Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование свидетельствует о действенности разработанной системы педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятелдьности: зафиксированы положительные результаты. Вместе с тем, данное исследование в силу специфики своих задач, не решает всех вопросов, связанных с поиском научно-обоснованных путей и средств развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности
    • 1. 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Сущность письменной речевой деятельности как фактора развития творческих способностей младших школьников
    • 1. 3. Факторы, способствующие созданию речевой среды в условиях сельской школы
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на основе письменной речевой деятельности
    • 2. 1. Совокупность педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности
    • 2. 2. Реализация системы педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности
    • 2. 3. Обоснование результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире.

Реагируя на перемены в социальной жизни, меняется и система образования. Согласно новой образовательной парадигме, перед школой во главу угла встала задача развития творческой активности учащихся, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания. В этой связи в настоящее время внимание педагогов акцентируется на поиске и реализации эффективных путей развития творческих способностей учащихся. Одним из приоритетных в этом направлении является обучение школьников письменной речевой деятельности на родном языке. Родной язык служит тем фундаментом, на котором строится не только разумное усвоение других языков, но и развивается мышление учащихся. В процессе письменной речевой деятельности на родном языке младшие школьники успешно овладевают речевыми умениями, у них активизируется самостоятельность, стимулируется творческое воображение.

Основы письменных речевых умений, навыков закладываются в начальной школе. Именно поэтому заботу о развитии творческих способностей в процессе письменной речевой деятельности призвана взять на себя начальная ступень обучения. Младший школьный возраст считается периодом, которому присущи познавательная активность, стремление к поиску, интерес к творчеству. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию творческих способностей в процессе письменной речевой деятельности.

В программе обучения родному языку в якутских школах большое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Однако, несмотря на это, в реальной практике обучения якутскому языку в начальных классах данный процесс протекает стихийно. Наблюдения показывают, что развитие творческих способностей младших школьников остается на недостаточном уровне. В письменных творческих работах младших школьников часто наблюдается отсутствие фантазии, дети затрудняются в самостоятельном построении собственных текстов. Это свидетельствует о том, что в школах отсутствуют необходимые условия для эффективного развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности.

Проблеме развития творческих способностей посвящены исследования многих философов, ученых-педагогов и психологов. Феномен формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н. А. Бердяев, Э. В. Ильенков, А. Т. Шумилин, В. А. Цапок и др. Психологические аспекты развития творческих способностей освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Д. Гилфорда, К. Роджерса, Э. П. Торренса и др.

В педагогике и педагогической психологии существует ряд научных направлений, разрабатывающих проблему формирования творческих способностей: это развивающее обучение (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин), проблемное обучение (A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие), теория воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (В.А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, И. С. Якиманская и другие).

Особенности детского словесного творчества и их развития отражены в трудах Л. С. Выготского, Ш. А. Амонашвили, П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. И. Чуковского, Л. И. Божович, Дж. Родари и других. Многие ученые и педагоги исследовали проблему развития письменной речи младших школьников (Л.С. Выготский, Ш. А. Амонашвили, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Я. Ляудис, И. П. Негуре и другие). Особенности организации образовательного процесса в сельской школе рассмотрены в трудах К. Д. Ушинского, П. П. Блонского, М. П. Гурьяновой, Д. А. Данилова, Н. Д. Неустроева, В. М. Анисимова, П. П. Борисова, П. П. Кондратьева и других.

Изучение научной литературы с целью определения степени разработанности темы позволило выявить недостаточную направленность реального процесса обучения младших школьников письменной речевой деятельности на родном языке, ориентированного преимущественно на достижение частных дидактических целей. Несмотря на большое число работ по развитию письменной речи младших школьников, мало изученным остается вопрос, рассматривающий этот процесс как средство развития творческих способностей младших школьников.

Анализ наблюдений за педагогической практикой показывает, что развитию творческих способностей учащихся начальных классов в процессе письменной речевой деятельности все еще не уделяется должного внимания, что обусловлено целым рядом причин, в том числе и сложностями в определении педагогических условий.

Таким образом, возникает противоречие между одной из приоритетных целей обучения в общеобразовательной школе, предполагающей развитие творческих способностей младших школьников, и недостаточной разработанностью педагогических условий их обеспечения в учебно-воспитательном процессе, в частности, в процессе письменной речевой деятельности, что и составляет проблему исследования.

С учетом вышеизложенного, определен выбор темы диссертационного исследования «Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность системы педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности.

Объект исследования — процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности.

Исходя из поставленной цели, формулируется гипотеза исследования: эффективное развитие творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности возможно при условии, если:

— реализуется деятельностный подход к обучению письменной речевой деятельности, в котором школьник с самого начала решает задачу создания полноценных и законченных письменных высказываний;

— осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению письменной речевой деятельности;

— обучение письменной речевой деятельности организуется на содержательно-оценочной основе.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Обосновать эффективность продуктивной писменной речевой деятельности в развитии творческих способностей младших школьников.

2. Разработать систему педагогических условий, необходимых для развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности и экспериментально проверить эффективность ее реализации.

3. Определить внутренние механизмы активизации процесса обучения письменной речевой деятельности как фактора развития творческих способностей младших школьников.

Теоретико-методологической основой данного исследования явилиоь: деятельностный подход к проблеме развития творческих способностей в рамках речевой деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев,.

И.А. Зимняя и др.) — личностно-ориентированный подход к процессу обучения (И.С. Якиманская, В. В. Сериков, К. Роджерс и др.) — гуманно-личностный подход к развитию детского творчества (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский) — этнопедагогические аспекты обучения и воспитания (Я.А. Коменский, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, П. П. Блонский, Д. А. Данилов, Н. Д. Неустроев, А. И. Егорова и другие).

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс методов: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы;

— педагогический экспериментсобеседование с учителями и учащимися;

— педагогическое наблюдение;

— анализ письменных работ младших школьников;

— моделирование, статистический анализ;

— анализ собственного педагогического опыта.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— обоснованы педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности применительно к обучению якутскому языку (осуществление деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению письменной речевой деятельностиорганизация обучения на содержательно-оценочной основе);

— разработаны критерии диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников по трем направлениям: воображение, самостоятельность, точность (разработанность) мышления;

— определены внутренние механизмы активизации процесса обучения младших школьников письменной речевой деятельности как фактора развития • их творческих способностей (взаимосвязь обучения с жизненным опытом младших школьниковприобщение младших школьников к исследовательской деятельности, массовой коммуникации, словесному творчеству).

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании продуктивной письменной речевой деятельности как фактора развития творческих способностей младших школьников, в разработке системы педагогических условий, обеспечивающей эффективность процесса ориентации учащихся на творческую деятельность.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробировании учебных пособий, авторской программы по развитию творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности, которые могут быть рекомендованы в помощь учителям начальных классов и студентам вузов. Пособия в качестве дидактического материала могут быть использованы для самостоятельной работы учащихся.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются последовательной реализацией методологической основы на всех его этапахсоответствием методов исследования его предмету и поставленным задачамвсесторонним качественным и количественным анализом результатов исследованияличным опытом автора в средней общеобразовательной школе в качестве учителя начальных классов.

Апробация основных положений исследования проводилась в виде публикаций ряда статей и тезисов, научных сообщений. Материалы диссертации докладывались автором: на научно-практических конференциях «Алексеевские чтения» (2002 — 2003 гг.), «Аспирантские чтения в ЯГУ» (2002 -2003 гг.) — на педагогических чтениях (2002 — 2006 гг.) — в рамках участия в республиканских и районных мастер-классах и семинарах для учителей начальных классов (2002 — 2006 гг.).

База исследования — школы Хангаласского улуса (района) Республики Саха (Якутия): I Мальжагарская средняя общеобразовательная школа, II Мальжагарская средняя общеобразовательная школа, II Жемконская средняя общеобразовательная школа.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1995;2002 гг.) определена проблема исследования, выявлена ее актуальностьизучалась и анализировалась научная литература по теме исследованиянакапливался методический инструментарий, разрабатывалась программа экспериментальной деятельностисоздавался диагностический аппарат, позволяющий отслеживать динамику развития творческих способностей.

На втором этапе (2002;2005 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельностиопределялась эффективность эксперимента.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работыразрабатывались научно-методические рекомендацииоформлялась диссертация.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшим фактором развития творческих способностей младших школьникбв является письменная речевая деятельность, ориентированная на порождение собственного высказывания.

2. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности возможно при соблюдении следующих педагогических условий: осуществление деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению письменной речевой деятельностиорганизация обучения письменной речевой деятельности на содержательно-оценочной основе.

3. Эффективность системы педагогических условий развития творческих способностей достигается при реализации внутренних механизмов обучения (взаимосвязь обучения с жизненным опытом младших школьниковприобщение младших школьников к исследовательской деятельности, массовой коммуникации, словесному творчеству).

Структура работы. Диссертациясостоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Выводы по второй главе.

1. Опытно-экспериментальная деятельность по проверке выдвинутой гипотезы проводилась в четыре этапа: поисковый, констатирующий, формирующий и контрольный.

2. В ходе поискового этапа эксперимента выявлена целостная картина исследуемого объекта — развития творческих способностей младших школьников, накоплен и осмыслен личный педагогический опыт по развитию творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности, разработана учебная программа курса «Бичик» по обучению младших школьников письменной речевой деятельности, разработаны 3 пособия и программа экспериментальной деятельности. Поисковый этап эксперимента установил, что учителя начальных классов используют в своей работе некоторые приемы и методы развития творческих способностей в процессе письменной речевой деятельности, но эта работа ведется фрагментарно и нецеленаправленно. В учебной деятельности доминируют репродуктивные формы работы, и на уроке не создаются условия для творческого самовыражения учащихся. Основными причинами этих недостатков является отсутствие научно обоснованных условий для эффективного развития творческих способностей в процессе письменной речевой деятельности, нет методических и учебных пособий.

3. В ходе констатирующего этапа эксперимента было выявлено исходное состояние развития творческих способностей младших школьников, была доказана практическая одинаковость уровня развития творческих способностей членов экспериментальной и контрольной групп.

4. Диагностика творческих способностей осуществлялась по трем направлениям: 1) развитие самостоятельности- 2) развитие воображения- 3) развитие разработанности.

5. Обучение письменной речевой деятельности в экспериментальном классе осуществлялось на основе разработанной нами системы педагогических условий развития творческих способностей. В контрольном классе дополнительного обучения письменной речи не осуществлялось, традиционное обучение протекало без выделенных нами педагогических условий.

6. Результаты формирующего эксперимента показали значительное повышение уровня развития творческих способностей в экспериментальной группе, что подтвердило выдвинутые нами предположения.

7. Проведенный качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы привел нас к следующим выводам:

• Целенаправленное обучение младших школьников творческой письменной речевой деятельности следует начинать с первых дней школьной жизни.

• С этой целью в первом классе целесообразно использовать рисование как одно из эффективных средств подготовки детей к письменной речевой деятельности.

• В целях формирования мотивации к письменной речевой деятельности первоклассников нужно ориентировать на построение моделей собственных текстов: на основе приобщения школьников к «квазиписьменной речевой деятельности «появится интерес к творческой деятельности.

• В ходе работы с младшими школьниками мы убедились в том, что творческие способности имеют возможность эффективно развиваться в процессе письменной речевой деятельности в том случае, если обеспечить взаимосвязь трех основных видов деятельности: учебной, творческой и оценочной. Целью учебной деятельности является на основе воспроизводящих упражнений выработать умения, навыки в построении связного текста. Письменная речевая деятельность по созданию собственных текстов, сопровождаемая самооценкой и оценкой со стороны одноклассников и учителя, способствует не только осознанному освоению умений, навыков, но и приобретает большое значение в развили творческих способностей.

• В целях развития творческих способностей целесообразно использовать содержательное оценивание и этой деятельности школьников также необходимо учить. Способствует созданию адекватной самооценки следующая структура содержательной оценочной деятельности: 1) ученик читает свою работу- 2) одноклассники задают вопросы ученику по тексту, ученик отвечает- 3) организация коллективного оценивания по заранее известным критериям — учитель направляет оценивание и этику отношений между учащимися- 4) педагог оценивает работу ученика, при этом отмечает также наиболее удачно высказанные пожелания, замечания со стороны детей- 5) самооценка ученика: оценивает свою работу в соответствии с эталоном, отмечает, согласен ли он с критикой, указывает дальнейший план корректировки.

• Помимо текущих оцениваний на развитие творческих способностей влияет использование технологии «Портфель ученика». В «Портфель ученика» отбирается учеником лучшая работа по завершении определенного объема творческих работ по тому или иному разделу. Главное в такой работесамооценка ученика в виде рассуждения, обоснования. На таком занятии ученик оценивает свою работу по заранее установленным критериям. Его самооценка сопровождается кратким комментированием: что у него в этой работе получилось, а что нет. Также он должен сделать выводы в отношении своей дальнейшей творческой деятельности.

• Особое значение приобретает в развитии творческих способностей учет как региональных особенностей (через содержание заданий, характер отношений), так и индивидуальных особенностей учащихся (основных свойств нервной системы) и применение на основе этого специальных приемов и превентивных мер, облегчающих учебную деятельность учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный теоретический анализ и выполненная экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности показали, что выдвинутая гипотеза, в целом, получила свое подтверждение. Это обстоятельство дает право изложить основные результаты исследования.

В исследовании установлено, что к настоящему времени сложились определенные социальные (потребность общества в личности человека, способной к творческой деятельности), теоретические (разработанность комплекса вопросов теории педагогики, психологии, философии развития творческой личности в процессе обучения) и практические (передовой опыт обучения младших школьников творческой деятельности) предпосылки исследования проблемы развития творческих способностей младших школьников.

Однако вопросы, связанные с развитием творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности, по ряду объективных и субъективных причин не нашли должного рассмотрения.

Взяв за основу теоретические положения деятельностного и личностно-ориентированного подходов, обобщив опыт работы в общеобразовательных школах, мы разработали и обосновали систему педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности. Данная система представляет собой совокупность необходимых педагогических условий, обеспечивающих достижение учебной цели — эффективного развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности. Эта система включает организацию обучения на личностно-ориентированной основе, осуществление деятельностного подхода к обучению письменной • • речевой деятельности, реализацию обучения на содержательно-оценочной основе.

В процессе исследовательской работы нами были уточнены уровни развития творческих способностей младших школьников. Разработан диагностический аппарат, позволяющий отслеживать динамику развития творческих способностей. Апробирован курс «Бичик», направленный на формирование у младших школьников умений, навыков построения творческого высказывания, развитие творческих способностей.

Нас интересовало, произойдут ли изменения в развитии творческих способностей младших школьников в результате внедрения разработанной нами системы педагогических условий в процесс организации письменной речевой деятельности младших школьников в общеобразовательных школах.

Процесс организации письменной речевой деятельности младших школьников проходил во всех классах начальной школы, т. е. был сквозным, системным и направленным на развитие самостоятельности, творческого воображения, разработанности мышления. И, как показало исследование, реализация разработанной нами модели системы работы учителя по развитию творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время решает задачи активизации творческой деятельности.

В экспериментальном обучении письменной речевой деятельности осуществлялась взаимосвязь трех основных видов деятельности: учебной, творческой и оценочной. В учебной деятельности вырабатывались умения, навыки в построении связного текста. Письменная речевая деятельность по созданию собственных текстов, сопровождаемая внутренней и внешней оценкой, способствовала не только осознанному освоению умений, навыков, но и приобретала большое значение в развитии творческих способностей.

Сложилась система организации творческой письменной речевой деятельности младших школьников, включающая словесное творчество, исследовательскую деятельность, массовую коммуникацию.

В практике общеобразовательной школы определились два направления творческой письменной речевой деятельности младших школьников:

— Письменная речевая деятельность, предусмотренная учебным планом;

— Внеучебная письменная речевая деятельность.

Результатом письменной речевой деятельности младших школьников является:

1. Участие каждого учащегося в различных видах творческих письменных речевых работ: написании сочинений, заметок, мини-докладов;

2. Участие в выпуске стенгазет, изготовлении самодельных книг, конкурсах, научно-практических конференциях и др.;

3. Повышение уровня развития творческих способностей.

Разработанная и проверенная нами система организации письменной речевой деятельности младших школьников, направленная на развитие творческих способностей, вносит вклад в практику формирования творческой личности в общеобразовательных учебных заведениях.

Проведенное исследование свидетельствует о действенности разработанной системы педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе письменной речевой деятелдьности: зафиксированы положительные результаты. Вместе с тем, данное исследование в силу специфики своих задач, не решает всех вопросов, связанных с поиском научно-обоснованных путей и средств развития творческих способностей младших школьников. В данной диссертационной работе мы даем лишь некоторые рекомендации по разрешению проблемы развития творческих способностей младших школьников, предлагаем только один из возможных путей совершенствования творческих способностей школьников, опираясь на специфику только одного вида деятельности.

Проблема развития творческих способностей подрастающего поколения широка, глубока. Дальнейшее развитие исследований по этой проблеме может быть продолжено в следующих направлениях: продолжение данной работы по развитию творческих способностей в среднем и старшем звене общеобразовательной школыразработка методов и приемов, которые позволили бы совершенствовать творческие способности учащихсяподробное рассмотрение критериев определения уровня развития творческих способностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и создание личности как субъекта деятельности / Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. -183 с.
  2. И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. М.: Соборъ, 1996.-60 с.
  3. М.К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 160 с.
  4. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. / (И.А. Ананич, А. Б. Васильевский и др.) — Под ред. Л. Н. Рогожиной. Минск: Нар. асвета, 1992.-189 с.
  5. М.К. Обучение творческой письменной речи студентов третьего курса языкового педагогического вуза: Автореферат.канд. пед. наук. Санкт Петербург: РГПУ, 2003. — 26 с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. — 560 с.
  7. К.Е. Формирование положительного отношения к учению на основе организации совместной деятельности младших школьников // Пути повышения эффективности педагогического процесса. Якутск, 2001. — с. 5−7
  8. В.М. Научные основы методики обучения русскому языку в начальных классах якутской школы. Якутск: Кооператив «Офсетчик», 1991. -104 с.
  9. В.М. Тылы уорэтии уонна утуо дьон туЬунан. Дьокуускай: Булл, 2004. — 95 с.
  10. В.М., С.К.Колодезников. Обучение родному языку в 4 классе. Якутск: Як.кн. изд.-во, 1989. 78 с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
  12. М: Просвещение, 1982. 192 с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности 1 педагогических исследований: (Дидактический аспект) — М.: Пед-ка, 1982.- 192 с.
  14. B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: Изд-во Академкнига, 2002. — 455 с.
  15. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. -М.: Ин-т практич. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК». 4.1. 1996. — 319 с.
  16. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т.1. М.: Искусство, 1994. — 541 с.
  17. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, в 2-х т. т.2., 1973. 398 с.
  18. П.П. Избранные психологические произведения. М.:1. Просвещение, 1964. 547 с.
  19. П.П. Педология в массовой школе первой ступени// Избр. пед. произведения. М., 1961. — 695 с.
  20. П.П. Психология младшего школьника. М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1997. — 574 с.
  21. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ' Академия, 2002. — 337 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.• -М.: 1968.-464 с.
  23. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 683 с.
  24. П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования. М.: Воентехиниздат, 1998. — 154 с.
  25. В.Л.Серошевский. Якуты. Опыт энографического исследования. -I 2-е изд., М.: Российская политическая энциклопедия, 1993. — 736 с.
  26. Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, ф Е. М. Борисовой. М.: Академия, 1998. — 192 с.
  27. JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96 с.
  28. У.А. Сказ о народе Саха. Якутск: Бичик, 1994.- 144 с.
  29. И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования школы № 2 г. Реутова Московской области. М.: Педагогика, 1988. -96 с.
  30. В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: «РЕСПЕКС», 1996. 432 с.
  31. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: Союз, 1997.-93 с.
  32. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956.-512 с.
  33. Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования.- М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
  34. Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. — С.84
  35. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т./ АПН СССР- Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1983. Т.З. 456 с.
  36. И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания. 1974.- № 6. с. 68−77.
  37. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования, -М.: Наука, 1981.-138 с.
  38. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1.
  39. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Сб. «Психологическая наука в СССР». М.: Издательство АПН-РСФСР, 1959.
  40. П.И. Национальный характер: мифы и реальность.- Киев: Вища школа, 1984. 342 с.
  41. Я.С. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1954. — 523 с.
  42. В.В. Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание, 1995.- 135 с.
  43. М.П. Сельская школа и социальная педагогика / Пособие для педагогов. Мн.: Амалфея, 2000. — 448 с.
  44. Д.А. Об индивидуализации обучения в национальной школе. Якутск: ЯРИУУ, 1974. — 37 с.
  45. Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе: учебно-методическое пособие по спецкурсу. Якутск: ЯГУ, 1991.-67 с.
  46. В.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1966. -544с.
  47. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4. -М.: Рус.яз., 1998.-699 с.
  48. X. Учимся красиво говорить и сочинять // Начальная школа. 2002. — № 2. — с. 13.
  49. А. Собрание сочинений. М., 1961. — Т.2. — С.68.
  50. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.- 362 с.
  51. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
  52. Ю.Н. Якутская сказка (русско-якутские взаимосвязи). Ленинград: Наука, 1990. 182 с.
  53. Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов.- Известия АПН РСФСР. М., 1956, вып. 78., 155 с.
  54. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 383 с.
  55. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.- 464 с.
  56. С.Т. Марксистко-ленинская теория нации и современность. М.: Политиздат, 1983. — 342 с.
  57. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Каптерев П. Ф. Избр-е пед. соч-я. М., — 1982. — С.354
  58. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Казань.: изд-во КТПИ, 1978. 112 с.
  59. И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в свете дополнительного образования): Дис.канд. пед. наук. Калининград, КГУ, 1999. — 227 с.
  60. Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. -160 с.
  61. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М., 1984. -335 с.
  62. Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 319 с.
  63. Краткая философская энциклопедия / Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. — 574 с.
  64. В.А. Вопросы психологии способностей школьников. -М.: Просвещение, 1964. 259 с.
  65. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 223 с.
  66. B.C. Психология. М.: Рандеву — Але: АГАР, 1999. — 303 с.
  67. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.: «Ось — 89», 2000. — 224 с.
  68. Лаак Я.Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  69. Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  70. В.А. Воспитание творчества. Томск.: Пеленг, 1993. — 63 с.
  71. Д.Г. Практика обучения: современные образовательныетехнологии. М., 1998. — 379 с.
  72. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1963. — 245 с.
  73. А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. М.: Просвещение, 1916.-212 с.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  75. А.Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974.-368 с.
  76. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Москов-й ун-т, 1981.-584 с.
  77. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование. 1999, № 10.
  78. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.- 185 с.
  79. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  80. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  81. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 127 с.
  82. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 128 с.
  83. А.Р. Очерки по психофункциологии письма. М.: Наука, 1950.-321 с.
  84. А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 352 с.
  85. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: АПН СССР, 1959, с. 516−577.
  86. А.Р. Язык и сознание. Ростовн/Д: Феникс, 1998. — 412 с.
  87. М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  88. М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по русскому языку: 1−4-й Кл. Тула: ООО «Издательство «Родничок», 2003. — 287 с.
  89. В.Я., Негуре И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная пед. академия, 1994. — 148 с.
  90. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. — 592 с.
  91. B.C. Психология индивидуальности. / Под ред. Е. А. Климова, М.: Воронеж, 1996. — 448 с.
  92. Методика преподавания русского языка. / Под ред. М. Т. Баранова. -М.: Просвещение, 1990. 366 с.
  93. Е.И. Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия), Якутск: Изд-во НД и СПО, 1999. — 152 с.
  94. М.Д. Педагогические условия развития связной речи у младших школьников в процессе словесно-творческой деятельности: Автореферат дис. канд. пед. наук, Якутск, 2004. 20 с.
  95. Национальная культура коренных народов PC (Я). Пособие для учителя. /Сост. В. И. Хатылаева. Я: Бичик, 1994. — 104 с.
  96. Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994. 103 с.
  97. Н.Д. Специфика учебно-воспитательной работы сельской малокомплектной национальной школы. Якутск: ЯГУ, 1984. 45 с.
  98. Н.Д., Саввинов Т. Т. Подготовка учителей широкого профиля для сельских школ. Якутск: ЯГУ, 1995. 64 с.
  99. Н.Д., Саввинов Т. Т. Традиции семейного воспитания у народов Севера. В сб. ст. Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения. Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994. 103 с.
  100. И.И. Педагогические условия организации исследовательской деятельности студентов: Автореферат.канд. пед. наук.1. Якутск: ЯГУ, 2005. 17 с.
  101. Одаренные дети./ Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  102. С.И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Рус.яз., 1989.-921 с.
  103. А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. Пермь, 1996. — 149 с.
  104. А.К. Психология самостоятельности. М.: Нальчик, 1996. -387 с.
  105. Основы философии. Совр. философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 116 с.
  106. Отчет первой Саха Российской научной экспедиции «Образование за сохранение и развитие культурного наследия коренных народов Республики Саха (Якутия). Якутск: ИПКРО, 1998. — 151 с.
  107. М.Е., Обутова Эверстова М.П. Спутник. Якутск: Бичик, 1993.- 120 с.
  108. М.Е., Эверстова М. П. Спутник. Якутск: Якутское книжное изд.-во, 1982. 120 с.
  109. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. / Под.ред.И. А. Каирова. Т.4. -М.: Советская энциклопедия, 1968. 911 с.
  110. Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: УМЦ «Школа 2000.», 2004. — 16 с.
  111. Петрова Т. И, Захарова Л. В., Избекова Л. К. Программа по якутскому языку для 1−4 классов общеобразовательных средних школ с родным языком обучения. Якутск.: ГУП «Полиграфист», 1996. 31 с.
  112. А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1996. -496 с.
  113. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Академия, 1982.-321 с.
  114. О.В. Современные уроки развития речи. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. — 320 с.
  115. Платон. Законы / Соч.: В 3-х т. М., 1972. — т.З. — 42 с.
  116. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  117. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. — Кн.2: Процесс воспитания. — 256 с.
  118. Е.С. Современная гимназия. Взгляд теоретика и практика. -М.: Владос, 2000. 167 с.
  119. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 352 с.
  120. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  121. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 304 с.
  122. Психология: Учеб. Для студ. высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. / Немов Р. С. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Кн.2: Психология образования. — 608 с.
  123. Психология: Учеб. Для студ. высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. / Немов Р. С. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  124. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  125. JI.В. Понимание и познавательная активность // Активность личности в обучении. Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1986. — 192 с. -С. 57−58
  126. Развитие и диагностика способностей. / Под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Шадрикова. М.: Наука. 1991. 181 с.
  127. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Педагогика, 1990. 336 с.
  128. Дж. Грамматика фантазии: Искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978. — 216 с.
  129. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  130. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
  131. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1946. — 319 с.
  132. .Ж. Педагогические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1981. -656 с.
  133. А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 208 с.
  134. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  135. А.А., Хаптасова Н. Е. Сборник диктантов и изложений. Якутск.: Бичик, 1999. 160 с.
  136. В.В. Образование и личность. М.: «Логос» 1999, 271 с.
  137. А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: Автореферат. .доктора пед.наук. Ярославль: ЯГПУ, 2003. 38 с.
  138. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. — 117 с.
  139. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  140. Совр. философия: словарь и хрестоматия. /Л.В.Жаров, Е. В. Золотухина и др./. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 511 с.
  141. А.Г. Основы философии: учебное пособие. М.: Политиздат, 1988.-592 с.
  142. А.Г. Философия: Учебник. -2-е изд. М.: Гардарики, 2002. — 736 с.
  143. К.Д. Собрание сочинений. Т.2. -М., 1954. 423 с.
  144. Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 2. — с. 144
  145. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-736 с.
  146. Ю.С. Развитие технического творчества школьников: Опыт и перспективы. М.: Просвещение, 1983. — 176 с.
  147. Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с.
  148. В.А. Избранные пед. сочинения: в 3-х т./сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль /.- М.: Педагогика.Т.З., 1979. 560 с.
  149. В.А. Рождение гражданина. Кишинев: Лумина, 1979.-291 с.
  150. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська Школа, 1972.-242 с.
  151. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  152. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР,-1961.-536 с.
  153. .М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. М., Вып.11.
  154. .М. Способности и одаренность. // Изб. Труды, Т.1. М.: Педагогика, 1985.-е. 15−41.
  155. Тестирование детей / автор-составитель В.Богомолов. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 352 с.
  156. В.Н. Источники развития творческий способностей. М.: Типография Россельхозакадемии, 2001. — 87 с.
  157. JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -544 с.
  158. JI.H. Собрание сочинений. Т.15 М.: Педагогика, 1964. — 524 с.
  159. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 123−132.
  160. Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников: Дис.канд.пед.наук. Челябинск, ЧГПУ, 1999. — 184 с.
  161. К.Д. Избр. пед. соч-я / под ред. А. Н. Пискунова и др. -М.: Пед-ка, 1974.-т. 1, 584 с.
  162. К.Д. Избр.пед.соч-я. Т.2. М.: Педагогика, 1972. — 440 с.
  163. К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. произв. М.- JI.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. с. 234
  164. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Т.5. М., Просвещение, 1949. — 522 с.
  165. К.Д. Педагогические сочинения. Т. 5. М.: Педагогика, 1990.-528 с.
  166. К.Д. Предисловие к изд. 1 «Детского мира», собр.соч., т.5. — 302 с.
  167. В.В. Педагогические основы личностно-ориентированного обучения иноязычному чтению: Автореферат.канд.пед.наук. Якутск: ЯГУ, 1998. 23 о.
  168. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во Института практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996, -512 с.
  169. Философия: Учебник для вузов /под ред. Проф. В. Н. Лавринского, проф. В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ — Дана, 2004. — 622 с.
  170. Философская энциклопедия. В 5 т. / Под ред. Ф. В. Константинова. -Т.5. М.: Советская энциклопедия, 1970. — 740 с.
  171. С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц./ Сост. Б.Вульфсон. М.: Прогресс, 1990. — 304 с.
  172. Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. -М.: -Воронеж: Инст-т практ. психологии, 1998. — 64 с.
  173. С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: ВЛАДОС, 2000.-240 с.
  174. К.И. От двух до пяти. М.: Детгиз, 1962. — 368 с.
  175. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
  176. М.В. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей старшеклассников (на примере сельских школ Республики Саха (Якутия)): Автореферат.канд.пед.наук. Якутск: ЯГУ, 2003. -22 с.
  177. B.C. Предмет, задачи и сущность педагогики творчества // Новые исследования в педагогических науках, 1987, вып. 2 (50). -44 с.
  178. Н.Б., Щебланова Е. И., Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников// Вопросы психологии. 1991. — № 1. С. 27−32.
  179. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. — 143 с. .
  180. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
  181. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Изд-во Института практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -416с.
  182. Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1980. — С.258.
  183. Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. -402 с.
  184. B.C. Светлая радость познания. М.: Просвещение, 1977.-87 с.
  185. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  186. Мин абам аата Яковлев Никифор Никифорович. Кини ¦ улэ учуутала. Учугэй уус. МаИынан ону-маны барытын он-орор уонна сатыыр. AgaM волейболунан уонна CYYPYYH3H дьарыктанарын собулууР- Мин agaobi-нан киэн туттабын.1. Аня Яковлева. 2 кылаас.1. Улахан Аан
  187. Яковлева Аня. Мой слеп Хангалас. 2004. 25 марта
  188. Яковлева Аня. Вокруг елки // Хангалас. 2004, 30 декабря
Заполнить форму текущей работой