Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система: Принципы проектирования и опыт реализации
Диссертация
Содержание второй главы иллюстрирует действие принципов научной интеграции и гармоничного сочетания традиции и инновации в проектировании системы ЛР-образования. На основе анализа достижений российской филологической и психолого-педагогической науки, методики преподавания русского языка и конкретно развития речи характеризуется сущность инноваций последних десятилетий, на базе которых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Система российского образования на современном этапе и формирование речемыслительной культуры обучающихся как проблемная зона
- 1. 2. Языковая личность как субъект социокультурно-образовательного пространства
- ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 2. 1. Филологические предпосылки формирования концепции лингворито-рического образования
- 2. 1. 1. Антропоцентрическая лингвистика как научная основа концепции
- 2. 1. 2. «Риторический Ренессанс» как фактор формирования концепции
- 2. 2. Психолого-педагогические предпосылки формирования концепции лингвориторического образования
- 2. 2. 1. Методологические основы обучения языку как речемыслительной деятельности
- 2. 2. 2. Современные подходы к развитию речи в методике преподавания русского языка как источники лингвориторического синтеза
- 2. 1. Филологические предпосылки формирования концепции лингворито-рического образования
- 3. 1. Концептуальное поле системы лингвориторического образования
- 3. 2. Лингвориторические параметры профессиограммы специалиста
- 3. 3. Инновационная сущность лингвориторического образования как педагогической системы
- 4. 1. Целе-функциональное моделирование системы лингвориторического образования
- 4. 2. Конструирование содержания на разных ступенях системы лингвориторического образования
- 5. 1. Школьное лингвориторическое образование
- 5. 2. Вузовская лингвориторическая подготовка. ф) 5.3. Поствузовская ступень в системе лингвориторического образования
Список литературы
- Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984. — С. 3−26.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Александров Д.И. Риторика. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 534 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: книга для учителя: Пер. с македон. -М., 1991.
- Анисимова Т.В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика: Учеб. пособие. В 2-х ч. — Волгоград, 1998.
- Аннушкин В.И. М.В. Ломоносов и риторики петровского времени // ВМУ. Сер. 9. Филология. 1999. -№ 5. — С. 89−102.
- Аннушкин В.И. Риторика: Учеб. пособие. Пермь, 1994.
- Антонова Э.Е., Кочетова A.A., Проданов И. И. Диагностическое сопровождение региональных образовательных программ. Сочи: ИИЦ, 1997. — 98 с.
- Апресян Г. З. Ораторское искусство М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 280 с.
- Аристотель. Риторика // Античные риторики / Сост. A.A. Тахо-Годи. М., 1978.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Артеменко Е.П. Преподавание русского языка в школе: нужны перемены! // Филологически записки. Вып. 13. — Воронеж, 1999. — С. 228−234.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл. 2001. — 416 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бадмаев Б.Ц., Малышев A.A. Психология обучения речевому мастерству. -М.: Владос, 1999.
- Баранов М.Т. От риторики к развитию речи в школах России // РЯШ. 1998. -№ 4. — С. 50−57.
- Бахтин М.М. Искусство и ответственность // Бахтин М. М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994 а.-С. 7−8.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 20-х годов. -Киев: Next, 1994 б. С. 11−68.
- Безменова H.A. Очерки по теории и истории риторики. М.: Наука, 1991. -213 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
- Берулава М.Н., Берулава Г. А. Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования. Сочи: НОЦ РАО, 1997. — 34 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд. ВГУ, 1983.-304 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Библер В. Понимание JI.C. Выготским внутренней речи и логика диалога (еще раз о предмете психологии) // Выготский JI.C. Мышление и речь. Психологические исследования. -М.: Лабиринт, 1996. С. 363−376.
- Богин Г. И. Взаимозамены субстрата и структуры в парадигме лингвистической науки // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы. Тезисы международной конференции. Т.1. -М., 1995. С. 59−61.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. АДД. — Л., 1984. — 36 с.
- Бодалев A.A. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. — М.: НПО «МОДЭК», 2002. — 256 с.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение культуры и нравственности. -Ростов н/Д: РГУ, 1991.
- Бредихина В. Грамотности нет и не будет. Почему? // Народное образование. -2002.-№ 4. -С. 129.
- Булкин А.П. Социиокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: «Феникс», 2001 — 208 с.
- Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. 2-е изд. — Мн.: Ушверсггэцкае, 1999. — 160 с.
- Варзонин Ю.Н. Когнитивно-коммуникативная модель риторики. АДД. -Тверь: ТГУ, 2001 а. — 33 с.
- Варзонин Ю.Н. Теоретические основы риторики. Тверь: ТГУ, 1998. — 120 с.
- Варзонин Ю.Н. Этические основания теории риторики. Тверь: «Альба», 2001 6.-205 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2001. — 512 с.
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1995. — 576 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. — 544 с.
- Виноградов В.В. Поэтика и риторика // Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980. — С. 98−145.
- Винокурова Л.И. Должно ли мировоззрение стремиться к усвоению новых идей о языке? // Язык и образование. Сборник научных трудов / Ред. колл.: Т. А. Лисицына, Л. А. Гореликов, Р. Н. Шабалин: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001. — С. 15.
- Войтов А.Г. Самоучитель мышления. 2-е изд. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. — 408 с.
- Волков A.A. Основы русской риторики. М.: Издание филол. факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996 а. — 344 с.
- Волков A.A. Риторика в филологическом образовании // ВМУ. Сер. 9. Филология. 1996 б. — № 4. — С. 112−124.
- Волков A.A. Строение и смысл риторического аргумента // Риторика. 1995. -№ 1.-С. 15−23.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 168 с.
- Волошинов В.Н. (М.М. Бахтин). Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Комментарии В. Махлина. -М.: Лабиринт, 1993. 191 с.
- Вомперский В.П. Риторики в России XVII XVIII вв. / Отв. ред. Толстой Н.И.- АН СССР. Ин-т рус. яз. — М., 1988.
- Воробьева C.B. Апробация региональных подходов к проектированию и реализации образовательных программ в Сочи. Сочи: СЦРО, 1998. — 64 с.
- Воробьева C.B. Дифференциация образовательных программ в образовательном учреждении. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. — 1999 а. — 244 с.
- Воробьева C.B. Подготовка учителя к работе в логике образовательной программы как индивидуального маршрута ученика. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999 6, — 165 с.
- Воробьева C.B. Теория и практика современного образования: Учеб. пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999 в. — 154 с.
- Ворожбитова A.A. «Лингвориторическая картина мира» как термин-концепция // Терминоведение / Под ред. В. А. Татаринова М., 1996 а. — Вып. 1−3. -С. 20−31.
- Ворожбитова A.A. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Монография. Сочи: СГУТиКД, 2000. — 319 с.
- Ворожбитова A.A. Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка: Таблицы, схемы, алгоритмы: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002. — 248 с.
- Ворожбитова A.A. Организация научно-исследовательской работы языковых кафедр по проблеме «Лингвориторические основы синергетической концепции высшего профессионального образования». Сочи, СГУТиКД, 2001. — 24 с.
- Ворожбитова A.A. Публицистическая лексика и лингвориторическая картина мира // Вопросы лингвистики и лингводидактики: Мат. конф. МАПРЯЛ. Краков, 1996 б.-С. 40−44.
- Ворожбитова A.A. Риторические фигуры в поэтическом языке Державина // Творчество Г. Р. Державина: проблемы изучения и преподавания: Тез. междунар. науч. конф. Тамбов, 1993. — С. 93−95.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996.-416 с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998 а. — № 2. — С. 49−58.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998 6.-608 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Че-Ро, 1996.-336 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1988. — 320 с.
- Голуб И.Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М.: Между нар. Отношения, 1993.-280 с.
- Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. -М., 1995.-Вып. XVI.
- Гончаров В.А., Малиночка Э. Г. Метод самостоятелього изучения учебного предмета: Методические рекомендации учащимся. 2-е изд. — Краснодар, 1991. -40 с.
- Граудина Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. -М.: Наука, 1989.-254 с.
- Грималь П. Цицерон. М.: Мол. гвардия, 1991. — 544 с.
- Грушевицкая Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина- М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. — 352 с.
- Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация. Лекционный курс для студентов РКИ. М.: Изд-во МГУ, 2000. — 120 с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. -М.: Логос, 2001.-224 с.
- Давлетшина Н.В. Россия XXI века: перспективы развития // Язык и образование. Сборник научных трудов / Ред. колл.: Т. А. Лисицына, Л. А. Гореликов, Р. Н. Шабалин: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001= - С 17—21.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России, 2000−480 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения в 5−9 классах средней школы. Рекомендации для учителей, руководителей школ и органов управления образованием. М.: ИНТОР, 1997. — 32 с.
- Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство путь к успеху. — СПб: Питер Пресс, 1997. — 192 с. — (Серия «Бизнес без секретов»).
- Декларация о науке и использовании научных знаний: Повестка дня в области науки рамки действий / Всемирная конференция по науке. — Париж: ЮНЕСКО, 2000. — 56 с.
- Диагностика в образовании: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. Н Верцинской- Южное отделение РАО- Институт им. Российского. Краснодар, 2000. — 216 с.
- Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.: ФИПО МО РФ, 1996.-720 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность). СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 368 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Мн., 1976.
- Елеонская А.С. Ораторская проза в художественной системе М. Ломоносова //Филол. науки. 1989.-№ 4.-С. 51−56.
- Еремеев Я.Н. Директивные высказывания как компонент коммуникативного процесса. АКД. — Воронеж, 2001.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.
- Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. -М., 1969.
- Загвязинский В.И. Методология и методика диагностического исследования. -М., 1982.
- Занько С, Ф, Тюнников Ю. С,> Тюнникова С, М, Игра и учение. — М.: «Логос», 1992.- 126 с.
- Зарецкая E.H. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.-480 с.
- Зеленская В.В. Коммуницирующая личность в аспекте языковых реализаций. Краснодар, 2000.
- Земская Е.А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопросы языкознания. 1996. — № 3. — С. 23−31.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. -432 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. -384 с.
- Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 1999. — 152 с.
- Золотова Г. А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка // Русский язык в школе. 1988. — № 5. — С. 37—42.
- Зорина Л .Я. Программа учебник — учитель. — М.: Знание, 1989. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 1)
- Ивакина H.H. Профессиональная речь юриста. Учебное пособие. М.: Изд-во БЕК, 1997. — 348 с.
- Ивин A.A. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие / A.A. Ивин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.
- Ильин E.H., Мертенс C.B. Давайте соберемся.: Новые возможно-стиурока общения. М.: Школа-Пресс, 1994. — 128 с.
- Инновационные процессы в образовании / Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1990.
- Ипполитова H.A. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. М., 1992. — 126 с.
- Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М.: Наука. Издательская фирма „Восточная лиература“, 1994. — 255 с.
- Казакова Л.Ф. Язык человек — текст. Факультативный курс для лицеев (гимназий) гуманитарного профиля // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. — М., 1992. — С. 182.
- ИЗ. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. -496 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе „Учитель ученик“. Методическое пособие для учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: Ин-т. рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 1999. — 180 с.
- Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М., 1993.-330 с.
- Караулов Ю.Н. Некоторые мысли о состоянии русского языка // Русский язык в СССР. М., 1991. -№ 8.-С. 5−10.
- Караулов Ю.Н. Предисловие. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С. 3−8.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.- 263 с.
- Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русский языковой способности. -М., 1992.
- Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань.: Изд. КГУ, 1982. — 224 с. 124. 65. Кирсанов A.A., Зайцева Ж А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Казань, 1995. — 103 с.
- Кларин M.B. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Программа: обновление гуманитарного образования в России. -М.: „Арена“, 1994. 22 е.:
- Клемперер В. LTI. Язык Третьего Рейха. Записная книжка филолога / Пер. с нем. М., 1998.
- Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2001.- 192 с.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 320 с.
- Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учеб. пособие для вузов. М.: „Изд-во ПРИОР“, 1999. — 272 с.
- Коженевска-Берчинска И. Новации в языковой картине мира российского человека (на основе современных публицистических текстов). Olsztyn, 1996.-207 с.
- Козлова С. А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. 2 изд, перераб. и доп. — М.: Изд. центр „Академия“, 2000. — 410 с.
- Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176 с.
- Колыхалова O.A. Язык в контексте современных социально-политических проблем // Язык и образование. Сборник научных трудов / Ред. колл.: Т. А. Лисицына, Л. А. Гореликов, Р. Н. Шабалин: НовГУ им. Ярослава Мудрого.-Великий Новгород, 2001.-С. 37−41.
- Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: „Рефл-бук“, К.: „Вак-лер“, 2001.-528 с.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. — 2-е изд., испр. и доп. — 159 с.
- Котикова О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников. — Мн.: Ушверсггэцкае, 1999. 155 с.
- Кохтев H.H. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8−11 кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий. М.: Просвещение, 1994. — 207 с.
- Кочеткова Т.В. Русская языковая личность как объект изучения современной лингвистики // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. проф. A.A. Ворожбитовой. Сочи: РИО СГУТиКД, 2002. — С. 26−34.
- Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. Славянск-на- Кубани, 1998.-287 с.
- Кочетов А.И. Педагогические технологии. I. Учебное пособие. Сла-вянск-на-Кубани, 2000. — 200 с.
- Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М.: ПЕР СЭ, 2002.-416 с.
- Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. 2001. -№.3.-С. 7.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
- Краевский В.В. Педагогическая теория. Волгоград, 1996.
- Красиков Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе: Ир, 1990.-240 с.
- Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 64 с.
- Кубрякова Е.С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — 245 с.
- Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия РАН. СЛИЯ. 1994. Т. 53. — № 2.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов. М., 1997.
- Кузнецов А.И. Разработка образовательного проекта как источник развития педагогического знания: Дисс. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1993.
- Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр „Академия“, 2001. — 120 с.
- Культура общения и ее формирование. Вып. 8 / Сост. И. А. Стернин. -Воронеж: Полиграф, 2001. 224 с.
- Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред проф. JI.K. Грау-диной и проф. E.H. Ширяева. М., 1998. — 560 с.
- Купина H.A. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. -Екатеринбург-Пермь, 1995. 144 с.
- Курочкина И.Н. Русская педагогика. Страницы становления (VIII-XVIII вв.): Учеб. пособие. М.:. Флинта: Наука, 2002. — 112 с.
- Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001.-224 с.
- Кучугурова Н.Д. Контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся (технология формирования умения). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. -168 с.
- Кушнир А. Педагогика грамотности // Школьные технологии. 1996. № 4−5.
- Кыверялг A.A. Вопросы методики педагогических исследований. Ч. 2.- Таллин, 1971.
- Ладыженская Н.В. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету // РЯШ. 1992. — №№ 3^. — С. 32−34- 1993. — № 2. — С. 435.
- Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод, рекомендации. Кн. для учителя. М., 1995. — 96 с.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н. В. Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики // Русская словесность. 2002. — № 4. — С. 65−70.
- Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учеб. длявузов. — М.: „Аспект Поесс“. 2001. 240 с.» 1 '
- Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пособие по журналистике. М.: Аспект Пресс, 1999. — 208 с.
- Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. М.: НПО «МОДЭК», 2001.-256 с.
- Леднев B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. -М.: МГАУ, 2001. 120 с.
- Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями: Пер. с нем.- М, 1997.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
- Лещев C.B. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное: Монография. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 172 с.
- Либин А., Пароилис С. Думаем, говорим, делаем: феномены повседневного сознания. М.: Институт практической психологии, 1997. — 224 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
- Липатов А.Т. Отечественная риторика и ее роль в формировании сильной языковой личности // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. проф. A.A. Ворожбитовой. -Сочи: РИО СГУТиКД, 2002. С. 30−37.
- Лисоченко Л.В. Высказывания с импликативной семантикой в структуре коммуникативного текста (языковой, логический и прагматический аспекты). Дисс.. д-ра Филологические наук. Таганрог, 1992. — 356 с.
- Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. 1999. -№ 1.-С. 12
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие. М., 1992.
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. Антология. М., 1997. — С. 280−287.
- Логика и риторика. Хрестоматия. / Сост. В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. -Мн.: НТООО «Тетра Системе», 1997. 624 с.
- Логинов И.И. Имитационное моделирование учебных программ. М.: Педагогика, 1980. — 132 с.
- Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Собр. соч. М., 1952.- Т. 7.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 366 с. — (Личность. Мораль. Воспитание).
- Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: «Collegium», «Киевская Академия Евробизнеса», 1994. — 288 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера история. — М., 1996.
- Лотман Ю.М. Риторика //Риторика. 1995.- № 2. -С. 92−108.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: Издательство Московского ун-та, 1975.- 119 с.
- Лучинская E.H. Постмодернистский дискурс: Семиологический и лин-гвокультурологический аспекты интерпретации. Краснодар, 2002. — 43 с.
- Львов М.Р. Риторика. Учеб. пособие для учащихся старших кл. средних учебных заведений. М.: Изд. Центр «Academia», 1995. — 256 с.
- Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. М.: Изд. ценр «Академия», 2002. — 272 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988.-240 с.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. М., 1993.
- Львов М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
- Лысенко B.C. Российское образование между прошлым и будущим (Э.Д. Днепров. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996). — М.: МАРИОС-Пресс, 1996. — 11 с.
- Лысенкова С.Н. Методом развивающего обучения. М., 1988.
- Ляпина C.B. «Без языка» // Язык и образование. Сборник научных трудов / Ред. колл.: Т. А. Лисицына, Л. А. Гореликов, Р. Н. Шабалин: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001. — С. 54—55.
- Мазниченко М.А. Преодоление профессионально-педагогических заблуждений студентов как проблема профессионального становления учителя: Дис.. .канд. пед. наук. Сочи, 2001. — 222 с.
- Маланов C.B. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 160 с.
- Маров В.Н., Ваганова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика -учителю. Пермь, 1993.
- Марченко О.И. Наука риторика: специфика и сущность // Лингворито-рическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. проф. A.A. Ворожбитовой. Сочи: РИО СГУТиКД, 2002. — С. 18−26.
- Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.- 189 с.
- Марченко О.И. Риторика как феномен культуры. АДД. — СПб., 2001 а. — 56 с.
- Марченко О.И. ТШУ1альная Риторика. Логос, этос, пафос. СПб.: Сударыня, 2001 б. — 332 с.
- Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов. -М., 1997.
- Маслова В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 208 с.
- Мельничук A.C. Методология // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 299−230.
- Менеджмент организации / Под ред. З. П. Румянцевой, Ф.А. Сапомати-ка.-М.: ИНЦРА, 1996.
- Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» / Под ред. М. Т. Баранова. М., 1990. -М=: Просвещение. 1998. — 368 с.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гу-манит. вузов и учащихся лицеев. 2-е изд., испр. — М.: Аспект пресс, 1996. — 207 с.
- Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство «Фаир», 1998. — 352 с.
- Минеева С.А. Цицерон. Хрестоматия по риторике (для старшеклассников школ, гимназий, лицеев, колледжей). Пермь, 1994.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 400 с.
- Михайличенко H.A. Риторика. М. Изд-во «Спектр», 1993. — 96 с.
- Михайлова Н. И. Творчество A.C. Пушкина и русская ораторская проза первой трети XIX в. АДД. — М., 1988. — 49 с.
- Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10−11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1996а.- 416 с
- Михальская А.К. Практическая риторика и ее теоретические основания. М.: Прометей, 1992. — 135 с.
- Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов. -М., 1996 6.- 192 с.
- Мокиенко В.М., Никитина Т. Г. Толковый словарь языка совдепии. -СПб., 1998.-700 с.
- Морозова А.Н. Речеведение: теория и практика. Учеб. пособие. Самара, 1993.
- Мурашов A.A. Культура речи учителя. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 — 432 с.
- Мурашов A.A. Речевое мастерство учителя (Педагогическая риторика). М=: Педагогическое общество России, 1999. 394 с.
- Моррис Ч. Основания теории знаков. Семиотика. М., 1983.
- На подступах к риторике / Пособие для учащихся 8−11 классов обще-образоват. учебных заведений / Авт.-сост. Коровина В .Я. М.: Мнемозина, 1996. -192 с.
- Начальное лингвориторическое образование: Методика преподавания русского языка. Таблицы, схемы, алгоритмы: Учеб.-методич. пособие для студентов пед. учеб. заведений (учебно-методическое пособие) / Автор-сост. A.A. Ворож-битова. Сочи, 1999. — 127 с.
- Наука для XXI века: новые обязательства: Всемирная конференция по наук. Будапешт, Венгрия, 26 июня 1 июля 1999 г. Юнеско. Париж, 2000 — М.: Изд. дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. — 56 с.
- Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. Сб. научных обзоров ИНИОН.-М, 1987.
- Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., 1973. -350 с.
- Образование 21 века: достижения и перспективы: Междунар. сб. теоретических, методических и практических работ по проблемам образования / Под ред. В. Зинченко. Рига: «Эксперимент», 2002. — 336 с.
- Образовательная программа маршрут ученика: Ч. 1 / Под. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: «ЮИПК», 1998. — 118 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 442 с.
- Общая риторика / Пер. с франц. М. 1986 Дюбуа Ж. и др. — 392 с.
- Общество, язык и личность: Матер. Всерос. науч. конф. (Пенза, окт. 1996 г.). -М., 1996.-172 с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998.-240 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. 4 изд., доп. — М.: Азбуковник. 1997. — 944 с.
- Олийник В.А. Проект «София ИТР»: Информационное обеспечение внутришкольного управления. — М.: Новая школа, 1997. — 16 с.
- Оруэлл Дж. О новоязе. Приложение // Оруэлл Дж., Далош Д. 1984. 1985: Романы: Пер. с англ. М.: Текст, РИК «Культура», 1991. — С. 281−294.
- О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2002 2005 годы. Постановление Правительства РФ (с приложением) // Официальные документы в образовании. — 2001. — № 24 (август). — С. 3−26.
- Очерк американского коммуникативного поведения / Кол. моногр. / Под ред. И. А. Стернина и М. А. Стерниной. Воронеж, 2001. — 206 с.
- Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951. — 616 с.
- Панов Ю.А. Влияние социально-экономических процессов на экспансию сниженной лексики в современном русском языке // Языковая структура и социальная среда. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2000. — С. 64−72.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. 3-е изд. -М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
- Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: УРАО, 1998. — 576 с.
- Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление: Тез. докл. Рос. науч. конф. 25−28 мая 1993 г. / Редколл.: Г. И. Школьник, A.A. Глебов, Ф. К. Савина, Н. М. Романенко. Волгоград: «Перемена», 1993. — 154 с.
- Педагогический поиск / Сост. И. Н. Блаженова. 3-е изд., с испр. и доп. — М.: Педагогика, 1990. — 560 с.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А.К. Михальской- сост. A.A. Князьков. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 312 с.
- Перспективные направления и методология обновления содержания различных видов подготовки студентов в вузе / Кагерманьян B.C., Гарунов М. Г., Семушина Л. Г. и др. М., 1997. — 48 с.
- Петров О.В. Риторика. Учебное пособие для студентов юридических вузов. ООО «Профобразование». — М.: 2001. — 424 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д: «Феникс», 1996. 512 с.
- Пешков И.В. Изобретение как категория риторики. АКД. — М., 1988. -24 с.
- Пешков И.В. 0(т)речение мысли // Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. — С. 377—400.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
- Поварнин С.И. Искусство спора: О теории и практике спора. М.: «Память», 1993. -97 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 400 с.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 191 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. — 64с.
- Потебня A.A. Мысль и язык. Киев, 1993.
- Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Вак-лер», 2001.-576 с.
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001.-656 с.
- Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики. М, 1989.
- Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Матер, междунар. науч. конф. / Отв. ред. Т. В. Симашко. -Архангельск, ПГУ, 2002. 272 с.
- Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста: Тез. докл. и сообщ. IV междунар. конф. 12−14 мая 1993 г./ ВГПУ Волгоград: Перемена, 1993. — 163 с.
- Проблемы языкового образования и воспитания языковой личности: Матер, региональной науч.-практ. конф., С.-Петербург, 15−16 мая 1996 г. СПб.: Образование, 1996. — 176 с.
- Программы авторских курсов по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для высшей школы. М.: Гос. комитет РФ по высшему образованию, 1996. — 484 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4).-М., 1998.-223 с.
- Программы педагогических институтов. Сб. 18. Методика преподавания русского языка. М., 1987.
- Программы развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова). Русский язык. Математика. 1−5 классы. — М., 1996.
- Проект: Требования к уровню подготовки выпускников: Обязательный минимум содержания образования. Сб. 1. Начальная школа. Основная школа / Рук. проекта В. В. Фирсов. М., 2001. — 73 с.
- Проект: Требования к уровню подготовки выпускников: Обязательный минимум содержания образования. Сб. 2. Средняя (полная) школа. Общеобразовательный уровень. Профильный уровень / Рук. проекта В. В. Фирсов. М., 2001. 77с.
- Профессиональная риторика / Проблемы и перспективы. Воронеж: ВГУ, 2001.- 147 с.
- Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2001. — 296 с. — (Практическая журналистика).
- Психология управления: Курс лекций / JI.K. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокашанцев, В.М. Николаенко- Отв. ред. М. В. Удальцова. Новосибирск: «Сибирское соглашение" — М.: ИНФРА-М, 2002. — 150 с.
- Пушкин A.A. Речеповеденческий фрейм как основа для типологии языковых личностей // Логико-семантические и прагматические проблемы текста. -Красноярск, 1990. С. 26−33.
- Рамзаева Т.Г. Языковое образование школьника: сущность, структурные компоненты // Языковое образование и воспитание языковой личности (в школе и в вузе): Матер, межвузовского семинара, Санкт-Петербург, 20−21 апреля 1995 г.-СПб., 1995.-С. 3−5.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 264 с.
- Речевые секреты / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1992. — 144 с.
- Речевые уроки / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1994. — 160 с.
- Речь. Речь. Речь. / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1990. -336 с.
- Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. 1997. — № 3 (май — июнь). — С. 40−51.
- Риторика. Культура речи учителя (Педагогическая риторика): Сб. программ учебных курсов / Сост. и ред. Ипполитова H.A., Ладыженская Т. А. М., 1998.- 160 с.
- Риторика и синтаксические структуры: Тез. краев, науч.-практ. конф. / Под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск, 1988.
- Риторические дисциплины в новых государственных образовательных стандартах / Тезисы докладов участников шестой международной научной конференции по риторике. М.: МПГУ, 2002. — 134 с.
- Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М.: ЧеРО, 1996. -288 с.
- Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1997. 600 с.
- Рождественский Ю.В. Техника. Культура, язык: Кн. для уч-ся старших кл. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
- Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994. -220 с.
- Романов A.A. Грамматика деловых бесед. Тверь: Изд. фирма «Фамилия», 1995.-240 с.
- Романов A.A., Ходырев A.A. Управленческая риторика: Учеб. для студентов вузов экономических специальностей. М.: Лилия, 2001. — 216 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1994. — 140 с.
- Рузин И.Г. Философские аспекты лингвистического исследования // Вестник МГУ, Серия 7.-М., 1993.-№ 3. -С. 46−55.
- Русская риторика: Хрестоматия / Авт.-сост. Л. К. Граудина. М., 1996.
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / Под ред. М. С. Соловейчик. М., 1993. — 383 с.
- Садилова О.П. Формирование этически ответственного речевого поведения младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. — 230 с.
- Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания, развития речи. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Серебрянников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988. — 244 с.
- Серио П. О языке власти: критический анализ // Философия языка: в границах и вне границ / Ю. С. Степанов, П. Серио, Д. И. Руденко и др. Науч. ред. тома Д. И. Руденко. X.: Око, 1993 б. — Т. I. — С. 83−100.
- Сидоренков В.А. Русский (родной) язык как основа адаптивной школы // Язык и образование. Сб. науч. тр. / Ред. колл.: Т. А. Лисицына, Л. А. Гореликов, Р. Н. Шабалин: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001. С. 70−72.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Педагогика, 1990. — 300 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.
- Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. -2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2001. — 976 с. (Библиотека практической психологии).
- Смелкова З.С. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учеб. пособие / З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова, O.A. Сальникова. М.: Флинта: Наука, 2002. — 320 с.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
- Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: Междисциплинарный подход (Матер. Южно-Российской науч.-метод, конф. 26−28 мая 2000, Краснодар) / Под ред. А. Н. Кимберга и O.A. Оберемко, Краснодар: КубГУ, 2000. 140 с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. — 192 с. (Б-ка учителя рус. яз. и лит.).
- Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.
- Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / АН СССР, Ин-т языкознания. М.: Наука, 1985.-335 с.
- Степанов Ю.С. Изменчивый «образ языка» в науке 20 века // Язык и наука конца 20 века: Сб. статей / Под ред. акад. Ю. С. Степанова. М., 1995 б. — С. 7−34.
- Стернин И.А. Исследования в области коммуникативного поведения // Филол. записки. Воронеж, 2001.-№ 16.-С. 188−190.
- Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, ВИПКРО, 1993. -140 с.
- Стратегия развития Сочинского государственного университета туризма и курортного дела: Концепция и программа / Г. В. Яковенко, Ю. С. Тюнников, C.B. Воробьева- Под ред. A.A. Ворожбитовой. Сочи: СГУТиКД, 2001. — 74 с.
- Сычев О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. М.: Знание, 1991.-61 с.
- Теория речевой деятельности / Под ред. A.A. Леонтьева. -М.: «Наука», 1968.-271 с.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
- Тимонина И.В. Риторика: Методич. пособие к практическому курсу для студентов филол. факультетов. Магнитогорск: МГПИ, 1999. — 76 с.
- Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. -М.: Изд. Рос. открытого ун-та, 1991.-64 с.
- Томсон П. Самоучитель общения. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
- Третьяков П.И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001. — 352 с.
- Третьяков П.И. Школа: управление по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2001 — 320 с.
- Тюнников Ю.С., Ворожбитова A.A. и др. Центр педагогической культуры: культурологические доминанты образовательно-воспитательного процесса. -Сочи: СГУТиКД, 1998. 123 с.
- Тюнников Ю.С. Политехнические основы профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. АДД. — Казань, 1990. — 37 с.
- Тюнников Ю.С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 192 с.
- Тюнников Ю.С., Юрченко Ю. А. Культурологическая подготовка будущего учителя: системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений. Сочи: РИО СГУТиКД, 2001. — 140 с.
- Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
- Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное. М.: «Карапуз», >2000. 256 с.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Ушинский К. Д. Собр. соч. М.- Л., 1949. — Т. 5. — С. 349.
- Фаенова М.О. Обучение культуре общения на английском языке: На-уч.-теорет. Пособие. -М.: Высш. шк., 1991. 144 с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. -М, 1984.
- Филология и культура: Матер. III Междунар. научной конф. 16−18 мая 2001 г. / Отв. ред. H.H. Болдырев- Редкол.: Е. С. Кубрякова и др.: В 3 ч. Тамбов, 2001.
- Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов / Под ред. З. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
- Фрадкин Ф.А., Богомолова Л. И. Введение в педагогическую специальность (лекции-диалоги) М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 64 с.
- Хазагеров Г. Г., Корнилова Е. Е. Риторика для делового человека: Учеб. пособие. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. 136 с.
- Хазагеров Т.Г., Ширина Л. С. Общая риторика: Курс лекций и Словарь риторических фигур: Учеб пос. / Отв. ред. E.H. Ширяев. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1994. — 192 с.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс. Метотодическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1994. — 64 с.
- Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителя / Авт.-сост. М. Р. Львов. М: Просвещение, 1996. — 352 с.
- Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.-471 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. -268 с.
- Цукерман Г. А. Кто учит учиться (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей)//Начальная школа. 1999. -№ 7. — С. 53−61.
- Цукерман Г. А., Шияновская С. И. Урок в системе Эльконина Давыдова // Начальная школа: плюс — минус. — 1999. — № 5. — С. 8−16.
- Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции. АДД. — Екатеринбург, 1998. — 37 с.
- Человеческий фактор в языке: коммуникация, модальность, дейксис. -М.: Наука, 1992.-278 с.
- Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. -М.: Наука, 1991,-214 с.
- Чернухина И.Я. Идеи антропоцентричной лингвистики в трудах В.В. Виноградова// Stylystika. IV. 1995. — С. 215−222.
- Чернухина ИЛ. Три аспекта речемыслительной деятельности (на материале поэзии А. Твардовского) // Речевое мышление и текст. Воронеж, 1993. -С. 16−25.
- Чуешов В.И. Речевая коммуникативная реальность и теория аргументации // Речевое общение и аргументация. Вып. 1. СПб., 1993. — С. 86−93.
- Шабес В.Я. Речь и знание: Учебное пособие к спецкурсу «Основы речевой деятельности учителя». СПб.: «Образование», 1992. — 83 с.
- Шаклеин В. Лингвокультурологический фактор в современной систелме образования (Из анализа преподавания лингвокультурологических дисциплин в вузах США) // Aima mater (Вестник высшей школы). М.: Изд. РУДН, 1998. — № 8. -С. 14−16.
- Шанский Н.М. Методика преподавания русского языка: достижения и проблемы // Рус. яз. в нац. школе. 1982. — № 6.
- Шахнарович A.M. Языковая личность и языковая способность // Язык система. Язык — текст. Язык — способность. Сб. статей / Институт русского языка РАН. М., 1995.-С. 213−123.
- Шахнарович A.M. Языковая способность // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 617.
- Шаховский В.И. Языковая личность в эмоциональной коммуникативной ситуации // Филол. науки. 1998. — № 2. — С. 59−65.
- Швейцер А.Д. Социолингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 481—482.
- Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Мн.: Амалфея, 1996.-384 с.
- Шемшурина И.Н. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М.-.ВЛАДОС, 1999.- 112 с.
- Шилихина K.M. Модификация поведения собеседника в русской и американской культурах // Филологические записки. Вып. 8. Воронеж, 1987. — С. 178−185.
- Шиянов E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М. — Ставрополь, 1991.
- Шиянов E.H., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 288 с.
- Школа самоопределения / Ред. и сост. А. Н. Тубельский. М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. — 480 с.
- Щерба JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики. М., 1974.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 128 с.
- Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
- Чугай И.В. Проектирование Центра педагогической культуры как многофункциональной структуры педагогического вуза. Дисс.. канд. пед. наук. Сочи, 2000.
- Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды / Под ред. В В. Давыдова, В. П. Зенченко. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Из книги: «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» // Феникс. 1995. — № 4.
- Юнина Е.А. Педагогическая риторика: Учеб. пособие. Пермь, 1995. -108 с.
- Юрьева A.B. Лингвориторический идеал как фактор становления профессиональной языковой личности будущего учителя. Дисс.. канд. пед. наук. -Сочи: СГУТиКД, 2002. 234 с.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-271 с.
- Язык и личность. М.: Наука, 1989.
- Язык и образование. Сб. науч. тр. / Ред. колл.: Т. А. Лисицына, Л. А. Гореликов, Р. Н. Шабалин: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2001.-92 с.
- Язык и образование. Сб. науч. тр. / Ред. колл.: Т. А. Лисицына, Л. А. Гореликов, Р. Н. Шабалин: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2002.-92 с.
- Язык и национальные образы мира. Междунар. науч. конф. (20−21 марта 2001). Майкоп, 2001.
- Язык и речь. Программы для 1−11 классов с углубленным изучение предмета (гимназии, лицеи, школы гуманитарного профиля) / Сост. В. И. Капинос, С. И. Львова, М. С. Соловейчик // Программы для общеобразоват. учеб. заведений. Русский язык. М., 1992.
- Язык и структуры представления знаний. М.: ИНИОН, 1992. — 164 с.
- Язык образования и образование языка: Матер. Междунар. науч. конф. Великий Новгород, 11−13 июня 2000 г. — Великий Новгород, 2000. — 382 с.
- Языковое образование и воспитание языковой личности (в школе и в вузе): Матер, межвузовского семинара, Санкт-Петербург, 20−21 апреля 1995 г. -СПб.: Образование, 1995. 94 с.
- Язык система. Язык — текст. Язык — способность. Сб. статей / Институт русского языка РАН. — М., 1995. — 286 с.
- Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докл. Москва, 13 июня 2000 г. / Ред. Е. Ф. Тарасов. М., 2000.
- Язык. Сознание. Этнос. Культура. XI Всероссийский симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1994. — М., 1994. — 770 с.
- Maslow A. Motivation and personality. New York, 1954.
- Rogers. C. Freedom to learn for the 80*s. Columbus, OH, 1983.
- Serg T.Y. Schooling and the Future: Revitalizing Public Education. Boston, 1989.
- Swain M. Communicative competence: Some roles of comprehensible input and comprehensible output in its development. In S. Gass & C. Madden (Eds.), Input in second language acquisition (pp. 235−253). New York, 1985.
- Willie C.V., Miller I. American Schools in the Twentieth Century. Social goals and educational reform. / Contributions to the Study of Education, Number 27. -New York, 1988.