Педагогические основы формирования положительных жизненных позиций подростков-сирот в Республике Таджикистан
Диссертация
Прошедший XX век был назван «Столетием Ребёнка». Согласно «Конвенции о правах ребёнка» человек считается ребёнком до достижения 18-летнего возраста. Бесспорно, что Права человека начинаются с прав ребенка. Конвенция о правах ребенка является наиболее широко принятым договором о правах человека в истории. Правительство Республики Таджикистан в октябре 1993 года ратифицировало Конвенцию о правах… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.стр
- ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ. стр
- 1. Социальные предпосылки возникновения проблемы подростков-сирот в суверенном Таджикистане. стр
- 2. Причины, деформирующие жизненную позицию подростков сирот. стр
- 3. Проблемы воспитания подростков-сирот в педагогической науке и их решение. стр
- ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ щ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ.стр
- 1. Педагогические условия формирования положительной жизненной позиции подростков-сирот.стр
- 2. Факторы, формирующие систему жизненно-обоснованных положительных взглядов подростков-сирот на перспективу определения их жизненной позиции. стр
Список литературы
- Абаев Т.Б. Педагогические проблемы совершенствования детско-юношеских организаций в воспитании учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. — Алма-Ата, 1992. — 19 с.
- Абасов А.А. Учет и контроль как принцип организации учебно-воспитательной работы в школе-интернате: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01.-Ростов, 1988.-28 с.
- Абдулов Р.Ш. Формирование активной жизненной позиции подростков в процессе преподавания гуманитарных наук: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01.-Баку, 1990.-25 с.
- Абольянина JI.H. Факультет общественных профессий в системе подготовки будущего учителя к внеклассной воспитательной работе в школе-интернате: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. Казань, 1991. — 18 с.
- Абромян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: Автореф. дисс. кад. пед. наук 13.00.01. -М., 1991. 15 с.
- Аксенкин А.П. Воспитание чести и достоинства у подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. Киев, 1982. — 19 с.
- Алиева С.А. Основы процесса нравственного воспитания подростков: Автореф. дисс. канд пед. наук 13.00.01. Баку, 1981. — 23 с.
- Альтернативный Отчете неправительственных организаций (НПО) по внедрению основных положений конвенции по правам ребенка в Республике Таджикистан, апрель 2000. 23 с.
- Антология педагогической мысли. (В 3-х т.) Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. (Сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов -) — М.: Высшая школа, 1998. — 447 с.
- Ю.Арипов М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Ч. 1 Душанбе: Дониш, 1962. — 161 с.
- П.Артемов А. «Дети улицы»: Проблемы детской беспризорности в республике // Вечерний Душанбе. 1999. — № 7, февраль. — С. 4.
- Аттор. Книга наставлений «Забота о людях» 57 с.
- Бабаджанова С. Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся — подростков в школах-интернатах: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01.-Душанбе, 1970.-23 с.
- Н.Баласанян Т. Детские дома Армении и их роль в воспитании подрастающего поколения (1915−1930 г. г.): Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. -Ереван, 1970.-24 с.
- Балясная JI.K. Вопросы воспитания в пришкольном интернате // В сб.: Интернат при сельской школе. М., 1974. — 213 с.
- Баранок В.Н. Формирование активной жизненной позиции у старших школьников в ученическом коллективе: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01.-Минск, 1980.-21 с.
- Баранская JI.T. Становление и развитие воспитательных функций коллектива средней общеобразовательной школы: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01.-М., 1989.- 18 с.
- Белкин А. Ребенок и его права // Воспитание школьников.- 1975. № 1. -С. 64.
- Беллами Керол. Положение детей в мире 2000 г. Вглядываясь в 21 век / ЮНИСЕФ. Детский фонд ООН / - 2000 г. — 44 с.
- Бибанов Т.П. Деятельность комиссии ВЦИК по улучшению жизни детей (1921−1938 г. г.) // Советская педагогика. 1986.- № 10. — С. 76 — 85.
- Бибинов Т. Путевка в жизнь / К 50-летию создания Комиссии при ВЦИК по улучшению жизни детей/ // Советские профсоюзы.- 1971. № 4. — С. 98−113.
- Большая родня «чужого ребенка» (О шефстве и патронировании детей, живущих в детдомах) // Семья и школа 1972. — № 2. — С. 75 — 87.
- Болтивец С. И. Особенности организации учебно-воспитательного про-цессса в общеобразовательных санаторных школах-интернатах для детей с психоневрологическими заболеваниями: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01.-Киев, 1991.- 18 с.
- Булычев В. Н. Народные дети. Киров, 1989. — 176 с.
- Бурханова 3. Теплый дом: О спец. Доме ребенка № 1 г. Душанбе // Народная газета. 2000. — № 17, июнь — С. 6.
- Бутенко Л.Г. О руководстве выполнением домашних заданий в пришкольном интернате. //В сб.: Пришкольный интернат и его проблемы. -М., 1976.- 114 с.
- Бутов В.Н. Воспитание активной позиции подростков в процессе общественно полезной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. -М., 1983.- 16 с.
- Буянов М. И «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра», М., 1988. 207 с.
- Бюллетень Молодежной Информационной сети. 2201. — № 1, июль — С. 7.
- Валеев И.И. Воспитатель патриот: Из опыта краеведческой работы школы-интернат№ 1 г. Уфы. 1990.- 143 с.
- Валиев Г. Летняя практика в школе-интернате // Народное образование. -1958. № 6. -С. 116- 123.
- Вербовая Н. Дружный коллектив школы-интернат //Народное образование.-1981.-№ 12. -С. 167−181.
- Веремеенко Т.Г. Организационно-педагогические условия нравственно-трудовой подготовки подростков: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. -Челябинск, 1988.-20 с.
- Вестник благотворительности. Таджикистан. 2001. — № 2, март-апрель. -С. 14 — 29.
- Вестник благотворительности. Таджикистан. 2001. — № 3, май-июнь. — С. 12- 26.
- Вестник Благотворительности Таджикистана. «Оливия»: Быть ли детским деревням в Таджикистане". 2001. — № 4 (21), июль-август. — С. 7 -17.
- Вестник благотворительности. «Спасение детей в Кулябе». 2001. № 5(22), сентябрь-октябрь. — С. 11−14.
- Вестник благотворительности Таджикистана. «Кто защитит детей». 200. — № 6 (23), ноябрь-декабрь. — С. 13- 19.
- Виноградова А.А. Самоуправление в детском доме. //В сб.: Формирование первичного коллектива в учреждениях интернатного типа. М., 1976. -302 с.
- Внеклассная и внешкольная работа в школе-интернате № 2 г. Душанбе (Из опыта). Душанбе, 1965. — 134 с.
- Вольфман Э.С. Школа-интернат при колхозе «Москва» Ходжентского района Таджикской ССР. Душанбе, 1967. — 117 с.
- Вопросы школоведения: Сб. статей. Душанбе, 1967. — 113 с.
- Вопросы воспитания детей в школах-интернатах. Доклады на Межвузовской конференции по вопросам воспитания детей в школах-интернатах. Ред. коллегия: доц. С. В. Винокуров (отв. ред.) и др. Тамбов, 1981.- 235 с.
- Вопросы теории и истории педагогики. (Сборник статей под. ред. В.В. Макаева). Ставрополь, 1970. — 95 с.
- Вопросы обучения и воспитания в школе: Респ. Межвуз. Сб. /Министерство народного образования- ТГУ им. В. И. Ленина, ДГПУ им. Т. Г. Шевченко / Душанбе, 1978. — 132 с.
- Воскобойникова С.А. Нет чужих детей: Раздумья о проблеме современного сиротства. М.: Просвещение, 1989.- 164 с.
- Воспитание навыков и привычек культурного поведения учащихся школ-интернатов. (Сборник статей). Под ред. проф. И. Т. Огородникова и проф. М. Ф. Шабаевой. М., 1960. 175 с.
- Воспитательная работа детских домов? Сб. статей /Под ред. JI.M. Зюбина. М.: Изд. АПН, 1961. — 256 с.
- Воспитательная работа в школе-интернате /Материалы 1-й республиканской научно-практической конференции по воспитательной работе в школе/ — Душанбе, 1965. 187 с.
- Воспитательная работа в школах-интернатах Южного Урала. Под ред. Проф. Н. И. Алпатова. Челябинск, 1968. 120 с.
- Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа /Ред. сост. Ю. В. Гербеев и В. Г. Цыпурский. М., 1977. — 132 с.
- В помощь работникам школ-интернатов /Под ред. М. Н. Колмаковой. -М.: Просвещение, 1964. 314 с.
- В помощь директору специальной школы /Под ред. Г. Д. Кузнецова. М.: Просвещение, 1982.— 315 с.
- В помощь директору детского дома: Сб. материалов. М.: Учпедгиз, 1955.- 178 с.
- Выготский JI.C. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства М., 1936. — 264 с.
- Гаврилин А.В. Становление и развитие теории воспитания трудных детей в советской педагогике (1917 1936 г. г.): Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01.-М., 1991.-23 с.
- Гаврилова Г. Л. О проекте Концепции воспитания в республике Марий Эл //Вестник Министерства образования и воспитания Республики Марий Эл., 1994. — Вып. 2. — 22 с.
- Гербеев Ю.В. Трудное воспитание в детском доме // Народное образование. 1974. — № 12. — С. 198- 214.
- Гербеев Ю.В. Разновозрастная группа в детском доме. // В сб.: Формирование первичного коллектива в учреждениях интернатного типа. М., 1976.-206 с.
- Гербеев Ю.В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
- Гернет М.Н. О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних Тр. 7 Съезда представителей русских исправительных заведений для малолетних. М., 1909.- 235 с.
- Гигиенические вопросы школы-интерната /Под. Ред. С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1964. 167 с.
- Головин А.Ф. Педагогическое руководство школьными интернатами. /В сб.: Руководство учебно-воспитательным процессом в школе. Благовещенск, 1971.-314 с.
- Голубев А.И. и Заславский И.Я. Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина. (О работе школы-интерната № 9 им. Молодой гвардии). Ярославль, 1967. 28 с.
- Гришин В. У нас есть родной дом // Народное образование. 1981. — № 8. -С. 111−118.
- Гуденова- Л. По призванию (Из опыта учительницы русского языка Душанбинской школы-интерната № 2 Г. П. Груздевой). Душанбе, 1969. -35 с.
- Гусарова Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Самарской области // Народное образование. 2001. — 7. -С. 182 — 184.
- Данные о развитии народного образования за 60 лет Таджикской ССР. -Душанбе, 1984.-76 с.
- Декларация прав ребенка // Народное образование. 1993. — № 5. — С. 265 -274.
- Детский дом: уроки прошлого: Сб. /Сост. Г. Мыльникова — М.: Москоский рабочий, 1990.- 191 с.
- Детский дом (Сборник № 4). М.: Учпедгиз, 1957. — 253 с.
- Детский дом (Сборник № 2). М.: Учпедгиз, 1958. — 197 с.
- Детский дом: Педагогическая энциклопедия. М., 1964. — Ч. 1. — 348 с.
- Детский дом, как зеркало народных бедствий.// Курьер Таджикистана. -1995.-№ 2, январь.-С. 3.
- Джалилов А. Из истории культурной жизни таджикского народа. — Душанбе: Ирфон, 1973. -354 с.
- Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей / Народное образование. 2001. — № 7. — С. 174 — 178.
- Дмитриева В.И. Примерный план работы пришкольного интерната // В сб.: Интернат при сельской школе. М., 1974. — 196 с.
- Дроздов JI.H. Сельскохозяйственный труд воспитанников детских домов /Пособие для воспитателей/. М.: Учпедгиз, 1955. — 157 с.
- Евграфова Л.И. Формирование родственных взаимоотношений детей-сирот: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. Киев, 1987. — 23 с.
- Еремкина О.В. Профессионально-педагогическая ориентация учащихся школ-интернатов: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. М., 1985. -25 с.
- Жукова Л. Роль Наркомпроса РСФСР в ликвидации детской беспризорности // Народное образование. 1985. — № 6. — С. 258 — 267.82.3акон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 2004. — 89 с.
- Иванов С.И. Одинокие дети: Записки детского врача. М.: Мол. Гвардия, 1991.-318 с.
- Иванова А.И. и Корчагина В.Я. Обслуживают себя сами. М., Учпедгиз, 1962.-75 с.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика (Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана). М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
- Ильина Т.А. Педагогика. М., 1989. 97 с.
- Инчина J1.M. Школа центр воспитательной работы в кишлаке (Из опыта работы Сары Чашминской школы-интерната Московского района). -Душанбе, 1966.-287 с.
- Иовчук Н., Морозова Е., Щербакова А. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях //Народное образование.-2001.-№ 7. -С. 185−189.
- Иркаев М., Обидов И., Каримова О. Расцвет народного образования в Советском Таджикистане. Душанбе: Ирфон, 1987. — 167 с.
- Из опыта учебно-воспитательной работы учреждений интернатного типа: Материалы Всеросс. семинара председателей секций воспитания в учреждениях интернатного типа. Под ред. Ю. В. Гербеева, В.Г. Цыпурс-кого-М., 1979.-78 с.
- Кадыров С. Общественность и трудный подросток Душанбе: Дониш, 1987.- 170 с.
- Кадыров С. Психолого-педагогические возможности ССО в устранении деформированных качеств личности «трудных» подростков. /Вопросы обучения и воспитания в школе Душанбе, 1978. — 121с.
- Католиков А.А. Моя семья: Записки дир. Сыктыв. школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. — 223 с.
- Кевля Ф.И. Индивидуальный подход воспитателя к учащимся школы-интерната в процессе формирования их общественной активности: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. -М., 1982. -24 с.
- Ковалев В. Попечение о детях важная государственная задача // Народное образование. — 1977. -№ 11. — С.113 — 119.
- Кодиров К.Б. История воспитания школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времен до возникновения ислама: Дисс. док. пед. наук 13.00.01. Душанбе, 2000. — 370 с.
- ЮО.Кодиров К. Б. История педагогической мысли таджикского народа (с древнейших времен до возникновения ислама). Душанбе: Ирфон, 1998.-335 с.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Книга для учителя / Сост. и авт.вступ. ст. В. М. Коротов М.: Просвещения, 1987. — 159 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, Т.4- 1982.-398 с.
- Константинов Н.А., Медынский Е. Н., Шабаев М. Ф. История педагогики: Учебник для педвузов М.: Гос. учебно-педаг.: Изд-во М-ва просвещение РСФСР, 1956.-469 с.
- Конвенция о правах ребенка. Душанбе: ЮНИСЕФ, 2000 г.
- Конституция Республики Таджикистан. — Душанбе: Ирфон, 2003. 86 с.
- Юб.Концепция таджикской национальной школы. Душанбе, 1995.
- Краевский В.В. Без семьи. М.: Педагогика, 2001. — № 3. — С. 57 — 61.
- Крупская Н.К. К вопросу о морально-дефективных детях // Пед. соч. В 10-и томах. Т. 2. — М., 1958. — 302 с.
- Курбанов А. Мактаб-интернати ба номи Охун Сулаймон // Мактаби Совета. 1965. — № 8 (на тадж.яз.).
- Курчевский В.В. А что там, за окном? М.: Педагогика, 1985. — 143 с.
- Кучкаров А. Хонаи дуюми хонанда. // Точикистони Совета. 1976. — № 9 сентябрь (на тадж.яз.).
- Лабунская Г. В. Художественное воспитание подростков.- М.: «Педагогика», 1970.- 147 с.
- З.Лебедев О., Майоров А., Золотухина В. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. М.: Министерство образования России, 1999−2000. — 143 с.
- Легенький Г. И. Цель и способы воспитания М.: Педагогика, 1990. — с. 136.
- Ленинская забота о детях-сиротах, Ташкент: Укитувчи, 1988. — 113 с.
- Лиханов А.А. Недетские заботы Детского фонда. (Сб. статей и выступлений). М.: Дом, 1990. — 271 с.
- Лобанов А.А. Формирование нравственных отношений воспитателя и воспитанников в детском доме: Автореф. дисс. канд. пед наук 13.00.01. -М., 1982.-22 с.
- Лубовский В. Завтра будет поздно //Народное образование. 1989. — № 9. — С. 247−251.
- Лытко А. А. Формирование у подростков критического отношения к своему поведению в процессе нравственного воспитания: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. Минск, 1985. — 21 с.
- Макаренко А.С. О воспитании / Сост и авт. вступит, статьи B.C. Хелемендик 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
- Макаренко А.С. Соч.: В 7 т.-Т. 1.- М., 1957. 203 с.
- Материалы уголовного дела№ 214, архив суда Железнодорожного района г. Душанбе, 2002. 112 с.
- Маро (М.И. Левитина). Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы. М.: Новая Москва, 1925. — 254 с.
- Мартынова В.В. Формирование гражданственности у подростков: Автореф. дисс. кан. пед. наук 13.00.01. Минск, 1993. — 21 с.
- Мачихина В. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате / Под ред. В. П. Провоторова. М.: Просвещение, 1978.- 125 с.
- Муст А. К. Формирование направленности личности старшеклассников: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. Тарту, 1983. — 20 с.
- Павлов И. Из опыта работы с трудными детьми в сельской школе-интернате // Воспитание школьников. 1976. — № 5. — С. 156 — 178.
- Педагогика (под ред. Ю.К. Бабанского) М.: Просвещение, 1983.- 603 с.
- Педагогическое наследие А. С. Макаренко: История и современность.: Метод. Пособие М.: из-во Центр.Совет. 1988. — 115 с.
- Педагогические Сочинения в 8 т. Т.7 — М.: Педагогика, 1983−1986.- 499 с.
- Первые шаги трудного воспитания в школах-интернатах (Сборник статей из опыта работы) М., 1958. — 60 с.
- Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984.-378 с.
- Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1971. -559 с.
- Плоткин М.М., Цыпурский В. Г. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате: Пособие для директоров школ-интернатов М.: Просвещение, 1982. -192 с.
- Права человека (Основные международные документы): Сб. документов. М.: Международные отношения, 1989. — 561 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
- Проблемы психологии современного подростка: Сб. науч. тр. -М.: Изд-во АПН СССР, 1982. 160 с.
- Нб.Психология развивающейся личности / Сост. А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, Т. М. Горбатенко: Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1987.-238 с.
- Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания школьников: Сб. статей ДГПИ им. Т. Шевченко. Душанбе, 1981 — 79 с.
- Пять лет школ-интернатов /Под ред. Е. И. Афанасенко, И. А. Каирова. -М.: АПН РСФСР, 1961.-241 с.
- Раджабов С. (Министр Образования РТ). «Воспитание подрастающего поколения является основой социально-политических изменений» //Народное образование в РТ/ «Бизнес и политика» 2001. -№ 9, сентябрь. — С. 3.
- Республика Таджикистан. Отчет по человеческому развитию. 1995. /Кол. авторов-составителей под руководством Р.Рахимова. — Камекс Детай ЛТД. Кыргыско-Турецкое совместное предприятие. — Бишкек, 1995.151.Саади. Гулистон 205 с.
- Сабуров Х.М. Становление и развитие детских домов и школ-интернатов в Республике Таджикистан: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. -Душанбе, 1997.-25 с.
- Самообслуживание учащихся. (Из опыта работы школы-интерната), Куйбышев, 1960. 51с.
- Семейный Кодекс Республики Таджикистан. — Душанбе: Ирфон, 2003.
- Семейный детский дом: реальность, проблемы и перспективы в современной России. М.: Дом, 1995. — 156 с.
- Скоморохов Н.Я. Наши дети вступают в жизнь. Записки педагога.- Ростов, 1965.- 120 с.
- Сухомлинский В. А «Как воспитать настоящего человека», Глава 6. «Любовь к знаниям, школе, учителю». — М., 1975 — 235 с.
- Текучев В.В. Формирование активной жизненной позиции учащихся во внеучебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. -Киев, 1988.-25 с.
- Трудовое воспитание в школе-интернате. (Сборник статей). Под ред. М. Н. Колмаковой. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958 — 110 с.
- Турко Дикаев. «Осиротили сирот» // «Азия-Плюс». 2002. — № 17, апрель — С. 5.
- Уманский А.Г. Организация коллектива воспитанников в детском доме.- М.: АПН РСФСР, 1958. 98 с.
- Умаров Э.А. О некоторых психологических механизмах формирования личности в подростковом возрасте. / Вопросы обучения и воспитания в школе-Душанбе, 1978.- 152 с.
- Умарова Э.А. Интеллектуальная пассивность подростков и пути еепреодоления: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. Душанбе, 1973 -25 с.
- Устав школьного детского дома. Сталинабад, 1952.
- Учебно-воспитательная работа в школе-интернате /Под. Ред. В. Е. Гмурмана. М.: АПН РСФСР, 1962. — 297 с.
- Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей-сирот: Кн. для учителя / Р. Д. Бабенкова и др.- Составитель М. В. Ипполитова. -М.: Просвещение, 1986. 109 с.
- Фельдштейн Д.И. Трудный подросток: /Некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста/ -Душанбе: Ирфон, 1972 174 с.
- Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе: Дониш, 1973 — 137 с.
- Фельдштейн Д.И. Некоторые проблемы специальных школ // Народное образование. 1968. — № 12. — С. 85 — 89.
- Формирование общественной активности учащихся школы-интерната: Метод, рекомендации /Сост. Юнусова Я.А./ Душанбе, 1987. — 34 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
- Ходжимухамедова Р.И. Развитие таджикской общеобразовательной школы. Душанбе: Ирфон, 1972. — 112 с.
- Хрестоматия по педагогике. /Сост. канд. пед. наук, доцент С. Н. Полянский: Пособие для учащихся пед. училищ изд. 2- испр. и доп. -М.: Просвещение, 1972 — 512 с.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981.- 421 с.
- Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях // Народное образование. 2001. — № 7. — С. 324 — 331.
- Шабаева М.Ф. История педагогики М.: Учпедгиз, 1955.- 360с.
- Шаклеин Е.В. Звонок с урока: Записки директора школы-интернат № 2.1. Ижевск, 1983.- 183 с.
- Школа-интернат /Под ред. Алпанова Н. И. М., 1958. — 164 с.
- Школа-интернат (Сб. статей.). Свердловск. 1988. — 185 с.
- ЮнуповаЯ.А. Система ученического самоуправления в коллективе школы-интерната: Автореф. дисс. канд. пед. наук 13.00.01. М., 1987 — 24с.