Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика реализации второго педагогического условия предполагала, с одной стороны, индивидуализацию процесса обучения, которая осуществлялась за счет проведения диагностики (позволившей разделить студентов на три группы по показателю уровня сформированности критического мышления студента как средства их защиты от негативных информационных воздействий: низкий, средний, высокий) — ориентации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования критического мышленияудентов вуза какедства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
    • 1. 1. Информационно-психологическая безопасность личности и общества как педагогическая проблема
    • 1. 2. Опыт исследования и формирования критического мышления в отечественной и зарубежной науке
    • 1. 3. Критическое мышление как средство защиты личности от негативных информационных воздействий
    • 1. 4. Моделирование процесса формирования критического мышленияудентов вуза какедства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию критического мышленияудентов вуза какедства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
    • 2. 1. Организационные основы опытно-поисковой работы
    • 2. 2. Методика реализации педагогических условий формирования критического мышленияудентов вуза какедства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
    • 2. 3. Оценка и интерпретация результатов опытно-поисковой работы по формированию критического мышления студентов вуза
  • Выводы по второй главе

Формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессы преобразования в социальной, духовной, политической и экономической жизни, происходящие в настоящее время в России, ставят новые проблемы и задачи перед обществом и государством. Среди них важное место принадлежит проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности граждан Российской Федерации, так как формирование информационного общества, провозглашение свободы информации, увеличение ее объемов, а также девальвация нравственных ценностей в российском обществе вызвали негативные процессы манипулирования информацией. Это, в свою очередь, усиливает угрозы индивидуальному, групповому и общественному сознанию, угрозы информационно-психологической безопасности.

Озабоченность государства проблемой обеспечения информационно-психологической безопасности нашла свое отражение в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (2000), которая развивает «Концепцию национальной безопасности Российской Федерации» (2000), применительно к информационной сфере- «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (2008) и др.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» одной из приоритетных задач высшей школы названо формирование личности, способной эффективно адаптироваться в современных условиях, предвидеть трудности, решать производственные проблемы. Это возможно только в том случае, когда выпускник вуза владеет средствами выявления и защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности. Однако, к сожалению, вузы уделяют этой проблеме недостаточное внимание.

Проблема обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества является междисциплинарной и требует усилия различных наук. Ученые и специалисты в области теории и методики высшего профессионального образования должны принимать непосредственное участие в з решении данной проблемы, так как высшее учебное заведение становится одним из основных субъектов обеспечения информационно-психологической безопасности студентов как будущих специалистов и граждан Российской Федерации.

В последние годы в отечественной педагогической науке стали появляться работы, направленные на выявление путей, средств, методов, условий обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Однако чаще различные аспекты проблемы рассматриваются в рамках школьного образования, исследований в русле теории и методики высшего профессионального образования крайне недостаточно.

Анализ научной литературы (JI.B. Астахова, Г. В. Грачев, JI. Мастерман, JI.M. Симэли, Д. С. Синицын, Е.А. СтолбниковаА.В. Федоров, P.M. Юсупов и др.) показал, что во всех рассмотренных работах авторов, занимающихся исследованием проблемы обучения защите от негативных информационных воздействий, обеспечения информационно-психологической безопасности личности, находит отражение понимание того, что одним из средств защиты личности является критическое мышление. Однако сам механизм реализации защитной функции критического мышления не нашел своего отражения в работах ученых, не рассмотрены и педагогические условия формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность исследования формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности обусловлена рядом объективно существующих противоречий:

• социально-педагогического характера — между социальным заказом общества на специалистов, способных защищаться от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности, обеспечивать собственную информационно-психологическую безопасность, и не в полной мере реализован ными потенциальными возможностями высших учебных заведений в решении данной задачи;

• научно-теоретического характера — между необходимостью создания научно обоснованной модели формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий и ее недостаточной теоретической разработанностью;

• научно-методического характера — между необходимостью формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий и недостаточностью содержательно-методического обеспечения названного процесса.

Данные противоречия обусловили проблему нашего исследования, связанную с необходимостью определения принципов, содержания, условий, методики формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности. Обозначенные противоречия и проблема определили тему исследования: «Формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности». В качестве негативных информационных воздействии в профессиональной деятельности рассматриваются негативные информационно-психологические воздействия, носящие манипулятивный характер.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в вузе.

Предмет исследования: педагогическое обеспечение формирования критического мышления студентов в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить модель формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности будет осуществляться успешно, если:

1) на основе системного подхода, а также методологии гуманистической педагогики, включающей единство личностного, деятельностного и диалогического подходов, спроектировать и реализовать модель формирования-критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в’профессиональной деятельности;

2) эффективное функционирование данной модели будет определяться блоком педагогических условий, предусматривающим: соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышлениясочетание индивидуального и коллективного характера обученияиспользование критически насыщенного и критически корректного учебного материала;

3) разработать и внедрить методику формирования^ критического1 мышления студентов как средства1 их защиты от негативных информационных воздействий в образовательный процесс вуза.

В соответствии с по ставленной* целью и-выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) выявить состояние проблемы исследования, определить перспективные подходы к ее решениюуточнить понятийный аппарат исследования, содержание и структуру понятия «критическое мышление» с точки зрения его функционирования как средства защиты личности от негативных информационных воздействий;

2) разработать модель формирования критического мышления у студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий. в профессиональной деятельности;

3) выявить и теоретически обосновать входящий в модель комплекс педагогических условий* формирования критического мышления, у студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

4) разработать и опытно-поисковым путем— проверить методику формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой являются исследования, посвященные: методологии педагогики и методике исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский и др.) — общей и профессиональной педагогике (В.П. Беспалько, В. И. Загвязинский, А. В. Коржуев, Е. Ю. Никитина, В. А. Попков и др.), системному подходу (В.Г.Афанасьев, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров и др.) — гуманистической педагогике (Е.В. Бондаревская, В. А. Караковский, М. А. Молчанова, Е. Н. Шиянов и др.), личностному (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, А. А. Бударный, Э. Ф. Зеер и др.), деятельностному (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров и др.), диалогическому (М.М. Бахтин, Л. П. Буева, В. В. Горшкова, Б. Ф. Ломов, А. А. Ухтомский и др.) подходаминдивидуализации процесса обучения (М.А. Мартынович, Г. Ю. Стульпинас, И. Э. Унт, И. А. Чуриков и др.) — деятельностной теории мышления (М.Я. Басов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров и др.) — формированию критического мышления (Н.И. Мерзликина, И. А. Мороченкова, Е. А. Столбникова, Л. В. Хохлова и др.) — технологии американской дидактики «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Джени Д. Стил, Кертис С. Меридит, Чарльз Темпл, Скотт УолтерИ.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская и др.) — теории медиаобразованшг как развития критического мышления (Л. Мастерман и др.- Л. Зазнобина, А. В. Федоров и др.) — информационной и информационно-психологической безопасности (Л.В. Астахова, А. Е. Войскунский, Г. В. Грачев, В. Г. Зазыкин, В. Е. Лепский, И. Н. Панарин, С. Ю. Решетникова, Д. С. Синицын, В. Г. Смолян и др.) — защите от манипуляций в общении (Е.Л. Доценко, С.Г. Кара-Мурза, И. Огнев, В. П. Панкратов, Е. В. Сидоренко, Р. Чалдини и др.).

База исследования. Исследование проводилось на базе кафедры «Информационная безопасность» факультета «Экономика и предпринимательство» Южно-Уральского государственного университета. В исследовании принимали участие студенты дневной формы обучения, обучающиеся по специальности: «Организация и технология защиты информации», в процессе изучения ими дисциплин «Психология и педагогика», «Социальная психология» и специализированного курса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества», а также участия в работе дискуссионного клуба «Актуальные проблемы информационно-психологической безопасности». В опытно-поисковой работе участвовало 502 студента.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2009 гг.

На первом этапе (2004 — 2005 гг.) осуществлялось изучение состояния проблемы формирования критического мышления и обеспечения информационно-психологической безопасности в отечественной и зарубежной науке и практике работы общеобразовательных и высших учебных заведений, выявлялись наиболее эффективные направления их решения. Проходила разработка модели формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности. Осуществлялся констатирующий этап опытно-поисковой работы. Полученные данные позволили сформулировать рабочую гипотезу, определить цели и задачи, объект и предмет исследования. Основные методы этапа: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, прогнозирование, моделирование, планирование) — эмпирические (наблюдение, тестирование, опрос, беседа) — методы математической статистики и компьютерной обработки результатов.

Второй этап (2005 — 2007 гг.) связан с организацией формирующего этапа опытно-поисковой работы по внедрению модели формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности в образовательный процесс вуза. Для этого была предложена авторская методика. Проводилось отслеживание результатов внедрения модели. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация,) — эмпирические (методы наблюдения, диагностики, формирующий эксперимент) — методы математической статистики.

Третий этап (2007 — 2009 гг.). Анализировались и обобщались итоги проведенного исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация материала), методы диагностики, математической статистики и компьютерной обработки результатов, методы наглядного представления результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) разработана модель формирования критического мышления студентов' как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

2) теоретически обоснован и опытно-поисковым путем проверен комплекс педагогических условий формирования критического мышления студентов в образовательном процессе вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

3) спроектирована методика реализации педагогических условий формирования критического мышления студентов в образовательном процессе вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1) уточнено понятие «критическое мышление» через определение механизма его функционирования как средства защиты личности от негативных информационных воздействий;

2) определен механизм формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий, основывающийся на формировании структурно-функциональных свойств критического мышления: интенциального, кондиционального, операционально-инструментального;

3) построенная модель может служить основой для конструирования педагогических технологий и методик организации процесса формирования критического мышления студентов в системе профессионального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны:

1) методика реализации педагогических условий формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности;

2) программно-дидактическое обеспечение образовательного процесса, включающее рабочую программу спецкурса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества», обновленные программы по дисциплинам «Психология и педагогика» и «Социальная психология», задания, упражнения, темы дискуссий, учебно-методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентов (по дисциплинам «Психология и педагогика», «Социальная психология» и спецкурсу «Информационно-психологическая безопасность личности и общества»);

3) диагностический инструментарий, включающий критерии, показатели сформированное&tradeкритического мышления, диагностические методики и методы математической статистики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены совокупностью выбранных методологических, теоретических и технологических позиций, применением комплекса методов, адекватных предмету, задачам и этапам исследования, количественным и качественным анализом экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством 1) отчетов на заседаниях кафедры «Информационная безопасность» Южно-Уральского государственного университета- 2) участия в работе научно-практических конференций: «Безопасность информационного пространства»: всероссийская научно-практическая конференция (Екатеринбург, 2005 г.) — «Экономика. Информатика. Безопасность»: региональная научно-практическая конференция (Челябинск, 2005 г.) — «Экономика. Информатика. Безопасность»: региональная научно-практическая конференция (Тюмень, 2007 г.) — «60-я юбилейная научная конференция» (Челябинск: ЮУрГУ, 2008 г.) — «Актуальные проблемы журналистики» (Челябинск, 2008 г.) — 3) участия в конкурсе грантов студентов, аспирантов и молодых ученых вузов Челябинской области (2006 г.) — 4) публикаций научных и методических материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Модель формирования критического мышления’студентов вуза как средства-их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной сфере, — которая включает целевой, содержательно-технологический^ критериально-оценочный блоки и блок педагогических условий, а ее реализация > осуществляется на принципах: направленности на личностьактивности и самостоятельностиколлективного характера обучениясочетания положительного и" отрицательного фона* обучениясистемности и последовательностикритической-насыщенности материалакритической корректности материаланаглядностиперехода к самообразованию:

2) Комплекс педагогических условий, входящий в-состав модели и, обеспечивающий ее реализацию: соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышлениясочетание индивидуального и коллективного характера обученияиспользование критически насыщенного и критически корректного учебного материала.

3) Методика формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 17 таблиц, 5 рисунков,.библиографического списка, включающего 201 источник, в том числе 3 на иностранном языке и 4 приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенная опытно-поисковая работа позволила решить поставленные задачи и получить следующие результаты.

1) Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали низкий уровень сформированности критического мышления как средства защиты от негативных информационных воздействий у большинства студентов контрольных и экспериментальных групп.

2) Проведенная опытно-поисковая работа показала, что для формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий эффективным является следующий комплекс педагогических условий:

• соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышления;

• сочетание индивидуального и коллективного характера процесса обучения;

• использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала.

В результате реализация данного комплекса педагогических условий в образовательном процессе экспериментальных групп было установлено наличие статистически значимого роста числа студентов с высоким и средним уровнями сформированности критического мышления как средства защиты от негативных информационных воздействий.

Заключение

.

Актуальность исследования формирования критического мышления как средства защиты личности от негативных информационных воздействий у студентов вуза обусловлена рядом объективно существующих противоречий:

• социально-педагогического характера — между социальным заказом общества в специалистах, способных защищаться от негативных информационных воздействий, обеспечивать собственную информационно-психологическую безопасность и не в полной мере реализованными потенциальными возможностями высших учебных заведений в решении данной задачи;

• научно-теоретического характера — между необходимостью создания научно обоснованной модели формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий и ее недостаточной теоретической разработанностью;

• научно-методического характера — между необходимостью формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий и недостаточностью содержательно-методического обеспечения названного процесса.

Так как проблема информационно-психологической безопасности в России стала остро осознаваться совсем недавно, в связи с процессами становления информационно общества, опыт в исследовании путей, способов и средств обеспечения информационно-психологической безопасности в рамках педагогической науки немногочислен. При этом во всех рассмотренных работах авторов, занимающихся исследованием проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности личности, находит отражение понимания того, что одним из средств защиты личности является критическое мышление. Однако сам механизм реализации защитной функции критического мышления не нашел своего отражения в работах ученых.

Обоснование критического мышления как средства защиты личности от негативных информационных воздействий, описание механизма реализации его защитной функции, позволило сформулировать понятие критического мышления как специфического вида мыслительной деятельности, результатом которого является выявление негативных информационных воздействий* в текстах, посредством логики, рефлексии, диалога, интерпретации, опоры на знания классификаций информационных воздействий, приводящий в действие защитные установки личности. Побудительной силой реализации защитной функции критического мышления является потребность субъекта в информационно-психологической безопасности, а значимую роль в создании условий мыслительной деятельности играют социально — культурные факторы, индивидуально-психологические и социально-психологические особенности субъекта мышления.

Необходимость формирования критического мышления студентов как средства защиты их личности от негативных информационных воздействий требует целенаправленного педагогического воздействия на структурно-функциональные свойства критического мышления субъекта. Методологической основой позволяющей организовать данный процесс является системный подход, а также методология гуманистической педагогики, включающая единство личностного, деятельностного и диалогического подходов.

Процесс формирования критического мышления осуществляется согласно модели формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности, которая включает взаимосвязанные блоки: целевой, содержательный, технологический, критериально-оценочный, педагогических условий.

Эффективность функционирования модели зависит от педагогических условий, входящих в состав моделии обеспечивающий ее реализацию: соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышлениясочетание индивидуального и коллективного характера обученияиспользование критически насыщенного и критически корректного учебного материала.

Методика реализации первого педагогического условия предусматривала:

1) определение задач дисциплин «Психология и педагогика», «Социальная психология» с точки зрения их использования для формирования критического мышления студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействийвключение в содержание дисциплин знаний, способствующих формированию свойств критического мышления студентов, а также определение соответствующих данной задаче форм и методов организации процесса обучения.

2) разработку и реализацию в образовательном процессе спецкурса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества» и программно-дидактического обеспечения, включающего обновленные программы дисциплин «Психология и педагогика» и «Социальная психология», задания, упражнения, темы дискуссий, учебно-методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ студентов;

Методика реализации второго педагогического условия предполагала, с одной стороны, индивидуализацию процесса обучения, которая осуществлялась за счет проведения диагностики (позволившей разделить студентов на три группы по показателю уровня сформированности критического мышления студента как средства их защиты от негативных информационных воздействий: низкий, средний, высокий) — ориентации в процессе обучения на индивидуальную информационную среду студента 1 посредством учебно-методического обеспечения самостоятельной работы. С другой стороны, методика предусматривала реализацию коллективного характера процесса обучения, который осуществлялся с использованием различных форм и методов обучения: дискуссий, игр, тренинговых упражнений. Сочетание индивидуального и коллективного характера обучения также было обеспечено с помощью личностно-ориентированного стиля общения между педагогом и студентом. Диалог, с одной стороны, лежит в основе личностно-ориентированного стиля общения между студентами и преподавателем и способствует индивидуализации процесса обучения, с другой стороны, является основанием коллективного характера обучения основанного на взаимодействии.

Методика реализации третьего педагогического условия — использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала — предусматривала применение различных форм учебного процесса: лекций, дискуссий, научно-исследовательских работ студентов. В рамках лекционных занятий был произведен отбор и конструирование содержания лекционных занятий согласно критериям критической корректности и критической насыщенности. Ориентация на использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала осуществлялась также во внеаудиторной работе. Для этого был организован дискуссионный клуб по актуальным проблемам информационно-психологической безопасности. В рамках данного клуба мы приглашали преподавателей и специалистов из различных областей (журналисты, юристы, психологи, физиологи и др.), что способствовало обсуждению тем с различных позиций, жизненного и профессионального опыта и др. Использование дискуссионной формы организации процесса обучения в рамках внеаудиторной работы позволило обеспечить критическую насыщенность материала. Дискуссионная форма организации процесса обучения также изначально предполагает следование критериям критической корректности, обусловленное правилами ведения дискуссии. В процессе дискуссий преподаватель как организатор следил за соответствием ее содержания критериям критической корректности, корректировал ее процесс, требовал дополнительных аргументов, указывал на неправомерность обобщений, логические и содержательные противоречия и т. д., то есть обеспечивал соблюдение критериев критической корректности в рамках дискуссий. Во внеаудиторной работе также осуществлялась научноисследовательская работа студентов, которая изначально предполагает, что в ее основе лежит неразрешенное противоречие, требующее разностороннего анализа, многоаспектного рассмотрения, владения историческими знаниями в изучаемой области и т. д., соответственно данная форма организации учебного процесса привела к получению студентами информации, отвечающей критериям критической насыщенности и критической корректности.

Эффективность методики реализации педагогических условий формирования критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействиях в профессиональной деятельности была апробирована в реальном образовательном процессе. Опытно-поисковая работа, осуществлялась на базе кафедры «Информационная безопасность», факультета «Экономики и предпринимательства» Южно-Уральского государственного университета. Результаты исследования внедрялись в образовательный процесс Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинского государственного педагогического университета.

В исследовании принимали участие студенты дневной формы обучения, обучающиеся по специальности: «Организация и технология защиты информации». Количество студентов, участвующих на основном этапе опытно-поисковой работы, составило 502 человека.

Было проведено четыре комплексных среза (0-й- 1-ый- 2-ойитоговый). Результаты 0-го среза легли в основу констатирующей части опытно-поисковой работы, итоговый — в основу доказательства гипотезы. 1-ый (проводился после освоения студентами дисциплины «Психология и педагогика») и 2-ой (проводился после освоения студентами дисциплины «Социальная психология») срезы, проводились с целью проследить динамику изменения уровней сформированности у студентов критического мышления как средства их защиты от негативных информационных воздействий в процессе реализации педагогических условий разработанной модели.

Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали низкий уровень сформированности критического мышления у большинства студентов контрольных и экспериментальных групп.

По результатам 1-го и 2-го диагностических срезов реализация педагогических условий в экспериментальных группах не дала статистически значимых различий с контрольными группами, однако на 2-ом диагностическом срезе (после освоения студентами дисциплины «Социальная психология») появилась тенденция к повышению уровней сформированности критического мышления у студентов экспериментальных групп.

Результаты итогового среза, проводимого после освоения специализированного курса «Информационно-психологическая безопасность личности и общества» продемонстрировали значимые различия между уровнем сформированности критического мышления студентов экспериментальных и контрольных групп, которые с достоверностью 95% свидетельствуют о том, что реализация в образовательном процессе высшей школы выявленных педагогических условий, позволяет формировать критическое мышление у студентов как средства их защиты от негативных информационных воздействий, что является одним из путей обеспечения информационно-психологической безопасности общества.

Проведенное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Его перспективы заключается в дальнейшем развитии педагогической теории формирования критического мышления будущих специалистов в системе профессионального образования и проектировании целостной педагогической системы, направленной на обеспечение информационной безопасности будущих специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов, 3. А. Инновационность в образовании и подготовка учителей Текст. / 3. А. Абасов // Alma mater. М., 2001. — № 4. — С. 7—9.
  2. , И. Ю. Критическое мышление как фактор информационной безопасности / И. Ю. Алексеева. Электронный ресурс.: http ://www. isn.ru/index09. shtml.
  3. , Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. — Минск: Университетское, 1990.-559 с.
  4. , В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Текст. / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 608 с.
  5. , В. Д. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности Текст. / В. Д. Аносов, А. В. Брушлинский, В. Е. Лепский // Проблемы информационно-психологической безопасности. М.: Институт психологии РАН, 1996. — С. 7—11.
  6. , А. Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства Текст. / А. Б. Антонов, В. Г. Балашов. М., 1997. — 436 с.
  7. , С. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента Текст. / С. И. Архангельский, В. И. Махеев, С. А. Машников. М.: Знание, 1974. — 48 с.
  8. , С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  9. , С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1976.-200 с.
  10. , JI. В. Информационно-психологические угрозы безопасности Текст. / JL В. Астахова // Мир без границ — война без фронтов?: монография / ЮУрГУ. Челябинск, 2002. — С. 5 — 26.
  11. , Г. А. Деятельностный подход в обучении Текст. / Г. А. Атанов.- Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001.-160 с.
  12. , В. Г. Основы философских знаний Текст. / Афанасьев В. Г.- М.: Мысль, 1978. 335 с.
  13. , Ю. Д. Развитие деятельностного подхода в психологии-мышления. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева Текст. / Ю. Д. Баева, А. Е. Войскунский, О. К. Тихомиров и др. — М.: Смысл, 1999 — С. 191 — 234.
  14. , Ю. К. Оптимизация познавательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  15. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1989.
  16. , Г. А. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение Текст. / Г. А. Балл, М. С. Бургин // Вопросы психологии, 1994. № 4. — С. 56−60.
  17. , Ф. В. О силе «Я» и «психологической защите» Текст. / Ф. В. Бассин // Вопросы философии, 1969. № 2. — С. 118 — 125.
  18. , А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: дис.. докт. пед. наук Текст. / А. С. Байрамов. Баку, 1968. -560 с.
  19. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / С. Г. Бочаров. — М.: Искусство, 1979. 424 с.
  20. , В. С. Педагогика. Проективная педагогика Текст. / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  21. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М., 1989. — 192 с.
  22. , В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект Текст.: монография / В'. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  23. , В. С. Мышление как творчество Текст. / В. С. Библер. — М., 1975.-325 с.
  24. , Г. И. О формировании и развитии критичности и самокритичности у учащихся старших классов средней школы: автореф. .канд. пед. наук Текст. / Г. И. Бизенков. М., 1953. — 16 с.
  25. , А. Измерение умственных способностей Текст. / А. Бине. — СПб: Союз, 1998.-430 с.
  26. , Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности Текст. / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  27. Большой^Российский энциклопедический словарь Текст. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 1888 с.
  28. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. А. Бермус // Педагогика.1996.-№ 5.-С. 72−80.
  29. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика.1997.-№ 4.-С. 11−17.
  30. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов- на-Дону, 1999. 560 с.
  31. , Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей Текст. / Г. Г. Боскарева, Л. И. Божович, Л. В. Благонадежная // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — С. 298.
  32. , А. А. Моделирование психической деятельности Текст. / А. А. Братко. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
  33. . С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М., 1988. — 301 с.
  34. , А. В. Мышление и общение (анализ через синтез в процессе диалогического решения задач) Текст. / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. — 2-е изд., дораб. Самара: Самар. дом печати, 1999. — 124 с.
  35. , А. В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. — М.: Знание, 1983. 96 с.
  36. , А. А. Индивидуальный подход в обучении Текст. / А. А. Бударный // Советская педагогика. М., 1965. — № 7 — С. 18 — 20.
  37. , JI. П. Человек, культура и> образование в кризисном социуме Текст. / JI. П. Буева // Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С. 79 — 90.
  38. , JI. П!. Человек: деятельность и общение Текст. / JI. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-325 с.
  39. , А. В. Критическое мыпшение: метод, теория, практика Текст. /
  40. A. В. Бутенко, Е. А. Ходос.: учеб. — метод, пособие. М.: Мирос, 2002. -176 с.
  41. , И. Т. Дифференцированное обучение — важное дидактическое средство эффективного обучения школьников Текст. / И. Т. Бутузов. — М.: Просвещение, 1968. -265 с.
  42. , С. И. Обнаружение и опровержение ошибок как средство развития критичности мышления Текст. / С. И. Векслер // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. — М., 1970. — С. 18.
  43. , В. А. Теория подобия и моделирования Текст. /
  44. B. А. Веников, Г. В. Веников. М.: Высшая школа, 1984. — 439 с.
  45. , Д. И Основы педагогики Текст. / Д. И'. Водзинский,
  46. A. А. Гримоть. Минск., 1998. — 103 с.
  47. , Е. Н. Критическое мышление: принципы и признаки / Е. Н. Волков. — Электронный ресурс.: // http://evolkov. iatp. ru/criticalthink/ VolkovECriticalthinkprinciplesintroduction. html.
  48. , П. П. Информационное моделирование эмоциональных состояний Текст. / П. П. Волков, В. Н. Оксень. Минск: Высш. школа, 1978. — 127 с.
  49. , А. Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области) Текст. / А. Е. Войкунский, Г. М. Зараковский, В. М. Розин, Г. JI. Смолян. М.: Институт системного анализа РАН, 1997. — 52 с.
  50. , Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. — 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. — 351 с.
  51. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский,
  52. B. В. Давыдов. М.: Педагогика. — 1991. — 480 с.
  53. , П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. М., 1968. — 279 с.
  54. , П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов Текст. / П. Я. Гальперин. М: Книжный дом «Университет" — Высшая школа, 2002. — 336 с.
  55. , А. Н. Проект „Чтение и письмо для развития критического мышления“ в Нижегородской области Текст. / А. Н. Гладкова, В. В. Марико // Педобразование, 2002. № 1. — С. 57 — 58.
  56. , Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского Текст. / Н. К. Гончаров. М.: Педагогика, 1974 — 270 с.
  57. , В. С. Категории современной науки Текст. / В. С. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. М.: Мысль, 1984. — 268 с.
  58. , В. В. Педагогика диалога: инновационные образовательные технологии Текст. / В. В. Горшкова. Комсомольск-на-Амуре: КГПИ, 1997.- 129 с.
  59. , В. В. Проблема субъекта в педагогике Текст. / В. В. Горшкова. -Л.: ЛГПИ, 1991.-102 с.
  60. , Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита Текст. / Г. В. Грачев. — М.: ПЕРСЭ, 2003.-304 с.
  61. , Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. Грачев, И. Мельник. — Электронный ресурс.: // www. philosophy, ru/iphras/lib-rary/manipul. html.
  62. , А. А. Педагогический профессионализм Текст. / А. А. Гримоть, П. П. Шоцкий: Минск., 1996.
  63. , С. Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию Текст. / С. Н. Гриняев. М.: СИНТЕГ, 1999. — 232 с.
  64. , Р. Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач Текст. / Р. Я. Гузман // Вопросы психологии, 1980. № 3. — С. 133 — 136.
  65. , А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность Текст. / А. Н. Дахин // Педагогика. 2003. — № 4. -С21−26.
  66. , А. Н. Педагогическое-моделирование как средство модернизации-образования в открытом информационном сообществе Текст. / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 4. — С. 46 — 60.
  67. , Е. JI. Механизмы психологической защиты от манипуляти в, но -го воздействия: дис. канд. психол. н. Текст. / Е. JL Доценко. М.: МГУ, 1994.-165 с.
  68. , Е. JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита Текст. / Е. Л. Доценко. СПб.: Речь, 2004. — 304 с.
  69. , Д. Психология и педагогика мышления Текст. / Д. Дьюи / Перег вод с англ. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. — 189 с.
  70. , А. А. Медиаобразование школьников на уроках химии Текст. / А. А. Журин. -М.: Изд-во Российской Академии образования, 2004. — 184 с.
  71. , И. О. Критическое, мышление: технология развития- Текст. / И. О. Загашев, С. И. Заир Бек. — СПб.: Скифия, 2003. — 284 с.
  72. , И. О. Учим детей мыслить критически Текст. / И.-О. Загашев, С. И. Заир Бек, И. В. Муштавинская. — СПб.: Альянс-Дельта совм. с изд-вом „Речь“, 2003. — 192 с.
  73. , Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами Текст. / Л. С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1998. — № 3. С. 26 — 34.
  74. Заир Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке Текст.: пособие для учителя / С. И. Заир — Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2004 — 175 с.
  75. , И. Б. Индивидуализация самостоятельной работы как средство умственного воспитания учащихся (IV-VIII классы): автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / И. Б. Закирова. М., 1973.
  76. Зеер, Э: Ф.' Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном* профессиональном образовании' Текст. / Э. Ф. Зеер7/ Образование и наука. 2000. — № 3. — С. 90 — 120.
  77. Зеер- Э. Ф. Личностно-ориентированные технологии' профессионального развития специалиста Текст.: науч. методич. пособ. / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова—Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1999. 164 с.
  78. , Б. В. Патопсихология Текст. / Б. В. Зейгарник,
  79. A. С. Спиваковский. М.: Апрель-Пресс- Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -576 с.
  80. , Д. Теории личности Текст. / Д. Зиглер, Л. Хьелл / перевод С. Меленевской и Д. Викторовой. СПб.: „Питер“, 2000. — 608 с.
  81. , Е. А. Особенности критического отношения к себе учащихся 57 классов: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Е. А. Иванова. — М., 1955. 16 с.
  82. , Е. А. Формируя критическое мышление Текст. / Е. А. Иванова. // Школьная библиотека, 2000. № 3. — С. 21 — 23.
  83. , В. Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области): дисс. канд. пед. наук Текст. /В. Р. Имакаев: — М., 1997. — 154 с.
  84. Информационная война и мир Текст. / И. Н. Панарин, Л. Г. Панарина. — М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 382 с.
  85. Информация & дезинформация Текст. / Г. Г. Почепцов*. — Киев: Эльга: Ника-Центр, 2001.-251 с.
  86. , И. Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  87. , Т. А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов: дис.. д-ра пед. наук Текст. / Т. А. Каплунович. Великий Новгород, 2002. — 397 с.
  88. , В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. /
  89. B. А. Караковский. М.: Творч. педагогика, 1993- 80 с.
  90. Кара-Мурза, С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием Текст.: Серия: Тропы практического разума / С. Г. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2002. -288 с.
  91. , А. А. Индивидуализация* учебной деятельности как педагогическая проблема Текст. / А. А. Кирсанов. Казань, 1982.172
  92. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации' (1998г.) Электронный ресурс.: // http://www.rg.ru/2004/10/07/konzepciya-it-doc.html.
  93. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М., 2002. — 56 с.
  94. , А. В. Дидактика высшей школы Текст. / В. А. Попков, А. В! Коржуев. М.: Академия, 2001. — 136 с.
  95. , А. В. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования Текст. / А. В. Коржуев, В. А. Попков, А. В. Рязанова. М.: МГУ, 2001.- 168 с.
  96. , А. Н. Моделирование мышления Текст. / А. Н. Кочергин. -М.: Наука, 1969.
  97. , А. И. Культура педагогического исследования Текст. /
  98. A. И: Кочетов. — Минск.: ред. журнала „Адукацыя i выхаванне“, 1996. — 312 с.
  99. ЮЗ.Краевский, В. В. Методология педагогики: уч. пос. для вузов Текст. /
  100. B. В. Краевский. М'.: Академия, 2006. — 400 с.
  101. , А. Стандарты проекта „Развитие критического мышления чрез чтение и письмо“ для преподавателей Текст. / С. Мэтьюз, А. Крофорд, Г. Фирсов // Перемена, 2001. № 3. — С. 35 — 39.
  102. , В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) Текст. / В. Г. Крысько / Под общ. ред. А. Е. Тараса. -Минск: Харвест, 1999. -448 с.
  103. , В. Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования Текст. / В. Н. Куликов // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия: межвузовский сб. — Иваново, 1982.-С. 6−23.
  104. , В. Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия Текст. / В. Н. Куликов' // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 158 — 172.
  105. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  106. , В. Рефлексия Текст. / В. Лефевр. М.: „Когнито-центр“, 2003. -496 с.
  107. Ломов, Б- Ф. Психические процессы и общение // Методологические ' проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 106−123!
  108. , Л. А. Формирование критичности мышления младших школьников в обучении: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Л. А. Мальц. Казань, 2002. — 21 с.
  109. Матвеева- Т. М! Формирование критического мышления^ современного школьника Текст. / Т. Mi Матвеева // Ученик в обновляющейся школе. — М., 2002. С. 83 — 89.
  110. , Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика. Текст. / Л- Мастерман // Перспективы. Вопросы образования. 1984.-№ 2.-С. 37−48.
  111. , М. И. Об индивидуализации обучения Текст. / Махму-тов М. И. // Народное образование. М., 1964. — № 2.
  112. Менчинская, Hi А. Проблема учения и умственного развития школьников Текст. / Н. А. Менчинская. — М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  113. , Н. И. Учебные тексты как средство формирования критического мышления студентов: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н: И. Мерзликина. М., 2007. — 141 с.
  114. К., Пособие „Как учатся дети: свод основ“ Текст. / К. Мери-дит, Дж. Стил, Ч. Темпл. М.: Изд-во ин-та „Открытое общество“, 1997^
  115. , Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования, (на материале обществоведческого курса): дис. .канд. пед. наук Текст. / Ф: Ф. Минкина. Казань, 2000 — 166 с.
  116. Моделирование как метод научного исследования Текст. / Б: А. Глинский, Б. С. Дынин- Е. П. Никитин. Мь.: Моск. ун-т, 1965. — 248 с.
  117. , И. А. Формирование критического мышленшгстудентов в-образовательном процессе вуза: дис. .канд. пед. наук Текст. / И. А. Мороченкова. Оренбург, 2004 — 181с.
  118. , С. В. Способы и приемы информационно-психологического воздействия на психику человека Текст. / С. В. Мурашкина // Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. М.: ГУ ГШ, 1998 -№ 5- 116 с.
  119. , Р. А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. Казань, 1975. — 302 с.
  120. , Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным-образованием студентов вузов: перспективные подходы Текст.: монография:/ Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. М.: МАНПО, 2006. — 154с.
  121. , Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. М.: МЗ — Пресс, 2004'. — 67 с.
  122. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст.: 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю: Шведова- Рос. АН, Ин-т рус. яз. им. В- В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999: — 939 с.175
  123. , О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития Текст. / О. П. Околелов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45 — 50.
  124. Орлов- О. С. Образование в развивающейся школе Текст. / О. С. Орлов: монография / Новгород, гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001.-200 с.
  125. , И. Н. Информационная война и выборы Текст. / И. Н. Панарин: монография. М.: Городец, 2003. — 416 с.
  126. Педагогика и психология высшей школы Текст. / М.В.Буланова-Топоркова: учебное пособие. 3-е изд., перераб. И доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-512 с.
  127. , Ж. Речь и мышление ребенка Текст. / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 527 с.
  128. , Р. С. Педагогика высшей школы: учеб. пособ. Текст. / Р. С. Пионова. Минск: Высш. шк., 2005. — 303 с.
  129. , К. К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст. / К. К. Платонов. -М.: Высшая школа, 1984. — 174с.
  130. , С. И. О теории и практике спора Текст. / С. И. Поварин. -СПб.: Лань, 1996.-160 с.
  131. , В. М. Словарь образованию в педагогике Текст. /
  132. B. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 448 с.
  133. , С. Д. В поисках педагогической инноватики Текст. /
  134. C. Д. Поляков. М.: Новая школа, 1993. — 64 с.
  135. , В. А. Критический стиль мышления в профессиональном самостановлении преподавателя высшей школы: дис.. д-ра пед. наук Текст. / В. А. Попков. Москва, 2002 — 319 с.
  136. , Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект Текст. / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 204 с.
  137. Практическая психодиагностика: методики и тесты Текст. / Д. Я. Райгородский. М.: Бахрах. — 672 с.
  138. Проект Федерального закона „Об информационно-психологической безопасности“ Электронный ресурс.: // www.MEDIALAW.ru/publi-cations/zip/68/l opatin. htm
  139. Психология и безопасность организаций Текст. / Под ред. В. Бруш-линского, В. Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 104 с.
  140. , Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников Текст. / Е. С. Рабунский. М.: Педагогика, 1975. — 184 с.
  141. , П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике Текст. / П. Рикер. М.: Медиум, 1995. — 416 с.
  142. , Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика Текст. / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. Мытищи: МГПУ, 1996. — 140 с.
  143. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. — 688 с.
  144. , В. В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) Текст. / В. В. Рубцов // Психологическая наука и образование. 2008. — № 2. — С. 61 — 68.
  145. , Н. Н. Формирование критического мышления у будущих учителей посредством проблемно-педагогических ситуаций / Н. Н. Саяпина, Н. В. Саяпин. Электронный ресурс.: http://www.philos.msu.ru/con-gress/participants/p 17.html.
  146. , Т. В. Учебный проект в школе Текст.: кн. для учителей / Т. В. Светенко. Псков: ПГПИ, 2000. — 26 с.
  147. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  148. , И. М. Избранные философские и психологические произведения Текст. / И. М. Сеченов. М.: Учпедгиз, 1947. — 275 с.
  149. , Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию Текст. / Е. В. Сидоренко СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
  150. Современный словарь иностранных слов Текст.: ок. 20 000 слов / ред. Комарова JI. Н. [и др.]. 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001. — 742 с.
  151. , А. Г. Сознание и самосознание Текст. / А. Г. Спиркин. — М.: Политиздат, 1972. 303 с.
  152. , Е. Н. Моделирование воспитательной системы школы Текст. / Е. Н. Степанов // Классный руководитель, 1998. № 1. — С. 10−19.
  153. , Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования: на материале рекламы: дис. канд. пед. наук Текст. / Е. А. Столбникова. Ростов н/Д, 2005.
  154. , И. Д. Анализ защитных проявлений личности: дисс канд.психол. наук Текст. / И. Д. Стойков. М., 1986. — 160 с.
  155. Стратегия развития информационного общества в-Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 Электронный ресурс.: // www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.
  156. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г. Текст. -М.: Минобразования науки РФ, 2003. — 38 с.
  157. Темпл, Ч: Критическое мышление и критическая-грамотность Текст. / Ч. Темпл-// Перемена, 2005. № 2. — С. 15 — 20. '
  158. , Б. М: Проблемы, индивидуальных различий: избр. работы Текст. / Б. М. Теплов. М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
  159. , О. К. Психология мышления Текст. / О. К. Тихомиров. — М».: Академия-, 2005. 288 с.
  160. , А. В. Моделирование ведущий принцип совершенствования организации учебного-процесса в педагогическом колледже: дис. канд. пед. наук Текст. / А. В. Томильцев. — Екатеринбург, 1997. — 170'с.
  161. , А. В. Критическое мышление: проблемы мирового образования' XXI века Текст. / А. В. Тягло, Т. С. Воропай. Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999.-285 с.
  162. , А. И. Логические основы метода моделирования- Текст. / А. И. Уемов. М: Мысль, 1971. — 311 с.
  163. Унт, Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / Н. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 190с.
  164. , А. А. Доминанта Текст. / А. А. Ухтомский. М.: Наука, 1966.-272 с.
  165. , А. В. Медиаобразование: история, теория и методика Текст. / А. В. Федоров. Ростов: Изд-во ЦВВР, 2002. — 708 с.
  166. , А. В. Медиаобразование в зарубежных странах Текст. / А. В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. — 238'с.
  167. , JI. В. Развитие критического мышления в процессе обучения философии: дис. .канд. пед. наук Текст. / JL В. Хохлова. Екатеринбург, 2003 -158 с.
  168. , Р. Психология влияния Текст. / Р. Чалдини СПб.: «Питер», 2000. — 272 с.
  169. , П. Ф. Вопросы самосознания в советской психологии Текст. / П. Ф. Чамата // Психологическая наука в СССР: Сб. статей / Ред. коллегия: Б. Г. Ананьев и др. -М.: АПН РСФСР, 1960. Т.2. — 656 с.
  170. , И. А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной активности: ав-тореф. дис. канд. пед. наук Текст. / И. А. Чуриков. — Казань, 1973. — 19 с.
  171. , А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт Текст. / А. В. Шариков: М.: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990. — 65 с.
  172. , Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука Текст. / Р. Шенон. М.: Мир, 1978. — 418 с.
  173. , Ю. М. Гносеологические основы мыслительной деятельности Текст. / Ю. М. Шилков. СПб.: СПбГУ, 1992. — 183 с.
  174. Шиянов, Е. Н. Развитие личности средствами психологической практики Текст. / Е. Н. Шиянов, С. В. Недбаева // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 16 — 21.
  175. , Е.Н. Развитие личности в обучении Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 288 с.
  176. , В. Монография о душевном развитии ребенка Текст. / В. Штерн.-СПб., 1911.- 147 с.
  177. , В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. JI.: Наука, 1969.-301 с.
  178. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  179. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  180. , И. С. Предмет анализа субъектный опыт Текст. / И. С. Якиманская, И. Рыжухина // Директор школы. — 1999. — № 8. — с. 53.
  181. , И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.-С. 31−42.
  182. , L. (1997). A Rational for Media Education Text. / L. Masterman. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U. S. A.) and London (UK): Transaction Publishers, pp.15 68.
  183. , L. (1998). Principles of Media Education/ L. Masterman. // http://www.screen.conVnmet/eng/med/class/support/mediacy/edec/mastennan.htm.
  184. , L. M. (2000). Literacy in Multimedia America Text. / L. M. Semali. -New York London: Falmer Press, 243 p.
Заполнить форму текущей работой