Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нельзя не согласиться с Н. П. Абаскаловой, свидетельствующей о том, что «Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что необходимы деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики… Читать ещё >

Содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нельзя не согласиться с Н. П. Абаскаловой, свидетельствующей о том, что «Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что необходимы деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов» [6].

Содержание проектно-исследовательской деятельности обусловлено рядом факторов.

Во-первых, это субъектно-объектный состав проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Он носит открытый характер, так как помимо самих школьников и педагогов, в качестве субъектов могут привлекаться родители, друзья, члены другого коллектива и т. д. Объектный состав проектно-исследовательской деятельности также не ограничивается узкими рамками: главное, чтобы обращение к объекту проектной деятельности носили именно учебно-воспитательное содержание, ориентированное на достижение целей обучения младших школьников: «Проектно-исследовательская деятельность школьников является в полной мере личностно-ориентированной деятельностью. Метод индивидуальных творческих проектов позволяет выбирать каждому школьнику проекты в соответствии с его способностями, с учетом личностных возможностей и потребностей проектно-исследовательской деятельности школьников, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует его личностному развитию» [28].

Во-вторых, следует подчеркнуть интегративность содержания проектно-исследовательской деятельности. Г. В. Алябушева подчеркивает, что «Проектно-исследовательская деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности, а следовательно, именно в проектной деятельности осуществляется развивающее обучение» [10].

Т.Г. Белова, характеризуя проектно-исследовательскую деятельность, актуальность ее использования в современном образовании, также высказывает точку зрения о многоцелевой и многофункциональной направленности и возможности «…интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности» [12].

В-третьих, основа проектно-исследовательской деятельности как технологической структуры — ее результативность. Н. П. Абаскаловой приводятся примеры из истории проявления проектной деятельности: это ремесло, детские игры, создание мифов и легенд: «Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели „потребного будущего“ и воплощать их в жизнь. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы» [6]. Результаты проектно-исследовательской деятельности формируются и проявляются в двух направлениях: внешний результат (конкретный продукт проектирования); внутренний результат («…опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности».

В приложении 2 приведено авторское содержание проектно-исследовательской деятельности в интерпретациях известных отечественных и зарубежных педагогов.

Из рисунка видно, что вариантов содержания проектно-исследовательской деятельности в историко-педагогической традиции достаточно много: каждый педагог ищет «свою изюминку» — содержание проектно-исследовательской деятельности; проектно-исследовательская деятельность в данном случае выступает и как результат педагогического проектирования.

В-четвертых, в содержание проектно-исследовательской деятельности включаются три взаимодополняющих компонента: проектирование; исследование; прогнозирование. Таким образом, еще одним составляющим проектно-исследовательской деятельности является ее методическая многокомпонентность, что формирует общий инструмент развития интеллекта и творчества обучающихся.

В-пятых, специалистами отмечается смысловое наполнение проектно-исследовательской деятельности. Полностью поддерживаем позицию И. В. Груздевой, которая осмысливает проектно-исследовательскую деятельность учащихся как их совместную учебную, социальную, познавательную деятельность, «…имеющая общую цель, согласованные методы, способы, которые направлены на достижение общего результата. Обязательным условием проектно-исследовательской деятельности являются заранее выработанные представления об итоговом продукте, этапах проектирования и сроках реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию. Обучение при этом приобретает больший личностный смысл для обучающихся.

Главная цель проектно-исследовательской деятельности — наполнение повседневной жизни детей интересными делами, идеями, включение каждого ребенка в атмосферу, способствующую реализации его активности" [14].

Таким образом, смысловое содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников — учебно-результативное, воспитательно-эффективное наполнение повседневной жизнедеятельности ребенка как в школе, так и дома. Это существенный аспект в условиях недостаточного внимания к воспитанию детей со стороны семьи (по различным причинам: от нехватки времени на занятия с ребенком до ненадлежащего выполнения родительских обязанностей).

Итак, особенностями содержания проектно-исследовательской деятельности школьников специалисты являются:

  • — субъектно-объектный состав: открытый, в качестве субъектов участвую сами школьники, а также педагоги родители, друзья и т. д.; объектами проектной деятельности также могут быть любые варианты проектов;
  • — интегративное содержание, так как проектно-исследовательская деятельность включает в себя элементы различных видов деятельности школьников;
  • — результативное содержание: внешний (продукт) и внутренний (опыт) результаты проектной деятельности;
  • — проектно-исследовательская деятельность открыта по количественному и качественному методическому содержания, что формирует общий инструмент развития творческости и интеллектуальности обучающихся;
  • — смысловое содержание проектно-исследовательской деятельности младших школьников — учебно-результативное, воспитательно-эффективное наполнение повседневной жизнедеятельности ребенка как в школе, так и дома.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой