Педагогические пути и приемы индивидуализации обучения учащихся младших классов
Диссертация
Историографический анализ литературы показывает, что проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения волнует учителей и ученых с давних пор. Ее идеи восходят к трудам древних мыслителейзатем они воплотились в идее природосообразности воспитания (А. Дистервег, ЯЛ. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци), а также в антропологическом направлении в педагогике, основы которого… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы индивидуализации обучения в начальной школе
- 1. 1. Индивидуализация в теории и практике обучения
- 1. 2. Учет индивидуальных особенностей учащихся как основа индивидуализации обучения
- 1. 2. 1. Учет возрастных особенностей при реализации индивидуализации обучения
- 2. 1. Разновидности индивидуализации обучения в начальной школе
- 2. 2. Научно-методические основы, технологии и процедуры эксперименталы^го^ослед^вания
- 2. 3. Анализ резуд^атхЬ1а11Шй (c)-«кспериментальной работы
Список литературы
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании, М., 1982.-199 с.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1999.- 157 с.
- Агафонова А.С. практикум по общей педагогике: учеб. пособие.- СПб: Питер, 2003.- 416 с.
- Азарова Т.В. Индивидуальные различия младших школьников, их выявление и учет в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1978.
- Айзенк Г. Проверьте свои способности.- М., 1972.-121 с.
- Акимова М. К., Козлова В. Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения //Вопросы психологии .-1988.- № 6 — С. 71.
- Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии.- Ростов-Н/Д: изд-во «Феникс», 2000.- 384 с.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.- М: изд-во Дом Шалвы Амонашвили, 1980.- 142 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. JI: ЛГУ, 1968.- 355 с.
- Аристова Л.П. Активность учения школьника. М., 1968.- 79 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общепедагогический аспект.- М.: Педагогика, 1977−256 с.
- Барабаш В.П. Индивидуальный подход к учащимся в условиях проблемно поисковой деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Одесса, 1975.
- Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психологический журнал.-1981.-№ 1.- С.46−52.
- Бодалев А.А., Шорохова Е. В. Психологические проблемы формирования нового человека//Психол. журнал.- 1983.-№ 6.- С. 20−29.
- Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении //Советская педагогика. 1965. № 7.-С. 70−83.
- Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: Автореф. дисс. канд. пед. наук1. М., 1965.
- Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.- 168 с.
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности. // Вопр. психологии.- 1984.- № 5.-С.125−131.
- Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д. Б. Эльконина, Д. Б. Давыдова. М., 1966.- 197 с.
- Проблемы развивающего обучения. /Под ред. М. В. Гамезо и др.-М.:1986. -210 с.
- Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.1956.
- Выгодский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова-М.: Педагогика- Пресс, 1996.- 536 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь в детском возрасте-М., 1934.- 324 с.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека.- М.: Педагогика, 1980 .-152 с.
- Голубева Э. А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии.-1983.-№ 3.- С. 16−29
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников.- М., 1981.-231 с.
- Гуревич К.М. Тесты интеллекта индивидуальные культурно- психологические особенности испытуемых //Психодиагностика и шкала.- Таллинн, 1980.- С. 19−25.
- Гуревич М.И., Озерецкий Н. И. Психомоторика.- М., Л., 1980.- ч.2.- 172 с.
- Давьщов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.- 213 с.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М., 1981.- 298 с.
- Данилочкина Г. А. Индивидуализация обучения как средство развития познавательной самостоятельности учащихся: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1973.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.-М., 1981.
- Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников.- М., 1975.
- Дудин С.Н. О связи темперамента с общими способностями.//Психологи-ческий журнал.-1994.-№ 2.- .37.3анков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960. -124 с.
- Зубов С. И. Дифференциация самостоятельных работ учащихся (на материале преподавания истории и географии в средней школе): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1976.
- Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей // Психо-моторика.-Л., 1976.- С. 4−22.
- Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973. 230 с.
- Индивидуализация обучения //Психологический журнал. Изд. «Знание», 1983. № 3. С. 23−25.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы / Серия «Справочник». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- 448 с.
- Калмыкова З.И. Процессы анализа и синтеза при решении арифметических задач. М., 1955. 121 с.
- Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 6.
- Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 2
- Калмыкова З.И. Проблемы построения современных методов диагностики способностей школьников к усвоению знаний: Материалы четвертого Всесоюзного съезда психологов СССР. Тбилиси, 1971.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М., 1955. '
- Киргуева Ф.Х. Пути и средства активизации познавательной деятельности младших школьников (на прим. математики): Дис. на соиск.учен. ст. канд. пед. наук.- Владикавказ: СОГУ, 1998.- 187 с.
- Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников. Казань: КГУ, 1982.-224 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982. 190 с.
- Кларин М. В. Инновации в обучении. Метафоры и модемы.-М.:Наука, 1997.-223 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.- 60 с.
- Кокоева З. Т .Индивидуализация обучения в высшей школе сельскохозяйственного профиля: Дисна соиск. учен. ст. канд. пед. наук.- Владикавказ, 1999. 174 с.
- Колесова A.M. Индивидуальный подход к учащимся начальной школы как средство повышения успеваемости (на базе третьего класса): Автореф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1955.
- Конев А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференциации обучения. М., 1968.
- Краткий психологический словарь.- М., 1985.- 341 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.-432 с.
- Крутецкий В. А Педагогика. М., 1978. 238 с.
- Кудрявцев Т.В. Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников. Сборник «Психология применения знаний в решении учебных задач». М., 1958.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет),-М., 1996.
- Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы.- М., 1984.-79 с.
- Лейтес Н.С. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.-89 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 1971 Г.-278 с.
- Лернер И .Я. Качество знаний учащихся.- М.: Знание, 1978. 48 с.
- Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.
- Лордкипанидзе Д. О. Принципы организации и методы обучения. М., 1957.
- Луначарский А.В. Учитель, учись.// Учительская газета. № 1,1924.
- Любицина М.И. Индивидуальный подход к учащимся младших классов в процессе самостоятельной работы: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1950.
- Макарова Н. В., Вороновская В. И., Панченко В. Н. Связь индивидуальных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе // Психол.журнал.-1991. № 6.- С. 98−104.
- Матюшкин А. Н. Основные направления исследования мышления и творчества // Психол. журнал.- 1984.- т.5.- № 1.- С. 8−9.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение.- М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Менчинская Н. А. Проблемы учения умственного развития школьника. // Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989. 224 с.
- Менчинская Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы //Советская педагогика. 1968. № 6.- ' .
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении: Материалы к научной конференции ученых-психологов социалистических стран. М., 1971.
- Методика «Интеллектуальная лабильность» // Практикум. /Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс». 2002. С.66−70.
- Методика «Память на числа» //Энциклопедия тестов. Тайны вашего ха-тера/Сост. Касьянов С.А.-М.: Вече, 1997. С. 187.
- Методика «Выделение существенных признаков». //Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.- М.: «Владос», 2001.-Книга 1: Система работы с детьми разного возраста.- С. 96−98.
- Методика «Расстановка чисел» //Практикум/Ред.-сост. Л. Д. Столяренко Ростов н/Д: «Феникс».2002.- С. 45−46.
- Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина «Теппинг-тест» Практикум/ ред.сост. Л. Д. Столяренко Ростов н/Д: «Феникс».2002.- С. 233−235.
- Методика Белова А. «Познай свой темперамент» //Энциклопедия тестов, тайны вашего характера. /Сост. Касьянов С.А.-М.: Вече, 1997. С. 70−75.
- Методика «Художник-мыслитель» // Практикум/ ред. сост. Л. Д. Столяренко Ростов н/Д: «Феникс».2002.- С. 65−66.
- Методика «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников» Прохорова А. О. // Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.- М.: «Владос», 2001 .-Книга 1: Система работы с детьми разного возраста.- С. 131−133.
- Методика «Определение креативности Торранса П.» Практикум/ Ред.сост. Л. Д. Столяренко Ростов н/Д: «Феникс». 2002. -С. 158−176.
- Методика «На определение уровня развития мышления». // Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.-М.: «Владос», 2001.-Книга 1: Система работы с детьми разного возраста.- С. 93−96.
- Митина A.M. индивидуальный подход, и схематическая типизация учащихся. //Вопросы психологии -1991.- № 5.
- Митюхин М.Н. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
- Монголина JI. И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках природоведения. // Начальная школа-1987. -№ 3.- С.
- Мурачковский Н.Н. Типы слабоуспевающих школьников // Советская педагогика 1966. № 7.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения опыта.- М., 1981.- 240 с.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.-М., 1976.-336 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 2. Психология образования.- 3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 608 с.
- Николаева Т. М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы на уроке как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1972.
- Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.- М., 1981.
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология.- М., 1996.
- Огородников И.Т. Методика изучения эффективности урока по основам наук в школе. М., 1959.
- Оконь В. Основные проблемы обучения. М., 1968.. .
- Онищук В.А. использование учебника на уроке при изучении нового материала//Советская педагогика. 1962. № 10.-С.
- Основы психологии: Практикум /Ред.-сост. Л. Д. Столяренко.Изд.5-е, доп. и преработ.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-704 с.
- ЮО.Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т.2.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учебных заведений.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк.- 1984.-174 с.
- Ю2.Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2-х кн.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-256 с. Кн.2-я.
- Полякова А.В. Дифференцирование сходного грамматического материала в зависимости от условий обучения. Сборник «Психология применения знаний в решении учебных задач». М., 1958.
- Ю4.Промторова Н. В. Индивидуальные самостоятельные работы учащихся в обучении: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1971.105 .Психологические проблемы успеваемости школьников /Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1971. с.
- Юб.Психология индивидуальных различий: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер, В. Я. Рамонова.- М., 1982.- 319 с.
- Ю7.Рабунский Е. С. Индивидуализация домашних заданий необходимое условие успешного обучения. Калининград: Кн. изд., 1962. — 50 с.
- Ю8.Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. -М., Педагогика, 1975.
- Ратассепп В.Э. Индивидуализация самостоятельной работы учащихся при обучении химии в восьмилетней школе: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Тарту, 1974.
- Ю.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2кн.- 3-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.-384 с.
- П.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, — М., 1940.- 596 с.
- Русаков А. Шестилетки: эксперимент под давлением // «Первое сентября», 2001. № 42.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.-352 с.
- Н.Русинова М. М. Формирование готовности учителя к индивидуализации и дифференциации обучения в начальной школе: Автореф. дисс. канд пед. наук. Таганрог, 2000.
- Руте М.А. Индивидуализация обучения зоологии в седьмом классе:
- Автореф. дисс.канд. пед. М., 1973 .
- Рыйгас М.Х. Индивидуализация обучения синтаксису эстонского языка в седьмом классе на основе алгоритмов: Автореф. дисс. канд. пед. наук Тарту, 1974.
- Рыданова И.И. Об индивидуальном подходе учителя к учащимся третьих классов начальной школы в процессе обучения: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1954.
- Рэск Дж. Индивидуальный подход к анализу вопросов // Математические методы.- М., 1973.- С. 91−116.
- Сакс К.Я. Успеваемость учащихся-переростков в школе и их положение в коллективе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тарту, 1967.
- Самарин Ю.А. Способность //Педагогическая энциклопедия.Т.4.М., 1968.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении: Материалы к научной конференции по дидактике. М., 1965.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М., 1971.
- Словарь Практического психолога. Сост. B.JI. Таланов. СПБ.: Сова, М.: ЭКСМО, 2004.- 928 с.
- Смирнов А.А. Проблемы памяти.- М.- Просвещение, 1966.-106 с.
- Соловьева А.Ф. Самостоятельная работа учащихся с учебником на уроке //Советская педагогика. 1960. № 2.
- Сонин Д.М. Применение принципов индивидуального подхода к учащимся в учебной работе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1961.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.- М., 1982.-169 с.
- Стульпинс Т. Ю. Опыт диагностики слабой успеваемости и методика дифференцированной работы по ее преодолению: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974.
- Суворова Г. Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении.// Начальная школа.-1986, № 11.
- Типические особенности умственной деятельности младших школьников / Под ред. С. Ф. Жуйкова. М., 1968.- 72 с.
- Теплов Б.М. Способность и одаренность. Ученые записки ГНИИ психологии.- М., 1941.- Т.2.- С.3−56.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.-536 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990.-190 с.
- Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 Т.-Т.5- М.: Педагогика, 1988.-528 с.
- Ушинский К. Д. Собрание соч.Т.З.- М., 1962.
- Харьковская В.Ф. Индивидуальный подход к слабоуспевающим школьникам в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974.
- Хатаева Р.А. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х.А. Уруймагова. Монография, Владикавказ: Изд. СОГУ, 2001.-152с.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д. В. Мальчик- подросток- юноша: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.- 56 с.
- Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии.-1990.- № 6.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- М.: Педагогика, 1982,208 с.
- НЗ.Шабалина З. П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников // Начальная школа. 1990. № 6.
- Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д:1. Феникс, 2004.- 768 с.
- Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.- 656 с.
- Эльконин Д.Б., Драгунова Т. В. Возрастные индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967.
- Юрловская И.А. Проявление свойств темперамента и общие рекомендации по их учету .//Вопросы педагогики и психологии: Сборник научных трудов/ под ред. Е. Е. Хатаева: Сев.- Осет. Гос. ун-т. Владикавказ. Изд-во СОГУ, 2004.- 353с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышление школьников.-М., 1980.- 240 с.
- Besuden Н. Helen Parkhurst Dalton-plan in den Vereinigten Staaten: Dokt.Dis. Oldenburg, 1955.
- Dotterens R. Lenseignement individualisee. Paris, 1936.
- Einheitlichkeit unt DifFerenzirung im Bildungeswesen. Berlin, 1971.
- FliglerL.A. Curriculum Planning for the Gifted. N.Y., 1961.
- Fischer M. Die innere Differenzirung des Unterricts in der Volksschule Weinheim u. Basel, 1972.
- Gahmacer E. Zum Problem des programmierten Unterrichits // Bildung und Erzeihung, 1963.
- Gronlund N.E. Individualizing Classroom Instruczion. N.Y., 1974.
- Morawietz H. Unterrichitsdifferenzirung. Ziele, Formen, Beispile und For-schungsergebnisse. Weinheim und Basel, 1980.
- Remplein H. Psychologie der Personlichkeit, Munchen- Basel, 1954.
- Thomas R.M., Thomas S.M. Individual Differences in Classroom. N.Y., 1965.
- Torrance E.P. Talent and Education: The Modern School Practices Series, 1960. N.4. Minneapolis.