Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность процесса формирования эстетической культуры во многом зависит от учета этнопсихологических особенностей детей (А.Д. Кар-нышев, Р. Д. Санжаева, С. Ц. Чимитова и др.). Процесс формирования индивидуального музыкального сознания таков, что, приобщаясь к музыкальной культуре родного народа, впитывая национальные музыкальные традиции, формировавшиеся на протяжении столетий (монодия… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 .Искусство как фактор становления эстетической культуры личности
    • 1. 2. Педагогический потенциал бурятского национального музыкального искусства
    • 1. 3. Особенности формирования эстетической культуры у младших школьников бурятского этноса
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БУРЯТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 2. 1. Состояние проблемы формирования эстетической культуры у учащихся начальных классов в практике работы национальных школ Республики Бурятии
    • 2. 2. Реализация педагогического потенциала бурятского музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе начальной школы
    • 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы

Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из основных задач школьного образования является формирование общей культуры личности, в том числе и ее неотъемлемого компонента эстетической культуры. В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на личность учащегося как носителя художественной национальной культуры.

Эстетическая культура личности есть мера освоения человеком эстетических ценностей в конкретных исторических условиях и мера его деятельности, направленная на создание таких ценностей в различных областях общественной практики. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление, включающее в себя такие элементы, как эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности, эстетический идеал.

Одним из ведущих средств формирования эстетической культуры личности является искусство, как средство сохранения и передачи рационального и эмоционального опыта человечества. Уровень овладения человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образованием, поэтому многие современные педагогические исследования строятся на формировании личности через искусство — воспитании человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родного и мирового искусства.

Проблема формирования эстетической культуры личности средствами искусства является предметом исследований в области философии (Ю.А. Бо-рев, А. И. Буров, H.JI. Лейзеров, А. Ф. Лосев, М. С. Каган, В. И. Каниковский, Н. И. Киященко, А.И. Комарова) — психологии (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.) — педагогики (Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, А. А Мелик-Пашаев, Л. П. Печко, Е. М. Торшилова, А. И. Сохор, В. А. Сухомлинский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, С.Т. Шацкий).

Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие в младшем школьном возрасте оказывает музыка. Теоретические и методические проблемы формирования эстетической культуры средствами музыкального искусства разработаны в трудах Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А .Апраксиной, Б. В. Асафьева, H.A. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, Е. В. Назайкинского, H.A. Терентьевой, В. В. Медушевского, В. А. Школяр, JI.B.Школяр и др.

Эффективность процесса формирования эстетической культуры непосредственно зависит от того, в какой мере этот процесс согласуется с возрастными особенностями личности. Рассматривая вопросы формирования эстетической культуры в русле психологических проблем личности, C.JI. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин доказывали, что процесс приобщения к искусству в младшем школьном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях и освоенного в активной созидательной деятельности. В связи с этим младший школьный возраст справедливо рассматривается как период становления личности, период ее социализации и приобщения к искусству и культуре (Л.И. Божович, A.A. Люблинская, П.М. Якобсон).

В трудах, посвященных исследованию духовной, нравственной, эмоциональной, интеллектуальной, эстетической сфер личности (Л.И, Божович, В. А. Крутецкий, A.A. Люблинская, А. А, Мелик — Пашаев, З. Н. Новлянская, H.A. Терентьева, Д. Б. Эльконин, П. М. Якобсон и др.), выделяют такие возрастные особенности младших школьников, как высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы, сензитивность, способствующая восприятию искусства, синкретизм задатков различных художественных способностей, повышенный интерес и склонность к различным видам художественной деятельности, эмоциональная впечатлительность.

Вместе с тем, в психолого-педагогической науке недостаточно изучены подходы к воспитанию эстетической культуры, не выявлены возможности национального музыкального искусства в формировании эстетической культуры личности, тем более, что каждый ребенок, будучи членом национальной или иной социально-этнической общности, носителем как общечеловеческого, так и национального самосознания. Через национальное представители того или иного народа приобщаются к общечеловеческому, а через общечеловеческое лежит путь к восприятию других культур. Закономерно возрастание значения субъективных факторов в становлении индивидуальной (национально и общечеловечески обусловленной) эстетической культуры ребенка, позволяет в определенной мере высветить своеобразие национальной принадлежности музыкальных интересов, вкусов и потребностей.

Особый интерес в этом плане представляют исследования С. А. Арутюнова, И. С. Кона, Ю. А. Серебряковой и других, представляющие различные подходы к трактовке проблемы освоения национального искусства.

Культура этноса — это в значительной мере форма материализованного воплощения этнической психологии. В этнографических исследованиях Р. Бенедикт, М. Мид, М. Рид и др. указывается на необходимость учета национально — психологических особенностей в воспитании детей. В той или иной степени это нашло отражение в работах педагогов прошлого Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменского, А. Дистервега, С. А. Рачинского, В. Я. Стоюнина, в исследованиях, раскрывающих социально-психологическую сущность национальной психологии (A.A. Деркач, В. Г. Крысько, В. Г. Ниязалиев, Ю. В. Решетов, В.Г. Са-ракуев идр).

Эффективность процесса формирования эстетической культуры во многом зависит от учета этнопсихологических особенностей детей (А.Д. Кар-нышев, Р. Д. Санжаева, С. Ц. Чимитова и др.). Процесс формирования индивидуального музыкального сознания таков, что, приобщаясь к музыкальной культуре родного народа, впитывая национальные музыкальные традиции, формировавшиеся на протяжении столетий (монодия, импровизационность, ладовые особенности и др.), ребенок делает первые шаги на пути освоения мирового культурного наследия. Значительный интерес для исследования представляли работы Л. Д. Вавиловой, Ш. А. Гусейновой, Н.Ф. Зайнетдино-вой, Ю. Д. Кулакова, Г. Г. Лексвешвили, А. Р. Якуповой, ориентированные на изучение возможностей национального музыкального искусства в формировании личности ребенка. Творческая переработка музыкальных ценностей и прогрессивных эстетических традиций национальной культуры сопрягается в сознании детей с ростом и укреплением художественного сознания личности, ее духовной потребности в овладении общечеловеческими музыкально-художественными ценностями. Знание национальной музыки помогает подрастающим поколениям решить проблему выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений, и поэтому необходимо предоставить детям возможность приобщаться к искусству своего народа.

Бурятское музыкальное искусство занимает ведущее место в истории духовной жизни бурятского народа и является важнейшим источником для познания его древней культуры. В течение многих столетий складывались самобытные нравственно-эстетические идеалы, духовная культура бурятского народа, формировались и обогащались народные традиции и обычаи. Бурятская музыка как и музыка любого народа тесно связана с его историей, жизнью, бытом, трудом.

В исследовании бурятского музыкального искусства мы опирались на труды бурятских музыковедов Б. В. Олзоева, Д. С. Дугарова, О. И. Куницына, O.A. Русиновой, Л. А. Халтаевой, Г. М. Фроловой и др.- на исследования культурных традиций, фольклора бурятского народа С. С. Бардахановой, Г. Р. Галдановой, Т. М. Михайлова, И. А. Тугутова, А. И. Уланова, Н.О. Ша-ракшиновой, P.A. Шерхунаева.

Национальное музыкальное искусство Бурятии богато по своему содержанию, в нем нашли отражение бытовые образы, традиции, которые воплощают в себе как своеобразие национального идеала, так и общечеловеческие ценности: добро, красоту, истину, справедливость. Оно впитало в себя природные особенности сурового края, красоту черт национального характера, и поэтому искусство Бурятии имеет огромные воспитательные возможности для приобщения детей к духовным и общечеловеческим ценностям. Практическое решение проблемы дает возможность ввести учащихся в многомерный мир бурятской музыки, способствует формированию эстетической и духовной культуры личности.

Анализ психолого-педагогической литературы, школьных программ по предмету «Музыка», наблюдение за работой учителей по предметам эстетического и гуманитарного циклов, беседы с ними, данные констатирующего эксперимента, показали, что в настоящее время проблема приобщения детей к национальному музыкальному искусству не получила своего отражения в практике воспитания. Не разработана система ознакомления детей с разными жанрами и формами бурятского музыкального искусства, не определены эффективные методы и приемы этой работы, отвечающие возрастным особенностям учащихся.

Имеется необходимость теоретической разработки проблемы изучения педагогического потенциала бурятского музыкального искусства, создание музыкальной программы на основе национального искусства. Именно поэтому мы обратились к проблеме развития эстетической культуры личности средствами бурятского музыкального искусства.

Изучение степени разработанности данной проблемы показало, что в школах Бурятии накоплен богатый дидактический материал по бурятской музыке, который может быть предметом специального исследования для дальнейшего совершенствования процесса формирования эстетической культуры школьников. Однако, анализ педагогической практики показывает, что еще не использованы все возможности национальной музыки как учебного предмета в формировании эстетической культуры у детей.

Актуальность исследования, ее недостаточная разработанность определили тему диссертационного исследования: «Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства» .

Цель исследования — определить педагогические условия формирования эстетической культуры учащихся начальных классов средствами бурятского музыкального искусства.

Объект исследования — формирование эстетической культуры младших школьников.

Предмет исследования — использование бурятского музыкального искусства как средства формирования эстетической культуры младших школьников.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что процесс формирования эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства будет успешным, если:

— в учебно-воспитательном процессе реализуется системный подход, т. е. осуществляется целенаправленная работа по формированию эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетического восприятия, организации эстетической деятельности;

— при обучении музыкальному искусству учитываются этнопсихологические особенности бурятского народа, как повышенная адаптация к воспитательным воздействиямэмоционально-экспрессивные черты — слабое выражение эмоций и чувствпроявления коммуникативного поведения в ходе педагогического общения — немногословность, сдержанность в высказывании личного мнения;

— процесс формирования эстетической культуры опирается на музыкальные традиции бурятского народа — монодию, импровизационность, ангемитонную пентатонику и т. д.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы в диссертации решались следующие задачи:

— дать характеристику психолого-педагогической сущности процесса формирования эстетической культуры личностивыявить и обосновать педагогический потенциал бурятского музыкального искусства;

— определить этнопсихологические особенности бурят, с учетом их влияния на процесс формирования эстетической культуры детей;

— разработать систему эффективных педагогических условий формирования эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства;

Методологической базой исследования являются концептуальные положения философии, педагогики и культурологии о роли социальной среды в развитии и становлении личности, на каждом новом этапе своего развития наследующей все наиболее ценное, созданное предшествующей культуройтеоретические положения философии о способности человека к эстетическому восприятиюо взаимосвязи искусства и жизниисследования, рассматривающие психолого-педагогические основы формирования и развития личности в процессе освоения культурно-исторического опытатеория культурно-исторической обусловленности развития высших психических функций.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы по педагогике и смежным наукам — философии, психологии, фольклористике, этнографии, отражающей современное состояние проблемынаблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, экспериментальная работаанализ программ по музыкальному воспитанию с точки зрения выявления их эстетического потенциала и возможностей использования бурятского музыкального искусства в процессе формирования эстетической культуры младших школьникованкетирование, интервьюирование учителей школ.

Исследование проводилось с 1991 по 1999 г. в три этапа:

Первый этап (1991;1992 гг.) — теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, этнографической литературы по теме исследования. Были определены цель и задачи экспериментальной работы, выявлено современное состояние проблемы, сформулирована общая гипотеза исследования.

Второй этап (1992;1994 гг.) — диагностический этапподбор образцов бурятского музыкального искусства по разным видам музыкальной деятельности, отработка методики работы с нимиэкспериментальное исследование условий реализации разработанной методики формирования эстетической культуры школьников средствами бурятского музыкального искусства.

Третий этап (1994;1999 гг.) — завершение формирующего эксперимента, анализ и обобщение результатов исследования, их апробация и внедрение. Экспериментальной базой исследования служили общеобразовательные школы: Хошун-Узурская, Барагханская, Алтайская, Оронгойская и Ниж-не-Иволгинская средние школы Республики Бурятия.

Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнено понятие «эстетическая культура» личности и выделены ее основные функционально-структурные элементы применительно к младшему школьникувпервые изучены возможности бурятского музыкального искусства в формировании эстетической культурывыявлены этнопсихологические особенности освоения музыкального искусства детей бурятразработана и обоснована система критериев и показателей, определяющих уровень сформированности эстетической культуры у младших школьников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что пред-ложенна система отбора компонентов, критериев и показателей, способствующая более эффективному решению задач формирования эстетической культуры школьников средствами национального искусствасформулированы принципы выбора музыкального материалаопределены содержание, методы и формы осуществления исследуемого процесса у учащихся начальной школы средствами бурятского музыкального искусства. Программный материал, комплекс методов, приемов, творческих заданий могут быть использованы при создании учебных программ общеобразовательных школ по предмету «Музыка», а также в системе дополнительного образования.

Достоверность научных положений и выводов обеспечивается методологическим анализом теоретических положений, получивших развитие в работах по педагогике и психологии, применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования, проверкой теоретической модели опытно-экспериментальным путем и разработкой уровней формирования эстетической культуры школьников.

Основные положения, выносимые на защиту:

— процесс формирования эстетической культуры личности основан на выделении ее структурно-функциональных элементов;

— сензитивность младшего школьного возраста как периода наиболее интенсивного влияния искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, определяется такими отличительными чертами, как любознательность, интерес, повышенная эмоциональная отзывчивость;

— музыкальное искусство бурятского народа содержит в себе значительный образовательно-воспитательный потенциал, который может быть успешно реализован при формировании эстетической культуры учащихся начальной школы;

— этнокультурный подход к изучению бурятского музыкального искусства, влияние эстетических представлений бурят о красоте, прекрасном, своеобразие эстетических образов активно воздействует на эффективность процесса формирования эстетической культуры личности;

— уровень сформированности эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами бурятского музыкального искусства определяется представленными в работе критериями и показателями.

Апробация исследования. Основные положения и результаты настоящего исследования, научно-теоретические и практические материалы по проблеме исследования апробированы в ходе экспериментальной работы, внедрены в практику работы начальных классов Алтайской, Барагханской, Хошун-Узурской, Оронгойской и Нижне-Иволгинской школ Республики Бурятия. Материалы диссертации используются автором в курсе теории и методики музыкального воспитания на музыкальном и школьном отделениях факультета начального образования Бурятского государственного университета.

Основные результаты и материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и кафедры педагогики и психологии начального образования БГУ, на 2-ом международном научном симпозиуме (Улан-Удэ, июнь-июль 1998 г.), региональной научно-практической конференции (Улан-Удэ, октябрь 1998 г.), республиканской научно-практической конференции (Улан-Удэ, май 1997 г.), на научно-практических конференциях (БГУ 1996, 1997, 1998,1999 гг.) — на курсах повышения квалификации учителей Бурятского института повышения квалификации работников образования г. Улан-Удэ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по 2-ой главе:

Таким образом, проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволяет утверждать, что важнейшим условием эффективности процесса формирования эстетической культуры личности является учет следующих факторов:

— содержание музыкальных произведений должно быть доступным, содержать близкие звуко-эмоциональные комплексы;

— развитие эстетического восприятия зависит от сформированной эстетической позиции;

— эстетическое восприятие невозможно без нахождения «личностного смысла» в музыкальном произведении;

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволили выявить условия, обеспечивающие эффективность использования средств бурятского музыкального искусства, методов и форм работы по формированию эстетической культуры младших школьников:

— созданием системы использования средств бурятского музыкального искусства;

— комплексным применением в учебно-воспитательном процессе средств и методов музыкальной педагогике в их единстве и взаимосвязи;

— знанием учителями возможностей как фольклорного так и профессионального музыкального искусства бурятского народа;

— погружение учащихся в истоки бурятской музыки;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с задачами исследования в работе нами сделан теоретический анализ понятия «эстетическая культура личности». Под эстетической культурой личности мы понимаем такое интегральное понятие, охватывающее все сферы ее сознания (эмоциональную, психическую, волевую, интеллектуальную), все виды ее жизнедеятельности, все способы ее самораскрытия.

При формировании эстетической культуры личности необходимо выделение ее структурно-функциональных элементов (эстетическое восприятие, эстетические эмоции, эстетические чувства, представляющие собой эстетическое сознаниеэстетическую деятельность, эстетическое отношение к действительности) с целью активизации этого процесса. Совокупность эстетического отношения к действительности, рассматриваемая в философском, психолого-педагогическом аспекте, представляет собой: обязательную потребность в эстетической деятельности, наличие собственной эстетической оценки, опирающейся на представления об идеале.

На основании этого определена роль искусства в формировании эстетической культуры личности, рассмотрены особенности музыкального искусства.

Главной, определяющей стороной воспитательного воздействия искусства заключается в том, что оно способно оказывать эффективное воздействие не только на какую-то частную ситуацию человеческой жизни, но и на ядро человеческой личности, и его влияние будет сказываться не прямо, а опосредованно в многообразных ситуациях, на разных этапах жизни. Искусство едва ли не единственное средство общественного организованного влияния на личность, в силу своих социально-эстетических особенностей является мощным фактором мировоззренческого воздействия на личность.

Формирование эстетической культуры личности происходит под воздействием различных видов искусств. Но главенствующую роль по силе эмоционального воздействия в младшем школьном возрасте оказывает музыка. Она формирует ценностные ориентации общества, учит наслаждаться красотой, восхищаться духовным богатством, утверждая свою эстетическую функцию, является самым доступным и массовым видом искусства и поэтому наиболее эффективным средством формирования эстетической культуры личности.

Особенности детей младшего школьного возраста наиболее благоприятствуют формированию у них основ эстетической культуры. Младший школьный возраст является сензитивным периодом усвоения детьми эстетических представленийна данном этапе онтогенеза ребенок психологически наиболее готов к пониманию значимого смысла терминов и понятий, стремится к их претворению в свою повседневную жизнь.

Это обусловлено спецификой ярко выраженной возрастной предрасположенности к искусству, характеризуется наибольшим благополучием в аффективно — потребностной сфере, преобладанием положительных эмоций и личной активности. Особая роль в формировании эстетической культуры личности младшего школьника принадлежит музыкальному искусству, которое воздействует комплексно на человека: на его моторику, психику, физиологические процессыформирует мышление, и, в конечном счете, влияет на процесс эстетического отношения к действительности.

Эффективность работы по формированию эстетической культуры зависит от этнокультурных особенностей и учета национальной психологии младших классов учащихся. Это связано с особенностями проявлений в эмоциональной сфере, личностного отношения к пониманию содержания музыкального произведения, что, в свою очередь требует разных методических подходов к подготовке и развитию эстетического восприятия учащихся бурятских школ. В начале нашей опытно-экспериментальной работы мы подвергли анализу практику музыкального воспитания учащихся мононациональных школ Республики Бурятия.

Изучение современного состояния данной проблемы, наблюдение за педагогическим процессом в ряде школ Республики Бурятия, опытно-экспериментальная работа свидетельствуют:

— об отсутствии педагогических исследований, посвященных проблеме формирования эстетической культуры личности средствами бурятского музыкального искусства.

— о недостаточной теоретической и практической подготовленности учителей музыкиоб отсутствии системы при изучении бурятской музыки.

Главной причиной указанного, на наш взгляд, является научно-методическая неразработанность проблемы содержания музыкального образования. Следствием данного обстоятельства можно считать недостаток музыкальной литературы, фонохрестоматий, нотной литературы, аудиозаписей, отсутствие системы изучения бурятского музыкального искусства. Все это отражается на невысоком уровне программных знаний, сведений о бурятском музыкальном искусстве, потребности в творческой деятельности, что в целом отражается на сформированности эстетической культуры личности.

Наш подход определялся двумя позициями: с одной стороны, выделение структурных элементов эстетической культуры личности, что способствует оптимизации процесса формирования эстетической культуры младшего школьникас другой, необходимость построения учебно-воспитательного процесса с учетом национальной психологии бурятского народа.

Для системной работы по формированию эстетической культуры у младших школьников нами предложена следующая система критериев, обеспечивающая последовательность изучения бурятского музыкального искусства. Эта последовательность выражается в следующих компонентах:

— познавательном, связанном с организацией процесса осмысления учащимися эстетического потенциала народа, выраженного в музыкальном искусственакопления и систематизации знаний в области музыкального искусства;

— деятельностном, включающий обогащение опыта эстетического отношения детей педагогически организованной работой по изучению национального музыкального искусства, включению в эстетическую деятельность (активное восприятие, пение, игра на инструменте, музыкально-ритмические движения, импровизация).

— эмоционально-оценочном, предполагающим изучение музыкальных произведений, на основе представления об идеальном, о красоте бурятского народавключающий способности к оценочным суждениям, формированию вкуса на основе представлений об эстетическом идеале.

Уроки музыки служат фундаментом формирования эстетической культуры у учащихся, в частности таких ее компонентов как эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетическое оценивание, эстетическая деятельность.

На основе изучения теоретических исследований, практического опыта было определено содержание работы по изучению бурятского музыкального искусства. Изучение национального искусства должно стать первым шагом на пути вхождения в мировую культуру. Музыкальный материал, предлагаемый для включения в программу, открывает перед школьниками возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных бурятским народом в ходе исторического развития.

Бурятская национальная музыка органично входит в уроки музыки, поскольку она дает возможность ознакомиться с ее интонационными, ритмическими, мелодическими особенностями музыки. Также является источником познания духовного наследия, средством воспитания опирающегося на эстетический идеал бурятского народа.

Экспериментальная программа, основанная на национальном материале, позволила выделить основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы народа, связанные с эстетическими представлениями бурятского народа. Результаты наблюдений показывают, что музыкальные предпочтения школьников, их музыкальные вкусы, эстетическая культура в целом глубоко укоренены в народных особенностях музыки. Наряду с тем (при современном воздействии средств массовой информации) происходит и замещение, а чаще всего вытеснение народной музыки. С целью изучения влияния музыки на формирование личности нами в течение длительного времени проводился формирующий эксперимент, исследование, которое осуществлялось посредством воздействия бурятского национального искусства. Необходимость исследования в разных классах начальной школы была вызвана тем, что с возрастом меняются интересы и потребности учащихся, их эмоциональнооценочное отношение к произведениям искусства. В соответствии с выделенными высоким, средним, низким уровнями проявления исследуемого качества личности учащихся начальных классов были дифференцированы на три группы.

Разработанная нами программа, реализованная в экспериментальной группе, в основном носит комплексный характер, что выражается не в простой интенсификации основных частей предмета, а в нахождении оптимальных форм преподавания бурятской музыки в комплексе всех видов деятельности — слушания, исполнения, изучения нотной грамоты. В наших условиях, как показали наблюдения, такое личностное понимание начинает формироваться только на базе музыки, насыщенной народными особенностями (лад, ритм, интонация и т. п.). В этой связи начинать формирование эстетического восприятия с классической и современной музыки нецелесообразно. Результаты исследования в целом подтвердили положение выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. Выделены функционально-структурные элементы эстетической культуры личности с целью активизации процесса ее формирования.

2. Рассмотрены особенности бурятского музыкального искусства и определена его роль в формировании эстетической культуры личности.

3. Выделены ведущие идеи, образы, традиции в музыкальном искусстве бурятского народапроанализированы ладовые, интонационно-мелодические, ритмические, структурные особенности бурятской музыкина основе анализа определены возможности системного подхода к изучению бурятского музыкального искусства, его педагогический потенциал.

4. Выявлено и обосновано влияние своеобразных особенностей национальной психологии бурятского народа, на процесс оптимизации формирования эстетической культуры младших школьников.

5. Разработана система, обеспечивающая последовательность изучения бурятского музыкального искусства, которая выражается в следующих компонентах: познавательном, связанном с организацией процесса осмысления учащимися эстетического потенциала народа, выраженного в музыкальном искусстве, с накоплением и систематизацией знаний в области музыкального искусствадеятельностном, включающем обогащение эстетического опыта детей педагогически организованной работой по изучению национального музыкального искусства (активное восприятие, пение, игра на инструменте, музыкально-ритмические движения, творческая деятельность) — эмоционально-оценочном, предполагающем изучение музыкальных произведений на основе представления об идеальном, о красоте бурятского народа, включающем способности к оценочным суждениям, формированию вкуса на основе представлений об эстетическом идеале.

Все это свидетельствует о том, что проблема формирования эстетической культуры является весьма актуальной, имеющей исключительно большое практическое значение и требующей в связи с этим всестороннего исследования.

Наше исследование является одним из вариантов решения поставленной проблемы. Рассмотренные вопросы формирования эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства будут способствовать повышению эффективности воспитательного процесса в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В., Вечерский М. И. Актуальные вопросы методологии и методики историко-психологического изучения буддизма. /Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука, 1990.-С.7−22.
  2. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1983. 112 с.
  3. Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада -к начальной школе).- Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.- 352 с.
  4. O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 220 с.
  5. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 240 с.
  6. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994,-352с.
  7. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — 142 с.
  8. .В. Избранные труды. М.: АН СССР, 1957.-Т.5.- 374 с.
  9. .В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987. 248 с.
  10. В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики, — М., 1968, — 654с.
  11. П.Р. Национальная школа 21 века / / Материалы региональной научно- практической конференции.- Улан-Удэ, 1994, — С. 3−7.
  12. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск: Кн. изд-во, 1979. 184 с.
  13. В.Д. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ, 1971 -78 с.
  14. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л, 1974,-336с.
  15. С.С. Малые жанры бурятского фольклора.-Улан-Удэ,-1992,-235 с.
  16. Г. Б. Развитие творческого воображения учащихся (на материале изобразительной деятельности). Улан-Удэ, 1966.-114 с.
  17. Беляева- Экземплярская С. Н. Музыкальное восприятие и современная психология // Развитие музыкального восприятия школьников. (Матер.3-й науч. конф.). -М.:НИИХВ АПН СССР, 1971, — С.22−31.
  18. Н.Б. Формирование первоначальных художественных знаний. // Педагогика .-1993, — № 1, — С.43−45
  19. М.П. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга. / Муз воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О. А .Апраксина .- М., 1976. Вып. 11.- С.22−30
  20. Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. //Педагогика .-1992,-№ 6. С.32−38
  21. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте,— М.: Просвещение, 1968, — 464 с.
  22. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988, — 496 с. 23. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности.- М.: Изд-во РАН Институт психологии, 1997.- 352 с.
  23. Ю.Ф. Этнос и этнография,— М.: Мысль, 1983, — 293 с.
  24. Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа.- Улан-Удэ: Бэлиг, 1993 136 с.
  25. Бурят-монгольские народные танцы, — Улан-Удэ, 1957. 55с.
  26. Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1993.- 17 с.
  27. М.С. Технология воспитания школьников на народных традициях (бурятских и русских). Улан-Удэ, 1996. — 98 с.
  28. М.С. Этническая педагогика бурят, — Улан-Удэ: БГУД998. 132 с.
  29. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -М., 1983.-137с.
  30. Введение в психодиагностику. / М. К. Анимова, Е. М. Борисова и др. М.: «Академия», 1997- 192с.
  31. H.A. Музыкальное развитие ребенка,— М.: Просвещение, 1968.415 с.
  32. JI.JI. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры-. М., 1980.-224 с.
  33. Н.С., Щербо А. Б., Джола Д. Н. Формирование эстетической культуры поведения младших школьников: Пособие для учителей.- Киев, 1985- 143 с.
  34. Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М .: Педагогика, 1987. — 344 с.
  35. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог, очерк: Кн. для учителя.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1991.-90 с.
  36. Л.С. Педагогическая психология,— М.: Педагогика, 1991, — 479 с.
  37. Г. Р. Закаменские буряты: Историко-этнографические очерки (вторая пол. 19 первая пол. 20 в.в.). -2-е изд. — Новосибирск: Наука, 1992. -170с.
  38. Т.М. Мудрые заповеди бурятской народной педагогики. //Нач. школа. 1994. -№ 10. — С. 16−17.
  39. Г. Д. Национальные образы мира. Космо-психо-логос.- М.: «Прогресс» «Культура», 1995 — 480 с.
  40. K.M. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. -Улан-Удэ., 1971.-303 с.
  41. H.A., Замятина И. А., Школяр В. А., Школяр Л. В. «Музыкальное искусство» (программа и методика).- М., 1994.-98 с.
  42. Е.Ю. Личностный подход в формировании музыкальной культуры младших школьников. /Современные подходы к обучению и воспитанию детей и молодежи в системе непрерывного образования.-М., 1994, С.103−113
  43. И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников.-М., 1986.-160с.
  44. А. Дидактические основы музыкального развития учащихся /Вопросы музыкальной педагогики, — М., 1979, — Вып.11, — С.6−14
  45. Ю., Давыдов В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года//Народное образование.-1993.-№ 1. С.17−27
  46. Л.Н. География этноса в исторический период.- Л., 1980−278 с.
  47. Ш. А. Проблемы формирования эстетического восприятия у дагестанских студентов-музыкантов. / Проблемы методики музыкального воспитания). Межвуз. сб. научных трудов.- Ростов- на- Дону, 1989. С.59−69.
  48. А.Ф. К методологии исследований национально-психологических проблем. //Советская этнография .- 1983, — № 2.- С.62−74.
  49. В., Сорокина Т. К вопросу об интонационно-ладовых особенностях песен бурятских композиторов / Периферия в культуре: Сб. науч. трудов). Новосибирск: НТК ИМ. М. И. Глинки., 1994, — С.321−328.
  50. О.В. Эстетика. М .: Изд. Центр «Аз», 1995, — 266 с.
  51. H.A. Краткая история искусств.- вып. 1−3- М., 1988−1993.
  52. Л.Г., Русинова O.A. Фольклор в профессиональной бурятской музыкальной культуре. /Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Материалы второго междунар. науч. симпозиума. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 1998, — С. 225−228.
  53. Д.С. Бурятские народные песни. Песни хори бурят, — Улан-Удэ, 1964,-Т. 1.-443 с.
  54. Д.С. Бурятские народные песни. Песни селенгинских бурят,-Улан-Удэ, 1969, — Т2.-322 с.
  55. Д.С. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. -Улан-Удэ, 1980.-Т.З.- 278 с.
  56. Д.С. О первой музыкальной записи бурятской песни/ Музыкальная культура Бурятии, — Улан-Удэ, 1967, — С. 101−118.
  57. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха. -М., 1992.-238 с.
  58. Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: АН СССР Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. -1988.-194с.
  59. Н.Ф. Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками (в условиях Башкортостана): Автореф. дисс.канд. педнаук. М., 1999. — 16 с.
  60. Закон Российской Федерации «Об образовании», — М: МП «Новая школа», 1992.-57 с.
  61. И.В. Восприятие произведений искусства младшими школьниками. // Начальная школа .- 1996, — № 7 С.42−46 .
  62. А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991- 256 с.
  63. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя, — 2-е изд. -М.: Просвещение, 1984, — 206 с.
  64. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы ./ Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1−3 классы ,-М.: Просвещение, 1983.-112 с.
  65. Д.Б. Педагогические размышления: Изб. ст. и доклады, — М.: Педагогика, 1986. -192 с.
  66. В.И. Эстетическая культура личности в развитом социалистическом обществе: (опыт методологического исследования). -Кишинев: Штиинца, 1983, — 115 с.
  67. М.И. Звук и космос: мир глазами кочевника и его отражение в звуках монгольской музыки. /История и культура монголоязычных народов: источники и традиции. Улан- Удэ, 1989, — С. 40−43.
  68. A.C. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства, — М.: Музыка, 1990.-141с.
  69. А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: БГУ, 1997, — 184 с.
  70. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. /Хрестоматия по психологии художественного творчества. -М: «Магистр», 1996. -С.64−72.
  71. Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности. //Вопросы психологии .- 1989, — № 2, — С.47−57.
  72. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992,-171с.
  73. Н.И. Сущность прекрасного,— М.: Молодая гвардия, 1977. -192 с.
  74. Н.И., Лейзеров Н. Л., Абросимов Б. Н. Пути и средства эстетического воспитания. М., 1989.- 190 с.
  75. А.И. Эстетическая культура личности. Киев: Вища шк., 1988−150с.
  76. Кон И.С. К этнографическому изучению мира детства // Советская педагогика, 1981. № 9 .- С.44−48.
  77. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.-269 с.
  78. А.Н. Изучение русского и казахского фольклора в их взаимосвязи как средство приобщения учащихся к культурному наследию народов: Автореф. дис. канд. пед.наук.- М.: РАО, 1994. 20 с.
  79. М.С. Идеи Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования. //Искусство в школе.-1997, — № 3, — С. 16−22.
  80. О. А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430 с.
  81. Н.Б. Ребенок в пространстве культуры .- М., ИЛИ РАО, 1994.-97 с.
  82. Н.Б. Эстетический потенциал культуры.-М.: Прометей.-1990,-146с.
  83. Н.Б., Печко Л. П. Эстетическая культура личности- школа, вуз, трудовой коллектив, — М., 1986. 108 с.
  84. В.Г., Деркач A.A. Этнопсихология. Теория и методология. М., 1992.-Ч.1. -187 с.
  85. В.Г., Деркач A.A. Этнопсихология. Теория и методология,-М., 1992.Ч.1.-195с.
  86. Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников (на примере чувашского народного песенного творчества): Автореф. дис. канд. пед. наук.- Чебоксары., 1998. -18с.
  87. Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.-М., 1988, — 79 с.
  88. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997, — 176 с.
  89. Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. / Под ред. Д. Д. Нимаева.-Улан-Удэ, 1988.- 163 с.
  90. О.И. Выразительные средства профессиональной музыки. -Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999.-142 с.
  91. О.И. Ладовые особенности музыкального языка бурятской песни /Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего востока. -Новосибирск, 1986, — Вып. 3, — С. 113−130
  92. О.И. Музыка советской Бурятии.-М.: Советский композитор, 1990.-216 с.
  93. В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания. // Сов. этнография. -1983.- № 4, — С.75−78.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. -302 с.
  95. А.Н. Изб. психолог, произведения, — М., 1983.Т.1. -С.232−240.
  96. А.Н. Национальная психология и этнопсихология. /Советская этнография .- 1983.-№ 2, — С. 80−92.
  97. A.M. Проблема формирования этнокультурной парадигмы в музыке: специфика бурятского менталитета. / Россия и Восток: проблемы взаимодействия.- Челябинск, 1995, — С. 213−216.
  98. В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. — 128 с.
  99. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.51 993. — 462 с.
  100. .Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. Посо-бие по спец. курсу для студентов пед. ин-тов, — М.: Просвещение, 1985, — 176 с.
  101. Д. Концепция красоты человека в одном монгольском трак-тате / Искусство и культура Монголии и Центральной Азии, — М., 1983,-С.46−51.
  102. A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. -224 с.
  103. И.А. Бурятский ёхор, — Улан-Удэ, 1985, — 43с.
  104. В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988- 85с.
  105. В.В. Интонационная форма музыки: исследование. М.: Композитор, 1993. — 262 с.
  106. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976.- 256 с.
  107. B.B. Религиозная природа музыкального слуха. HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии 95. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995, — С.8−17.
  108. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье, — М: Педагогика, 1987- 126 с.
  109. Методологические аспекты изучения истории духовной культуры Востока/ Сб. ст. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988 — 162 с.
  110. Мид М. Культура и мир детства.: Избранные произведения. / Под ред. И. С. Кона. М., 1988, — 429 с.
  111. Т.М. Об обычаях и традициях бурят в современный период. (Культура и быт народов Бурятии)./ Сборник.Отв. ред. П.Т. Хаптаев- Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во.- 1965, — 105 с.
  112. Г. Ц. Теория и практика обучения: Курс лекций. БГПИ им. Д. Банзарова, — Улан-Удэ, 1990.-75с.
  113. Г. Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе. -Улан-Удэ, 1997, — 98 с.
  114. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (Опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981, — 144 с.
  115. Монголоведные исследования/ Сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996. -125 с.
  116. З.П. Формирование эстетических действий (на примере музыкального развития). Проблемы эстетического воспитания подростков: /Сборник научно-методических статей. Под ред. Л. В. Богомоловой, — М.: Новая школа, 1994, — 96 с.
  117. З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к постановке проблемы. Новосибирск: Наука, 1994. — 198 с.
  118. Музыка. Музыкально- эстетическое воспитание. 1−4 кл./Автор составитель H.A. Терентьева.- М.: Просвещение, 1994.-78 с.
  119. Музыка. (1−8 кл). /Составители Ю. К. Алиев, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, С. А. Старобинский, — МД993.-79 с.
  120. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей / Сост. А. Г. Костюк, — Киев.-1986, — 168 с.
  121. Музыкальная психология: Хрестоматия.-М., 1992 210 с.
  122. Музыкальный фольклор. 1−4 кл. /Составители Л. Л. Куприянова, Л. В. Шамина. -М, 1992.-56 с.
  123. О.Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов. // Педагогика. 1994.-№ 1.- С.42−46/
  124. B.C. Этнопсихология, настоящее и будущее. //Психологический журнал, — 1994, — т. 15, — С.42−49.
  125. Е.В. О психологии музыкального восприятия,— М.: Музыка, 1972,-383 с.
  126. Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. /Восприятие музыки: Сб. статей. Ин-т эстет, восп-я при Центр. совете Пед. общ-ва РСФСР- Ред.-сост. В. Н. Максимов, — М., 1980, — С.210−213
  127. С.Д. Национально- региональная система образования : теория и практика. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. — 240 с.
  128. С.Д., Молонов Г. Ц. Развитие регионально- национальной системы образования. М., 1994, — 128 с.
  129. Национально региональный компонент образования в условиях его стандартизации/ Сб. материалов научно- практической конференции. -Бирск: изд-во БирГПИ, 1997, — 303 с.
  130. Нацов Г-Д. Материалы по истории и культуре бурят, — 1 изд.- Улан-Удэ, 1995.-Ч.1.-156 с.
  131. .М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя, — 2-е изд. М.: Просвещение, 1987.- 255 с.
  132. P.C. Психология,— М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, — 496с.
  133. Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере.- Якутск, 1990.-146 с.
  134. К.А. Пространство и время как факторы развития западной и восточной культур. / Наука и культура региона: концепции развития: Сб. науч. трудов.- Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1993. -С.3−12.
  135. Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ, — М.: Инноватор, 1996, — Вып. 4, — 184 с.
  136. .В. Бурятские народные песни: Авт. дис. канд искусствоведения. М., — 1964. 12 с.
  137. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Сов. педагогика .-1989, — № 7, — С. 30−36
  138. Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления,— М.: Музыка, 1984. 302 с.
  139. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителей. / Сост. Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др./ под ред. H.A. Кушаева. -М.: Просвещение, 1986. -240 с.
  140. Основы эстетической культуры. Программа для общеобразовательных и специальных школ, гимназий и внешкольных детских учреждений. Сост. Л. П. Печко, — М: ИЦЭВ РАО, 1998, — 32 с.
  141. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. -Киев: Муз. Украина, 1975.- 199 с.
  142. Очерки истории культуры бурят. Улан-Удэ, 1972. -Т.1.- 490 с.
  143. Очерки истории культуры бурят.-Улан-Удэ, 1974, — Т.2.- 647 с.
  144. З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992.-16 с.
  145. Песни осинских бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985.-72 с.
  146. A.C. Основные направления современной американской этнопсихологии (психологическая антропология и кросскультурные исследования) // Сов. этнография. 1990, — № 1, — С.125−133.
  147. В.И. Музыкальная психология,— М.: Владос, 1997. -384 с.
  148. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом про-цес-се.- М.: АПН СССР, 1991.-109 с.
  149. Природа искусства и теория эстетического воспитания: Сб. статей / МГУ им. М. В. Ломоносова, Философия- под ред. В. П. Крутоуса, — М.: Изд-во МГУ, 1980, — 172 с.
  150. Проблемы музыкального мышления: Сборник статей /Под ред. М.Арановского. -М.: Музыка, 1974.- 336 с.
  151. Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики: Материалы регион, науч.- практ. конф. / Под ред. канд. пед. наук С. Д. Намсараева: Сост. Г. Н. Назаров, Н. Ф. Бодиева. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996.-Вып.1. — 120с.
  152. Психическое развитие младших школьников: эксперим. психолог, ис-след. / М. Э. Боцманов, В. В. Давыдов, Н. С. Евланов и др.- Под ред. В.В. Давыдова- НИИ общ. и пед психологии АПН СССР- М.: Педагогика -1990, — 168 с.
  153. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования / Сост. и отв. ред. В. М. Цеханский. Новосибирск.: НТК, 1986.152 с.
  154. Психологические особенности музыкального обучения младших школьни-ков.- М, — 1983. -169 с.
  155. Психология процессов художественного творчества. -Л., 1980.-285 с.
  156. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. Сер. «Педагогика и психология», — М.: Знание, 1980, — 96 с.
  157. Развитие художественных интересов школьников /Под ред.Е.В. Квятков-ского, Ю.У. Фохта-Бабушкина.- М.: Педагогика, 1989.-128 с.
  158. В.А. Методика формирования эстетической культуры личности,— М.: ВНМЦ НИИПРМК СССР,-1985.-71 с.
  159. Ю.Б., Доболова Э. О., Маланов И. А., Дондобон Н. Б. Малое село Бурятии: школа, интеллектуальное и физическое развитие детей. -Улан-Удэ, 1993.-82 с.
  160. A.M. Этнопсихология и смежные науки.// Сов. этнография. -1983, — № 4. С.68−75.
  161. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.: Сб. ста-тей./Сост. A.A. Готсдинер- Д.: Музыка, 1981. 104 с.
  162. Россия и Восток: проблемы взаимодействия: 3 -я Межд. науч. конф. «Фольклор и этнография», — 1995, — Ч.З.-87 с.
  163. C.JI. Проблемы общей психологии, — М.- 1-е изд.- 1973. -423с.
  164. В.Н. Эстетическое восприятие: Вопр. методологии и критики.-М.: Мысль, 1985, — 208 с.
  165. Р.Д. Психологические механизмы готовности человека к деятельности. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. 179 с.
  166. Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры.- Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1996.185 с.
  167. Ю.А., Серебряков A.C. Взаимосвязь народного и нацио-наль-ного в развитии искусства.- Новосибирск, — 1988.-186с.
  168. JI.C. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. М.: Институт практической психологии, — 1997. — 104 с.
  169. .Ф. Монгольская народная музыка.-М.: Сов. композитор,-1971.-365 с.
  170. М. И. Психологические проблемы личности школьника и ее формирования: Учебное пособие .- КГПИ. -1990, — 75 с.
  171. Современные концепции эстетического воспитания: М., 1998, — 302 с.
  172. В.И. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора: Автореф. дис. канд. пед. наук, — Улан-Удэ, 1999, — 20 с.
  173. Т.К. Приобщение младших школьников к народному музыкальному творчеству в условиях педагогического сотрудничества: Монография Улан-Удэ: БГУ, 1996.-129 с
  174. А.Н. Воспитательная роль музыки, — Изд.2-е, Музыка: Ленинград, отд-е, 1975 46 с.
  175. Т.Г. Этнопсихология,— М.: Ин-т психологии РАН, «Академ-й проект», 1999.-320 с.
  176. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М.: Прометей, 1992. 270 с.
  177. Е.В. Детство в условиях разных культур// Вопросы психологии, — 1979, — № 6.-С. 142−151.
  178. У.Ф., Абгарян Э. А. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов ,-М.: МГУ, 1979.-81с.
  179. В.А. Избранные педагогические сочинения. М: Педагогика. — Т. 1.-286с.
  180. Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. -Томск, 1989.-226 с.
  181. Табан хурган. Буридхэн зохеогшод: Д. Д. Ошоров, Б. Б. Батаев, Д. Д. Могаева. Улан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1985. — 175 с.
  182. Г. С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие / Муз. восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей.- Сост. А. Г. Костюк, — Киев, 1986, — С.56−69.
  183. Г. С. Проблема духовной потребности: На мат-ле муз. восприятия. -М: Наука, 1979. 191с.
  184. К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М.: Педагогика, 1988, — 176 с.
  185. H.A. Художественно- творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. — 184 с.
  186. Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1992. — 133 с.
  187. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. ст. /АПН СССР,-Отв. ред. И. С. Кон, И. М. Таксами. JL: Наука, Ленингр. отд-ние, 1988, — 251 с.
  188. И.Е. Игры в общественной жизни бурят. Улан-Удэ: Бур. книжное из — во.- 1989, — 65 с.
  189. А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974, — 176с.
  190. P.A. Образ детства и особенности социализации детей в традиционной культуре // Философия и история культуры: национальный аспект. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992. — С. 115−132.
  191. С.Ш. Пространство и время как фундаментальные основания функционирования природных процессов и человеческой субъективности. -Улан-Удэ: Изд-во Центра освоения времени жизненного роста, 1996. 187 с.
  192. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность).- М.: Знание, 1982. 110 с.
  193. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М: Наука, 1986. -235 с.
  194. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  195. Г. Д. Песенный фольклор хонгодоров / Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии: БИОН СО РАН, 1996. С. 139−143.
  196. Л. А. Генезис и эволюция бур донного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов.Автореф. дис. канд. икусст., Ташкент, 1991, — 27 с.
  197. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс управления.- Под ред.Ю.У. Фохт-Бабушкина, — М.: Наука, 1982.-335 с.
  198. С.Ц. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи: Автореф. дис .канд. пед. наук.-М., 1993, — 21 с.
  199. А.Т. Некоторые проблемы этнокультурной истории бурят,-Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. 148 с.
  200. Н.О. Лирические песни бурят. Иркутск, 1973. — 148 с.
  201. Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы, — М.: Знание, 1988−6 3 с.
  202. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Изб. психолог. труды / Под ред. Д. И. Фильдштейна, — М: Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», -1995. 416с.
  203. Эстетическое воспитание сельских школьников: (Опыт пед.исслед. в шк. Зап. Сибири и Урала): Межвуз. сб. науч. тр./ Омский государств, ун-т- -Омск: ОмГу, 1988- 166с.
  204. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. /Буров А.И., Печко Л. П., Петрова Ю. Н. и др.- Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980 — 136 с.
  205. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/ Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
  206. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1981. -256 с.
  207. П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964.-86 с.
  208. Протокол диагностирования учащихся 1 «а» Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по познавательному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
  209. Протокол диагностирования учащихся 1 «б» Оронгойской средней школы (контрольная группа) по познавательному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
  210. Протокол диагностирования учащихся 1"а" Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по деятельностному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
  211. Протокол диагностирования учащихся 1 «б» Оронгойской средней школы (контрольная группа) по деятельностному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
  212. Протокол диагностирования учащихся 1 «а» Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по эмоциональному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
  213. Протокол диагностирования учащихся 1 «б» Оронгойской средней школы (контрольная группа) по эмоциональному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
  214. Протокол диагностирования учащихся 3 «а» Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по познавательному компоненту сформированности эстетической культуры (итоговый срез)
  215. Протокол диагностирования учащихся 3 «б» Оронгойской средней школы (контрольная группа) по познавательному компоненту сформированности эстетической культуры (итоговый срез)
  216. Протокол диагностирования учащихся 3 «а» Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по деятельностному компоненту сформированности эстетической культуры (итоговый срез)
Заполнить форму текущей работой