Моделирование дидактической системы учителя как средство повышения эффективности процесса обучения в инновационном общеобразовательном учреждении
Современная методология науки представляет разные виды моделирования и способы классификации моделей. Собственно педагогическое моделирование и его разновидности широко представлены в научно-педагогической литературе в следующих аспектах: дидактическое моделирование (В.И. Загвязинский, И. П. Подласый, Н. Ю. Русова, A.M. Сохор и т. д.) — моделирование как учебное действие (JI.M. Фридман… Читать ещё >
Содержание
- Стр
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
- 1. Модель и моделирование в педагогике: структурный и функциональный аспекты
- 2. Специфические особенности гимназии как общеобразовательной школы инновационного типа. Школа-гимназия как социальнопедагогическая система
- 3. Дидактическая система учителя школы-гимназии в контексте гуманистической образовательной парадигмы XXI века
- 4. Идеи и подходы к конструированию учебного предмета как основа моделирования дидактической системы учителя
- 5. Условия успешного моделирования дидактической системы учителя в школе-гимназии
- Выводы по I главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ-ГИМНАЗИИ)
§ 1. Констатирующий этап педагогического эксперимента и его результаты.125
§ 2. Обучающий этап педагогического эксперимента и его результаты.142
Выводы по II главе.199
Список литературы
- Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2001 г.) — СПб: Издательский дом А. Громова, 2001. — 48 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ОМЕГА — Л, 2006. — 62 с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г., № 122 // Народное образование, 2001.-№ 7.-С. 247−254.
- Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Народное образование. 1991. — № 11. — С. 65−70.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 2002. — № 5. — С. 4−23.
- Концепция образовательной области «Обществознание»: Проект // Настольная книга учителя истории. М.: Астрель, 2003. — С. 123−141.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего развития // Официальные документы в образовании. 2002.-№ 27. — С. 12−33.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Педагогический энциклопедический словарь / Ред. кол.: Б.М. Бим-Бад (гл. ред.) и др. М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. — С. 480−482.
- Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Проект// Настольная книга учителя истории. М.: Астрель, 2003. -С. 256−277.
- Программа модернизации педагогического образования. Утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 № 1313 // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерстваобразования России. 2003. — № 10. — С. 10−13.
- Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года. Н. Новгород, 2003. — 41 с.
- Программно-методические материалы для профильных школ Нижегородской области по истории и обществознанию. Н. Новгород: НГЦ, 2004.- 125 с.
- Проект федеральной целевой программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005−2010 гг.». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.civicedu.ru/sp-simonenko.htm свободный.
- Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. — 245 с.
- Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. -М.: Дрофа, 2004.-79 с.
- Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. -М.: Дрофа, 2004.-73 с.
- Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального, общего и среднего (полного) общего образования: В 2 т. / B.C. Леднев и др.- под ред. B.C. Леднева. М.: ТЦ Сфера, 1998. — 377 с.
- Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 гг.)», постановление от 27 декабря 2000 г. № 1015 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/htp/fp/mr/ppl015/664, свободный. — Загл. с экрана.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 20 июля 2000 г. № 102 ФЗ / Федеральный закон. -М.: Новая школа, 2004. — 13 с.
- Типовое положение об общеобразовательных учреждениях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 // «Собрание законодательств РФ. 26 марта 2001 г. — № 13. -с. 1252.-М., 2001.
- Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: учеб. пособие / А. С. Агафонова. СПб.: Питер, 2003.-416 с.
- Алексеев, Н.Г. Проектирование / Н. Г. Алексеев // Новые ценности образования: тезаурус. М.: АО «ВНИИМП — ВИТА», 1994. — С. 76 — 78.
- Амонашвили, Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. -М: Педагогика, 1980. 192 с.
- Ангеловски, К. Учителя и инновация: книга для учителя / пер. с макед. В.П. Диденко/К. Ангеловски-М: Просвещение, 1991.- 159 с.
- Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2 изд. / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, — 2000. — 608 с.
- Анищенко, Н.А. Проблема отбора содержания и организация элективных курсов по английскому языку / Н. А. Анищенко // Язык и культура в новом образовательном пространстве. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. — 110 с.
- Артемьева, Т.И. Взаимосвязь актуального и потенциального в развитии личности / Т. И. Артемьева // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1989. С. 67−87.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
- Афанасьев, А.С. Проблемы цели в воспитании и образовании / А. С. Афанасьев // Философско-психологические проблемы развития образования. -М.: Наука, 1981.- 104 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательнойшколе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бедерханова, В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В. П. Бедерханова // Развитие личности. -2000.-№ 1.-С. 24−36.
- Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-218 с.
- Белкина, А. Основы возрастной педагогики / А. Белкина. -Екатеринбург, 2000.-162 с.
- Бережная, Е.В. Формирование методологической культуры учителя / Е. В. Бережная // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 14−18.
- Берельковский, И.В. История. Методика преподавания / И. В. Берельковский, Л. С. Павлов. М.: Поматур, 2001. — 360 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Биберина, А.В. Проверка уровня подготовки учащихся с помощью тестов / А. В. Биберина // Преподавание истории в школе. 1999. — № 2. -С. 26−27.
- Большой энциклопедический словарь / Ред. кол.: A.M. Прохоров (гл. ред) и др. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия». — СПб.: Норинет, 2002.- 1456 с.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000.-352 с.
- Бурков, В.Н. Модели и методы управления организационными системами / В. Н. Бурков, В. А. Ириков. М.: Наука, 1994. — 270 с.
- Вагин, А.А. Методика обучения истории в средней школе / А. А. Вагин. М.: Просвещение. — 1972. — 154 с.
- Вартофский, М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 508 с.
- Ващенко, В. Инновационность и инновационное образование / В. Ващенко // ВВШ. 2000. — № 6. — С. 23−25.
- Введенский, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 21 -31.
- Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя / JI.C. Выготский. М.: Просвещение, 1991.-93 с.
- Вяземский, Е.Е. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю Стрелова. М.: Просвещение, 2000. — 189 с.
- Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: ВЛАДОС, 1999. — 240 с.
- Гамидов, К.С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Г. С. Гамидов, В. Г. Колосов, Н. О. Османов. СПб.: Политехника, 2000. — 323 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.- Интердиалект, 1997. — 340 с.
- Гинецинский, В.И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. СПб.: СПГУ, 1992. — 154 с.
- Глуздов, В.А. Наука и учебный предмет: методологический анализ взаимодействия: Монография / В. А. Глуздов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 168 с.
- Гмурман, В. Е. Внедрение достижений педагогики в практику школы
- В.Е. Гмурман, В. В. Краевский, Г. В. Новикова- под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 145 с.
- Голуб, Б.А. Основы общей дидактики / Б. А. Голуб. М.: ВЛАДОС, -1999.-94 с.
- Гребенюк, О.С. Подготовка будущего учителя к инновационной педагогической деятельности / О. С. Гребенюк // Теория обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 384 с.
- Григорьев, Д.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: пособие / Д. В. Григорьев, В. И Кулешова, П. В. Степанов. Тула, 2002. — 87 с.
- Гришина, И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография / И. В. Гришина. СПб.: ГУМП, 2002.-232 с.
- Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. Ш. Турчанинова. М.: Логос, 2001. — 224 с.
- Дахин, А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность / А. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002.-№ 4.-С. 22−26.
- Дахин, А. Человек в культуре: созерцание, понимание, творчество / А. Дахин // Народное образование. 2004. — № 9. — С 55−59.
- Делор, Ж. Международная комиссия по образованию для XXI века. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. Париж: ЮНЕСКО, 1996. См. также: Доклад ЮНЕСКО. Образование: сокрытое сокровище // ВВМ. — 1997. -№ 9.-С. 10−23.
- Дидактика современной школы: пособие для учителей / В. А. Онищук и др.- под ред. В. А. Онищук. Киев, 1987. — 270 с.
- Дидактика средней школы / М. А. Данилов и др.- под ред. М. А. Данилова. -М.: Просвещение, 1975. 185 с.
- Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 368 с.
- Долженко, О. Сорбонская и Болонская декларации / О. Долженко // «Alma mater» (Вестник высшей школы). 2001. — № 6. — С. 37−42.
- Дьяченко, В.К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. М.: Народное образование, 2001. — 185 с.
- Егоров, Ю.Л. Гуманитарная составляющая концепции образования XXI века/Ю.Л. Егоров, Б.В. Леванов//Школа. 1999. — № 5. — С. 4−7.
- Ермоленко, В.А. Функциональная грамотность в современном контексте / В. А. Ермоленко. М.: Знание, 2002. — 128 с.
- Ефремова, А.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителя / А. Ф. Ефремова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 3. — С. 55−63.
- Жуковский, И.В. Методическая служба и профессионализм учителя / И. В. Жуковский // Директор школы. 2000. — № 1. — С. 15−21.
- Загвязинский, В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе / В. И. Загвязинский. Тюмень.: Тюменский областной ИПК ПК, 1993. -235 с.
- Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. 158 с.
- Загвязинский, В.И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. -М.: Знание, 1990.-95 с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загрекова, JI.B. Методологическая культура учителя / JI.B. Загрекова // Подготовка специалиста в области образования: Проблемы подготовки будущего учителя: Коллективная монография. Н. Новгород: НГПУ, 2001. -Вып. Х.-С. 112−123.
- Загрекова, JI.B. Основы педагогических технологий / JI.B. Загрекова // Высшее образование в России. 1997. — № 4.
- Загрекова, JI.B. Теория и технология обучения: учеб. пособие / JI.B. Загрекова, В. В. Николина. М.: Высш. шк., 2004. — 157 с.
- Заир-Бек, Е. С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов / Е.С. Заир-Бек // Педагогические основыпроектирования образовательных систем нового вида- под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995. — 78 с.
- Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя: учеб. пособие для учителя / Н. М. Зверева. М.: Пед. общество России, 2001 — 256 с.
- Зверева, Н.М. Педагогическая теория рабочий инструмент учителя / Н. М. Зверева, C.JI. Сидоркина // Педагогическое обозрение. — 1998. — № 1. — С. 109−115.
- Зверева, Н.М. Дидактика для учителя / Н. М. Зверева, Т. Е. Маскаева. -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. 132 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование в России — 2003. — № 5. -С.34−42.
- Зинченко, В.П. Образ и деятельность / В. П. Зинченко. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «Модек», 1997. — С. 122−129.
- Зинченко, В.П. Образование, культура, сознание, элементы философского образования для XXI века / В. П. Зинченко. М., 1993. — 217 с.
- Иванов, Г. Готовим юных исследователей / Г. Иванов // Народное образование. 1999. — № 6. — С. 69−71.
- Иванов, Н.А. Моделирование педагогической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н. А. Иванов. СПб., 1995. — 17 с.
- Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления в образовательном процессе / В. В. Игнатова. Красноярск: Сиб. ГТУ, 2000.-272 с.
- Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учеб.-метод, материалов- под ред. Е. Е. Вяземского. М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 240 с.
- Ильин, B.C. Формирование личности школьника целостный процесс / B.C. Ильин. — М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Ильина, Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Наука, 1972. — 120 с.
- Ильясов, И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М.: Академия, 1994. — 128 с.
- Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М: Изд-во МГУ, 1986.-200 с.
- Инновация в российском образовании: общее образование, 2000. -М.: Изд-во МГЦП, 2000. 80 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В. Я. Ляудис. -М.: ИНИОН, 1992.-208 с.
- Исаев, Н.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Исаев. М.: Академия, 2002. -208 с.
- Исаев, И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления / И. Ф. Исаев. М.- Белгород, 1997. — 184 с.
- Историческое образование в современной России // Справочно-методическое пособие для учителя. М.: Русское слово, 1997. — 141 с.
- Казакова, Е.И. Системно-ориентационный подход к развитию общеобразовательной школы / Е. И. Казакова. СПб.: Образование, — 1995. -С. 5−6.
- Касьян, А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография / А. А. Касьян. Н. Новгород: НГПУ, 1996. — 184 с.
- Кильянова, JI.B. Диагностика учебно-профессиональной деятельности инновационной направленности студента-практиканта / JI.B. Кильянова //
- Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: учеб. пособие / под. ред. JI.B. Загрековой. -Н. Новгород: НГПУ, 2002. С. 57−69.
- Кинелев, В.Г. Образование и цивилизация: доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика», 1 июля 1996 г. / В. Г. Кинелев // Информатика и образование. -1996. № 5.-С.- 27−28.
- Кларин, В.М. Ново-гуманистическая гимназия: становление, историческая судьба / М. Кларин // Педагогика. № 8. — 1988. — С. 28−36.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.- 192 С.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Ковалева, Т.М. Инновационная школа: системы и гипотезы / Т. М. Ковалева. -М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 256 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-на-Дону: Изд-й центр «МарТ», 2005. — 448 с.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2004 — 368 с.
- Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах описаниях / М. В. Короткова, М. Г. Студеникин. М: ВЛАДОС, 1999. — С. 140.
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский М.: Изд-й центр «Академия», 2003. — 256 с.
- Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ / В. В. Краевский. М: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Краевский, В.В. Содержание образования / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 2001. -36 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов / В. А. Макаренко и др.- под ред. В. А. Макаренко. 3-е изд. дораб. и доп. — М.: Республика, 2000. — 670 с.
- Крылова, Н.Б. Культура учебной деятельности / Н. Б. Крылова // школьные технологии. -2001. № 1. — С. 24−31.
- Крюкова, Л.П. Проектирование моделей развивающего обучения: нач. проф. образование / Л. П. Крюкова // Профессиональное образование. -2003.-№ 2.-С. 14−15.
- Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. общество России, 2000. — 224 с.
- Кузнецов, А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация / А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. -№ 5.-С. 38−42.
- Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. — 114 с.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. 183 с.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1995. — 121 с.
- Кукушкин, B.C. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие / B.C. Кукушкин. М.: МарТ- Ростов-на-Дону: Изд-й центр «МарТ», 2003. — 368 с.
- Кукушкин, B.C. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / B.C. Кукушкин. Ростов-на-Дону: Изд-й центр «МарТ», 2002.224 с.
- Кукушкин, B.C. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / B.C. Кукушкин. Ростов-на-Дону: Изд-й центр «МарТ», 2002. -224 с.
- Кулисевич, И. Основы общей дидактики / И. Кулисевич. М.: Высш. шк., 1986.-368 с.
- Ланда, JI.H. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. М.: Просвещение, 1966.-523 с.
- Леднев, B.C. Учебный предмет / B.C. Леднев // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. -М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999. Т. 2. — С. 488.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Личность. Сознание / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Лернер, И .Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер.- М.: Просвещение, 1980. 96 с.
- Лошакова, С.А. Гражданское образование и процесс политической социализации в современной России / С. А. Лошакова. Н. Новгород: ИС ННГУ, 2002.- 128 с.
- Лукьянов, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя /М.И. Лукьянов//Педагогика.-2001. -№ 10.-С. 56−62.
- Любичанковский, В.А. Концепция современного естествознания: учебное пособие для студ. гуманитарных факультетов / В. А. Любичанковский.- Оренбург: Изд-во ОГУ. 1999. — 287 с.
- Маврин, С.А. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. А. Маврин. Омск: Омский гос. пед. ин-ут, 1993. -98 с.
- Малкова, Н.Е. Уровневые задания на уроках истории / Н. Е. Малкова // Педагогическое обозрение. 2001. — № 1. — С. 110−115.
- Мануйлов, Ю.С. Аксиоматика средового подхода в воспитанииопыт построения) / Ю. С. Мануйлов // Методология, теория и практика воспитательных систем. -М., 1996. С. 24−28.
- Маркова, С.М. Дидактические системы и модели обучения: учебное пособие / С. М Маркова. Н. Новгород: Волжский Государственный инженерно-педагогический институт, 1998. — 100 с.
- Методическая работа в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ / Ю. К. Бабанский и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Народное образование, 1991. 187 с.
- Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
- Митина, О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании / О. А. Митина // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 70−75.
- Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1987. — 108 с.
- Монахов, В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований / В. М. Монахов // Школьные технологии. — 2002. — № 6.
- Монахов, В.М. Проектирование авторской (собственной) методической системы / В. М. Монахов, Т. К. Смыковская // Педагогические технологии. 2002. — № 6. — С. 53 — 58.
- Мосалов, В.А. Формирование методологической культуры учителя / В. А. Мосалов // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 69−73.
- Мостепаненко, М, Ф. Философия и методы научного познания / М. Ф. Мостепаненко. Л.: Лениздат, 1972. — 263 с.
- Мякинченко, Л.П. Настольная книга завуча школы / Л. П. Мякинченко и др.- под ред. Л. П. Мякинченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-512 с.
- Найн, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А .Я. Найн // Педагогика. № 5. — 1996. — С. 21−28.
- Настольная книга учителя истории. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя / Т. И. Тюляева и др.- под ред. Т. И. Тюляевой. ML: Астрель, 2003. -525 с.
- Наумов, С.В. Управление развитием регионального образования / С. В. Наумов. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. — 195 с.
- Неводниченко, Н.В. Педагогическая практика как средство подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 08 / Н. В. Неводниченко. Н. Новгород, 2005. -282 с.
- Неуймин, Я.Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика /Я.Г. Неуймин. Л.: Наука, 1984. — 189 с.
- Николина, В.В. Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентиры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Загрековой, В. В. Николиной, В. В. Фортунатовой. -Н. Новгород: НГПУ, 2001. С. 61−91.
- Новик, И. Б Модели в науке: исторические и социокультурные аспекты / И. Б. Новик, В. Н. Садовский // Послесловие к кн. Н. Вартофского «Модели: репрезентация и понимание» М.: Прогресс, 1988. — С. 450−484.
- Образовательный комплекс города Нижнего Новгорода в цифрах и фактах / под ред И. Б Тарасовой. Н. Новгород, 2004. — 90 с.
- Обухов, А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А. Обухов//Народное образование.- 1999. -№ 10-С. 158−161.
- Овсянников, А. Инновации в школе: характер и результаты / А. Овсянников // Народное образование. 1993. — № 6. — С. 16−29.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд. доп. — М.: Азбуковник, 2003. — 839 с.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высш. шк, 1990.-382 с.
- Орловская, Л.М. Процедуры моделирования учебного процесса в общеобразовательной школе: автореф. дис.. канд. пед наук: 13. 00. 01 / Л. М. Орловская. Красноярск, 1998. — 19 с.
- Орфеев, Ю.В. Мышление человека и искусственный интеллект / Ю. В. Орфеев, B.C. Тюхтин. М.: Мысль, — 1978. — 149 с.
- Осмоловская, И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы / И. М. Осмоловская // Библиотека журнала «Директор школы». 2005. — № 6. — 176 с.
- Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный образ / Д. А. Ошанин. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «Модек», 1999.- 130 с.
- Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 604 с.
- Педагогика / В. А. Сластенин и др.- под. ред. В. А. Сластенина. -М.: ACADEMA, 2005. 565 с.
- Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко и др.- под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2006. — 428 с.
- Перегудов, Ф.И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. -М.: Высш. шк, 1989.-428 с.
- Повшедная, В.Ф. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: монография / В. Ф. Повшедная. Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 166 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: новый курс: В 2-х т. / И. П. Подласый.
- М.: ВЛАДОС, 1999. Т. 1. — 574 е.- Т. 2. — 256 с.
- Подымова, Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13. 00. 01 / Л. С. Подымова. -М, 1996.-32 с.
- Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
- Потапенко, Т. Научно-исследовательская работа в педагогическом колледже / Т. Потапенко // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 125−126.
- Прикот, О.Г. Лекции по философии педагогики / О. Г. Прикот. -СПб.: Изд-во ТВ Пинк, 1998.-С. 141−142.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт. сост. В.А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
- Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В. Е. Радионов. СПб.: ГГУ, 1996. — 144с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
- Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии / Л. С. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999.-720 с.
- Русова, Н.Ю. Дидактический материал: теория и практика моделирования: Монография / Н. Ю. Русова. Нижний Новгород: НГПУ, 2002. -219с.
- Русова, Н.Ю. Дидактический материал как средство реализации педагогической технологии / Н. Ю. Русова // Модернизация общего образования на рубеже веков: сб. научн. тр. Часть III. — СПб.: Из-во РГПУ им. Герцена, 2001. — С. 25−31.
- Русова, Н.Ю. Принципы систематизации научной и учебной информации / Н. Ю. Русова // Человек в информационном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. — Ярославль: Истоки, 2005. — 261 с.
- Русова, Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании. Магистерский курс. Программы и терминологический словарь / Н. Ю. Русова. -Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. 30 с.
- Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможность реализации / М. В. Рыжаков // Стандарт и мониторинг в образовании. 1999. -№ 4.-С. 20−21.
- Рындык, В.Г. Опыт организации научно-методической работы в школе//Педагогика. -1995. № 4. — С. 116−117.
- Рыжов, В.Н. Дидактика / В. Н. Рыжов. М.: Юнити, 2004. — 318 с.
- Савенкова, B.JI. Игровые технологии на уроках истории / B.JI. Савенкова//Педагогическое обозрение. -2001. № 1. -С. 118−125.
- Светенко, Т.М. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13. 00. 01 / Т. М. Светенко. -М., 2002.-45 с.
- Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.
- Сивкова, Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения современных школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 /Н.И. Сивкова. Екатеринбург, 1999. — 20 с.
- Сидоркина, С.Л. Проблемы и перспективы профильного обучения в Нижнем Новгороде / С. Л. Сидоркина // Педагогическое обозрение. 2004. -№ 1−2.-С. 37−40.
- Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 368 с.
- Ситник, А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях / А. П. Ситник. -М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993.- 146 с.
- Скатова, С.Б. Организация научно-исследовательской работы и учебное реферирование в гимназии: методическое пособие / С. Б. Скатова, В.Л.
- Савенкова, Н.Е. Малкова. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.-80 с.
- Сластенин, В.А. Методологическая культура учителя / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 82 — 88.
- Сластенин, В.А. Общая педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2002. — 512 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: ACADEMA, 2005. — 566 с.
- Сластенин, В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах / В. А. Сластенин. М.: Магистр — Пресс, 2000. — 390 с.
- Слободчиков, В.И. Проектирование слово ученое. В чем его практический смысл? / В. И. Слободчиков // Директор школы. — 2002. — № 6. -С. 9 -15.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 1991. — 928 с.
- Словарь-справочник по педагогике / Авт. сост. В.А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
- Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат и др.- под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2000. — 167 с.
- Современная дидактика: теория практика / под ред. М. А. Ушакова. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993.- 198 с.
- Сохор, A.M. Логическая структура учебного материала: вопросы дидактического анализа / A.M. Сохор. М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
- Спирин, Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 34 с.
- Столяренко, Л.Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, С. М. Самыгин. Москва-Ростов-на-Дону: ИЦ1. МарТ», 2006.- 186 с.
- Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 5 т. / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1980. — Т. 5. — 206 с.
- Тарасов, М.А. Технологический подход к процессу обучения как средство повышения качества образования школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / М. А. Тарасов. -Н. Новгород: НГПУ, 2000.-24 с.
- Тощенко, Ж. Т. Социальное проектирование / Ж. Т. Тощенко, Н. А. Антов, Н. И. Лапин. М., 1982. — 182 с.
- Философский словарь / под. ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1991.-815с.
- Хомерики, О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: метод, пособие для руководителей образовательных учреждений / О. Г. Хомерики и др.- под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа., 1994. — 64 с.
- Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. В. Хуторской. Москва — Санкт-Петербург — Минск: Питер, 2004. — 540 с.
- Хуторской, А, В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Чошанов, М. П, Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. П. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−27.
- Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека: Учебное пособие / В. Д. Шадриков. М.: Корпорация «ЛОГОС», 1996.-320 с.
- Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П.
- Капустин- под ред. Т. И. Шамовой М.: Гуманит. изд. центр- ВЛАДОС, 2002. -320 с.
- Шанин, С. Инновационные доминанты образования / С. Шанин, М. Владыка // Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 45−49.
- Шапошников, Л.Е. Стратегия развития российской школы и перспективы XXI века / Л. Е. Шапошников, А. А. Терентьев // Педагогическое обозрение. -2001. № 4.-С. 4−13.
- Шишов, С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30−35.
- Штейнберг, В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. Элементы технологии проектирования образовательных систем / В. Э. Штейнберг // Школьная технология. 2000. — № 3. — С. 3 — 23.
- Штофф, В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М. — Л.: Наука, 1966.-301 с.
- Штурбина, Н.А. Гуманно личностный подход в обучении и его результативность / Н. А. Штурбина // Библиотечка «Первого сентября" — серия «Управление школой». — 2006. — № 3 (9). — 32 с.
- Щербина, В.В. Технология социальная / В. В. Щербина // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Ошнова. М.: Норма-Индра,-М, 1998.-121 с.
- Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт реализации инновационных процессов в образовании: метод, пособие / Н. Р. Юсуфбекова. М.: ИСПО РСФСР, 1991. — 91 с.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. — 144 с.
- Якиманская, И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога / И. С. Якиманская // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Инноватор, 1996. — 240 с.
- Яковлев, Е.В. К трактовке понятия «педагогическая система» / Е.В.
- Яковлев, Н.О. Яковлева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. -№ 6.-С. 56−65.
- Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: Монография / Н. О. Яковлева. М.: Информ. — изд. Центр AT и СО, 2002.-239 с.
- Schlechty, Philip С. Schools for the 21-st century. Leadership imperatives for educational peform / Philip C. Schlechty. San. Francisco, 1990.
- Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет"1. На правах рукописи
- СКАТОВА Светлана Борисовна
- МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ1300.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
- Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
- Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент И.В.Берельковский1. Нижний Новгород 20 061. ВВЕДЕНИЕ1. ОГЛАВЛЕНИЕ1. Стр. .4−15