Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы музыкального восприятия у детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в среде, где не было музыки, у него зачастую формируется негативное отношение к серьезной музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек… Читать ещё >

Теоретические основы музыкального восприятия у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Восприятие: понятие и сущность музыкального восприятия

Восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, они воздействуют на анализаторы человека. Восприятие — не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. [16;34].

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки это ведущийвид музыкальной деятельности вовсех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятиев зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. [16;96] Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое идействующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. [16;94] Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. [21;54].

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского восприятия тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в среде, где не было музыки, у него зачастую формируется негативное отношение к серьезной музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [3; 140].

Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его. [20;132].

Различие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает — движение, слово, игра. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю. [5;147].

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку — спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но имузыкальное исполнительство — пение, музыкально — ритмичное движения, игру на музыкальных инструментах.

Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушаниимузыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Восприятие, как и ощущение — рефлекторный физиологический процесс. И. П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Рецепторы здесь выступают в качестве комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. [18;134].

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражителем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и другие. В коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез. Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии раздражителя.

Музыкальное восприятие в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более ёмкое, понимается как освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности на уроках — хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает непосредственно слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников — восприятие музыки и собственно творчество, неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс выявления в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Слышать музыку — значит не только эмоционально откликаться на неё, но и понимать и переживать музыку, её содержание, хранить её образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание. Поэтому восприятие музыки — это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму звуков. Просто слушание музыки мало что даёт, музыки нужно учить.

Итак, музыкальное восприятие — сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образную действительность. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Вместе с тем восприятие музыки является и самостоятельным видом деятельности на уроке. [22;130] Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия или развивать у них музыкальные творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой