Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание детей 5-7 лет в условиях развивающего обучения в период подготовки к школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определенные достижения педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, в отечественной литературе рассматривали понятия воспитания и особенности воспитанной личности А. Г. Асмолов, Б. П. Битинас, Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, Л. Г. Логинова, Н. А. Морозова, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, А. А. Реан. Выявлены общие закономерности воспитания Р. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Теория развивающего обучения в контексте научного генезиса
    • 1. 2. Воспитание как составная часть образовательно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
    • 1. 3. Взаимосвязь образовательных, воспитательных и развивающих задач — эффективное условие формирования целостной личности дошкольника
  • Выводы.*
  • Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 2. 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей
    • 2. 2. Готовность к обучению как условие благоприятной адаптации ребенка к школьной среде
    • 2. 3. Методика диагностирования детей 5−7 лет в период подготовки к обучению в школе
  • Выводы
  • Глава 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5−7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
    • 3. 1. Педагогические условия воспитания детей в системе развивающего обучения
    • 3. 2. Методические рекомендации для педагогов современных дошкольных образовательных учреждений к организации воспитательной работы с детьми в условиях развивающего обучения
    • 3. 3. Экспериментальное исследование по результатам внедрения воспитательного блока к программе Л. А. Венгера «Развитие» (на примере опыта работы центров развития ребенка города Ставрополя)
  • Выводы

Воспитание детей 5-7 лет в условиях развивающего обучения в период подготовки к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. По мере того как общество, опирающееся на информационные и интеллектуальные технологии, обретает черты реальности, в роли завершающего фактора его становления выступает «человеческий капитал» — высокообразованные и высококвалифицированные люди.

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования.

Политика в области образования, переориентировавшись на гуманизацию, не мыслится без углубленного изучения возможностей интеллектуального развития ребенка в дошкольном детстве, что способствует решению общего психического, творческого развития личности ребенка, формированию его способностей и индивидуальности. Поэтому проблема умственного развития занимает одно из центральных мест ребенка дошкольного возраста в процессе обучения и воспитания.

Особое внимание в обществе уделяется вопросам воспитания т.к. именно оно подготавливает членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, готовит людей, умеющих ставить и решать задачи жизни. Для института образования чрезвычайно важно развивать личность ребенка.

Особое место в системе современного образования занимают дошкольные и школьные образовательные учреждения. Они создают условия для гармоничного развития ребенка — дошкольника, особо уделяя внимание детям 5−7 лет в период подготовки их к школе, реализуя общеобразовательные программы различной направленности, обеспечивая обучение, воспитаниерешают проблемы социальной адаптации, обеспечения преемственности и непрерывности в содержании и организации образовательно-воспитательного процесса, коррекции психического и физического здоровья детей в детском саду и школе.

Следует отметить, что определенный опыт создания и развития воспитательной системы детей дошкольного возраста в отечественной образовательной практике уже накоплен. Этому способствовали не только общественные потребности, но и теоретические исследования педагогов Н.М. Ак-сариной, Ш. А. Амонашвили, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко, М.Р. Мартыно-вой, М. И. Рожкова, Е. И. Тихеевой, A.M. Фонаревой, А. К. Шлегер, Н.М. Ще-ловановой, Н.Е. ЕЦурковой, К.Д. .Ушинского, Е. А. Ямбург и др.

Определенные достижения педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, в отечественной литературе рассматривали понятия воспитания и особенности воспитанной личности А. Г. Асмолов, Б. П. Битинас, Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, Л. Г. Логинова, Н. А. Морозова, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, А. А. Реан. Выявлены общие закономерности воспитания Р. А. Валеевщй, Н. Ф. Исаевым, Б. Т. Лихачевым, Л. М. Новиковой, В. А. Сластениным, и др. Предложены способы исследования воспитанности В. П. Добышевой, B.C. Кукушиным, Г. К. Селевко, М. И. Шиловой. Проблемы необходимости воспитания подняли Н. В. Виноградова, Е. С. Гуртова, Е. С. Ермакова, М. В Захаров, Н. Н. Светловская, Н. А. Федосова. Предприняты попытки создания моделей воспитания П. И. Бабочкиным, А. С. Белкиным, Б. П. Битинас, О. С. Газман, И. П. Ивановой, В. М. Коротковой, Е. В. Квятковским, Г. В. Кравченко, Б. М Неменским, Е. А. Ям бургом и др.

Предпринятый нами анализ научной литературы, сопоставленный с данными педагогического опыта, позволяет заключить, что в исследовании проблем воспитания старших дошкольников сделано немало, однако требуют решения вопросы организации социокультурной среды в условиях развивающего обучения, вопросы «воспитывающего обучения» и др.

Современная педагогическая наука и практика остро нуждаются в определении педагогических основ, обеспечивающих эффективность организации и управления процессом воспитания детей, особенно на региональном уровне. Острота проблемы обусловливается и накопившимися в последние десятилетия противоречиями между:

— новым качеством жизни и действующей системой обучения;

— сложившейся образовательной практикой и требованиями времени;

— ориентацией новой педагогической мысли на вариативность и диверсификацию образования и реальной практикой обучения;

— современными требованиями к педагогу и действительным состоянием педагогического сообщества;

— сложившейся системой подготовки дошкольными образовательными учреждениями детей к школьному обучению и требованиями школы в системе непрерывного образования;

— современными требованиями к педагогу и действительным состоянием педагогического общества.

На основе выявленных противоречий нами сформулирована проблема: каковы научно-педагогические основы построения единого образовательно-воспитательного пространства в условиях развивающего обучения детей 5−7 лет в период подготовки к школе. Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему исследования — «Воспитание детей 5−7 лет в условиях развивающего обучения в период подготовки к школе».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать необходимость интеграции развивающих, образовательных и воспитательных задач в период подготовки детей к обучению в школе.

Объект исследования — процесс воспитания детей 5−7 лет в условиях развивающего обучения.

Предмет исследований — организация и содержание процесса воспитания детей 5−7 лет при подготовке к обучению в школе.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Проследить генезис научных взглядов на проблему развивающего обучения и научной школы в истории отечественной педагогической теории и практики.

2. Выявить сущность и специфику дошкольного воспитания детей 5−7 лет в период подготовки к школе.

3. Обосновать целесообразность целостной воспитательно-образовательной системы для учреждений, руководствующихся в практической деятельности программами развивающего обучения JI.A. Венгера «Развитие», «Одаренный ребенок».

4. Разработать методические рекомендации по осуществлению психолого-педагогической диагностики детей 5−7 лет в период подготовки их к школе, с учетом воспитательного аспекта.

Методологической основой исследования явились: философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, деятельности как способа самореализации человека, теория диалектического развития личностиконцепция субъектно-гуманистического подхода, взаимосвязи теории и практики, философские положения о воспитании и развитии подрастающих поколений, о соотношении диалектических взаимосвязей в процессе развития общества, о целостном характере личности, гуманизации процесса воспитания и обучения личноститеории системного подхода к исследованию социальных и педагогических явленийтеории непрерывного образованияпсихологическая теория познавательной деятельности.

Конкретная методология исследования включала: философские положения об объективных тенденциях развития общества и науки, о соотношении содержания и формы, исторического и логического в педагогическом познании, об иерархичности и функциональности системлогические категории причины и следствиязаконы противоречия.

Теоретическими источниками исследования явились идеи: о новых подходах к системе непрерывного образования (В.А.Поляков), персонализации личности (А.В. Петровский), целостного подхода к личности как многофункциональной саморазвивающейся системе (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский. Б. Б. Блум, Дж. Брунер, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский. А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (Д Н. Богоявленский, А. А. Вербицкий, Л.А.

Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, Л. В. Занков, Н. А. Менчинская и др.), социального и педагогического управления (В.П. Симонов, Н. Н. Шевандрик, М.М. Поташник), изучение инновационных процессов в региональном образовании (М С. Багов, Е. Т. Бурцева, О. П. Гурова, Л. А. Кабанова, Н. А. Кулемин. Л. Г. Панова. В. И. Эйдельнант и др.), теория организации познавательной деятельнсти (В.П. Беспалько, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, М.И. Мах-мутов, П. П Пидкасистый, Е. Пороцкая, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.), концепции проектирования педагогических систем (Н.А. Алексеев, Н. Г. Алексеев, Ю. К. Бабанский, B.C. Безрукова, В. П Беспалько, Г. Л. Ильин, B.C. Лазарев. М Н. Поволяева. М. М. Поташник, В. И. Слободчиков, И. Д. Чечель и др.), концепция личностно-ориентированного образования (А.Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, С. Л. Рубинштейн. В. В. Сериков. В. И. Слободчиков и др.).

Ведущая идея исследования исходит из необходимости разработки и обоснования модели функционирования и развития системы дошкольного воспитания детей в условиях развивающего обучения в период подготовки детей к школе, с учетом изменившихся социально-экономических и нравственно-психологических ориентиров общества и потребностей образовательной практики, в которой доминантой выступает самоопределение и непрерывное самосовершенствование личности, как фактора успешности ее нравственно-интеллектуального и профессионального становления.

Эта идея нашла свое выражение в общей гипотезе исследования, которая заключается в том, что система дошкольного воспитания детей в условиях развивающего обучения может успешно функционировать и совершенствоваться, если:

— выявлены особенности, учитывающие задатки, интересы и потребности детей, предпочтения родителей, требования рынка образовательных услуг и потребности региона в создании концепции воспитания детей;

— определены педагогические условия реализации инновационных технологий в педагогической системе конкретного образовательного учреждения и региона в целом;

— разработаны методические рекомендации по воспитанию детей 5−7 лет для педагогов, работающих по программам развивающего обучения JI.A. Венгера «Развитие», «Одаренный ребенок»;

— осуществлена интеграция научных и практических сообществ в области развивающего обучения дошкольников и младших школьников;

— разработана система психолого-педагогической диагностики при подготовке детей к обучению в школе.

Методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач использовался широкий спектр методов научно-педагогического исследования. Так, на теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирование, обобщение опыта). Опросно-диагностические методы включали анкетирование, социологический опрос, беседу, самооценку, экспертную оценку, обобщение независимых характеристик. Обсервационные методы включали прямое, косвенное и длительное педагогическое наблюдение, практическиеанализ продуктов деятельности, экспериментальные — констатирующий, формирующий и контрольный диагностический эксперимент. В исследовании реализованы статистические методы с использованием методик, адаптированных к задачам исследования.

Организация, база и этапы исследования. Эмпирической базой исследования явились: личный опыт работы диссертанта в дошкольном и общеобразовательном учрежденияхпрактика работы муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Ставрополя: Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития ребенка, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 1 «Улыбка», Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития ребенка, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 43 «Эрудит», Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 51 «Росток».

Исследование проводилось в несколько этапов.

Поисковый (1998;1999 гг.). В ходе данного этапа осуществлялся теоретический анализ философской, социологической, исторической, психолого-педагогической, методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований последних лет. Это позволило определить проблему исследования и сформулировать цель, задачу, гипотезу, методологическую базу.

Основной (1999 — 2001 гг.). Проведение констатирующего эксперимента и экспериментальной работы на базе дошкольных образовательных учреждений города Ставрополя. На этом этапе апробировались технологии духовно-нравственного, культуры здоровья, гражданско-правового, экологического, экономического и культурологического воспитания детей в условиях развивающего обучения.

Заключительный (2001;2003 гг.). Анализ, обобщение и систематизация теоретических выводов и результатов экспериментальной работыоформление научно-методических рекомендаций и результатов исследования в виде рукописи диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что выработаны педагогические основы организации и развития воспитательной среды (организация взаимодействия, влияющего на социальное развитие и отношение к окружающему миру ребенка), способствующей всестороннему развитию детей 5−7 лет в период подготовки к школеразработан воспитательный блок (духовно-нравственный, гражданско-правовой, экологический, экономический, культура здоровья, культурологический разделы) к программам развивающего обучения JI.A. Венгера «Развитие», «Одаренный ребенок" — определена методика оценки уровня воспитанности детей 5−7 лет в условиях развивающего обучения.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что раскрыты истоки становления развивающего обучения дошкольного образования в России, имеющие значение для понимания сложного комплекса психолого-педагогических оснований образовательной работыуточнено представление о педагогической феноменологии: воспитание, дошкольное воспитание, виды воспитания, признаки воспитанности, воспитывающее обучениевыявлены современные тенденции реализации воспитательных возможностей различных видов детской деятельности как условия успешной подготовки детей 5−7 лет к обучению в школеразработан инновационный подход к организации воспитания детей в период подготовки к школе, что находит свое отражение в личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с детьмив особенностях организации и интенсификации детской деятельности, в изучении воспитанности ребенкав научно обоснованной системе подготовки и переподготовки педагогических кадров к организации воспитательной среды в условиях развивающего обучения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края. Полученные в ходе исследования результаты дали основание составить программу воспитания детей 5−7 лет (программа «Человек, индивид, личность») в условиях развивающего обучения и выработать методические рекомендации для педагогов по организации воспитательного процесса.

Подготовлены практические рекомендации, направленные на оптимизацию педагогической деятельности и повышению ее воспитательной успешности в системе развивающего обучения. Материалы и выводы исследования могут быть использованы педагогами школ, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, преподавателями высших учебных заведений при разработке спецкурсов, спец семинаров, а также в работе институтов повышения квалификации работников образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась методологией, адекватной цели, предмету и задачам исследованияструктурной и содержательной целостностью, логической последовательностью изложения материалаприменением комплексной совокупности методов и средств исследованиясочетанием теоретического анализа проблемы с практической (экспериментальной) реализацией системы воспитания детей 5−7 лет в период подготовки к школе, личным опытом диссертанта в школах Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республикистрогой аргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, подтвержденных методами математической статистикинепротиворечивостью и преемственностью результатов на различных этапах исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Организационно-педагогические условия функционирования региональных образовательных учреждений — центров развития ребенка, способствующих развитию интеллектуальных способностей в условиях системы развивающего обучения.

2. Воспитательная система «Человек, индивид, личность», представляющая собой динамичную модель целостного развития личности ребенка, как раздел к программам развивающего обучения JI.A. Венгера «Развитие», «Одаренный ребенок».

3. Успешность процесса подготовки детей 5−7 лет к школе в условиях развивающего обучения и его зависимость от реализации воспитательных, образовательных и развивающих задач в детском дошкольном учреждении.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях, научно-методических рекомендациях, статьях, тезисах выступлениях диссертанта. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на совещаниях и коллегиях Министерства образования Ставропольского края (2000, 2001 гг.), на краевых научно-практических конференциях (Невинно-мысск 1999, Ставрополь 2000) на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы нравственно — эстетического образования детей» (Орел, 2003), на республиканской научно-практической конференции по психологии «Основные тенденции развития службы практической психологии в системе образования КЧР» (Черкесск, 2002).

Практическое внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе эксперимента в процессе создания воспитательной среды в современных дошкольных учреждениях.

Структура и объем диссертации

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Общий объем текста 143 страницы, в том числе 4 таблицы.

Список литературы

содержит 330 наименований.

ВЫВОДЫ.

Основополагающим фактором непрерывности образования является развитие личности ребенка как субъекта деятельности и обучения его на протяжении всей жизни. Дошкольная система образования сегодня выбирает новые, адекватные тенденциям современной цивилизации направления развития.

Одним из направлений реформирования дошкольного образования является введение разновариативных моделей образовательных учреждений, предусматривающих индивидуальное развитие личности ребенка, ориентированное на полноценное удовлетворение его потребностей.

Цель нашей программы — систематизировать и обобщить доступный сегодня опыт мировой и отечественной практики воспитания ребенка дошкольного возраста, а также инициировать опыт работы дошкольных учреждений, специализирующихся по программам Л. А. Венгера «Развитие», «Одаренный ребенок».

Названные программы отражают идеологию педагогики развития. Они являются средством развития познавательной мотивации и способностей личности ребенка, его образа мира, и обеспечивают в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми становление общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры в дошкольном детстве. Эти программы построены с учетом лучших традиций практики системы дошкольного образования России, а также достижений психологии и педагогики о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности и подготовки к жизни в современном обществе.

Программа воспитания есть воспитательный блок к программам Л. А. Венгера «Развитие», «Одаренный ребенок», т.к. практика подтверждает важность интеграции образовательных, воспитательных и развивающих задач в программно-методических руководствах для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Развивающее обучение — это целостная педагогическая система, являющаяся одной из форм активного обучения. Оно создает условия для развития познавательных, интеллектуальных способностей, тем самым способствует опережающему развитию личности, готовит личность ребенка к успешной адаптации в новой социальной среде.

2. В последние годы широкую популярность приобрела идея внедрения в практику школы, и частности начальной, методов обучения, «ориентированных на развитие учащихся». Но, во-первых, методы развивающего образования, в основе которых лежит совместное решение учебных задач педагогом и детьми, не могут быть реализованы без существенного изменения самих этих задач, то есть радикальной перестройки содержания школьного обучения. Во-вторых, внедрение в практику некоторых внешних особенностей этих методов, например, более конкретное определение цели, которая должна быть достигнута при выполнении каждого учебного задания, и на этой основе более тщательное конструирование системы этих заданий (чем занимается, например, «педагогическая технология»), может в лучшем случае несколько рационализировать традиционный процесс обучения, повысить его эффективность, но не может превратить его в обучение развивающее. Это в полной мере относится к не столь многочисленным попыткам включить в содержание традиционного обучения элементы теоретических знаний. Если эти «элементы» выбраны удачно, то они позволяют существенно повысить эффективность формирования умений за счет построения более рациональных и обобщенных алгоритмов решения соответствующих задач.

3. Необходима интеграция образовательных, воспитательных и развивающих задач в условиях современного дошкольного образовательного учреждения как условие подготовки детей к обучению в школе.

Эта триада дает жизнеспособность, целостность педагогической системе, а отсутствие одного из звеньев единства обучения, воспитания и развития ведет к нарушениям в развитии личности ребенка.

4. Обоснована система воспитания детей 5−7 лет в контексте воспитания личности, рассмотрены различные направления процесса воспитанияподчеркнута особенность и важность каждого из них в развитии и подготовки ребенка к обучению в школе. т 5. Обобщены структурные компоненты процесса воспитания:

— цели и задачи (целостное формирование личности с учетом цели всестороннего гармонического развития личностиформирование нравственных качеств, приобщение к общественным ценностям, воспитание жизненной позиции, соответствующей преобразованиям общества);

— содержание воспитательного процесса;

— условия протекания процесса взаимодействия воспитателей и вос-** питанников, применяемых методов и форм воспитательной деятельности;

— этапы развития процесса: осознание воспитанником требуемых норм и правил поведения, переход знаний в убеждение, воспитание чувств.

Определены условия, влияющие на эффективность готовности детей к школьному обучению: педагогическое влияние (сложившихся воспитательных отношений) — соответствие цели и организации действий, помогающих достигнуть поставленной цели во взаимодействии с ребенкоминтенсивность воздействия на интеллект, потребности, личностьсоответствие социальной практики и характера (направленности, содержания) педагогического влияния па детейсовокупность действия субъективных и объективных факторов (для эффективной подготовки ребенка к обучению в школе необходимо создать условия) — интенсивность воспитания и самовоспитанияактивность участников в педагогическом взаимодействииэффективность готовности ребенка к школьному обучению зависит от единства процессов — развития, воспитания и обучениякачество воспитательного воздействия эффективности и результатов деятельности детей.

6. Разработана и внедрена в практику работы дошкольных образовательных учреждений программа воспитания «Человек. Индивид. Личность», открытая система компонентов и связей, объединенных приоритетными образовательно-воспитательными целями и взаимообусловленными задачами, содержанием, формами и методами организации педагогического процесса, где каждая позиция обусловливает все другие, что создает в итоге определенную совокупность педагогических условий для развития ребенка.

Таким образом, организация развивающей предметной среды должна быть приближена к нуждам, интересам, потребностям, возможностям и задаткам детей, что определяется личностно-ориентированной моделью воспитания и обеспечивает формирование чувств психологической защищенности и комфортности каждому ребенку.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. К. Д. Ростов, 1989. С. 56 59
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. Наука. 1980. 336 с. С. 42−43.
  3. Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. 1997. -№ 3 — с. 32.
  4. Н., Князева О., Стеркина Р. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 1998.
  5. В.Ю., Мищакова Л. В. Алгоритмы целеполагания в современных педагогических технологиях. Рязань, 1994 142с.
  6. Р.И., Жарова Г. Н., Айзман Л. К. и др. Подготовка ребенка к школе, 2-е изд. Томск: Пеленг, 1994. С 24−31.
  7. М.К. Акимова, В. Т. Козлова Психологическая коррекция умственного развития школьников М., 2000.
  8. Актуальные проблемы современной психологии // Материалы международного конгресса. М. 1983. 245 с.
  9. Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. Методическое пособие. М: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: «МОДЭК», 2001 -96с.
  10. Т., Арнаутова Е., Протасова Е. Безопасность и комплексность ребенка на улицах города: Методическое пособие для ДОУ. М., 1997.
  11. М.А. «Здравствуйте дети!» М., 1983.
  12. .Г. Избранные психологические труды. М: Педагогика. В 2-х т. 1980. Т. 1.229с. Т. 2. 287с.
  13. О.Г. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1998.
  14. Г. М. Социальная психология. М. 1980. 416с. I
  15. В.И. Педагогика саморазвития творческой личности как концептуальная основа для разработки системы непрерывного образования
  16. Тез. научн.-метод, конф. «Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования». Ч. 1, г. Казань, 25−27 сент. 1990, с. 3−6.
  17. А.Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей М., 1989.
  18. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М. 1981. С. 3−19.
  19. Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности. Проблемы психологии личности. М. 1982. С. 140−147.
  20. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.:1976.157с.
  21. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: 1984.105с.
  22. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое мышление М. Педагогика^ 1989,220 с.
  23. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей различности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1. с 6−13.
  24. А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития дополнительного образования детей. М. 1997. с. 1−7.
  25. И. Воспитай личность! // Дошкольное воспитание 2002 -№ 2.
  26. O.K. Избранные педагогические труды. М. Педагогика. 1989. 50с.
  27. Батурин Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания // Педагогика. 2000. — № 3 с. 107
  28. B.C. Педагогика. Ек. 1996.
  29. М.М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5−7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. М.: Новая школа, 1996.
  30. М.М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М: издательский центр «Академия», 1998. с.16−18.
  31. . Процесс воспитания: приобщение к ценностям. М, 1994.
  32. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика. Ростов, 1997
  33. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человекакультуры и нравственности. Рн/Д, 1994.
  34. Л.Р., Комарова Г. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997.
  35. Н.В. Механизм взаимосвязи обучения и воспитания в целостном пед. процессе // Целостный учетно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Вып. 3. Волгоград: Перемена, 1992 -с. 19−22.
  36. С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: смысл. 1999. с. 137.
  37. Е. В. Бунеев Р.Н., Кислова Т. Г. Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте. М. 2000.
  38. Н. первые шаги к грамоте // Доппс. Воспитание. — 1993. -№ 12.-с.61.
  39. А. А. Кочемасова Е.Е. Программа для дошкольников «Окружающий мир». М. 2000.
  40. Л. Из чего строятся слова // Дошк. Воспитание. 1993. — № 2. -с.47.
  41. Л. Развитие когнитивных способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой. М. 1994.
  42. Л. Старший дошкольник // Дошк. Воспитание. 1994. — № 1. -с.37: № 9. — с. 54.
  43. Л. В мире вещей // Дошк. Воспитание. 1994. — № 4. — с.40.
  44. Л. Восприятие и обучение. М., 1969.
  45. Л. Вот и вышел человечек // Дошк. Воспитание. 1994. — № 6. -с.43.
  46. Л., Дьяченко О., Тарасова К. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей // Дошк. воспитание. 1992. -№ 9−10. — с.28.
  47. Л., Пилюгина Э.э Венгер Н. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. М. э 1988.
  48. Л.А., Мухина B.C. Психология. М.- Просвещение, с.291 310.
  49. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М&bdquo- 1966. -446с.
  50. Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией Петровского. М., 1983. -288.
  51. Р. Педагогика противоречий или педагогика гармонии? //
  52. Вестник высшей школы. 2002. — № 3. — с. 13−16.
  53. Ю. Г. Поликарпов B.C. Человек. Энциклопедический словарь. М&bdquo- 1999.
  54. ВульсЬов Б. З. Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: УРАО. 1997.
  55. Л.С. Мышление и речь. М. 1974.
  56. Л.С. Педагогическая психология. М. 1991.
  57. Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз. 1997. 220с.
  58. Л.С. педагогическая психология. М. 1999 533с.
  59. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М. 1985.
  60. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном бормиро-вании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М. 1966.
  61. .С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика 2001. № 10. — с. 3−12.
  62. .С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
  63. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М., 1965. с. 48.
  64. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной, 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  65. А.В., Ключ Н. В. Программа подготовки дошкольников по информатике. М., 2000.
  66. В.И. Инновации в образовании и инновационность в обучении // Инновации в образовании: теории и практики. Материалы международной конференции Белгород, 1998. — с.39−41.
  67. В.И. К вопросу об альтернативном образовании современной России // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. Карачаевск, 1998. -с.42−44.
  68. Гражданское образование: материалы международного проекта. Спб.: Из-во РГПУ им. А. Н. Герцена, 2000. 382с.
  69. Р.П. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения и воспитания 13.00.01. Тбилиси. 1986. 137с. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии, № 1,1992. с.22−33.
  70. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание 1996 № 3.
  71. Гуманитарное образование и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика 1996 — № 4.
  72. Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: НПО «Образование», 1996.
  73. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240с.
  74. В.В. и др. Организация развивающего обучения в V IX классах средней школы // Психологическая наука и образование. — 1997. -№ 1
  75. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика 1972.
  76. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  77. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.- Под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. Спб., 1995.
  78. Детская энциклопедия /пер. с англ. Е. П. Коркова / М.: Просвещение, 1997.
  79. А.Н. Развитие образования в современном мире. М, 1999.
  80. Дитя человеческое / программа целостного развития личности дошкольника / Ставрополь, 1996.
  81. И., Григорьев О., Журавлев Д. Принципы региональной политики.//Россия. 1993. -№ 1.
  82. Диагностика в педагогическом творчестве / Под ред. Верцинской Н. Н. Мн., 1990.- 156с.
  83. Д.В. Управление развитием образования: инициативно-экспериментальные площадки, эксперимент в образовании. // Проблемы развития управления. М., 1992.
  84. Дошкольная педагогика в 2-х частях под. ред. В. И. Логиновой, П.Г. Са-моруковой. М., Просвещение. 1988, ч. 2. 269с.
  85. О.В. Очерки по философии образования. М., 1995 Дробниц-кий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977. 333с.
  86. B.C., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995.
  87. И.Е. Я работаю психологом. М., 1999.
  88. И.В. Дубровиной — психокоррекционная и развивающая работа с детьми Москва, 2001.
  89. Ф.Н. Управление развитием школ-комплексов в республиканской системе образования (на материале республики Ингушетия). Ав-тореф. дисс. на соиск. уч степени канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999. — 24с.
  90. А.К. Дусавицкий Воспитание интеллектам. 1995.
  91. О.М. Дьяченко Дневник воспитателя: Развитие детей дошкольного возраста М. 1996.
  92. О.М. Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста // Психология в д/саду // 2000. -№ 2−3
  93. О. Возможности развития умственных способностей дошкольников // Дошк. воспитание. 1993. -№ 11.- С. 43.
  94. О. Деревянный мальчик //Дошк. воспитание. 1994. — № 2. -с.59.
  95. О. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошк. воспитание. -1995.-№ 1.- с. 46.
  96. О. Некоторые проблемы развития умственных способностей в дошкольном образовании // А. В. Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца. М., 1995.
  97. О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошк. воспитание. 1993. — № 8. — с.46.
  98. О. Почему дерется Петя? // Дошк. воспитание. 1994. — № 6. -с.65.
  99. О. Программа «Развитие»//Отечественные вариативные программы и педагогические технологии в практике работы дошкольных учреждений Москвы. М., 1994.
  100. О., Булычева А. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 5−7 лет//Дошк. воспитание. 1995. -№ 3. — с.24.
  101. Е.Б. Путешествие к истокам: комплексная программа воспитания и дополнительного образования детей. М., 1994. с. 125.
  102. Т.И. Анализ образовательных программ для дошкольников. // Управление ДОУ М. 2002 № 5.
  103. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Педагогика, 1968.
  104. JI.B. О начальном обучении. М., 1963.
  105. Закон Российской федерации «Об образовании». М., 1996.
  106. А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика 2002 — № 2 — с. 3−8.
  107. А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. 1977. № 8.
  108. А.В. Значений ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978.
  109. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. 320с.
  110. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384.
  111. И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Кл. рук. № 5 2002. с. 70.
  112. В.П. Психологическая теория деятельности и психология действия // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. с.14−20.
  113. Г. П. Предпосылки становления системы непрерывного образования. / Советская педагогика № 1, 1994 г. С. 12.
  114. Знакомимся с программой «Развитие»: Пособие для воспитателей и родителей. Под редакцией О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенковой. М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001 32с.
  115. И.И. Структура процесса учения. М. 1986. 199с.
  116. Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.
  117. Индивидуальные особенности развития творческого мышления у младших школьников при специальном обучении / Щебланова Е. И. // Нов. исслед. в псих, и возр. физиол. 1991. № 2. с.34−39.
  118. Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. JL, 1967. 23с.
  119. Исследование развития познавательной деятельности / Под. ред. Д. Бру-нера и др. М.: Педагогика, 1971. 393с.
  120. Истоки: базисная программа развития ребенка дошкольника / Науч. ред. JI.A. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М., 1997.
  121. История дошкольной педагогики / ред. JI.H. Литвина/ М.: Просвещение, 1989.
  122. История педагогики / ред. М. Ф. Шабаева. М.: 1997.
  123. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.-96с.
  124. З.И. Обучаемость и общие принципы построения ее методов ее диагностики. // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М. 1975. с.10−48.
  125. Кан-Калик В. А. Педагогическая импровизация и педагогическое открытие. Грозный, 1971. 74с.
  126. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. М. 1977. 64.
  127. В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьника. — 1993. — № 2.
  128. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992. — 155с.
  129. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения. // Вестник образования. 1996. — № 6. — с.45.
  130. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. М., 1998.
  131. В.Г. Целостность, преемственность, качество // высшее образование в России 1997. № 1. — с.3−9.
  132. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования игры и дискуссии. Рига, 1995.
  133. М. Ван Ден. Образование, культура и непрерывное развитие: шкала ценностей и программа реализации. М., 1998.
  134. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 193с.
  135. С.А. Взрослые: какие они? // Дошкольное воспитание, 1992 № 2, с.2//.
  136. С.А. Я человек: программа приобщения ребенка к социальному миру. М., 1996.
  137. О.Н. Введение в теорию воспитания. М.: Новейшая школа, 1994.
  138. С.А. Дошкольная педагогика. М., 2001.
  139. Концепция дошкольного воспитания (Проект) ВННК М.1988.
  140. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. -с.125−140.
  141. Конвенция о правах ребенка. Принята ООН. // Воспитание школьника. — 1993. № 6. — с.57−60.
  142. Концепция развития образования в Ставропольском крае. Ставрополь, 1997.-35с.
  143. И. А. история педагогики М.: Просвещение, 1982.
  144. Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизованный подход. //Педагогика. 1995. № 3. с.23−29.
  145. К. Цель образования XXI века человек с новым мышлением // Народное образование. -2002. № 9. — с.49−53.
  146. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  147. В.Г. Принципы и содержание воспитания достоинства человека // Кл. рук. № 5 2002. с. 125.
  148. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М. 1976.-304с.
  149. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: высшая школа. — 1990.- 140с.
  150. В. Инновационное дошкольное образование: опыт проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание, 1999 № 1.
  151. В.Т. Концепция научных исследований Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Психолог в д/саду // 2000 № 2−3.-с.20−48.
  152. М.В. Методы исследования пед. деятельности. JI.: Изд-во ЛГУ, 1970.
  153. B.C. Теория и методика воспитательной работы. Рн/Д.: 2002, 320с.
  154. B.C. Педагогика личности, ч.1. стратегия и тактика личностного воспитания. Рн/Д, 1995.
  155. О.А. Программа подготовки дошкольников по курсу «Синтез искусств». М., 2000.
  156. Т. Организация предметной среды и позиция воспитания // М.: Дошк. воспитание. 1995. — № 6. — с.72.
  157. С.С., Маневцова А. М. Проблемы управления инновационными дошкольными образовательными учреждениями в условиях социального партнерства. Санк-Петербург «Детство-пресс» 2001. 96с.
  158. А.А., Гребешцекова Е. А., Мчелидае Н. В. История зарубежной дошкольной педагогики / хрестоматия. М.: Просвещение.
  159. B.C. Содержание образования. М.: 1989. 450с.
  160. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981, 183с.
  161. А.Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1995. 144с.
  162. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  163. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. -1996.-№ 2.
  164. А.А. Методологические проблемы деятельностного подхода // Деятельностный подход в психологии: пробл. и перспективы. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. с.5−14.
  165. И. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М., 1992.
  166. ЛиньковаН.П. и Шумилин Е. А. Способности ваших детей. Москва 1969.
  167. P.M. Повышение квалификации педагогов в инновационном дошкольном образовательном учреждении. Часть 1,2. г. Ставрополь 2002, 147с.
  168. О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: 1997.
  169. .Т. Методология воспитания. М., 1996. 286с.
  170. .Т. Педагогика Mill У им. Ленина: Прометей, 1993.
  171. О.Г., Медведева М. Ю. «Взрослые» составляющие эмоционального комфорта ребенка в ДОУ // Психолог в д/саду // 2000 № 2−3.
  172. А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Изд-во Между-нар. Образовательного и психологического колледжа. 1995. с.44−52.
  173. А.А. О построении метода изучения умственного развития детей // Вопросы мышления детей. Л.: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1962. -т.233. с.3−15.
  174. А.А. Очерки психологического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. 363с.
  175. И.А. Педагогика детства. Ставрополь, 1997.
  176. И.А., Таранова Т. Н. Педагогика 1998.
  177. И.А. Адаптивная модель образовательной системы: «Детский сад школа — вуз». Ставрополь, 1996.
  178. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В двух томах. М.: Педагогика, 1978: т.1. с. 334 и т.2. — с.220.
  179. Т. Ребенок нуждается в помощи, защите // Дошкольное воспитание, 1990 № 8, с. 10//
  180. В.Н., Силягин Ю. В. Потенциал личности // Мир психологии 2000 № 1.
  181. М.Д. Организационно-методические основы реализации индивидуального подхода к ребенку в дошкольном образовательном убеждении. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. с. 46.
  182. Д. Проблемы воспитания // Народное образование. — 2002. -№ 9.
  183. Н.А. Обучение и умственное развитие. // Обучение и развитие М.: 19 666.-с.5−8.
  184. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981. 120с.
  185. Н.А. Обобщенное представление современных российских концепций воспитания // Классный руководитель № 5 2002. с. 31.
  186. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп: Изд-во АТУ, 1994. 228с.
  187. Методические рекомендации к программе целостного развития личности «Дитя человеческое» /сост. Малашихина И. А. часть 1/: Ставрополь, 1998.
  188. Методические рекомендации «Обновление содержания воспитательной работы в детском саду» /Кирилкина О.С., Туренская Е. С. /Ставрополь, 1995.
  189. Методические рекомендации к программе воспитание и обучение в детском саду /сост. Русскова Л.В./ М.: Просвещение, 1986.
  190. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  191. Н.Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации. М., Мин. образов. Рос. Федер., 1993. 30с.
  192. А.В. Социализация в «смутное время». М., 1991.
  193. А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия // Классный руководитель 2002, с.4
  194. А.В. Воспитание в контексте социализации // Кл. рук. № 5 2002, с.79//
  195. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
  196. Р.С. Психология образования. М. 1994. 496с.
  197. Н.В., Шадриков В. Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. Ярославль, 1999.
  198. A.M. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эвес, 2000. 269с.
  199. Л.И. Педагогика детского коллектива // Вопросы теории. М., 1978.-143с.
  200. Нравственная культура личности. К., 1986.
  201. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. М. 2002.
  202. Обеспечение готовности детей к школьному обучению // Серия: «Готовность ребенка к школе» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.
  203. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования: Решение коллегии Минобразования РФ от 05.06.1996. -№ 12/1. //Вестник образования. 1996. — № 8. — с.76.
  204. Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении: Приказ Минобразования РФ от 07.08.1995 № 433. // Вестник образования. 1995. — № 10. — с.70.
  205. Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка: Решение коллегии Минобразования РФ от 10.01.1996 № 1/1. //Вестник образования. 1996. — № 7. — с.19.
  206. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Изд-во «Гном и Д», 2001. 80с.
  207. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. 1998.
  208. А.Б. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек, 2001 № 3
  209. Особенности и специфика педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие — хрестоматия Ставрополь Изд-во СКИНКРО 1998 66с.
  210. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999 — № 6.
  211. А.И., Соколова И. Ю. Инновационное дошкольное учреждение: опыт, проблемы и стратегии развития. Часть I. Ставрополь, 1999. -176с.
  212. А.И., Соколова И. Ю. Инновационное дошкольное учреждение: опыт, проблемы и стратегии развития. Часть П. Ставрополь, 1999. -174с.
  213. А.И. Развитие дошкольного образовательного учреждения как открытого социально-воспитательного института г. Ставрополь 2002 96с.
  214. О новых российских программах для дошкольных образовательных учреждений: Письмо Минобразования РФ от 29.12.1995 № 87-М. // Вестник образования, 1996. № 6. — с.70.
  215. Опыт разработки концепции воспитания / Под ред. Е. В. Бондаревской. -Р. на Д., 1993, — 112с.
  216. М.П., Турченко В. Н., Копытов А. Д. Стратегия развития образовательного пространства региона // Педагогика. 2000. — № 2, с.6−8-16.
  217. Л., Богина Т, Терехова Н. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект): Методическиерекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 1997.
  218. С.В. Оптимизация учебно-самообразовательного материала на основе целостного подхода. Челябинск. 1991.
  219. Паш идите И. Ю. Педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. 18с.
  220. Н.Н. Кизис образования в контексте глобальных проблем. — В сб. «Философия образования для XXI века». М.: изд-во «Логос». 1992. -с.19.
  221. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608с.
  222. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого/ М.: РПЛ, 1996.
  223. Педагогика общей заботы: понятийный аппарат. СПб., 1998. 67с.
  224. Педагогика народов мира: История и современность. М., 2000.
  225. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. М.: «Издательство Гном и Д», 2000. — 128с.
  226. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: Старший дошкольный возраст. М.: 2001. -112с.
  227. Педагогические предметные технологии СГУ Ставрополь 1997.
  228. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Учебное пособие. Рязань, 1995. — 172с.
  229. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 255с.
  230. А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.-238с.
  231. В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3.
  232. В.А., Кпарина Л. И., Смавина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении Москва 1993 102с.
  233. П.И. Цель и задачи образования в Российской Федерации. -П.: ПЛУ, 1997.
  234. Л.Г., Кочемасова Е. Е., Холина Н. П. Программа дошкольной подготовки по математике детей 3−6 лет. М., 2000.
  235. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования): Сб. научных трудов / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1980.
  236. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.
  237. Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. 272с.
  238. Поликультурное образование в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск, 1997. 113с.
  239. В.М. Педагогическая инноватика. М., 1995. —207с.
  240. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.
  241. Н.М. Шестилетние в школе и дома. М.: Медицина. 1988. — 56с.
  242. Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. 1995. — № 2.- с. 42.
  243. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. -Казань, 1989.-87с.
  244. М.М., Моисеев А. Понятие «качество образования». // народное образование. 1999. — № 7−8. — с.167−170.
  245. Программа воспитания: итоги реализации. // Нородное образование. -2002.-№ 2.
  246. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1987.-192с.
  247. Программа «Развитие» /основные положения/ М.: Новая школа, 1994.
  248. Программа «Одаренный ребенок» (основные положения). М., 1995.
  249. Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. Под. ред. И. В. Дубровиной и Б. С. Круглова. М., 1984. 172с.
  250. Проблема формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте / Под ред. Л. А. Венгер. М., 1980. 85с.
  251. Радуга. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. М., 1991.
  252. Развитие, социализация и воспитание личности. Региональная конференция. Ставрополь, 19 994. 32с.
  253. А.А. Человек как субъект воспитания // Кл. рук. № 5 2002. 85с.
  254. Ребенок в мире культуры / Под ред. P.M. Чумичевой. Ставрополь: Став-ропольсервисшкола, 1998. 558с.
  255. С.В. Формирование социально зрелой творческой личности в условиях социально-педагогического комплекса. Минск. 1992.
  256. Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: «Пеленг», 1993. 64с.
  257. М. Кверидо Творчество в образовании: Вальдорфский подход: пер. с англ. Орел: городской социально-образовательный Центр 1993. — 67с.
  258. М.И. Современные концепции воспитания. Яр., 2000.
  259. Н.М. Воспитание у будущих учителей основ творческого подхода к пед. деятельности: Дис. канд. пед. наук Волгоград. — 1990. -235с.
  260. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т./АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.
  261. С.Н. Осознанность и произвольность деятельности в дошкольном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. Наук. М., 1984. — 20с.
  262. Н.А. Программа «Наш дом природа». СШ. — 1997.
  263. Т.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие М.: Народное образование. 1998. — 256с.
  264. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.
  265. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога-практика). М.: АРКТИ, 2000.
  266. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград. Изд-во «Перемена», 1994. — 136с.
  267. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. — 1994.-№ 5.
  268. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н., Мищенко А. И. Развитие, социализация и воспитание личности. М.: Педагогика, 1997.
  269. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 308с.
  270. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2001.-480с.
  271. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от детей к личности. М., 1995.
  272. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 344с.
  273. B.C., Марич Е. М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. T.IV. Выпуск VIII. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 165с.
  274. И.Н. Педагогические технологии воспитания в духе культуры мира в дополнительном образовании / Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь. 2000. — с.21.
  275. Справочник для практического психолога образовательного учреждения по проблемам готовности ребенка к обучению в школе // Серия «Готовность ребенка к школе» /Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.
  276. Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: ACT, 1996. 336с.
  277. Р.Б. Программа развития новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях //Обруч. 2000. -№ 3.
  278. Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: ACT, 1996. 336с.
  279. Р.Б. Программа развития новых форм дошкольного образования в современных социально-экономических условиях //Обруч. 2000. -№ 3.
  280. В. Чтобы дети росли добрыми //Дошкольное воспитание -1996-№ 9
  281. Г. В. Ребёнок открывает мир. М. 1991 г
  282. В.А. О воспитании /Авт. и сост. вступ. очерков С. Соловейчик. М., 1985.-315с.
  283. Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л. И. Новиковой М., 1993. Кн. П. С. 52
  284. И.М. Теория и методика изучения развития детей и условий их воспитания в отечественной педагогике. Кд. М. 1993
  285. .А. Социально культурный потенциал системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование — фактор развития творческой личности Спб. 1998. — 202с.
  286. Управление ДОУ. Научно-практический журнал //№!.- 2002.- 26−40с.
  287. Учебное пособие для преподавателей / отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: пед. общество России, 2000. с. 102.
  288. В.П. Творчество в системном образовании / Моск. пед. гос. ун-т. М.: 1995.-218 с.
  289. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2: Вопросы обучения. М.: Учпедгиз, 1954.- 735 с.
  290. Федеральная программа развития образования (1999 2005гг) // Российская газета, 18 апреля 2000.
  291. Филиппов В Л. Модернизация российского образования 2003.- 96с. // Вестник образования, март //
  292. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика. 1990. 160с.
  293. Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки. // Педагогика. 2001- № 9. -с.3−10.
  294. Философский словарь (под ред. И.Т. Фролова). М.: Политиздат, 1986. -590с.
  295. Н. Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. // Дошкольное воспитание — 1995. — № 7.
  296. И.Г. Типология воспитательно-образовательных систем: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1995. 134с.
  297. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 366с.
  298. Н.Ф. Педагогика. Учебник. 7 издание: МН.: Университетская. 2002. — 560с.
  299. М. Экономическое воспитание школьников // Воспитание школьников, 1986 № 5, с.20
  300. Т. В. Тесты для подготовки и отборе детей в школы: Рекомендации практического психолога. СПб.: Стройлеспечать, 1996.
  301. Н. Дошкольное образование в России // Педагогика. 2002 — № 3
  302. B.C. Психолог и школа // г. Ставрополь 1992.
  303. P.M. Подготовка кадров для дошкольных учреждений системе уравневого образования // Моделирование образовательного пространства Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1. / Под общей редакции
  304. Р.М. Управление качеством дошкольного образования. Ростов/дону: РГПУ, 2001. 5−36с.
  305. Н.И. Умственное развитие и обучение. М.: АО «Столетие», 1995.
  306. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. АО «Столетие», М., 1995. 192с.
  307. А. Воспитание дошкольников в условиях современных рыночных отношений.: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. Шадринск, 1994. Зс.
  308. С.Т. Избр. пед. произв. М.: Педагогика 1980.
  309. А.Д. Предпосылки экономического воспитания дошкольников // Психолг в д/саду // 2000 № 2−3. с. 263.
  310. А. Нужна ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание! // Дошк. воспитание 1989 № 1. — 62с.- 1994. — № 8.
  311. В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. М.: МГЛУ, 1998. 65−68с.
  312. В. Основы развития регионального образования природосо-образность // Народное обр-е. — 2000. — № 7. -25с.
  313. И.Е. Ценностные отношения // Воспитание дошкольников. -1999. -№ 3.
  314. И.Е., Пипоков В. Ю., Савченко А. П. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993.
  315. М. Грюнелиус Вальдорфский Детский сад. «Мир книги», 1992.
  316. Д.Б. Детская психология. М. 1960. 328с.
  317. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: педагогика, 1989. 560с.
  318. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знания.
  319. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: 1974.
  320. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1995.-420с.
  321. Эргономика дошкольного детства. Ставрополь, 2000. 60с.
  322. Э. Детство и общество. Пер. с англ. СПб., 1996.
  323. Эстетическое воспитание в детском саду / Ред. Ветлугина М., 1985.
  324. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения М., 2000.-245с.
  325. Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002.
  326. Е.А. Воспитание человека с позиции культурно-исторической педагогики // Кл. руковод. № 5 2002. с. 25.
  327. В.А., Кудинова Л. М. Комплекс «Детский сд школа — ВУЗ».
  328. Finch Education as Social Policy. London: Lengmar, 1987.
Заполнить форму текущей работой