Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов пожарно-технического училища
Диссертация
Средний уровень присущ курсантам, которые в целом понимают важность, значимость, предназначение профессии, проявляют интерес к ней, часто еще ситуативный. Курсанты владеют совокупностью профессиональных знаний, могут их успешно применять в знакомой, стандартной профессиональной ситуации (редко — в нестандартной). В целом, у курсантов сформированы основные профессиональные умения, они могут… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование системы психолого-педагогического обеспечения профессионально — образовательного процесса в
- ВПТУ МЧС России
- 1. 1. Сущностная характеристика психолого-педагогического обеспечения профессионально — образовательного процесса
- 1. 2. Качество подготовки специалиста как психолого-педагогическая проблема
- 1. 3. Структура и содержание готовности техника пожарной безопасности к профессиональной деятельности
- Глава 2. Моделирование процесса качественной подготовки специалиста к профессиональной деятельности
- 2. 1. Модель психолого-педагогического обеспечения качественной подготовки специалиста к профессиональной деятельности
- 2. 2. Методическое обеспечение профессионально — образовательного процесса как условие формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности
- Глава 3. Экспериментальное исследование реализации модели психолого-педагогического обеспечения качественной подготовки специалиста к профессиональной деятельности
- 3. 1. Цели, задачи и содержание экспериментального исследования
- 3. 2. Эффективность реализации модели психолого-педагогического обеспечения подготовки специалиста
Список литературы
- Абдалина J1.B. Формирование готовности инженерно — педагогических работников к профессиональному развитию в СПК: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Воронеж, 2002. — 22 с.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.- 320с.
- Айламазян А.К. Информация и информационные системы. М., 1982. 160с.
- Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. ПСб., 2003. — 256 с.
- Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе. Писхолого-педагогическое обеспечение учебного процесса: Меж-вуз.сб.науч.тр. JI.: JITA, 1990. — 176с.
- Александрова И. Ф. Оценка качества подготовки специалистов в выспей школе / И. Ф. Александрова, Т. А. Титова // Стандарты и качество. 1996. -№ 12.-С. 70−71.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1 / Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1980. — 232 с.
- Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и требования. Учеб.- мет пособие. М.: Высш.шк., 1980. — 366с.
- Афанасьев Б.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. -154 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. — 256 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы / Ю. К. Бабанский. М., 1982. — 192 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности исследований (дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. -М., 1982. 192 с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 1995.
- Барабанщиков А.В. Дидактические проблемы высшей школы // Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы. М., 1980. -с.29−39.
- Басимов М. М. Типология личности и профессиональной среды Дж. Хол-ланда. Курган, 1998. — 98с.
- Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. Ростов н/Д., 2000. -416 с.
- Беспалько В. И. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.-305с.
- Бешелев, С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок. 2-е изд. перераб. и доп. / С. Д. Бешелев, Ф. Г. Гурвич. — М., 1980.-263 с.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учебное пособие для вузов. М., 2001.-511 с. I
- Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983. — 205с.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. -М.-СПб., 1997.- 1456 с.
- Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса: монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 395 с.
- Буга П.Г. Методические рекомендации по разработке учебников иучебных пособий для студентов высших учебных заведений. М., 1985. -49с.
- Василевский JI.M. Выбор профессии и здоровье. М., 1926. — 79с.
- Васильев В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой. Воронеж, 1990 — 138с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод, пос. М.: Высш. шк., 1991. — 207с.
- Вишнякова, СМ. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / СМ. Вишнякова. М., 1999. — 538 с.
- Вроейнстийн А. И. Оценка качества высшего образования: рекомендации по высш. оценке качества в вузах / А. И. Вроейнстийн. М.: Изд-во МНЭ ПУ, 2000.-180 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. М., 1988.
- Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В-Я.Ляудис.-М.: 1981.-С.97−101.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998. — 608 с.
- Граф В., Ильясов И. И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов, М, 1981. 143с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 185с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.1. -СПб., 1996.-387 с.
- Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании М.: Волгоград, 2002. 184с.
- Деловые игры в процессе обучения. Минск, 1985. — 68с.
- Денисова A.JI. Информационная среда профессиональной подготовки специалиста / А. Л. Денисова, В. Л. Пархоменко //Новые информационные технологии в образовании: Тез. докл. III Всерос. науч.- практ. конф. «Черноземье-97″. Воронеж, 1997. — С.44−45.
- Деркач А. А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореф. дис. канд. психол. наук /А.А. Деркач. Л., 1981. — 24 с.
- Деркач А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1981. — 375 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. — 187с.
- Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. -Красноярск, 1984.- 144с.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991. — 149с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. — 234с.
- Дьяченко М.И., Осипенков Е. Ф., Мерзяк Л. Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира. М., 1977. — 295 с.
- Жуков Г. Н., Матросов П. Г. и др. Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие. М., 2005. — 382 с.
- Захаров В.М., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1989.-47с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. — 2004. — 196с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.- 2003. — 437с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. М., 2005. — 240 с.
- Зимичев A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки. Автореф. докт. Дисс., Киев, 1989. 46с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / И. А. Зимняя. Ростов н/Д., 1997. — 480 с.
- Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. М., 1999. -152 с.
- Иванова Е. М. Психологическая системная профессиография. М., 2003.
- Использование деловых игр в обучении взрослых. Составители JI.H. Лесохина, И. Г. Абрамова, Л., 1983. 106с.
- Караяни А.Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. -* СПб., 2006.-480 с.
- Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль, 1991.- 195с.
- Карпов В.В., Катханов М. Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке вузе. СПб., 1992. -142с.
- Кедров Б.М. Классификация наук / Под ред. Н. В. Пилипенко. М., 1985. -543 с.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кла-f рин.-М., 1989.-78 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник для вузов. М., 1998. -350 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000.- 176 с.
- Коломинский Я.Л., Попова И. С. Методика оценки стиля делового общения руководителя с исполнителями // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М., 1997/
- Космолинский Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальныхусловиях. М., 1976. — 116с.
- Котик М.А. Психология и безопасность/М.А. Котик.- Таллинн, 1989.-447 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М ., 1977. 204с.
- Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. Л., 1972. 163с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989. — 167 с.
- Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.116с.
- LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А.А. Кроника-М., 1993.- 174с.
- Легенький Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков, 1979.-207с.
- Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М., 1965. -140с.
- Леонова А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981. — 131 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М: Педагогика, 1980.-96с.
- Логачев В. Система качества для образовательных услуг / В. Логачев // Высш. образование в России. 2001. — № 1. — С. 20−24.
- Логинов И.И. Имитационное моделирование учебных программ. М., 1980.-144с.
- Лопухова Т. Диагноз качества подготовки специалиста / Т. Лопухова // Высш. образование в России. 2001. — № 4. — С. 28−34.
- Ляудис В.Я. Психологические принципы конструирования диалоговых обучающих программ в ситуации компьютерного обучения // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. М, 1985.-93 -99с.
- Макаренко Н.В., Пухов В. А., Кольченко Н. В. и др. Основы профессионального психофизиологического отбора. Киев, 1987. 107с.
- Макшанов С.И. Профессиональный тренинг. В кн. „Психология профессиональной подготовки“. По ред. Г. С. Никифорова, С-Пб, 1993. 112с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 310 с.
- Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.- 2-е изд. /Д.Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. И. Мельникова.- М., 2001.- 128 с.
- Машков В.Н. Адаптивная методика оценки профессиональных интересов и склонностей. Ж. „Вопросы психологии“, 1991, № 3.
- Меерсон Ф.З., Пшенников М. Г. Адаптация к стрессогенным ситуациям и физическим нагрузкам. М., 1988.
- Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования / А. П. Беляева и др. М., 1987. — 199 с.
- Миронова T.JI. Структура и развитие профессионального самосознания:
- Автореф. дис. д-ра психол. наук. -М., 1999.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.-200 с.
- Митина JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002.-400 с.
- Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление: Учебное пособие. М., 1993. — 55 с.
- Многофакторный определитель профессиональных склонностей. Сост.
- В.Е. Гаврилов. Л., 1989. 94с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. С. Смирновой, Л., 1984. 92с.
- Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001. — 272 с.
- Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие / Н. А. Морева М, 1999. — 304 с.
- Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник / А. В. Мудрик — Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. — М, 2000. — 192 с.
- Мурсалимов Р.В. Метод „веера“ профессий в профориентации. Психолого-педагогические проблемы трудового воспитания, обучения и профориентации школьников, Круглый стол. //Вопросы психологии. 1985. -№ 5.
- Назарова, Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т. С. Назарова, Е. С. Полат. М., 1998. — 204 с.
- Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных ор-» ганизаций. М., 2001.- 120с.
- Никитина Н.Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально- педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. М., 2002. — 288 с.
- Обеспечение качества высшего образования: российский опыт в международном контексте (Мнения участников «круглого стола»)/Ю. Афанасьев, И. Бородулин, JI. Гребнев и др.// Вестн. высш. шк. 2001. — № 6. — С. 15 -25.
- Огнев А.С. Субъектогенический подход в обучении: учебное пособие. -Воронеж, 1998.-237 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. доктора филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. М., 1981. — 816 с.
- Ожегов, СИ. Словарь русского языка / СИ. Ожегов. 20-е изд. — М., 1989.750 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику / В.Оконь. М., 1990. — 405 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. акад. АПН СССР А. В. Петровского. М., 1986. 387с.
- Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1997.-504 с.
- Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях.-М., 2005.-288 с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1988. — 385 с.
- Педагогика. В.А. Сластенин и др. М., 1998.-512 с
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов и др. М., 1999. — 512 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Глав. ред. Б.М. Бим-Бад. -М., 2002. 528 с.
- Перетятько Л.Г. Профессиональное призвание личности (психолого- биографический аспект): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991. — 24с
- П.Петровский А. В. Введение в психологию. -М., 1995. 496 с.
- Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности: Дис. .д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. — 47с.
- Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления.-М., 2002.-352 с.
- Практическая психология для преподавателей / Под рук. М. К. Тутушкиной. -М., 1997.-328 с.
- Проблемы формирования профпригодности специалистов. Под ред.Ю. М. Забродина и др. М., 1985. 63с.
- Промкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. М., 2003. — 415 с.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991. 86с.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М., 1993. 110с.
- Пряжников Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. 1987. — № 4.
- Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005. — 480 с.
- Психологическая поддержка в вузе. Круглый стол. «Психологический журнал», 1994, ГФ 5.
- Психологические закономерности профессионализации / Под ред. Н. П. Ансимовой, Ярославль, 1991.- 156с.
- Психологические основы профессионального технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. Н. Сухаревой. М., 1988. — 144 с.
- Психологические проблемы профессиональной деятельности / Под ред. А. Г. Дикой, А. Н. Занковского, М., 1991. 171с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. JI.M. Мити-ной.-М., 1997.-83с.
- Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под редакцией А. Г. Маклакова. СПб., 2005. — 464 с.
- Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Радугина. -М., 1999.-256 с.
- Психология профессиональной деятельности / Н. Самоукина. СПб., 2003. -224 с.
- Психология профессиональной подготовки. Под ред. Г. С. Никифорова, СПб, 1993.-212с.
- Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург, 1996. — 148 с.1 137. Развитие субьекта образования: проблемы, подходы, методы исследования
- Под ред. В. Д. Божович. М., 2005. — 400 с.
- Реан А.А. Социальная педагогическа психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломенский. СПб., 2000. — 416с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.-224с.
- Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М.: Высш. шк., 1990. -112с.t 141. Рогов Е. И. Выбор профессии: Становление профессионала. М., 2003. 336 с.
- Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск, 1984.- 167с.
- Севрук, А.И. Качество в образовании: Проблемы, модели, технологии / А. И. Севрук. Пермь, 2000. — 158 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М., 1988.-256 с.
- Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие.1. СПб., 2004.-316 с.
- Сериков В.В. Общая педагогика: Избр. Лекции. Волгоград: Перемена, 2004.-278с.
- Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М., 1998. -192 с.
- Симухин Г. Стандартизация профессионального образования: история, опыт, проблемы / Г. Симухин // Высш. образование в России. 2001. — № 4. -С. 13−28.
- Скаткии М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. 172с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. 163с.
- Скаткин Н.М. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986.- 152 с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. М., 1998. — 102 с.
- Современные технологии образования: Сб. Науч. Тр. / Отв. ред. Н. Д. Подуфалов. Красноярский ун-т. Красноярск, 1994. 123с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997. — 34 с.
- Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. -М., 2001.-423 с.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. — 360 с.
- Таланчук Н.М., Успенская Н. Е. Воспитание и развитие учащихся на уроках специальных и общетехнических предметов. М., 1991. — 70 с.
- Талызина Н.Ф. Место и функции учебника в учебном процессе // Проблема школьного учебника. 1978. Вып. 6.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знний (психологические основы). М.: Изд-во МГУ, 1984. -344с.
- Таркаева О.П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса. Дисс.. канд. пед. наук. -Казань, 1987. -24с.
- Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб., 2005.-511 с.
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000. — 102с.
- Филиппов В. Образование для новой России // Высш. образование в России. -2000. -№ 1.-С. 7−13.
- Философский энциклопедический словарь. М., 2000. — 576 с.
- Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. З. А. Решетовой. М., 2002. — 320с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. — 347 с.
- Центры образования взрослых. Под ред. JI.H. Лесохиной, Т. В. Шадриной, М., 1991.-93с.
- Черкашин Б.Н. Активизация познавательной деятельности будущих специалистов в процессе контекстного обучения: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, к.п.н. Воронеж, 1998. — 24с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.-320 с.
- Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. М., 2002. — 384 с.
- Энциклопедический словарь (психология труда)/ под ред. Б. А. Душкова. -Екатеренбург.: ДК, 2000. 462 с.
- Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / под ред. С. Я. Ба-тышева. М.: АПО, 1998.-586 с.
- Якунин, В.А. Обучение, как процесс управления / В. А. Якунин. Л., 1988.158 с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М., 1997. — 106 с.
- Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 3203 Пожарная безопасность
- ПОЛОЖЕНИЕ о методическом совете1. Общие положения
- В своей деятельности МС руководствуется законодательными актами Российской Федерации и нормативными документами Министерства образования, МЧС России, МВД России, Уставом училища, приказами и указаниями начальника Училища, настоящим Положением.
- Состав МС формируется из числа руководящего состава циклов, отделов, курсов, представителей преподавательского состава.
- Решения МС обязательны для исполнения отделами, циклами, курсами и должностными лицами в части, их касающейся.
- Основные задачи и функции методического совета
- Организация и порядок работы
- Работа МС осуществляется на основе плана, составляемого на учебный год. План работы обсуждается на МС и утверждается его председателем. Работа МС осуществляется в служебное время. Члены МС учитывают данную работу в своих индивидуальных планах.
- Заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Ре* шения МС обязательны для исполнения циклами, отделами и отдельнымидолжностными лицами в части, их касающейся.
- Методический совет в случае необходимости может создавать временные рабочие комиссии для решения конкретных задач.
- Материалы по рассматриваемым вопросам представляются секретарю МС за 5 дней до заседания.5. Документация
- Планы работы и отчеты за каждый учебный год, подписываемые председателем и секретарем МС.
- Протоколы заседаний, подписываемые председателем и секретарем МС-