Игровая деятельность как средство развития речевой компетенции будущих преподавателей профессионального обучения
Диссертация
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем дано авторское определение сущности речевой компетенции как элемента профессиональной компетентности будущих преподавателей профессионального обучения, определена ее структура, включающая в себя лингвистический, сленгово-профессиональный, социокультурный, компенсаторный и методический компонентыобоснованы педагогические условия эффективной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы организации игровой деятельности как средства развития речевой компетенции будущих ^ преподавателей профессионального обучения
- 1. 1. Сущность и структура речевой компетенции преподавателей 15 профессионального обучения
- 1. 2. Игровые технологии в практике высшей профессиональной 28 школы
- 1. 3. Педагогические условия организации игровой деятельности как средства развития речевой компетенции будущих преподавателей профессионального обучения
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности ^ игровой деятельности как средства развития речевой компетенции будущих преподавателей профессионального обучения
- 2. 1. Диагностика состояния развития речевой компетенции у 66 обучаемых
- 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2. 3. Формирующий эксперимент и его результаты
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Аникеева, Н.П. Методические рекомендации к проведению имитационных педагогических игр / Н. П. Аникеева. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1986.-89 с.
- Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. М.: Высшая школа, 1987.- 167 с.
- Арстанов, М.Ж. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии / М. Ж. Арстанов, П. И. Пидкасистый, Ж. С Хайдаров. М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 352 с.
- Артемьева, JI.A. Модернизация учебного процесса в ССУЗе // Среднее специальное образование / JI. А. Артемьева, Ю. С. Тюников 1992.- № 1.-С. 17−21
- Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский -М.: Знание, 1987.-79 с.
- Бакиров, А.С. Оптимизация управления профессиональной школой в условиях эксперимента: дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 152 с.
- Балакирева, Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника: дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 1996. — 240 с.
- Балашова, Л.И. Зависимость емкости однородной информации от способов ее структурирования / JI. И. Балашова. М.: Гардарики, 2005.175 с.
- Бедерханова, В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: дисс.. канд. пед. наук. JL 1977.- 194 с.
- Беляева, А.П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах / А. П. Беляева. М.: Высш. шк., 1974. — 126 с.
- Беспалько, В.П. Системно- методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
- Бим, Э. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника / Э. JT. Бим. М.: Высшая школа, 1997. — 290 с.
- Бирштейн, М.М. Производственные игры: первые шаги.// Экономика и организация промышленного производства, 1978 № 6 С.55−69.
- Блонский, П.П. Избранные психологические сочинения. Т.1. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Богомолова, Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально- психологической подготовки. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, / Под ред. Г. М. Андреевой. СПб.: Питер, 2005, — 347 с.
- Бондаренко, А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной группы детей к школе с помощью словесных дидактических игр: дисс. канд. пед. наук. М., 1993. — 248 с.
- Валеев, Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века / Р. А. Валеев. Казань: Каз. Пед. ун-т, 1996.- 172 с.
- Васильев, И.А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев, В. JI. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Изд.-во МГУ, 1980. — 192 с.
- Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения / А. А. Вербицкий. // Соврем. Высш. Школа. Варшава, 1983. — № 3. — с. 69−81.
- Вершловский, С. Г., Особенности профессионального становления молодого учителя / С. Г. Вершловский, Н. П. Литвинова, Т. М. Симакова. // Советская педагогика, 1987, № 3−4. с. 47- 62.
- Воробьёв Б.М. Деловые игры для будущих горняков / Б. М. Воробьев, В. И. Ганицкий. // Вестник высшей школы, 1973, № 7 С. 90 — 93.
- Воспитание детей в игре: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.В.Менжерицкой- М.: Просвещение, 1979. 175 с.
- Выготский, JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / J1. С. Выготский. // Вопросы психологии, 1996,№ 6, С. 62 — 76.
- Выготский, JI. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 536 с.
- Высоцкая, С.И. Проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам / С. И. Высоцкая. Алма-Ата: Наука, 1981.-57 с.
- Высшее образование в Европе // ЮНЕСКО, Т. 16. 1991. — С. 49−58.
- Габдулхаков, В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития речевой деятельности в условиях билингвизма / Под ред. Доктора под. наук, проф. Л. З. Шакировой Казань, Изд-во КГУ, 1999. -207 с.
- Габдулхаков, В.Ф. О тема-ремантической структуре высказываний учащихся / В. Ф. Габдулхаков. // Русский язык в школе, 1989, № 5.- С. 4550.
- Гальперин, Н.В. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии / Н. В. Гальперин. М.: Наука, 1966. — С 89−96.
- Гаськова, Н.В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференциации обучения:. канд. пед. наук. М., 1995. — 164 с.
- Гареев В.М., Принципы модульного обучения / В. М. Гареев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко // Вестник высшей школы, 1987, № 8. С. 30 — 33.
- Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)/ Б. С. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
- Гидрович, С.Р. Игровое моделирование экономических процессов: Деловые игры / С. Р. Гидрович, И. М. Сыроежкин. М.: Экономика, 2001. -117с.
- Горстко, А.Б. Игра как метод обучения студентов-экономистов / А. Б. Горстко, Н. В. Сысолетина.// Экономика и организация промышленного производства, 1971, № 3.-С. 130−146.
- Григоренко, Г. И. Игры с краеведческим содержанием как средство нравственного воспитания старших дошкольников:дисс.. канд. пед. наук. -М., 1979.- 166 с.
- Григорьев, В. М. Народные игры и традиции в России / В. М. Григорьев. -М.: Просвещение, 1991.- 125 с.
- Григорьев, В. М. Традиционная педагогика игры опыт и проблемы / В. М. Григорьев // Педагогика, 1996, № 1. С. 20.
- Грэм, Р. Г. Руководство по операционным играм / Р. Г. Грэм, К. Ф. Грей. Пер. с англ. / Под ред. Ф. В. Широкова. М.: Советское радио, 1987. -376 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
- Давыдов, В. В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. М.: Педагогика, 1983. — 68 с.
- Двизова, Н. В. Педагогические основы учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях нового типа-профлицеях: дис. .канд. пед. наук / Двизова Н. В. М., 1996. — 219 с.
- Девяткина, Г. В. Проектирование учебно-технологических игр в процессе профессиональной подготовки учащихся в новых типах учебных заведений лицеях: дисс.. канд. пед. наук / Девяткина Г. В. -Казань, 1996.- 167 с.
- Дегтярев, Б. И. Оптимальное использование различных форм организации процесса обучения / Дегтярев Б. И. // Проблемы организации и воспитания учащихся. М.: Педагогика, 2004. — С. 23−27.
- Деловые игры в управлении и экономике строительства: учеб. пособие. / под ред. В. И. Рыбальского, И. П. Сытника. Киев: Вища школа, 1980. -160 с.
- Деловые игры в учебном процессе: сб. науч. ст. Минск: Вышэйш. школа, 1982.- 143 с.
- Демин, А.Д. Управление инновационными процессами в профессиональном лицее: дисс.. канд. пед. наук / Демин А. Д. Тула, 1997.-206 с.
- Денисова, В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: (на примере гимназии): дис.. канд. пед. наук / Денисова В Г. М.: 2001.- 171 с.
- Драйтцель, Г. Национально-культурная специфика речевого поведения / Драйтцель Г. // Социально-педагогические аспекты этнопсихолингвистики. М.: Наука, 1997. — С. 78−123.
- Дружкин, А.В. Модульное обучение в системе «университет -агрофирма» / А. В. Дружкин Саратов: Изд-во СГУ, 2001 — 176 с.
- Емельянов, Ю.Н. Деловые игры как средство социально-психологического обучения мастеров промышленного производства // Психология производству и воспитанию. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — С. 55−61.
- Ефимов, В.М. Введение в управленческие имитационные игры / В. М. Ефимов, В. Ф. Комаров М.: Наука, 2000. — 272 с.
- Ефимов, В.М. Игровое имитационное моделирование расширенного производства / В. М. Ефимов, Г. Л. Пельман, В. А. Чахоян. М.: Изд-во МГУ, 2002.- 184 с.
- Ефременко, JI. Концентрированная или конвейерная система преподавания / Ефременко JL // Научный работник. 1980, № 3. — С. 30 -36
- Ершова, А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения: Педагогика как практическая режиссура: пособие для учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. М.: Изд — во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. -197 с.
- Жадан, Е.А. Социально-игровая контектность в обучении как средство социализации старшеклассников: дис.. канд. пед. наук / Жадан Е. А. -Волгоград, 1997.-208 с.
- Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение / Р. И. Жуковская. -М.: Педагогика, 1975. 112 с.
- Захаров, А.И. Метод игровой коррекции // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / под ред. Б. Г. Ананьева и Н. В. Кузминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, вып. 2. — С. 195−206.
- Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе / Л. Я Зорина. М.: Педагогика, 1984, — 120 с.
- Ибрагимов, Г. И. К в опросу о технологии концентрированного обучения / Г. И. Ибрагимов. // Специалист. 1993. — № 1. — С. 21−31.
- Ибрагимов, Г. И. Концентрированное обучение в системе профессионального образования / Г. И. Ибрагимов // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. М.: 1994. -С. 135−147.
- Ибрагимов, Г. И. Программа и методика экспериментальной работы по концентрированному обучению в средней профессиональной школе / Г. И. Ибрагимов. Казань, 1997. — 60 с.
- Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е. М Иванов. М.: ПЭР СЭ, 2006. — 382 с.
- Ингекамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингекамп. М.: Наука, 1991.-340 с.
- Имитационные игры для обучения и отработки нововведений в управлении. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 159 с.
- Инновационное обучение: Стратегия и практика / под ред. В.Ляудис. М.: Высшая школа, 1994. — 290 с.
- Кабардин, М.К. Тестирование знаний и умений учащихся / М. К. Кабардин, А. Н. Земляков // Педагогика, 1991, № 11 С. 34 — 37.
- Кабардов, М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно лингвистические способности / М. К. Кабардов // Способности и склонности. М.: Изд. центр «Академия», 1995. — С. 176 — 202.
- Каган, М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. М.: Наука, 1974. -298 с.
- Казарцева, О.В. Культура речевого общения : теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов педагогических заведений / О. В. Казарцева. М.: Флинта, Наука, 1998. — 496 с.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. -М.: Высшая школа, 1987. 92 с.
- Китайгородская, Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. // Иностр. языки в школе. -1988, № 6.-С. 3−5.
- Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. Рига: НДП «Эксперимент», 1998. — 180 с.
- Кларин, М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин. // Педагогика, 2000, № 7. — С. 12−18.
- Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность / М. В. Кларин. -Рига: НПЦ «Эксперимент», 1999. 180 с.
- Ковалёв, А.Г. Психологическое воздействие : теория, методология, практика: автореф. дисс.. док. психол. наук / Ковалев А. Г. М., 1991. -47 с.
- Козлова, О.В. Деловые игры и их роль в повышении квалификации кадров / О. В Козлова, M.JI. Разу. М.: Знание, сер. «Наука управ.», 1978, № 5. -64 с.
- Коломенский, Я.Л. Психология общения / Я. Л. Коломенский. М.: Наука 1975.- 122 с.
- Кон, И. С. Люди и роли / И. С. Кон // Новый мир, 1970, № 13−12. С. 168 191.
- Краевский, В.В. Содержание образования бег на месте / Краевский В. В. //Педагогика, 2000, № 7.- С. 3−12.
- Крылова, О.Н. Дидактические игры как средство формирования целостных знаний школьников об объекте изучения : дис.. канд. пед. наук / Крылова О. Н. СПб, 1995. — 224 с.
- Кртораева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьника / отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Гардарики, 2003.- 195 с.
- Кропотава, Л.А. Проектирование и анализ современного урока / Л. А. Кропотава. Новокузнецк: изд-во НПУ, 2001. — 97 с.
- Кубрушко, П.Ф. Теоретические основы технологии модульного обучения : метод, разработка / Л. Ф. Кубрушко, Д. Е. Назаров. М.: МГАУ им. В. П. Горячкина, 1998.-46 с.
- Кульневич, С. В, О научно-педагогической грамотности / Кульневич С. В. // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 21−27.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализме личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990. -307 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Творческоке мышление в профессиональной деятельности учителя / Кулюткин Ю. Н. // Вопросы психологии, 1986, № 2 -с. 47−64.
- Кыверялг, JI.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / Л. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения : учеб. пособие для студентов / Т. А. Ладыженская. М.: Флинта: наука, 1998. -136 с.
- Лебедева, Н.В. Формирование активности и предприимчивости подростков в системе деловых игр : дис.. канд. пед. наук / Н. В. Лебедева.-М., 1996.-211 с.
- Леднев, B.C. Содержание образования: учеб. пособие / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1989. — 360 с.
- Леонтьева, А.А. Функция и формы речи /Леонтьева А.А. // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. 256 с.
- Леонтьева, А.А. Слово в речевой деятельности / А. А. Леонтьева. М., 1965.- 178 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Мышление / Леонтьев А. Н. // Вопросы философии. 1964. — № 4. — С. 56−61.
- Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. В кн.: Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд., М.: Изд-во МГУ, 1981, с. 481−508.
- Лернер, ИЛ. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лившиц, О.Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе : дис.. канд. пед. наук / Ливщиц О. Л. -Ростов н/Д., 1990.-205 с.
- Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М., 1970.-203 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Наука, 1996.-311 с.
- Маликина, Е.В. Вариативное обучение как средство самоопределения старшеклассников: дис.. канд. пед. наук / Маликина Е.В.-СПб, 1995.-232 с.
- Мамигонов, В.Г. Педагогические игры : содержание и возможности / Мамигонов, В.Г., Мамигонова Т. А. Советская педагогика, № 2, 1981. -С. 96- 104.
- Матросов, В.Л. Интенсивные педагогические и информационные технологии организация управления обучения / В. Л. Матросов, И. В. Трайннев. Т. 1. М.: Гардарики, 2000. — с. 211 — 307.
- Мильруд, Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка /Мильруд Р.П. // Иностранный язык в школе. 1989, № 3. — с. 31 -38.
- Михальская, А.К. Педагогическая риторика. Теория и история / А. К. Михальская. М.: Наука. 1998. — 151 с.
- Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения / Н. А. Морева. М.: Гардарики, 2003.-227 с.
- Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Мухадеева, Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры: дис.. канд. пед. наук / Мухадеева Л. А. Казань, 1994. — 228 с.
- Никотина, Г. А. Речеповеденческая структура урока / Г. А. Никотина. Саратов: изд-во СГУ, 2003. — 114 с.
- Орлова, Т.Е. Игровой тренинг как средство воспитания отношений подростков: дис. канд. пед. наук / Орлова Т. Е. М., 1997. — 182 с.
- Орчаков, О. А. Модульная система обучения в сельскохозяйственных вузах (обобщение опыта) / О. А. Орчаков, П. Ф. Кубрушко М.: МИИСП им. В. П. Горячкина, 1990. — 19 с.
- Основы теории речевой деятельности. // под ред. А. А. Леонтьева. -М., Наука 1974.- 267 с.
- Остапенко, А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии / А. А. Остапенко. Краснодар, изд-во КГУ 1998.-56 с.
- Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Петров, А.Г. Деловые игры в имитационном моделировании. В кн.: Имитационное моделирование экономических систем / А. Г. Петоров. -М.: Наука, 1978.-С. 56−63.
- Пиаже, Ж. Роль действия в формировании мышления / Пиаже Ж // Вопросы психологии. 1965. № 6. — С. 63−68
- Пидкасистый, П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии : учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 269 с.
- Профессиональная педагогика / под ред. С. Я. Батышева. М.: ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / под. ред. С. А. Смирнова. М.: Академия. 2000. — 326с.
- Проблема общения в психологии: сб. тр. / отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.-280 с.
- Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера / П. Е. Решетников. М.: Гардарики, 2000.-211 с.
- Розин, В.М. методический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности знаний / Розин В. М. // Вопросы философии. 1986. — № 6 — с. 64 -78.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Академия, 1998. — 255 с.
- Семушина, Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии. Обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 260 с.
- Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование / Сериков В.В.//Педагогика, — 1994, № 5.-с. 16−21.
- Скаткин, М.Н. Методика и методология педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1996. — 150 с.
- Сластенин, В. А. Формирование профессиональной культуры учителя / В. А. Сластенин. М.: Высшая школа, 1993. — 247с.
- Сластенин, В.А. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 431 с.
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. — 247 с.
- Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л. Ф. Спирин. М.: Высшая школа, 1997. — 281 с.
- Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка : из опыта работы: пособ. для учителя / М. Ф Стронин. М.: Просвещение, 1981.-112 с.
- Сыроежкин, И.М. Методика разработки и использования деловых игр как форма активного обучения студентов / И. М. Сыроежкин, А. А. Вербицкий. М., 1981. — С. 34−35.
- Тимофеева, Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании личности педагога-инженера. // Высшее образование в России. 1993. — № 4. — С. 119 — 125.
- Тонгоногая, Е.П., Кричевский В. Ю. Об одном из подходов к составлению профессиограмм педагогических кадров // Советская педагогика, 1991, № 3. с. 51 -58.
- Тряпицина, А.П. Функциональная полнота компонентов содержания университетского педагогического образования // Педагогика в вузе как учебный предмет: сб. научн. тр. СПб, изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-е. 39−51.
- Трайнев, В.А. Методы игрового моделирования и интенсивные учебные процессы / В. А. Трайнев, JI.H. Матросова, А. В. Бузукина М.: Гардарики, 2003. -214с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840 с.
- Чошанов, М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: дис.. док. пед. наук. / Чошанов М.А.- Казань, 1996.-320 с.
- Чернилевский, Д.В. Инновационые технологии и дидактические средства современного профессионального образования / Д. В. Чернилевский, В. Б. Моисеев.- М.: Гардарики, 2002. 329 с.
- Шапиев, Х.Ш. Имитационные игры как подкласс класса имитационных моделей. В кн.: Имитационное моделирование производственных процессов. / под ред. Н. Б. Мироносецкого. Новосибирск: ИЭИОШ, 1979, с. 77−83.
- Шарапов, А.Д. Методика проведения деловых управленческих игр / А. Д. Шарапов. Киев, 1976. — 40 с.
- Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза / В. Ф. Шаталов М.: Педагогика, 1980. — 95 с.
- Шишкин, С.М. Волевая игра как один из видов упражнений на начальной стадии обучения- В кн.: Система упражнений для обученияговорения на иностранном языке в средней школе / С. М. Шишкин. М., 1980. -С. 167−173.
- Шишов, С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999.-320 с.
- Шубина, JI.C. Ролевые игры как метод профессиональной адаптации будущего учителя. В сб.: Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе / J1.C. Шубина. Пермь, 1979. — С. 37−47.
- Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 250 с.
- Элькин, Г. Д. Психология речи / Г. Д. Элькин. Одесса: Изд-во Од. Ун-та, 1971.- 112 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304 с.
- Эрдниев, Б.П. Использование матриц в логической систематизации учебного материала.: дис.. канд. пед. наук / Эрдниев Б. П. Элиста, 1977.
- Юцявичене, П.А. Теоретические основы модульного обучения: дис.. док. пед. наук / Юцявичене, П. А. Вильнюс, 1990. — 406 с.
- Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. Каунас: Изд-во «Швиеса», 1989. — 272 с.
- Яновская, М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: метод, пособ. для учителей и воспитателей / М. Г. Яновская. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
- Ярошенко, И.Г. Опыт модульного преподавания. // Специалист. -1977.-№ 8.-С. 32−33.
- Barth R.S. Open edication and the American school. N.Y., 1982, p.191.
- Buhner K. Die Kriese der Psychologie. Jena. 1929, p.83.
- Buytendijk F.J. Wesen und Sinn des Spiels. Berlin, 1923.
- Groos K. Die Spiele der Tiere. Jena, 1896, p.76.
- Walberg H.J., Thomas S.C. Defining open edication. Journal of Research and Development in Edication, 1984, v.8, no. l, p. 4−13.
- Feldman K.A. Grades and College Students’s Evaluations of their Courses and Teachers // Research in Higher Educationt, 1976. 111 p.
- Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education, Chicago, 1980.-P. 44
- Locke L.F., Wood S. E. Teacher Enthusiasm // Journal of Teaching in Phisical Education. No 1, 1982. p. 3 -14
- Smith E.B., Smith S.C. How to write lesson plans for the open classroom. Contemporaiy Edication, 1984, v.45, no.4, p.305.
- Sherman Th., Armistead L.P. Quest for Excellence in University Teaching // Jornal of Higher Education, Vol. 48 № 1, Ohio State University Press, 1987, p. 66−83