Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация дидактического принципа доступности в процессе обучения химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформулированы и проверены в ходе эксперимента критерии доступности объяснения учебного материала: можно считать, что объяснение было проведено на первом уровне доступности, если после него школьники могут выделить данный объект из ряда подобных, рассказать о внешних сторонах данного объекта, а также соотнести его с уже изученными подобными объектами. Об объяснении материала на втором уровне… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблема доступности обучения в психологической, дидактической и методической литературе
    • I. Из истории изучения дидактических принципов. ^
    • 2. Дидактические принципы обучения, их классификация
    • 3. Изучение проблемы доступности как дидактического принципа обучения в педагогике и возрастной психологии
    • 4. Проблема доступности как дидактического принципа обучения в исследованиях дидактов, методистов
    • 5. Анализ диссертационных исследований
    • 6. Изучение практического опыта учителей химии
  • ГЛАВА II. Реализация дидактического принципа доступности в 67 образовательном процессе
    • 7. О дидактических принципах обучения и взглядах на их 67 классификацию
    • 8. Анализ описательных тем неорганической химии VIII класса с 83 позиций дидактического принципа доступности
    • 9. Анализ теоретических тем неорганической химии VIII класса
  • ГЛАВА III. Экспериментальное изучение принципа доступности,
    • 10. Исследование оценки учащимися сложности учебного предмета химии и мотивация его изучения
    • 11. Изучение доступности учебного материала

Реализация дидактического принципа доступности в процессе обучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Актуальность исследования.

Принцип доступности обучения на всех этапах развития школы был одним из важнейших. Доступности обучения большое внимание уделяли многие ведущие педагоги и ученые (Я.А. Коменский, К. Д. Ушинский. М. А. Данилов, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский и др.) Принцип доступности обучения понимается как необходимость соответствия содержания и приемов преподавания возрастным особенностям учащихся, в силу чего они способны овладеть знаниями и умениями при определенном напряжении своих сил.

Изучение практики преподавания предмета, а также дидактической литературы позволило выявить противоречия реализации дидактического принципа в обучении школьников. К ним относятся противоречия:

— между постоянно увеличивающимся теоретическим уровнем содержания и возможностями учащихся его осознания и усвоения;

— между стремлением к дедуктивному изучению естественнонаучных дисциплин и недостаточных знаний школьников для осознания общих теоретических положений в начале курса;

— увеличивающимся разнообразием требований стандарта к усвоению того или иного материала и неразработанностью критериев, раскрывающих возможности освоения материала школьниками на том или ином уровне;

— стремлением учителей реализовывать в преподавании принцип доступности и отсутствием специальной методической обработки содержания, позволяющей осуществить слежение за доступностью формируемых знаний.

Выявленные противоречия обусловили актуальность исследования.

Цель исследования заключается в повышении доступности изучаемого химического материала и, как следствие, лучшей его осознанности и освоения школьниками на уровнях, требуемых программой.

Объектом исследования процесс обучения химии в основной школе.

Предмет исследования: содержание курса химии основной школы.

Гипотеза исследования. Повышения осознанности знаний при реализации в процессе обучения дидактического принципа доступности можно добиться, если:

• принцип доступности рассматривать как важное качество каждого этапа формирования знания — создание образа изучаемого объектаперевода образа в теоретическое знание и далее перевода теоретического знания в инструмент познания;

• доступность обучения рассматривать, как некую возможность использовать это знание или формируемое практическое умение на том или ином этапе обучения;

• разработать конкретные приемы обеспечения доступности формируемых знаний и умений и контроля этой доступности.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи исследования:

— определить сущность понятия «доступность»;

— определить уровни и критерии уровней доступности (на основе изучения педагогической и психологической литературы);

— на основе действующего образовательного стандарта и обоснованных требований к содержанию курса химии, а также уровней и критериев доступности подготовить методические рекомендации для проведения конкретных уроков по химии в 8 классе.

— разработать задания для мониторинга доступности изучаемого материала.

В процессе выполнения работы использовались следующие методы исследования:

• теоретические (анализ, обобщение и систематизация литературных источников по психологии, дидактике, педагогике, методике преподавания химии по проблеме исследования, изучение нормативных документов и изучаемой дисциплине);

• эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдения за учебным процессом, анкетирование, письменный опрос);

• математические (математическая обработка результатов педагогического эксперимента).

Этапы исследования:

Первый этап (2006 — 2008 г. г.), поисково-теоретический, включал изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, определение понятийного аппарата, сбор эмпирических данных по теме исследования, осмысление изучаемой проблемы и выявление существующих противоречий, составление обобщающих таблиц, классификация взглядов по проблеме, выдвижение гипотез и постановка задач.

Второй этап (2007 — 2010 г. г.), опытно — экспериментальный, включал обоснование требований к методической обработке содержания- 5 методическую обработку содержания фактологической и теоретической тем химии 8 класса, написание поурочной методической разработки, в рамках выдвинутой концепциипроверка доступности предложенных заданий для учащихсяиздание методической разработки.

Третий этап (2008 — 2011 г. г.), аналитико — обобщающий, включал: исследование возможностей использования поэтапного обеспечения дидактической доступности, в условиях методически отобранного содержания в достижении требований образовательного стандарта и повышении осознанности знанийобработку результатов исследования, написание диссертации и автореферата.

Базой исследования явились: на втором этапе исследования: ГОУ СПО Павлово — Посадский Промышленно — Экономический техникум № 111 г. Павловского Посада, школы Павлово — Посадского района, количество участников эксперимента на данном этапе составило 658 человекна третьем этапе исследования: МОУ СОШ № 2, МОУ СОШ № 5, МОУ СОТТТ № 9 г. Павловский Посадколичество участников эксперимента на данном этапе 221 человек.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выявлены уровни доступности материала, которые определяются сложностью действий учащихся с изучаемым материалом. К ним относятся: 1 уровень доступности — восприятие учащимися внешнего образа изучаемого материала- 2 уровень доступности — уровень воспроизведения, способность охватить логические взаимосвязи между изучаемыми понятиями и явлениями- 3 уровень доступности характеризуется такой подачей материала, в результате чего школьники оказываются способными применить полученные знания в известной учащимся методической ситуации. Она предполагает глубокое осмысление полученного знания, осознание связей и количественных отношений между изучаемыми величинами и умение применить знание.

— сформулированы теоретически и проверены в ходе эксперимента критерии доступности объяснения учебного материала. Можно считать, что объяснение было проведено на первом уровне доступности, если после него школьники могут выделить данный объект из ряда подобных, рассказать о внешних сторонах данного объекта, а также соотнести его с уже изученными подобными объектами. Об объяснении материала на втором уровне доступности можно судить, если ученики способны ориентироваться в полученной информации и воспроизводить ее как целиком, так и по отдельным смысловым частям. Критерием сформированности знания на третьем уровне доступности является способность применить полученные знания в известной методической ситуации;

— разработаны педагогические приёмы обеспечивающие контроль усвоения учебного материала в рамках требуемого программой уровня усвоения в 8 классе.

Теоретическая значимость.

• Показано, что понимание дидактического принцип доступности материала учащимся с учетом разных уровней его усвоения более продуктивен, чем традиционное понимание доступности, так как при этом открываются возможности определять доступность не только курса в целом, но и отдельных его тем и фрагментов.

• Впервые показаны критерии доступности учебного материала учащимся, которые могут служить основой для анализа содержания различных тем программ.

• Учёт уровней усвоения материала показывает необходимость изучения факторов доступности, к которым относятся время изучения материала и интенсивность обучения.

Практическая значимость:

• разработана, опробована и опубликована методика уроков по химии для 8 класса основной школы, учитывающая требования доступности обучения;

• разработан комплекс заданий для мониторинга уровней доступности в соответствии с разработанными критериями;

• предложенная система реализации дидактического принципа доступности способствует повышению эффективности учебного процесса.

• разработаны задания, позволяющие осуществить мониторинг понимания.

• учащимися нового материала на определенном уровне доступности, которые одновременно обеспечивают переход учащихся с одного уровня на другой.

Достоверность и обоснованность обеспечивается использованием комплекса методов теоретического и эмпирического уровней исследования, адекватных его задача и логикесоответствием выводов, полученным в ходе исследования, результатам педагогического экспериментавоспроизводимостью результатов эксперимента в массовой практике.

Проверка результатов исследования проводилась непрерывно по мере их получения. Направления исследования и отдельные его результаты обсуждались на педагогических чтениях г. Коломна (2008 — 2009 г.) — ежегодных конференциях, посвященных Дню науки в МГОУ (2007 -2011 г. г.) — научно-практической конференции преподавателей естественнонаучных предметов учреждений профессионального образования Московской области (2010г.) — конференции посвященной 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева в МГОГИ (2009 г.).

По теме диссертации опубликовано 5 публикаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Доступность учебного материала складывается из трех компонентов -1) образа изучаемого объекта, 2) мыслительных операций, которые он совершил при осмыслении нового знания- 3) практического умения применять полученное знание в ходе решения задач.

2. Для формирования каждого компонента необходимо время. Поэтому время формирования знания или умения является важным фактором, определяющим доступность материала.

3. Доступность обучения может быть проверена по результатам, определяемым уровнем применения изученного материала. И чем более доступным оказывается обучение, тем больше возможностей применения знаний реализует ученик.

Выводы по всей диссертационной работе:

1. Изучение педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования показало, недостаточную конкретность понятия дидактического принципа доступности в дидактике.

2. Принцип доступности можно рассматривать нескольких аспектах: как нужно подготовить содержание обучения, чтобы оно способствовало реализации принципа доступностикак нужно развивать школьника, что бы понимал объясняемое.

3. Дидактический принцип доступности материала учащимся следует понимать с учетом требований программы к уровню его усвоения на уровне его воспроизведения, на уровне применения в знакомой ситуации и на уровне применения знаний в новой ситуации.

4. Доступность обучения можно рассматривать как некую практическую возможность формирования в процессе обучения знаний и умений на определенном уровне.

5. Определены уровни дидактической доступности: 1 уровень доступности — восприятие учащимися внешнего образа изучаемого материала- 2 уровень доступности — уровень воспроизведения, способность охватить логические взаимосвязи между изучаемыми понятиями и явлениями- 3 уровень доступности характеризуется такой подачей материала в результате чего школьники оказываются способными применить полученные знания в знакомой и новой методической ситуациях, она предполагает глубокое осмысление полученного знания, осознание связей и количественных отношений между изучаемыми величинами.

6. Сформулированы и проверены в ходе эксперимента критерии доступности объяснения учебного материала: можно считать, что объяснение было проведено на первом уровне доступности, если после него школьники могут выделить данный объект из ряда подобных, рассказать о внешних сторонах данного объекта, а также соотнести его с уже изученными подобными объектами. Об объяснении материала на втором уровне доступности можно судить, если ученики способны ориентироваться в полученной информации и воспроизводить ее как целиком, так и по отдельным смысловым частям. Объяснение было проведено на третьем уровне доступности, если учащиеся могут применить полученные знания в знакомой и новой методической ситуациях.

7. На основе сформулированных критериев показано, что доступность материала школьникам бывает разного уровня. Уровни доступности материала определяются сложностью действий с ними учащимися.

8. Разработаны приёмы обеспечения и контроля соответствующего уровня дидактического принципа доступности. Чтобы материал был доступен школьникам на уровне понимания образа изучаемого материала, мы излагали его фрагментарно. Кроме того, нами предложены задания, выполнение которых учащимися, позволяли повысить их мотивацию обучения, вызывали познавательный интерес к изучаемому материалу. Для проверки выявления сформированности умений воспроизведения изучаемого материала предлагались задания, выполнение которых было возможно только при понимании логики построения материала в целом, умения использовать таких умственных операций как сравнение, анализ изученного материала. Для выявления сформированности у учащихся умений решать задачи, нами предлагались задания и задачи, в которых требовалось объяснить явления в новой методической ситуации.

9. По итогам педагогического эксперимента, можно сделать вывод о том, что предложенная система поэтапного отслеживания понимания учащимися нового материала на определенном уровне доступности, позволяет достигнуть требований образовательного стандарта путем повышения осознанности получаемых учащимися знаний. Доступность обучения достигается действиями учителя. А проверить, достиг ли учитель своим объяснением этот уровень доступности можно по действиям учащихся.

Причем, чем больше возможностей применения знаний реализует ученик, тем более доступным оказывается обучение.

10. Как показал педагогический эксперимент, изучение не всякого материала, может быть доведено до реализации высших уровней дидактического принципа доступности — уровня применения знания в новой учебной ситуации, так как доступность определяется возрастными особенностями учащихся, а также временем, отпущенным на его изучение. Причем, если целью объяснения учителя является достижение узнавания или воспроизведение изучаемого материала, то на такое объяснение будет затрачиваться меньшее количество времени на уроке, чем на обучение приемам применения полученного знания. Таким образом, одной из характеристик доступности является время, затрачиваемое на её достижение в процессе обучения, однако изучением этого вопроса мы не занимались, поэтому данная проблема является перспективой для дальнейших исследований.

Наряду с этой проблемой мы также не занимались и выявлением роли интенсивности обучения химии (по Е. Минченкову) для реализации дидактического принципа доступности. Эта проблема также является перспективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.К. Собрание сочинений т.2, с. 45.
  2. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
  3. Л.В. Чтобы учение было в радость// Химия в школе. 2008.-№ 3. — С.2−5.
  4. С.П. Сущность процесса обучения. М., 1981
  5. М.М., Фарбер Д. А. Психофизиология.- М.: Персей, 2006.
  6. С.С. Еще раз о периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева// Химия в школе. 2005, — № 6. — С.39−41.
  7. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 е.: ил.
  8. П.П. Развитие мышления школьника // Избр. Пед. И психол. Соч.: В 2 т. М., 1979 т 2 с.5−117.
  9. Е.В. Химическая направленность ума// Химия в школе. -2008, — № 2. С.2−4.
  10. Е.В. Успешность усвоения знаний и типологические свойства нервной системы// Химия в школе. 2008.- № 9. — С.25−27.
  11. .В. Проблемы дидактики биологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1969, 240с. с илл.
  12. М.Ю. Повышение качества знаний учащихся по химии с помощью комплекса дидактических материалов инструктивного характера// Автореф. дисс. канд. пед. наук Москва, 2007. — 27 с.
  13. И.Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования знаний и умений у школьников. М., 1965.
  14. О.С., Гуляйкина М. А. Здоровьесберегающий потенциал современной педагогической технологии// Химия в школе. 2008.- № 9. -С.14−21.
  15. B.C. О развитии логического мышления восьмиклассников// Химия в школе. 2006.- № 6. — С. 16−18.
  16. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
  17. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики// Под ред. М. И. Скаткина. М., 1982.
  18. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка.- М.: Владос, 2000.
  19. Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999.-280с.
  20. И.О., Заир- Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  21. И.О., Заир Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб: Альянс «Дельта», 2003.
  22. В.И. Теория обучения /современная интерпретация. -М.: Педагогика, 2001. 256с.
  23. О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учеб. для студ. высш. Учеб. заведений. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 384с.: ил.
  24. Т.А. Педагогика. М., 1969
  25. .Ю. Дидактические игры на начальном этапе обучения// Химия в школе. 2006, — № 10. — С.48−52.
  26. История педагогики и образования/ Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001
  27. A.C. Диагностико технологическое управление доступностью как основа повышения качества обучения школьников// Автореф. дисс. канд. пед. наук — Йошкар-Ола, 2003. — 25 с.
  28. О.Ю. О способах активизации мыслительной деятельности// Химия в школе. 2005, — № 10. — С.13−15.
  29. Коменский/ Сост. и автор предисловия Чечель И.Д. М. Изд. Дом Ш. Амонашвили МГПУ, 1985. — 155с.
  30. В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений -М.: Издательский центр «Академия», -2001.-120с.
  31. Д.О. Принципы, организация и методы обучения. -Тбилиси, 1955.
  32. Лукьянова М. А. Развитие мышления школьников в учебном процессе
  33. К.В. Понимание, его роль в процессе познания и формирования научного мировоззрения // Автореф. дисс. канд. философск. наук Обнинск, 1985. — 32 с.
  34. И.В. Алюминий и его соединения// Методист. 2007.-№ 4.- С. 26−32
  35. C.B. Отчуждение знания в педагогической деятельности// Автореф. дисс. канд. пед. наук Москва, 2005. — 24 с.
  36. Е.Е. Практическая дидактика. М.: Издательство МГОУ, 2008.-c.352.
  37. P.C. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. М.: Просвещение, 1990. — 301с.
  38. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. М., 1990.
  39. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
  40. А.И. Другие дети: новые факты об особенностях развития// Химия в школе. 2008.- № 9. — С.2−4.
  41. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974- Системные исследования: Ежегодник, 1969.
  42. И.В. Организация процесса обучения математике в 5 6 классах, ориентированного на понимание // Автореф. дисс. канд. пед. наук -Москва, 2006. — 27 с.
  43. H.H. Исследователь вместо школяра // Наука и общество: статьи и речи. М., 1981- с. 328 — 334.
  44. И.М. Впечатления и действительность // Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
  45. В.А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Под редакцией В. А. Сластелина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -368с.
  46. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. — 96с.
  47. В.А., Исаев И. Ф., Мнеценко А. И., Шлянов E.H. Педагогика. М., 1998.
  48. К. Общая дидактика. М., 1987. — 125с.
  49. A.M. Логическая структура учебного материала: Вопросы дидактического анализа. М., 1974.
  50. A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. -М.: Педагогика, 1988. 128с.
  51. Теоретические основы содержания общего и среднего образования / Под ред. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.:1983.с.211.
  52. Н.В. Об изучении материала укрупненными дидактическими единицами// Химия в школе. 2005.- № 4. — С.54−57.
  53. К.Д. Собрание сочинений т.5, с. 355.
  54. Философия: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. М.: Гуманитар, издат. Центр ВЛАДОС, 2004. — 384с.
  55. Химия. Интересные уроки. Из зарубежного опыта преподавания/ Авт. сост. В. Н. Головнер. -М.: Изд-во. НЦ ЭНАС, 2001.
  56. Г. М. Методика обучения химии в средней школе: учеб для студ. высш. учеб. заведений. М.: Туманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. -336с.
  57. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
  58. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. -208с. — (труды д. чл. И чл.- корр. АПН СССР)
  59. A.A., Казнева JLA., Хидиров Ш. Ш. О способах активизации познавательного интереса// Химия в школе. 2007.- № 1. — С.43−45
Заполнить форму текущей работой