Педагогическое обеспечение развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования
![Диссертация: Педагогическое обеспечение развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования](https://westud.ru/work/3441041/cover.png)
Методологической основой являются: системный подход (в философии — А. Н. Аверьянова, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Л. Берталанфи, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.- в психологии и биологии — П. К. Анохин, Н. П. Бехтерева, Н. А. Бернштейн, А. М. Волкова, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, Ю. В. Микадзе, В. Д. Небылицын, Г. Н. Солнцева, А. И. Уемов и др.- в педагогике — Ю. К. Бабанский… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основания создания системы педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели нредшкольного образования
- 1. Предпосылки индивидуализации предшкольного образования в современных условиях
§ 2. Концептуальные основы современного образования как база для разработки системы педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.
Выводы по первой главе.
Глава II. Индивидуализация педагогической системы образовательного учреждения как объект педагогического исследования
§ 1. Теоретические основания индивидуализации образования.
§ 2. Построение и реализация системы педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования на основе принципа индивидуализации.
Выводы по второй главе.
Глава III. Педагогическое обеспечение развития индивидуальных возможностей детей в условиях предшкольного образовательного учреждения (опытно-экспериментальная часть исследования)
§ 1. Выявление индивидуальных возможностей психофизиологического развития детей 5−7 лет (констатирующий этап эксперимента).
§ 2. Педагогическое обеспечение развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей 5−7 лет (формирующий этап эксперимента).
§ 3. Выявление эффективности педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей
5−7 лет (контрольный этап эксперимента).
Выводы по третьей главе.
Список литературы
- -летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования /Под ред. B.C. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 1999. -263 с.
- Абульханова, К.А. О субъекте психической деятельности /К.А. Абульханова. -М.: Наука, 1973.
- Акинщикова, Г. И. К вопросу о психологической проблеме // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека: Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума /Г.И. Акинщикова. Пермь, 1982.
- Александрова, Н.М. Среда обучения компонент образовательной среды /Н.М. Александрова, Д. Г. Колодан //Мир технологии. — 2005. — № 1 (41).
- Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики /Н.А. Алексеев. Тюмень, 1996. — 216 с.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А. Амонашвили. Минск, 1990.
- Ананьев, Б.Г. Психология и проблема человекознания /Б.Г.Ананьев. М., 1996.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев.- Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К.Анохин. М., 1975.- 447 с.
- Анохина, Г. М. Личностно адаптированная система обучения / Г. М. Анохина. М.: Педагогика, 2003. — С. 66−71.
- Аристотель. Этика. Политика. Поэтика //Собр. соч.: В 4-х тт. Т.4. / Аристотель. М., 1984.
- Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности //Дошк. воспитание. 1995. — № 4. — С. 37.
- Аршавский, И.А. Основы возрастной периодизации /И.А.Аршавский // Возрастная физиология. JL, 1975.
- Асмолов, А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Стенограмма межрегионального семинара-совещения 1315 марта 1996 г. Петрозаводск, 1996. — С. 4−13.
- Асмолов, А.Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития //Дошк. воспитание -1995.-№−7.-С. 2.
- Асмолов, А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) /А.Г. Асмолов, Г. А. Ягодин //Вопросы психологии. — 1992. — № 1−2.
- Асмолов, А.Г. Рекомендации по вопросам проведения аттестации и государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения. // Обруч. 1996. — № 6. — С. 2−6.
- Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. М., 1996.
- Афанасьев, В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем /В.Г. Афанасьев //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1982. — С. 26−46.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе /Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение, 1985.
- Безруких, М.М. Портрет будущего первоклассника. // Дошк. восп.- -2003 № 2. С.47−51- - 2003. № 3- - 2003. № 4. — С.70−71- 2003. — № 6. — С.94−99- -. /М.М.Безруких.
- Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /М.М.Безруких, С. П. Ефимова. 4-е изд., перераб. -М.: Академия, 2000. — 248 с.
- Безруких, М.М. Чему и как учить до школы?. // Дошк. восп.- 2002 № 3. — С.62−67.
- Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики /Д.А. Белухин. М.- Воронеж, — 1996.
- Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность /Н.А.Бернштейн. М.: Наука, 1990. — 494 с.
- Берталанфи, J1. Общая теория систем критический обзор /Л. Берталанфи //Исследования по общей теории систем /Общ. ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. -М: Прогресс, 1969. — С. 23−28.
- Берулава, М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996. № 1.-С. 9−12-- 1996. №−4.-С. 23−27.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.Г1. Беспалько. М., 1989. — 190 с.
- Беспалько, В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25.
- Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека /В.М.Бехтерев /Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Бим-Бад, Б. М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования /Б.М. Бим-Бад. М., 1994. — 37 с.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1993. — 270 с.
- Блонский, П.П. Возрастная педология /П.П.Блонский. М.-Л., 1930.212 с.
- Богуславский, М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. / Б.М. Богуславский// Педагогика. -2000. № 4. — С. 63−70.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. М., 1968.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования /Е.В. Бондаревская. Ростов-н/Д., 2000 с.
- Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека /Н.Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М., 1988.
- Брушлинский, А.В. Психология индивидуального и группового субъекта /А.В. Брушлинский, М. И. Воловикова (ред.). М.: Per Se, 2002.
- Буданова, Г. П. Комплексный подход в дополнительном образовании детей // Дополнительное образование детей: проблемы комплексного подхода: Сб. / Г. П. Буданова.- М.: МГДТДиЮ, 1999. С. 4−28.
- Булдаков, С.К. Социально-философские основания и логика образовательной революции: Дис. докт. философ, наук /С.К.Булдаков. -Н.Новгород, 2000. 407 с.
- Ваганов, Н.Н. Медико-организационные проблемы охраны материнства и детства /Н.Н. Ваганов. М., 2001.
- Вахтеров, В.П. Избр. пед. соч. /В.П.Вахтеров.-М., 1987.
- Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В. И. Журавлева. М., 1989.
- Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Авт.-сост.: Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2003. — 80 с.
- Воробьева, Т.К. Интеграция работы ДОУ с семьей. / Т. К. Воробьева. -М., 2003.
- Временное положение о дошкольном учреждении. — М., 1991.
- Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. — М., 1996.
- Всеобщая декларация прав человека /Права ребенка: сборник международных и российских законодательных актов. М., 1999.
- Выготский, JI.C. Детская психология. 4.2: Вопросы детской (возрастной) психологии /Л.С.Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
- Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы /О.С.Газман //Новые ценности образования, 1995, — № 2. С. 16.
- Гаськова, Н.В. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе /Н.В. Гаськова, Е. А. Гечике, Е. О. Иванова. — Улан-Удэ: Бурятский гос. университет, 1997. С. 71.
- Гербарт, И.Ф. Первые лекции по педагогике /И.Ф.Гербарт /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. — С. 332−352 /526 с.
- Гершунский, Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России /Б.С. Гершунский. М., 1993. — 160 с.
- Гинецинский, В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства /В.И. Гинецинский //Педагогика, — 1997.-JY" З.-С. 10.
- Глас, Д. Статистические методы в педагогике и психологии /Д.Глас, Д.Стенли. М., 1976.
- Горностаев, П.В. Развивающая педагогика В.П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения /П.В.Горностаев // Педагогика. 2003.- № 4. — С. 75−81.
- Горский, В.А., Журкина, А.Я. Система дополнительного образования детей /В.А. Горский, А. Я. Журкина //Дополнительное образование. 1999. — JV" 34, 5−6.
- Горшкова, В.В. Проблема субъекта в педагогике /В.В. Горшкова. — Л., 1991.
- Горюнова, Л. Несколько слов о стандартах в педагогике /Л. Горюнова //Искусство в школе. 1993. — № 5. — С. 60.
- Границкая, А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе /А.С. Границкая. М., 1991.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.,
- Гусева, Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук /Н.А. Гусева. Брянск, 1994.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И.Гуткина. -3-е изд-е, перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2000. — 184 с. (Серия «Руководство практического психолога»).
- Давыдов, В.В. Кудрявцев, В.Т. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени /В.В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев //Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
- Давыдова, О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А. А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход /О.И.Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. -М., 2005. 144 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Данилюк, А.Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции /А.Я. Данилюк //Теория интеграции образования. -Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ. 2000. — 440 с.
- Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование как средство организации образования в открытом информационном сообществе /А.Н. Дахин. -http://www/iuro.websib.ru/dak.htm. 18 с.
- Декларация прав ребенка // Права ребенка: сборник международных и российских законодательных актов. — М., 1999.
- Демакова, И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика /И.Д. Демакова. М., 2003.
- Детский сад: вчера, сегодня, завтра (Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 г.) //Дошкольное образование. 2005. -№ 11.
- Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: история и современность /А.Н.Джуринский. М., 1992.
- Дистерверг, Ф.В. А. Избранные педагогические сочинения /Ф.В. А. Дистервег. М., 1956.
- Дошкольные учреждения нового типа: материалы из программы МО РСФСР «Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития». Ч. 1−2.-М., 1991.
- Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. — 144 е., ил.
- Дьяченко, О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка /О.М. Дьяченко //Вопросы психологии. -1997.-№ 4.
- Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /Н.Б.Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. М.: Владос, 2002. — 352 с.
- Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. -М, 1997.
- Еремеева, В.Ф., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки два разных мира /В.Ф. Еремеева, Т. П. Хризман. — М., 1998.
- Журкина, А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования /А.Я. Журкина //Дополнительное образование, 2000. № 9. — С.6.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-61 с.
- Зеньковский, В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике / В. В. Зеньковский //Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
- Зинченко, В.П. От классической к органической психологии /В.П.Зинченко //Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 7−20.
- Идея системности в современной психологии /Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 496 с. (Труды Института психологии РАН)
- Ильяшенко, Е.Г. Развитие антрополого-педагогических идей в России (вторая половина XIX первая треть XX в.) / Е. Г. Ильяшенко // Вестник УРАО. -2003.-№−3.-С. 104−149.
- Инновационные процессы в образовании: Сб. статей. — СПб.: РГПУ, 1997.-204 с.
- Казакова, Э.С. Коммуникативная модель образовательного процесса в современной гимназии. Дис. канд.пед.наук /Э.С. Казакова. Н. Новгород, 2006.
- Казначеев, В.П., Казначеев, С.В. Адаптация и конституция человека /В.П. Казначеев, С.В. Казначеев. Новосибирск, 1986. — С. 10.
- Калмыкова, З.И. Педагогика гуманизма./З.И. Калмыкова. — М., 1990.
- Караковский, В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. 37 с.
- Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как-педагогическая проблема /А.А. Кирсанов. — Казань, 1982.
- Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании /М.В. Кларин //Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14.
- Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда /Г.А. Ковалев//Вопросы психологии. 1993. -№ 1.-С. 31−39.
- Кожевникова, Л.Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. Г. Кожевникова. Нижний Новгород, 1997. — 22 с.
- Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Часть I. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Учитель», 2002. — 128 с.
- Коменский, Я.А. Великая дидактика /Я.А.Коменский /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. — С. 478−490 / 526 с.
- Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения /Ю.А. Конаржевский. Калининград, 1996.
- Конвенция о правах ребенка //Права ребенка: сборник международных и российских законодательных актов. М., 1999.
- Концепция дошкольного образования //Дошкольное воспитание. -1989. № 5, № 9.
- Корнетов, Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы /Г.Б. Корнетов. М., 1993.
- Красильщиков, В.А. Модернизация в России на пороге XXI века / В. А. Красильщиков //Вопросы философии. 1993. — № 7. — С.51.
- Крылова, Н.Б. Обеспечение индивидуальной программы учащегося в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 45−52.
- Крылова, Н.Б., Александрова, Е.А. Очерки понимающей педагогики /Н.Б. Крылова, Е. А. Александрова. — М., 2003.
- Кульпина, Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы. Дис. канд.пед.наук /Т.И. Кульпина. Ростов-на-Дону., 1997.
- Лазарев, B.C. Системное развитие школы /B.C. Лазарев. М.: Пед. общество России, 2002. — 304 с.
- Лазутова, М.Н. Реформа образования терпит крах /М.Н. Лазутова //Независимая газета. № 2 (1573) от 14 января 1998 г.
- Леонова Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 2000.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики /А.Н.Леонтьев. М.: Моск. ун-т, 1981.-584 с.
- Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе/М.И.Лисина, Г. И. Капчеля. Калинин, 1987.
- Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на-Дону, 1995.
- Логинова, Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. / Л. Г. Логинова.- М.: ВЛАДОС, 1999. 240 с.
- Лузина, Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания. Автореф. дис. д-ра пед. наук /Л.М. Лузина. СПб., 1999.
- Лурия, А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка /А.Р.Лурия // Вопросы психологии. 1962. — № 3. — С. 15−22.
- Макарчева, А.П. Развитие и обучение в условиях многопрофильной школы с адаптивной системой образования / А. П. Макарчева // Начальная школа. -№ 1994.-№ 2.
- Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании /10.С. Мануйлов //Педагогика. 2000.-№ 7. — С. 36−41.
- Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /B.C. Мерлин. М., 1986. — 253 с.
- Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровой, В. А. Караковского. -М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. 240 с.
- Митькин, А.А. На пути к системной психологии развития. /А.А.Митькин //Психологический журнал. Т. 18.- 1997.-№ 3.- С. 3−12.
- Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации /Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. М.: Новая школа, 1993.
- Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике /В.И. Михеев. М., 1987. — 200 с.
- Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб. науч. статей /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. -144 с.
- Монтессори, М. Дом Ребенка: Метод научной педагогики /М.Монтессори /Пер. с итал. Гомель, 1993.
- Моргун, В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты /В.Ф. Моргун //Школьные технологии. -2003.-№−3.-С. 3−9.
- Москатова, А.К. Развивающее обучение: антропологические аспекты /А.К. Москатова. М., 2001.
- Мудрик А. В. Воспитание как социальный институт // Известия РАО. -М.: Магистр, 1999. С. 52−56.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Официальные документы в образовании. 2001.-№ 24. — С. 3−13.
- Непомнящая, Н.И. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка /Н.И. Непомнящая //Мир психологии. 2006. — № 1.
- Нечаев, В.Я. Социология образования. Курс лекций. 4.1. / В. Я. Нечаев. М.: ЦСО РАО, 1998. -191 с.
- Новикова, Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. / Т. Г. Новикова М.: ЦРСДОД, 2001. — 64 с.
- Новосёлова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. / С. Новосёлова. -М., 1995.
- Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении // Дошк. воспитание.- 1995. № 10. — С. 2.
- Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения (XIV-XVII вв.) /Сост. Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцева. -М.: Изд-во УРАО, 1998.-400 с.
- Образовательная программа маршрут учения /Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1998. 4.1 — 118 с.
- Обухова, Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития /Л.Ф.Обухова //Вопросы психологии. 1996.- № 5. — С.30−38.
- Оверчук Т. Дошкольное образование России на современном этапе // Обруч. 2004. — № 1. — С. 3−7.
- Огурцов, А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика /А.П.Огурцов //Человек. 2001. — № 3. — С.5−17.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /С.И.Ожегов /Российская АН.: Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
- Олифиеренко, Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства. М., 1999.
- Орлов, В.В. Материя, развитие, человек /В.В.Орлов.- Пермь: Пермский ун-т, 1974. 397 с.
- Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы: Нормативные документы. М.: АПКиПРО, 2002. — 36 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
- Остапенко, А.А. Индивидуальность как философско-педагогический принцип /А.А. Остапенко //Педагогические технологии. 2003. — № 3. — С 87−94.
- От внешней работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под. ред. А. К. Бруднова. М.: Владос, 2000. — 544 с.
- Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. /И.Г.Песталоцци. М., 1981.
- Петровский, А.В. Личностно-развивающее взаимодействие /А.В.Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Р-н-Д, 1993.
- Петровский, В.А. Феномен субъективности в психологии личности. Автореф. дис. д-ра психол. наук /В.А. Петровский. М., 1993.
- Петровский, В.А., Кларина, JI.M., Смывина, JI.A., Стрелкова, Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении /А.В. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993.- 102 с.
- Пирогов, Н.И. Образование и воспитание /Н.И.Пирогов //Избр. пед. соч.-М., 1985.-С. 172−175.
- Платон. Государство. // Сочинения: В 3-х тт. Т.З., ч.1. / Платон .- М., 1972.
- Плигин, А.А. Организационно-педагогические основы личностно-ориентированной технологии образования в современных условиях. Дис.. канд. пед. наук /А.А. Плигин. М., 1997.
- Подгайский, Н.Е. Уровень невротизации как ядро школьного неуспеха /Н.Е.Подгайский, Е.В.Карташов//Материалы конференции в НИРО, декабрь 1998. -Н.Новгород: Нижегород. гуманит. центр, 1998.
- Поддъяков, Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития /Н.Н.Поддъяков // Дошкольное воспитание. 1998. — jq 12. — С.68−74.
- Поздняк, Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс /Л.В. Поздняк. — М., 1994.
- Поздняк, Л.В., Лященко, Н.Н. Управление дошкольным образованием /Л.В. Поздняк, Н. Н. Лященко. М., 1999.
- Полат, Е.С. Педагогические технологии XXI века /Е.С. Полат //Современные проблемы образования. Тула, 1997.
- Права ребенка: сборник международных и российских законодательных актов. — М., 1999.
- Предшкола или Зачем нужно дошкольное образование // Обруч. -2004.-№−5.-С. 4−5.
- Приказ Министра образования РФ № 33 «О порядке формирования классов компенсирующего обучения».
- Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований. М.: МПСИ- - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. -72 с.
- Проект Закона РФ «О дополнительном образовании». М., 1992.
- Пряникова, В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике /В.Г. Пряникова //Педагогика. 1995. — № 2. — С. 92−97.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 е., ил.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. В. А. Мижериков. -Ростов-наДону-Феникс, 1998.
- Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е. С. Рабунский. М., 1975.
- Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. /
- B.Е. Радионов.- СПб.: ГТУ, 1996. 144с.
- Ратанова, Т.А. Психофизилогические основы индивидуальности. / Т. А. Ратанова. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 128 с.
- Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: Научно-методические рекомендации / Под. ред. Г. Н.Серикова- Сост.
- C.А.Репин, В. В. Давиденко, В. Д. Гунченко. Челябинск: ГлавУО, ЧИПКРО, 1996. — 188 с.
- Ревягина, Т.А. Педагогическая поддержка развития психофизиологического потенциала детей 5−7 лет. Дис. канд.пед.наук /Т.А. Ревягина. Н. Новгород, 2004.
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. М., 1995.
- Ротенберг, B.C., Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье /B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М., 1989.
- Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии /С.Л.Рубинштейн. -М., 1976.
- Румянцев, Н.Е. Двадцать лекций по педагогической психологии для народных учителей /Н.Е. Румянцев. М., 1913. — С. 57.
- Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. /Ж.Ж.Пиаже. М., 1981.
- Сапогова, Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6−7 лет: Дис. .канд.психол.наук/Е.Е.Сапогова.-М., 1986.-217 с.
- Сахаров, А.Д. Мир, прогресс, права человека. Статьи и выступления /А. Д. Сахаров.-Л., 1991.-С. 30−41.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии /Т.К. Селевко. — М., 1998.
- Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве /Н.Л. Селиванова //Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35−39.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем /В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Сидоркин, A.M. Процесс развития воспитательной системы /A.M. Сидоркин //Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 65−69.
- Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. — 288 с.
- Скалкова, Я. Методология и методы педагогического исследования /Я.Скалкова и др. М., 1989.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований /М.Н.Скаткин. М., 1986.
- Сластенин, В.А. Антропологический принцип педагогического образования /В.А. Сластенин. Смоленск, 1995.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-еизд. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. — 1600 е., ил.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед.учеб. заведений /Под ред.Т. И. Ерофеевой.-2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2000.-344 с.
- Соколов, В.М. Стандарты в управлении качеством образования /В.М. Соколов. Н. Новгород, 1993 г.
- Степанова, О.А. Адаптивное дошкольное образование: Проблемы и перспективы развития /О.А. Степанова //Управление дошкольным образованием. 2005.-№−3.-С. 44−47.
- Степанова, О.А. Индивидуализация как принцип современного дошкольного образования /О. А. Степанова //Управление дошкольным образованием. 2005.-№ 7. — С. 8−15.
- Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента. // Дошкольное образование. / Р.Стеркина. -2001. № 6. — С. 11 -17.
- Стефановская, Т.А. Педагогика как искусство. Курс лекций /Т.А. Стефановская. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
- Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. Д. А. Фарбер. Л.: Наука, 1990. — 198 с.
- Сундукова, Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся. Автореф. дне.. канд. пед. наук /Э.И. Сундукова. Оренбург, 1997.
- Сухарев, А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков /А.Г.Сухарев //Гигиена и санитария.-2000.-№- 3.-С.43−44.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. -М., 1995.
- Тряпицына, А.П. Теория проектирования образовательных программ / А. П. Тряпицына // Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной программы. — СПб.: ЦПИ, 1994. — С. 37−46.
- Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э. Унт. -М., 1990.
- Управление качеством образования /Под ред. М. М. Поташника. М., 2000.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский// Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5,6.-М., 1989.
- Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства /Д.И.Фельдштейн. — М.: МПСИ / Флинта, 1997. — 160 с.
- Физиология развития ребенка /Под ред. Р. И. Козлова, Д. А. Фарбер. -М.: Педагогика, 1983. 296 с.
- Филиппова, JI.B. Педагогика здоровья: из опыта работы Центра здоровьеформирующих образовательных технологий /Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев //Мир образования образование в мире: Научно-методический журнал.-2001.-№- 1.-С. 173−184.
- Филиппова, Л.В. Подготовка ребенка к школе как валеологическая проблема /Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев. // Программы «Здоровье» в системе образования: Тезисы докладов 2-ой обл. научно-практ. конф. 15 дек. 1999. -Н.Новгород.
- Филиппова, Л.В. Социальная педагогика как интегральная наука о личности /Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев. Пермь: Пермский ун-т, 1992. — 264с.
- Филиппова, JI.В. Субкультура современного детства: Монография /Л.В.Филиппова, Е. Ю. Горбунова, Ю. А. Лебедев. -М.: МГТСИ- Нижегород. гос. архит. строит, ун-т. Гуманитарно-худож. ин-т., 2001. 181 с.
- Филиппова, Л.В. Философские и педагогические проблемы валеологии /Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев, Е. Ю. Копейкина. Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. — строит, ун-т, 2000. — 219 с.
- Филиппова, Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики: Автореф. дис.. докт. филос. наук /Л.В.Филиппова. Н. Новгород, 1993.-300 с.
- Философский энциклопедический словарь /Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов.-М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
- Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
- Фомина, А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-метод. пособие. / А. Б. Фомина — М.: Ассоциация соц. педагогов и соц. работников РФ, 1996. 82 с.
- Фрадкин, Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики /Ф.А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Оссовский. М.: ТЦ СФЕРА, 1995. — 160 с.
- Фрадкин, Ф.А. Педология: мифы и действительность. / Ф. А. Фрадкин. -М.: Знание, 1991.-79 с.
- Фребель, Ф. Воспитание человека. Избранные сочинения. В 2 т. /Ф.Фребель. М.: Изд-во Тихомирова, 1913. — Т.1. — 359 с.
- Фрумин, И.Д. Образовательное пространство как пространство развития /И.Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин //Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 42−50.
- Фуникова, Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей. Автореф. дис. канд.пед.наук /Н.И. Фуникова. Челябинск, 1998.
- Ходырева, Е.А. Технология становления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде /Е.А. Ходырева //Известия Российской академии образования. — 2006. № 1. — С. 84−89.
- Холодная, М.А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения /М.А. Холодная //Новые ценности образования. М., 2004. — Вып. 2(17).
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-М., 1981.
- Хуторской, А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе /А.В. Хуторской //Педагогика. 2000. 8. — С. 29−37.
- Целевая комплексная программа «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста». — М., 1991.
- Цырлина, Т.В. На путях к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века /Т.В. Цырлина. М.: 1997. — 112 с.
- Чистяков, В.В. Антрополого-методологические основы педагогики /В.В. Чистяков. Ярославль, 1999.
- Чумиков, А. На прощание /А. Чумиков //Журнал для воспитания. -СПб., 1859.-Т. 6.
- Чумичева, P.M. Управление качеством дошкольного образования /P.M. Чумичева. Ростов-н/Д., 2001.
- Чумичева, P.M., Редько, JI.JI. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка //Ребенок в мире культуры /Под ред. P.M. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 558 с. — С. 57−70.
- Чуприкова, Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX начала XX вв. /Н.И.Чуприкова // Вопросы психологии. -2000.-№ 1.
- Шадриков, В. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. / В.Шадриков. — 1999.-№−9.-С. 5−8.
- Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /Т.И. Шамова, Т. М. Давыденко. М., 2001.
- Шипицына, JI.M. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. JI.M. Шипицыной. / JI.M. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева, — СПб.: Речь, 2003. -240 с.
- Широкова, Л. Дети с разным типом высшей нервной деятельности /Л. Широкова //Дошкольное воспитание. 1976. — № 12- 1977. — № 1.
- Штайнер, Р. Здоровое развитие телесно-физического как основа проявления душевно-духовного. /Р.Штайнер. Калуга: Духовное познание, 1995. -480 с.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б.Эльконин. М.: МПСИ- - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Энциклопедический словарь Ф. К. Брокгауза, И. А. Ефрона. СПб., 1894.-Т. 13.
- Юдин, Б.Г. Здоровье: факты, норма и ценность /Б.Г.Юдин // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 60−61.
- Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /Э.Г. Юдин. — М., 1978.
- Юодайтите, А. Современный неопедоцентризм: горизонты надежд //Педагогика. 2000. — № 8. — С. 24−29.
- Юркевич, П.Д. Курс общей педагогики /П.Д. Юркевич. М., 1869.1. С. 30.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская. — М.: «Сентябрь», 1996. — 95 с.
- Ямбург, Е.Г. Управление развитием адаптивной школы. / Е.Г.Ямбург-М.: ПЕР СЭ-Пресс. -368 с.
- Ярулов, А. Через самостоятельность и самоконтроль: опыт внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения / А. Ярулов //Директор школы. 1997. — № 1.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от модели к проектированию /В.А. Ясвин.-М., 1997.
- Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды /В.А. Ясвин //Дополнительное образование. 2000. — № 2. -С 31−34.
- Ясюкова, J1.A. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство /Л.А.Ясюкова. СПб.: Иматон, 2002. — 207 с.
- Diltey W. Padagogik-Geschichte und rundlinien des Systems / Ges. Schriften. Stuttgart/Gottingen, 1960.
- E. von Braunmuhl. Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung. Weinheim-Basel, 1975.
- Kuppfer H. Antipsychiatrie und Antipadagodik // Die deutsche Schule. 1974. Bd. 66. S.591−604.
- Mannoni M. «Scheisserziehung». Von der Antipsychiatrie zur Antipadagogik. Frankfurt am Main, 1987.
- Petermann U., Petermann F. Training mit sozial unisicheren Kindern 5 Aufl, weinheim: Beltz, Psychologie Verlags Vnion 1994, 210 s.
- Schoenebeck von H. Antipadagogik im Dialog: eine Einfuhrung in antipadagogische Denken- Basel, 1989- его же, Unterstutzen statt erziehen. Die neue Eltern-Kind-Bezieung. Munchen, 1982.