Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Логопедическая работа по развитию слогового анализа слов строилась с учетом фонетических особенностей их произнесения, а также характера затруднений у детей с ОНР, выявленных в ходе диагностического исследования. Дети с речевым недоразвитием успешнее выделяют слоги, в которых звуки наиболее слиты в произношении (прямые открытые). В закрытых слогах, особенно со стечением согласных, звуки слиты… Читать ещё >

Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важное место в коррекционной работе со школьниками с ОНР отводилось обучению их умению анализировать предложения на слова и синтезировать из них предложения. Эта работа основывалась на данных диагностического исследования и проводилась по следующим направлениям: 1) развитие умений учеников осуществлять анализ и синтез предложений на слова; 2) обучение их слоговому анализу и синтезу; 3) формирование у детей фонематического анализа и синтеза.

Основной задачей логопедического воздействия была выработка навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении. При этом использовании следующие виды работы.

  • 1. Анализ структуры предложения с опорой на схему. Предлагались предложения и их схемы: Девочка поливает цветы. Дети играют на спортивной площадке.(2 класс). Скоро наступит веселый праздник. Все небо заволокло низким грозовыми тучами. (3 класс). Ученику предлагалось прослушать предложение и показать соответствующую схему.
  • 2. Определение количества и последовательность слов в предложении. Предлагались предложения: Ребята ловят рыбу. Летом я отдыхал в деревне. (2 класс). Выходной день прошел весело. Могучие сосны и ели зимой остаются зелеными. (3 класс). Ребенок должен был прослушать предложение, назвать количество слов и определить их последовательность.
  • 3. Составление предложений из слов, данных вразбивку. Предлагались слова: по, лее, клетке, ходит; с, ручьи, бегут, быстрее, гор. Ученики прослушивали ряды слов и составляли из них предложение.

Логопедическая работа по развитию слогового анализа слов строилась с учетом фонетических особенностей их произнесения, а также характера затруднений у детей с ОНР, выявленных в ходе диагностического исследования. Дети с речевым недоразвитием успешнее выделяют слоги, в которых звуки наиболее слиты в произношении (прямые открытые). В закрытых слогах, особенно со стечением согласных, звуки слиты в произношении в меньшей степени, что является одной из причин ошибочного деления слов на слоги.

Теория поэтапности формирования умственных действий обусловила структуру коррекционного воздействия. Предварительная работа была направлена на восполнение пробелов в знаниях учащихся и уточнении сведений о гласных и согласных звуках, основных их признаках и правилах деления слов на слоги. На начальных этапах широко использовались наглядные средства обучения, осуществлялась материализация действий слогового анализа. Ребенку предлагалось отстучать (отхлопать) слово по слогам или прижать тыльную сторону ладони левой руки к нижней челюсти, определить количество слогов произнесенного слова. В дальнейшем слоговой анализ проводился в плане громкой речи. На заключительном этапе создавались условия и предпосылки для переноса действия слогового анализа во внутренний план, на основе слухопроизносительных представлений. С этой целью использовались следующие виды работы.

1. Определение количества слогов в словах после их повторения с опорой на вспомогательные приемы. Использовались слова шумят, зверюшка, плодовый (2 класс), счастье, напишите, охотник (3 класс).

Ученики прослушивали слово, повторяли нараспев, прикоснувшись кистью левой руки к подбородку, называли количество слогов слова.

  • 2. Деление слова на слоги после их повторения. Детям предлагались слова гвозди, сумка картофель (2 класс), ловкость, реденький, ученический (3 класс) и полоски бумаги, обозначающие слоги. Логопед предлагал повторить слово нараспев и одновременно выложить соответствующее количество плосок.
  • 3. Определение количества слогов в названиях картинок с помощью цифр. Перед ребенком выкладывались картинки, изображающие, например, мясо, куклу, поезд, березу, экскаватор, и цифры. Дети рассматривали изображения и клали под каждым цифру, соответствующую количеству слогов в их названиях.

Коррекционная работа по развитию фонематического анализа и синтеза учитывала данные специальной литературы, в которой под понятием «фонематический анализ» понимаются элементарные и сложные формы анализа звуковой структуры слова (по В. К. Орфинской). Элементарная форма (выделение звука на фоне слова) появляется у детей спонтанно в дошкольном возрасте. К сложным формам относят вычленение первого и последнего звука (фонемы) в слове, позиционный и количественный анализ структуры слова, они формируются в процессе систематического обучения. Логопедическая работа в данном направлении строилась с учетом сложности форм фонематического анализа, синтеза, последовательности их формирования в онтогенезе. Она проводилась поэтапно: от осознания мотива задания, формирования интереса к его выполнению, осознания его содержания, освоения действий во внешнем и речевом плане к переносу действия в умственный план и к окончательному становлению умственного действия (по П. Я. Гальперину, Д. Б. Эльконину).

Первый этап — формирование умения анализировать звуковой состав слов с опорой на вспомогательные средства (кружочки, фишки, схемы, графические изображения).

Второй этап — закрепление действия звукового анализа в речевом плане (с исключением опоры на материализацию осуществляемых действий и операций).

Третий этап — овладение операциями фонематического анализа в умственном плане.

В ходе коррекционного обучения использовались следующие задания:

  • а) выделение звуков на фоне слова;
  • б) определение первого и последнего звука в слове;
  • в) определение количества звуков в словах;
  • г) определение количества звуков в словах с опорой на цифры;
  • д) определение количеств звуков в словах в умственном плане;
  • е) определение места звуков по отношению к другим звукам;
  • ж) определение места звуков по отношению к другим звукам в умственном плане;

юз з) подбор слов, состоящих из определенного количества звуков с опорой на схему;

  • и) подбор слов, состоящих из определенного количества звуков без опоры на схему;
  • к) отбор картинок, в названии которых есть определенные звуки;
  • л) отбор картинок, в названии которых есть определенные звуки (с использованием графических изображений слов);
  • м) анализ слов, соответствующих названиям картинок.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой