Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессионально ориентированная подготовка будущих учителей технологии в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения исследования докладывались и обсуждались на следующих Международных научно-практических конференциях: «Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании» (Брянск, 2004 г.), «Наука: теория и практика» (Прага, Днепропетровск, Белгород, 2005) — Всероссийских научно-практических конференциях: «Современные тенденции развития технологического образования» (Шадринск… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы профессионально ориентированной подготовки будущих учителей технологии в процессе изучения общетехнических дисциплин
    • 1. 1. Проблема профессионально ориентированной подготовки в современной педагогике
    • 1. 2. Профессиональные задачи, реализуемые учителем технологии в области общетехнической подготовки
    • 9. школьников
      • 1. 3. Методические условия обеспечения профессионально-педагогической направленности общетехнической подготовки студентов педвузов
  • Глава 2. Методика профессионально ориентированной подготовки будущих учителей технологии в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам
    • 2. 1. Формирование общедидактических и частнометодических умении студентов в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам
    • 2. 2. Методические требования к разработке профессионально ориентированных задач по общетехническим дисциплинам
    • 2. 3. Методика применения профессионально ориентированных задач на практических и лабораторных занятиях
  • Глава 3. Экспериментальная проверка методики профессионально-ориентированной подготовки будущих учителей технологии в ^ процессе решения задач
    • 3. 1. Организация экспериментальной работы
    • 3. 2. Результаты экспериментальной проверки предлагаемой методики и их педагогическая интерпретация

Профессионально ориентированная подготовка будущих учителей технологии в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В подготовке учителя технологии особое место занимает изучение предметов общетехнического цикла. Вместе с тем, как отмечается в исследованиях С. Х. Абдуллаева, А. Н. Богатырева, А. М. Дорошкевича, Г. Н. Некрасовой, А. Н. Морозова, Г. П. Шишкина и др., по своему содержанию и методам преподавания эти предметы мало отличаются от тех, которые изучаются в технических вузах.

В основном, на практических занятиях по решению задач и лабораторных работах применяются задания, используемые для подготовки по инженерным специальностям. При этом не учитывается специфика будущей педагогической деятельности. Как следствие, студенты получают достаточную конструкторско-технологическую подготовку, но не всегда готовы к передаче учащимся полученных знаний и умений, к руководству проектной деятельностью школьников. Зачастую будущие учителя технологии не понимают и не видят необходимости изучения некоторых предметов общетехнического цикла в своей последующей профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность учителя технологии предполагает не выполнение инженерных расчетов, а применение технических задач в процессе обучения для развития технологических, проектно-конструкторских умений и навыков учащихся, творческого мышления, развития интереса к технике, подготовки к осуществлению проектной деятельности. При этом необходимо обладать способностью преобразовывать материал, переводить его на школьный уровень, подбирать и составлять технические задачи, проектные задания и т. п. Поэтому одной из важных составляющих профессиональной подготовки учителя (в отличие от инженера) является методическая подготовка, т. е. формирование умений будущего специалиста осуществлять учебно-воспитательный процесс по предмету.

Традиционно такая подготовка ведется в рамках изучения дисциплины ф «Методика преподавания технологии». В исследованиях А. Н. Богатырева,.

А.М.Дорошкевича, Г. Н. Некрасовой, Л. К. Патрушевой, Г. П. Шишкина и др. доказывается недостаточность такого подхода. Проведенный нами анализ уровня методической подготовки будущих учителей технологии, затруднений студентов во время педагогической практики, качества выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ подтверждает данное положение. Причиной этого является не только дефицит времени, отводимого на изучение частных методик преподавания отдельных разделов «Технологии», но и недостаточная профессионально-педагогическая направленность предметной.

• подготовки, в частности, общетехнических дисциплин.

Различают два основные направления реализации профессионально ориентированной подготовки будущих учителей, в том числе учителей технологии (Г.Н.Некрасова). Ими являются построение вузовских курсов на профессионально значимом материале и подготовка студентов к решению профессиональных задач учителя при изучении дисциплин предметного блока.

В большинстве исследований, посвященных данной проблеме, первое направление реализации профессиональной направленности является не только наиболее разработанным, но и основным. Например, в работах С. Х. Абдуллаева («Детали машин»), А. Ю. Кирюхина («Теплотехника»), Г. П. Шишкина («Сопротивление материалов», «Теплотехника») и др. предлагается строить содержание дисциплины на таком материале, который студенты могли бы полностью либо частично использовать в будущей профессиональной деятельности. Причем, в основном в данных исследованиях затрагивается проблема профессиональной ориентации лабораторного практикума. Вопрос подбора технических задач для практических занятий в подготовке будущего учителя технологии остается практически не изученным.

Реализация второго направления профессионально-педагогической направленности обучения связана с интеграцией предметной и методической подготовки студентов. Так, в работах Т. А. Боровских, Г. Д. Бухаровой, В. И. Земцовой, Г. Н. Некрасовой, А. Н. Морозова, О. И. Чикуновой др. обосновывается возможность методической подготовки будущих учителей в процессе изучения дисциплин предметного блока (физика, математика, химия, основы предпринимательства, прикладная экономика, культура дома, информационные технологии и др.), начиная с первых курсов педвуза. Но при этом практически отсутствуют исследования, в которых бы нашел реализацию принцип интеграции общетехнической и методической подготовки будущего учителя технологии.

В работе Л. К. Патрушевой выделяются общеметодическая и частнометодическая подготовки при изучении дисциплины «Методика преподавания технологии». Важно установить, какие из компонентов методической подготовки будущих учителей технологии реализуются при изучении общетехнических дисциплин, частности, в процессе решения задач на практических и лабораторных занятиях.

В исследованиях Г. Н. Некрасовой, А. Н. Морозова выделены условия обеспечения профессиональной ориентации подготовки учителя технологии к использованию современных информационных средств в процессе обучения. Применительно к изучению дисциплин общетехнического цикла возможности реализации данных условий рассмотрены не были.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется сложившимся противоречием между объективной необходимостью повышения уровня профессиональной направленности общетехнической подготовки будущих учителей технологии и недостаточной реализацией данного требования в практике педвузов. Данное противоречие обусловило выбор темы, а также проблему исследования, суть которой состоит в определении путей, средств и условий осуществления профессионально ориентированной подготовки будущего учителя технологии при решении задач по общетехническим дисциплинам на практических и лабораторных занятиях.

Объект исследования — общетехническая подготовка будущих учителей технологии.

Предмет исследования — профессионально ориентированная подготовка будущих учителей технологии по общетехническим дисциплинам в процессе решения задач на практических и лабораторных занятиях.

Цель исследования состоит в разработке методики профессионально ориентированной подготовки по общетехническим дисциплинам будущих учителей технологии в процессе решения задач.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой общетехническая подготовка будущих учителей технологии будет более полно соответствовать требованиям их профессиональной деятельности при:

— определении методических условий профессионально педагогической направленности общетехнической подготовки студентов в процессе решения задач на практических и лабораторных занятиях в педвузевыделении профессиональных задач, реализуемых учителем технологии на уроках и факультативных занятиях, а также в профильном обучении при изучении элементов техники средствами учебных задач;

— определении общедидактического и частнометодического компонентов подготовки будущего учителя технологии при решении задач на практических и лабораторных занятиях по общетехническим дисциплинам;

— разработки учебных задач для студентов на профессионально значимом материале, ориентированных на содержание технологической подготовки школьников, в частности, на осуществление проектной деятельности.

В соответствие с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние теории и практики общетехнической подготовки учителя технологии, раскрыть сущность проблемы обеспечения ее профессиональной направленности.

2. Определить методические условия профессиональной направленности общетехнической подготовки будущих учителей технологии с помощью специально подобранных учебных задач.

3. Выделить общедидактические и частнометодические составляющие методической подготовки, осуществляемой в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам.

4. Разработать задачи по общетехническим дисциплинам на профессионально значимом материале, учитывающем содержание технологической подготовки в общеобразовательной школе, профильное технологическое обучение, а также ориентированных на использование в проектной деятельности.

5. Разработать методические задания для студентов по составлению технических задач, применяемых на уроках технологии и в проектной деятельности учащихся.

6. Подготовить методические рекомендации по формированию общедидактических и частнометодических умений студентов в процессе работы над задачей по общетехническим дисциплинам.

7. Внедрить в учебный процесс и экспериментально проверить содержание и методику профессионально ориентированной общетехнической подготовки будущего учителя технологии в процессе решения задач на практических и лабораторных занятиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и др.) — концепция профессиональной направленности обучения щ (А.Н.Богатырев, А. А. Вербицкий, А. К. Маркова, Г. Н. Некрасова,.

В.А.Сластенин и др.);

— концепция технологического и политехнического образования (П.Р.Атутов, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.);

— теория обучения решению задач (С.Е.Каменецкий, Т. В. Кудрявцев, Г. А. Балл, Г. Д. Бухарова, Н. Н. Тулькибаева, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова, Л. М. Фридман и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы щ исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической и профессионально-специализированной литературы, нормативных документов, научных трудов, статей и тезисов по теме исследования) — эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, контрольное тестирование, педагогический эксперимент и т. д.) — статистико-математический метод обработки результатов эксперимента.

1 Исследование состояло из трех этапов.

На первом этапе (1999;2001гг.) изучалось состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практике, анализировались диссертационные исследования и накопленный методический опыт обучения решению задач при изучении дисциплин предметной подготовки, а также изучалась проблема совершенствования общетехнической подготовки студентов на разных образовательных уровнях и обеспечение ее профессиональной направленности. Был разработан понятийный аппарат ь исследования, определены цель, гипотеза и задачи исследования.

На втором этапе (2001 — 2004) были определены профессиональные задачи учителя технологии, реализуемые при применении технических задач в учебно-воспитательном процессеописаны условия осуществления профессионально ориентированной подготовки учителя технологии в процессе работы над задачей по общетехническим дисциплинам на практических и лабораторных занятияхвыделены общедидактические и частнометодический компоненты подготовки студентовразработаны профессионально ориентированные задачи по прикладной механике, а также технические задачи для учащихся V-VIII классов, проведена экспериментальная работа по проверке методики профессионально ориентированной подготовки.

На третьем, заключительном этапе (2004;2005) были проведены обработка и анализ результатов исследования, сформулированы выводы, оформлена диссертационная работа.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Показана и обоснована возможность улучшения профессиональной направленности общетехнической подготовки будущих учителей технологии средствами решения учебных задач на практических занятиях и лабораторных работах.

2. Определены методические условия профессиональной направленности общетехнической подготовки студентов педвузов (выделение профессиональных задач учителя технологии, отбор профессионально значимого материала, учет внутрипрофессиональной дифференциации и специализации выпускников, интеграция предметной и методической составляющих подготовки).

3. Раскрыты основные профессиональные задачи учителя технологии по использованию полученной в вузе общетехнической подготовки в работе со школьниками на уроках технологии, факультативных занятиях, в проектной деятельности, а также в профильном обучении.

4. Выделены общедидактические и частнометодические составляющие методической подготовки, осуществляемой в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам на практических занятиях и при выполнении лабораторных работ. К числу общедидактических относятся элементы педагогической техники, обобщенные умения организовывать учебно-воспитательный процесс и др. Среди частнометодических выделены умения подбирать и составлять задачи технического содержания, применяемые на уроках технологии, на факультативных занятиях и в проектной деятельности.

5. Разработана методика профессионально ориентированной подготовки на практических и лабораторных занятиях по прикладной механике, включающая в себя цели обучения решению задач, содержание профессионально ориентированных задач, задания, направленные на формирование методических умений, структуру практических и лабораторных занятий по прикладной механике.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теории и практики профессионально педагогической направленности предметной подготовки учителя в системе высшего педагогического образования на материале профессионально ориентированной общетехнической подготовки будущего учителя технологии в процессе решения задач на практических и лабораторных занятиях.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны профессионально ориентированные задачи для будущих учителей технологии по прикладной механике (по разделу теоретической механики — 20 задачсопротивления материалов — 20- теории механизмов и машин — 20);

— составлены методические задания для студентов, направленные на формирование общедидактических и частнометодических умений в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам (в частности, на подбор и составление технических задач для применения в работе со школьниками, на использование моделей и макетов механизмов в проектной деятельности, на определение ошибок в решении задач и способов их предупреждения);

— даны методические рекомендации по обучению студентов решению задач по прикладной механике на практических и лабораторных занятиях;

— разработаны технические задачи для учащихся V-VIII классов средней общеобразовательной школы, работа по составлению которых на занятиях в вузе способствует развитию методических умений студентов, а применение на уроках технологии в школе, факультативных занятиях и в проектной деятельности школьников — более эффективному освоению техники.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебная деятельность по решению задач по общетехническим дисциплинам будущих учителей технологии может быть использована в качестве средства профессиональной ориентации учебного процесса.

2. Профессиональная направленность изучения предметов общетехнического цикла средствами решения учебных задач предполагает выполнение следующих методических условий: выявление профессиональных задач учителя технологии, использование профессионально значимого материала, учет внутрипрофессиональной дифференциации и специализации выпускников, обеспечение интеграции предметной и методической подготовки студентов.

3. В процессе решения задач по общетехническим дисциплинам на практических и лабораторных занятиях необходимо формировать как общедидактические, так и частнометодические умения.

4. Методика профессионально ориентированной общетехнической подготовки будущих учителей технологии должна включать в себя цели обучения решению задач, содержание задач, составленных на профессионально значимом материале и направленных на формирование общедидактических и частнометодических умений студентов, структуру практических и лабораторных занятий, методические рекомендации.

Апробация материалов исследования и внедрение его результатов в практику.

Основные положения исследования докладывались и обсуждались на следующих Международных научно-практических конференциях: «Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании» (Брянск, 2004 г.), «Наука: теория и практика» (Прага, Днепропетровск, Белгород, 2005) — Всероссийских научно-практических конференциях: «Современные тенденции развития технологического образования» (Шадринск, 2005г), «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2005) — Межрегиональных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы непрерывного технологического образования» (Шадринск, 2003 г.), «Молодые ученые — промышленности Северо — Западного региона» (Санкт — Петербург, 2003 г.), «Повышение качества подготовки специалистов в системе непрерывного профессионального образования» (Курган, 2005) — Межвузовских научно-практических конференциях: «Образовательная область „Технология“: поиски и решения» (Шадринск, 2001 г), «Технология, предпринимательство, экономика» (Тула, 2002 г.), «Актуальные проблемы технологизации образования» (Шадринск, 2002 г.), «Технологическое образование в школе и ВУЗе» (Москва 2005 г.).

Апробация материалов исследования и внедрение его результатов в практику проводилась на базе факультета технологии и предпринимательства.

Шадринского государственного педагогического института, на факультете технологии и предпринимательства Ишимского государственного педагогического института, на базе Курганского государственного университета и Мишкинского педагогического училища Курганской области.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и 6 приложений. Объем диссертации составляет 179 страниц (основной текст 126 страниц), библиографический список содержит 189 источников. В диссертации 18 рисунков, 15 таблиц.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Экспериментальная проверки методики профессионально ориентированной подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства показала, что полученные результаты экспериментальной проверки подтверждают гипотезу исследования:

1. Применение технических задач, сконструированных на профессионально значимом материале, способствует повышению уровня знаний и умений по предмету, а также мотивации у студентов к изучению общетехнических дисциплин.

2. Выполнение заданий, направленных на формирование общедидактических и частнометодических знаний и умений студентов способствует лучшему усвоению методических знаний при изучении курса методики преподавания технологии, снижает затруднения студентов во время педагогической практики, способствует лучшей адаптации к будущей профессиональной деятельности учителя технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет выделить следующие результаты:

— Раскрыта сущность проблемы обеспечения профессиональной направленности общетехнической подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства педвузов.

— Определены основные профессиональные задачи учителя технологии по использованию технических задач на уроках и в проектной деятельности с учащимися.

— Разработана методика реализации условий профессионально ориентированной подготовки студентов в процессе работы над задачей по общетехническим дисциплинам на практических и лабораторных занятиях в педвузе.

— Выделены общедидактический и частнометодический компоненты, формирование которых можно реализовать в процессе решения задач по общетехническим дисциплинам.

— Разработаны профессионально ориентированные задачи по прикладной механике для практических занятий, технические задачи для использования на лабораторных работах, а также задачи для использования на уроках технологии и при реализации проектного метода.

— Разработаны методические задания для студентов (на составление технических задач для применения на уроках в и проектной деятельности учащихся, на определение затруднений и ошибок школьников при решении данных задач, на переформулирование задач и заданий, используемых в работе со школьниками).

— Подготовлены методические рекомендации по формированию общеметодических и частнометодических умений студентов в процессе работы над задачей по общетехническим дисциплинам.

Предлагаемая методика обучения решению профессионально ориентированных задач на занятиях по общетехническим дисциплинам была апробирована в процесс обучения в Шадринском государственном педагогическом институте, Ишимском государственном педагогическом институте, Мишкинском педучилище Курганской области.

В целом, результаты экспериментальной проверки свидетельствуют о повышении качества как предметной, так и методической подготовки, связанной с овладением выделенными нами общедидактическими и частнометодическими умениями.

Очень важно отметить тот факт, что профессионально ориентированные задачи, разработанные нами для обучения прикладной механике, эффективно использовались и в процессе преподавания других общетехнических предметов. Особенно это касается заданий частнометодического характера. Преимущества, обусловленные применением этих задач, позволяют значительно повысить уровень технологической подготовки выпускников разных специализаций.

Итак, полученные в результате экспериментальной проверки результаты, подтверждают гипотезу, выдвинутую в нашем исследовании. Общетехническая подготовка студентов педвуза соответствует требованиям будущей профессиональной деятельности учителя технологии при условиях обеспечения профессионально педагогической направленности как содержания так и методики проведения занятий. Поэтому данная разработка рекомендуется для практического применения в процессе обучения общетехническим дисциплинам студентов педагогических специальностей.

Проделанная работы может являться базой для дальнейших исследований в следующих направлениях: разработка профессионально ориентированных задач по курсам технологических дисциплинсоздание программного обеспечения (электронные дидактические материалы, виртуальная профессионально ориентированная техническая лаборатория и др.) — изменение содержания и методики выполнения курсового проектирования по общетехническим дисциплинам для студентов специальности 30 600 «технология и предпринимательство» по специализациям «технология обработки пищевых продуктов», «декоративно-прикладное искусство и культура дома», «технология обработки текстильных материалов».

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России- 1998.- № 3.- С.35−39
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
  3. B.C. Форма тестовых заданий. М., 1991.
  4. Л.В. Сопротивление материалов: краткий курс. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 .-256с.
  5. Аль-Таравна С. Н. Курс теоретической физики в системе профессиональной подготовки учителя физики. Дис.. кандидата пед.наук. Ставрополь, 2000. 210с.
  6. Л.Н. Профессионально-графическая подготовки учителя технологии в педагогическом вузе: монография. М.: МПУ, 1998. 208с.
  7. Л.Н. Теория и практика профессионально-графической подготовки учителя технологии, а педагогических вузах. Автореферат дис.. доктора пед.наук. М., 1998. 40 с.
  8. Т.В. Профессиональная направленность гуманитарной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства. Автореферат дис.. кандидата пед.наук. Брянск, 2002.
  9. Ю.Аркуша А. И. Руководство к решению задач по теоретической механике. М.: Высш. шк., 2002, 234с.
  10. П.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.- М.: Высш.шк., 1980.-368с.
  11. П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. — № 2.- С. 17−20
  12. П.Р. Образовательная область «Технология» как система /Материалы к заседанию ученого совета ИПСМ РАО 10 апреля 1995.
  13. М.Атутов П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников. Автореф. дисс.. док. пед. наук.-М., 1971.
  14. П.Р. Связь трудового обучения с основами наук. М.: Просвещение, 1983. 128с.
  15. С.Н. Интеграция технологического и физического образования учащихся школ (научно-методические основы и педагогический опыт реализации): монография. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2002.-320с.
  16. С.Н. Подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования учащихся: Монография. М.: Педагогика, 2003.- 176с.
  17. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990.- 183 с.
  18. М.И. Теоретическая механика в примерах и задачах: статика и кинематика. СПб.: Политехника, 1995. 670 с.
  19. С .Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. -М.: Педагогика, 1981. 192с.
  20. С.Я., Шапоринский С. А. и др. Основы профессиональной педагогики. Высш. шк., 1977. — 503с.
  21. Н.М. Особенности методики обучения решению задач по физике курсантов военных вузов. Автореферат. дис.. кандидата пед.наук. — Челябинск, 2002.- 27с.
  22. А.С. Ситуации успеха: книга для учителей. Екатеринбург, 1997. -168 с.
  23. B.C. Педагогика: учебн. для инж.-пед. спец. /Екатеринбург. Обл. ин-т развития регионального образования. Екатеринбург, 1994. -330с.
  24. В.П. О критериях качества подготовки специалистов //Вестник высшей школы. 1988.- № 1.- С.3−8.
  25. В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
  26. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.- М.: Высш. шк., 1989.-144с.
  27. Л.П. Обучение решению и конструированию задач при подготовке студентов классического университета к педагогической деятельности. Автореферат. дис.. кандидата пед.наук. Ярославль, 2002.-21с.
  28. Бит-Давид Е. Л. Методика применения алгоритмов решения физических задач, обеспечивающая повышение уровня развития абстрактно-логического мышления учащихся старших классов общеобразовательных школ. Автореферат. дис.. кандидата пед.наук. -М., 2004.-20с.
  29. А.Н. Теория и практика общетехнической подготовки учителя в системе «школа педвуз». Дис.. доктора пед.наук. — М., 1993.
  30. А.Н. Теоретические основы общетехнической подготовки в системе непрерывного образования: монография. -М.: Изд-во Ml 11 У, 1991.- 169с.
  31. Болыпой иллюстрированный словарь. М., 1989.- 756 с.
  32. Большой энциклопедический словарь. Том 21. М.: Советская энциклопедия, 1986.- 653 с.
  33. Т.А. Пропедевтика методической подготовки будущих учителей химии на первом курсе педвуза. Дис. .кандидата пед.наук. -М., 1998.- 232 с.
  34. Н.В. Курс теоретической механики в 2 томах. СПб.: Лань, 1998.- 736 с.
  35. Е.Н. Общетехническая подготовка учителя технологии и предпринимательства в системе высшего педагогического образования. Дис. кандидата пед. наук. Магнитогорск, 2000.- 179с.
  36. Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза. Дис.. доктора пед. наук.- Екатеринбург. 1996. 276с.
  37. А.А. Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе. Дис. доктора пед. наук. М., 1991.- 55с.
  38. .В. Методический анализ учебного материала технических дисциплин в подготовке инженера педагога. Дис.. кандидата пед. наук. — Екатеринбург. 1995. 187 с.
  39. М.Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / МЛ. Виленский, П. И. Образцов, А.И.Уман- под ред. В. А. Сластенина.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 192 с.
  40. А.И. Сборник задач по сопротивлению материалов: учеб. пособие для учащихся машиностр.спец.техникумов.- М.: Высш.шк., 1990.-383с.
  41. В., Ямщикова Н. Образованию профессиональную ориентацию // Высшее образование в России.- 1998.- № 4.- С.29−32.
  42. Ю.А. Моделирование в технологическом образовании: монография. Воронеж: Воронеж.гос.пед.ун-т, 2001.- 226с.
  43. Ю.А. Компьютеризация физико-технической подготовки учителя технологии. Автореферат дисс.. д-ра пед.наук.- Воронеж, 2003.- 42с.
  44. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1964, — 51с.
  45. О.Е. Активизация технологической подготовки студентов педагогического вуза. Дис.. кандидата пед.наук.- М., 2000.
  46. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 600 Технология и предпринимательство. М.: МОРФ, 2000. — 23с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 600 Технология и предпринимательство. М.: МОиНРФ, 2005. — 23с.
  48. И.В. Методическая подготовка студентов университетов// Педагогика. № 1.- 1996. — С 37−40.
  49. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.- 128с.
  50. В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001, — 224с.
  51. Л.В. Педагогические условия формирования конструкторско-технологических умений у студентов индустриально-педагогическогофакультета педвуза. Автореф. дисс. .кан. пед. наук. 13.00.08. — Брянск, 1997.
  52. Дидактика технологического образования: книга для учителя. Часть 1. /под ред. П. Р. Атутова.- М.: ИОСО РАО, 1997.-230с.
  53. Н.В. Формирование начальных методических умений студентов педвузов в процессе обучения решению задач на построение. Автореферат. дис.. кандидата пед.наук. Екатеринбург, 2003.- 23с.
  54. С.Е. Методическая подготовка учителя трудового обучения.// Пути повышения качества подготовки учителей трудового обучения в условиях перестройки высшей школы: межвуз. сб. науч. трудов. Армавир, 1991. С.30−37.
  55. М.В. Обучение приемам решения задач по общетехническим дисциплинам будущих учителей технологии. //Технология, предпринимательство, экономика: межвуз. сб. статей. Ч. 1. — Тула: Изд-во Тульского гос. ун-та, 2002. С.80−84.
  56. М.В. Методически ориентированные задачи на занятиях по общетехническим дисциплинам // Технологическое образование в школе и ВУЗе: материалы науч. — практич. конф. МПГУ 1−2 февраля 2005 г. — М.: Изд-во «Эслан», 2005.- С.113−115.
  57. М.В. Обучение приемам решения задач по сопротивлению материалов // Актуальные проблемы технологизации образования: сб. науч. и учеб.-метод. ст. Шадринск: Изд-во гос.пед.ин-та, 2002- С.57−63.
  58. М.В. Оценка эффективности методической подготовки студентов на занятиях по общетехническим дисциплинам// Технологическое образование в школе и ВУЗе: материалы науч.-практич. конф. МПГУ 1−2 февраля 2005 г. М.: Изд-во «Эслан», 2005.-С.116−118.
  59. М.В. Профессионализация общетехнической подготовки в педагогическом вузе // Современные тенденции развития технологического образования: материалы Всерос. науч.- практич. конф. 24−25 марта 2005 г. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2005.- С.76−78.
  60. Н.А. Дидактические условия управления самостоятельной учебной деятельностью студентов педвуза (заочного отделения). Дис.. кандидата пед.наук. Липецк, 2001. — 232с.
  61. Г. М. Сопротивление материалов. М.: Высш.шк., 1986. -383 с.
  62. Г. М., Минин Л. С., Винокуров А. И. Руководство к решению задач по сопротивлению материалов: учеб.пособ. для вузов/ под ред. Л. С. Минина М.: Высш. шк., 2001.- 592с.
  63. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 336с.
  64. Л.П., Телеева Е. В., Качалов Д. В. Педагогические технологии: учебн. пособ. для студ. пед. вузов. Шадринск: Изд-во Шадринского гос.пед.ин-та, 2001. — 220с
  65. А.Ю. Формирование профессиональной готовности будущих учителей технологии (на примере создания и использования учебно-методических комплексов). Дис.. кандидата пед.наук. Уфа, 2000. -234с.
  66. В.Г. Формирование и развитие методических знаний в системе самостоятельной работы студентов. Дис. кандидата пед.наук. СПб., 1999.- 273с.
  67. Н.В. Формирование профессиональных понятий на основе использования комплекса учебных заданий в профессиональном лицее. Автореф. дис. кандидата пед.наук. М., 2004.- 25с.
  68. Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 480с.
  69. С.А. Общий метод решения задач как компонент содержания общеобразовательной подготовки уч-ся. Автореферат дис. канд. пед. наук. Саранск, 2002. — 24с.
  70. Т.А. Видоизменения задач, способствующие реализации профессиональной направленности обучения математике в учреждениях среднего проессионального образования. Автореферат дис.. кандидата пед.наук. Нижний Новгород, 2005, — 18 с.
  71. Е.Н. Особенности общеинженерной подготовки студентов профессионально-педагогического вуза. Дис.. кандидата пед.наук. -Екатеринбург, 1998.- 156с.
  72. А.С. Методика трудового обучения: Учебное пособие для пединститутов по специальности «Общетехнические дисциплины и труд».- М.: Просвещение, 1977.-231с.
  73. И.П. Межпредметные связи физики с военно-техническими дисциплинами (на примере дисциплины «устройство вооружения и его боевое применение»). Автореферат. дис.. кандидата пед.наук. — Челябинск, 2002.- 23с.
  74. А.К. Психология профессионализма. М., 1996, — 308с.
  75. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: учеб. пособие по спецкурсу для студ.пед.ин-тов / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987.- 160с.
  76. Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования: монография /Под ред. В. В. Рубцова.- Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.- 286с.
  77. Н.В. Самовоспитание профессиональной компетенции будущего учителя. Дис.. кандидата пед.наук. Брянск, 1994. — 151 с.
  78. Н.В. Технологическое образование: методический аспект. // Народное образование.- 2004.- № 8.- С. 106−112.
  79. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 366с.
  80. В.И. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя. Дис.. доктора пед.наук. М., 2000. — 380 с.
  81. Методика обучения технологии: Книга для учителя. /Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск — Ишим: Изд-во Ишимского пединститута.- НМЦ «Технология», 1998.-296с.
  82. И.В. Задачи по теоретической механике.- СПб.: Издательство «Лань», 2001.- 448с., ил.
  83. А.Н. Профессионализация информационно-технологической подготовки будущих учителей технологии в процессе применения программных средств по предпринимательству Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 2001.-18с.
  84. Е.М. Методическая подготовка учителей технологии и предпринимательства: монография / Под ред. В. Д. Симоненко.- Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 2002.- 214 с.
  85. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Шуя: Изд-во Шуйского педагогического университета, 1996. — 156 с.
  86. А.А. Профессиональная подготовка учителя технологии и предпринимательства. Дис.. кандидата пед. наук.- Екатеринбург, 1998.-231 с.
  87. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. — Брянск: Издательство Брянского гос. пед. ун-та им., НМЦ «Технология», 2000. 235с.
  88. А.И. Профессиональная направленность курса теоретической физики в педагогических институтах: содержание и структура: учеб. пособие. М.: МГПИ им. Ленина, 1987. — 134 с.
  89. Г. Н. Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельнбости: монография. — М.: Изд-во «Школа будущего», 2004.-255с.
  90. И.М. Методические основы формирования практических умений школьников в процессе решения физ. задач. Дис.. доктора пед.наук. М., 1994. — 327с.
  91. Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2002.- 288с.
  92. Э.Д. Технология и предпринимательство. М.: МПУ, 1996.-240с.
  93. П.И. Профессионально-ориентированная технология обучения: особенности проектирования и конструирования // Alma Mater. 2003. — № 10. — С.14−17.
  94. П.И. Психолого- педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: монография. -Орел, 2000.- 174с.
  95. Общая педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 4.1288с.
  96. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Ч.2.- 256с.
  97. Н.В. Организация педагогического эксперимента и математической обработки его результатов: учебно-методическое пособие к спецкурсу для будущих учителей технологии и предпринимательства.- Ишим: Изд-во Ишимского гос. пед. ин-та, 2005. -48с.
  98. М.Б., Питт Д. Образовательная область Технология: теоретические подходы и методические рекомендации. — Иорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997. -81с.
  99. Л.М. Проблемы методической подготовки будущего учителя. Сов. Педагогика. — 1979. — № 6. — С. 106−113.
  100. Л.К. Методическая подготовка учителя технологии в условиях педвуза с учетом выделения различных специализаций. Дис.. кандидата пед.наук. Киров, 1999. — 191 с.
  101. П.И. Дидактические основы повышения эффективности учебной и научной деятельности.// Психолого —дидактический справочник преподавателей высшей школы. М., 1999 — С. 124−299.
  102. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.- 512 с.
  103. А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: монография. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та «Факел», 1997. — 261с.
  104. М.В. Пропедевтика как дидактическое условие преемственности в системе непрерывного физического образования. Дис. кандидата пед.наук. Челябинск, 2001.- 278с.
  105. Программы общеобразовательных учреждений. Технология: Трудовое обучение 1−4 кл., 5−11 кл. М.: Просвещение, 2002.- 240с.
  106. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512с.
  107. Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе.- М., 1993.
  108. Е.В. Некоторые аспекты конструирования задач с проблемным содержанием в практике вузовского преподавания. // Преподаватель.- 2001.-№ 3-С.47−48.
  109. Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в вузе. Дис.. доктора пед.наук. Магнитогорск, 2001. — 325с.
  110. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.- 608с.
  111. Ю.К. Дидактическая подготовка будущих учителей технологии при изучении общетехнических дисциплин. Дис.. кандидата пед.наук. Липецк, 2000. — 174 с.
  112. С.С. Интенсификация подготовки учителя в педвузе на основе сближения учебной и будущей профессиональной деятельности. Дис.. кандидата пед.наук. Казань, 1991.- 182 с.
  113. П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства: Книга для учителя. — Брянск: БГПУ, 1999. 256с.
  114. Г. И. Методика преподавания: предмет, проблематика, связь с педагогикой // Педагогика. № 3. — 1999. — С.27−32.
  115. Г. И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. № 1. — 1999.- С.19−24.
  116. Сборник коротких задач по теоретической механике /под ред. О. Э. Кепе. М.: Высш. шк., 1989. — 368 с.
  117. Л.Г., Зырянов В. Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе (из опыта работы в средних специальных учебных заведениях).- М.: НИИВШ, 1991.
  118. В. Д. Становление образовательной области «Технология» в системе общего образования школьников. / Технологическое образование и предпринимательство: сб. науч. ст. -Брянск: Изд-во Брянского пед. ун-та, НМЦ «Технология», 1997. С. 916.
  119. В.Д., Матяш Н. В. Основы технологической культуры: учебн. для уч-ся 10−11 кл. общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М.: Изд. Центр «Вентана — Графф», 2000. — 176с.
  120. В.Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников: теоретико-методологические аспекты /под ред. В. Д. Симоненко Брянск: Изд-во БГПУ им. И. Г. Петровского, НМЦ «Технология», 1999.-230с.
  121. Н.С. Предметно-методическая подготовка будущего учителя при изучении курса «числовые системы» в педвузе. Дис. кандидата пед.наук. Тольятти, 2003.- 270с.
  122. В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 368с.
  123. П.В. Реализация принципа динамического баланса в процессе методической подготовки будущего учителя физики. // http://www.physfac.bspu.secna.ru/home/sculov/sci/pdb.html (24.01.2003).
  124. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.: Академия, 2001. 304 с.
  125. Сластенин В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. -М.: Просвешение, 1976.- 160с.
  126. Сопротивление материалов / под ред. Г. М. Варданян.- М.: Инфра-М, 2003.-480с.
  127. Сопротивление материалов: учеб пособ. / под ред. Н. А. Костенко.-М.: Высш.шк., 2000.- 430с.
  128. Н.В. Профессиональная подготовка учителей технологии и предпринимательства в высшей школе: на основе инварианта механики. Дис.. кандидата пед.наук.- М., 2003.- 183 с.
  129. М.А. Рабочая тетрадь по оборудованию швейного производства: пособие для студентов специальности 30 600 «Технология и предпринимательство». Шадринск: Изд-во Шадринского гос.пед.ин-та, 2000.- 138с.
  130. А.В. Формирование технологических знаний и умений в профессиональной подготовке студентов педвуза: на примере машиноведческих и технологических дисциплин. Дис.. кандидата пед.наук. -М., 2003.- 207 с.
  131. З.А. Методическая подготовка будущих учителей к развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии. Дис. .кандидата пед.наук. Ульяновск, 1997. -202с.
  132. С.М. Краткий курс теоретической механики М.: Высш. шк., 1998.- 416с.
  133. Ю.Г. Методическая работа какой ей быть. // Вестник высшей школы. — 1986. — № 6. — с.25−29.
  134. Творческие проекты для учащихся 5−9 классов общеобразовательных школ: книга для учителя /под ред. В. Д. Симоненко. НМЦ «Технология», — Брянск, 1996. -238с.
  135. Теоретическая механика: методические указания и контрольные задания /под ред. С. М. Тарга. М.: Высш. шк., 1982. -111 с.
  136. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы / Под ред. В. Д. Симоненко.-М.: Вентана-Графф, 2003.- 192с.:ил.
  137. Технология. Трудовое обучение: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Вентана-Графф, 2002.-288с.:ил.
  138. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы/ под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана Граф, 2003.- 256с.:ил.
  139. Технология: учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений: Вариант для мальчиков / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2001.-174с.:ил.
  140. Технология: учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) / под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Графф, 2003.- 176с.:ил.
  141. Е.Н. Теория и практика технологической подготовки студентов специальности «технология и предпринимательство» в педвузе. Дис.. доктора пед. наук. М., 2002.- 456с.
  142. Н.Н. Методические основы обучения учащихся решению задач по физике. Дис.. доктора пед.наук. Челябинск. 1989. -379с.
  143. С.В. Проектирование системы задач для университетского курса аналитической химии с учетом дидактических функций. Дис.. кандидата пед.наук. Омск, 2000. — 198 с.
  144. В.К. Методическая подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства. // Технология, предпринимательство, экономика.: Межвуз. сб. статей, — Тула: Изд-во Тульского гос.пед.ун-та им. Л. Н. Толстого, 2002. С. 197−203.
  145. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 208с.
  146. Л.М. О методике обучения решению физических задач. // Физика в школе. 1994. — № 6. — С.24−28.
  147. Л.Г. Профессионально-направленные междисциплинарные задачи в ситеме технологической подготовки специалистов швейного производства. Дис. кандидата пед. наук. -Казань, 2004.- 224 с.
  148. М.В. Проектно-технологические задачи и задания для уроков технологии // Народное образование.- 2004.- № 8.- С. 113−119.
  149. Н. Что такое учебная дисциплина? (Электронный ресурс) /Н. Чебышев, В. Каган: http:// www.informika.ru
  150. Д.В. Технология обучения в высшей школе: учеб. пособие / под ред. Д. В. Чернилевского.- М.: «Экспедитор», 1996. 288с.
  151. В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработки ткани»: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2002.-125с.
  152. В.Н. Технология обработки ткани: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2000. -127 с.
  153. О.И. Формирование методических умений будущих учителей в процессе работы над задачей в курсах математических дисциплин педвуза. Дис. кандидата пед.наук. Екатеринбург, 1998.-164с.
  154. P.M. Компьютерный лабораторный практикум по курсу «Сопротивление материалов» Воронеж, 2003.- 91 с.
  155. P.M. Компьютерный лабораторный практикум по курсу «Теоретическая механика»: учеб. пособие. В 2 частях. Часть1.-Воронеж: ГОУВПО «Воронежский гос. пед. ун-т», 2003.-97с.
  156. P.M. Компьютерный лабораторный практикум по курсу «Теория машин и механизмов». Воронеж, 2002.- 49с.
  157. М.П., Эрганова Н. Е. Практикум по методике профессионального обучения: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. — 105 с.
  158. А.А. Конструктивно проектировочная деятельность в структуре профессиональной подготовки учителя физики.- Барнаул: Изд-во Барнаульского гос.пед.ун-та, 1999.- 359с.
  159. Г. П. Методические основы разработки и проведения профессионально-ориентированного лабораторного практикума по общетехническим дисциплинам в технологической подготовке студентов педвузов. Дис.. кандидата пед.наук.- Киров, 1996. 186с.
  160. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208с.
  161. Н.Е. Основы методики профессионального обучения. — Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т., 1990.- 149с.
  162. А.А., Эрдеди Н. А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. М.: Академия, 2001.- 320 с.
  163. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высш.шк., 1972.89 с.
  164. А.А. Курс теоретической механики. СПб.: Лань, 2001.- 586с.
Заполнить форму текущей работой