Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое обеспечение развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой являются: системный подход (в философии — А. Н. Аверьянова, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Л. Берталанфи, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.- в психологии и биологии — П. К. Анохин, Н. П. Бехтерева, Н. А. Бернштейн, А. М. Волкова, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, Ю. В. Микадзе, В. Д. Небылицын, Г. Н. Солнцева, А. И. Уемов и др.- в педагогике — Ю. К. Бабанский… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основания создания системы педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели нредшкольного образования
    • 1. Предпосылки индивидуализации предшкольного образования в современных условиях

    § 2. Концептуальные основы современного образования как база для разработки системы педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

    Выводы по первой главе.

    Глава II. Индивидуализация педагогической системы образовательного учреждения как объект педагогического исследования

    § 1. Теоретические основания индивидуализации образования.

    § 2. Построение и реализация системы педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования на основе принципа индивидуализации.

    Выводы по второй главе.

    Глава III. Педагогическое обеспечение развития индивидуальных возможностей детей в условиях предшкольного образовательного учреждения (опытно-экспериментальная часть исследования)

    § 1. Выявление индивидуальных возможностей психофизиологического развития детей 5−7 лет (констатирующий этап эксперимента).

    § 2. Педагогическое обеспечение развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей 5−7 лет (формирующий этап эксперимента).

    § 3. Выявление эффективности педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей

    5−7 лет (контрольный этап эксперимента).

    Выводы по третьей главе.

Педагогическое обеспечение развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. При анализе проблемы современного детства как зарубежные, так и отечественные ученые в области педагогики и смежных с ней дисциплин все больше сходятся во мнении о том, что значительное количество детей (до 60%) имеют функциональные отклонения, затрудняющие возможности развития в жизненно важных сферах — телесной, когнитивной, эмоциональной. Наиболее ярко такие ситуации проявляются к 6−7 годам, что обычно связано с существенным изменением привычных для ребенка условий — поступлением в школу. При этом нейропсихологи и физиологи замечают, что именно недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций (перцептивная, пространственная, кинетическая, кинестетическая, произвольной регуляции и др.) оказываются наиболее уязвимыми, что приводит к оценке многих детей как неуправляемых, несобранных, тревожных, крайне невнимательных и т. п. При этом необходимо учитывать, что недостаточно актуализированные в детском возрасте индивидуальные возможности психофизиологического развития приводят к серьезным трудностям на дальнейших этапах развития человека, что затрудняет его адаптацию во всех сферах жизнедеятельности, успешную профессиональную деятельность, творческую саморегуляцию.

Предшкольное образование в настоящее время рассматривается как один из главных образовательных резервов, который по своей потенциальной содержательной емкости не уступает ни одной из последующих ступеней.

Анализ ситуации, сложившейся в современном предшкольном образовании, неумолимо свидетельствует о том, что методические поиски и не всегда продуманные «новации» в этой системе, необоснованные попытки его «овзросления» приводят к несоблюдению принципа самоценности пред-школьного этапа развитиязначительные умственные перегрузки воспитанников, «подстраивание» их под ту или иную программу, дисгармония в развитии интеллектуальной, эмоциональной и физической составляющих личности — особенно тяжело сказываются на развитии детей, и, прежде всего, детей из группы риска возникновения адаптационных нарушений. Таким образом, опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о целесообразности оценки индивидуализации как органичной части целостного педагогического процесса. Она должна проходить сквозь него «красной нитью», а не осуществляться в специально отведенные часы или в особых формах деятельности.

Теоретическую разработку и практическое преломление эта идея находит в концепции адаптивной школы (А.С.Границкая, А. П. Макарчева, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург и др.), которая является еще достаточно инновационным направлением современного образования.

О правомерности и перспективности педагогического обеспечения индивидуальных возможностей развития детей давно и убедительно пишут педагоги (Ш.А.Амонашвили, Л. Н. Антонова, Е. В. Бондаревская, Д. А. Белухин, О. С. Газман, В. В. Сериков, О. А. Степанова, И. Э. Унт, А. В. Хуторской и др.), психологи (Л.И.Божович, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, М. С. Егорова, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Д. Б. Эльконин и др.), психофизиологи (М.В.Антропова, И. А. Аршавский, М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, В. Ф. Еремеева, Н. К. Корсакова, Ю. М. Микадзе, Т. А. Ратанова, Т. П. Хризман, Л. С. Цветкова и др.).

Для педагогики принципиально важным является указание ученых на тот факт, что в процессе развития психофизиологических функций зачастую отсутствует координированное взаимодействие как между структурами мозга, так и психическими процессами. Именно эту причину можно устранить посредством целенаправленных и систематически применяемых педагогико-дидактических приемов, направленных на обеспечение координации, в первую очередь сенсомоторных и психомоторных функций.

Причем такие приемы, упражнения или комплексы можно включать в любые виды деятельности и формы обучения, в том числе досуговую и игровую. Следовательно, специально разработанные курсы, адресное использование методов и приемов, средств педагогического воздействия могут стать средством педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей.

Однако в практике современного образования наблюдается явно выраженное противоречие между признанием необходимости максимального учета индивидуальных психофизиологических возможностей развития детей на этапе перехода их в школу и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения этих возможностей в системе предшкольного образования.

Все сказанное позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы теоретические основы и практические пути педагогического обеспечения индивидуальных возможностей детей на этапе перехода их в школу и, в частности, индивидуальных психофизиологических возможностей?

Цель исследования: разработать систему педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

Объект исследования: педагогические закономерности индивидуализации развития психофизиологических возможностей детей на этапе перехода их в школу в условиях специально разработанной адаптивной модели образования.

Предмет исследования: система педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей на этапе перехода их в школу в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что система педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей на этапе перехода их в школу будет эффективной, если: 1) выявлены научно-теоретические основы ее построения и реализации- 2) она осуществляется в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения;

3) обеспечивается своевременная коррекция адресного педагогического воздействия на основе систематического мониторинга уровня психофизиологического развития детей.

В соответствие с целью, определением объекта, предмета и исследовательской гипотезы в работе поставлены и реализуются следующие задачи:

1. Определить теоретические положения, лежащие в основе педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

2. Выявить педагогические закономерности индивидуализации системы педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

3. Обосновать интегрирующую роль принципа индивидуализации в системе педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

4. Разработать систему педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

5. Экспериментально апробировать и внедрить в практику систему педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

Методологической основой являются: системный подход (в философии — А. Н. Аверьянова, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Л. Берталанфи, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.- в психологии и биологии — П. К. Анохин, Н. П. Бехтерева, Н. А. Бернштейн, А. М. Волкова, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, Ю. В. Микадзе, В. Д. Небылицын, Г. Н. Солнцева, А. И. Уемов и др.- в педагогике — Ю. К. Бабанский, В. А. Караковский, В. С. Лазарев, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. В. Сериков В.А.Сластенин и др.) — структурно-функциональная теория развития психики (Б.Г.Ананьев, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А.Р.Лурия) — философская концепция интегрально-социальной природы (сущности) человека и его социализации (В.В.Орлов,.

Л.В.Филиппова) — теория всестороннего развития личностиличностный и деятельностный подходы как методологические принципы педагогических исследованийтеория формирования и развития личности в деятельности и общениипринцип единства образования, воспитания и развития личностифилософско-педагогические воззрения мыслителей прошлого (Аристотеля, П. П. Блонского, В. П. Бехтерева, И. Ф. Гербарта, Р. Ф. Дистерверга, Я. А. Коменского, М. Монтеня, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, Платона, К. Д. Ушинского, Ф. Фребеля и др.) — антропологический принцип в педагогике (К.Д.Ушинский, Н. И. Пирогов, Б.М.Бим-Бад, Т. А. Стефановская и др.).

Теоретическую основу исследования составляют психолого-педагогические концепции: личностно-ориентированное образование (Н.А.Алексеева, Т. Анохина, В. Бедерханова, Д. А. Белухин, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Ю. В. Замятина, А. А. Кирсанова, Н. Б. Крылова, Е. В. Леонова, В. А. Петровский, Н. В. Родичева, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.) — адаптивная школа (А.С.Границкая, Т. М. Давьтденко, А. П. Макарчева, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург и др.) — теория педагогических систем (В.А.Караковский, В. С. Лазарев, В. В. Сериков, А. М. Сидоркин и др.) — теория образовательной среды (Н.Б.Крылова, Ю. С. Мануйлов, В. А. Ясвин и др.) — педагогика поддержки (Л.Н.Антонова, О. С. Газман, С. М. Юсфин и др.) — положения неопедоцентризма (Д. Блэкледж, Е. Брим, Б. Гунд, В. Дэвид, М. Картер, А. Кирстен, М. Коул, Дж. Орвилл, М. Фуллэн, Д. Хелд и др.) — педагогическое моделирование и теория управления образовательными системами (В.Г. Афанасьев, А. Н. Дахин, Е. Н. Дмитриева, Э. С. Казакова, Т. П. Колодяжная, Л. В. Поздняк, Т. И. Шамова и др.) — здоровьесберегающая педагогика (В.Ф.Базарный, Е. Ю. Копейкина, Ю. А. Лебедев, Л.В.Филиппова) — положения возрастной педагогики и психологии о сензитивных периодах развития и новообразованиях личности (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Ермолаева, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Е. Е. Сапогова, Д.Б.Эльконин) — концепция психологической готовности к школе (Л.А.Венгер, А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, Е. Е. Саиогова, Д. Б. Эльконин, Л. А. Ясюкова и др.) — труды отечественных физиологов, разрабатывающих проблемы возрастных и индивидуальных особенностей психофизиологического развития (Б.Г.Ананьев, П. К. Анохин, М. М. Безруких, Н. А. Бернштейн, С. М. Бондаренко, Н. И. Дубровинская, В. Ф. Еремеева, А. Р. Лурия, Т. А. Ратанова, АЛ. Сиротюк, Д. А. Фарбер, Т. П. Хризман и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, методы эмпирического исследования (наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, экспертная оценка), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ его результатов (количественный, качественный — сравнительный, факторный, корреляционный), психофизиологическая диагностика, методики математической статистики.

База опытно-экспериментальной работы. Опытноэкспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребенкаДетский сад № 20» Нижегородского района г. Нижнего Новгорода (всего — 50 чел.). В экспериментальной работе также участвовали педагоги и родители детей экспериментальной группы. На заключительном (контрольном) этапе эксперимента в качестве контрольной группы изучению подверглись 50 детей, оказавшихся при поступлении в школу в 1-х классах вместе с детьми экспериментальной группы, однако проходившие подготовку к школе по другим программам.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обобщены теоретические положения, лежащие в основе системы педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

2. Разработана система педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

3. Получила научное обоснование система мониторинга состояния психофизиологического развития детей 5−7 лет.

4. Научно обоснована интегрирующая роль принципа индивидуализации образования.

5. Обобщены и описаны приемы адресного педагогического воздействия на развитие индивидуальных психофизиологических возможностей детей в условиях организации развивающей деятельности.

6. Выявлена специфика педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей на этапе перехода их в школу в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

7. Определены показатели развития психофизиологических возможностей детей 5−7 лет.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

1. Выявлены педагогические закономерности индивидуализации развития психофизиологических возможностей детей на этапе перехода их в школу в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

2. Получили развитие основополагающие положения адаптивной системы предшкольного образования.

3. Классифицированы теоретико-методологические основания создания системы педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

4. Развиты положения индивидуального подхода в педагогике посредством системы педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

5. Конкретизировано понятие «индивидуализация» на основе концептуальных положений интегральной педагогики.

6. Получили педагогическую интерпретацию положения о родовых характеристиках развития человека.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Экспериментально апробирована и внедрена в практику система педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

2. Разработаны общедоступное методическое сопровождение в виде методических рекомендаций, перспективных планов, практических материалов, направленное на педагогическое обеспечение развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

3. Описаны профили индивидуального развития детей, структура представления которых может быть использована в массовой практике образовательных учреждений.

4. Предложены научно обоснованные методы развивающей работы с детьми, расширяющие возможности педагогической деятельности в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

5. Разработанная в исследовании система педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей позволяет спроектировать индивидуальный маршрут ребенка на этапе перехода его в школу.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2003 по 2006 гг.

На первом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялся анализ научно-педагогической, философской, психологической и методической литературыопределялись основные подходы к разработке системы педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей на этапе перехода их в школу в условиях адаптивной модели предшкольного образования. На данном этапе была разработана и апробирована в практике образовательного учреждения типа «Центр развития ребенка» методика констатирующего этапа эксперимента, разработана программа опытно-экспериментальной работы по педагогическому обеспечению развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей 5−7 лет, I обоснована актуальность проблемы исследования, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая гипотеза.

На втором этапе (2004;2005 г.) с целью проверки гипотезы были определены педагогические условия, необходимые для педагогического обеспечения развития этих возможностей детей 5−7 летразработано и внедрено педагогическое обеспечение развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей 5−7 лет в условиях образовательного учреждения типа «Центр развития ребенка».

На основе разработанного содержания педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей 5−7 лет в течение 2004;2005 уч. года проведена основная часть опытно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) было завершено проведение экспериментальной работы (завершающая часть контрольного этапа эксперимента), проведены статистическая обработка и интерпретация ее результатовуточнялись теоретические выводыоформлялись материалы практического исследования и осуществлялось литературное оформление всего исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигались методическим, общенаучным и технологическим обеспечением исследовательского процессаразработкой категориального аппарата проблемыопорой на фундаментальные психолого-педагогические теориииспользованием методик статистической обработки экспериментальных данныхрепрезентативностью базы исследованиявоспроизводимостью данных, полученных в процессе опытно-экспериментальной работыколичественным и качественным (сравнительным, факторным, корреляционным) их анализом, а также совокупностью разнообразных методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и проверялись на конференциях (Российская конференция «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школы, М., 1999; первая научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях Нижегородской области», Н. Новгород, 2000; межрегиональная межвузовская научная конференция «Гуманитарные науки: проблемы теории и практики», Москва — Н. Новгород, 2002; региональная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития системы специального образования», Н. Новгород, 2005; региональная научно-практическая конференция «Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы», Н. Новгород, 2006; Всероссийская конференция «Основы специальной психологии и системной реабилитации», Н. Новгород, 2006; и др.), на заседаниях кафедры социальной педагогики и инновационных образовательных технологий, методических семинарах работников дошкольного образования г. Н.Новгорода, заседаниях научно-методической коллегии Нижегородского района г. Н.Новгорода. Материалы исследования используются при организации педагогического процесса в МДОУ ЦРРДетский сад № 20 Нижегородского района г. Н.Новгорода. Основные положения диссертации нашли отражение в 13 публикациях автора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования представляет собой сложный многоэлементный объект интегративного характера, являющийся определяющим фактором развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей. Эта система включает следующие компоненты:

1) целевой компонент, ориентирующий на приоритетное развитие индивидуальных психофизиологических возможностей детей;

2) содержательный компонент, характеризующийся адекватностью возрасту и потенциальным возможностям развития детей;

3) методический компонент, отличающийся адресным педагогическим влиянием;

4) диагностический компонент, предусматривающий выявление индивидуальных возможностей психофизиологического развития детей;

5) оценочно-корректировочный компонент, выражающийся в обеспечении своевременной коррекции адресного педагогического воздействия на основе систематического мониторинга уровня психофизиологического развития детей.

2. В условиях адаптивной модели образования данная система способствует успешному телесному (физическому), когнитивному, социально-эмоциональному развитию детей на основе выявления их индивидуальных психофизиологических возможностей и организации разных видов развивающей деятельности (интеллектуально-познавательной, художественно-творческой, двигательной) в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения.

3. Систематический мониторинг состояния психофизиологического развития детей позволяет обеспечивать своевременную коррекцию адресного педагогического влияния на развитие ребенка, предотвратить его дезадаптацию во всех сферах жизнедеятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, графиками, схемами, диаграммами.

Выводы по третьей главе.

1. Принцип индивидуализации в системе педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей выполняет интегрирующую функцию.

2. Система педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования представляет собой сложный многоэлементный объект интегративного характера, являющийся определяющим фактором развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей. Эта система включает следующие компоненты:

1) целевой компонент, ориентирующий на приоритетное развитие индивидуальных психофизиологических возможностей детей;

2) содержательный компонент, характеризующийся адекватностью возрасту и потенциальным возможностям развития детей;

3) методический компонент, отличающийся адресным педагогическим влиянием;

4) диагностический компонент, предусматривающий выявление индивидуальных возможностей психофизиологического развития детей;

5) оценочно-корректировочный компонент, выражающийся в обеспечении своевременной коррекции адресного педагогического воздействия на основе систематического мониторинга уровня психофизиологического развития детей.

3. В условиях адаптивной модели предшкольного образования данная система способствует успешному телесному (физическому), когнитивному, социально-эмоциональному развитию детей на основе выявления их индивидуальных психофизиологических возможностей и организации разных видов развивающей деятельности (интеллектуально-познавательной, художественно-творческой, двигательной) в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения.

4. Систематический мониторинг состояния психофизиологического развития детей позволяет обеспечивать своевременную коррекцию адресного педагогического влияния на развитие ребенка, предотвратить его дезадаптацию во всех сферах жизнедеятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании разработана система педагогического обеспечения развития индивидуальных психофизиологических возможностей детей 5−7 лет в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

Доказано что система педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей на этапе перехода их в школу будет эффективной, если: 1) выявлены научно-теоретические основы ее построения и реализации- 2) она осуществляется в целостном педагогическом процессе образовательного учреждения- 3) обеспечивается своевременная коррекция адресного педагогического воздействия на основе систематического мониторинга уровня психофизиологического развития детей.

Определены теоретические положения, лежащие в основе педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования. Выявлены педагогические закономерности индивидуализации системы педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования. Обоснована интегрирующая роль принципа индивидуализации в системе педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

Экспериментально апробирована и внедрена в практику система педагогического обеспечения развития индивидуальных возможностей детей в условиях адаптивной модели предшкольного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. -летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования /Под ред. B.C. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 1999. -263 с.
  2. , К.А. О субъекте психической деятельности /К.А. Абульханова. -М.: Наука, 1973.
  3. , Г. И. К вопросу о психологической проблеме // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека: Тезисы докладов Всесоюзного симпозиума /Г.И. Акинщикова. Пермь, 1982.
  4. , Н.М. Среда обучения компонент образовательной среды /Н.М. Александрова, Д. Г. Колодан //Мир технологии. — 2005. — № 1 (41).
  5. , Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики /Н.А. Алексеев. Тюмень, 1996. — 216 с.
  6. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /Ш.А. Амонашвили. Минск, 1990.
  7. , Б.Г. Психология и проблема человекознания /Б.Г.Ананьев. М., 1996.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев.- Л.: ЛГУ, 1968.-339 с.
  9. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К.Анохин. М., 1975.- 447 с.
  10. , Г. М. Личностно адаптированная система обучения / Г. М. Анохина. М.: Педагогика, 2003. — С. 66−71.
  11. Аристотель. Этика. Политика. Поэтика //Собр. соч.: В 4-х тт. Т.4. / Аристотель. М., 1984.
  12. , О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности //Дошк. воспитание. 1995. — № 4. — С. 37.
  13. , И.А. Основы возрастной периодизации /И.А.Аршавский // Возрастная физиология. JL, 1975.
  14. , А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Стенограмма межрегионального семинара-совещения 1315 марта 1996 г. Петрозаводск, 1996. — С. 4−13.
  15. , А.Г. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития //Дошк. воспитание -1995.-№−7.-С. 2.
  16. , А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) /А.Г. Асмолов, Г. А. Ягодин //Вопросы психологии. — 1992. — № 1−2.
  17. , А.Г. Рекомендации по вопросам проведения аттестации и государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения. // Обруч. 1996. — № 6. — С. 2−6.
  18. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. М., 1996.
  19. , В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем /В.Г. Афанасьев //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1982. — С. 26−46.
  20. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе /Ю.К.Бабанский.- М.: Просвещение, 1985.
  21. , М.М. Портрет будущего первоклассника. // Дошк. восп.- -2003 № 2. С.47−51- - 2003. № 3- - 2003. № 4. — С.70−71- 2003. — № 6. — С.94−99- -. /М.М.Безруких.
  22. , М.М. Ребенок идет в школу: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /М.М.Безруких, С. П. Ефимова. 4-е изд., перераб. -М.: Академия, 2000. — 248 с.
  23. , М.М. Чему и как учить до школы?. // Дошк. восп.- 2002 № 3. — С.62−67.
  24. , Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики /Д.А. Белухин. М.- Воронеж, — 1996.
  25. , Н.А. Физиология движений и активность /Н.А.Бернштейн. М.: Наука, 1990. — 494 с.
  26. Берталанфи, J1. Общая теория систем критический обзор /Л. Берталанфи //Исследования по общей теории систем /Общ. ред. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. -М: Прогресс, 1969. — С. 23−28.
  27. , М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996. № 1.-С. 9−12-- 1996. №−4.-С. 23−27.
  28. , В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.Г1. Беспалько. М., 1989. — 190 с.
  29. , В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25.
  30. , В.М. Проблемы развития и воспитания человека /В.М.Бехтерев /Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  31. Бим-Бад, Б. М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования /Б.М. Бим-Бад. М., 1994. — 37 с.
  32. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1993. — 270 с.
  33. , П.П. Возрастная педология /П.П.Блонский. М.-Л., 1930.212 с.
  34. , М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. / Б.М. Богуславский// Педагогика. -2000. № 4. — С. 63−70.
  35. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. М., 1968.
  36. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования /Е.В. Бондаревская. Ростов-н/Д., 2000 с.
  37. , Н.Н. Функциональные асимметрии человека /Н.Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М., 1988.
  38. , А.В. Психология индивидуального и группового субъекта /А.В. Брушлинский, М. И. Воловикова (ред.). М.: Per Se, 2002.
  39. , Г. П. Комплексный подход в дополнительном образовании детей // Дополнительное образование детей: проблемы комплексного подхода: Сб. / Г. П. Буданова.- М.: МГДТДиЮ, 1999. С. 4−28.
  40. , С.К. Социально-философские основания и логика образовательной революции: Дис. докт. философ, наук /С.К.Булдаков. -Н.Новгород, 2000. 407 с.
  41. , Н.Н. Медико-организационные проблемы охраны материнства и детства /Н.Н. Ваганов. М., 2001.
  42. , В.П. Избр. пед. соч. /В.П.Вахтеров.-М., 1987.
  43. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В. И. Журавлева. М., 1989.
  44. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Авт.-сост.: Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2003. — 80 с.
  45. , Т.К. Интеграция работы ДОУ с семьей. / Т. К. Воробьева. -М., 2003.
  46. Временное положение о дошкольном учреждении. — М., 1991.
  47. Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении. — М., 1996.
  48. Всеобщая декларация прав человека /Права ребенка: сборник международных и российских законодательных актов. М., 1999.
  49. , JI.C. Детская психология. 4.2: Вопросы детской (возрастной) психологии /Л.С.Выготский // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.
  50. , О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы /О.С.Газман //Новые ценности образования, 1995, — № 2. С. 16.
  51. , Н.В. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в современной школе /Н.В. Гаськова, Е. А. Гечике, Е. О. Иванова. — Улан-Удэ: Бурятский гос. университет, 1997. С. 71.
  52. , И.Ф. Первые лекции по педагогике /И.Ф.Гербарт /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. — С. 332−352 /526 с.
  53. , Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России /Б.С. Гершунский. М., 1993. — 160 с.
  54. , В.И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства /В.И. Гинецинский //Педагогика, — 1997.-JY" З.-С. 10.
  55. , Д. Статистические методы в педагогике и психологии /Д.Глас, Д.Стенли. М., 1976.
  56. , П.В. Развивающая педагогика В.П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения /П.В.Горностаев // Педагогика. 2003.- № 4. — С. 75−81.
  57. , В.А., Журкина, А.Я. Система дополнительного образования детей /В.А. Горский, А. Я. Журкина //Дополнительное образование. 1999. — JV" 34, 5−6.
  58. , В.В. Проблема субъекта в педагогике /В.В. Горшкова. — Л., 1991.
  59. , Л. Несколько слов о стандартах в педагогике /Л. Горюнова //Искусство в школе. 1993. — № 5. — С. 60.
  60. , А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе /А.С. Границкая. М., 1991.
  61. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.,
  62. , Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук /Н.А. Гусева. Брянск, 1994.
  63. , Н.И. Психологическая готовность к школе /Н.И.Гуткина. -3-е изд-е, перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2000. — 184 с. (Серия «Руководство практического психолога»).
  64. , В.В. Кудрявцев, В.Т. Развивающее образование: Теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени /В.В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев //Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
  65. , О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А. А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход /О.И.Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. -М., 2005. 144 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  66. , А.Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции /А.Я. Данилюк //Теория интеграции образования. -Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ. 2000. — 440 с.
  67. , А.Н. Педагогическое моделирование как средство организации образования в открытом информационном сообществе /А.Н. Дахин. -http://www/iuro.websib.ru/dak.htm. 18 с.
  68. Декларация прав ребенка // Права ребенка: сборник международных и российских законодательных актов. — М., 1999.
  69. , И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика /И.Д. Демакова. М., 2003.
  70. Детский сад: вчера, сегодня, завтра (Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 г.) //Дошкольное образование. 2005. -№ 11.
  71. , А.Н. Зарубежная школа: история и современность /А.Н.Джуринский. М., 1992.
  72. Дистерверг, Ф.В. А. Избранные педагогические сочинения /Ф.В. А. Дистервег. М., 1956.
  73. Дошкольные учреждения нового типа: материалы из программы МО РСФСР «Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития». Ч. 1−2.-М., 1991.
  74. , Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. — 144 е., ил.
  75. , О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка /О.М. Дьяченко //Вопросы психологии. -1997.-№ 4.
  76. , Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /Н.Б.Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. М.: Владос, 2002. — 352 с.
  77. , М.С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. -М, 1997.
  78. , В.Ф., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки два разных мира /В.Ф. Еремеева, Т. П. Хризман. — М., 1998.
  79. , А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования /А.Я. Журкина //Дополнительное образование, 2000. № 9. — С.6.
  80. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-61 с.
  81. , В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике / В. В. Зеньковский //Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
  82. , В.П. От классической к органической психологии /В.П.Зинченко //Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 7−20.
  83. Идея системности в современной психологии /Под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 496 с. (Труды Института психологии РАН)
  84. , Е.Г. Развитие антрополого-педагогических идей в России (вторая половина XIX первая треть XX в.) / Е. Г. Ильяшенко // Вестник УРАО. -2003.-№−3.-С. 104−149.
  85. Инновационные процессы в образовании: Сб. статей. — СПб.: РГПУ, 1997.-204 с.
  86. , Э.С. Коммуникативная модель образовательного процесса в современной гимназии. Дис. канд.пед.наук /Э.С. Казакова. Н. Новгород, 2006.
  87. , В.П., Казначеев, С.В. Адаптация и конституция человека /В.П. Казначеев, С.В. Казначеев. Новосибирск, 1986. — С. 10.
  88. , З.И. Педагогика гуманизма./З.И. Калмыкова. — М., 1990.
  89. , В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. 37 с.
  90. , А. А. Индивидуализация учебной деятельности как-педагогическая проблема /А.А. Кирсанов. — Казань, 1982.
  91. , М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании /М.В. Кларин //Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14.
  92. , Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда /Г.А. Ковалев//Вопросы психологии. 1993. -№ 1.-С. 31−39.
  93. , Л.Г. Гуманизация учебно-воспитательного процесса как основа деятельности инновационного образовательного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. Г. Кожевникова. Нижний Новгород, 1997. — 22 с.
  94. , Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Часть I. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Учитель», 2002. — 128 с.
  95. , Я.А. Великая дидактика /Я.А.Коменский /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. — С. 478−490 / 526 с.
  96. Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения /Ю.А. Конаржевский. Калининград, 1996.
  97. Конвенция о правах ребенка //Права ребенка: сборник международных и российских законодательных актов. М., 1999.
  98. Концепция дошкольного образования //Дошкольное воспитание. -1989. № 5, № 9.
  99. , Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы /Г.Б. Корнетов. М., 1993.
  100. , В.А. Модернизация в России на пороге XXI века / В. А. Красильщиков //Вопросы философии. 1993. — № 7. — С.51.
  101. , Н.Б. Обеспечение индивидуальной программы учащегося в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 45−52.
  102. , Н.Б., Александрова, Е.А. Очерки понимающей педагогики /Н.Б. Крылова, Е. А. Александрова. — М., 2003.
  103. , Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема школы. Дис. канд.пед.наук /Т.И. Кульпина. Ростов-на-Дону., 1997.
  104. , B.C. Системное развитие школы /B.C. Лазарев. М.: Пед. общество России, 2002. — 304 с.
  105. , М.Н. Реформа образования терпит крах /М.Н. Лазутова //Независимая газета. № 2 (1573) от 14 января 1998 г.
  106. Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дис.. канд.пед. наук. М., 2000.
  107. , А.Н. Проблемы развития психики /А.Н.Леонтьев. М.: Моск. ун-т, 1981.-584 с.
  108. , М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе/М.И.Лисина, Г. И. Капчеля. Калинин, 1987.
  109. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов-на-Дону, 1995.
  110. , Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. / Л. Г. Логинова.- М.: ВЛАДОС, 1999. 240 с.
  111. , Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания. Автореф. дис. д-ра пед. наук /Л.М. Лузина. СПб., 1999.
  112. , А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка /А.Р.Лурия // Вопросы психологии. 1962. — № 3. — С. 15−22.
  113. , А.П. Развитие и обучение в условиях многопрофильной школы с адаптивной системой образования / А. П. Макарчева // Начальная школа. -№ 1994.-№ 2.
  114. , Ю.С. Средовой подход в воспитании /10.С. Мануйлов //Педагогика. 2000.-№ 7. — С. 36−41.
  115. , B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /B.C. Мерлин. М., 1986. — 253 с.
  116. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровой, В. А. Караковского. -М.: НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996. 240 с.
  117. , А.А. На пути к системной психологии развития. /А.А.Митькин //Психологический журнал. Т. 18.- 1997.-№ 3.- С. 3−12.
  118. , Н.Я., Короткова, Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации /Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. М.: Новая школа, 1993.
  119. , В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике /В.И. Михеев. М., 1987. — 200 с.
  120. Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб. науч. статей /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. -144 с.
  121. , М. Дом Ребенка: Метод научной педагогики /М.Монтессори /Пер. с итал. Гомель, 1993.
  122. , В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностный и технологический аспекты /В.Ф. Моргун //Школьные технологии. -2003.-№−3.-С. 3−9.
  123. , А.К. Развивающее обучение: антропологические аспекты /А.К. Москатова. М., 2001.
  124. Мудрик А. В. Воспитание как социальный институт // Известия РАО. -М.: Магистр, 1999. С. 52−56.
  125. Национальная доктрина образования в Российской Федерации //Официальные документы в образовании. 2001.-№ 24. — С. 3−13.
  126. , Н.И. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка /Н.И. Непомнящая //Мир психологии. 2006. — № 1.
  127. , В.Я. Социология образования. Курс лекций. 4.1. / В. Я. Нечаев. М.: ЦСО РАО, 1998. -191 с.
  128. , Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. / Т. Г. Новикова М.: ЦРСДОД, 2001. — 64 с.
  129. С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. / С. Новосёлова. -М., 1995.
  130. Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении // Дошк. воспитание.- 1995. № 10. — С. 2.
  131. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения (XIV-XVII вв.) /Сост. Н. В. Ревякина, О. Ф. Кудрявцева. -М.: Изд-во УРАО, 1998.-400 с.
  132. Образовательная программа маршрут учения /Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 1998. 4.1 — 118 с.
  133. , Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития /Л.Ф.Обухова //Вопросы психологии. 1996.- № 5. — С.30−38.
  134. Т. Дошкольное образование России на современном этапе // Обруч. 2004. — № 1. — С. 3−7.
  135. , А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика /А.П.Огурцов //Человек. 2001. — № 3. — С.5−17.
  136. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /С.И.Ожегов /Российская АН.: Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.
  137. , Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства. М., 1999.
  138. , В.В. Материя, развитие, человек /В.В.Орлов.- Пермь: Пермский ун-т, 1974. 397 с.
  139. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002−2004 годы: Нормативные документы. М.: АПКиПРО, 2002. — 36 с.
  140. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
  141. , А.А. Индивидуальность как философско-педагогический принцип /А.А. Остапенко //Педагогические технологии. 2003. — № 3. — С 87−94.
  142. От внешней работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под. ред. А. К. Бруднова. М.: Владос, 2000. — 544 с.
  143. , И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. /И.Г.Песталоцци. М., 1981.
  144. , А.В. Личностно-развивающее взаимодействие /А.В.Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Р-н-Д, 1993.
  145. , В.А. Феномен субъективности в психологии личности. Автореф. дис. д-ра психол. наук /В.А. Петровский. М., 1993.
  146. , В.А., Кларина, JI.M., Смывина, JI.A., Стрелкова, Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении /А.В. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993.- 102 с.
  147. , Н.И. Образование и воспитание /Н.И.Пирогов //Избр. пед. соч.-М., 1985.-С. 172−175.
  148. Платон. Государство. // Сочинения: В 3-х тт. Т.З., ч.1. / Платон .- М., 1972.
  149. , А.А. Организационно-педагогические основы личностно-ориентированной технологии образования в современных условиях. Дис.. канд. пед. наук /А.А. Плигин. М., 1997.
  150. , Н.Е. Уровень невротизации как ядро школьного неуспеха /Н.Е.Подгайский, Е.В.Карташов//Материалы конференции в НИРО, декабрь 1998. -Н.Новгород: Нижегород. гуманит. центр, 1998.
  151. , Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития /Н.Н.Поддъяков // Дошкольное воспитание. 1998. — jq 12. — С.68−74.
  152. , Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс /Л.В. Поздняк. — М., 1994.
  153. , Л.В., Лященко, Н.Н. Управление дошкольным образованием /Л.В. Поздняк, Н. Н. Лященко. М., 1999.
  154. , Е.С. Педагогические технологии XXI века /Е.С. Полат //Современные проблемы образования. Тула, 1997.
  155. Права ребенка: сборник международных и российских законодательных актов. — М., 1999.
  156. Предшкола или Зачем нужно дошкольное образование // Обруч. -2004.-№−5.-С. 4−5.
  157. Приказ Министра образования РФ № 33 «О порядке формирования классов компенсирующего обучения».
  158. Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований. М.: МПСИ- - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. -72 с.
  159. Проект Закона РФ «О дополнительном образовании». М., 1992.
  160. , В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике /В.Г. Пряникова //Педагогика. 1995. — № 2. — С. 92−97.
  161. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 е., ил.
  162. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. В. А. Мижериков. -Ростов-наДону-Феникс, 1998.
  163. , Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е. С. Рабунский. М., 1975.
  164. , В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. /
  165. B.Е. Радионов.- СПб.: ГТУ, 1996. 144с.
  166. , Т.А. Психофизилогические основы индивидуальности. / Т. А. Ратанова. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 128 с.
  167. Реализация системного подхода к проектированию программ развития образования: Научно-методические рекомендации / Под. ред. Г. Н.Серикова- Сост.
  168. C.А.Репин, В. В. Давиденко, В. Д. Гунченко. Челябинск: ГлавУО, ЧИПКРО, 1996. — 188 с.
  169. , Т.А. Педагогическая поддержка развития психофизиологического потенциала детей 5−7 лет. Дис. канд.пед.наук /Т.А. Ревягина. Н. Новгород, 2004.
  170. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. М., 1995.
  171. , B.C., Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье /B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М., 1989.
  172. , C.JI. Проблемы общей психологии /С.Л.Рубинштейн. -М., 1976.
  173. , Н.Е. Двадцать лекций по педагогической психологии для народных учителей /Н.Е. Румянцев. М., 1913. — С. 57.
  174. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. /Ж.Ж.Пиаже. М., 1981.
  175. , Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6−7 лет: Дис. .канд.психол.наук/Е.Е.Сапогова.-М., 1986.-217 с.
  176. , А.Д. Мир, прогресс, права человека. Статьи и выступления /А. Д. Сахаров.-Л., 1991.-С. 30−41.
  177. , Г. К. Современные образовательные технологии /Т.К. Селевко. — М., 1998.
  178. , Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве /Н.Л. Селиванова //Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35−39.
  179. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем /В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  180. , A.M. Процесс развития воспитательной системы /A.M. Сидоркин //Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 65−69.
  181. , А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: Сфера, 2003. — 288 с.
  182. , Я. Методология и методы педагогического исследования /Я.Скалкова и др. М., 1989.
  183. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований /М.Н.Скаткин. М., 1986.
  184. , В.А. Антропологический принцип педагогического образования /В.А. Сластенин. Смоленск, 1995.
  185. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-еизд. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. — 1600 е., ил.
  186. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед.учеб. заведений /Под ред.Т. И. Ерофеевой.-2-е изд., стереотип. -М.: Академия, 2000.-344 с.
  187. , В.М. Стандарты в управлении качеством образования /В.М. Соколов. Н. Новгород, 1993 г.
  188. , О.А. Адаптивное дошкольное образование: Проблемы и перспективы развития /О.А. Степанова //Управление дошкольным образованием. 2005.-№−3.-С. 44−47.
  189. , О.А. Индивидуализация как принцип современного дошкольного образования /О. А. Степанова //Управление дошкольным образованием. 2005.-№ 7. — С. 8−15.
  190. Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента. // Дошкольное образование. / Р.Стеркина. -2001. № 6. — С. 11 -17.
  191. , Т.А. Педагогика как искусство. Курс лекций /Т.А. Стефановская. М.: Совершенство, 1998. — 368 с.
  192. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. Д. А. Фарбер. Л.: Наука, 1990. — 198 с.
  193. , Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся. Автореф. дне.. канд. пед. наук /Э.И. Сундукова. Оренбург, 1997.
  194. , А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков /А.Г.Сухарев //Гигиена и санитария.-2000.-№- 3.-С.43−44.
  195. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. -М., 1995.
  196. , А.П. Теория проектирования образовательных программ / А. П. Тряпицына // Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной программы. — СПб.: ЦПИ, 1994. — С. 37−46.
  197. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э. Унт. -М., 1990.
  198. Управление качеством образования /Под ред. М. М. Поташника. М., 2000.
  199. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский// Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5,6.-М., 1989.
  200. , Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства /Д.И.Фельдштейн. — М.: МПСИ / Флинта, 1997. — 160 с.
  201. Физиология развития ребенка /Под ред. Р. И. Козлова, Д. А. Фарбер. -М.: Педагогика, 1983. 296 с.
  202. , JI.B. Педагогика здоровья: из опыта работы Центра здоровьеформирующих образовательных технологий /Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев //Мир образования образование в мире: Научно-методический журнал.-2001.-№- 1.-С. 173−184.
  203. , Л.В. Подготовка ребенка к школе как валеологическая проблема /Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев. // Программы «Здоровье» в системе образования: Тезисы докладов 2-ой обл. научно-практ. конф. 15 дек. 1999. -Н.Новгород.
  204. , Л.В. Социальная педагогика как интегральная наука о личности /Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев. Пермь: Пермский ун-т, 1992. — 264с.
  205. , JI.В. Субкультура современного детства: Монография /Л.В.Филиппова, Е. Ю. Горбунова, Ю. А. Лебедев. -М.: МГТСИ- Нижегород. гос. архит. строит, ун-т. Гуманитарно-худож. ин-т., 2001. 181 с.
  206. , Л.В. Философские и педагогические проблемы валеологии /Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев, Е. Ю. Копейкина. Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. — строит, ун-т, 2000. — 219 с.
  207. , Л.В. Философские основы теории и практики социальной педагогики: Автореф. дис.. докт. филос. наук /Л.В.Филиппова. Н. Новгород, 1993.-300 с.
  208. Философский энциклопедический словарь /Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов.-М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
  209. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  210. , А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: Инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-метод. пособие. / А. Б. Фомина — М.: Ассоциация соц. педагогов и соц. работников РФ, 1996. 82 с.
  211. , Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики /Ф.А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Г. Оссовский. М.: ТЦ СФЕРА, 1995. — 160 с.
  212. , Ф.А. Педология: мифы и действительность. / Ф. А. Фрадкин. -М.: Знание, 1991.-79 с.
  213. , Ф. Воспитание человека. Избранные сочинения. В 2 т. /Ф.Фребель. М.: Изд-во Тихомирова, 1913. — Т.1. — 359 с.
  214. , И.Д. Образовательное пространство как пространство развития /И.Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин //Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 42−50.
  215. , Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей. Автореф. дис. канд.пед.наук /Н.И. Фуникова. Челябинск, 1998.
  216. , Е.А. Технология становления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде /Е.А. Ходырева //Известия Российской академии образования. — 2006. № 1. — С. 84−89.
  217. , М.А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения /М.А. Холодная //Новые ценности образования. М., 2004. — Вып. 2(17).
  218. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-М., 1981.
  219. , А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе /А.В. Хуторской //Педагогика. 2000. 8. — С. 29−37.
  220. Целевая комплексная программа «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста». — М., 1991.
  221. , Т.В. На путях к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века /Т.В. Цырлина. М.: 1997. — 112 с.
  222. , В.В. Антрополого-методологические основы педагогики /В.В. Чистяков. Ярославль, 1999.
  223. , А. На прощание /А. Чумиков //Журнал для воспитания. -СПб., 1859.-Т. 6.
  224. , P.M. Управление качеством дошкольного образования /P.M. Чумичева. Ростов-н/Д., 2001.
  225. , P.M., Редько, JI.JI. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка //Ребенок в мире культуры /Под ред. P.M. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 558 с. — С. 57−70.
  226. , Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX начала XX вв. /Н.И.Чуприкова // Вопросы психологии. -2000.-№ 1.
  227. , В. О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. / В.Шадриков. — 1999.-№−9.-С. 5−8.
  228. , Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе /Т.И. Шамова, Т. М. Давыденко. М., 2001.
  229. , JI.M. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. JI.M. Шипицыной. / JI.M. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева, — СПб.: Речь, 2003. -240 с.
  230. Широкова, Л. Дети с разным типом высшей нервной деятельности /Л. Широкова //Дошкольное воспитание. 1976. — № 12- 1977. — № 1.
  231. , Р. Здоровое развитие телесно-физического как основа проявления душевно-духовного. /Р.Штайнер. Калуга: Духовное познание, 1995. -480 с.
  232. , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Д.Б.Эльконин. М.: МПСИ- - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  233. Энциклопедический словарь Ф. К. Брокгауза, И. А. Ефрона. СПб., 1894.-Т. 13.
  234. , Б.Г. Здоровье: факты, норма и ценность /Б.Г.Юдин // Мир психологии. 2000. — № 1. — С. 60−61.
  235. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности /Э.Г. Юдин. — М., 1978.
  236. , А. Современный неопедоцентризм: горизонты надежд //Педагогика. 2000. — № 8. — С. 24−29.
  237. , П.Д. Курс общей педагогики /П.Д. Юркевич. М., 1869.1. С. 30.
  238. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе /И.С. Якиманская. — М.: «Сентябрь», 1996. — 95 с.
  239. , Е.Г. Управление развитием адаптивной школы. / Е.Г.Ямбург-М.: ПЕР СЭ-Пресс. -368 с.
  240. , А. Через самостоятельность и самоконтроль: опыт внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения / А. Ярулов //Директор школы. 1997. — № 1.
  241. , В.А. Образовательная среда: от модели к проектированию /В.А. Ясвин.-М., 1997.
  242. , В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды /В.А. Ясвин //Дополнительное образование. 2000. — № 2. -С 31−34.
  243. Ясюкова, J1.A. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство /Л.А.Ясюкова. СПб.: Иматон, 2002. — 207 с.
  244. Diltey W. Padagogik-Geschichte und rundlinien des Systems / Ges. Schriften. Stuttgart/Gottingen, 1960.
  245. E. von Braunmuhl. Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung. Weinheim-Basel, 1975.
  246. Kuppfer H. Antipsychiatrie und Antipadagodik // Die deutsche Schule. 1974. Bd. 66. S.591−604.
  247. M. «Scheisserziehung». Von der Antipsychiatrie zur Antipadagogik. Frankfurt am Main, 1987.
  248. Petermann U., Petermann F. Training mit sozial unisicheren Kindern 5 Aufl, weinheim: Beltz, Psychologie Verlags Vnion 1994, 210 s.
  249. Schoenebeck von H. Antipadagogik im Dialog: eine Einfuhrung in antipadagogische Denken- Basel, 1989- его же, Unterstutzen statt erziehen. Die neue Eltern-Kind-Bezieung. Munchen, 1982.
Заполнить форму текущей работой