Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Туристско-краеведческая деятельность в общеобразовательной школе как фактор социализации младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статистическая обработка полученных результатов с помощью многофункционального критерия согласия- Пирсона подтвердила эффективность предложенной модели организации ТКД младших школьников как фактора их социализации. Вместе с тем обнаружилось, что в процессе эксперимента не удалось достичь статистически достоверных результатов по показателям: широта социального кругозора, а также сформированность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы социализации младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе
    • 1. 1. Социализация младших школьников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Характеристика туристско-краеведческой деятельности как фактора социализации младших школьников в условиях общеобразовательной школы
    • 1. 3. Модель социализации младших школьников в процессе туристскокраеведческой деятельности в общеобразовательной школе
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности модели социализации младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе
    • 2. 1. Организация и результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Реализация модели социализации младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе
    • 2. 3. Анализ результатов формирующего эксперимента
  • Выводы по 2 главе

Туристско-краеведческая деятельность в общеобразовательной школе как фактор социализации младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Развивающееся прогрессивное общество предъявляет постоянно усложняющиеся требования к современной личности. Поэтому человек в новых условиях жизни должен уметь эффективно адаптироваться к социальным изменениям в обществе, взаимодействовать с окружающим миром и противостоять его негативным влияниям, а так же активно участвовать в социальной жизни. Все это делает проблему социализации человека весьма актуальной.

Основоположниками теории социализации в русле социологии и социальной философии являлись Ф. Г. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Дж.Г. Мид, Т. Парсонс, Г. Тард. Изучением социализации с психолого-педагогических позиций, определением механизмов и содержания процесса социализации занимались такие ученые, как Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, И. В. Загороднова, И. С. Кон, В. В. Москаленко, Б. Д. Парыгин. Исследованию социально-педагогических факторов социализации и воспитания посвящены работы В. Г. Бочаровой, В. А. Караковского, A.B. Мудрика, Л. И. Новиковой, H.JI. Селивановой.

Особенно актуальной в современных условиях является проблема социализации младших школьников. Ведь именно дети младшего школьного возраста находятся на переломном этапе своего развития — кризисе семи лет, когда они переходят из домашней среды в общественную школьную среду. В этом возрасте меняются ведущий вид деятельности и социальная позиция, которую занимает ребенок. Таким образом, младшим школьникам необходимо помочь адаптироваться к новым общественным условиям и интегрироваться в новые для них социальные структуры.

Исследованием психолого-педагогических аспектов процесса социализации младших школьников занимались Л. И. Божович, Н. Ф. Голованова, Л. В. Занков, B.C. Мухина, Е. А. Сорокоумова, Д. Б. Эльконин.

Проблемы формирования социальных умений и освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе освещены в работах О. В. Запятой и И. А. Кудаевой.

В системе гуманитарного знания представлены различные подходы к решению проблемы социализации младших школьников. Однако в современных социокультурных условиях возникает необходимость их переосмысления, а так же поиска видов и форм деятельности, адекватных возрасту, интересам, возможностям, способностям детей младшего школьного возраста и способствующим их успешной социализации.

Одним из таких видов является туристско-краеведческая деятельность (ТКД). В современной педагогической литературе ТКД определяется «как комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в активном познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в циклах туристско-краеведческих путешествий» (A.A. Остапец-Свешников).

Наиболее значительными исследованиями в области ТКД являются работы Ю. С. Константинова, В. М. Куликова, В. И. Куриловой, A.A. Остапца-Свешникова. В них представлены теоретические основы ТКД как фактора формирования и развития личности, показаны соотношения и взаимосвязи различных видов туризма и краеведения, описана система ТКД общеобразовательной школы, представлены структура и содержание элементов ТКД детей в учреждениях дополнительного образования.

Различные направления воспитания учащихся (патриотическое, нравственное, трудовое, экологическое) в процессе ТКД рассмотрены в работах Г. Б. Барышниковой, И. Л. Беккера, Г. В. Буковской, М. А. Горбовой, Ю.А. Гра-бовского, Д. С. Сенюк, В. П. Фомина, И. В. Цветковой, A.C. Целовальниковойроль природоохранной деятельности в формировании личности учащихся исследовала И. Т. Суровегинавопросы поисковой, исследовательской, экспедиционной работы освещены в исследованиях Ю. А. Поповича и С. П. Фокина.

В работах Н. В. Бушмановой, Е. В. Дворяниновой определена специфика ТКД как фактора социализации и воспитания подростков, разработаны модели 4.

ТКД подростков в условиях средней школы. Изучению проблем социальной адаптации и воспитания социальной активности учащихся в процессе ТКД посвящены исследования Б. М. Суртаева, Т. В. Усковой. Возможности применения элементов краеведения, комплексной игры и образовательного путешествия как педагогических средств развития, воспитания и социализации младших школьников, рассмотрены в работах E.H. Коробковой, Н. М. Нужновой, Л. Г. Пак. Данные работы близки теме нашего диссертационного исследования, однако проблема социализации младших школьников в процессе ТКД остается не исследованной.

Несмотря на то, что роль ТКД как фактора воспитания и развития учащихся теоретически обоснована и экспериментально доказана, существуют противоречия, осложняющие ее эффективное использование как фактора социализации. Анализ теории и практики социализации младших школьников с использованием различных педагогических средств, в том числе и ТКД, позволил выявить следующее противоречие: между потребностью использования возможностей ТКД как фактора социализации младших школьников и отсутствием соответствующей модели ее организации в условиях общеобразовательной школы.

Проблема исследования заключается в том, чтобы выявить особенности ТКД младших школьников и возможности использования ТКД в общеобразовательной школе для успешной социализации младших школьников.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Туристско-краеведческая деятельность в общеобразовательной школе как фактор социализации младших школьников».

Объект исследования — туристско-краеведческая деятельность младших школьников в общеобразовательной школе.

Предмет исследования — социализация младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать модель социализации младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе и экспериментально подтвердить её эффективность.

Гипотеза исследования. Социализация младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе будет эффективной, если:

— выявлены особенности ТКД младших школьников и обоснованы её социализирующие возможности в условиях общеобразовательной школы;

— представлена социально-педагогическая характеристика младшего школьника, включенного в ТКД;

— разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной модели.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие исследовательские задачи:

— выявить особенности ТКД младших школьников и обосновать её социализирующие возможности в общеобразовательной школе;

— дать социально-педагогическую характеристику младшего школьника, включенного в процесс ТКД;

— разработать, теоретически обосновать модель социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе и выявить педагогические условия ее реализации;

— экспериментально проверить эффективность модели социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе и педагогических условий ее реализации.

Методологической основой исследования являются:

— личностно-деятельностный подход к построению процесса воспитания (Е.В. Бондаревская, О. С. Газман, А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, С. Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская);

— средовой подход в воспитании (Б.М. Бим-Бад, В. Г. Бочарова, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, Ю. С. Мануйлов, В.Д. Семенов);

— аксиологический подход в воспитании и образовании (В.А. Караковский, И. Б. Котова, В. А. Сластенин, E.H. Шиянов, Н. Е. Щуркова, Е.А. Ямбург);

— концепция системного построения процесса воспитания (A.A. Бодалев, В. А. Караковский, З. А. Малькова, Т. Н. Мальковская, Л.И. Новикова);

Теоретическую основу исследования составили:

— психолого-педагогические, социально-психологические, социально-педагогические и социально-философские исследования, раскрывающие сущность социализации как основы формирования и развития личности (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Л. П. Буева, A.B. Загороднова, И. С. Кон, В. В. Москаленко, A.B. Мудрик, В. Б. Ольшанский, К.В. Рубчевский);

— психолого-педагогические исследования, посвященные методологии и теории воспитания и социализации младших школьников (Л.И. Божович, Б. С. Волков, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин);

— концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка (Л.В. Байбородова, О. С. Гребенюк, М. А. Ковальчук, В. В. Полукаров, М. И. Рожков, В.Б. Успенский);

— педагогические исследования, раскрывающие воспитательные и социализирующие возможности ТКД и других видов внеучебной деятельности учащихся (И.Л. Беккер, Н. В. Бушманова, Е. В. Дворянинова, В Л. Кабанов, Ю. С. Константинов, A.M. Негматова, A.A. Остапец-Свешников, В.В. Полукаров);

— работы, раскрывающие специфику ТКД младших школьников (Г.Б. Барышникова, Г. В. Буковская, А. И. Васильева, Г. И. Веденеева, E.H. Коробкова, Е. В. Яковлева, Н.Э. Якубова).

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретические: междисциплинарный анализ литературы по проблеме исследованияизучение и анализ программных документов в области образованияанализ и обобщение практического опытапедагогическое моделированиеэмпирические: педагогический экспериментпедагогическое наблюдениеанкетированиебеседаметод экспертной оценки. математические и статистические методы обработки полученных результатов (многофункциональный критерий согласия ^ - Пирсона).

Опытно-экспериментальной базой исследования являются МОУ СОШ № 74, МОУ СОШ № 17, МОУ ДОД «Центр детского юношеского туризма и экскурсий» г. Пензы. На заключительном этапе исследования участвовало 100 учащихся 3−4 классов.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 2008 по 2011 г. в три этапа.

1 этап (2008 — 2009 гг.) — анализ научной литературы по проблеме исследования и определение экспериментальной базы исследованияразработка научного аппарата исследованияопределение теоретико-методологических основ социализации младших школьниковвыявление компонентов социализации младших школьников и показателей их социализированное&trade— выявление особенностей ТКД младших школьниковопределение возможностей ТКД младших школьников в общеобразовательной школе, обеспечивающих их социализациюразработка модели социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе, выявление и обоснование педагогических условий её реализации.

2 этап (2009 — 2011 гг.) — проведение констатирующего эксперимента по определению исходного уровня социализированное&tradeмладших школьниковэкспериментальная проверка эффективности модели социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе и педагогических условий её реализации.

3 этап (2010 — 2011 гг.) — анализ и обобщение результатов исследованияоформление текста диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— представлена характеристика ТКД как фактора социализации младших школьников в условиях общеобразовательной школы;

— на основе социально-педагогической характеристики младших школьников, включенных в ТКД, выявлено и раскрыто содержание основных компонентов их социализации: практического, когнитивного, ценностно-смыслового, коммуникативного;

— разработана модель социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе;

— выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования заключается в:

— разработке программы организации туристско-краеведческой деятельности младших школьников «Как нам жить в этом мире?» и дидактических материалов к данной программе;

— экспериментальной проверке эффективности модели социализации младших школьников в процессе ТКД и педагогических условий ее реализации в общеобразовательной школе;

— подборе диагностических методик, позволяющих объективно оценить уровень социализированное&tradeмладших школьников.

Материалы и результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ по направлению «Турист-ско-краеведческая деятельность», в практической деятельности педагогов учреждений общего среднего и дополнительного образования, в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается логикой построения исследования на основе современных методологических подходов и концепцийразнообразием методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачамзначительной источниковой базойсистематической 9 проверкой результатов опытно-экспериментальной работы на всех ее этапах с использованием методов качественного анализа и математической статистикипозитивными результатами опытно-экспериментальной работыличным участием исследователя в опытно-экспериментальной работе в качестве руководителя школьного туристско-краеведческого кружка.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Модель социализации младших школьников в процессе ТКД прошла апробацию в МОУ СОШ № 74, МОУ СОШ № 17, МОУ ДОД ЦДЮТ и Э г. Пензы.

Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в докладах и выступлениях, в том числе на научно-практических конференциях: международных (2011), всероссийских (2009, 2010), межрегиональных и региональных (2008, 2009, 2010). Результаты исследования изложены в 10 публикациях, в том числе в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ -«Интеграция образования», «Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского».

На защиту выносятся следующие положения:

1. ТКД младших школьников в общеобразовательной школе имеет ряд особенностей:

— практическая направленность ТКД проявляется в формировании практических умений, навыков и качеств личности, позволяющих младшим школьникам успешно и безопасно функционировать в природной и социальной среде;

— комплексный характер ТКД позволяет младшим школьникам через систему социальных ролей, реализуемых в туристско-краеведческой деятельности, включаться в различные виды деятельности в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и интересами;

— нравственно-эстетический характер ТКД обеспечивает развитие ценностно-смысловой сферы младших школьников, приятие ими основных человеческих ценностей, формирование нравственных и эстетических чувств, представлений о нравственно-эстетическом идеале и приобретение опыта социально одобряемого поведения;

— коллективно-игровой характер ТКД позволяет приобрести младшим школьникам коммуникативные навыки, опыт межличностного общения, взаимодействия и взаимопомощи.

ТКД младших школьников в общеобразовательной школе обладает следующими социализирующими возможностями:

— наполнение новыми интересными подробностями содержания учебных предметов во время прогулок, экскурсий, походов;

— укрепление позитивных взаимоотношений между педагогами и детьми в результате субъект-субъектного взаимодействия в разнообразных формах ТКД;

— формирование активной жизненной позиции в процессе знакомства с историей и природой родного края, в исследовательской, экологической и природоохранной деятельности;

— включение в совместную ТКД родителей, значимых взрослых, специалистов;

— формирование навыков самоуправления и развитие лидерских качеств через реализацию различных социальных ролей.

2. В процессе туристско-краеведческой деятельности социализация младших школьников происходит по следующим направлениям (компонентам): практическому, когнитивному, ценностно-смысловому, коммуникативному.

В рамках практического компонента формируются: навыки ориентирования на местности, безопасного преодоления естественных препятствий, организации быта в полевых условияхумения разрабатывать социальные маршруты, оказывать первую доврачебную помощь, прогнозировать возможные изменения в погодекачества личности — наблюдательность, настойчивость, работоспособность, способность к самоконтролю. Это является основой для безопасного поведения в природной и социальной среде.

В рамках когнитивного компонента стимулируется познавательная активность, обеспечивающая развитие способности к самопознанию и формирование социального кругозора как основы целостного представления младших школьников об окружающем мире.

В рамках ценностно-смыслового компонента происходит понимание и приятие младшими школьниками общечеловеческих ценностей (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Земля, Мир, Отечество), формирование в соответствии с возрастом нравственных качеств (любовь к родному краю, доброта, трудолюбие, отзывчивость, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, честность), способности к нравственной самооценке, к эстетическому восприятию и переживанию мира. Это является основой ценностно-смысловой сферы личности.

В рамках коммуникативного компонента формируется потребность в общении, эмпатия, умение слушать и понимать других, владение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой), контактность, что является основой готовности к продуктивному межличностному общению и взаимодействию.

3. Модель социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе состоит из:

— целевого блока, включающего в себя цель и принципы, лежащие в основе социализации младших школьников в процессе ТКД;

— содержательного блока, в котором представлены компоненты социализации младших школьниковсодержание социализирующей ТКД младших школьников, представленное в авторской программе «Как нам жить в этом мире?» и реализуемое в четырех разделах программы в соответствии с компонентами социализации;

— организационно-процессуального блока, включающего в себя организационные формы социализации младших школьников в процессе ТКД;

— оценочно-результативного блока, в котором представлены показатели социализированное&tradeмладших школьников, уровни их сформированности, педагогические условия реализации модели и результат социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе.

4. Для успешной реализации модели социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе необходимо создание и соблюдение следующих педагогических условий:

— адаптация содержания ТКД к возрастным, тендерным и индивидуальным особенностям младших школьников;

— субъект-субъектное взаимодействие участников ТКД;

— установка младших школьников на высокий результат в процессе совместной ТКД;

— использование различных социальных ролей и стилей педагогического общения в процессе ТКД;

— включение в процесс ТКД младших школьников родителей, референтных взрослых, различных специалистов для осуществления комплексных педагогических воздействий.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка, иллюстрирована 2 схемами, 55 таблицами, содержит 2 приложения.

Выводы по 2 главе.

Педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной модели и педагогических условий ее реализации состоял из нескольких этапов.

На этапе констатирующего эксперимента были скомплектованы контрольная и экспериментальная группы (КГ и ЭГ) — осуществлена первичная диагностика исходного уровня социализированное&tradeмладших школьников. В КГ дети занимались по традиционной программе «Туризм и краеведение», а в ЭГ — по авторской социализирующей туристско-краеведческой программе «Как нам жить в этом мире?». Диагностика осуществлялась по всем основным показателям социализированное&trade-.

По итогам диагностики выявились три группы детей с разным уровнем социализированное&trade-.

В первую группу вошли дети, у которых по 6-ти и более из 10 диагностируемых показателей был выявлен низкий уровень сформированное&trade-. Мы определили это как низкий уровень социализированности.

Во вторую группу вошли дети, у которых по 6-ти и более из 10 диагностируемых показателей был выявлен средний уровень сформированности. Считаем это средним уровнем социализированности.

В третью группу вошли дети, у которых не менее чем по 5-ти из 10 диагностируемых показателей был выявлен высокий уровень сформированности. Определяем это как высокий уровень социализированности.

На этапе констатирующего эксперимента были получены следующие данные. На высокий уровень социализированности и в ЭГ, и в КГ вышли 2% детей. Средний уровень социализированности составили: 70% детей в ЭГ и 74% - в КГ. На низком уровне социализированности оказались 28% детей ЭГ и 24% - в КГ.

Таким образом, существенных различий между уровнями социализированности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах нет. Полученные результаты свидетельствуют о том, что младшие школьники пока не готовы успешно вступить в современную общественную жизнь, воспроизводить и обогащать свои социальные связи и социальный опыт. Вероятно, это связано с узким кругом социального взаимодействия детей.

На формирующем этапе в экспериментальной группе была организована социализация младших школьников в процессе ТКДосуществлена итоговая диагностика уровня социализированности младших школьников.

Формирующий эксперимент проходил в четыре этапа. Младшие школьники ЭГ занимались по авторской программе социализирующей ТКД «Как нам жить в этом мире?». Педагогический процесс был организован в соответствии с моделью, представленной на схеме 1. Каждому этапу эксперимента соответствовали учебные блоки программы, содержание которых позволяло решать определенные педагогические задачи.

На 1 этапе в блоке «Мир интересней, чем тебе кажется» — приоритетное внимание уделялось развитию ценностно-смысловой сферы младших школьников.

На 2 этапе в блоке «Прежде чем сделать — подумай!» дети приобретали и совершенствовали практические, социально востребованные умения, навыки и качества личности.

На 3 этапе в блоке «Если с другом вышел в путь.» — приоритетное внимание уделялось развитию коммуникативной сферы младших школьников.

На 4 этапе в блоке «Я вчера был — дождь, а сегодня — солнце!» дети познавали окружающий мир и себя в нем.

В ходе внедрения в экспериментальной группе модели социализации младших школьников в процессе ТКД, были получены следующие результаты. Высокого уровня социализированное&tradeдостигли в ЭГ — 38% детей, в КГ — 12%. На средний уровень социализированное&tradeв ЭГ вышли 60%, в КГ — 84% детей. На низком уровне социализированное&tradeостались 4% детей в КГ и 2% - в ЭГ.

Полученные результаты на этапе формирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

— количество детей вышедших в конце занятий по традиционной программе на высокий уровень социализированное&tradeв КГ составило 12%, что в целом свидетельствует об объективном социализирующем потенциале ТКД;

— количество детей вышедших на высокий уровень социализированное&tradeв ЭГ составило 38%- это свидетельствует о том, что социализирующий потенциал ТКД может быть существенно увеличен, если заниматься с детьми по разработанной нами модели и программе;

— в ЭГ детей вышедших на высокий уровень социализированное&tradeоказалось на 26% больше, чем в КГ, что указывает на эффективность авторской модели и программы и целесообразность их использования в педагогическом процессе средней общеобразовательной школы.

Статистическая обработка полученных результатов с помощью многофункционального критерия согласия- Пирсона подтвердила эффективность предложенной модели организации ТКД младших школьников как фактора их социализации. Вместе с тем обнаружилось, что в процессе эксперимента не удалось достичь статистически достоверных результатов по показателям: широта социального кругозора, а также сформированность практических умений, навыков и качеств личности, обеспечивающих безопасное функционирование младших школьников в природной и социальной среде.

Заключение

.

В данной работе сделана попытка решить одну из актуальных проблем современной педагогики — рассмотреть содержание ТКД, выявить и обосновать особенности ТКД младших школьников, как средства их социализации.

Проблема социализации детей неоспоримо актуальна в современных условиях усложнения социальной среды, стремительного темпа жизни общества, обилия противоречивой информации, снижения воспитательного потенциала семьи. Особенно значима эта проблема в отношении младших школьников, поскольку в этом возрасте происходят серьезные социально-психологические изменения: психофизические преобразования в развитии ребенкасмена ведущего вида деятельности и социальной группы, в которую входит ребенокпереориентация сущности позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. В нашем диссертационном исследовании мы попытались посредством туристско-краеведческой деятельности сделать процесс социализации младших школьников более эффективным.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы, нам удалось определить теоретико-методологическую основу нашего исследования, которую составили следующие научные подходы и концепции: личностно-деятельностный подход к построению процесса воспитаниясредовой подход в воспитанииаксиологический подход в воспитании и образованииконцепция системного построения процесса воспитанияконцепция воспитания как педагогический компонент социализации ребенка.

С учетом полученных данных были выявлены и обоснованы направления социализации младших школьников и показатели их социализированное&trade-, определены особенности ТКД младших школьников, позволяющие обеспечить их успешную социализацию.

Модель социализации младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности и педагогические условия ее реализации отражают объективные характеристики данного процесса и позволяют выстроить и реализовать его с научно-педагогических позиций.

Практическая реализация разработанной модели в средней общеобразовательной школе доказала ее обоснованность, эффективность и педагогическую целесообразность.

Полученные в ходе исследования результаты:

— расширяют круг научных представлений о психолого-педагогических основах социализации младших школьников в процессе ТКД;

— позволяют объективно оценивать уровень социализированное&tradeмладших школьников.

В то же время, полученные результаты позволили не только решить, но и поставить ряд новых вопросов, требующих рассмотрения и определяющих перспективу дальнейшего исследования.

Остаются актуальными следующие проблемы:

• выявление особенностей ТКД для социализации других возрастных групп — дошкольников, подростков, молодых людей, вступающих в период юности и ранней зрелости;

• определение новых стратегических направлений социализации и показателей социализированное&trade-, которые можно сформировать и развить в процессе ТКД;

• совершенствование дифференциальной психолого-педагогической диагностики уровня социализированное&trade—.

• выявление нетрадиционных, перспективных форм ТКД, подбор нового содержания ТКД, адекватных условиям современной жизни;

• разработка методических рекомендаций, позволяющих подготовить педагогические кадры, которые будут способны и готовы эффективно организовать туристско-краеведческую деятельность детей и молодежи в современных условиях;

• тендерный подход к организации ТКД;

• определение и обоснование социализирующих возможностей ТКД как средства (фактора) формирования дружбы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И. Развитие туристеко-краеведческой деятельности детей в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 28 с.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 559 с.
  3. .Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1971. — Вып. 9. — С. 144−151.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания //Избранные психол. труды в 2-х т. Т. 1. — М., 1980. — 232 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 2004. — 366 с.
  6. О.М. Самооценка в структуре личности студента: Дисс. канд. псих. наук. Ленинград, 1984. 187 с.
  7. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 192 с.
  9. Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С. 57−62.
  10. С.Д. Краеведение как средство связи школы с жизнью и подготовки учащихся к труду (На материалах внеклассной работы с учащимися старших классов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1963. — 24 с.
  11. Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся : Дис.. докт. пед. наук. Ярославль, 1995. — 431 с.
  12. К.В. Азбука туризма: Пособие для руководителей туристских походов в школе. М.: Просвещение, 1973. — 176 с.
  13. Г. Б. Познавательная практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 19 с.
  14. И.Л. О социокультурных и психолого-педагогических аспектах путешествия как способа бытия и познания мира // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 558−561.
  15. И.Л. Социальные и психолого-педагогические возможности туристско-краеведческой деятельности // Гуманитарний вюник: научно-теоретический сборник. Специальный выпуск. Педагогика. Переяслав-Хмельницкий, 2009. — С. 292−297.
  16. И.Л. Социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания бытия человека // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. 2009. — № 11 (15). — С. 7−12.
  17. И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков: Автореферат дис.. к. п. н.-М., 1995.-21 с.
  18. С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф.. докт. псих, наук. М., 1989.-40 с.
  19. С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ресоциализации «трудных» подростков // Психол. журн. 1984. Т. 5. -№ 6. — С. 48−54.
  20. Э.И. Стимул познавательной перспективы как средство развития любознательности учащихся в процессе обучения: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 1980. — 18 с.
  21. И.И. Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политехнической подготовки учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1961. 19 с.
  22. М.Б. Введение в туризм. Изд. 9-е, перераб. и доп. СПб.: Издательский дом Герда, 2007. — 576 с.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  24. Л.И. • Проблемы формирования личности. М.: Мадек, 1997.-352 с.
  25. A.A. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.- 188 с.
  26. Е.В. Развитие теории воспитания в современной России Электронный ресурс. // Режим доступа: http://mgopu.ru/PVXJ/conferences/sobor/magazin, свободный.
  27. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  28. Ю.Т. Воспитательные и образовательные проблемы детского горного туризма (На опыте горно-туристской работы школ Приис-сыккулья): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Фрунзе, 1973. — 20 с.
  29. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1991.-401 с.
  30. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 268 с.
  31. Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Дис.. канд. пед. н. -М., 1997.- 168 с.
  32. Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1998. 21 с.
  33. А.И. Развитие наблюдения у детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с природой): Автореф. дис. канд. пед. наук. Минск, 1972. — 26 с.
  34. Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988. 16 с.
  35. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.- Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  36. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  37. .С., Волкова Н. В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Академический Проект, 2008. — 668 с.
  38. .С. Психология младшего школьника: Учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. М.: Академический Проект, 2005. — 208 с.
  39. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.-334 с.
  40. O.A. Социальная адаптация младших школьников с отклонениями в поведении средствами игровой деятельности: Дис.. к. п. н. -Курск, 2005.-308 с.
  41. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. H. J1. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  42. Воспитание как антропологический феномен: Учебное пособие / Гавров С. Н., Микляева Ю. В., Лопатина О. Г. М.: Форум, 2011. — 240 с.
  43. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  44. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации / Под ред. E.H. Степанова. М.: Сфера, 2001. — 128 с.
  45. Л.С. Детская психология: Собр. соч. в 6-ти т. Т. 4. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  46. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  47. JI.C. Проблема сознания: Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. — 566 с.
  48. Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа.-2008.-№ 7.-С. 13−18.
  49. Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету // Начальная школа. 2004. — № 3. — С. 13−19.
  50. С.Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. 2008. — № 5. — С. 21−29.
  51. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы. // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989. -С.221−256.
  52. О.С. Общественное и гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 38−44.
  53. М.В., Петрова Е. А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  54. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  55. Ф.Г. Основания социологии. Анализ явлений ассоциации и социальной организации / пер. с англ. М. В. Лучицкой / под ред. И. В. Лучицкого. -Киев-Харьков: Изд. Южно-Русского книгоизд-ва Ф. А. Иогансона, 1898. 500 с.
  56. Ф.Н. Основания социологии / Пер. с англ. H.H. Спиридонова. М.: Книжное дело, 1898. — 418 с.
  57. Н.Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: Дис.. канд. пед. наук. СПб, 1996. — 327 с.
  58. А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева- Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
  59. , М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности: Дис.. канд. пед. н. -М, 1999.- 187 с.
  60. Ю.А. Трудовое воспитание подростков в системе туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  61. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград, 2000. — 572 с.
  62. В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теория, методология, проблемы. -•М.: Политиздат, 1990. С. 239−250.
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с.
  64. А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. -М.: Просвещение, 2009. 28 с.
  65. Е.В. Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации старших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Пенза, 2007. — 23 с.
  66. И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. -№ 9. — С. 102−109.
  67. М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников. Автореф. дисс.. канд. псих. н. -Самара, 2000. 24 с.
  68. A.A., Сайко Э. В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. -2008.-№ 3.-С. 205−219.
  69. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я. Л. Коломинского. Минск, 1997. — 120 с.
  70. И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А. М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.
  71. И.В., Лисина М. И. Возрастные особенности психического развития детей. М.: Знание, 1982. — 144 с.
  72. И.В. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной 4-е изд. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.
  73. Д. Школа и общество. 2-е изд. — М.: Госиздат, 1924. — 174 с.
  74. Д. Школа и общество / Д. Дьюи // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — С. 490−500.
  75. Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., сост., послесловие и прим. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. — 352 с.
  76. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. — 160 с.
  77. И.В. Воспитание и традиции: отечественный опыт вхождения в социализацию. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — 164 с.
  78. И.В. Отечественные традиции социализации личности. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 132 с.
  79. А.Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми в норме и патологии как основания их социальной адаптации: Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. Л., 1985. — С. 30−39.
  80. Л.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в процессе освоения норм поведения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989.- 19 с.
  81. А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — 296 с.
  82. О.В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Пенза, 2011.-20 с.
  83. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  84. Н.П., Бобылева И. А., Заводилкина О. В. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений // Начальная школа. 2004. — № 3. — С. 6.
  85. В.Д. Внеклассная деятельность подростков как фактор формирования их экологической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1992. 18 с.
  86. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петрозаводск, 1966. 172 с.
  87. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  88. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1973. — 176 с.
  89. П.И. Туристская деятельность как средство воспитания социальной активности старшеклассников: Автореферат дис.. к. п. н. М., 1978.-20 с.
  90. П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
  91. B.JI. Образовательно-воспитательная деятельность детского парка на примере детских парков Москвы: Дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 174 с.
  92. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой. М., 2000 — 256 с.
  93. Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания: Методические рекомендации для учителя начальных классов. -М.: Просвещение, 1993. 75 с.
  94. A.B. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. № 1. — 1999. — С. 13−19.
  95. A.B., Красильникова В. А. Информатизация образования: Аксиологический аспект // Вестник ОГУ. № 5. — 2002. — С. 14−20.
  96. A.B. Механизмы ориентации личности в мире ценностей // Вестник ОГУ. № 7. — 2002. — С. 4−11.
  97. Е.А. Учим детей общаться // Начальная школа. № 6. -2002.-С. 63−68.
  98. В. Как подготовить ребенка к жизни. М. — Л.: «Прогресс», Учебный центр «Антарес», 1991. — 163 с.
  99. Т.В., Степанова O.K. Подростки смутного времени //Социологические исследования. 1998. — № 8. — С. 57−64.
  100. М.А., Кузнецова И. В. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
  101. H.A., Кудрявцев В. Н. Туристские спеты и соревнования. Изд. 2-е, перераб. М., Профиздат, 1974. — 72 с.
  102. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная Асвета, 1969. — 240 с.
  103. Кон И.С., Ольшанский В. Б. Социализация // Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970. — С. 66−67.
  104. Ю.С. Детско-юношеский туризм: Учебно-методическое пособие. М.: ФЦДЮТиК, 2006. — 600 с.
  105. Ю.С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. М.: ФЦДЮТиК, 2006. — 208 с.
  106. Ю.С. Туристская игротека: Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 112 с.
  107. E.H. Образовательное путешествие как педагогический метод : Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2004. — 232 с.
  108. И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1997. — 144 с.
  109. И.А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 2004.-20 с.
  110. Г. В. Воспитание у школьников бережного отношения к природе (на примере восьмилетних школ Башкирской АССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 32 с.
  111. В.И. Туризм : Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  112. Е.Е. Педагогическая поддержка социализации младших школьников: Дис.. к. п. н. СПб., 2002. — 212 с.
  113. Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие. Могилев: МГУ им. A.A. Кулешова, 2001. — 66 с.
  114. С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? // Педагогика и психология. 1980. — № 11. — С. 19−52.
  115. Н.С. К проблеме сенситивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 196−211.
  116. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  117. А.Н. Проблемы психологии деятельности / А. Н. Леонтьев // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. М., 1990.-С. 5−14.
  118. Э.Э. Психологический климат туристской группы. -М.: ФиС, 1981.-111 с.
  119. Личность в психологии: Парадигма субъектности: Учеб. пособие для вузов / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  120. .Т. Философия воспитания: Специальный курс: Учебное пособие. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  121. .Т. Социология воспитания и образования. Рязань: РГПУ, 1999.-288 с.
  122. Дж. Мысли о воспитании. Соч.: В 3 т. Т.З. М., 1988. — 442 с.
  123. Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. / Н.О. Лос-ский. М.: Прогресс, 1992. — 209 с.
  124. В.И. Организация воспитания младших школьников: Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003. — 256 с.
  125. З.А., Вульфсон Б. Л. Среднее образование в современном мире. М.: Просвещение, 1987. — 263 с.
  126. З.А. Педагогика в поисках модели школы нового поколения // Известия Российской академии образования. 2001. — № 1. — С. 23−34.
  127. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: Учебное пособие. Л., 1973. — 172 с.
  128. Т.Н. Учитель ученик. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  129. Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник УРАО. 2003. — № 1. — С. 36−68.
  130. Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис.. д-ра пед. наук.-М., 1997.-300 с.
  131. Ю.С. Средовой подход в воспитании. / Под ред. Л. И. Новиковой. Костанай: МЦСТ, 1997. — 244 с.
  132. Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. -2000.-№ 7.-С. 36−41.
  133. E.H. Социализация младшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения: Дис.. канд. пед. наук.-М, 2006.- 180 с.
  134. JI.B. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2005.-269 с.
  135. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.- 180 с.
  136. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.-М., 1983.-95 с.
  137. Н. А. Из практики развития «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2008. — № 3. — С. 27−30.
  138. Л.А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. Л.: изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.-67 с.
  139. Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Л.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 59 с.
  140. М.В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  141. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии- Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009. — 290 с.
  142. Мир детства. Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Просвещение, 1982. — 456 с.
  143. В.В. Социализация личности. Киев: Выща школа, 1986.-200 с.
  144. A.B. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  145. A.B. Социализация и воспитание. М., 1997. — 96 с.
  146. A.B. Социализация и «смутное время». М. ГЗнание, 1991. — 80 с.
  147. A.B. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 192 с.
  148. B.C. Возрастная психология: Феменология развития детства, отрочества: Учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2000. — 456 с.
  149. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1976.- 124 с.
  150. A.M. Кружковая деятельность в группах продленного дня как средство всестороннего развития младших школьников (на материалах сельских школ УзССР): автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 17 с.
  151. P.C. Психология. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. -Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  152. P.C. Психология. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1994. -Кн. 2: Психология образования. — 496 с.
  153. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  154. Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С. 61−64.
  155. Л.И., Караковский В. А., Селиванова Н. Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯЛТУ им. К.Д. Ушинско-го, 2000.-С. 2815.
  156. Л.И. Школа и среда. -М.: Знание, 1985. 79 с.
  157. Новые ценности образования: образование и сообщество: Сб. статей. Вып. 5. -М.: Инноватор, 1996. 143 с.
  158. Н.М. Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста: Дис.. канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. — 152 с.
  159. Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998. — 352 с.
  160. Общественно-активные школы: образование ребенка как субъекта демократии: Хрестоматия / Редактор-составитель Г. Б. Корнетов. Москва-Владимир, 2007. — 232 с.
  161. Общественное мнение и толпа (L'opinion et la foule) / Г. Тард. Пер. с фр. под ред. П. С. Когана. Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1902. — 201 с.
  162. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 240 с.
  163. О положении детей в РФ. Государственный доклад. М., 2003. — 127 с.
  164. A.A. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001. — 96 с-
  165. A.A. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
  166. Остапец-Свешников A.A. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автореферат дис.. д. пед. н. М., 1989.-32 с.
  167. Остапец-Свешников A.A. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: Автореф. дис.. к. п. н. -М., 1974.-23 с.
  168. A.A. Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» г. Москвы. 2-е изд. М.: Прометей, 1992. — 108 с.
  169. Пак Л. Г. Социализация младших школьников в игровой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2004. — 179 с.
  170. С.Л. Интеграция дополнительного и других сфер образования: Монография / Под ред. Е. Б. Евладовой, A.B. Золотаревой, С.Л. Паладье-ва. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. — 197 с.
  171. Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
  172. .Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966. — 328 с.
  173. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  174. .Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. -СПб: СПб ГУП, 2010. 533 с.
  175. A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 111 с.
  176. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  177. И.Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1970.- 18 с.
  178. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: Дис.. д. п. н. М., 1994. — 405 с.
  179. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности школьников. М., 1994. — 235 с.
  180. Ю.А. Экспедиционная деятельность учащихся как средство формирования гармонично развитой личности: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1992.- 18 с.
  181. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672 с. — Т. 2. М-Я. (Статья «Социализация». С. 359−361).
  182. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  183. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  184. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития: Уч.-метод. пособие. / Автор-составитель З. И. Мищенко. -Курск: Курск, гос. ун-т, 2007. 134 с.
  185. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника: Межвузовский сборник научных трудов /Под. ред. И. П. Шаховой. Пенза: 11Г11И им. В. Г. Белинского. 1993. — 86 с.
  186. М. Помощь трудным детям. М.: «Прогресс», 1987. — 424 с.
  187. М.А. Трудности взросления младшего школьника // Начальная школа. 1998. — № 1. — С. 25−30.
  188. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  189. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  190. К.В. Социализация в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис. д-ра философ, наук. Красноярск, 2003.-40 с.
  191. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. — 397 с.
  192. А.И. Традиционное обучение и педагогические новации. // Психология новой эры. 2007. — № 10. — С. 45−53.
  193. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  194. Семья, дети: факты и проблемы // Аналитический вестник СФ ФС РФ. 1999. — № 11(99). — С. 30−35.
  195. Семья и формирование личности: Сб. науч. трудов. / Под ред. A.A. Бодалева. М.: НИИОП, 1981. — 96 с.
  196. Д.С. Духовно-патриотическое воспитание старшеклассников в процессе туристско-краеведческой работы: Дис. канд. пед. н. М., 2002. — 134 с.
  197. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  198. А.П. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1978. — 39 с.
  199. А.П. Процесс формирования эстетического воспитания средствами природы и его влияние на личность школьника: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1967. — 16 с.
  200. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред.
  201. B.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  202. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  203. В.И., Исаев В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  204. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. М., 1995.1. C.177−184.
  205. М.А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Самара, 1999. — 23 с.
  206. А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1969.- 16 с.
  207. И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. — № 2. -С. 48−59.
  208. Социальные законы (Les lois sociales): Личное творчество среди законов природы и общества / Г. Тард. Пер. с фр. Под ред. и с предисл. Л. Е. Оболенского. 2-е изд. — Санкт-Петербург: В. И. Губинский, 1906. — 120 с.
  209. E.H., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 160 с.
  210. С.А. Уличные дети и социальный капитал городских теневых сообществ // Социологический журнал. 2000. — № 3−4. — С. 87−97.
  211. Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2002.- 151 с.
  212. И.Т. Междисциплинарность как принцип экологического воспитания. М., 1983. — 63 с.
  213. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителей. М.: Новая школа, 1994. — 125 с.
  214. .М. Взаимосвязь химии и туризма как средство формирования активных форм социальной адаптации учащихся: Автореферат дис.. канд. пед. наук. Омск, 1996. — 19 с.
  215. Ю.В. Микросреда и личность: Философские и социологические аспекты. М.: Мысль, 1974. — 192 с.
  216. О.С. Элементы краеведения в обучении учащихся начальной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1952. — 15 с.
  217. Туризм в системе физического воспитания трудящихся: методические указания / Сост. Н. З. Гальчун. Минск, 1970. — 32 с.
  218. Туристская игротека: Учебно-метод. пособие / Под ред. Ю. С. Константинова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 112 с.
  219. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова. М.: «Педагогика», 1978. -144 с. (Науч.-исслед. ин-т общ. педагогики АПН СССР).
  220. У скова Т. В. Социальная адаптация и профориентация подростков в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля: Автореферат дис.. к. пед. наук. М., 2000. — 21 с.
  221. В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: В ЛАДОС-ПРЕСС, 2003 .- 176с.
  222. С.П. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1994. 17 с.
  223. В.П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассника: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.- 18 с.
  224. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1. М., 1966.- 155 с.
  225. Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: учеб пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1986.- 180 с.
  226. Е.А. Уроки на корточках: книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори. / Е. А. Хилтунен. М.: Генезис, 2006. — 229 с.
  227. A.B. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., пе-рераб. М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
  228. A.C. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности: на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы: Дис.. канд. пед. н. Чита, 2006. — 232 с.
  229. И.В. Теоретические и методические основы экологического воспитания младших школьников во внеурочное время : Дис.. д-ра пед. наук. Москва, 1999. — 297 с.
  230. М.В. Средовой подход в патриотическом воспитании // Молодой ученый. 2011. — № 3. — Т. 2. — С. 158−165.
  231. В.Г. Средства и методы нравственного воспитания юных туристов в условиях горных походов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1988.-21 с.
  232. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.-207 с.
  233. Ю.Н., Пасечный П. С. Воскресенье начинается в субботу. -М.: Физкультура и спорт, 1971. 48 с.
  234. Т. Социальная психология / Сокр. пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.-535 с.
  235. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  236. A.JI. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1989. — 15с.
  237. Е.И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности ребенка // Начальная школа: плюс До и После. 2005. — № 1. — С. 8−11.
  238. Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 126 с.
  239. Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. — 366 с.
  240. Н.Е. Теория воспитания // Педагогика: Учеб. пос. для студентов педагогических вузов и колледжей /под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 608 с.
  241. A.M. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.
  242. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.-64 с.
  243. И.С. Технология личностно ориентированного образования в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  244. , П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 304 с.
  245. А.Н. Социализация школьников и студентов. СПб, 2001. — 99 с.
  246. Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1996. 17 с.
  247. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 20 с.
  248. Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М.: Новая школа, 1996.-352 с.
  249. Е.А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика. М.: ПЭР СЭ, 2000. — 351 с.
  250. М.Н. Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1977.-24 с.
Заполнить форму текущей работой