Констатирующий эксперимент.
Использование моделирования на занятиях по обучению старших дошкольников решению задач
Баллов — не понимают структуры задачи, не могут отличить её от рассказа, загадки; Знание структуры арифметической задачи, умение отличать её от рассказа, загадки. Балла — высокий уровень. Ребёнок не испытывает трудностей при решении задачи. Цель: выявить умение старших дошкольников составлять арифметическую задачу; Мама купила Мише конфеты и печенье. Сколько конфет и печенья было у Миши? Балла… Читать ещё >
Констатирующий эксперимент. Использование моделирования на занятиях по обучению старших дошкольников решению задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель: изучить исходный уровень умения старших дошкольников составлять и решать простые арифметические задачи.
Методика № 1. (см. Приложение А).
Цель: выявить умение старших дошкольников понимать структуру задачи, умение отличать её от рассказа, загадки;
Индивидуально каждому ребёнку по одной рассказывали 4 ситуации и предлагали ответить на вопросы:
1. На одной ниточке 5 шариков, а на другой 4. Какого цвета шарики?
Это задача? Почему ты так решил (а)?
2. На столе стоят 3 чашки и 6 стаканов. Посуда стоит на столе?
Как ты думаешь, в задаче задан правильный вопрос?
3. Мама купила Мише конфеты и печенье. Сколько конфет и печенья было у Миши?
Это загадка или, что-нибудь другое. Почему ты так думаешь?
4. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Что это рассказ, задача или загадка?
Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.
- 2 балла — высокий уровень. Понимают структуру задачи, умеют отличать её от рассказа, загадки;
- 1 балл — средний уровень. Затрудняются в понимании структуры задачи, не всегда могут отличить её от рассказа, загадки;
- 0 баллов — не понимают структуры задачи, не могут отличить её от рассказа, загадки;
Методика № 2 (см. Приложение Б).
Цель: выявить умение старших дошкольников составлять арифметическую задачу;
Каждому ребёнку индивидуально предлагался наглядный материал — 2 коробочки зелёного и жёлтого цвета, мячи: «Посмотри и подумай, какую задачу можно придумать».
Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.
- 2 балла — высокий уровень. Ребёнок самостоятельно составляет задачу.
- 1 балл — средний уровень. Испытывает трудности при составлении задачи. Требуется помощь воспитателя.
- 0 баллов — не смог составить задачу.
Методика № 3 (см. Приложение В).
Цель: изучить умение старших дошкольников решать задачу.
В индивидуальном порядке детям предлагается решить задачу: «Коля из пластилина вылепил 7 солдатиков. Трёх он отдал Славе. Сколько солдатиков осталось у Коли?».
Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.
- 2 балла — высокий уровень. Ребёнок не испытывает трудностей при решении задачи.
- 1 балл — средний уровень. Испытывает трудности при решении задачи. Требуется помощь воспитателя.
- 0 баллов — не смог решить задачу.
Умение дошкольников работать с задачей на первом этапе эксперимента показано в таблице № 1.
Таблица 1.
Показатели. | Уровни. | ||
Высокий. | Средний. | Низкий. | |
Знание структуры арифметической задачи, умение отличать её от рассказа, загадки. | 40%. | 30%. | 30%. |
Умение составлять задачу. | 40%. | 30%. | 30%. |
Умение решать задачу. | 40%. | 30%. | 30%. |
Анализ полученных экспериментальных данных показал, что 40% детей.
- (4 человека) находятся на высоком уровне. Это дети, которые отличают задачу от рассказа, загадки, пословицы, понимают структуру задачи (выделяют условие, вопрос, числовые данные); не испытывают трудностей при составлении задач; формулируют арифметическое действие на основе понимания отношений между числовыми данными задачи; понимают смысл и умеют правильно пользоваться словами «прибавить», «вычесть», выполняют действия сложение и вычитание (с опорой на наглядный материал и без него); используют приемы вычисления при выполнении действий; объясняют и доказывают необходимость тех действий, которые выполняются для решения.
- 30% опрошенных детей (3 человека) не всегда могут самостоятельно отличить задачу от рассказа, загадки, пословицы; испытывают затруднения в понимании структуры задачи, затрудняются составить задачу по предложенному наглядному материалу.
- 30% (3 человека) детей не понимают структуру задачи, не могут составить и решить арифметическую задачу.
Эти результаты показали, что необходима система занятий по обучению детей решению арифметических задач с применением различных видов моделей.
Моделирование целесообразно использовать постоянно и не только в качестве средства, помогающего решить задачу, но и в качестве материала для их составления.