сов. композитор, 1964.-365с.
- Яворский Б.Л. Художественное сознание и факторы его организации (1941−42). М.: ММК им. М. И. Глинки, фонд № 146, машинопись: инв.№ 4283.
- Яворский Б.Л. Чувственное восприятие образа. ЦГА ММК им. М. И. Глинки. Фонд № 146, инв. № 4264, п. № 4920.
- Якубовская Т.Л. Вопросы теории и методики в педагогическом наследии В.Н. Шацкой: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. -17 с.
- Якупов А. Н. Музыкальная коммуникация: Автореф дис.. докт. искусствоведения. М., 1995. — 48 с.