Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подготовка курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогические условия, позволяющие повысить уровень готовности курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения: общие (соответствие деятельности образовательного учреждения и всего образовательного процесса потребностям обновления общества и создания правового государстваинтенсификация обучения курсантов, обеспечение их активной деятельности и субъектной позиции… Читать ещё >

Содержание

  • Гл. 1. Педагогические основы подготовки будущих работников правоохранительных органов к правовому воспитанию населения
    • 1. 1. Подготовка будущих юристов к правовому воспитанию населения как социально-педагогическая проблема
    • 1. 2. Готовность сотрудников правоохранительных органов к правовому воспитанию населения
    • 1. 3. Анализ состояния подготовки курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения
  • Выводы по I главе
  • Гл. II. Система подготовки курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения
    • 2. 1. Модель системы подготовки будущих сотрудников ОВД к правовому воспитанию населения
    • 2. 2. Организация, ход и результаты экспериментальной проверки эффективности модели подготовки курсантов к правовому воспитанию населения
  • Выводы по II главе

Подготовка курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Этап реформирования государственного устройства, экономических, духовных и организационных основ жизни, переживаемый сегодня нашим обществом, вызвал многочисленные негативные явления, связанные с понижением уровня правовой культуры и правового сознания населения. Наблюдается рост преступности и резкое снижение степени защищенности личности от преступных посягательств. Усиливаются агрессивность и жестокость, в том числе немотивированные, отдельных членов общества. Углубляющаяся криминализация порождает негативные изменения в общественной психологии. Повысился порог терпимости к преступным проявлениям, которые зачастую стали расцениваться как обыденные события, не вызывающие должной реакции со стороны государства и, следовательно, вполне допустимые.

Данные исследований свидетельствуют о том, что причинами совершения насильственных преступлений и хулиганства становятся воспроизведение отрицательных традиций в неформальных группах, учебных и трудовых коллективахотсутствие в обществе должной правовой пропагандынеоправданно широкое распространение фильмов и передач, насыщенных сценами убийств, насилия и др.

Отмечаются различные виды деформации правосознания населения: граждане не знают своих прав, другие, зная права, не имеют представления о предусмотренных законом способах их защиты.

В таких условиях становится очевидно, что дальнейшее развитие и совершенствование общества, утверждение принципов правового государства требуют принятия мер по улучшению правового воспитания населения, преодолению преобладающей стихийности этого процесса, созданию системы регулирования правовой социализации. Такая система должна объединить все государственные и общественные организации, имеющие отношение к правовому воспитанию: отделы профилактики правоохранительных органов, детские комнаты, инспекции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органы, исполняющие наказания, преподавателей правовых учебных дисциплин, психологов и социальных педагогов образовательных учреждений и т. д. Существует необходимость в создании на новом качественном и содержательном уровне системы правового всеобуча населения, охватывающего молодые семьи, молодых родителей, преподавательский состав, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов.

Требует совершенствования работа по подбору, подготовке и специализации по проблемам правового воспитания юристов-педагогов, так как даже лицам с базовым педагогическим и психологическим образованием требуется немало времени, чтобы понять способы решения правовоспитательных проблем. В повышении уровня педагогической готовности к правовому воспитанию граждан нуждаются сотрудники ОВД.

Работникам правоохранительных органов принадлежит особая роль в осуществлении правового воспитания населения. Прежде всего, развитие и совершенствование общества, утверждение принципов правового государства невозможны без нейтрализации антиправовых устремлений граждан. Вместе с тем процессы развития нашего общества требуют отказа от одностороннего увлечения силовыми методами и овладения более цивилизованными педагогическими, этическими методами работы с населением. Переориентация общества на человека, его права и достоинство как высшую ценность потребовала изменений в содержании деятельности правоохранительных органов по правовому воспитанию населения. Соответственно изменились и требования к системе юридического образования в целом и к подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов к правовому воспитанию населения в частности. Концепция кадровой политики МВД РФ (1998 г.) поставила в качестве одной из важнейших задач последовательный переход от традиционного для России репрессивного типа деятельности правоохранительных органов к модели деятельности, характеризующейся служением обществу и людям, обеспечивающей тесное взаимодействие между милицией и гражданами, их активное сотрудничество. Все это говорит о том, что на современном этапе подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов к правовому воспитанию населения является социально детерминированной задачей, требующей внесения изменений в систему юридического образования.

В образовательных учреждениях МВД России в разном объеме изучаются основы педагогики и психологии, в которых затрагиваются вопросы теории правового воспитания населения. Однако масштабы ее изучения и общий уровень готовности выпускников к осуществлению правовоспитательной деятельности остаются значительно ниже необходимого и не отвечают возросшим социальным требованиям. При решении задачи подготовки курсантов в рассматриваемом аспекте профессиональные учебные заведения МВД сталкиваются с трудностями, в основе которых лежит недостаточная разработанность ее теоретических и методических основ.

Анализ литературы показывает, что проблема правового воспитания вызывала интерес исследователей на различных этапах развития педагогической теории и практики. Существенный вклад в определение целей, задач, содержания, методов и средств правового воспитания молодежи внесли такие педагоги, как A.M. Айзенберг, Б. Т. Лихачев, З. К. Шнекендорф и др. Теоретические и методические основы профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних были разработаны А. И. Кочетовым, Л. И. Маленковой, И. В. Павловым, Л. Ю. Сироткиным и др.

Г. П. Давыдов, И. Ф. Рябко, А. П. Куницин, Н. Г. Суворова, В. М. Обухов, Г. М. Миньковский и другие разработали педагогические основы правового воспитания трудных подростков. Т. В. Корчагина исследовала содержание, формы и методы правового воспитания учащихся профессионально-технического училища.

В работах А. Ф. Никитина, И. И. Павловой, Я. В. Соколова, Е.В. Тата-ринцевой и др. рассматривается взаимосвязь правового воспитания молодежи с гражданским, патриотическим и нравственным направлениями воспитания.

Особенности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД, их правового воспитания, формирования у них правовой культуры и развития правосознания раскрыты в работах О.В. Дама-скина, А. Р. Зюбина, В. В. Кожевникова и др. В трудах таких ученых, как A.M. Айзенберг, П. Б. Баранов, А. Д. Бойков, А. И. Долгова, JI.M. Корниенко, Е. А. Лукашева, Г. Д. Маркова, И. Ф. Рябко, Е. В. Татаринцева и др., раскрываются теоретические и методические основы правового воспитания населения. В то же время вопросы подготовки сотрудников правоохранительных органов к правовоспитательной деятельности остались вне сферы исследований.

Таким образом, существует противоречие: с одной стороны, современное общество нуждается в сотрудниках правоохранительных органов, способных эффективно осуществлять правовое воспитание населения, с другой стороны остаются неразработанными теория и методика подготовки будущих юристов к правовому воспитанию.

С учетом названного противоречия мы определили проблему исследования: каковы педагогические условия совершенствования системы подготовки курсантов к правовому воспитанию населения? Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения МВД РФ.

Предмет исследования — педагогические условия совершенствования подготовки курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения как компонента системы их профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования — подготовка курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения будет успешной, если реализовать совокупность педагогических условий, включающую общие условия эффективности целостного педагогического процесса:

— соответствие деятельности образовательного учреждения и всего образовательного процесса потребностям обновления общества и создания правового государства;

— интенсификация обучения курсантов, обеспечение их активной деятельности и субъектной позиции в учебном процессе;

— построение образовательного процесса на основе современных педагогических технологийчастные условия, непосредственно влияющие на уровень готовности курсантов к правовому воспитанию населения:

— направленность всего учебно-воспитательного процесса на формирование у курсантов правовой культуры;

— реализация в педагогическом процессе модели системы подготовки будущих сотрудников ОВД к правовому воспитанию населения, системообразующим компонентом которой является программа «Правовое воспитание населения», построенная на принципах междисциплинарной интеграции и профессиональной проблемности;

— обеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки курсантов путем актуализации правовоспитательного аспекта профессиональной деятельности курсантов в процессе внеучебной практики и стажировки.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и содержание правового воспитания населения и основные направления деятельности органов внутренних дел по его осуществлению в современных условиях.

2. Определить показатели и уровни готовности курсантов образовательного учреждения МВД РФ и сотрудников ОВД к правовому воспитанию населения.

3. Изучить современное состояние теоретической и практической подготовки специалистов юридического профиля к правовому воспитанию населения.

4. Разработать модель системы подготовки курсантов вуза МВД РФ к правовому воспитанию населения.

5. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, при которых подготовка будущих юристов к правовому воспитанию населения будет наиболее эффективной.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический метод познания как основа научной педагогикиобщенаучный принцип системного подхода (Афанасьев В.Г., Кузьмина Н. В., Сокольников Ю. П. и др.) и положение о деятельности как основе социального и профессионального становления личности (Бабанский Ю.К., Максимов В. Г., Таланчук Н. М. и др.) — теория права (С.С. Алексеев, М. Н. Марченко, В. В. Оксамытный, А. С. Пиголкин, Ю. А. Тихомиров и др.) — теории контекстного и модульного обучения (Вербицкий А.А., П. Юцявичене и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ научной и методической литературы, нормативно-правовой и учебно-планирующей документацииизучение и анализ передового опытаконстатирующий и формирующий экспериментыпедагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности курсантов, статистическая обработка полученных результатов.

Базой исследования был Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД РФ.

Этапы исследования.

Первый этап исследования (1997 — 1998 гг.) был направлен на определение исходных позиций исследования: проведен теоретический анализ сущности и содержания правового воспитанияопределен методологический аппарат исследования (сформулированы проблема, цель, гипотеза и задачи исследования) — осуществлен подбор адекватных методов исследования.

Второй этап исследования (1998 — 2001 гг.) включал изучение содержания подготовки курсантов образовательных учреждений МВД к правовоепитательной деятельностиразработку методики, построение модели системы подготовки будущих юристов к правовому воспитанию населения и ее внедрение в педагогический процесс Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД Россиивыявление и теоретическое обоснование педагогических условий ее эффективного функционированияразработку программы опытно-экспериментальной работы и ее реализацию.

Третий этап (2001 — 2002 гг.) был посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента. Экспериментально обосновывались педагогические условия подготовки курсантов к правовому воспитанию населения, формулировались выводы, оформлялись результаты диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— определено содержание подготовки курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения;

— разработаны и теоретически обоснованы показатели уровня готовности курсантов к правовому воспитанию населения;

— разработана модель системы подготовки будущих специалистов правоохранительных органов к правовому воспитанию населения;

— выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия эффективности подготовки курсантов к правовоспитательной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что использование разработанной модели системы подготовки будущих юристов к правовому воспитанию населения, включающей программу «Правовое воспитание населения», способствовало совершенствованию системы профессиональной подготовки курсантов и повышению уровня их готовности к осуществлению правовоспитательной деятельности. Материалы исследования могут быть использованы в системе профессиональной подготовки педагогических кадров, в системе повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов.

Достоверность результатов исследования и обоснованность научных положений и выводов обеспечивались последовательной реализацией методологической основы процесса исследования на всех его этапахсоответствием теоретических и эмпирических методов исследования предмету исследования и поставленным задачамколичественным и качественным анализом результатов эксперименталичным опытом работы в юридическом вузе в качестве преподавателя.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе их обсуждения на научно-практических конференциях всероссийского и республиканского уровней в 2000 — 2002гг. в г. Чебоксары, а также на ежегодных внутривузовских конференциях. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД РФ.

На защиту выносятся:

— модель системы подготовки курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения, компонентами которой являются цель, закономерности и принципы, содержание, технология, результат;

— педагогические условия, позволяющие повысить уровень готовности курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения: общие (соответствие деятельности образовательного учреждения и всего образовательного процесса потребностям обновления общества и создания правового государстваинтенсификация обучения курсантов, обеспечение их активной деятельности и субъектной позиции в учебном процессепостроение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических технологий) и частные (направленность всего учебно-воспитательного процесса на формирование у курсантов правовой культурыреализация в педагогическом процессе модели системы подготовки будущих сотрудников ОВД к правовому воспитанию населения, системообразующим компонентом которой является программа «Правовое воспитание населения», построенная на принципах междисциплинарной интеграции и профессиональной проблемностиобеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки курсантов путем актуализации правовоспитательного аспекта профессиональной деятельности курсантов в процессе вне-учебной практики и стажировки).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложениясодержит 3 рисунка, 1 схему и 17 таблиц. Список использованной литературы включает 213 источников. Содержание диссертации отражено в 10 работах.

Выводы по II главе.

Подводя итоги экспериментальной работы, мы можем сделать следующие выводы:

1. Подготовка курсантов образовательного учреждения МВД РФ в нашем исследовании выступает как система, состоящая из ряда структурных компонентов и связанная в качестве подсистемы с другими компонентами более сложной педагогической системы вуза в целом. Разработанная нами модель содержит следующие компоненты: цель, закономерности, принципы, содержание, технологию (методы, приемы, средства, формы), результат.

2. Экспериментальная проверка разработанной модели системы подготовки курсантов осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной, контрольно-заключительный. На подготовительном этапе была осуществлена диагностика исходного уровня готовности курсантов к правовому воспитанию населения в соответствии с выделенными показателями. Выявлены три группы курсантов: с высоким, средним и низким уровнями готовности. Основной этап включал апробацию программы спецкурса (в форме проблемного кружка) «Правовое воспитание населения», направленной на формирование мотивационной, информационной, технологической и личностной готовности курсантов к правовоспитательной деятельности.

Отработка умений осуществления правового воспитания граждан происходила в ходе внеучебной практики и стажировки. Контрольно-заключительный этап экспериментальной работы был направлен на анализ результатов проведенного исследования и оценку эффективности разработанной модели подготовки курсантов к правовому воспитанию населения.

3. В результате экспериментальной работы произошли значимые изменения по выделенным показателям готовности будущих сотрудников ОВД к правовому воспитанию населения. У курсантов экспериментальной учебной группы преобладала устойчивая мотивация профессионального выбора и овладения правовоспитательной деятельностью. Повысилась успеваемость по всем дисциплинам как общепрофессионального, так и специального блоков.

Полными и достаточными оказались знания курсантами и методики правового воспитания. Они показали высокий уровень владения методами и приемам правового воспитания в ходе стажировки. По дисциплинированности экспериментальная группа также являлась одной из лучших на курсе.

4. В ходе эксперимента была подтверждена целесообразность выдвинутых нами общих и частных условий эффективности реализации модели системы подготовки курсантов вуза МВД РФ к правовому воспитанию населения.

Сравнительно-уровневый анализ эмпирических данных подтвердил выдвинутую в исследовании гипотезу относительно общепедагогической эффективности экспериментальной модели подготовки курсантов к правовоспитательной деятельности.

Заключение

.

Анализ социально-правовых проблем и проблем профессиональной подготовки работников правоохранительных органов подтвердил правомерность постановки выбранной проблемы исследования, обусловленной как потребностью педагогической практики в ее решении, так и недостаточной ее разработанностью в педагогической теории.

На основе предпринятого изучения философских, психолого-педагогических и юридических исследований, научно-методической литературы, анализа, осмысления и синтеза педагогического опыта было сформулировано обобщенное определение исследуемого явления. Правовое воспитание населения мы понимаем как целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию у граждан правовых знаний и убеждений, навыков правомерного и социально активного поведения, а также развитие и стимулирование их активной правовой деятельности.

В исследовании раскрыты сущностные характеристики правового воспитания населенияопределено содержание правовоспитательной деятельности работников правоохранительных органов. Выделены показатели уровня готовности сотрудников ОВД к правовому воспитанию населения: мотивация правового воспитаниязнание теории и технологии правовоспитательной деятельностипрактическое владение формами, методами, приемами правового воспитаниясобственный уровень правовой культуры сотрудников правоохранительных органов.

Опрос сотрудников ОВД Чувашии, Татарстана и Марий Эл позволил установить, что специалисты признают важность правового воспитания граждан. Однако реально осуществляют его недостаточно эффективно, испытывая при этом трудности в определении целей и задач, планировании и организации правовоспитательной деятельности, установлении контакта с гражданами, в осуществлении правовой агитации и пропаганды, координации своих действий с деятельностью других субъектов правового воспитания, контроле, анализе и оценке своей деятельности в исследуемом направлении.

На основе проведенного теоретического анализа и оценки правового воспитания нами была разработана модель системы подготовки курсантов образовательного учреждения МВД РФ к правовому воспитанию населения, включающая такие компоненты как цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, технологию, результат.

Мы выделили закономерности подготовки курсантов вуза МВД к правовоспитательной деятельности;

— зависимости эффективности подготовки курсантов к правовому воспитанию населения от их собственной активности;

— зависимости подготовки курсантов в исследуемом направлении от целостности педагогического процесса в вузе;

— взаимосвязи и взаимообусловленности обучения и воспитания курсантов;

— зависимости уровня готовности курсантов к правовому воспитанию населения от характера их мотивации профессионального выбора;

— обусловленности эффективности подготовки курсантов к правовоспитательной деятельности наличием благоприятных условий для реализации курсантами развитого правосознания на практике;

— взаимосвязи правового воспитания и самовоспитания будущих сотрудников ОВД.

При разработке содержания подготовки будущих сотрудников ОВД к правовому воспитанию населения мы опирались на ряд принципов: системностисообразностимеждисциплинарной интегративностипрофессиональной проблемностисамостоятельности и активностиинтеркультурностисвязи обучения с практической деятельностью курсантов.

В соответствии с перечисленными закономерностями, принципами, а также сущностью правового воспитания мы разработали содержание подготовки курсантов к правовому воспитанию населения, выделив в нем три блока: подготовительный, основной, контрольно-оценочный. Во внеучебную деятельность был введен спецкурс «Правовое воспитание населения», формой реализации которого был проблемный кружок. Программа спецкурса рассчитана на два года обучения. Спецификой программы является ее направленность не только на формирование теоретической и технологической готовности курсантов к правовому воспитанию населения, но, прежде всего на формирование у них мотивации профессионального выбора и овладение правовоспитательной деятельностью, повышение правовой культуры курсантов. Системообразующей основой программы являются принцип междисциплинарной интегративности и идея отношения к праву как регулятору социальных отношений.

Для проверки эффективности разработанной модели на базе Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России была проведена экспериментальная работа, которая включала три этапа: подготовительный, основной, контрольно-заключительный.

Диагностика и экспертное оценивание уровня готовности курсантов к правовому воспитанию населения осуществлялись в начале, в ходе и конце эксперимента по выделенным показателям. Анализ результатов эксперимента выявил существенные различия по всем показателям готовности курсантов к правовоспитательной деятельности между экспериментальной и контрольной группами.

На первом этапе у значительной части курсантов экспериментальной группы повысилась мотивация профессионального выбора и осознание значимости правового воспитания населения как компонента их будущей профессиональной деятельности. На втором этапе наблюдались значимые приращения в знаниях как теории права, так и теории правового воспитания. Это отразилось и на общей успеваемости курсантов экспериментальной группы, которая на протяжении всего эксперимента была выше по сравнению с уровнем успеваемости курсантов контрольной группы. Кроме того, оказались устойчивыми умения правовоспитательной деятельности, которыми курсанты экспериментальной группы овладели на занятиях кружка. Анализ итогов прохождения курсантами этой группы как внеучебной практики, так и стажировки показал, что они выполняли профессиональные обязанности эффективнее.

Повысился уровень правового сознания и правовой культуры курсантов, а также дисциплинированность в экспериментальной группе.

В ходе эксперимента подтвердилось наше предположение об общих и частных педагогических условиях эффективности реализации разработанного содержания подготовки будущих сотрудников ОВД к правовому воспитанию населения.

Общими педагогическими условиями, являются следующие.

1. Соответствие деятельности образовательного учреждения и всего образовательного процесса потребностям обновления общества и создания правового государства. Успешность образовательного процесса зависит от того, насколько его цели, содержание и методы работы направлены на опережающую функцию, на подготовку специалистов завтрашнего дня, способных совершенствовать практику;

2. Целевое управление профессионально-образовательным процессом. Управление определяется целью, предвосхищением того результата, который должен быть достигнут. Вся организация процесса, все методики и технологии должны строго отбираться, чтобы в итоге гарантированно получался результат, в точности соответствующий цели;

3. Максимальная интенсификация обучения курсантов, обеспечение их активной деятельности, организация самостоятельной работы. Необходимо заинтересовать курсантов и увлечь их учебой, создав культ профессионализма;

4. Применение интенсивных психолого-педагогических технологийусиление образовательной стороны учениясоздание в процессе учения атмосферы интереса и увлеченностипревращение процесса учения в развивающий и формирующий личность процессцеленаправленное развитие деловых и профессиональных качеств обучающихсяпостроение обучения на принципах гуманизма, демократизма, усиление обратной связи в процессе обучения и др.

Частными условиями эффективности реализации модели системы подготовки курсантов вуза МВД к правовому воспитанию населения, непосредственно влияющими на уровень готовности курсантов к правовому воспитанию населения являются: направленность всего учебно-воспитательного процесса на формирование у курсантов правовой культурыреализация в педагогическом процессе модели системы подготовки будущих сотрудников ОВД к правовому воспитанию населения, системообразующим компонентом которой является программа кружковых занятий «Правовое воспитание населения», построенная на принципе междисциплинарной интеграции и профессиональной проблемностиобеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки курсантов путем актуализации правовоспитательного аспекта профессиональной деятельности курсантов в процессе внеучеб-ной практики и стажировки.

Проведенная опытно-экспериментальная работа показала значимость внедрения результатов нашего исследования и справедливость выдвинутой нами гипотезы. В то же время в процессе исследования появились новые проблемы и вопросы, нуждающиеся в их решении.

Эти проблемы связаны с введением многоуровневой системы профессиональной подготовки юристов и обеспечением преемственности в формировании у курсантов готовности к правовому воспитанию населения на различных ступенях образования. Дальнейшего изучения требуют также проблемы разработки содержания правовоспитательной деятельности относительно различных групп населения и подготовки сотрудников ОВД к интеграции усилий социальных институтов в правовом воспитании граждан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности./Отв. ред. Е.А. Лукашева- АН СССР, Институт государства и права. — М.: Наука, 1988.- 142 с.
  2. А.Я. Права человека. Новое знание. М.: Московская школа прав человека, 2000. — 392 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-ое изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  4. A.M. Задачи и формы правового и нравственного воспитания подростков. М.: Знание, 1975. — 40 с.
  5. Актуальные проблемы совершенствования профилизации и специализации обучения курсантов и слушателей: Материалы научно-практической конференции М.: ЮИ МВД России, 2000. — 125 с.
  6. С.С. Теория права. 2-ое изд. — Харьков: БЕК, 1994 — 223 с.
  7. В.В. Правовое воспитание молодого поколения / В.В. Аль-хименко, А. Б. Козловский. М.: Московский рабочий, 1985. — 95 с.
  8. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1973.-392 с.
  9. В.К. Правомерное поведение. Правонарушение // Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993.- 430с.
  10. В.К. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие/Бабаев В.К., Баранов В. М., Толстик В. А. М.: Юристъ, 1998.251 с.
  11. П.П. Правовое воспитание граждан СССР в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983.-128 с.
  12. П.П. Профессиональное правовоспитание работников органов внутренних дел (Теоретические проблемы). Учебное пособие. М.: ВЮЗШ МВД СССР, 1991.-130с.
  13. П.П. Профессиональное правосознание и поведение работников правоохранительных органов // Личность и власть. Саратов, Издательство Саратовского университета, 1995.-е. 58−67.
  14. К.Т. Социалистическое правосознание. Диалектика формирования и развития. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство. 1979−384 с.
  15. К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. -М.: Высшая Школа, 1982.-183 с.
  16. Р.П. Правовое образование в начальной школе // Народная школа.- 1999 № 3 — с.52−55.
  17. А.Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания // Вопросы теории и практики правового воспитания. М., 1976. — 24 с.
  18. Н.А. Функции общественного правосознания/АН УССР, Институт государства и права. Киев: Наукова Думка, 1986.- 85 с.
  19. И.Ф. Правовое воспитание молодежи. // Советское государство и право. 1971. — № 9- 143 с.
  20. А.В. Правовое воспитание личности в производственном коллективе // Советское государство и право. 1976 — № 2 — 33−34 с.
  21. B.JI. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. 3-е изд., доп. и перераб. — Спб: Питер, 2000. — 613 с.
  22. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие для образовательных учреждений юридического профиля МВД России/ Абдурахманов А. А., Гришин А. А., Жданов Ю. Н. и др.- Под ред. А. П. Коренева. М.: Щит-М, 2000. — 143 с.
  23. А.Б. Теория государства и права.- 4.2: Теория права, т.1. М.: Юристъ.- 1996.- 165 с.
  24. А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый Юрист, 1998.-622 с.
  25. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  26. Г. Н. Закон и нравственность в уголовном судопроизводст-ве//Вестник Московского Университета. 1996. — № 1. — 52 с.
  27. Вопросы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1987. — 160 с.
  28. Воспитательная работа в вузе. Некоторые вопросы теории и практики. -М.: Молодая гвардия, 1976. 176 с.
  29. Выготский J1.C. История развития высших психических функций / Проблемы развития психики: Собрание сочинений в 6-ти томах / Под редакцией A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — с.5−328.
  30. Т.Н. О совершенствовании юридического образования в современной высшей школе // Сборник научных ст. преподавателей и аспирантов / Чебоксарский кооперативный институт МУПК.- Чебоксары, 2001.- Вып. 15, ч.2. С.48−49.
  31. М.М., Мураметс О. Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань, Изд-во Казанского ун-та, 1976 — 171 с.
  32. В.И. Формирование правовой активности личности как составная часть коммунистического воспитания. М.: Высшая школа, 1988. — 152 с.
  33. А.Ю. Формирование нравственно-правовых убеждений школьников // Нравственно-правовое воспитание уч-ся: Из опыта работы: Книга для учителя / Сост. А. Ф. Никитин. М.: Просвещение, 1986. — с. 107 113.
  34. В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. Киев: Наукова Думка, 1985.-128 с.
  35. Н.А. Некоторые особенности формирования правосознания работников милиции // Проблемы совершенствования организации и деятельности советской милиции в условиях формирования правового государства: Сб. науч. тр. Минск, 1991. — с. 138−144.
  36. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России. Учебно-методическое пособие. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. — 320 с.
  37. П.А. Социальная природа правового нигилизма. Оренбург, Оренбургский государственный университет. — 1998. — 150 с.
  38. H.JI. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие / Академия МВД СССР. М., 1984. — 84 с.
  39. А.В. Правосознание в аспекте уголовно-правовых и криминологических исследований // Реминисцентный анализ: экономика, политика, право. Екатеринбург, Издательство ЕВШ МВД РФ, 1996 — с. 79−82.
  40. А.В. Правосознание и правотворчество (Уголовно-правовой аспект): Учебное пособие / МВД России, Екатеринбург. Высшая школа. Екатеринбург: Издательство ЕВШ МВД РФ, 1996. — 76 с.
  41. Ю.М. Профессиональное правосознание судьи и социалистическое правосудие. Харьков, Харьковский государственный университет, 1986.- 183 с.
  42. Х.С. Правосознание и профессиональная правоохранительная деятельность // Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел РФ. СПб., 1995. — чЛ -130−133с.
  43. О.В., Зюбин В. Р. Правовое воспитание курсантов. Готовится приказ. М.: Воениздат, 1990. — 64 с.
  44. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 4. — С.34−42.
  45. В.В., Сальников В. П., Янгол Н. Г. Офицеру о правовом воспитании. JL: Наука, 1988.- 208 с.
  46. Г. В. Факторы-показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины // Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. М.: Щит-М, 1998.-е. 181−186.
  47. А.П. Особенности деятельности правоохранительных органов в условиях массового нигилизма // Использование зарубежного опыта в деятельности органов внутренних дел РФ. СПб., 1995. — ч.1 — 84−89 с.
  48. А.Э. Профессиональная деятельность юриста: Введение в специальность. Учебное пособие. М., БЕК, 1997. — 321 с.
  49. В.М. Права человека и власть закона: (Вопросы судебной защиты) / Российская правовая академия. М.: ТОО «Иван», 1995. — 284 с.
  50. Закон РФ о милиции. М.: «Проспект», 1999. — 40 с.
  51. В.П., Козюбра Н. И., Оксамытный В. В. Правовое воспитание и социальная активность населения. Киев: Наукова думка, 1979. — 327 с.
  52. В.Д. Правовая культура и правовое сознание общества // Социалистическое правовое государство: концепции и пути реализации. М., 1990.-85 с.
  53. М.М., Куличенко В. В., Съедин Б. Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Киев, 1990.
  54. В.Н. Профессия юрист: Справочник для абитуриентов и студентов учебных заведений юридического профиля / В. Иванов. М.: Ось — 89, 1998.-207 с.
  55. К.Е., Устинов B.C. Введение в курс профилактики правонарушений: Учебное пособие. Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1974.-93 с.
  56. Р. Борьба за право. М.: Юристъ, 1991.- 212 с.
  57. Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания. Диссертация кандидата педагогических наук. -М., 1988.
  58. И.А. Наши задачи: История, судьба и будущее России: Ст. 1948 -1954 гг.: В 2 т. / Составитель и автор вступительной статьи И. Н. Смирнов. -М.: МП «Рарог», 1992. 271 с.
  59. И.А. О сущности правосознания / Составитель и автор вступительной статьи И. Смирнов. М.: ТОО «Рарог», 1993. — 234 с.
  60. Именем закона: Сб. / Сост. С.Семанов. М.: Молодая гвардия, 1980.- 128 с.
  61. Ю.Х. Повороты судьбы: (В двух парламентах, одном правительстве. В национальном движении). М.: Спарк, 1996. — 171 с.
  62. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.-С. 160- 188.
  63. Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972. — 472 с.
  64. В.В. Профессиональная правовая культура как условие эффективности правоприменения в органах внутренних дел: Автореферат диссертации кандидата юридических наук. М., 1992. — 20 с.
  65. А.Ю. Формирование социально-нравственной готовности образовательных учреждений МВД РФ к профессиональной деятельности. Диссертация кандидата педагогических наук — Казань, ИСПО, 2001. — 192 с.
  66. B.C. Личность как субъект правового поведения // Актуальные проблемы юриспруденции.- Вып. 1. Тюмень, 1996. — 143−144 с.
  67. С.А. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1997. — 411 с.
  68. РФ. М.: Юрайт-М, 2000. — (Серия «Российское федеральное законодательство»). — 48 с.
  69. Л.М. Проблемы формирования правосознания школьников. -Автореферат кандидатской диссертации педагогических наук М., 1974.-18 с.
  70. А.И. Перевоспитание подростка. -М.: Педагогика, 1972. 120 с.
  71. Криминология. Учебник для вузов. / Под ред. А. И. Долговой., М.: Норма, 1997. — 779 с.
  72. Криминология: Учебное пособие / Ю. Н. Аргунова, С. И. Бушмин, М. Н. Голоднюк и др.- Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Ю. Н. Аргуновой. М.: ЗерцалоМ, 2001.-201 с.
  73. В.Н. Закон, поступок, ответственность/АН СССР. М.: Наука, 1986.-448 с.
  74. В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. М.: Наука, 1982.-287 с.
  75. В.Н. Социальная деформация (причины, механизмы и пути преодоления). М.: ИГПАН, Российская академия наук, Институт государства и права, 1992. — 133 с.
  76. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.
  77. Курильски-Ожвэн Ш., Арутюнян М. Ю., Здравомыслова О. М. Образы права в России и Франции. Учебное пособие. М.: Аспект пресс, 1996.-215 с.
  78. Курсант милиции под жестким контролем // Профессионал. 2001. — № 5 (43). — 32 с.
  79. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Талин: Валгус, 1980. 357 с.
  80. Л.В. Правовое воспитание как функция государственных органов и общественных организаций // Личность и уважение к закону. М.: 1979.- 160с.
  81. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  82. Т.Н. Вопросы деятельности трудовых коллективов в свете современной теории права. Автореферат кандидатской диссертации юридических наук — М., — 1975. — 18 с.
  83. В. Правовое государство и права человека в России: трудности и пути их преодоления // Правозащитник, 1996. — № 3. — С.20−25
  84. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  85. Л.И. Право и подросток. Социальный, психолого-педагогический аспекты (методическое пособие). М.: ТОО «Интел Тех», общество «Знание» России, 1996. — 128 с.
  86. Г. Д. Научные основы и организация правового воспитания молодежи. Киев, Вища школа, 1979. — 153 с.
  87. Международные соглашения и рекомендации ООН в области прав человека и борьбы с преступностью (Сборник международных документов). М.: Акад. МВД, 1989.
  88. Методологические проблемы правосознания сотрудников органов внутренних дел: Пособие / МВД СССР. Высшее политическое училище им.60-летия ВЛКСМ- Э. В. Кузнецов и др. Л., 1986. — 95 с.
  89. Г. М. Формы и методы правовой пропаганды и проблемы повышения ее эффективности // Совершенствование правовой пропаганды и правового воспитания граждан: Тезисы докладов научно-практической конференции. -Вильнюс, 1972. 18−19 с.
  90. А.В. Правовое воспитание составная часть идеологического процесса коммунистического воспитания трудящихся // Организация и эффективность правового воспитания. — М.: Мысль- 1983. -285 с.
  91. С.А. Правовое обеспечение: деятельностный подход // Преподавание истории в школе. 1996. — № 4. — с.75.
  92. А.Д. Правосознание в системе регуляторов социального поведения: Автореферат диссертации кандидата филологических наук. -Омск, 1995. 22с.
  93. В.В. Профессиональное образование в системе МВД // Управление персоналом. 2000. — № 5. — С.53−55.
  94. В.О. Основы правоведения: Учебник для основной школы. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Международные отношения, 1995. — 249 с.
  95. В.А. Взаимосвязь правосознания с нормой права // Власть силы, сила власти. М., 1996. — 117−121 с.
  96. А.Ф. Образование в области прав человека // Программно-методологические материалы. Обществознание. 5−9 кл. / Сост. Т. И. Тюляева. М.: Дрофа, 1998. — с. 85−88.
  97. А.Ф. Формирование правовой культуры у школьников // Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1986. — с.122−126.
  98. А.Ф., Суворова Н. Г. Школьникам о праве. Учебное пособие для 9-го класса средней школы / Под. ред. Сыроедова Н. А. М.: Просвещение, 1992.-95 с.
  99. JI.M. Проблемный подход к построению модульных программ в гуманитарном образовании: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1991. — 16 с.
  100. С.И. Нравственные начала уголовного права: Учебное пособие: МВД РФ, Главное управление кадров. М.: Учебно-методический центр МВД РФ, 1992.-70 с.
  101. П.И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. Спб.: Лань, 2000. — 249 с.
  102. Н.Новиков А. И. Нигилизм и нигилисты. Л.: Лениздат., 1972. — 296 с.
  103. А.И. Нигилизм и нигилисты. Л.: Лениздат., 1972. — 296 с.
  104. О практике исполнения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .//Официальные документы в образовании. 2001. — № 13. с.36−41.
  105. В.М. Влияние правового воспитания на формирование правосознания и поведение учащихся // Правовое воспитание учащихся / Составители Г. П. Давыдов, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов. М.: Просвещение, 1979.-с. 53−67.
  106. Обучение правам человека: Практическое руководство для начальных и средних школ: Книга для учителя / Центр по правам человека. Женева. М.: Просвещение, 1990. — 79 с.
  107. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. / Под ред. проф. М. Н. Марченко. т.2. Теория права. — М.: Издательство Зерцало, 1998. -640с.
  108. Организация и эффективность правового воспитания/ Редкол.: Д. А. Керимов и др. М.: Мысль, 1983. — 285 с.
  109. B.C., Ходыревский С. М. Проблемы правового воспитания // Правоведение. 1972. — № 6 — 51 с.
  110. Основы Советского государства и права: Пособие для учителя/ Давыдов Г. П., Барабашев Г. В., Бычко Е. В. и др.- Под ред. Давыдова Г. П. М.: Просвещение, 1989. — 303 с.
  111. Г. С. Правовое осознание действительности. М.: Наука, 1969.- 174 с.
  112. А.С. Правовое воспитание.- М.: Советская Россия, 1972. 270 с.
  113. В.П. К вопросу о взаимосвязи российского менталитета и современного законодательства // Актуальные проблемы современного права. М., 1995.-с. 58−60.
  114. В.Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики. Диссертация кандидата юридических наук — Н. Новгород, 2000. 222 с.
  115. В.Ф. Криминальная психология. М.: Ось — 89, 2001. — 702с.
  116. В.А., Белоус А. Н., Чергинец Н. И. Профилактика правонарушений. Минск: Беларусь, 1978. — 176 с.
  117. Е.В. Проблемы современного понимания права // Научные исследования высшей школы: наблюдения, анализ, выводы. Тюмень, 1994.-с. 71−72.
  118. Д.А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, Наукова Думка: 1970. — 111 с.
  119. Права человека. История, теория и практика. Учеб. пособие. М.: Русс-лит, 1995.
  120. Правовая культура в юридической практике. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1984. -202 с.
  121. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974. — 202 с.
  122. Правовое воспитание и социальная активность населения/ Под общей редакцией Б. М. Бабий, Н. И. Козюбра, В. В. Оксамытного Киев: Наукова Думка, 1979.-327 с.
  123. Правовое воспитание учащихся: Из опыта работы./Сост. Г. П. Давыдов и др. М.: Просвещение, 1979. — 159 с.
  124. Правовое образование в средней школе: Концепция. Программы / Арсентьева А. В. и др.: Под редакцией Даниловой А. П. Чебоксары, ЧТУ, 1998.-40 с.
  125. Правосознание и правовая культура сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие / Иванов В. И., Иванов О. Е., Кузнецов Э. В. и другие. -Д.: Высшее политическое училище им. 60-летия ВЛКСМ МВД СССР. 77 с.
  126. Приказ МВД РФ № 651 «Об утверждении Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России» от 10.12.96.
  127. Профессиональная подготовка кадров в учебных заведениях МВД России: проблемы, пути их разрешения/ Под ред. А. Ф. Волынского.- М.: ЮИ МВД РФ, 2000.-51 с.
  128. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Гришин А. А., Гущин С. В., Дубов Г. В. и др.- Под ред. Г. В. Дубова, А. В. Опалева. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Щит — М., 1998. — 424 с.
  129. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для юридических вузов / О. В. Афанасьева, В. Ю. Кузнецов, И. П. Левченко и др.- Под ред. Ю. В. Наумкина. -М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1999. 350 с.
  130. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1977. — 511 с.
  131. Э.Э., Рэбане Н. А. Методологические аспекты правового воспитания // Советское государство и право. 1977. — № 4. — 112−113 с.
  132. А.Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение Красноярск, Красноярский ун-т, 1988. — 253 с.
  133. Реклама как средство формирования имиджа правоохранительных органов // Профессионал. 2001. — № 5(43). — 40 с.
  134. Е.И. Формирование творческой деятельности студентов технических вузов средствами модульного обучения: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Брянск: Брянский государственный педагогический институт, 1992. — 15 с.
  135. В.М. Психология для юристов: Учебное пособие для высшей школы. М.: Форум: ИНФРА — М, 1997. — 127 с.
  136. Роль общественных наук в нравственном воспитании студентов/ (Василенко, А. В. Миронов, Н. В. Колеченков и др.) — Под ред. В. А. Василенко. М.: Высшая школа, 1986. — 207 с.
  137. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-ое издание / Отв. редактор Е. Н. Шорохова. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  138. М.С. Вопросы правового воспитания. Саратов, издательство Саратовского университета, 1975. — 141 с.
  139. В.А. Позитивная юридическая ответственность (воспитательные аспекты): Лекция. Рязань: Рязанская Высшая школа МВД СССР, 1988.-45 с.
  140. И.Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов-н/Д., 1969. — 135 с.
  141. А.А. Правовое воспитание трудящихся. М.: Политиздат, 1980. -62 с.
  142. Т.И. Отечественные либералы о правосознании российского общества в конце XIX XX вв. // Право: история, теория, практика. — Брянск, 1997. — 146−157с.
  143. В.П. Правовая культура сотрудников ОВД: Учебное пособие / МВД СССР. Высшее политическое училище им. 60-летия ВЛКСМ. Л., 1988−46 с.
  144. В.П. Социалистическая правовая культура: Методологические проблемы. Саратов, издательство Саратовского университета, -1989.- 142 с.
  145. И.С. Проблемы повышения эффективности правового воспитания // Правовое воспитание трудящихся и укрепление социалистической законности: Тезисы докладов и сообщений на Всесоюзной научно-практическая конференция М., 1973. — 12 с.
  146. И.С., Тищенко В. В. Юридическая наука и правовое воспитание // Советская юстиция, 1973. — № 23. — 1 с.
  147. В.А. Социалистическое правосознание и реализация советского права.: Учебное пособие Издательство Дальневосточного университета. -Владивосток, 1984. 112 с.
  148. Э.А., Чередниченко А. Ф. Нравственно-правовое воспитание школьников: Книга для учителя. Минск: Народная асвета, 1983. — 64 с.
  149. Сборник материалов по совершенствованию воспитательной работы в органах внутренних дел. М.: МВД РФ, Главное управление кадров и кадровой политики, 2000. — 96 с.
  150. Л.И. Право на каждый день. М.: «Магистр», 1997. — 103 с.
  151. А.Г. Правовой нигилизм деструктивный фаюгор правового порядка. // Право и правовое регулирование в системе устойчивого социального развития. Материалы конференции 5−6 апр. 1995. — Новосибирск, 1995. -35−37с.
  152. В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, ГП «Полиграфист», 1994. — 494 с.
  153. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учебное пособие для студентов университетов и педагогических институтов. Самара: Самарский государственный пединститут, 1991. — 243 с.
  154. Н.Я. Профессиональное сознание юристов/Отв. ред. Е.А.Лукашева- АН СССР, Институт государства и права. М.: Наука. 1988. -222 с.
  155. Я.В. Вопросы организации правоохранительной деятельности школьников // Правовое воспитание учащихся / Составители Г. П. Давыдов, А. Ф. Никитин, В. М. Обухов. М.: Просвещение, 1979. — с. 105−111.
  156. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания М.: Прометей, 1993−200с.
  157. Э.Ю. Правовой нигилизм в историческо-идеологическом ракурсе //Квинтэссенция. Философский альманах. -М.: 1990. 153−190с.
  158. Средства массовой информации в деятельности органов внутренних дел // Профессионал 2001. — 5 (43). — с.36−39.
  159. A.M. Психологические приемы в работе юриста. М.: Юрайт, 2000. — 238с.
  160. A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. — 496 с.
  161. JI.K. Правовая культура работников органов внутренних дел. -М.: ВЮЗШ СВД РСФСР, 1991. 57 с.
  162. А.Я. Управление правовым воспитанием трудящихся // Советское государство и право 1977 -№ 11-е. 37−45.
  163. В.А. О воспитании. Составитель и автор предисловия С.Соловейчик. 6-ое изд. — М.: Политиздат, 1988. — 270 с.
  164. Е.В. Правовое воспитание: Методология и методика. М.: Высшая школа, 1990. — 174 с.
  165. Т.Г. Организованная преступность и молодежь // Социологическое исследование. 2000. — № 1. — С.55−61.
  166. Теория государства и права Курс лекций / Под ред. Матузова Н. И., Малько А. В. Саратов, 1995. — 112с.
  167. Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. -М.: Издательская фирма «Логос», 1991. 182 с.
  168. В.В. Теоретические проблемы правового воспитания в развитом социалистическом обществе: Автореферат диссертации доктора юридических наук. М., 1982. — 34 с.
  169. Е.В. О гражданско-правовом образовании учащихся в образовательных учреждениях Российской Федерации // Начальная школа. 1996. -№ 9. — с.3−5.
  170. А.Н. О некоторых вопросах нравственного и правового воспитания. Орловский институт искусства и культуры, Орел, 1996. — 315 с.
  171. Ю.В. Права человека: Нарушение и защита прав человека и прессы. Учебное пособие, М.: Упрполиграфиздат Администрации Московской области, 1997. — 245 с.
  172. А.К. Структура общественного сознания. Теоретическо-социологическое исследования.- М.: Мысль, 1968.- 324 с.
  173. И.В. Профессия юрист. — М.: ACT- Ростов н/Д: Феникс, 1999. -407 с.
  174. Е.Г. Теория и практика формирования самоконтроля поведения учащихся. Чебоксары, ЧГПИ — 1996. — 121с.
  175. В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов/Под ред. Стрекозова В. Г. -2-ое изд., доп. и испр.- М: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995.-377 с.
  176. Человек и общество: Дополнительные материалы к учебникам 10−11 классов- Пособие для общеобразовательных учебных заведений./ Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Дрофа, 1990. — 219 с.
  177. А.И. Преступность несовершеннолетних и меры борьбы с ней в СССР. Томск: Изд-во Томского университета, 1981. — 104 с. 203. Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. — М.: Юристъ, 1995.-256 с.
  178. В.М., Лойт Х. Х. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел: Пособие/ Под ред. А. А. Прошина. М.: УВР ГУ К и КП МВД России, Академия управления МВД России, 2000. — 128с.
  179. X. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан // Российская юстиция, 1996.- № 8.
  180. М.И. и др. Политика и право: Учебное пособие для 10−11 классов М.: Дрофа, 1995. — 416 с.
  181. З.К. Младшим школьникам о правах ребенка: Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1997. — 48 с.
  182. Н.И. Гуманистические основы системы правового образования в школе: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. СПб., 1998.-45 с.
  183. Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе. 1996 — № 4. — с.66.
  184. П. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.-272 с.
  185. A.M. Правосознание как объект конкретно-социалистического исследования // Ученые записки ВНИИС. М., 1971. — Вып. 12. — 11 с.
  186. А.В. Правовое воспитание населения. Программа спецкурса. -Чебоксары, ЧГПУ, 2002. 26 с.
Заполнить форму текущей работой