Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие комбинаторного мышления у будущих учителей технологии в процессе графического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являются диалектическая теория познания, отраженная в работах Г. В. Ф. Гегеля, Э. В. Ильенкова, В. А. Лекторского, М. К. Мамардашвили, А. И. Ракитова, В. С. Степина, В.С.Швы-рева, В. А. Штоффа и дридеи системного подхода (П.К.Анохин, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — теория деятельности и её роль в развитии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОМБИНАТОРНОГО МЫШЛЕНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
    • 1. 1. Анализ состояния развития комбинаторного мышления студентов в процессе их графического образования
    • 1. 2. Методологические подходы и принципы исследования комбинаторного мышления
    • 1. 3. Теоретические основания исследования комбинаторного мышления
    • 1. 4. Комбинаторное мышление и педагогические условия его развития у студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОМБИНАТОРНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Экспериментальное исследование структуры и уровня развития комбинаторного мышления студентов
    • 2. 2. Исследование эффективности алгоритмов решения комбинаторных графических задач
    • 2. 3. Экспериментальное исследование педагогических условий реализации модели развития комбинаторного мышления студентов в процессе их графического образования
  • Выводы по второй главе

Развитие комбинаторного мышления у будущих учителей технологии в процессе графического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется общественной востребованностью комбинаторных способов мыследеятельности в общей структуре профессионального мышления будущих учителей технологии в связи с переходом России на инновационный путь развития.

Инновационное развитие страны возможно только тогда, когда у каждого участника экономических, политических, общественных процессов развито инновационное мышление, когда основным приоритетом деятельности государственных структур является развитие человеческого капитала. Решением этих задач на уровне среднего общего образования занимаются учителя технологии и черчения. Они ориентируют учащихся на выбор профессий, связанных с материальным производством.

Одним из основных качеств работников сферы производства, в том числе инженеров и техников, способных к инновационной деятельности, является умение комбинировать пространственные и графические образы для создания качественно новых объектов.

Введение

в базисный учебный план школы новой образовательной области «Технология» предполагает, что преподавать эту учебную дисциплину будут учителя, владеющие современными педагогическими технологиями и эффективными методами инженерного творчества, сопряженными с комбинаторикой. Использование этих методов позволяет успешно вести работу по развитию творческого потенциала личности учащегося, подготовить его к самостоятельной жизни в условиях постоянного изменения технологических процессов.

Содержание и методы изучения различных аспектов технологической и технической подготовки школьников и студентов исследовали ученые П. Р. Атутов, П. Н. Андрианов, С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, В. А. Поляков, М.П.Пас-тарнак, А. Н. Прядехо, В. Д. Симоненко, Д. А. Тхоржевский и другие.

Возросшие требования современного общества к уровню развития комбинаторного мышления учащихся и студентов отразились в Постановлении.

Министерства образования Российской Федерации (от 23.09.2003) о введении в программу общеобразовательной школы по математике раздела «Комбинаторика, статистика и теория вероятностей».

Математики видят ценность развития комбинаторного мышления и в общекультурном плане, и в плане построения обучающимися картины мира, адекватной действительности, и в плане обогащения дедуктивно-индуктивной логики человека логикой случая (Ф. Барт, Е. Е. Белокурова, В. А. Болотюк, Н. Я. Виленкин, В. Ф. Волгина, О. С. Медведева, В. В. Фирсов, А.П.Шихова).

Однако проблема развития комбинаторного мышления в контексте технологической подготовки учителей и учащихся разработана недостачно. В отечественной и зарубежной психологии она выпала из поля зрения исследователей и, за исключением работ Ж. Пиаже, лишь «по касательной» затрагивается в работах отдельных авторов (В.В.Давыдов, А. Н. Поддьяков, Ю. А. Полуянов, E. Fischbein, O. Huber, D. Schnarch и др.).

В психолого-педагогической науке остается актуальной проблема описания структурных компонентов различных видов мышления (П.К.Анохин, Т. И. Артемьева, Б. Г. Ананьев, Г. Айзенк, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Л. М. Веккер, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. Доналдсон, В. Н. Дружинин, A.B.Запорожец, Т. В. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Ж. Пиаже, Н.Н.Под-дьяков, А. З. Рахимов, Л. А. Регуш, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная, В.Д.Шадри-ков и др.). В частности, структура комбинаторного мышления в графической деятельности и особенности его развития у обучающихся исследованы недостаточно. Актуальна и проблема диагностики комбинаторного мышления, изучение его своеобразия в студенческом возрасте. Исследование комбинаторного мышления связано с рассмотрением сложных интегративных явлений в развитии личности (А.В.Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Ю.А.Полуянов) и графической деятельности (Г.Ф.Хакимов).

Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике обучения студентов деятельностного и личностного подходов, нашедших отражение в работах отечественных педагогов и психологов (Д.Б.Богоявленская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, И.С.Якиманская). Это дает ключ к управлению учебно-познавательной деятельностью студентов, и на этой основе появляется возможность осуществлять интенсификацию и индивидуализацию профессиональной подготовки (А.А.Вербицкий, Н. В. Кузьмина, Ю. К. Васильев, Е.Э.Смирнова).

По характеру решаемых задач исследуемое нами комбинаторное мышление можно отнести к средству осуществления графической деятельности, связанной с созданием, передачей, преобразованием и использованием графики.

Проблема развития комбинаторного мышления в процессе графического образования, тесно связанного с инженерным образованием, поставлена в работах Г. Ф. Хакимова.

Ученые-методисты Н. Н. Анисимов, Л. Н. Анисимова, А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, В. А. Василенко, И. А. Воротников, В. А. Гервер, С. И. Дембинский, Е. Т. Жукова, Ю. Ф. Катханова, Л. Н. Коваленко, В. И. Кузьменко, А. А. Павлова, Н. Г. Преображенская, Л. М. Пыжевич, И. А. Ройтман, В. В. Степакова, О. ШИабано-ва, Г. Ф. Хакимов, В. И. Якунин и др. в своих исследованиях подчеркивают важность и значимость графического образования в школе и вузеуказывают на его роль в интеллектуальном развитии личности школьника, развитии его творческих способностей, технического мышления, пространственных представлений, логики, способностей к конструированию и моделированию.

Сформированное комбинаторное мышление рассматривается как база развития специальных способностей (Б.М.Блюменфельд, Л. Л. Гурова, В. Н. Дружинин, Д. Н. Завалишина, В. И. Зыкова, Е.Н.Кабанова-Меллер, В. А. Крутецкий, Т. В. Кудрявцев, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, Н. П. Линькова, В. Н. Пушкин, А. З. Рахимов, Р. М. Ребус, О. К. Тихомиров, А. И. Фетисов, И. С. Якиманская и др.), предпосылка успешного овладения видами деятельности, связанными с конструированием и техническим творчеством (В.А.Гервер, Т. В. Кудрявцев, И.А.Ройтман).

Изучение состояния развития комбинаторного мышления у будущих учителей технологии в процессе графического образования выявило противоречие между общественной необходимостью повышения его уровня у школьников и студентов и отсутствием педагогических условий для его развития в процессе графического образования.

Научная обоснованность значимости комбинаторного мышления во всех сферах жизни человека и, вместе с тем, низкий уровень его развития как у школьников, так и студентов, недостаточность теоретической и процедурной составляющих научно-исследовательской базы проблемы, касающейся методики развития комбинаторного мышления, а также указанное выше противоречие обусловили выбор проблемы исследования — теоретическое обоснование модели развития комбинаторного мышления будущих учителей технологии в процессе их графического образования и определения педагогических условий ее практической реализации.

С необходимостью решения указанной проблемы связана тема исследования: «Развитие комбинаторного мышления у будущих учителей технологии в процессе графического образования». / ,.

Цель исследования заключается в разработке и обосновании педагогических условий развития комбинаторного мышления в процессе графического образования будущих учителей технологии.

Объект исследования — графическое образование студентов в процессе их профессиональной подготовки к педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства в учреждениях среднего общего образования.

Предметом исследования является изучение эффективности педагогических условий развития комбинаторного мышления будущих учителей технологии.

Гипотеза исследования — развитие комбинаторного мышления будущих учителей технологии будет эффективным, если:

— определена, научно обоснована и применена в организации учебного процесса структура комбинаторного мышления, в графическом образовании будущих учителей технологии будут использованы методы инженерного творчества, интегрирующие в себя элементы комбинаторикив процесс графического образования будет включена серия комбинаторных графических задач на составление различных комбинаций изображений и их фрагментов, плоских и объёмных объектов или их частей с целью создания новых изделийучебный материал предметной области «Графика» будет организован на основе интеграции теории графических изображений, комбинаторных графических задач и методов инженерного творчества, сопряженных с комбинаторикой.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Проанализировать состояние развития комбинаторного мышления у будущих учителей технологии в процессе их графического образования.

2. Определить методологические подходы и принципы исследования комбинаторного мышления.

3. Выявить структуру комбинаторного мышления у студентов педвузов.

4. Исследовать эффективность алгоритмов решения комбинаторных графических задач.

5. Экспериментально проверить педагогические условия и эффективность функционирования модели развития комбинаторного мышления студентов в процессе графического образования.

6. Разработать рекомендации по использованию результатов исследования в графическом образовании студентов педвузов на занятиях учебных дисциплин графического цикла.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения были использованы следующие методы исследования:

— монографические: изучение и анализ философской, методологической, психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативных и учебно-планирующих документовэмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент (естественный, констатирующий, формирующий, контрольный), изучение результатов графической деятельности студентов;

— методы математической статистикидиагностические: обсервационные и праксиметрические методы.

Теоретико-методологической основой исследования являются диалектическая теория познания, отраженная в работах Г. В. Ф. Гегеля, Э. В. Ильенкова, В. А. Лекторского, М. К. Мамардашвили, А. И. Ракитова, В. С. Степина, В.С.Швы-рева, В. А. Штоффа и дридеи системного подхода (П.К.Анохин, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) — теория деятельности и её роль в развитии личности (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — основные положения отечественной и зарубежной психологии по проблеме мышления, описанные в трудах Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского, Т. Бьюзена, Л. М. Веккера, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, Е.Н.Кабановой-Меллер, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, К. Спирмена, В. Ф. Спиридонова, Б. М. Теплова, О. К. Тихомирова, А. З. Рахимова, Л. А. Регуш, В. Д. Шадрикова и др., теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Зан-ков, Е.Н.Кабанова-Меллер, Т. В. Кудрявцев, Н. Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин) — основные выводы педагогов и психологов по вопросам применения в обучении системы учебных задач (Т.В.Кудрявцев, И. Я. Лернер, Д. С. Толлингерова, А.Э.Эсаулов).

Опытно-экспериментальной базой исследования послужил образовательный процесс в государственных учреждениях высшего профессионального образования: Стерлитамакской государственной педагогической академии им. 3. Биишевой и Башкирскиго государственныго педагогическиго университета им. М.Акмуллы. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 293 студента.

Исследование проводилось в три этапа с 2005 по 2009 гг.

Первый этап (2005 — 2006 гг.) был связан с выбором и теоретическим осмыслением темы исследования, определением теоретико-методологической базы диссертационной работыуточнением цели, задач и основных понятий, выявлением современного состояния проблемы в педагогической теории и практике, а также с ретроспективным анализом опыта работы диссертанта — преподавателя инженерной графики и начертательной геометрии. Ведущими методами исследования на данном этапе являлись изучение философской и психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, разработка концепции развития комбинаторного мышления студентов вуза при изучении курса «Графика» на основе аналитико-моделирующих средств. Был собран эмпирический материал, который определил дальнейший ход исследования проблемы.

Второй этап (2007 — 2008 гг.) был направлен на систематизацию, обобщение и дополнение теоретического и экспериментального материала, доработку и апробацию методики диагностики комбинаторного мышления студентов педагогических вузов.

Третий этап (2008 — 2009 гг.) заключался в анализе, систематизации и обобщении результатов исследованияформулировании основных выводовразработке и внедрении практических рекомендацийоформлении диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

— выявлены особенности комбинаторного мышления, позволяющие относить его к переходным от образного к логическому видам мышления;

— определена структура комбинаторного мышления, его операционный состав в процессе решения комбинаторных графических задач;

— разработана прогностическая модель развития комбинаторного мышления у студентов педвузов в процессе их графического образования, построенная на основе интеграции учебного материала, методов инженерного творчества и графических комбинаторных задачопределены принципы и условия интеграции содержания учебного материала курса «Графика" — методов инженерного творчества, в которые включены элементы математической комбинаторикиграфические комбинаторные задачитеоретически и экспериментально обоснованы валидность, надежность и объективность авторской методики диагностирования уровня развития комбинаторного мышления у студентов.

Теоретическая значимость: разработаны концепция и теоретическая модель исследования и развития комбинаторного мышления у будущих учителей технологии, методы и средства развивающего обучения, реализуемые в процессе графического образованияразведены понятия «комбинирование» и «комбинаторика», относящиеся к разным видам деятельностиопределено единое терминологическое поле проблемы развития комбинаторного мышления в процессе графического образования будущих учителей технологиивыявлен операционный состав комбинаторного мышления, включающий в себя комбинаторное видение, логические компоненты, комбинаторные умственные действияопределено содержание и объем понятия «комбинаторная графическая задача».

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по использованию диагностических материалов для определения уровня развития комбинаторного мышления студентов, создании серии комбинаторных графических задач и проектировании процесса использования модели развития комбинаторного мышления студентов в графическом образовании, основанном на интеграции учебного материала, методов инженерного творчества и комбинаторных графических задач.

Материалы диссертационной работы могут быть применены преподавателями вузов в их практической деятельности (при проведении практических занятий, факультативных курсов и курсов по выбору, написании курсовых и квалификационных работ, организации технологических практик), а методические рекомендации по использованию задач для развития комбинаторного мышления — в процессе графического образования будущих учителей технологии.

Результаты исследования могут быть использованы в практике обучения черчению в школе, на художественно-графических факультетах, на курсах повышения квалификации учителей черчения, при составлении учебных планов, программ, написании новых учебников, методических пособий, а также наглядных и электронных средств обучения по черчению.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов обеспечиваются исходными методологическими положениямииспользованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и поставленным задачам исследованиясоотнесения выводов и результатов исследования с научными позициями ученых-педагоговстатистической значимостью экспериментальных данных, воспроизводимостью результатов исследования в педагогической практике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комбинаторное мышление является психическим процессом, по содержанию и механизмам реализации относящимся к переходным от образного к логическому и обратно формам мышления.

2. При условии вариативности графической задачи комбинирующая деятельность может входить в состав комбинаторной деятельности как одна из оперативных единиц. Комбинирование не обладает ни одним из свойств ком-бинаторности и является самостоятельным видом мыслительной деятельности. Признаком комбинирующей мыслительной деятельности является единичность решения задачи, а признаком комбинаторной мыслительной деятельностистрого определенное конечное множество решений (сочетаний, группировок, выборок, перестановок, размещений и т. д.).

3. Комбинаторное мышление проходит следующие этапы развития: выявление ориентировочной основы комбинаторной мыслительной деятельности, реализация этой деятельности, проверка и обсуждение результатов комбинаторной мыслительной деятельности, которыми являются изменения в психике учащегося, возникшие содержательные процессуальные новообразования.

4. Положительная динамика развития комбинаторного мышления обеспечивается следующими педагогическими условиями: 1) внедрением в учебный процесс системы комбинаторных графических задач, 2) применением методов инженерного творчества, содержащих элементы комбинаторики, в решении графических задач, 3) специальной организацией учебного материала в соответствии с разработанной нами концепцией развития комбинаторного мышления, основанной на интеграции графических знаний, комбинаторных графических задач и методов инженерного творчества.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась в процессе обсуждения результатов опытно-экспериментальной работы на заседаниях кафедр методик преподавания изобразительного искусства, черчения и труда, а также педагогики и психологии профессионального образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Ак-муллы, кафедры общетехнических дисциплин и информационных технологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. 3. Биишевой, посредством публикаций по теме исследования, выступлений в научно-практических и научно-методических конференциях «Структура комбинаторного мышления» (Москва, 2007) «Содержание мыслительных операций в структуре комбинаторного мышления», (Уфа, 2007), «Анализ состояния развития комбинаторного мышления в процессе графического образования» (Екатеринбург, 2009) — на региональных научно-практических конференциях: «Комбинаторное мышление» (Уфа, 2006), «Экспериментальное определение психических компонентов обнаружения множества двумерных геометрических элементов графического изображения» (Уфа, 2006), «Экспериментальное исследование признаков комбинаторного видения студентов педагогических ВУЗов» (Уфа, 2006), «Исследование влияния выбора ориентиров пространственных преобразований на решение комбинаторных задач» (Уфа, 2006), «Элементы творчества и конструирования при деталировании чертежей общего вида» (Стерлитамак, 2006), «Использование серии комбинаторных графических задач в обучении студентов практической графике» (Стерлитамак, 2008), «Комбинаторика в структуре методов инженерного творчества» (Стерлитамак, 2009).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о справедливости принятой гипотезы об эффективности выявленных и апробированных педагогических условий развития комбинаторного мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства.

Итоги проведенного исследования обозначили круг проблем, требующих дальнейшей разработки. К ним относятся педагогические условия продуктивной совместной деятельности студентов и преподавателей в графическом образовании будущего учителяопределение границ использования разработанной нами методики диагностирования комбинаторного мышления, переноса ее на другие предметные области, пределов возможностей алгоритмизации комбинаторных действий и выхода на использование машинных способов решения комбинаторных графических задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе исследована проблема развития у будущих учителей технологии комбинаторного мышления в процессе их графического образования. Установлена связь комбинаторного мышления с инновационной деятельностью в производственной сфере России, что определяет своевременность и необходимость научного исследования и создания условий эффективного развития комбинаторных способностей у учащихся и студентов.

В теоретическом исследовании проблемы были определены сущность, особенности, структура комбинаторного мышления. На этой основе были проанализированы понятия «комбинаторная деятельность» и «комбинирование», вследствие чего возникла необходимость в их разведении. Это позволило снять имеющее место в научной литературе аморфность значений этих понятий, размытость их границ.

Нами утверждается, что «комбинирование» может являться частным случаем решения комбинаторных задач при определении одного сочетания, перестановки, упорядочения и т. д. из конечного множества возможных, т. е. комбинирование может вписываться в комбинаторику. Однако обратное действие, т. е. вписывание комбинаторики в комбинирование, невозможно, т.к. процесс комбинирования целого из частей не обладает свойствами комбинаторности. Эти Задачи на составление комбинаций мы рассматриваем как пропедевтические (подготовительные) средства в переходе от комбинирующих действий к комбинаторным. Из этого научного факта вытекают дидактические действия, направленные на проектирование педагогических условий развития комбинаторного мышления. Прежде всего, они отразились в интеграции содержания учебного материала, методов технического творчества и системы разработанных нами комбинаторных задач в предметной области «Графика».

Образовательная модель развития комбинаторного мышления, сконструированной на основе интегративных действий, реализованная в условиях формирующего педагогического эксперимента, дала положительные результаты.

В процессе исследования проблемы развития комбинаторного мышления на занятиях по графике обнаружилось, что традиционная методика обучения черчению не обеспечивает требуемый обществом уровень развития исследуемого вида мышления, что обусловлено отсутствием разработанной методики обучения студентов графике с использованием комбинаторных графических задач.

Эмпирическое исследование подтвердило теоретически определенную структуру комбинаторного мышления и позволило выявить доминирующие качества психических процессов, влияющих на успешность решения комбинаторной задачи. В структуре комбинаторного мышления были выделены операции, производимые в следующей последовательности: оперирование созданными в воображаемом пространстве образами, к которым относятся: поворот, инверсия, ортогональное проецирование, симметрияосуществление логических операций по определению признаков комбинаторности в задаче, числа комбинируемых элементов и представления решения в виде логической закономерности.

Уровень развития комбинаторного мышления зависит от степени сформированное&tradeего подструктур, которые, взаимодействуя, определяют общий уровень его развития. Рассматривая комбинаторное мышление как сложный многоуровневый психический процесс, мы ориентируемся на то, что его уровни определяются, с одной стороны, объективным содержанием материала (характером его наглядности, условности, обобщенности), а с другой, познавательной активностью субъекта, реализуемой в процессе решения задач, требующих создания образов и оперирования ими. Уровень этой активности зависит от овладения субъектом способами представливания, то есть умением грамотно воспринимать информацию о пространственных характеристиках объектов, создавать образы объектов и манипулировать ими в процессе решения графических задач.

Обобщив результаты исследования операционных механизмов, мы выделили основные стратегии решения обучающимися комбинаторной задачи: определение структуры объектаизменение положения элементов в структуре объектаизменение структуры объектакомбинированное использование предыдущих преобразований структур нескольких объектов.

Для успешного освоения логических предпосылок комбинаторного мышления студентам требуется специальная подготовительная работа, в ходе которой они приобретают реальный (т.е. предметно-практический, а не только вер-бально-знаковый) опыт действия с конечными множествами. Между тем стихийно-практическое освоение обучающимися окружающего мира обычно не обеспечивает им ни достаточного опыта по составлению множеств, ни ориентировки в их составе, а традиционные методы обучения игнорируют их, преподнося комбинаторные действия в виде формул.

К педагогическим условиям развития комбинаторного мышления в процессе графического образования мы относим:

— использование методов инженерного творчества, интегрирующих в себя ! I элементы комбинаторики, которые применяются в образовательном процессе технолого-экономического факультета при изучении графики, основ творческо-конструкторской деятельности, технологической практике и др.;

— решение комбинаторных графических задач на составление различных комбинаций изображений, плоских и объёмных объектов или их частей с целью создания новых изделий;

— организация учебного материала предметной области «Графика» на основе интеграции теории графических изображений, комбинаторных графических задач и методов инженерного творчества, сопряженных с комбинаторикой.

В развитии комбинаторного мышления рекомендуем постепенное усложнение операционных компонентов психических процессов. Комбинаторное мышление обучающихся проявляется и развивается в комбинаторной деятельности, имеет природные предпосылки развития, обусловленные общественно-историческими факторами.

Инструментом исследования развития комбинаторных способностей является комбинаторная задача. Структура комбинаторной задачи включает в себя стимульный материал и вербальную установку в виде формулировки условия задачи. Стимулы имеют перцептивные (графические) и семантические признаки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. , А.Ю. Психология образных явлений : учеб.-метод. пособие Текст. / А. Ю. Агафонов, Е.Е. Волчек- М-во образования Рос. Федерации. Самар. гос. ун-т. Каф. психологии. Самара: Самар. ун-т, 2003 (ООО Универс-групп). — 35 с.
  3. , Г. Природа интеллекта битва за разум Текст. / Г. Айзенк, Л. Кэмин. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 352 с.
  4. , Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ теорию решения изобретательских задач Текст. / Г. С. Альтшуллер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 400 с.
  5. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избран, психол. тр. Текст. / Б. Г. Ананьев — под ред. A.A. Бодалева- Рос. акад. образования, Моск. пси-хол.-социал. ин-т. -М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005.-431 с.
  6. , Б.Г. Психология чувственного познания Текст. / Б. Г. Ананьев — Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 2001. — 277 с.: ил. — (Памятники психол. мысли).
  7. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.-236 с.
  8. П.Анисимов, О. С. Гегель: мышление и развитие Текст.: (Путь к культуре мышления) / О. С. Анисимов. М.: Агро-вестн., 2000. — 800 с.
  9. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем Текст. / П.К. Анохин-М.: Медицина, 1975.-448 с.
  10. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  11. , П.Р. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1 Текст. / В. А Поляков, П. Н. Андрианов — под. ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1997. — 230 с.
  12. , P.M. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности Текст.: диссертация. доктора педагогических наук: 13.00.08. / Р. М. Асадуллин М., 2000. — 389 с.
  13. , P.M. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе Текст. / Р. М. Асадуллин // Аккредитация в образовании. -2009.-№ 32, С. 102−104.
  14. , В.В. Профессионализация подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Монография Текст. / Ю. П. Поваренков, Е. И. Смирнов, В.Д. Шадриков- под. ред. В. В. Афанасьева. Ярославль: изд. ЯГПУ им. К.Д. Ушинско-го, 2000.-389 с.
  15. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. /Ю.К. Бабанский. М., 1982. — 106 с.
  16. , Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» Текст. / Г. А. Балл // Вопросы психологии. 1970. — № 6. — С. 75−85
  17. , Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 183с.
  18. , В.И. Экстремальные комбинаторные задачи и их приложения Текст. 3-е изд., исправ. / В. И. Баранов, Б. С. Стечкин. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. — 240 с.
  19. Башкирские республиканские олимпиады по черчению Текст. / под ред. Г. Ф. Хакимова / Сост. Г. Ф. Хакимов, А. Ф. Абдрашитов, Р. Г. Абдрахимов, T. JI, Сахарова, М. М. Субхангулов. Уфа: Вагант, 2009. — 105 с.
  20. , Е.Е. Методика обучения решению комбинаторных задач Текст. / Е.Е.Белокурова//Нач. школа, 1994-№ 12.-43 с. — 1995-№ 1.-21с.
  21. , И.П. Процессы и концепты Текст. / И. П. Беляев, В. М. Капустян. М.: ТОО «СИМС», 1997. — 369 с.
  22. , B.JI. Педагогическая культурология Текст.: курс лекций: учеб. пособие / В. Л. Бенин Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515 с.
  23. , А.К. Технический труд. Технические и проектные задания для учащихся. 5−9 классы Текст.: [пособие для учителя] / А. К. Бешенков. 3-е изд., стер. — М.: Дрофа, 2007. — 78 с.
  24. , B.C. Творческое мышление как предмет логики Текст. / B.C. Библер. — М.: Просвещение, 1969.-200 с.
  25. , И.В. Проблема целостности и системный подход Текст. / И.В. Блау-берг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с., г ,
  26. , И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1973. 270 с.
  27. , A.A. Познание с исторической точки зрения Текст.: Избр. психол. тр. / А. А. Богданов. М.: Моск. психол.-соц. ин-т — Воронеж: МОДЭК, 1999. -474 с.
  28. , В.А. Социально-психологические свойства личности Текст.: Учеб. пособие / В. А. Богданов. Л.: ЛГУ, 1983. — 89 с.
  29. , И.В. Психология и педагогика Электронный ресурс. / И. В. Богданов, C.B. Лазарев, С. С. Ануфриенко. Институт дистантного образования: [сайт].
  30. Рос. Ун-т дружбы народов. М., 2003. Оригинал: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/bogd/index.php Библиотека Гумер
  31. , Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. — 1995- Т. 16 — № 5 -С. 49−58.
  32. , В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других Текст. / В. В. Бойко. М.: Филинъ, 1996. — 469 с.
  33. , В.А. Формирование вероятностно-статистических представлений у учащихся в курсе алгебры основной школы Текст.: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.02 / В. А. Болотюк Омск, 2002. — 176 с.
  34. , В.П. Инженерная и компьютерная графика Текст.: Практикум / В. П. Большаков. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 574 с.
  35. , И.В. Конструирование в курсе черчения Текст.: Учебное пособие / И. В. Болыпанин — под ред. Ю. П. Нагорнова. Томск: Изд. Томск, 1987. — 156 с.
  36. Болыной психологический словарь Текст. / [Авдеева Н. Н. и др.]- под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 666 с. — (Большая университетская библиотека).
  37. Большой толковый психологический словарь Текст.: [Пер. с англ.] / А. Ребер. М.: Вече: ACT, т. 1: А-О. — 2003. — 591 с.
  38. , А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений, навыков школьников Текст. / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1979.-255 с.
  39. , А.Д. Обучение основам проецирования Текст.: Пособие для учителей. (Из опыта работы) / А. Д. Ботвинников М.: Просвещение, 1975. — 190 с.
  40. , А.Д. Черчение Текст.: Учеб. для 7−8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. М.: ACT и др., 2004. — 221, 1. с.: ил.
  41. , А.И. Методика преподавания информатики Текст.: Учеб. Пособие / А. И. Бочкин. — Мн., Вышэйшая школа, 1998. 431 с.
  42. , Дж. Психология познания Электронный ресурс. / Дж. Брунер — [пер. с англ.]. — М.: Педагогика, 1977. 220 с. Оригинал: http://www.knigashop.ru
  43. , A.B. Мышление и прогнозирование Текст.: (логико-психологический анализ) / A.B. Брушлинский — Ин-т психологии Акад. наук СССР. М.: Мысль, 1979. — 228 с.
  44. , М.А. Логические категории и понятия Текст. / М. А. Булатов. Киев: Наук, думка, 1981. — 235 с
  45. , Г. Непонятая чувственность Текст. / Г. Буркхардт. — М.: Высш. шк., 1995.-124 с.
  46. , Т. Думайте эффективно Текст. / Т. Бьюзен. Мн.: ООО «Попурри», 2006.-92 с.
  47. , Т. и Б. Супермышление Текст. / Т. и Б. Бьюзен — [пер. с англ. Е.А. Самсонов]. 2-е изд. — Мн.: ООО «Попурри», 2003. — 304 с.
  48. , Л.М. Психика и реальность Текст.: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М.: Смысл, 2000. — 685 с.
  49. , JI.A. Генезис сенсорных способностей Текст. / Л. А. Венгер. М.: «Педагогика», 1976. — 256 с.
  50. , Л.А. Психология Текст.: Учеб. пособие для учащихся педучилищ / Л. А. Венгер, B.C. Мухина. -М.: Просвещение, 1988. 336 с.
  51. Вергилес, Н. Ю. Исследование визуального мышления Текст. / Н. Ю. Вергилес, В. М. Гордон, В. П. Зинченко, В. М. Мунипов // Вопросы психологии. 1973. — № 2. -С. 3−14.
  52. , Н.Я. Комбинаторика Текст. / Н. Я. Виленкин. М.: МЦНМО, 2007 -400 с.
  53. , Я.В. Рабочая тетрадь по черчению Текст.: Для учащихся 9 кл. общеобразоват. учреждений / Я. В .Владимиров, И. А. Ройтман. М.: Владос, 2006.- 72 с.: ил.
  54. , Е.К. Понятие как форма мышления Текст.: логико-гносеологический анализ / Е. К. Войшвилло. 3-е изд. — M.: URSS, 2009. — 236 с.
  55. , В.Ф. Методика изучения комбинаторики на графах Текст. / В. Ф. Волгина // Математика в школе. 1977. — № 1. — С. 73−77.,
  56. , И.Т. Основы комбинаторики в художественном конструировании Текст. / И. Т. Волкотруб. Киев: Вища Школа, 1986. — 160 с.
  57. , Л.С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. М.: ACT, 2008.- 668 с.
  58. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 91 с.
  59. , Л.С. Собрание сочинений Электронный ресурс.: в 6 т.: аудио-книга: электронная книга: печатная книга / Л. С. Выготский. Москва: РАО Говорящая книга, 2005 — 2 электрон, опт. диск (CD-ROM)
  60. , П.Я. Введение в психологию Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар, специальностям / П. Я. Гальперин. 4. изд. -М.: Кн. дом «Ун-т», 2002. — 327 с.
  61. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» Текст.: Автореф. дисс.докт. пед. наук. — М.: МГУ, 1965. -50 с.
  62. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин. — М.: Педагогика, 1966. 268 с.
  63. , В.А. Теория и методология психологического исследования Текст.: Практ. руководство / В. А. Ганзен, В.Д. Балин- Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб.: СПбГУ, 1991.-74 с.
  64. , А.Г. Земля Информатика Текст. / А. Г. Гейн // Информатика. 1996. — № 43−46 с.
  65. , В.А. Творчество на уроках черчения Текст.: Кн. для учителя / В. А. Гервер. -М.: Владос, 1998. 142 с.: ил.
  66. , Б.С. Философия образования для XXI века Текст. / Б.С. Гершун-ский. М.: Пед. о-во России, 2002. — 508 с.
  67. , В.Г. Дидактические основы использования проблемности на уроках трудового обучения Текст. / В. Г. Гетта. Киев, 1980. — 202 с.
  68. Гордеенко, Н. А. Черчение Текст.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Гордеенко, В. В. Степакова. М.: ACT, 2004. — 266 с.: ил.
  69. , В.О. Сборник задач по курсу начертательной геометрии Текст.: Учеб. пособие для студентов высш. техн. учеб. заведений / В. О. Гордон, Ю. Б. Иванов, Т.Е. Солнцева- Под ред. проф. Ю. Б. Иванова. 7. изд., стер. — М.: Высш. шк., 1998.-319 с.: ил.
  70. , Д.П. Обобщение и познание Текст. / Д. П. Горский. М.: Мысль, 1985.-208 с.
  71. , Р. Основы психологического эксперимента Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / Р. Готтсданкер — [пер. с англ. Ч. А. Измайлова и В.В. Пептухова]. — М.: Академия, 2005. 366 с.
  72. , P.M. Элементы практической психологии Текст. / P.M. Грановская. Изд. 5-е, испр. и доп. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — 655 с.
  73. Графические задачи на уроках черчения Текст.: Пособие для учителя / [В.Н. Виноградов, Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова и др.]- под ред. В. Н. Виноградова. — Минск: Нар. асвета, 1984. 126 с.
  74. , Р. Разумный глаз. Как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях Текст. / Р. Л. Грегори. 3-е изд. — M.: URSS, 2009. — 231 с.
  75. , Л.Л. Психология мышления Текст. / Л. Л. Гурова. М.: ПЕР СЭ, 2005. -135 с.
  76. , В.В. Виды обобщения в обучении Текст.: Логико-психол. проблемы построения учеб. предметов / В.В. Давыдов- Психол. ин-т. Рос. акад. образования. 2. изд. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 478 с.
  77. , В.В. Деятельностная теория мышления Текст. / В. В. Давыдов. М.: Науч. мир, 2005.-239 с.
  78. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: В 4 т. / В. И. Даль. М.: ACT., 2004 — т. 1 -1115 с. (
  79. , И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования Текст. / И. Ф. Девятко. М.: Ин-т социологии РАН, 1996. — 172 с.
  80. , У. Психология Текст. / под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
  81. , В.Н. Интеллект и его продуктивность в деятельности: модель «интеллектуального диапазона» Текст. / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. Т. 19.-№ 2.-1998.-С. 61−70.
  82. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. -3-е изд. СПб.: Техническая книга, 2007. — 358 с.
  83. , К. Структура и динамика процессов решения задач Текст. / Психология мышления: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер [и др.]. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. — Москва: Изд-во ACT: Астрель, 2008. — 670 с.
  84. , М.И. Общая и юридическая психология Текст. / М. И. Еникеев. -СПб. [и др.]: Питер, 2006. 319 с.: ил.
  85. , Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка Текст.: Ок. 1900 словообразоват. единиц / Т. Ф. Ефремова. 2-е изд., испр. — М.: Астрель, 2005. — 636 с.
  86. , JI.B. Учить самостоятельности Текст. / JI.B. Жарова. -М.: Просвещение, 1999.-205 с. 94.3агвязинский, В. И. Методология и методика дидактических исследований
  87. Текст. / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. 306 с. 95.3ак, А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет Текст. /
  88. B.М. Мунипов, В. И. Гордон // Вопросы психологии. № 2. — 1973. — С. 56−73
  89. , Е.Г. Практикум по инженерной графике Текст.: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: ИЦ ДГТУ, 2003. 36 с.
  90. , Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении Текст. / Э. В. Ильенков. — М.: Росспэн, 1997.-464 с.
  91. , Э.В. Философия и культура Текст.: [Сборник] / Э.В. Ильенков- [Вступ. ст. А.Г. Новохатько]. -М.: Политиздат, 1991.-462 с.
  92. , C.B. Нейролингвистическое программирование. Оперативный словарь-справочник Текст. / C.B. Ильинский. М. :АСТ, 2006 -480с.
  93. , И.А. Инженерная графика Текст.: Раб. тетр. М.: Форум: Инфра-М, 2002 (Тип. Полимаг). — 80 с. — (Профессиональное образование).
  94. Кабанова-Меллер, E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников Текст. / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1962 -376 с
  95. Кабанова-Меллер, E.H. Роль образа в решении задач Текст. / E.H. Кабанова-Меллер //Вопросы психологии. № 5. — 1970. — С. 122−131.
  96. Кабанова-Меллер, E.H. Формирование пространственных представлений в процессе усвоения учащимися проекционного черчения Текст. / E.H. Кабанова-Меллер //Известия АПНРСФСР. 1956. -Вып.76. — С. 153 — 166.
  97. , И.Я. Чему учить? Образному мышлению! Текст. / И.Я. Кап-лунович, В. Н. Аверкин / Лицейс. и гимназ. образование. — 1999. — № 1. -41 с.
  98. , E.H. Развитие комбинаторных способностей детей дошкольного возраста Текст.: диссертация. кандидата психологических наук: 19.00.13. / E.H. Каткова. Хабаровск, 2005. — 223 с.
  99. , М.М. Психология педагогического мышления Текст. / М.М. Ка-шапов. СПб.: Алетейя, 2000. — 459 с.
  100. , В.Г. Контуры системы образования XXI века Текст. / В.Г. Кине-лев // Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 2−7
  101. , Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников Текст. / Л. П. Кичатинов. Иркутск: Изд. Упрполиграфиздата, 1989. — 192 с.
  102. , Е.А. Мышление Текст. / Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. М., АПО, 1999. — т.2. — 440 с.
  103. Кондаков, И. М Психология. Иллюстрированный словарь Текст. / И. М. Кондаков. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 783 с.
  104. , М.Д. Экспериментальная психология Текст. / М. Д. Коновалова. -М.: Высшее образование, 2006. 188 с.
  105. , М. Психология. А-Я = A-Z. Psychology: Слов.-справ. Текст. / Майк Кордуэлл. М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. — 440 с.
  106. , A.M. Теория отражения и творчество Текст. / A.M. Коршунов -М.: Политиздат, 1971. 255 с.
  107. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг, Д. Бокум 9-е изд. -СПб.: Питер, 2006. — 940 с.
  108. Краткий психологический словарь Текст. / под общей ред. A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского- ред.-составитель JI.A. Карпенко. — 2-е изд., расширенное, испр. и доп. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. — 512 с.
  109. , В.А. Психология математических способностей школьников Текст. / В.А. Крутецкий- под ред. Н. И. Чуприковой. М.: Ин-т практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1998. — 411 с.
  110. , A.B. Обзор методов создания новых технических решений Текст. / A.B. Кудрявцев. -М.: ВНИИГТИ, 1988. 52 с.
  111. , Т.В. Учебное пособие по курсу «Психология». Психология профессионального обучения и воспитания Текст. / Т.В. Кудрявцев- Ред. Ю. Ф. Гущин- Моск. энерг. ин-т. М.: МЭИ, 1985. — 108 с.
  112. , В.В. Формирование системно-комбинаторного мышления студентов при изучении физико-технических основ вычислительной техники Текст.: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08. / В. В. Кучугуров. -Ставрополь, 2001. 149 с.: ил.
  113. , И.С. Организация интеллектуальных систем в процессе обучения Текст. / И. С. Ладенко. сб. ст. «ЭВМ и проблемы музыкального образования». -Новосибирск: ИФПр, 1989. — С. 5−14.
  114. , В.А. Субъект, объект, познание Текст. / В. А. Лекторский. М. :Канон+, 2002.-720 с.
  115. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев -М.: Академия, 2005. 346 с.
  116. , Н.П. Откуда берутся изобретатели Текст. / Н. П. Линькова М.: Знание, 1987.-96с.
  117. , Н.П. Способности к техническому конструированию Текст. / Н. П. Линькова // Вопросы психологии. -1971.- № 3. С. 97−111.
  118. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии Текст. /Б.Ф. Ломов. -М.: Педагогика, 1991.-295 с.
  119. , Б.Ф. Психическая регуляция деятельности Текст.: избранные труды / Б. Ф. Ломов — отв. ред. В. А. Барабанщиков [и др.]. М.: Ин-т психологии РАН, 2006.-622 с.
  120. , Г. И. Логика Текст. 2-е изд., испр. / Г. И. Малыхина. — Минск: Вышэйшая школа, 2003. — 240 с.
  121. , М.К. Форма и содержание мышления Текст. / М.К. Ма-мардашвили. М.: Высшая школа, 1968. — 191 с.
  122. , М.К. Эстетика мышления Текст. / М. К. Мамардашвили. -М.: Моск. шк. полит, исслед., 2001. 416 с.
  123. , М. Н. Роль восприятия в графической деятельности Текст. / М. Н. Марынкина. // Психологическая наука и образование. 2004. — № 4. — С .1827.
  124. , А.Г. Новые рубежи человеческой природы Текст. /А.Г. Маслоу [пер. с англ. Г. А. Балла, А.П. Попогребского] М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  125. , М.В. Инженерная и компьютерная графика Текст.: учебное пособие / М. В. Матвеева, Т. В. Борисова — Сибирский гос. технол. Ун-т. Красно- > ярск: СибГТУ, 2008. — 92 с.
  126. , A.M. Мышление, обучение, творчество Текст. / A.M. Матюш-кин. -М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. 718 с.
  127. , Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы Текст. / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  128. , О.С. Развитие комбинаторного стиля мышления Текст. / О. С. Медведева // Математика в школе. 1990. — № 1. — С. 49−51.
  129. Метод проектов в технологическом образовании школьников Текст.: Пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И.А. Сасова- Под ред. И. А. Сасовой. М.: Вентана-Граф, 2003. — 294 с.: ил.
  130. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст. / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
  131. Ч.Д., Уотчлер Дж. Креативное решение проблем в результате влияния меньшинства на большинство Текст. / Под ред. Э. Пайнс, К. Маслач. — СПб.: Питер, 2000. С. 225−239.
  132. , Н. И. Психодиагностика личности Текст. / Н. И. Непомнящая. -М.: Владос, 2003. 188 с.
  133. , Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран Текст. / Н. Д. Никандаров. М.: Высш. шк 1978. — 279 с.
  134. Новейший философский словарь Электронный ресурс. / [Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А. А.]. Мн.: Книжный Дом. 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий). Оригинал: http://terme.ru/dictionary/175/
  135. А.М. Как работать над диссертацией Текст.: Пособие для начинающего педагога-исследователя / A.M. Новиков. М.: Издательство «Эгвес», 2003.-104 с.
  136. , Л.Ф. Возрастная психология Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов / Л. Ф. Обухова. 3. изд. -М.: Пед. о-во России, 2003. — 443 с.
  137. Общая психология. Словарь Текст. / под. ред. A.B. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с
  138. , В.М. Морфологический синтез систем: морфологические методы поиска Текст. / В. М. Одрин. Киев: ИК, 1986. — 39 с.
  139. С.И. Толковый словарь русского языка Текст.: 80 000 слов и фразеологических выражений / СИ. Ожогов и Н.Ю. Шведова- Российская акад. наук, Ин-т русского яз. им. В. В. Виноградова РАН. 4-е изд., доп. — М.: Технологии, 2007.-938 с.
  140. , A.A. Графика в средней школе Текст.: [Метод, пособие для учителей графики общеобразоват. сред. шк. РФ] / А. А. Павлова, Е. И. Корзинова. — М.: Владос, 1999. 95, 1. с.: ил.
  141. , A.A. Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин Текст.: Дис.. докт. пед. наук. / A.A. Павлова. -М., 1992−336 с.
  142. , A.A. Черчение и графика. 8−9 классы Текст.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Павлова, Е. И. Корзинова. М.: Мнемозина, 2007.-263 с.: ил.
  143. , Э.А. Роль фантазии в научном познании Текст. / Э. А. Пармон. -Минск: изд-во «Университетское», 1984. 176 с.
  144. Педагогика и психология высшей школы Текст. / Ответственный ред. С. И. Самыгин. 2-е изд., доп. и перераб — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
  145. Педагогика и психология высшей школы Текст.: Учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / М.В. Буланова-Топоркова и др. 2. изд., доп. и перераб. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 543 с.
  146. , С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи Текст.: [Пер. с англ.] / Сеймур Пейперт. -М.: Педагогика, 1989.-220 с.
  147. , Ж. Генезис элементарных логических структур Текст.: Классификация и сериация / Жан Пиаже, Барбель Инельдер- [Пер. с фр. Э. Пчелкиной]. -Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. 408 с.
  148. , Ж. Психология интеллекта Текст. / Ж. Пиаже [Пер.]. М.: Питер, 2003.-191 с.
  149. , Ж. Психология ребенка Текст. / Ж. Пиаже, Б. Инельдер- Науч. ред. пер. C.JI. Соловьева. 18. изд. — М.: Питер, 2003. — 159 с.
  150. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст.: [Учеб. пособие для инж.-пед. работников профтехобразования] / К. К. Платонов. -М.: Высш. школа, 1984 175 с.
  151. , Р.П. Десятичная матрица поиска Текст. / Р. П. Повилейко. — Рига: Знание, 1978. 238 с.
  152. , H.H. Мышление дошкольника Текст. / H.H. Подцьяков. М. Педагогика. 1977.-271 с.
  153. , А.Н. Исследовательское поведение Текст.: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Подцьяков. М.: Типография Рос-сельхозакадемии, 2000. — 266 с.
  154. , Д. Как решать задачу Текст. / Д. Пойа. Всесоюз. ассоц. учителей математики, [Науч.-метод. журн. «Квантор"]. Львов: Журн. «Квантор», 1991. — 214 с.
  155. , Д. Математическое открытие Текст. / Д. Пойа, М.: Изд-во «Наука», 1976.-448 с.
  156. , Ю.А. Оценка развития комбинаторных способностей Текст. / Ю. А. Полуянов // Вопросы психологии. № 3. — 1998 — С.125−136.
  157. , Я.А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задач. Проблемы принятия решения Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976 — 105 с.
  158. , Я.А. Психология творения Текст.: Избр. психол. тр. / Я. А. Пономарев. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1999. 475 с.
  159. Практикум по черчению Текст.: (Геометр, и проекц. черчение) / [Е.А. Василенко, Е. П. Гордеева, М. А. Косолапов и др.]- Под общ. ред. Е. А. Василенко. -М.: Просвещение, 1982. 175 с.: ил.
  160. Практикум по черчению Текст.: (Машиностроит. и строит, черчение): / [A.A. Альхименок, Е. А. Василенко, В. Н. Виноградов и др.]- Сост. Е. А. Василенко. -М.: Просвещение, 1986. 205 с.: ил.
  161. Практический интеллект Текст. / под общ. ред. Р. Дж. Стернберга, Дж. Форсайта, Дж. Хедланда и др. СПб.: Питер, 2002. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»)
  162. , Н.Г. Черчение. Аксонометрические проекции. № 4 Текст.: рабочая тетрадь / Н. Г. Преображенская, Т. В. Кучукова, И. А. Беляева. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Вентана-Граф, 2007 (Ульяновск: Печатный двор). — 36 с.
  163. , Н.Г. Черчение. Геометрические построения Текст.: № 2: рабочая тетрадь / Н. Г. Преображенская, Т. В. Кучукова, И. А. Беляева. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Вентана-Граф, 2007 (Ульяновск: Печатный двор). — 20 с.
  164. , Н.Г. Черчение. Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа. № 3 Текст.: рабочая тетрадь / Н. Г. Преображенская. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Вентана-Граф, 2007 (Ульяновск: Печатный двор).— 61 с.
  165. , Н.Г. Черчение. Сечение. № 5 Текст.: рабочая тетрадь / Н. Г. Преображенская, И. Ю. Преображенская. 3-е изд., уточненное. — М.: Вентана-Граф, 2007. — 64 с.
  166. , А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков Текст.: Учебно-методическое пособие / А. Н. Прядехо. М.: АПН СССР, 1990. -218с.
  167. Психологический словарь Текст. / [Редкол.: В. В. Давыдов и др.]. 2. изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-пресс, 2001. — 438 с.
  168. Психологический словарь Текст. / под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова. (2-е изд., перераб. И доп.). — М.: ACT [и др.], 2004. — 479 с.
  169. Психологический словарь. Психологический центр «Адалин» Электронный ресурс. Оригинал: http://adalin.mospsy.ru/ dictionary/ dictionary. php?term=20
  170. Психологический энциклопедический словарь Текст. / М. И. Еникеев. — Москва: Проспект, 2007. — 558 с.
  171. , А.И. Курс лекций по логике науки Текст. / А. И. Ракитов. М.: Высш. шк., 1971. — 176с.
  172. , А.З. Творческое мышление Текст.: психол. теория и технология творч. развития / А. З. Рахимов Уфа: Творчество, 2005. — 224 с.
  173. , JI.A. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего Текст. / Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. — 352 с.
  174. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7−9 классы Текст. / авт.-сост. В. Н. Студенецкая. Изд. 2-е, испр. — Волгоград: Учитель, 2006. — 428 с.
  175. , Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей Текст.: Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. — 752 с. (Библиотека практической психологии). — С. 283 — 295 с.
  176. , И.И. Практикум по геометрическому и проекционному черчению Текст. / Владимир, гос. ун-т. Владимир, 2003 (Ред.-издат. комплекс Владимир. гос. Ун-та). — 56 с.
  177. , М.Н. Организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности учителя инновационной школы Текст. / М. Н Романова: дис. канд. пед.: 13.00.01: Якутск, 1997.-210 с.
  178. Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. Текст. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
  179. Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. Текст. / Ред. кол. В. В. Давыдов (гл.ред.) и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — Т.2 — 672 с.
  180. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст.: текст с изменениями и дополнениями на 2009. М.: Эксмо, 2009. -93 с.
  181. Российская Федерация. Законы. О высшем и послевузовском профессиональном образовании Текст. М.: ИНФРА-М, 2008. — 46 с.
  182. , С.JI. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 508 с.
  183. , С.Л. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: АН СССР, 1958. 147 с.
  184. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2006. 720 с.
  185. , С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. M: Педагогика, 1976, — 416 с
  186. , В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) Текст.: Монография / В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
  187. , В.Н. Комбинаторный анализ. Математическая энциклопедия Текст.: в 5-ти т. / Гл. ред. И. М. Виноградов. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1979. — т. 2. — 974−980 с.
  188. Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере Текст.: Учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заве-? дений, обучающихся по техн. специальностям / Б. Г. Миронов, P.C. Миронова,
  189. Д.А. Пяткина, A.A. Пузиков. 3. изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2003 (ГУЛ ИГЖ Ульян. Дом печати). — 353 с.
  190. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селевко. Проф. Пед. Б-ка. М.: Нар. Образование, 1998. — 255 с.
  191. , И.М. Избранные произведения. Том 1. Физиология и психология Текст. / И. М. Сеченов М. Изд-во академии наук СССР. 1952. — 772 с.
  192. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2007. — 350 с.
  193. , А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов Текст. / А. Э. Симаносвкий. Ярославль: Академия развития, 1996. — 200 с.
  194. , В.Д. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты Текст.: Кн. для учителя / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Н. В. Матяш. — Брянск: Изд-во БГПУ: Технология, 1999. — 230 с.: ил.
  195. , В.П. Педагогический менеджмент Текст.: 50 ноу-хау в обл. упр. образоват. процессом: Учеб. пособие / В. П. Симонов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 264 с.
  196. , В.А. Преподавание специальных и общетехнических предметов в училищах профтехобразования Текст. / В. А. Скакун. М.: Высш. Школа, 1980. -232 с.
  197. , A.B. Гносеологический образ и научное мышление Текст. / A.B. Славин. Смоленск: [б. и.], 1971. — 100 с.
  198. Словарь по кибернетике Текст. / [A.A. Дородницын и др.]- под ред. B.C. Михалевича. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Гл. ред. Укр. сов. энцикл., 1989. -751с.
  199. Словарь практического психолога Текст. / [Сост. С.Ю. Головин]. Минск: Харвест, 2003. — 798 с.
  200. Словарь прикладной социологии Текст. / [Сост. К. В. Шульга]. Минск: изд-во «Университетское», 1984. — 317 с.
  201. , С.Д. Психология образа Текст.: проблема активности психического отражения / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
  202. , В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем Текст.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Ф. Спиридонов. М.: Генезис, 2006. — 317 с.
  203. , В.В. Методическое пособие по черчению Текст.: Граф. работы: Кн. для учителя / В. В. Степакова. М.: Просвещение, 2001. — 91 с.: ил.
  204. , B.C. Философия науки и техники Текст.: Учеб. пособие для вузов / B.C. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Гардарика, 1999. — 399 с.
  205. , Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах Текст.: Учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -443 с.
  206. , А.М. Методологические основы изобретательского творчества Текст.: Конспект лекций / A.M. Столяров. Центр, ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов нар. хоз-ва в обл. пат. работы. — 2-е изд. М.: ВНИИПИ, 1989. — 65 с.
  207. , Л.Ю. Развитие воображения детей Текст.: Попул. пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. Ярославль: Акад. развития, 1996. -235 с.
  208. , Б.М. Психология Текст. / Б. М. Теплов. М.: Учпедгиз, 1954. — 253 с.
  209. , Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. М.: Наука, 2004. — 440 с.
  210. , Ф.Ш. Передовой педагогический опыт Текст.: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф.Ш. терегулов. -М.: Педагогика. 1991. 296 с.
  211. , O.K. Психология мышления Текст.: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / O.K. Тихомиров. 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2007. — 287, 1. с.
  212. , Э. Краткий курс промышленного дизайна Текст. / Э. Тьялве- [Пер. с англ. П.А. Кунина]. -М.: Машиностроение, 1984. 190 с.
  213. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий Текст. / под ред. Б. М. Теплова. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536 с.
  214. М. Этимологический словарь русского языка Текст.: в 4 т. / М. Фасмер- [Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева]. 4-е изд., стер. — М., 2004.
  215. , Р.М. Проблемы повышения психологической культуры будущих педагогов Текст. / P.M. Фатыхова, Т. П. Иванченко // Вопросы психологии. -2005.-№ 4.-С. 154−157.
  216. Философский энциклопедический словарь Текст. / [Подготовили A.JI. Гре-кулова и др.]- Редкол.: С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1989. -814 с.
  217. , В.В. Некоторые проблемы обучения теории вероятностей как прикладной дисциплине Текст. / В. В. Фирсов.: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974.-27 с
  218. , JI.M. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1973. — 208 с.
  219. , М. Письмо о гуманизме. Проблема человека в западной философии Текст. / Сост и поел. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1988. С. 314—356.
  220. Г. Графическое образование в период реформ Текст. / Г. Хакимов // Учитель Башкирии. 2005. — № 8. — С. 75−81
  221. , Г. Ф. Графическое образование в средней школе и педвузе Текст. / Г. Ф. Хакимов // Художественно-педагогическое образование: Сб. статей. -Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1995. С. 38 — 40
  222. , Г. Ф. Графическое образование и методическое творчество учителя Текст. / Г. Ф. Хакимов // Школа и производство 1995 — № 1
  223. , Г. Ф. Задачи с элементами комбинаторики Текст. / Г. Ф. Хакимов // Школа и производство. 1991. — № 1. — С. 54−55.
  224. , Г. Ф. Инновации в графическом образовании Текст. / Г. Ф. Хакимов, Л. Г. Хакимова // Учитель Башкортостана 2009. — № 2 — С. 81−82
  225. , Г. Ф. Комбинаторные задачи по черчению Текст. / Г. Ф. Хакимов, А. Р. Уразаев — Уфа: Башкирский институт повышения квалификации работников образования, 1993. 85 с.
  226. , Г. Ф. Программа развития графического образования Текст. / Г. Ф. Хакимов // Учитель Башкирии 1994. — № 3
  227. , Г. Ф. Сборник задач и тестовых заданий по черчению и графике Текст.: учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных: учреждений / Г. Ф. Хакимов и др. — под общ. ред. Г. Ф. Хакимова. Уфа: Изд-во «Китап», 2008. -167 с.
  228. , Г. Ф. Уроки черчения уроки откровения Текст.: [Учеб. Пособие] / Г. Ф. Хакимов. — Уфа: КИТАП, 2000. — 224 с.
  229. , Г. Ф. Эвристические графические задачи Текст.: В помощь учителю черчения / Г. Ф. Хакимов, P.P. Вахитов. М.: Шк.-Пресс, 1999. — 111 с.
  230. , Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики Текст. / Э.Ш. Хамитов- М-во образования РФ. Башк. гос. пед. ин-т. Уфа: Башгоспединститут, 1999. — 84 с.
  231. , Ф. Основы общей методики конструирования Текст. / Ф. Ханзен? i
  232. Пер. с нем. Ленинград: Машиностроение, 1966. — 164 с.
  233. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. 2. изд., доп. и перераб. — СПб. [и др.]: Питер, 2002. — 264 с.
  234. , Ю.Л. Преподавание образовательной области «Технология» в 2008/2009 учебном году Текст. / Хотунцев Ю. Л., Дубровская Л. И. М.: ОАО «Московские учебники», 2008. — 144 с.: ил.
  235. , М. В. Дидактические условия применения полиэкрана в графической подготовке студентов педагогических вузов Текст. / М. В. Хохлова.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 Брянск, 1995.-233 с.
  236. , О.Г. Онтологические основания искусственного интеллекта Текст.: учеб. пособие / О. Г. Чанышев. М-во образования и науки Рос. Федерации, Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — 46 с.
  237. , A.A. Задачи и задания по инженерной графике Текст.: [Учеб. пособие] / A.A. Чекмарев. М.: Академия, 2003. — 123,[2] с.
  238. Черчение Текст.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [Н. Г. Преображенская и др.] - под ред. Н. Г. Преображенской. М.: Вента-на-Граф, 2007. — 335 с.: ил.
  239. Черчение Текст.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [В. В. Степакова и др.]- под ред. В. В. Степаковой. 5-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 2008. — 207 с.: ил.
  240. , Н.И. Система обучения JI.B. Занкова и современная психология Текст. /Н.И. Чуприкова, JI.B. Занкова. -М.: Педагогика. 1993. № 2. С. 16−27
  241. , Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические, основы развивающего обучения Текст. / Н. И. Чуприкова. М.: Столетие, 1994. — 192 с.
  242. , Ю.М. Методы поиска изобретательских идей Текст. / Ю.М. Чяпя-ле. Ленинград: Машиностроение, 1990. — 91 с.
  243. , В.Д. Интеллектуальные операции Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 2006. — 106 с.
  244. , В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. — 1983. — Т.4. № 5. — С.14−19.
  245. , В.Д. От способностей природных к духовным способностям Текст. / В. Д. Шадриков // Прикладная психология. № 1. — 2000. — С. 1−15
  246. , В.Д. Природные способности Текст. / В. Д. Шадриков // Прикладная психология. -№ 1. 2000. — С. 10−45
  247. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: [Учеб. пособие для вузов] / В. Д. Шадриков. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. — 318 с.
  248. , С.Т. Исследовательский метод в преподавании Текст. / С. Т. Шацкий. // Советская педагогика. 1973. -№ 6. — С.8−15.
  249. , B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании Текст. /
  250. B.C. Швырев. -М.: Наука, 1978. 384 с.
  251. , Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений Текст. /Ф.Н. Шемякин // Вопросы психологии. 1968 — № 4. — С. 18−28.
  252. , М.С. Психологические проблемы узнавания Текст. / М. С. Шехтер. Акад. пед. наук СССР, Ин-т психологии. М.: Просвещение, 1967. — 220 с.
  253. , А.П. Комбинаторные задачи в 4−6 классах Текст. / А. П. Шихова // Математика в школе. 1973. — № 5. — С.23−29.
  254. , В.Э. Дидактические многомерные инструменты Текст.: Теория, методика, практика / В. Э. Штейнберг. М.: Нар. образование: Шк. технологии, 2002.-303 с.
  255. , В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штоф. М.: Наука, 1966.-301 с.
  256. , Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте Текст. / Д. Б. Эльконин // Психологическая наука и образование. 1996. -№ 4.-С. 18−23.
  257. Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. Текст. / Под ред.
  258. C.Я. Батышева. М., РАО, Ассоциация «Профессиональное образование». 1999. — Т. 2.-М-П-440 с.
  259. , В.В. Технико-технологические задачи как средство активизации познавательной деятельности учащихся средних ПТУ Текст. / В. В. Юдин: дис.. канд. пед. наук: -М., 1983. 146 с.
  260. , Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
  261. , И.С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. М. Педагогика, 1979. — 144 с.
  262. , И.С. Развитие пространственного мышления школьников Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  263. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. С.13−21
  264. , И.С. Тест пространственного мышления: опыт разработки и применения Текст. / И. С. Якиманская. // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 128−134.
  265. , Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов Текст. / Н. Е. Яценко. СПб.: Лань, 1999. — 524 с
  266. Barth, F. Stochastik Leistungskurs Text. / F. Barth, R. Haller. Miinchen: Ehrenwirth Verlag, 1998. — 330 p.
  267. Day, R.A. Haw to write and publish a scientific paper Text. / R.A. Day, B. Gastel. Philadelphia: Greenwood, 2006. — 320 p.
  268. Demetriou, A. Structure and development of causal-experimental thought: From early adolescence to youth Text. / A. Demetriou, A. Efklides, M. Papadaki, G. Papan-toniou, A. Economou // Developmental Psychology. 1993. — Vol. 29. — № 3. — P. 480 497.
  269. English, L.D. Children’s strategies for solving two- and three-dimensional combinatorial problems Text. / L.D. English // Journal for Research in Mathematics Education. 1993. — Vol. 24. — № 3. — P. 255−273.
  270. English, L.D., Halford G.S. Mathematics education: models and processes Text. / L.D. English, G.S. Halford. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1995.-360 p.
  271. Frager, R. Personality and Personal Growth Text. / R. Frager, J. Fadiman. New York: Pearson Prentice Hall, 2005. — 329 p.
  272. Gustavii, B. How to Write and Illustrate a Scientific Paper Text. / B. Gustavii. -Cambridge: Cambridge Academ, 2003 152 p.
  273. Hebb, D.O. Electronic resource. Concerning imagery / D.O. Hebb // Psychological Review. 1968. — V. 75. — P. 467−468. Original: http://philpapers.org/rec/HEBCI
  274. Jones, J.C. Electronic resource. Functional innovation / J.C. Jones // Design. — 1970. V. 1. — № 258. — P. 78−79. Original: http://vads.ahds.ac.uk/diad/article. php? year=1970&title=258&article=d.258.64
  275. Koller, R.: Konstruktionslehre fur den Maschinenbau Text. / R. Koller. Berlin: Springer, 1998 — 692 p.
  276. Oxford Concise Medical Dictionary Text. / Oxford Paperback Reference. Oxford: Oxford University Press, 2003. — 754 p.
  277. Zwicky, F. Electronic resource. «Morphological Astronomy», The Observatory / F. Zwicky. 1948. — Vol. 68. — № 845 — P. 121−143. Original: http ://www. swemorph.com/pdi7morphastro.pdf
Заполнить форму текущей работой