Формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
![Диссертация: Формирование критического мышления студентов вуза как средства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности](https://westud.ru/work/3313668/cover.png)
Диссертация
Методика реализации второго педагогического условия предполагала, с одной стороны, индивидуализацию процесса обучения, которая осуществлялась за счет проведения диагностики (позволившей разделить студентов на три группы по показателю уровня сформированности критического мышления студента как средства их защиты от негативных информационных воздействий: низкий, средний, высокий) — ориентации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования критического мышленияудентов вуза какедства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
- 1. 1. Информационно-психологическая безопасность личности и общества как педагогическая проблема
- 1. 2. Опыт исследования и формирования критического мышления в отечественной и зарубежной науке
- 1. 3. Критическое мышление как средство защиты личности от негативных информационных воздействий
- 1. 4. Моделирование процесса формирования критического мышленияудентов вуза какедства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию критического мышленияудентов вуза какедства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
- 2. 1. Организационные основы опытно-поисковой работы
- 2. 2. Методика реализации педагогических условий формирования критического мышленияудентов вуза какедства их защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности
- 2. 3. Оценка и интерпретация результатов опытно-поисковой работы по формированию критического мышления студентов вуза
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абасов, 3. А. Инновационность в образовании и подготовка учителей Текст. / 3. А. Абасов // Alma mater. М., 2001. — № 4. — С. 7—9.
- Алексеева, И. Ю. Критическое мышление как фактор информационной безопасности / И. Ю. Алексеева. Электронный ресурс.: http ://www. isn.ru/index09. shtml.
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. — Минск: Университетское, 1990.-559 с.
- Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Текст. / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. 608 с.
- Аносов, В. Д. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности Текст. / В. Д. Аносов, А. В. Брушлинский, В. Е. Лепский // Проблемы информационно-психологической безопасности. М.: Институт психологии РАН, 1996. — С. 7—11.
- Антонов, А. Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства Текст. / А. Б. Антонов, В. Г. Балашов. М., 1997. — 436 с.
- Архангельский, С. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента Текст. / С. И. Архангельский, В. И. Махеев, С. А. Машников. М.: Знание, 1974. — 48 с.
- Архангельский, С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
- Архангельский, С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1976.-200 с.
- Астахова, JI. В. Информационно-психологические угрозы безопасности Текст. / JL В. Астахова // Мир без границ — война без фронтов?: монография / ЮУрГУ. Челябинск, 2002. — С. 5 — 26.
- Атанов, Г. А. Деятельностный подход в обучении Текст. / Г. А. Атанов.- Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001.-160 с.
- Афанасьев, В. Г. Основы философских знаний Текст. / Афанасьев В. Г.- М.: Мысль, 1978. 335 с.
- Бабаева, Ю. Д. Развитие деятельностного подхода в психологии-мышления. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева Текст. / Ю. Д. Баева, А. Е. Войскунский, О. К. Тихомиров и др. — М.: Смысл, 1999 — С. 191 — 234.
- Бабанский, Ю. К. Оптимизация познавательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1989.
- Балл, Г. А. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение Текст. / Г. А. Балл, М. С. Бургин // Вопросы психологии, 1994. № 4. — С. 56−60.
- Бассин, Ф. В. О силе «Я» и «психологической защите» Текст. / Ф. В. Бассин // Вопросы философии, 1969. № 2. — С. 118 — 125.
- Байрамов, А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: дис.. докт. пед. наук Текст. / А. С. Байрамов. Баку, 1968. -560 с.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / С. Г. Бочаров. — М.: Искусство, 1979. 424 с.
- Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика Текст. / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М., 1989. — 192 с.
- Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект Текст.: монография / В'. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Библер, В. С. Мышление как творчество Текст. / В. С. Библер. — М., 1975.-325 с.
- Бизенков, Г. И. О формировании и развитии критичности и самокритичности у учащихся старших классов средней школы: автореф. .канд. пед. наук Текст. / Г. И. Бизенков. М., 1953. — 16 с.
- Бине, А. Измерение умственных способностей Текст. / А. Бине. — СПб: Союз, 1998.-430 с.
- Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности Текст. / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Большой^Российский энциклопедический словарь Текст. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 1888 с.
- Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. А. Бермус // Педагогика.1996.-№ 5.-С. 72−80.
- Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика.1997.-№ 4.-С. 11−17.
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов- на-Дону, 1999. 560 с.
- Бочкарева, Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей Текст. / Г. Г. Боскарева, Л. И. Божович, Л. В. Благонадежная // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — С. 298.
- Братко, А. А. Моделирование психической деятельности Текст. / А. А. Братко. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
- Братусь Б. С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М., 1988. — 301 с.
- Брушлинский, А. В. Мышление и общение (анализ через синтез в процессе диалогического решения задач) Текст. / А. В. Брушлинский, В. А. Поликарпов. — 2-е изд., дораб. Самара: Самар. дом печати, 1999. — 124 с.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. — М.: Знание, 1983. 96 с.
- Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении Текст. / А. А. Бударный // Советская педагогика. М., 1965. — № 7 — С. 18 — 20.
- Буева, JI. П. Человек, культура и> образование в кризисном социуме Текст. / JI. П. Буева // Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — С. 79 — 90.
- Буева, JI. П!. Человек: деятельность и общение Текст. / JI. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-325 с.
- Бутенко, А. В. Критическое мыпшение: метод, теория, практика Текст. /
- A. В. Бутенко, Е. А. Ходос.: учеб. — метод, пособие. М.: Мирос, 2002. -176 с.
- Бутузов, И. Т. Дифференцированное обучение — важное дидактическое средство эффективного обучения школьников Текст. / И. Т. Бутузов. — М.: Просвещение, 1968. -265 с.
- Векслер, С. И. Обнаружение и опровержение ошибок как средство развития критичности мышления Текст. / С. И. Векслер // Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. — М., 1970. — С. 18.
- Веников, В. А. Теория подобия и моделирования Текст. /
- B. А. Веников, Г. В. Веников. М.: Высшая школа, 1984. — 439 с.
- Водзинский, Д. И Основы педагогики Текст. / Д. И'. Водзинский,
- A. А. Гримоть. Минск., 1998. — 103 с.
- Волков, Е. Н. Критическое мышление: принципы и признаки / Е. Н. Волков. — Электронный ресурс.: // http://evolkov. iatp. ru/criticalthink/ VolkovECriticalthinkprinciplesintroduction. html.
- Волков, П. П. Информационное моделирование эмоциональных состояний Текст. / П. П. Волков, В. Н. Оксень. Минск: Высш. школа, 1978. — 127 с.
- Войскунский, А. Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области) Текст. / А. Е. Войкунский, Г. М. Зараковский, В. М. Розин, Г. JI. Смолян. М.: Институт системного анализа РАН, 1997. — 52 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. — 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. — 351 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский,
- B. В. Давыдов. М.: Педагогика. — 1991. — 480 с.
- Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. М., 1968. — 279 с.
- Гальперин, П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов Текст. / П. Я. Гальперин. М: Книжный дом «Университет" — Высшая школа, 2002. — 336 с.
- Гладкова, А. Н. Проект „Чтение и письмо для развития критического мышления“ в Нижегородской области Текст. / А. Н. Гладкова, В. В. Марико // Педобразование, 2002. № 1. — С. 57 — 58.
- Гончаров, Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского Текст. / Н. К. Гончаров. М.: Педагогика, 1974 — 270 с.
- Готт, В. С. Категории современной науки Текст. / В. С. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. М.: Мысль, 1984. — 268 с.
- Горшкова, В. В. Педагогика диалога: инновационные образовательные технологии Текст. / В. В. Горшкова. Комсомольск-на-Амуре: КГПИ, 1997.- 129 с.
- Горшкова, В. В. Проблема субъекта в педагогике Текст. / В. В. Горшкова. -Л.: ЛГПИ, 1991.-102 с.
- Грачев, Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита Текст. / Г. В. Грачев. — М.: ПЕРСЭ, 2003.-304 с.
- Грачев, Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. Грачев, И. Мельник. — Электронный ресурс.: // www. philosophy, ru/iphras/lib-rary/manipul. html.
- Гримоть, А. А. Педагогический профессионализм Текст. / А. А. Гримоть, П. П. Шоцкий: Минск., 1996.
- Гриняев, С. Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию Текст. / С. Н. Гриняев. М.: СИНТЕГ, 1999. — 232 с.
- Гузман, Р. Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач Текст. / Р. Я. Гузман // Вопросы психологии, 1980. № 3. — С. 133 — 136.
- Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность Текст. / А. Н. Дахин // Педагогика. 2003. — № 4. -С21−26.
- Дахин, А. Н. Педагогическое-моделирование как средство модернизации-образования в открытом информационном сообществе Текст. / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 4. — С. 46 — 60.
- Доценко, Е. JI. Механизмы психологической защиты от манипуляти в, но -го воздействия: дис. канд. психол. н. Текст. / Е. JL Доценко. М.: МГУ, 1994.-165 с.
- Доценко, Е. JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита Текст. / Е. Л. Доценко. СПб.: Речь, 2004. — 304 с.
- Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления Текст. / Д. Дьюи / Перег вод с англ. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. — 189 с.
- Журин, А. А. Медиаобразование школьников на уроках химии Текст. / А. А. Журин. -М.: Изд-во Российской Академии образования, 2004. — 184 с.
- Загашев, И. О. Критическое, мышление: технология развития- Текст. / И. О. Загашев, С. И. Заир Бек. — СПб.: Скифия, 2003. — 284 с.
- Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически Текст. / И.-О. Загашев, С. И. Заир Бек, И. В. Муштавинская. — СПб.: Альянс-Дельта совм. с изд-вом „Речь“, 2003. — 192 с.
- Зазнобина, Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами Текст. / Л. С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1998. — № 3. С. 26 — 34.
- Заир Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке Текст.: пособие для учителя / С. И. Заир — Бек, И. В. Муштавинская. — М.: Просвещение, 2004 — 175 с.
- Закирова, И. Б. Индивидуализация самостоятельной работы как средство умственного воспитания учащихся (IV-VIII классы): автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / И. Б. Закирова. М., 1973.
- Зеер, Э: Ф.' Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном* профессиональном образовании' Текст. / Э. Ф. Зеер7/ Образование и наука. 2000. — № 3. — С. 90 — 120.
- Зеер- Э. Ф. Личностно-ориентированные технологии' профессионального развития специалиста Текст.: науч. методич. пособ. / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова—Екатеринбург: Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1999. 164 с.
- Зейгарник, Б. В. Патопсихология Текст. / Б. В. Зейгарник,
- A. С. Спиваковский. М.: Апрель-Пресс- Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -576 с.
- Зиглер, Д. Теории личности Текст. / Д. Зиглер, Л. Хьелл / перевод С. Меленевской и Д. Викторовой. СПб.: „Питер“, 2000. — 608 с.
- Иванова, Е. А. Особенности критического отношения к себе учащихся 57 классов: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Е. А. Иванова. — М., 1955. 16 с.
- Иванова, Е. А. Формируя критическое мышление Текст. / Е. А. Иванова. // Школьная библиотека, 2000. № 3. — С. 21 — 23.
- Имакаев, В. Р. Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области): дисс. канд. пед. наук Текст. /В. Р. Имакаев: — М., 1997. — 154 с.
- Информационная война и мир Текст. / И. Н. Панарин, Л. Г. Панарина. — М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 382 с.
- Информация & дезинформация Текст. / Г. Г. Почепцов*. — Киев: Эльга: Ника-Центр, 2001.-251 с.
- Исаев, И. Ф. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст. / И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Каплунович, Т. А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов: дис.. д-ра пед. наук Текст. / Т. А. Каплунович. Великий Новгород, 2002. — 397 с.
- Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. /
- B. А. Караковский. М.: Творч. педагогика, 1993- 80 с.
- Кара-Мурза, С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием Текст.: Серия: Тропы практического разума / С. Г. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2002. -288 с.
- Кирсанов, А. А. Индивидуализация* учебной деятельности как педагогическая проблема Текст. / А. А. Кирсанов. Казань, 1982.172
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации' (1998г.) Электронный ресурс.: // http://www.rg.ru/2004/10/07/konzepciya-it-doc.html.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М., 2002. — 56 с.
- Коржуев, А. В. Дидактика высшей школы Текст. / В. А. Попков, А. В! Коржуев. М.: Академия, 2001. — 136 с.
- Коржуев, А. В. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования Текст. / А. В. Коржуев, В. А. Попков, А. В. Рязанова. М.: МГУ, 2001.- 168 с.
- Кочергин, А. Н. Моделирование мышления Текст. / А. Н. Кочергин. -М.: Наука, 1969.
- Кочетов, А. И. Культура педагогического исследования Текст. /
- A. И: Кочетов. — Минск.: ред. журнала „Адукацыя i выхаванне“, 1996. — 312 с.
- ЮЗ.Краевский, В. В. Методология педагогики: уч. пос. для вузов Текст. /
- B. В. Краевский. М'.: Академия, 2006. — 400 с.
- Крофорд, А. Стандарты проекта „Развитие критического мышления чрез чтение и письмо“ для преподавателей Текст. / С. Мэтьюз, А. Крофорд, Г. Фирсов // Перемена, 2001. № 3. — С. 35 — 39.
- Крысько, В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) Текст. / В. Г. Крысько / Под общ. ред. А. Е. Тараса. -Минск: Харвест, 1999. -448 с.
- Куликов, В. Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования Текст. / В. Н. Куликов // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия: межвузовский сб. — Иваново, 1982.-С. 6−23.
- Куликов, В. Н. Прикладное исследование социально-психологического воздействия Текст. / В. Н. Куликов' // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С. 158 — 172.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лефевр, В. Рефлексия Текст. / В. Лефевр. М.: „Когнито-центр“, 2003. -496 с.
- Ломов, Б- Ф. Психические процессы и общение // Методологические ' проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 106−123!
- Мальц, Л. А. Формирование критичности мышления младших школьников в обучении: автореф. дис.. канд. психол. наук Текст. / Л. А. Мальц. Казань, 2002. — 21 с.
- Матвеева- Т. М! Формирование критического мышления^ современного школьника Текст. / Т. Mi Матвеева // Ученик в обновляющейся школе. — М., 2002. С. 83 — 89.
- Мастсрман, Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика. Текст. / Л- Мастерман // Перспективы. Вопросы образования. 1984.-№ 2.-С. 37−48.
- Махмутов, М. И. Об индивидуализации обучения Текст. / Махму-тов М. И. // Народное образование. М., 1964. — № 2.
- Менчинская, Hi А. Проблема учения и умственного развития школьников Текст. / Н. А. Менчинская. — М.: Педагогика, 1989. 218 с.
- Мерзликина, Н. И. Учебные тексты как средство формирования критического мышления студентов: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н: И. Мерзликина. М., 2007. — 141 с.
- Мередит К., Пособие „Как учатся дети: свод основ“ Текст. / К. Мери-дит, Дж. Стил, Ч. Темпл. М.: Изд-во ин-та „Открытое общество“, 1997^
- Минкина, Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования, (на материале обществоведческого курса): дис. .канд. пед. наук Текст. / Ф: Ф. Минкина. Казань, 2000 — 166 с.
- Моделирование как метод научного исследования Текст. / Б: А. Глинский, Б. С. Дынин- Е. П. Никитин. Мь.: Моск. ун-т, 1965. — 248 с.
- Мороченкова, И. А. Формирование критического мышленшгстудентов в-образовательном процессе вуза: дис. .канд. пед. наук Текст. / И. А. Мороченкова. Оренбург, 2004 — 181с.
- Мурашкина, С. В. Способы и приемы информационно-психологического воздействия на психику человека Текст. / С. В. Мурашкина // Информационный сборник по зарубежным странам и армиям. М.: ГУ ГШ, 1998 -№ 5- 116 с.
- Низамов, Р. А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. Казань, 1975. — 302 с.
- Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным-образованием студентов вузов: перспективные подходы Текст.: монография:/ Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. М.: МАНПО, 2006. — 154с.
- Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. М.: МЗ — Пресс, 2004'. — 67 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка Текст.: 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю: Шведова- Рос. АН, Ин-т рус. яз. им. В- В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999: — 939 с.175
- Околелов, О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития Текст. / О. П. Околелов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45 — 50.
- Орлов- О. С. Образование в развивающейся школе Текст. / О. С. Орлов: монография / Новгород, гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001.-200 с.
- Панарин, И. Н. Информационная война и выборы Текст. / И. Н. Панарин: монография. М.: Городец, 2003. — 416 с.
- Педагогика и психология высшей школы Текст. / М.В.Буланова-Топоркова: учебное пособие. 3-е изд., перераб. И доп. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-512 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка Текст. / Ж. Пиаже. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 527 с.
- Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы: учеб. пособ. Текст. / Р. С. Пионова. Минск: Высш. шк., 2005. — 303 с.
- Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст. / К. К. Платонов. -М.: Высшая школа, 1984. — 174с.
- Поварин, С. И. О теории и практике спора Текст. / С. И. Поварин. -СПб.: Лань, 1996.-160 с.
- Полонский, В. М. Словарь образованию в педагогике Текст. /
- B. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 448 с.
- Поляков, С. Д. В поисках педагогической инноватики Текст. /
- C. Д. Поляков. М.: Новая школа, 1993. — 64 с.
- Попков, В. А. Критический стиль мышления в профессиональном самостановлении преподавателя высшей школы: дис.. д-ра пед. наук Текст. / В. А. Попков. Москва, 2002 — 319 с.
- Посталюк, Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект Текст. / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 204 с.
- Практическая психодиагностика: методики и тесты Текст. / Д. Я. Райгородский. М.: Бахрах. — 672 с.
- Проект Федерального закона „Об информационно-психологической безопасности“ Электронный ресурс.: // www.MEDIALAW.ru/publi-cations/zip/68/l opatin. htm
- Психология и безопасность организаций Текст. / Под ред. В. Бруш-линского, В. Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1997. — 104 с.
- Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников Текст. / Е. С. Рабунский. М.: Педагогика, 1975. — 184 с.
- Рикер, П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике Текст. / П. Рикер. М.: Медиум, 1995. — 416 с.
- Романова, Е. С. Механизмы психологической защиты. Генезис, функционирование, диагностика Текст. / Е. С. Романова, Л. Р. Гребенников. Мытищи: МГПУ, 1996. — 140 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1998. — 688 с.
- Рубцов, В. В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (второй этап) Текст. / В. В. Рубцов // Психологическая наука и образование. 2008. — № 2. — С. 61 — 68.
- Саяпина, Н. Н. Формирование критического мышления у будущих учителей посредством проблемно-педагогических ситуаций / Н. Н. Саяпина, Н. В. Саяпин. Электронный ресурс.: http://www.philos.msu.ru/con-gress/participants/p 17.html.
- Светенко, Т. В. Учебный проект в школе Текст.: кн. для учителей / Т. В. Светенко. Псков: ПГПИ, 2000. — 26 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения Текст. / И. М. Сеченов. М.: Учпедгиз, 1947. — 275 с.
- Сидоренко, Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию Текст. / Е. В. Сидоренко СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
- Современный словарь иностранных слов Текст.: ок. 20 000 слов / ред. Комарова JI. Н. [и др.]. 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001. — 742 с.
- Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание Текст. / А. Г. Спиркин. — М.: Политиздат, 1972. 303 с.
- Степанов, Е. Н. Моделирование воспитательной системы школы Текст. / Е. Н. Степанов // Классный руководитель, 1998. № 1. — С. 10−19.
- Столбникова, Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования: на материале рекламы: дис. канд. пед. наук Текст. / Е. А. Столбникова. Ростов н/Д, 2005.
- Стойков, И. Д. Анализ защитных проявлений личности: дисс канд.психол. наук Текст. / И. Д. Стойков. М., 1986. — 160 с.
- Стратегия развития информационного общества в-Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212 Электронный ресурс.: // www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.
- Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г. Текст. -М.: Минобразования науки РФ, 2003. — 38 с.
- Темпл, Ч: Критическое мышление и критическая-грамотность Текст. / Ч. Темпл-// Перемена, 2005. № 2. — С. 15 — 20. '
- Теплов, Б. М: Проблемы, индивидуальных различий: избр. работы Текст. / Б. М. Теплов. М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 536 с.
- Тихомиров, О. К. Психология мышления Текст. / О. К. Тихомиров. — М».: Академия-, 2005. 288 с.
- Томильцев, А. В. Моделирование ведущий принцип совершенствования организации учебного-процесса в педагогическом колледже: дис. канд. пед. наук Текст. / А. В. Томильцев. — Екатеринбург, 1997. — 170'с.
- Тягло, А. В. Критическое мышление: проблемы мирового образования' XXI века Текст. / А. В. Тягло, Т. С. Воропай. Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999.-285 с.
- Уемов, А. И. Логические основы метода моделирования- Текст. / А. И. Уемов. М: Мысль, 1971. — 311 с.
- Унт, Н. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения Текст. / Н. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 190с.
- Ухтомский, А. А. Доминанта Текст. / А. А. Ухтомский. М.: Наука, 1966.-272 с.
- Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика Текст. / А. В. Федоров. Ростов: Изд-во ЦВВР, 2002. — 708 с.
- Федоров, А. В. Медиаобразование в зарубежных странах Текст. / А. В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. — 238'с.
- Хохлова, JI. В. Развитие критического мышления в процессе обучения философии: дис. .канд. пед. наук Текст. / JL В. Хохлова. Екатеринбург, 2003 -158 с.
- Чалдини, Р. Психология влияния Текст. / Р. Чалдини СПб.: «Питер», 2000. — 272 с.
- Чамата, П. Ф. Вопросы самосознания в советской психологии Текст. / П. Ф. Чамата // Психологическая наука в СССР: Сб. статей / Ред. коллегия: Б. Г. Ананьев и др. -М.: АПН РСФСР, 1960. Т.2. — 656 с.
- Чуриков, И. А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной активности: ав-тореф. дис. канд. пед. наук Текст. / И. А. Чуриков. — Казань, 1973. — 19 с.
- Шариков, А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт Текст. / А. В. Шариков: М.: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990. — 65 с.
- Шеннон, Р. Имитационное моделирование систем — искусство и наука Текст. / Р. Шенон. М.: Мир, 1978. — 418 с.
- Шилков, Ю. М. Гносеологические основы мыслительной деятельности Текст. / Ю. М. Шилков. СПб.: СПбГУ, 1992. — 183 с.
- Шиянов, Е. Н. Развитие личности средствами психологической практики Текст. / Е. Н. Шиянов, С. В. Недбаева // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 16 — 21.
- Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 288 с.
- Штерн, В. Монография о душевном развитии ребенка Текст. / В. Штерн.-СПб., 1911.- 147 с.
- Штофф, В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. JI.: Наука, 1969.-301 с.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская, И. С. Предмет анализа субъектный опыт Текст. / И. С. Якиманская, И. Рыжухина // Директор школы. — 1999. — № 8. — с. 53.
- Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.-С. 31−42.
- Masterman, L. (1997). A Rational for Media Education Text. / L. Masterman. In: Kubey, R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U. S. A.) and London (UK): Transaction Publishers, pp.15 68.
- Masterman, L. (1998). Principles of Media Education/ L. Masterman. // http://www.screen.conVnmet/eng/med/class/support/mediacy/edec/mastennan.htm.
- Semali, L. M. (2000). Literacy in Multimedia America Text. / L. M. Semali. -New York London: Falmer Press, 243 p.