Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства
Диссертация
Эффективность процесса формирования эстетической культуры во многом зависит от учета этнопсихологических особенностей детей (А.Д. Кар-нышев, Р. Д. Санжаева, С. Ц. Чимитова и др.). Процесс формирования индивидуального музыкального сознания таков, что, приобщаясь к музыкальной культуре родного народа, впитывая национальные музыкальные традиции, формировавшиеся на протяжении столетий (монодия… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 .Искусство как фактор становления эстетической культуры личности
- 1. 2. Педагогический потенциал бурятского национального музыкального искусства
- 1. 3. Особенности формирования эстетической культуры у младших школьников бурятского этноса
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БУРЯТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 2. 1. Состояние проблемы формирования эстетической культуры у учащихся начальных классов в практике работы национальных школ Республики Бурятии
- 2. 2. Реализация педагогического потенциала бурятского музыкального искусства в учебно-воспитательном процессе начальной школы
- 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абаев Н.В., Вечерский М. И. Актуальные вопросы методологии и методики историко-психологического изучения буддизма. /Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск: Наука, 1990.-С.7−22.
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада -к начальной школе).- Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.- 352 с.
- Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 220 с.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 240 с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994,-352с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — 142 с.
- Асафьев Б.В. Избранные труды. М.: АН СССР, 1957.-Т.5.- 374 с.
- Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987. 248 с.
- Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики, — М., 1968, — 654с.
- Атутов П.Р. Национальная школа 21 века / / Материалы региональной научно- практической конференции.- Улан-Удэ, 1994, — С. 3−7.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.- Якутск: Кн. изд-во, 1979. 184 с.
- Бальжиев В.Д. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. Улан-Удэ, 1971 -78 с.
- Барейнбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.-Л, 1974,-336с.
- Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора.-Улан-Удэ,-1992,-235 с.
- Батоев Г. Б. Развитие творческого воображения учащихся (на материале изобразительной деятельности). Улан-Удэ, 1966.-114 с.
- Беляева- Экземплярская С. Н. Музыкальное восприятие и современная психология // Развитие музыкального восприятия школьников. (Матер.3-й науч. конф.). -М.:НИИХВ АПН СССР, 1971, — С.22−31.
- Берхин Н.Б. Формирование первоначальных художественных знаний. // Педагогика .-1993, — № 1, — С.43−45
- Блинова М.П. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга. / Муз воспитание в школе. Сборник статей. Сост. О. А .Апраксина .- М., 1976. Вып. 11.- С.22−30
- Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. //Педагогика .-1992,-№ 6. С.32−38
- Божович JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте,— М.: Просвещение, 1968, — 464 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988, — 496 с. 23. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности.- М.: Изд-во РАН Институт психологии, 1997.- 352 с.
- Бромлей Ю.Ф. Этнос и этнография,— М.: Мысль, 1983, — 293 с.
- Бурхинов Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа.- Улан-Удэ: Бэлиг, 1993 136 с.
- Бурят-монгольские народные танцы, — Улан-Удэ, 1957. 55с.
- Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: Автореф. дис.канд. пед. наук. Л., 1993.- 17 с.
- Васильева М.С. Технология воспитания школьников на народных традициях (бурятских и русских). Улан-Удэ, 1996. — 98 с.
- Васильева М.С. Этническая педагогика бурят, — Улан-Удэ: БГУД998. 132 с.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -М., 1983.-137с.
- Введение в психодиагностику. / М. К. Анимова, Е. М. Борисова и др. М.: «Академия», 1997- 192с.
- Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка,— М.: Просвещение, 1968.415 с.
- Викторова JI.JI. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры-. М., 1980.-224 с.
- Витковский Н.С., Щербо А. Б., Джола Д. Н. Формирование эстетической культуры поведения младших школьников: Пособие для учителей.- Киев, 1985- 143 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М .: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог, очерк: Кн. для учителя.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1991.-90 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология,— М.: Педагогика, 1991, — 479 с.
- Галданова Г. Р. Закаменские буряты: Историко-этнографические очерки (вторая пол. 19 первая пол. 20 в.в.). -2-е изд. — Новосибирск: Наука, 1992. -170с.
- Гармаева Т.М. Мудрые заповеди бурятской народной педагогики. //Нач. школа. 1994. -№ 10. — С. 16−17.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-психо-логос.- М.: «Прогресс» «Культура», 1995 — 480 с.
- Герасимова K.M. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. -Улан-Удэ., 1971.-303 с.
- Гладунцова H.A., Замятина И. А., Школяр В. А., Школяр Л. В. «Музыкальное искусство» (программа и методика).- М., 1994.-98 с.
- Глазырина Е.Ю. Личностный подход в формировании музыкальной культуры младших школьников. /Современные подходы к обучению и воспитанию детей и молодежи в системе непрерывного образования.-М., 1994, С.103−113
- Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников.-М., 1986.-160с.
- Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся /Вопросы музыкальной педагогики, — М., 1979, — Вып.11, — С.6−14
- Громыко Ю., Давыдов В. Концепция прогноза развития образования до 2015 года//Народное образование.-1993.-№ 1. С.17−27
- Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.- Л., 1980−278 с.
- Гусейнова Ш. А. Проблемы формирования эстетического восприятия у дагестанских студентов-музыкантов. / Проблемы методики музыкального воспитания). Межвуз. сб. научных трудов.- Ростов- на- Дону, 1989. С.59−69.
- Дашдамиров А.Ф. К методологии исследований национально-психологических проблем. //Советская этнография .- 1983, — № 2.- С.62−74.
- Девятиринова В., Сорокина Т. К вопросу об интонационно-ладовых особенностях песен бурятских композиторов / Периферия в культуре: Сб. науч. трудов). Новосибирск: НТК ИМ. М. И. Глинки., 1994, — С.321−328.
- Дивненко О.В. Эстетика. М .: Изд. Центр «Аз», 1995, — 266 с.
- Дмитриева H.A. Краткая история искусств.- вып. 1−3- М., 1988−1993.
- Довнарович Л.Г., Русинова O.A. Фольклор в профессиональной бурятской музыкальной культуре. /Традиционный фольклор в полиэтнических странах. Материалы второго междунар. науч. симпозиума. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 1998, — С. 225−228.
- Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни хори бурят, — Улан-Удэ, 1964,-Т. 1.-443 с.
- Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни селенгинских бурят,-Улан-Удэ, 1969, — Т2.-322 с.
- Дугаров Д.С. Бурятские народные песни. Песни западных бурят. -Улан-Удэ, 1980.-Т.З.- 278 с.
- Дугаров Д.С. О первой музыкальной записи бурятской песни/ Музыкальная культура Бурятии, — Улан-Удэ, 1967, — С. 101−118.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха. -М., 1992.-238 с.
- Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: АН СССР Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. -1988.-194с.
- Зайнетдинова Н.Ф. Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками (в условиях Башкортостана): Автореф. дисс.канд. педнаук. М., 1999. — 16 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании», — М: МП «Новая школа», 1992.-57 с.
- Зеленкова И.В. Восприятие произведений искусства младшими школьниками. // Начальная школа .- 1996, — № 7 С.42−46 .
- Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991- 256 с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя, — 2-е изд. -М.: Просвещение, 1984, — 206 с.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы ./ Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1−3 классы ,-М.: Просвещение, 1983.-112 с.
- Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Изб. ст. и доклады, — М.: Педагогика, 1986. -192 с.
- Каниковский В.И. Эстетическая культура личности в развитом социалистическом обществе: (опыт методологического исследования). -Кишинев: Штиинца, 1983, — 115 с.
- Каратыгина М.И. Звук и космос: мир глазами кочевника и его отражение в звуках монгольской музыки. /История и культура монголоязычных народов: источники и традиции. Улан- Удэ, 1989, — С. 40−43.
- Каргин A.C. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства, — М.: Музыка, 1990.-141с.
- Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: БГУ, 1997, — 184 с.
- Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. /Хрестоматия по психологии художественного творчества. -М: «Магистр», 1996. -С.64−72.
- Кирнарская Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности. //Вопросы психологии .- 1989, — № 2, — С.47−57.
- Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992,-171с.
- Киященко Н.И. Сущность прекрасного,— М.: Молодая гвардия, 1977. -192 с.
- Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л., Абросимов Б. Н. Пути и средства эстетического воспитания. М., 1989.- 190 с.
- Комарова А.И. Эстетическая культура личности. Киев: Вища шк., 1988−150с.
- Кон И.С. К этнографическому изучению мира детства // Советская педагогика, 1981. № 9 .- С.44−48.
- Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.-269 с.
- Кошербаева А.Н. Изучение русского и казахского фольклора в их взаимосвязи как средство приобщения учащихся к культурному наследию народов: Автореф. дис. канд. пед.наук.- М.: РАО, 1994. 20 с.
- Красильникова М.С. Идеи Кабалевского в свете обновления содержания музыкального образования. //Искусство в школе.-1997, — № 3, — С. 16−22.
- Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998. — 430 с.
- Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры .- М., ИЛИ РАО, 1994.-97 с.
- Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры.-М.: Прометей.-1990,-146с.
- Крылова Н.Б., Печко Л. П. Эстетическая культура личности- школа, вуз, трудовой коллектив, — М., 1986. 108 с.
- Крысько В.Г., Деркач A.A. Этнопсихология. Теория и методология. М., 1992.-Ч.1. -187 с.
- Крысько В.Г., Деркач A.A. Этнопсихология. Теория и методология,-М., 1992.Ч.1.-195с.
- Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников (на примере чувашского народного песенного творчества): Автореф. дис. канд. пед. наук.- Чебоксары., 1998. -18с.
- Кудина Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников.-М., 1988, — 79 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1997, — 176 с.
- Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. / Под ред. Д. Д. Нимаева.-Улан-Удэ, 1988.- 163 с.
- Куницын О.И. Выразительные средства профессиональной музыки. -Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999.-142 с.
- Куницын О.И. Ладовые особенности музыкального языка бурятской песни /Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего востока. -Новосибирск, 1986, — Вып. 3, — С. 113−130
- Куницын О.И. Музыка советской Бурятии.-М.: Советский композитор, 1990.-216 с.
- Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания. // Сов. этнография. -1983.- № 4, — С.75−78.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. -302 с.
- Леонтьев А.Н. Изб. психолог, произведения, — М., 1983.Т.1. -С.232−240.
- Леонтьев А.Н. Национальная психология и этнопсихология. /Советская этнография .- 1983.-№ 2, — С. 80−92.
- Лесовиченко A.M. Проблема формирования этнокультурной парадигмы в музыке: специфика бурятского менталитета. / Россия и Восток: проблемы взаимодействия.- Челябинск, 1995, — С. 213−216.
- Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1987. — 128 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.51 993. — 462 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. Посо-бие по спец. курсу для студентов пед. ин-тов, — М.: Просвещение, 1985, — 176 с.
- Лувсанвандан Д. Концепция красоты человека в одном монгольском трак-тате / Искусство и культура Монголии и Центральной Азии, — М., 1983,-С.46−51.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. -224 с.
- Манжигеев И.А. Бурятский ёхор, — Улан-Удэ, 1985, — 43с.
- Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988- 85с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. М.: Композитор, 1993. — 262 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976.- 256 с.
- Медушевский B.B. Религиозная природа музыкального слуха. HOMO MUSICUS: Альманах музыкальной психологии 95. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1995, — С.8−17.
- Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье, — М: Педагогика, 1987- 126 с.
- Методологические аспекты изучения истории духовной культуры Востока/ Сб. ст. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988 — 162 с.
- Мид М. Культура и мир детства.: Избранные произведения. / Под ред. И. С. Кона. М., 1988, — 429 с.
- Михайлов Т.М. Об обычаях и традициях бурят в современный период. (Культура и быт народов Бурятии)./ Сборник.Отв. ред. П.Т. Хаптаев- Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во.- 1965, — 105 с.
- Молонов Г. Ц. Теория и практика обучения: Курс лекций. БГПИ им. Д. Банзарова, — Улан-Удэ, 1990.-75с.
- Молонов Г. Ц. Теория, методика и технология воспитания в школе. -Улан-Удэ, 1997, — 98 с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (Опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981, — 144 с.
- Монголоведные исследования/ Сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996. -125 с.
- Морозова З.П. Формирование эстетических действий (на примере музыкального развития). Проблемы эстетического воспитания подростков: /Сборник научно-методических статей. Под ред. Л. В. Богомоловой, — М.: Новая школа, 1994, — 96 с.
- Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: к постановке проблемы. Новосибирск: Наука, 1994. — 198 с.
- Музыка. Музыкально- эстетическое воспитание. 1−4 кл./Автор составитель H.A. Терентьева.- М.: Просвещение, 1994.-78 с.
- Музыка. (1−8 кл). /Составители Ю. К. Алиев, В. К. Белобородова, Е. В. Николаева, Б. С. Рачина, С. А. Старобинский, — МД993.-79 с.
- Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей / Сост. А. Г. Костюк, — Киев.-1986, — 168 с.
- Музыкальная психология: Хрестоматия.-М., 1992 210 с.
- Музыкальный фольклор. 1−4 кл. /Составители Л. Л. Куприянова, Л. В. Шамина. -М, 1992.-56 с.
- Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у монголоязычных народов. // Педагогика. 1994.-№ 1.- С.42−46/
- Мухина B.C. Этнопсихология, настоящее и будущее. //Психологический журнал, — 1994, — т. 15, — С.42−49.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия,— М.: Музыка, 1972,-383 с.
- Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. /Восприятие музыки: Сб. статей. Ин-т эстет, восп-я при Центр. совете Пед. общ-ва РСФСР- Ред.-сост. В. Н. Максимов, — М., 1980, — С.210−213
- Намсараев С.Д. Национально- региональная система образования : теория и практика. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. — 240 с.
- Намсараев С.Д., Молонов Г. Ц. Развитие регионально- национальной системы образования. М., 1994, — 128 с.
- Национально региональный компонент образования в условиях его стандартизации/ Сб. материалов научно- практической конференции. -Бирск: изд-во БирГПИ, 1997, — 303 с.
- Нацов Г-Д. Материалы по истории и культуре бурят, — 1 изд.- Улан-Удэ, 1995.-Ч.1.-156 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя, — 2-е изд. М.: Просвещение, 1987.- 255 с.
- Немов P.C. Психология,— М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, — 496с.
- Неустроев Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере.- Якутск, 1990.-146 с.
- Никифоров К.А. Пространство и время как факторы развития западной и восточной культур. / Наука и культура региона: концепции развития: Сб. науч. трудов.- Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1993. -С.3−12.
- Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ, — М.: Инноватор, 1996, — Вып. 4, — 184 с.
- Олзоев Б.В. Бурятские народные песни: Авт. дис. канд искусствоведения. М., — 1964. 12 с.
- Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Сов. педагогика .-1989, — № 7, — С. 30−36
- Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления,— М.: Музыка, 1984. 302 с.
- Основы эстетического воспитания: Пособие для учителей. / Сост. Ю. Б. Алиев, Г. Т. Ардаширова, Л. П. Барышникова и др./ под ред. H.A. Кушаева. -М.: Просвещение, 1986. -240 с.
- Основы эстетической культуры. Программа для общеобразовательных и специальных школ, гимназий и внешкольных детских учреждений. Сост. Л. П. Печко, — М: ИЦЭВ РАО, 1998, — 32 с.
- Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. -Киев: Муз. Украина, 1975.- 199 с.
- Очерки истории культуры бурят. Улан-Удэ, 1972. -Т.1.- 490 с.
- Очерки истории культуры бурят.-Улан-Удэ, 1974, — Т.2.- 647 с.
- Пазникова З.И. Использование народных художественных традиций как средство развития творческой активности младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992.-16 с.
- Песни осинских бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985.-72 с.
- Петрова A.C. Основные направления современной американской этнопсихологии (психологическая антропология и кросскультурные исследования) // Сов. этнография. 1990, — № 1, — С.125−133.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология,— М.: Владос, 1997. -384 с.
- Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом про-цес-се.- М.: АПН СССР, 1991.-109 с.
- Природа искусства и теория эстетического воспитания: Сб. статей / МГУ им. М. В. Ломоносова, Философия- под ред. В. П. Крутоуса, — М.: Изд-во МГУ, 1980, — 172 с.
- Проблемы музыкального мышления: Сборник статей /Под ред. М.Арановского. -М.: Музыка, 1974.- 336 с.
- Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики: Материалы регион, науч.- практ. конф. / Под ред. канд. пед. наук С. Д. Намсараева: Сост. Г. Н. Назаров, Н. Ф. Бодиева. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996.-Вып.1. — 120с.
- Психическое развитие младших школьников: эксперим. психолог, ис-след. / М. Э. Боцманов, В. В. Давыдов, Н. С. Евланов и др.- Под ред. В.В. Давыдова- НИИ общ. и пед психологии АПН СССР- М.: Педагогика -1990, — 168 с.
- Психологические и педагогические проблемы музыкального образования / Сост. и отв. ред. В. М. Цеханский. Новосибирск.: НТК, 1986.152 с.
- Психологические особенности музыкального обучения младших школьни-ков.- М, — 1983. -169 с.
- Психология процессов художественного творчества. -Л., 1980.-285 с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. Сер. «Педагогика и психология», — М.: Знание, 1980, — 96 с.
- Развитие художественных интересов школьников /Под ред.Е.В. Квятков-ского, Ю.У. Фохта-Бабушкина.- М.: Педагогика, 1989.-128 с.
- Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности,— М.: ВНМЦ НИИПРМК СССР,-1985.-71 с.
- Рандалов Ю.Б., Доболова Э. О., Маланов И. А., Дондобон Н. Б. Малое село Бурятии: школа, интеллектуальное и физическое развитие детей. -Улан-Удэ, 1993.-82 с.
- Решетов A.M. Этнопсихология и смежные науки.// Сов. этнография. -1983, — № 4. С.68−75.
- Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.: Сб. ста-тей./Сост. A.A. Готсдинер- Д.: Музыка, 1981. 104 с.
- Россия и Восток: проблемы взаимодействия: 3 -я Межд. науч. конф. «Фольклор и этнография», — 1995, — Ч.З.-87 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии, — М.- 1-е изд.- 1973. -423с.
- Самохин В.Н. Эстетическое восприятие: Вопр. методологии и критики.-М.: Мысль, 1985, — 208 с.
- Санжаева Р.Д. Психологические механизмы готовности человека к деятельности. -Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. 179 с.
- Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры.- Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1996.185 с.
- Серебрякова Ю.А., Серебряков A.C. Взаимосвязь народного и нацио-наль-ного в развитии искусства.- Новосибирск, — 1988.-186с.
- Сизова JI.C. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. М.: Институт практической психологии, — 1997. — 104 с.
- Смирнов Б.Ф. Монгольская народная музыка.-М.: Сов. композитор,-1971.-365 с.
- Смирнов М. И. Психологические проблемы личности школьника и ее формирования: Учебное пособие .- КГПИ. -1990, — 75 с.
- Современные концепции эстетического воспитания: М., 1998, — 302 с.
- Солодухин В.И. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора: Автореф. дис. канд. пед. наук, — Улан-Удэ, 1999, — 20 с.
- Солодухина Т.К. Приобщение младших школьников к народному музыкальному творчеству в условиях педагогического сотрудничества: Монография Улан-Удэ: БГУ, 1996.-129 с
- Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки, — Изд.2-е, Музыка: Ленинград, отд-е, 1975 46 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология,— М.: Ин-т психологии РАН, «Академ-й проект», 1999.-320 с.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М.: Прометей, 1992. 270 с.
- Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур// Вопросы психологии, — 1979, — № 6.-С. 142−151.
- Суна У.Ф., Абгарян Э. А. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов ,-М.: МГУ, 1979.-81с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. М: Педагогика. — Т. 1.-286с.
- Сысоева Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. -Томск, 1989.-226 с.
- Табан хурган. Буридхэн зохеогшод: Д. Д. Ошоров, Б. Б. Батаев, Д. Д. Могаева. Улан-Удэ: Буряадай номой хэблэл, 1985. — 175 с.
- Тарасов Г. С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие / Муз. восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. статей.- Сост. А. Г. Костюк, — Киев, 1986, — С.56−69.
- Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности: На мат-ле муз. восприятия. -М: Наука, 1979. 191с.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.- М.: Педагогика, 1988, — 176 с.
- Терентьева H.A. Художественно- творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. — 184 с.
- Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1992. — 133 с.
- Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. ст. /АПН СССР,-Отв. ред. И. С. Кон, И. М. Таксами. JL: Наука, Ленингр. отд-ние, 1988, — 251 с.
- Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят. Улан-Удэ: Бур. книжное из — во.- 1989, — 65 с.
- Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974, — 176с.
- Урханова P.A. Образ детства и особенности социализации детей в традиционной культуре // Философия и история культуры: национальный аспект. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992. — С. 115−132.
- Ускеев С.Ш. Пространство и время как фундаментальные основания функционирования природных процессов и человеческой субъективности. -Улан-Удэ: Изд-во Центра освоения времени жизненного роста, 1996. 187 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека: (Об особенностях воздействия искусства на личность).- М.: Знание, 1982. 110 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М: Наука, 1986. -235 с.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Фролова Г. Д. Песенный фольклор хонгодоров / Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии: БИОН СО РАН, 1996. С. 139−143.
- Халтаева Л. А. Генезис и эволюция бур донного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов.Автореф. дис. канд. икусст., Ташкент, 1991, — 27 с.
- Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс управления.- Под ред.Ю.У. Фохт-Бабушкина, — М.: Наука, 1982.-335 с.
- Чимитова С.Ц. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи: Автореф. дис .канд. пед. наук.-М., 1993, — 21 с.
- Шадаева А.Т. Некоторые проблемы этнокультурной истории бурят,-Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. 148 с.
- Шаракшинова Н.О. Лирические песни бурят. Иркутск, 1973. — 148 с.
- Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы, — М.: Знание, 1988−6 3 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Изб. психолог. труды / Под ред. Д. И. Фильдштейна, — М: Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК», -1995. 416с.
- Эстетическое воспитание сельских школьников: (Опыт пед.исслед. в шк. Зап. Сибири и Урала): Межвуз. сб. науч. тр./ Омский государств, ун-т- -Омск: ОмГу, 1988- 166с.
- Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. /Буров А.И., Печко Л. П., Петрова Ю. Н. и др.- Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980 — 136 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание/ Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
- Эстетическое сознание и процесс его формирования / Ин-т философии АН СССР. М.: Искусство, 1981. -256 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.: Искусство, 1964.-86 с.
- Протокол диагностирования учащихся 1 «а» Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по познавательному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
- Протокол диагностирования учащихся 1 «б» Оронгойской средней школы (контрольная группа) по познавательному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
- Протокол диагностирования учащихся 1"а" Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по деятельностному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
- Протокол диагностирования учащихся 1 «б» Оронгойской средней школы (контрольная группа) по деятельностному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
- Протокол диагностирования учащихся 1 «а» Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по эмоциональному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
- Протокол диагностирования учащихся 1 «б» Оронгойской средней школы (контрольная группа) по эмоциональному компоненту сформированности эстетической культуры (входной срез)
- Протокол диагностирования учащихся 3 «а» Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по познавательному компоненту сформированности эстетической культуры (итоговый срез)
- Протокол диагностирования учащихся 3 «б» Оронгойской средней школы (контрольная группа) по познавательному компоненту сформированности эстетической культуры (итоговый срез)
- Протокол диагностирования учащихся 3 «а» Алтайской средней школы (экспериментальная группа) по деятельностному компоненту сформированности эстетической культуры (итоговый срез)