Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моделирование дидактической системы учителя как средство повышения эффективности процесса обучения в инновационном общеобразовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная методология науки представляет разные виды моделирования и способы классификации моделей. Собственно педагогическое моделирование и его разновидности широко представлены в научно-педагогической литературе в следующих аспектах: дидактическое моделирование (В.И. Загвязинский, И. П. Подласый, Н. Ю. Русова, A.M. Сохор и т. д.) — моделирование как учебное действие (JI.M. Фридман… Читать ещё >

Содержание

  • Стр
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАЗИИ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА
    • 1. Модель и моделирование в педагогике: структурный и функциональный аспекты
    • 2. Специфические особенности гимназии как общеобразовательной школы инновационного типа. Школа-гимназия как социальнопедагогическая система
    • 3. Дидактическая система учителя школы-гимназии в контексте гуманистической образовательной парадигмы XXI века
    • 4. Идеи и подходы к конструированию учебного предмета как основа моделирования дидактической системы учителя
    • 5. Условия успешного моделирования дидактической системы учителя в школе-гимназии
  • Выводы по I главе

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ-ГИМНАЗИИ)

§ 1. Констатирующий этап педагогического эксперимента и его результаты.125

§ 2. Обучающий этап педагогического эксперимента и его результаты.142

Выводы по II главе.199

Моделирование дидактической системы учителя как средство повышения эффективности процесса обучения в инновационном общеобразовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономические и политические условия жизни современного общества обусловили переосмысление отношения к человеку как центру социальной политики и поставили перед образовательной системой новые задачи. Модернизация российского образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.), «Национальной доктриной развития образования в Российской Федерации» (2000 г.), «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.), «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.) направлена, прежде всего, на повышение его качества.

Анализ результатов исследований отечественных ученых-педагогов (В.И. Андреев, Н. В. Кузьмина, B.C. Лазарев, М. М. Поташник, П.И. Пидка-систый, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков) показал, что потребность в решении данной задачи стимулировала экспериментальную работу в области образования, положила начало реформированию школы и инновационной деятельности учителя, открытию инновационных образовательных учреждений — гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, авторских школ. Согласно результатам социологических исследований, инновационные процессы в современной средней школе носят массовый характер: более 40% учителей включены в процесс коллективного педагогического поиска. Отмечаются существенные положительные изменения в поведении, учебной деятельности и профессиональной ориентации учащихся в инновационных школах, где делаются попытки построить образовательную программу и образовательную стратегию определенной направленности. Вместе с тем универсальное образование высокого уровня и качества далеко не всегда является обязательным результатом деятельности образовательных учреждений нового типа (А. Овсянников). Все это создает объективные предпосылки для поиска путей повышения эффективности процесса обучения в инновационных общеобразовательных учреждениях, подготовки учителя к восприятию, оцениванию и реализации педагогических новшеств в образовательном процессе.

Анализ работ ученых-психологов (И.А. Абульханова-Славская, А. К. Маркова, C.JI. Рубинштейн и др.) и педагогов (Н.А. Бордовская, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин, JI.C. Подымова, Н.Р. Юсуф-бекова и др.), диссертационных исследований (Н.А. Иванов, О. В. Малышева, JI.M. Орловская, Т.М. Святошенко), опыта работы инновационных школ показал, что важным средством повышения эффективности процесса обучения в инновационных образовательных учреждениях является моделирование дидактической системы учителя.

Современная методология науки представляет разные виды моделирования и способы классификации моделей. Собственно педагогическое моделирование и его разновидности широко представлены в научно-педагогической литературе в следующих аспектах: дидактическое моделирование (В.И. Загвязинский, И. П. Подласый, Н. Ю. Русова, A.M. Сохор и т. д.) — моделирование как учебное действие (JI.M. Фридман) — исследовательское педагогическое моделирование как средство прогностического анализа разных компонентов системы образованиямодели субъектов образовательного процесса (Э. Конан, В. П. Симонов, А. Хорман) — учебного процесса в целом (Г.Г. Граник, И. Я. Лернер, О.Н. Юдина) — курса обучения по конкретной учебной дисциплине (Н.А. Галатенко, И.И. Ильясов) — разнообразных средств учебного процесса (Д.Д. Зуев, К. Сосницкий) — содержания образования (М.В. Кларин) — учебных заведений (Э.Г. Костяшкин) — управления педагогическими процессами в высшей и средней школе (В.В. Давыдов, В. И. Загвязинский, С. М. Маркова, Ю. Н. Петров, JI.M. Фридман, А. А. Червова и др.) — образовательных результатов (Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына). Моделирование во всех этих случаях будет являться первым звеном в цепи, которую продолжают проектирование и конструирование (Б.С. Гершунский, Е.С. Заир-Бек, Е. И. Казакова и др.).

Анализ научной психолого-педагогической литературы и практического опыта работы инновационных общеобразовательных учреждений показал, что дидактическая система учителя и ее методическое обеспечение редко являются отдельным объектом моделирования и зачастую используются в качестве одного из средств повышения эффективности процесса обучения в инновационных образовательных учреждениях стихийно и неосознанно. Вместе с тем, в исследованиях отечественных социологов, педагогов и психологов утверждается, что учитель — решающий фактор обновления школы. Без изменения его ценностных ориентаций в труде, повышения его профессиональной культуры, принципиальной переориентации в методологии и методике работы все новации будут носить внешний и поверхностный характер.

Анализ современной социокультурной ситуации, изучение научных педагогических исследований и практики обучения и воспитания в инновационных образовательных учреждениях позволяет констатировать наличие следующих противоречий:

1) между объективной потребностью общества в динамичном развитии инновационных образовательных учреждений и неумением части педагогов сделать рациональный выбор средств повышения эффективности процесса обучения в данных учреждениях;

2) между возросшими требованиями к качеству процесса обучения в инновационных общеобразовательных учреждениях и недостаточной обеспеченностью их педагогическими кадрами, имеющими высокую профессиональную компетентность и ориентированными на широкое использование новшеств в своей практической деятельности;

3) между необходимостью использования системного подхода к реализации новшеств в процессе функционирования инновационных общеобразовательных учреждений и введением их многими учителями только в отдельные элементы педагогических систем школ.

Названные противоречия обусловливают проблему исследования, которая сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы моделирования дидактической системы учителя и ее роль в повышении эффективности процесса обучения в инновационном общеобразовательном учреждении? С учетом актуальности проблемы и ее недостаточной разработанности сформулирована тема диссертационного исследования: «Моделирование дидактической системы учителя как средство повышения эффективности процесса обучения в инновационном общеобразовательном учреждении».

Цель исследования: разработать условия построения и непосредственную модель дидактической системы учителя, способствующую повышению эффективности процесса обучения в инновационном общеобразовательном учреждении, и апробировать названную модель в образовательной практике школы-гимназии.

Объект исследования: процесс обучения в инновационном общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования: моделирование дидактической системы учителя как средство повышения эффективности процесса обучения в инновационных общеобразовательных учреждениях (на примере школы-гимназии как одного из типов инновационных общеобразовательных учреждений).

Гипотеза исследования заключается в том, что моделирование дидактической системы учителя инновационных общеобразовательных учреждений будет способствовать повышению эффективности и качества процесса обучения учащихся этих школ при соблюдении в ходе этой деятельности следующих педагогических условий: всестороннего использования образовательно-воспитательного потенциала модели дидактической системы учителя инновационного общеобразовательного учрежденияповышения профессиональной компетентности учителя и развития у него методологической позиции как условия и результата формирования готовности к восприятию, оцениванию и реализации педагогических инновацийформирования позиции учащегося как полноправного субъекта своей учебной деятельности в условиях инновационной направленности процесса обученияразвития в процессе обучения методологической компетентности учащихся.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть исторический и современный аспекты педагогического моделирования и определить его роль и место в профессиональной деятельности учителя общеобразовательного учреждения инновационного типа.

2. Раскрыть сущность понятия «дидактическая система учителя», выявить и научно обосновать основные подходы к моделированию дидактической системы учителя как средству повышения эффективности процесса обучения в инновационных общеобразовательных учреждениях.

3. Определить основные идеи и подходы к конструированию учебного предмета как основе моделирования дидактической системы учителя.

4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие успешность моделирования и реализацию модели дидактической системы учителя как средства повышения эффективности процесса обучения в школе-гимназии.

5. Разработать научно-практические рекомендации по внедрению модели дидактической системы учителя истории и обществознания в гимназии.

Методологической основой исследования явились концепции дидактического моделирования, личностно-ориентированного обучениядидактическая система развивающего обучения, теория проектирования и управления педагогическими процессамипринципы единства логического и исторического, системности и целостности, единства деятельностного и личностного подходов к образовательному процессу.

Теоретическую основу исследования составляют:

— теории гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амона-швили, А. А. Касьян, В. А. Сухомлинский и др.);

— концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И .Я. Якиманская), а также системный подход как направление методологии научного познания и социальной практики (А.А. Бодалев, JI. И. Божович, JI.B. Загрекова, В. Д. Шадриков и др.);

— общая теория моделирования (В.Г. Афанасьев, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. А. Любичанковский, Н. Ю. Русова, JI.M. Фридман, В. А. Штофф и др.);

— основы социально-педагогического моделирования и проектирования (Н.Г. Алексеев, В. П. Беспалько, Н. А. Галатенко, Е.С. Заир-Бек, А. И. Кузнецов, В. Е. Радионов, В. И. Слободчиков, М. Т. Тощенко, В. М. Шепель и др.);

— концепция моделирования как метода управления педагогическими процессами в высшей и средней школе (В.В. Давыдов, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, С. М. Маркова, Ю. Н. Петров, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман, А. А. Червова и др.);

— общетеоретические аспекты педагогической диагностики (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Б. П. Битинас, Н. М. Зверева, Н. В. Кузьмина,.

A.Я. Найн, Н. М. Розенберг, А. Д. Сазонов, Н. С. Сунцов и т. д.).

— современная методология дидактических исследований и углубленная типология методов обучения (В.И. Андреев, В. И. Гинецинский, Б. А. Голуб,.

B.C. Ильин, В. И. Загвязинский, Л. В. Занков, В. В. Краевский, B.C. Кукушкин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, И. М. Осмоловская, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник, В.В. Рыжов);

— теория обучения (предметы история и обществознание) в общеобразовательной школе (И.В. Берельковский, Е. Е. Вяземский, М. В. Короткова, И. Я. Лернер, А. В. Никольский, А. Т. Степанищев, М. Т. Студеникин и др.).

— концепция педагогического мастерства учителя и проблемы творчества в труде педагога и его профессиональной подготовки (Ю.К. Бабанский, Ф. Н. Гоноболин, В. И. Загвязинский, Л. В. Загрекова, Н. М. Зверева, В. В. Краевский, В. В. Николина, Ф. В. Повшедная, А. С. Подымова, В. А. Сластенин,.

А.И. Щербаков и др.);

— результаты исследований проблем современной гимназии (B.C. Безрукова, Б. С. Гершунский, А. Г. Каспаржак, Л. Г. Кожевникова, В. И. Пирогов, Е. С. Полат, С.А. Смирнов).

Методы исследования. В процессе исследования был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, включающий методы теоретического анализа и моделирования, включенные наблюдения, анкетирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования, экспертную оценку, педагогический эксперимент.

Понятийно-терминологический аппарат исследования в качестве ведущих включает понятия: «модель», «моделирование», «дидактическая система», «дидактическая система учителя», «инновационные общеобразовательные учреждения».

Модель — мысленно представленная и/или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что изучение дает нам новую информацию об этом объекте (В.А. Штофф).

Моделирование, во-первых, сводится к самому процессу построения и изучения моделей реально существующих предметов и явленийво-вторых, к методу исследования, предполагающему определение или уточнение характеристик и рационализацию способов построения вновь конструируемых объектов на основе использования их моделей (Современный энциклопедический словарь).

Дидактическая система — это система процесса и результатов обучения, сложная по составуее центральными элементами являются преподавание и учение. В дидактическую систему входят: цели обучения, дидактические принципы, дидактические условия, а также содержание обучения, методы, дидактические средства обучения и формы организации совместного труда учеников и учителей (В.И. Андреев).

Дидактическая система учителя — совокупность документов и материалов, с помощью которых учитель осуществляет обучение, развитие и воспитание детей на уроках и внеклассных мероприятиях (Словарь-справочник по педагогике под ред. П. И. Пидкасистого).

Инновационные общеобразовательные учреждения — учреждения, которые работают в режиме развития и педагогические системы которых находятся в постоянном приближении к удовлетворению возрастающих запросов личности и общества (М.М. Поташник).

Научная новизна исследования заключается в следующем: раскрыта сущность понятия «дидактическая система учителя" — теоретически обоснована и разработана модель дидактической системы учителя как средство повышения эффективности процесса обучения в инновационных общеобразовательных учрежденияхвыявлены и экспериментально апробированы педагогические условия успешного моделирования и реализации дидактической модели учителя как средства повышения эффективности процесса обучения в инновационных общеобразовательных учрежденияхразработаны критерии оценки дидактической системы учителя как средства повышения эффективности процесса обучения в инновационных общеобразовательных учрежденияхна основе системносодержательного и технологического подходов разработан алгоритм деятельности преподавателей кафедры общественных наук гимназии по моделированию авторской дидактической системы, даны рекомендации по организации работы кафедры в данном направлении.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определены основные методологические ориентиры моделирования дидактической системы учителя как средства повышения эффективности процесса обучения в инновационных общеобразовательных учрежденияхвыявлена специфика моделирования дидактической системы учителя и роль соответствующей модели в повышении эффективности процесса обучения в школе-гимназииструктурированы особенности методологической позиции учителя и подчёркнута ее роль в моделировании соответствующей дидактической системы.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в процессе повышения квалификации учителей для оптимизации образовательной деятельности в условиях школы-гимназии и других инновационных учебных заведенийпри разработке и проведении теоретико-методологических и экспериментальных исследований в области педагогикипри подготовке студентов педвузов к педагогической деятельности в инновационных общеобразовательных учреждениях.

Опытно-экспериментальная база исследования: школа-гимназия № 13 г. Н. Новгорода, гимназии №№ 1, 53 г. Н. Новгорода, общеобразовательные школы инновационного типа №№ 14, 33, 35 г. Н. Новгорода, лицеи №№ 8, 40, 38. В педагогическом эксперименте принимали участие 70 учителей, родители, сотрудники администрации. Экспериментальным исследованием было охвачено более 2000 учеников.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 1998—2005 гг. и включало в себя четыре этапа.

На первом этапе (1998 — 2000 гг.) проводился теоретический анализ научной и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, изучение теории и практики педагогического моделирования, концептуальных подходов к реализации принципа системности в образовании. Была обоснована актуальность исследования, сформулирована рабочая гипотеза, изучен опыт работы школ инновационной направленности г. Н. Новгорода в процессе проведения констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2000 — 2003 гг.) осуществлялась разработка и поэтапная реализация модели дидактической системы учителя, а также технологического алгоритма деятельности учителя-предметника. Отрабатывались формы и методы взаимодействия учителя и ученика как условия успешного функционирования дидактической системы учителя в школе-гимназии. На данном этапе уточнялась рабочая гипотеза.

На третьем этапе (2003 — 2005 гг.) проводился обучающий эксперимент в соответствии с разработанной моделью дидактической системы учителя, подготовка научно-методических рекомендаций для учителей общеобразовательных школ инновационного типа, диагностические процедуры, мониторинг изменений в позициях ученика и учителя.

На четвертом этапе (2005 — 2006 гг.) осуществлялось теоретическое обобщение результатов исследования, осмысление полученных материалов, оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические позиции проверялись в процессе выступлений на Международных (г. Н. Новгород — 2001, 2002, 2003), Всероссийских (г. Н. Новгород — 2002, 2003, 2004) научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры истории и обществоз-нания в HHPQ, кафедры общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета.

В 2006 году результаты внедрения модели дидактической системы учителя были представлены на конкурс, проводимый в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по присуждению звания лучшего учителя Российской Федерации, где получили высокую оценку комиссииавтор стал одним из победителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью методов исследования его целям и задачам, использованием системного подхода, анализом реальной педагогической практики и инновационного опыта, статистической обработкой полученных экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Насущной задачей современных общеобразовательных учреждений инновационного типа является повышение эффективности и качества процесса обучения школьников. Одним из основных средств успешного решения этой задачи является моделирование дидактической системы учителя. Моделирование выступает в качестве одного из наиболее эффективных способов обновления образовательного процесса как в учебном учреждении в целом, так и в рамках конкретной образовательной области, а также формирования готовности учителя к восприятию, оцениванию и реализации педагогических инноваций.

2. Школа-гимназия как общеобразовательное учреждение инновационного типа представляет собой с позиций системного подхода социально-педагогическую систему, внутренние свойства которой характеризуются, как и всех систем социального порядка, системно-компонентным, системно-структурным, системно-функциональным, системно-интегративным аспектами. Основной функцией школы-гимназии как социально-педагогической системы является формирование целостного, гармонично развитого человека, а ведущими принципами её функционирования — принципы гуманизации, демократизации, интеграции и дифференциации с учетом основных идей и позиций гуманистической педагогики и педагогической инноватики.

Школа-гимназия как социально-педагогическая система относится к сложным педагогическим системам, одним из компонентов которой является дидактическая система учителя.

3. Моделирование дидактической системы учителя школы-гимназии представляет собой построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений в образовательном процессе. Конечным продуктом моделирования является создание модели дидактической системы учителя как обобщенного мысленного образа, заменяющего и отображающего структуру и функции конкретного типологически воспроизведенного способа осуществления образовательного процесса на занятиях по конкретному учебному предмету. Модель дидактической системы учителя в русле системного, деятельностного, личностного, антропологического подходов, концептуальных идей и положений гуманистической педагогики воспроизводит существенные стороны и свойства дидактической системы учителя, ее основные компоненты, к которым относятся: учащиесяцель образованиясодержание образованияпедагогический процесс (собственно обучение и воспитание) — сам учительорганизационные формы образовательного процесса. Моделирование учителем своей дидактической системы приобщает его к исследовательской деятельности, способствует творческому применению теоретико-методологических знаний в его профессиональной деятельности, что, в свою очередь, влечёт за собой и повышение качества процесса обучения.

4. Основными условиями успешного моделирования дидактической системы учителя являются: повышение его профессиональной компетентностиструктурирование и развитие методологической позиции учителя, работающего в русле инновационной направленности образовательного процессаформирование учителем позиции учащегося в обучении как полноправного субъекта собственной учебной деятельностиразвитие в процессе обучения методологической компетентности учащихся. Соблюдение в единстве и взаимосвязи обозначенных педагогических условий обеспечивает развитие инновационного потенциала учителя, признание учителями самоценности собственной личности и творческое понимание самости, позволяет улучшить качество управления процессом обучения путем развития партнерских отношений учителя и учащихся, принятия личности ребенка (подростка) и его интересов, признания их как ценности, ориентации на их творческие интересы как основу совместной творческой деятельности.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Содержание диссертационного исследования изложено на 225 страницах, из них — 15 схем, 14 таблиц, 5 диаграмм, список литературы включает 235 источников.

Выводы по второй главе.

Результаты экспериментальной работы по реализации модели дидактической системы учителя на примере учебных предметов История и Обществознание позволяют утверждать, что апробация модели привела к сущностным изменениям процесса обучения в данной предметной области.

Обновление на базовом и вариативном уровнях содержания образования обеспечивает каждому выпускнику фундаментальные, глубокие, прочные знания по предмету, создает опыт коммуникативной, умственной, трудовой, творческой деятельности, общественных и личностных отношений.

Внедрение адекватных новому содержанию образования технологий моделирования и проектирования методического обеспечения учебного процесса, развивающего обучения, методик коллективной творческой деятельности способствуют ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, развитию познавательной, личностной и эмоциональной сфер ученика.

Система развивающей работы по предмету, основанная на идеях гуманистической педагогики, обогащает содержание учебной деятельности многообразием работы по предмету и способствует формированию жизненных ценностей, а также свойств, качеств и компетенций личности, определённых в идеале выпускника гимназии.

Все прогнозируемые результаты деятельности преподавателя общественных дисциплин в результате апробации модели дидактической системы учителя подтверждаются:

1) повышается и закрепляется стойкий познавательный интерес учеников к предметам данной образовательной области, наблюдается положительная динамика субъектной мотивации к изучению названных предметов;

2) происходит гармонизация межличностных отношений в процессе преподавания общественных дисциплин и работы по предмету, создается ситуация «партнерской» деятельности, «общего дела»;

3) оформляется эмоционально-чувственное, эстетическое восприятие учебного предметаположительная эмоциональная направленность учебного процесса способствует созданию ситуации успеха для каждого учащегося (происходит реализация индивидуальных образовательных траекторий);

4) идет процесс развития творческих способностей учащихся;

5) наблюдается стабильное качество знаний, успешность текущего обучения, формирование постоянного стремления учащихся к расширению сферы исторического и общественного познания;

6) фиксируется высокая итоговая результативность обучения;

7) каждому ученику предоставляется помощь в приобретении навыков социальной адаптации в обществе и умения определять рамки собственной социальной автономности;

8) формируется навык постоянной личностной оценки меняющейся исторической ситуации и жизни в целом, поддерживается высокая степень социальной активности в обществе;

9) оказывается помощь в профессиональном выборе — благодаря как действиям учителя, так и внутриличностным потребностям, связанным с оформлением стойкого интереса и уважения к предмету, учителю и историческому познанию в целом.

Заключение

.

В ходе теоретического и опытно-экспериментального исследования были получены следующие результаты:

1. Установлено, что объективными предпосылками, стимулирующими повышение эффективности и качества обучения в инновационных общеобразовательных учреждениях, являются общественные, государственные и личностные потребности обучающихся в повышении качества образованияразвитие педагогической науки и образовательной практики в свете новой парадигмы образованияразвитие педагогической инноватики как новой отрасли педагогического знания и проникновение ее идей в образовательную практику. Субъек.

I тивные факторы связаны с осознанной потребностью учителей инновационных общеобразовательных учреждений в необходимости создания, освоения и применения педагогических новшеств в своей профессиональной деятельности, моделирования в контексте этих идей авторской дидактической системы и реализации ее на практике.

2. Исследована сущность моделирования дидактической системы учителя как средства повышения эффективности процесса обучения в инновационных общеобразовательных учреждениях с позиций таких общенаучных и общепедагогических методологических ориентиров, как системный, деятельностный, личностный и антропологический подходы. Выявлены и изучены основные I функции модели дидактической системы учителя, ее структурные компоненты, сформулированы теоретико-методологические основы ее построения и реализации, разработан критериальный аппарат для оценки её результативности.

3. Доказана педагогическая целесообразность учета и реализации в процессе моделирования дидактической системы учителя следующих педагогических условий, обеспечивающих успешность построения и применения обозначенной модели: повышение профессиональной компетентности учителей, работающих в русле инновационной направленности образовательного процессаформирование и развитие у них методологической позицииформирование позиции учащегося в обучении как полноправного субъекта собственной учебной деятельностиразвитие в процессе обучения методологической компетентности учащихся. Учет обозначенных педагогических условий обеспечивает успешное формирование у учителя готовности к восприятию, оцениванию и реализации педагогических новшеств и построение на этой основе модели авторской дидактической системы как средства повышения эффективности процесса обучения.

4. На основе анализа Государственного образовательного стандарта по Истории и Обществознанию, основных идей и подходов к конструированию данных учебных предметов, учебников по истории и обществознанию для учащихся школ-гимназий, методических пособий обоснована и экспериментально проверена принципиальная возможность формирования готовности учителя к моделированию авторской инновационной дидактической системы. Одной из ведущих форм такой подготовки является создание школьных кафедр как новообразований в структуре школы. Они осуществляют руководство научно-исследовательской, творческой работой учителя, анализ и корректирование новых учебных программ и курсов, их экспертную оценку и рецензирование, связи с вузами, НИИ, культурными центрами и т. п. Под руководством кафедры учителя осваивают новые формы планирования, включающие элементы научного исследования, а также способы апробации новых идей и технологий.

5. Разработана инновационная модель дидактической системы учителя, реализованная в учебно-методическом комплекте и технологический алгоритм её внедрения в образовательную практикуописаны типы деятельности преподавателя общественных дисциплин в рамках внедрения модели (деятельность учебная, развивающая, научно-методическая, социокультурная, коммуникативная, управленческая, исследовательская, рефлексивная) и доказана необходимость обеспечения полифункционального характера образовательного процесса.

6. В рамках инновационной модели дидактической системы учителя разработаны:

— модель ученика гимназии, учитывающая реальные особенности обучающихся в гимназии детей;

— модель выпускника гимназии как педагогический идеал и целепола-гающая основа образовательной деятельности;

— прогностическая модель преподавателя гимназии.

Апробация модели дидактической системы учителя показала её результативность, правомерность выдвинутых предположений и обоснованность выводов. Моделирование дидактической системы учителя способствует оптимизации, гармонизации, эффективности образовательного процесса и в конечном итоге повышает качество образования школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996 г. и 9 июня 2001 г.) — СПб: Издательский дом А. Громова, 2001. — 48 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ОМЕГА — Л, 2006. — 62 с.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г., № 122 // Народное образование, 2001.-№ 7.-С. 247−254.
  4. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Народное образование. 1991. — № 11. — С. 65−70.
  5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 2002. — № 5. — С. 4−23.
  6. Концепция образовательной области «Обществознание»: Проект // Настольная книга учителя истории. М.: Астрель, 2003. — С. 123−141.
  7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего развития // Официальные документы в образовании. 2002.-№ 27. — С. 12−33.
  8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Педагогический энциклопедический словарь / Ред. кол.: Б.М. Бим-Бад (гл. ред.) и др. М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. — С. 480−482.
  9. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Проект// Настольная книга учителя истории. М.: Астрель, 2003. -С. 256−277.
  10. Программа модернизации педагогического образования. Утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 № 1313 // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерстваобразования России. 2003. — № 10. — С. 10−13.
  11. Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года. Н. Новгород, 2003. — 41 с.
  12. Программно-методические материалы для профильных школ Нижегородской области по истории и обществознанию. Н. Новгород: НГЦ, 2004.- 125 с.
  13. Проект федеральной целевой программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005−2010 гг.». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.civicedu.ru/sp-simonenko.htm свободный.
  14. Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. — 245 с.
  15. Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. -М.: Дрофа, 2004.-79 с.
  16. Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. -М.: Дрофа, 2004.-73 с.
  17. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального, общего и среднего (полного) общего образования: В 2 т. / B.C. Леднев и др.- под ред. B.C. Леднева. М.: ТЦ Сфера, 1998. — 377 с.
  18. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001−2005 гг.)», постановление от 27 декабря 2000 г. № 1015 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/htp/fp/mr/ppl015/664, свободный. — Загл. с экрана.
  19. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» от 20 июля 2000 г. № 102 ФЗ / Федеральный закон. -М.: Новая школа, 2004. — 13 с.
  20. Типовое положение об общеобразовательных учреждениях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 // «Собрание законодательств РФ. 26 марта 2001 г. — № 13. -с. 1252.-М., 2001.
  21. , А.С. Практикум по общей педагогике: учеб. пособие / А. С. Агафонова. СПб.: Питер, 2003.-416 с.
  22. , Н.Г. Проектирование / Н. Г. Алексеев // Новые ценности образования: тезаурус. М.: АО «ВНИИМП — ВИТА», 1994. — С. 76 — 78.
  23. , Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. -М: Педагогика, 1980. 192 с.
  24. , К. Учителя и инновация: книга для учителя / пер. с макед. В.П. Диденко/К. Ангеловски-М: Просвещение, 1991.- 159 с.
  25. , В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2 изд. / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, — 2000. — 608 с.
  26. , Н.А. Проблема отбора содержания и организация элективных курсов по английскому языку / Н. А. Анищенко // Язык и культура в новом образовательном пространстве. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. — 110 с.
  27. , Т.И. Взаимосвязь актуального и потенциального в развитии личности / Т. И. Артемьева // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1989. С. 67−87.
  28. , А.Г. Психология личности: учебник / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  29. , А.С. Проблемы цели в воспитании и образовании / А. С. Афанасьев // Философско-психологические проблемы развития образования. -М.: Наука, 1981.- 104 с.
  30. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  31. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательнойшколе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  32. , В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В. П. Бедерханова // Развитие личности. -2000.-№ 1.-С. 24−36.
  33. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов / B.C. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-218 с.
  34. , А. Основы возрастной педагогики / А. Белкина. -Екатеринбург, 2000.-162 с.
  35. , Е.В. Формирование методологической культуры учителя / Е. В. Бережная // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 14−18.
  36. , И.В. История. Методика преподавания / И. В. Берельковский, Л. С. Павлов. М.: Поматур, 2001. — 360 с.
  37. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  38. , А.В. Проверка уровня подготовки учащихся с помощью тестов / А. В. Биберина // Преподавание истории в школе. 1999. — № 2. -С. 26−27.
  39. Большой энциклопедический словарь / Ред. кол.: A.M. Прохоров (гл. ред) и др. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия». — СПб.: Норинет, 2002.- 1456 с.
  40. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000.-352 с.
  41. , В.Н. Модели и методы управления организационными системами / В. Н. Бурков, В. А. Ириков. М.: Наука, 1994. — 270 с.
  42. , А.А. Методика обучения истории в средней школе / А. А. Вагин. М.: Просвещение. — 1972. — 154 с.
  43. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание / М. Вартофский: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 508 с.
  44. , В. Инновационность и инновационное образование / В. Ващенко // ВВШ. 2000. — № 6. — С. 23−25.
  45. , В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 21 -31.
  46. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя / JI.C. Выготский. М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  47. , Е.Е. Как сегодня преподавать историю в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю Стрелова. М.: Просвещение, 2000. — 189 с.
  48. , Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: ВЛАДОС, 1999. — 240 с.
  49. , К.С. Основы инноватики и инновационной деятельности / Г. С. Гамидов, В. Г. Колосов, Н. О. Османов. СПб.: Политехника, 2000. — 323 с.
  50. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.- Интердиалект, 1997. — 340 с.
  51. , В.И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. СПб.: СПГУ, 1992. — 154 с.
  52. , В.А. Наука и учебный предмет: методологический анализ взаимодействия: Монография / В. А. Глуздов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 168 с.
  53. Гмурман, В. Е. Внедрение достижений педагогики в практику школы
  54. В.Е. Гмурман, В. В. Краевский, Г. В. Новикова- под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981. — 145 с.
  55. , Б.А. Основы общей дидактики / Б. А. Голуб. М.: ВЛАДОС, -1999.-94 с.
  56. , О.С. Подготовка будущего учителя к инновационной педагогической деятельности / О. С. Гребенюк // Теория обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. — 384 с.
  57. , Д.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования: пособие / Д. В. Григорьев, В. И Кулешова, П. В. Степанов. Тула, 2002. — 87 с.
  58. , И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Монография / И. В. Гришина. СПб.: ГУМП, 2002.-232 с.
  59. , Э.Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. Ш. Турчанинова. М.: Логос, 2001. — 224 с.
  60. , А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность / А. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002.-№ 4.-С. 22−26.
  61. , А. Человек в культуре: созерцание, понимание, творчество / А. Дахин // Народное образование. 2004. — № 9. — С 55−59.
  62. , Ж. Международная комиссия по образованию для XXI века. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. Париж: ЮНЕСКО, 1996. См. также: Доклад ЮНЕСКО. Образование: сокрытое сокровище // ВВМ. — 1997. -№ 9.-С. 10−23.
  63. Дидактика современной школы: пособие для учителей / В. А. Онищук и др.- под ред. В. А. Онищук. Киев, 1987. — 270 с.
  64. Дидактика средней школы / М. А. Данилов и др.- под ред. М. А. Данилова. -М.: Просвещение, 1975. 185 с.
  65. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  66. , О. Сорбонская и Болонская декларации / О. Долженко // «Alma mater» (Вестник высшей школы). 2001. — № 6. — С. 37−42.
  67. , В.К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. М.: Народное образование, 2001. — 185 с.
  68. , Ю.Л. Гуманитарная составляющая концепции образования XXI века/Ю.Л. Егоров, Б.В. Леванов//Школа. 1999. — № 5. — С. 4−7.
  69. , В.А. Функциональная грамотность в современном контексте / В. А. Ермоленко. М.: Знание, 2002. — 128 с.
  70. , А.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителя / А. Ф. Ефремова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. — № 3. — С. 55−63.
  71. , И.В. Методическая служба и профессионализм учителя / И. В. Жуковский // Директор школы. 2000. — № 1. — С. 15−21.
  72. , В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе / В. И. Загвязинский. Тюмень.: Тюменский областной ИПК ПК, 1993. -235 с.
  73. , В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. 158 с.
  74. , В.И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. -М.: Знание, 1990.-95 с.
  75. , В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  76. , JI.B. Методологическая культура учителя / JI.B. Загрекова // Подготовка специалиста в области образования: Проблемы подготовки будущего учителя: Коллективная монография. Н. Новгород: НГПУ, 2001. -Вып. Х.-С. 112−123.
  77. , JI.B. Основы педагогических технологий / JI.B. Загрекова // Высшее образование в России. 1997. — № 4.
  78. , JI.B. Теория и технология обучения: учеб. пособие / JI.B. Загрекова, В. В. Николина. М.: Высш. шк., 2004. — 157 с.
  79. Заир-Бек, Е. С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов / Е.С. Заир-Бек // Педагогические основыпроектирования образовательных систем нового вида- под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995. — 78 с.
  80. , Н.М. Практическая дидактика для учителя: учеб. пособие для учителя / Н. М. Зверева. М.: Пед. общество России, 2001 — 256 с.
  81. , Н.М. Педагогическая теория рабочий инструмент учителя / Н. М. Зверева, C.JI. Сидоркина // Педагогическое обозрение. — 1998. — № 1. — С. 109−115.
  82. , Н.М. Дидактика для учителя / Н. М. Зверева, Т. Е. Маскаева. -Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. 132 с.
  83. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование в России — 2003. — № 5. -С.34−42.
  84. , В.П. Образ и деятельность / В. П. Зинченко. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «Модек», 1997. — С. 122−129.
  85. , В.П. Образование, культура, сознание, элементы философского образования для XXI века / В. П. Зинченко. М., 1993. — 217 с.
  86. , Г. Готовим юных исследователей / Г. Иванов // Народное образование. 1999. — № 6. — С. 69−71.
  87. , Н.А. Моделирование педагогической деятельности учителя в процессе повышения его квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Н. А. Иванов. СПб., 1995. — 17 с.
  88. , В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления в образовательном процессе / В. В. Игнатова. Красноярск: Сиб. ГТУ, 2000.-272 с.
  89. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учеб.-метод, материалов- под ред. Е. Е. Вяземского. М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 240 с.
  90. , B.C. Формирование личности школьника целостный процесс / B.C. Ильин. — М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  91. , Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. М.: Наука, 1972. — 120 с.
  92. , И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М.: Академия, 1994. — 128 с.
  93. , И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М: Изд-во МГУ, 1986.-200 с.
  94. Инновация в российском образовании: общее образование, 2000. -М.: Изд-во МГЦП, 2000. 80 с.
  95. Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В. Я. Ляудис. -М.: ИНИОН, 1992.-208 с.
  96. , Н.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Исаев. М.: Академия, 2002. -208 с.
  97. , И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления / И. Ф. Исаев. М.- Белгород, 1997. — 184 с.
  98. Историческое образование в современной России // Справочно-методическое пособие для учителя. М.: Русское слово, 1997. — 141 с.
  99. , Е.И. Системно-ориентационный подход к развитию общеобразовательной школы / Е. И. Казакова. СПб.: Образование, — 1995. -С. 5−6.
  100. , А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение: Монография / А. А. Касьян. Н. Новгород: НГПУ, 1996. — 184 с.
  101. , JI.B. Диагностика учебно-профессиональной деятельности инновационной направленности студента-практиканта / JI.B. Кильянова //
  102. Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: учеб. пособие / под. ред. JI.B. Загрековой. -Н. Новгород: НГПУ, 2002. С. 57−69.
  103. , В.Г. Образование и цивилизация: доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика», 1 июля 1996 г. / В. Г. Кинелев // Информатика и образование. -1996. № 5.-С.- 27−28.
  104. , В.М. Ново-гуманистическая гимназия: становление, историческая судьба / М. Кларин // Педагогика. № 8. — 1988. — С. 28−36.
  105. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.- 192 С.
  106. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  107. , Т.М. Инновационная школа: системы и гипотезы / Т. М. Ковалева. -М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 256 с.
  108. , Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
  109. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-на-Дону: Изд-й центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  110. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2004 — 368 с.
  111. , М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах описаниях / М. В. Короткова, М. Г. Студеникин. М: ВЛАДОС, 1999. — С. 140.
  112. , В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский М.: Изд-й центр «Академия», 2003. — 256 с.
  113. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ / В. В. Краевский. М: Педагогика, 1977. — 264 с.
  114. , В.В. Содержание образования / В. В. Краевский. М.: Педагогика, 2001. -36 с.
  115. Краткий словарь современных понятий и терминов / В. А. Макаренко и др.- под ред. В. А. Макаренко. 3-е изд. дораб. и доп. — М.: Республика, 2000. — 670 с.
  116. , Н.Б. Культура учебной деятельности / Н. Б. Крылова // школьные технологии. -2001. № 1. — С. 24−31.
  117. , Л.П. Проектирование моделей развивающего обучения: нач. проф. образование / Л. П. Крюкова // Профессиональное образование. -2003.-№ 2.-С. 14−15.
  118. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. М.: Пед. общество России, 2000. — 224 с.
  119. , А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация / А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. -№ 5.-С. 38−42.
  120. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1970. — 114 с.
  121. , Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н. В. Кузьмина. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. 183 с.
  122. , Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1995. — 121 с.
  123. , B.C. Дидактика (теория обучения): учеб. пособие / B.C. Кукушкин. М.: МарТ- Ростов-на-Дону: Изд-й центр «МарТ», 2003. — 368 с.
  124. , B.C. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / B.C. Кукушкин. Ростов-на-Дону: Изд-й центр «МарТ», 2002.224 с.
  125. , B.C. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / B.C. Кукушкин. Ростов-на-Дону: Изд-й центр «МарТ», 2002. -224 с.
  126. , И. Основы общей дидактики / И. Кулисевич. М.: Высш. шк., 1986.-368 с.
  127. , JI.H. Алгоритмизация в обучении / Л. Н. Ланда. М.: Просвещение, 1966.-523 с.
  128. , B.C. Учебный предмет / B.C. Леднев // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. -М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999. Т. 2. — С. 488.
  129. , А.Н. Деятельность. Личность. Сознание / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  130. , И .Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер.- М.: Просвещение, 1980. 96 с.
  131. , С.А. Гражданское образование и процесс политической социализации в современной России / С. А. Лошакова. Н. Новгород: ИС ННГУ, 2002.- 128 с.
  132. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя /М.И. Лукьянов//Педагогика.-2001. -№ 10.-С. 56−62.
  133. , В.А. Концепция современного естествознания: учебное пособие для студ. гуманитарных факультетов / В. А. Любичанковский.- Оренбург: Изд-во ОГУ. 1999. — 287 с.
  134. , С.А. Педагогические системы и технологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. А. Маврин. Омск: Омский гос. пед. ин-ут, 1993. -98 с.
  135. , Н.Е. Уровневые задания на уроках истории / Н. Е. Малкова // Педагогическое обозрение. 2001. — № 1. — С. 110−115.
  136. , Ю.С. Аксиоматика средового подхода в воспитанииопыт построения) / Ю. С. Мануйлов // Методология, теория и практика воспитательных систем. -М., 1996. С. 24−28.
  137. , С.М. Дидактические системы и модели обучения: учебное пособие / С. М Маркова. Н. Новгород: Волжский Государственный инженерно-педагогический институт, 1998. — 100 с.
  138. Методическая работа в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ / Ю. К. Бабанский и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Народное образование, 1991. 187 с.
  139. Методы системного педагогического исследования: учебное пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  140. , О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании / О. А. Митина // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 70−75.
  141. Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1987. — 108 с.
  142. , В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований / В. М. Монахов // Школьные технологии. — 2002. — № 6.
  143. , В.М. Проектирование авторской (собственной) методической системы / В. М. Монахов, Т. К. Смыковская // Педагогические технологии. 2002. — № 6. — С. 53 — 58.
  144. , В.А. Формирование методологической культуры учителя / В. А. Мосалов // Советская педагогика. 1990. — № 3. — С. 69−73.
  145. Мостепаненко, М, Ф. Философия и методы научного познания / М. Ф. Мостепаненко. Л.: Лениздат, 1972. — 263 с.
  146. , Л.П. Настольная книга завуча школы / Л. П. Мякинченко и др.- под ред. Л. П. Мякинченко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-512 с.
  147. , А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А .Я. Найн // Педагогика. № 5. — 1996. — С. 21−28.
  148. Настольная книга учителя истории. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя / Т. И. Тюляева и др.- под ред. Т. И. Тюляевой. ML: Астрель, 2003. -525 с.
  149. , С.В. Управление развитием регионального образования / С. В. Наумов. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. — 195 с.
  150. , Н.В. Педагогическая практика как средство подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 08 / Н. В. Неводниченко. Н. Новгород, 2005. -282 с.
  151. , Я.Г. Модели в науке и технике: история, теория, практика /Я.Г. Неуймин. Л.: Наука, 1984. — 189 с.
  152. , В.В. Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентиры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Загрековой, В. В. Николиной, В. В. Фортунатовой. -Н. Новгород: НГПУ, 2001. С. 61−91.
  153. Новик, И. Б Модели в науке: исторические и социокультурные аспекты / И. Б. Новик, В. Н. Садовский // Послесловие к кн. Н. Вартофского «Модели: репрезентация и понимание» М.: Прогресс, 1988. — С. 450−484.
  154. Образовательный комплекс города Нижнего Новгорода в цифрах и фактах / под ред И. Б Тарасовой. Н. Новгород, 2004. — 90 с.
  155. , А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения / А. Обухов//Народное образование.- 1999. -№ 10-С. 158−161.
  156. , А. Инновации в школе: характер и результаты / А. Овсянников // Народное образование. 1993. — № 6. — С. 16−29.
  157. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд. доп. — М.: Азбуковник, 2003. — 839 с.
  158. , В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. М.: Высш. шк, 1990.-382 с.
  159. , Л.М. Процедуры моделирования учебного процесса в общеобразовательной школе: автореф. дис.. канд. пед наук: 13. 00. 01 / Л. М. Орловская. Красноярск, 1998. — 19 с.
  160. , Ю.В. Мышление человека и искусственный интеллект / Ю. В. Орфеев, B.C. Тюхтин. М.: Мысль, — 1978. — 149 с.
  161. , И.М. Дидактические проблемы в управленческой деятельности директора школы / И. М. Осмоловская // Библиотека журнала «Директор школы». 2005. — № 6. — 176 с.
  162. , Д.А. Предметное действие и оперативный образ / Д. А. Ошанин. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «Модек», 1999.- 130 с.
  163. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 604 с.
  164. Педагогика / В. А. Сластенин и др.- под. ред. В. А. Сластенина. -М.: ACADEMA, 2005. 565 с.
  165. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко и др.- под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2006. — 428 с.
  166. , Ф.И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. -М.: Высш. шк, 1989.-428 с.
  167. , В.Ф. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя: монография / В. Ф. Повшедная. Н. Новгород: НГПУ, 2002. — 166 с.
  168. , И.П. Педагогика: новый курс: В 2-х т. / И. П. Подласый.
  169. М.: ВЛАДОС, 1999. Т. 1. — 574 е.- Т. 2. — 256 с.
  170. , Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13. 00. 01 / Л. С. Подымова. -М, 1996.-32 с.
  171. , В.М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
  172. , Т. Научно-исследовательская работа в педагогическом колледже / Т. Потапенко // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 125−126.
  173. , О.Г. Лекции по философии педагогики / О. Г. Прикот. -СПб.: Изд-во ТВ Пинк, 1998.-С. 141−142.
  174. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт. сост. В.А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  175. , В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В. Е. Радионов. СПб.: ГГУ, 1996. — 144с.
  176. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
  177. , Л.С. Основы общей психологии / Л. С. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999.-720 с.
  178. , Н.Ю. Дидактический материал: теория и практика моделирования: Монография / Н. Ю. Русова. Нижний Новгород: НГПУ, 2002. -219с.
  179. , Н.Ю. Дидактический материал как средство реализации педагогической технологии / Н. Ю. Русова // Модернизация общего образования на рубеже веков: сб. научн. тр. Часть III. — СПб.: Из-во РГПУ им. Герцена, 2001. — С. 25−31.
  180. , Н.Ю. Принципы систематизации научной и учебной информации / Н. Ю. Русова // Человек в информационном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. — Ярославль: Истоки, 2005. — 261 с.
  181. , Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании. Магистерский курс. Программы и терминологический словарь / Н. Ю. Русова. -Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. 30 с.
  182. , М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможность реализации / М. В. Рыжаков // Стандарт и мониторинг в образовании. 1999. -№ 4.-С. 20−21.
  183. , В.Г. Опыт организации научно-методической работы в школе//Педагогика. -1995. № 4. — С. 116−117.
  184. , В.Н. Дидактика / В. Н. Рыжов. М.: Юнити, 2004. — 318 с.
  185. , B.JI. Игровые технологии на уроках истории / B.JI. Савенкова//Педагогическое обозрение. -2001. № 1. -С. 118−125.
  186. , Т.М. Теоретические основы моделирования инновационных образовательных систем: автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13. 00. 01 / Т. М. Светенко. -М., 2002.-45 с.
  187. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.
  188. , Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций обучения современных школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 /Н.И. Сивкова. Екатеринбург, 1999. — 20 с.
  189. , С.Л. Проблемы и перспективы профильного обучения в Нижнем Новгороде / С. Л. Сидоркина // Педагогическое обозрение. 2004. -№ 1−2.-С. 37−40.
  190. , В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  191. , А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях / А. П. Ситник. -М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993.- 146 с.
  192. , С.Б. Организация научно-исследовательской работы и учебное реферирование в гимназии: методическое пособие / С. Б. Скатова, В.Л.
  193. , Н.Е. Малкова. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.-80 с.
  194. , В.А. Методологическая культура учителя / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 82 — 88.
  195. , В.А. Общая педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 2002. — 512 с.
  196. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  197. , В.А. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: ACADEMA, 2005. — 566 с.
  198. , В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах / В. А. Сластенин. М.: Магистр — Пресс, 2000. — 390 с.
  199. , В.И. Проектирование слово ученое. В чем его практический смысл? / В. И. Слободчиков // Директор школы. — 2002. — № 6. -С. 9 -15.
  200. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 1991. — 928 с.
  201. Словарь-справочник по педагогике / Авт. сост. В.А. Мижериков- под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  202. Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат и др.- под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2000. — 167 с.
  203. Современная дидактика: теория практика / под ред. М. А. Ушакова. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993.- 198 с.
  204. , A.M. Логическая структура учебного материала: вопросы дидактического анализа / A.M. Сохор. М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
  205. , Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 34 с.
  206. , Л.Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, С. М. Самыгин. Москва-Ростов-на-Дону: ИЦ1. МарТ», 2006.- 186 с.
  207. , В.А. Избранные произведения: В 5 т. / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1980. — Т. 5. — 206 с.
  208. , М.А. Технологический подход к процессу обучения как средство повышения качества образования школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / М. А. Тарасов. -Н. Новгород: НГПУ, 2000.-24 с.
  209. , Ж. Т. Социальное проектирование / Ж. Т. Тощенко, Н. А. Антов, Н. И. Лапин. М., 1982. — 182 с.
  210. Философский словарь / под. ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1991.-815с.
  211. , О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: метод, пособие для руководителей образовательных учреждений / О. Г. Хомерики и др.- под ред. М. М. Поташника. М.: Новая школа., 1994. — 64 с.
  212. , А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. В. Хуторской. Москва — Санкт-Петербург — Минск: Питер, 2004. — 540 с.
  213. Хуторской, А, В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  214. Чошанов, М. П, Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М. П. Чошанов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−27.
  215. , В.Д. Психология деятельности человека: Учебное пособие / В. Д. Шадриков. М.: Корпорация «ЛОГОС», 1996.-320 с.
  216. , Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П.
  217. Капустин- под ред. Т. И. Шамовой М.: Гуманит. изд. центр- ВЛАДОС, 2002. -320 с.
  218. , С. Инновационные доминанты образования / С. Шанин, М. Владыка // Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С. 45−49.
  219. , Л.Е. Стратегия развития российской школы и перспективы XXI века / Л. Е. Шапошников, А. А. Терентьев // Педагогическое обозрение. -2001. № 4.-С. 4−13.
  220. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30−35.
  221. , В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. Элементы технологии проектирования образовательных систем / В. Э. Штейнберг // Школьная технология. 2000. — № 3. — С. 3 — 23.
  222. , В.А. Моделирование и философия / В. А. Штофф. М. — Л.: Наука, 1966.-301 с.
  223. , Н.А. Гуманно личностный подход в обучении и его результативность / Н. А. Штурбина // Библиотечка «Первого сентября" — серия «Управление школой». — 2006. — № 3 (9). — 32 с.
  224. , В.В. Технология социальная / В. В. Щербина // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Ошнова. М.: Норма-Индра,-М, 1998.-121 с.
  225. , Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт реализации инновационных процессов в образовании: метод, пособие / Н. Р. Юсуфбекова. М.: ИСПО РСФСР, 1991. — 91 с.
  226. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. — 144 с.
  227. , И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога / И. С. Якиманская // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.: Инноватор, 1996. — 240 с.
  228. , Е.В. К трактовке понятия «педагогическая система» / Е.В.
  229. , Н.О. Яковлева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. -№ 6.-С. 56−65.
  230. , Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: Монография / Н. О. Яковлева. М.: Информ. — изд. Центр AT и СО, 2002.-239 с.
  231. Schlechty, Philip С. Schools for the 21-st century. Leadership imperatives for educational peform / Philip C. Schlechty. San. Francisco, 1990.
  232. Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет"1. На правах рукописи
  233. СКАТОВА Светлана Борисовна
  234. МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ1300.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
  235. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  236. Научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент И.В.Берельковский1. Нижний Новгород 20 061. ВВЕДЕНИЕ1. ОГЛАВЛЕНИЕ1. Стр. .4−15
Заполнить форму текущей работой