Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогические условия ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые поставлена проблема о необходимости социально-педагогической поддержки процесса ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в условиях среднего профессионального образованияраскрыты особенности процесса ресоциализации студентов-сирот в период их профессиональной подготовки в образовательной среде… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ-СИРОТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Социализация и ресоциализация как процессы освоения и развития социального опыта личности
    • 1. 2. Сиротство — «проблемное поле» социализации личности
    • 1. 3. Образовательная среда педагогического колледжа как фактор ресо-циализации дезадаптированных студентов-сирот
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Методы и результаты изучения особенностей социального опыта студентов-сирот
    • 2. 2. Пути и условия развития социального опыта студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа
    • 2. 3. Социально-педагогические эффекты ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа

Социально-педагогические условия ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема социализации сирот, их интеграции в общество всегда была актуальной, но не стояла так остро, как в наши дни. В ситуации серьезных социально-экономических перемен воспитанники сиротских учреждений оказываются особенно уязвимыми. Их скудный, а нередко и негативный социальный опыт вызывает эффект социальной некомпетентности, искаженные или «ущербные отношения к миру и себе» (A.B. Муд-рик). Возникающее противоречие между имеющимся у сирот опытом и реально складывающейся ситуацией, как правило, приводит к тому, что далеко не все из них успешно преодолевают «барьер» вхождения во взрослую жизнь, находят свое место в обществе, могут оптимально функционировать среди других людей, то есть, оказываются социально дезадаптированными и, следовательно, нуждаются в педагогической поддержке, направленной на стимулирование процесса их ресоциализации.

Ресоциализация дезадаптированной личности как процесс восстановления ее социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков, переориентации социальных установок и референтных ориентаций (С.А. Беличева) оказывается более успешной при включении ее в новую, педагогически организованную среду. Для выпускников сиротских учреждений такой средой могут быть учреждения системы профессионального образования, к числу которых относится и педагогический колледж.

Поэтому актуальной задачей современного профессионального образования становится не только обеспечение разностороннего развития личности студентов-сирот, их профессиональная подготовка, но и создание условий для полноценного обогащения социального опыта и адаптации в обществе. Вследствие этого возникает потребность в подробном анализе причин, вызывающих социальную дезадаптацию сирот, и разработке механизмов их ресоциализации в образовательной среде профессионального учебного заведения.

Следует отметить, что в отечественной науке к настоящему времени накоплен значительный потенциал знаний, необходимый для постановки проблемы социально-педагогической поддержки процесса ресоциализации выпускников детских домов и поиска путей ее решения.

Несомненную значимость для нашего исследования представляют труды отечественных (Г.М. Андреева, H.A. Бердяев, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. Т. Лисовский, С. Л. Рубинштейн, A.A. Ухтомский и др.) и зарубежных (X. Абельс, П. Бергер, Р. Берне, К. Келли, Т. Лукман, К. Манхейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Т. Шибутани и др.) ученых, раскрывающие сущность и содержание процессов социализации и ресоциализации личности. Актуальными и в наши дни представляются воззрения Л. С. Выготского на механизм адаптации индивидуумов к обществу в процессе формирования личностного опыта.

Существенный вклад в изучение факторов, нарушающих процесс социального становления подрастающего поколения и приводящих к дезадаптации личности (в том числе воспитанников сиротских учреждений), а также в определение основных направлений помощи дезадаптированной молодежи внесли Б. Н. Алмазов, А. Г. Амбрумова, Л. Л. Бергельсон, М. И. Буянов, Г. А. Гусев, E.H. Дзятковская, A.A. Деркач, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев, Е. А. Крюкова, A.A. Нал-чаджян, В. А. Никитин, Р. В. Овчарова, Д. Пстронг, A.A. Реан, М. Г. Садовский, А. Н. Сухов, Л. М. Шипицына и др.

Особую ценность для нас представляют труды П. П. Блонского, А.Б. Зал-кинда, В. П. Кащенко, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, В.Н. Сорока-Росин-ского и др., обобщившие передовую практику работы с социально дезадаптированными детьми в 20-е — 30-е годы XX века, в которых нашли отражение многие аспекты подготовки молодого поколения к самостоятельной жизни.

Поиском действенных механизмов влияния на эффективность социализации и ресоциализации личности через воспитательно-образовательный процесс занимались Б.М. Бим-Бад, А .Я. Варламова, С. Г. Вершловский, М. А. Галагузова, Н. Ф. Голованова, И. П. Иванов, Е. А. Крюкова, Л. Н. Лесохина, В. М. Логинов,.

Ю.А. Лунев, A.B. Мудрик, С. А. Расчетина, A.B. Петровский, Е. Л. Федотова, Д. И. Фельдпггейн, A.C. Чернышев, Т. В. Шадрина и др. Образовательная среда (пространство) как совокупность условий, в которых осуществляется социализация личности, рассматривалась Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, В.И. Ги-нецинским, В. Н. Липником, Ю. С. Мануйловым, Н. Л. Селивановой, Г. С. Сухоб-ской, И. С. Якиманской, В. А. Левиным и др.

Отметим, что проблема ресоциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени изучается, как правило, в практической плоскости разных наук (педагогики, психологии, коррекционной педагогики, медицины и пр.). При этом исследования, выполненные в рамках психологического и медицинского (А.Г. Амбрумова, С. А. Беличева, В.И. Брут-ман, А. Н. Голик, И. В. Дубровина, Й. Лангмайер, 3. Матейчик, B.C. Мухина, М. М. Плоткин, А. Г. Рузская, H.A. Рычкова, И. В. Ярославцева и др.), а также педагогического (В.В. Вершинина, И. Б. Назарова, Н. М. Платонова, A.M. Прихожан, Л. И. Смагина, П. Т. Тазекенова, H.H. Толстых и др.) направлений, как правило, посвящены рассмотрению специфики протекания данного процесса в условиях детского дома и общеобразовательных заведений.

Педагогические аспекты постинтернатной адаптации и социальной реабилитации выпускников сиротских учреждений затронуты в работах В. В. Белякова, И. А. Бобылевой, С. А. Левина, Ю. В. Логиновой. Отдельные варианты снятия проблем сирот в постинтернатный период предложены O.A. Дорожкиной (усиление социально-реабилитационной функции сиротских учреждений, развитие социальной инициативы сирот). Меры социально-педагогической поддержки детей-сирот в условиях начального профессионального образования подвергнуты анализу Ю. О. Яблоневской. Ею обосновываются принципы работы с данной категорией учащихся, подчеркивается необходимость педагогического сопровождения процесса их социально-профессионального становления.

Однако, поскольку в нашей стране в течение длительного времени студенты-сироты, а тем более студенты педагогического колледжа, не были объектом пристальных научных изысканий, многие теоретические и практические вопросы ресоциализации выпускников сиротских учреждений, в том числе в процессе получения ими профессионального образования, остаются малоизученными. Разработка данных аспектов находится, по существу, на начальном, эмпирическом этапе, что заставляет практику идти путем проб и ошибок.

Требует, на наш взгляд, дополнительного рассмотрения вопрос о возможности использования потенциала образовательной среды профессионального учебного заведения (в нашем случае — педагогического колледжа) в целях ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот и преодоления в процессе получения ими профессионального образования последствий социализации, протекавшей в неблагоприятных условиях.

Таким образом, анализ научной литературы и изучение опыта практической деятельности учебных заведений выявили ряд противоречий: между имеющейся в педагогике потребностью в теоретическом осмыслении процесса ресоциализации сирот в постинтернатный период и недостаточной разработанностью данной проблемымежду осознанием задачи создания в профессиональном учебном заведении специальных условий для поддержки ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот и недостаточной разработанностью социально-педагогического обеспечения данного процесса.

Анализ процесса ресоциализации сирот в образовательной среде педагогического колледжа позволит, по нашему мнению, увидеть конструктивные возможности социально-педагогического решения проблемы и вооружит практиков новыми «инструментами» педагогического влияния.

Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность обозначенной проблемы позволили определить тему диссертационного исследования: «Социально-педагогические условия ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа». $.

Цель исследования — определить социально-педагогические условия, способствующие эффективной ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа.

Объект исследования: процесс ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в педагогическом колледже.

Предметом исследования являются социально-педагогические условия эффективной ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа.

На основе предварительного обобщения теории и практики исследуемой проблемы, в соответствии с поставленной целью нами была выдвинута следующая гипотеза: ресоциализация дезадаптированных студентов-сирот в педагогическом колледже связана с расширением и обогащением их социального опыта и может быть успешной, если образовательная среда учебного заведения ориентирована:

— на развитие у сирот позиции активного субъекта жизнедеятельности;

— на переосмысление студентами своего социального опыта, развитие у них социально значимых жизненных ценностей, опыта социально-позитивного поведения, формирование реального позитивного образа личного будущего;

— на организацию многоплановых и разносторонних интеракций студентов с окружающими в режиме продуктивного диалога;

— на создание условий для самореализации студентов-сирот.

Согласно цели и гипотезе исследования ставились следующие задачи:

1) осуществить теоретико-педагогический анализ проблемы исследования, раскрыть сущность и содержание феномена ресоциализации личности;

2) разработать систему критериев и показателей успешной ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа;

3) проанализировать образовательную ситуацию в педагогическом колледже с позиций возможности социально-педагогической поддержки процесса ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот;

4) осуществить моделирование среды, ориентированной на содействие ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот;

5) определить социально-педагогические эффекты ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— идеи гуманизации образования (А.Г. Асмолов, В. П. Бездухов, А.П. Ва-лицкая, С. Г. Вершловский, О. С. Газман, М. В. Кларин, И. А. Колесникова,.

A.Маслоу, O. JL Подлиняев, Г. С. Сухобская, К. Роджерс и др.) и реализации личностно-ориентированного подхода к построению образовательного процесса на различных его ступенях (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. Г. Воронцова, H.A. Переломова, С. А. Расчетина, E.JI. Федотова, И. С. Якиманская и др-);

— исследования механизмов активности различных социальных субъектов (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, В. В. Давыдов, М. Г. Ермолаева, И. П. Иванов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, A.C. Косогова, H.A. Логинова, А. К. Осницкий,.

B.А.Петровский, С. Л. Рубинштейн, П. Штомпка, В. А. Ядов и др.) и теория авторской проектной деятельности (К.Н. Поливанова);

— концепции формирования и обогащения социального опыта личности (X. Абельс, Л. П. Буева, В. П. Зинченко, Ю. Н. Кулюткин, Д. А. Леонтьев, Л. Н. Лесохина, Т. Лукман, Б. Д. Парыгин, Н. Г. Свинина, Е. А. Соколовская, A.B. Петровский, Н. М. Платонова, И. Ю. Рыжухина, Т. В. Шадрина, Э. Эриксон, И. С. Якиманская и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической и методической литературымонографическое изучение и обобщение опыта деятельности педагогического колледжа как института ресоциализации студентов-сиротбиографический метод (социально-педагогический «анамнез», анализ документации, пролонгированная беседа) — анкетированиетестирование.

База и этапы исследования. Работа проводилась в Иркутском педагогическом колледже № 2. Исследованием на ее разных этапах было охвачено 113 студентов-сирот, обучающихся по специальности 0205 «Социальная работа».

Исследование выполнялось поэтапно с 1999 по 2003 год.

На первом этапе (1999;2000 гг.) осуществлялось изучение научной литературы, сделан анализ представленности проблемы в педагогической теории и практикеопределены исходные параметры исследованияразрабатывался комплекс диагностических методик, проведена диагностика социальной дезадаптации студентов-сирот, изучены особенности их социального опыта.

На втором этапе (2000;2003 гг.) осуществлялся поиск теоретико-методологических подходов к решению проблемыразработаны, теоретически обоснованы и экспериментально проверены пути и социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность ресоциализации студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа, выявлены критерии и показатели успешности ресоциализации.

На третьем этапе (2003 гг.) проводились систематизация полученных исследовательских данных, качественный и количественный анализ результатов, формулировка научно-педагогических выводов по исследуемой проблеме, завершено оформление диссертации, подготовлен автореферат.

Конкретное личное участие автора в получении научных результатов выражалось в непосредственном проведении опытно-экспериментальной работы на всех этапах исследования, при совмещении профессиональной и исследовательской деятельности (работа со студентами-сиротами в качестве преподавателя общей и социальной педагогикитеоретические и прикладные исследования, обработка и анализ материалов).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальная дезадаптация студентов-сирот вызвана неблагоприятными социальными и психологическими условиями первичной социализации и проявляется в деформации социального поведения и системы жизненных ценностей, социальной некомпетентности, несформированности навыков социального взаимодействия, нарушении социальной и личностной самоидентификации.

2. Ресоциализация дезадаптированных студентов-сирот предполагает освоение нового социального опыта (аксиологического, познавательного, коммуникативного, деятельностного), который способствует позитивным изменениям в ценностно-смысловой сфере, уменьшению расхождений между ценностями «знаемыми» и «реально действующими», развитию ответственности личности за свою судьбу и судьбу окружающих, выстраиванию жизненной перспективы, повышению уровня функциональной грамотности, выравниванию баланса социальной и личностной самоидентичности, позитивным изменениям в поведенческой активности, развитию способности строить позитивные отношения с окружающими людьми, улучшению социального самочувствия (как следствие опыта успеха в значимых видах деятельности).

3. Образовательная среда педагогического колледжа может быть фактором успешной ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот при следующих условиях: если она содействует развитию позиции активного субъекта жизнедеятельности, стимулированию процессов саморефлексии (переосмыслению своего социального опыта с позиции нового знания), реализации многоплановых и разносторонних интеракций в режиме продуктивного диалога, способствующих приобретению опыта позитивного взаимодействия с окружающими, освоению системы социальных ролей.

4. Эффективность влияния образовательной среды педагогического колледжа на процесс ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот усиливается при целостном использовании развивающего потенциала формального, неформального и информального образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые поставлена проблема о необходимости социально-педагогической поддержки процесса ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в условиях среднего профессионального образованияраскрыты особенности процесса ресоциализации студентов-сирот в период их профессиональной подготовки в образовательной среде педагогического колледжавыделены критерии, по которым оценивается эффективность процесса ресоциализации студентов-сиротвыявлен потенциал образовательной среды педагогического колледжа как фактора ресоциализации студентов-сиротопределены и обоснованы социально-педагогические условия эффективной ресоциализации студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют уточнить представления о механизме перестройки социального опыта дезадаптированных студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике детских домов и интернатов, в деятельности учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку сирот, в системе профессионального образования и повышения квалификации педагогов, работающих с данной категорией молодежи.

В рамках исследования разработан и внедрен в образовательный процесс Иркутского педагогического колледжа № 2 спецкурс «Социальная педагогика» (для студентов-сирот).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась системным подходом к изучению предмета исследованиякомплексным использованием исследовательских методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованияапробацией теоретических идей в процессе практической деятельностиаргументированностью выводовприменением валидных, научно обоснованных диагностических методикстатистической достоверностью результатов.

Апробация теоретических положений и результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях творческой лаборатории, педагогических советах и методических объединениях преподавателей Иркутского педагогического колледжа № 2, на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня: научно-практическом семинаре по андрагогике в Польше (Зелена Гура, 1999) — научно-практических конференциях «Инновационные процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития» (Иркутск, 1999) и «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот: теория, практика, проблемы» (Иркутск, 2000) — межвузовских научно-практических конференциях «А. П. Усова и современность» (Иркутск, 1999) и «Социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях» (Иркутск, 2003) — российско-польском семинаре «Андрагог в открытом обществе» (Иркутск, 2000) — а также на международном гуманитарном конгрессе «Построение гражданского общества» (Иркутск, 2002) и фестивале-конференции «Авторская школа «Эврика — 2002» «(Москва, 2002) и др.

На основе материалов исследования автором диссертации разработан проект «Профессиональное образование как фактор социальной реабилитации дезадаптированных студентов-сирот в условиях педагогического колледжа», для реализации которого в 2002 г. Иркутскому педагогическому колледжу № 2 присвоен статус федеральной экспериментальной площадки.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (221 источник), приложения. В диссертации приведены 9 таблиц и 11 рисунков. Общий объем работы 189 страниц.

Выводы по второй главе.

1. На констатирующем этапе выявлены такие особенности социального опыта студентов-сирот, свидетельствующие об их дезадаптации: приземлен-ность, бедность, связанность ценностей и идеалов с проблемами ближайшего общения и повседневной жизньюнедостаточная социальная компетентность, низкий уровень развития социальной самоидентификации (размытость и неясность содержания образа социального «Я»), завышенная самооценканизкий культурно-образовательный уровеньнедостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересахярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил поведенияотсутствие адекватных представлений о будущем, чувство страха и неопределенности перед нимособая внутренняя позиция, выражающаяся в отсутствии стремления к самостоятельности, к ответственности за свои поступки, перенос ответственности при решении сложных внутренних проблем на окружающих людейнеумение контролировать и регулировать свое поведение, продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

2. Ресоциализация студентов-сирот может эффективно осуществляться только на основе знания особенностей развития их социального опыта, их жизненных и образовательных интересов и потребностей и создания условий, обеспечивающих, их многосторонние интеракции, и стимулирующих процессы саморефлексии, саморазвития. Процесс ресоциализации находится в прямой зависимости от богатства и многообразия связей, контактов, в которые вступает студент-сирота в образовательной среде колледжа и вне нее.

3. Организационно-деятельностная структура образовательной среды педагогического колледжа является функциональной моделью, позволяющей работать с каждым компонентом социального опыта студента-сироты: аксиологическим, познавательным, коммуникативным, деятельностным (поведенческим).

Каждая из подструктур образовательной среды колледжа обладает способностью оказывать существенное влияние на развитие социальных ресурсов студентов-сирот. Это позволяет расширить научные представления о содержании и особенностях проявления их совокупного ресоциализационного потенциала, что создает основу разработки программ индивидуальной социально-педагогической поддержки, способствующих успешному преодолению социальной дезадаптации сирот, возникшей вследствие неудачной социализации.

4. В организации процесса ресоциализации людей с неудачной социализацией важны целенаправленные действия по организации и обогащению видов их деятельности, реализации взаимодействий (интеракций), активизации процессов саморефлексии, включение в содержание образования опыта быть личностью.

5. Полученные в результате сравнительного анализа данные свидетельствуют о положительной динамике развития в ходе формирующего этапа всех компонентов социального опыта сирот.

Таким образом, на основании системного анализа результатов опытно-экспериментальной работы нами был сделан следующий вывод: цель исследования достигнута. Гипотеза исследования в целом подтвердилась. При указанных условиях образовательная среда колледжа становится фактором успешной ресоциализации студентов-сирот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования позволили нам сформулировать следующие выводы.

1. Ресоциализация дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа — процесс обогащения и коррекции их социального опыта (аксиологического, познавательного, коммуникативного, дея-тельностного) в ходе освоения подструктур данной среды (формального, неформального и информального образования).

2. Выявленные и обоснованные социально-педагогические условия (возможность переосмысления студентами своего социального опыта с позиции нового знания, развитие социально значимых жизненных ценностей, опыта социально-позитивного поведенияорганизация многоплановых и разносторонних интеракций в режиме продуктивного диалога, базирующегося на равноправии отношений, готовности к взаимообогащению, «интеграционном согласовании» опытовмаксимальное создание возможностей выбора и самореализации студентов в условиях целенаправленного расширения системы их деятельности, подготовки к планированию, проектированию своей будущей жизнедеятельности, формирования реального позитивного образа личного будущего) превращают образовательную среду педагогического колледжа в реальный фактор ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот.

3. Интеграция формальной, неформальной и информальной подструктур образовательной среды учебного заведения создает широкие возможности для ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот. При этом фоновым, определяющим социальную ситуацию процесса ресоциализации студента-сироты в колледже, является информальное образованиеглавным, обеспечивающим эффективность и результативность процесса ресоциализации — неформальное образование. Формальное образование, осуществляя крайне важную функциюприобщение к знаниям, профессиональную подготовку — пронизывает всю образовательную среду и служит средством и организационной формой ресоциа-лизации личности.

4. Эффективность ресоциализации дезадаптированных студентов усиливается при целостном использовании развивающего потенциала образовательной среды педагогического колледжа и обеспечивается развитием у них позиции активного субъекта деятельности, активизацией процессов саморефлексии и выстраивания на основе этого жизненной перспективы.

5. Социально-педагогическое сопровождение процесса ресоциализации студентов-сирот в образовательной среде колледжа необходимо рассматривать не только как осуществление совокупности социально-образовательных мер по развитию, обогащению и применению их уникального социального опыта в социально-личностном и профессиональном становлении, но, прежде всего, как новый подход к педагогической деятельности, где данная категория студентов воспринимается и является субъектом выбора, познания, жизнедеятельности, интеракций.

6. Процесс ресоциализации сирот протекает более успешно только в развивающей социальной среде, каковой и является образовательная среда колледжа, она предоставляет возможность освоения такого нового социального опыта, который содействует становлению социально-позитивной системы ценностей, повышению уровня функциональной грамотности, оптимизации социальной и личностной самоидентификации, улучшению социального самочувствия, формированию способности строить позитивные отношения с окружающими людьми, брать ответственность за свою судьбу и судьбу окружающих.

7. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов, касающихся социально-педагогического содействия успешной ресоциализации дезадаптированных студентов.

Дальнейшее исследование данной проблемы может быть связано с рассмотрением вопросов повышения познавательной активности дезадаптированной молодежи, конструированием технологий формирования коммуникативной компетентности сирот, активизацией роли педагога в ресоциализации студентов-сирот, специальной подготовки преподавателей к работе с данной категорией студентов.

За рамками диссертационной работы остались также аспекты профессионального становления студентов-сирот.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентичность, презентация: Введение в интерпрета-тивную социологию / Пер. с нем. под общ. ред. H.A. Головина и В. В. Козловского. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000. — 272 с.
  2. .Н. Становление личности и средовая адаптация // Социальная педагогика. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — С. 67−101.
  3. А.Г., Тихоненко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопр. психологии. 1981. — № 4. — С. 91−102.
  4. Ш. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. M.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 225 с.
  6. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. -288 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
  8. Е.В. Социальная психология / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 264 с.
  9. В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. — 123 с.
  10. Ю.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 376 с.
  11. П.Баева И. А. Особенности мировосприятия в молодежной субкультуре // Ми- -ровосприятие и образ жизни / Под научн. ред. Ю. Н. Кулюткина и C.B. Тарасова. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1999. — С. 63−71.
  12. Е.С. Американская социология: Традиции и современность. Екатеринбург: «Деловая книга" — Бишкек: «Одисей», 1997. — 176 с.
  13. Т.С. Теоретические модели социальной идентичности личности // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.-С. 602−612.
  14. И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2000.-24 с.
  15. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996. — 255 с.
  16. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
  17. С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ре-социализации «трудных» подростков // Психологический журнал. 1984. -Т. 5. — № 6. — С.48−54.
  18. A.C. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. — 192 с.
  19. В.В. О некоторых проблемах социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Сироты России: проблемы, надежды и будущее: Материалы межрегиональной конференции 20−21 дек. 1993 г. М.: Б/и, 1994. — С. 489.
  20. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 324 с.
  21. H.A. Самопознание. JL: Лениздат, 1991. — 395 с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. под общ. ред. В. Я. Пилиповского М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  23. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  24. H.A., Фирсова С. П. Диагностика образовательной среды как условие ее развития и совершенствования // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 159−165.
  25. И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Владимир, 2000.-22 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1986. 464 с.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  28. Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
  29. Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999. 24 с.
  30. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvP-Apryc, 1994. -207с.
  31. В. Причины социального сиротства: Аналитический взгляд на проблему // Социальная работа. 1994. — № 2/5. — С. 36−41.
  32. В.И. Проблема социального сиротства и пути ее разрешения // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. М.: Полиграф сервис, 1998. — С.12−21.
  33. Л.П. О методологии изучения сознания личности в социалистическом обществе // Общественная психология и коммунистическое воспитание. — М.: Изд-во МГУ, 1967. С. 40−94.
  34. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1967. -123 с.
  35. П. Социология политики / Пер. с фр. / Сост. H.A. Шматко. М.: Со-цио-Логос, 1993.-333 с.
  36. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  37. Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. — 160 с.
  38. А.П. Культуротворческая школа: концепция и образовательная модель образовательного процесса И Педагогика. 1998. — № 4. — С.12−18.
  39. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 3−7.
  40. А .Я. Система деятельности педагогического коллектива по профилактике дезадаптации и организации процесса реадаптации подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 20 с.
  41. В.В. Образование как фактор реабилитации детей и подростков в условиях приюта: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 21 с.
  42. С.Г. Социально-педагогические проблемы управления современной школой // Андрагог в открытом обществе: Материалы российско-польского семинара. СПб. — Иркутск — Р1оск, 2000. — С. 116−123.
  43. С.Г. Теоретико-методологические проблемы изучения образовательной среды // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 14−18.
  44. И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 3−7.
  45. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Гардарики, 2001. — 432 с.
  46. В.Г. Образовательная среда как фактор развития личности // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 9−13.
  47. JI.C. Проблема сознания // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-С. 156−167.
  48. О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М.: Б/и, 1995. 103 с.
  49. JI.H., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопр. психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25.
  50. .С. Философия образования. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Флинта, 1998. — 432 с.
  51. В.И. Проблемы структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 10−15.
  52. А.Н. Социальная психиатрия сиротства. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 192 с.
  53. Голуб J1.H. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация учащихся в условиях профессиональных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2000. — 21 с.
  54. М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амал-фея, 2000.-448 с.
  55. Г. А. Организация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением // Социальная педагогика. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — С. 101−122.
  56. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  57. И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования. 1992. — № 10. -С. 62−70.
  58. Дети «группы риска»: социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы международной научно-практической конференции. -М.: Б/и, 1998. -158 с.
  59. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стреблевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
  60. Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь (Collins): В 2 т.: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. — Т. 2. — 528 с.
  61. E.H., Нодельман В. И., Востротина З. И. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации). — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. 316 с.
  62. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999. -184 с.
  63. O.A. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 2001. — 41 с.
  64. Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. — № 2. — С. 20−28.
  65. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. -М.: Канон, 1995.-349 с.
  66. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Печатный дом «ДИМУР», 1999. — 290 с.
  67. И.П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1989. — С. 373−452.
  68. С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Флинта, 1999. — 160 с.
  69. М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема // Магистр. 1998. -№ 4. — С. 88−95.
  70. М.С. О структуре современного антропологического знания // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петраполис, 1995. — 153 с.
  71. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999. — 304 с.
  72. Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 1. — С. 22−31.
  73. М.Я. Некоторые методологические характеристики гуманистической образовательной среды педагога // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. -С.230−234.
  74. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -176 с.
  75. М.В. Личностные ориентации в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  76. С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социологические исследования. 2002. — № 6. — С. 83−95.
  77. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.- 176 с.
  78. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
  79. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  80. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. — 64с.
  81. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  82. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980. 192 с.
  83. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988. 270 с.
  84. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 336 с.
  85. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 512 с.
  86. Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. 5. — 368 с.
  87. Е.А. Теоретические основы проектирования и применения лично-стно развивающих педагогических средств: Автореф. дис. докт. пед. наук.- Волгоград, 2000. 42 с.
  88. Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. — № 1. — С. 6−7.
  89. Ю.Н. Изменение образа жизни и динамика личностных смыслов у человека // Мировосприятие и образ жизни / Под научн. ред. Ю. Н. Кулюткина и C.B. Тарасова. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1999.- С. 41−46.
  90. Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.-84 с.
  91. Кун М., Макпартлэнд Т. Кто Я? // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 460−468.
  92. И., Матейчик 3. Типы депривационной личности ребенка в учреждении // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С. 205−213.
  93. С.А., Логинова Ю. В. Проблемы адаптации выпускников к самостоятельной жизни // Сироты России: проблемы, надежды и будущее: Материалы межрегиональной конференции 20−21 дек. 1993 г. М.: Б/и, 1994. -С.42−43.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
  95. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 43 с.
  96. Л.Н. К обществу образованных людей. / Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. — 273 с.
  97. В.Н. О педагогических понятиях «пространство» и «среда» в ис-торико-педагогических исследованиях // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. С. 1922.
  98. В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. 1994. — № ¼. — С. 57−59.
  99. В.М. Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города: Автореф. дис.. докт. социол. наук. Казань, 2000. — 42 с.
  100. H.A. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопр. психологии. 1985. -№ 1. — С. 103−109.
  101. Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994. -398с.
  102. A.B. О детских домах и беспризорности // Народное просвещение. 1927. — № 4. — С. 51−54.
  103. A.C. Марш тридцатого года // Собр. соч.: В 4 т. М.: Изд-во «Правда», 1987. — Т. 1. — С. 5−146.
  104. A.C. Педагогическая поэма // Собр. соч.: В 4 т. М.: Изд-во «Правда», 1987. — Т. 1. — С. 149−570- Т. 2. — С. 5−236.
  105. Н.В., Несмеянова М. И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. — 1991. № 4. — С. 79−83.
  106. Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. -№ 7.-С. 36−41.
  107. Ю.С. Средовой подход в воспитании: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 44 с.
  108. К. Образование, социология и проблема общественного сознания // Мир образования. 1997. — № 2. — С. 49−54.
  109. Д.Ж. Общая социология. М.: Владос, 1998. — 231 с.
  110. А.Г. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. под общ. ред. Г. А. Балла. М.: Смысл, 1999. — 423 с.
  111. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. — № 4. — С.28−38.
  112. A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. — 365 с.
  113. A.B. Воспитательный потенциал общения // Советская педагогика. 1985. — № 7. — С. 40−42.
  114. A.B. Личностный подход в воспитании // Магистр. 1991. — Авг. -С. 61−63.
  115. A.B. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 1999. 184 с.
  116. B.C. Педагогическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопр. психологии. 1989. — № 1. — С. 32−39.
  117. Л.С., Крокинская O.K., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. СПб.: КАРО, 2000. — 272 с.
  118. И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования. 2001. — № 4. — С. 70−77.
  119. P.C. Психология: В 3 кн.- Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2001.-688 с.
  120. P.C. Сверхнормативная деятельность как выражение активной социальной позиции коллектива и личности // Вопр. психологии. 1985. — № 4. -С. 93−101.
  121. В.Я. Институционализация образования (опыт методологического анализа): Автореф. дис. докт. социол. наук. -М., 1998. -41 с.
  122. В.А. Начала социальной педагогики. М.: Изд-во «Флинта», 1999.-72 с.
  123. О положении детей Российской Федерации. 2001 год: Ежегодный государственный доклад. М.: Ваш Дом, 2000. — 107 с.
  124. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480 с.
  125. Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002. -256с.
  126. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. СПб. — Воронеж: Б/и, 1995. — 232 с.
  127. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19.
  128. .Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-351 с.
  129. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  130. Педагогика среды и методы ее изучения / Под ред. М. В. Крупениной. -М.: Изд-во «Работник просвещения», 1930.- 194 с.
  131. Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 26−35.
  132. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  133. A.B. Психология о каждом и каждому о психологии. — М.: Изд-во РОУ, 1996.-328 с.
  134. Н.М. Основы социальной педагогики. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 120 с.
  135. М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. 2000. — № 1. — С. 47−51.
  136. К.Н. Психологическое сопровождение подросткового возраста // Вопр. психологии. 1996. — № 1. — С. 20−34.
  137. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценных ориен-таций учащейся молодежи // Социологические исследования. — 1999. № 6. -С. 96−99.
  138. А.И. Современная социология организаций. — М.: Фирма «Интерпракс», 1995.-295 с.
  139. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и A.A. Дерка-ча. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1998. 688 с.
  140. А.М., Толстых H.H. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  141. Проблемы и перспективы непрерывного образования: Методики социально-педагогических исследований / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб.: Б/и, 1996.-86 с.
  142. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.
  143. , А.Г. Рузской. М.: Просвещение, 1990. — 264 с.
  144. Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.-672 с.
  145. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот: теория, практика, проблемы: Материалы научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. — 96 с.
  146. Д. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 42−46.
  147. Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Знание, 1998.-198 с.
  148. Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопр. психологии. 2000. — № 3. —1. С.23−33.
  149. С.А. Социальная педагогика развивающаяся область образования / Под ред. К. Д. Радиной. — Псков: ПОИПКРО, 1998. — 180 с.
  150. A.A. Практическая психодиагностика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2001.-224 с.
  151. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. под общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. -480 с.
  152. СЛ. Основы общей психологии. М.: Госуд. уч.-педагогич. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. — 596 с.
  153. И.Ю. Использование субъектного опыта учащихся при проектировании индивидуальных образовательных программ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
  154. H.A. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. — 96 с.
  155. М.Г., Семенов С. Д., Стойко Н. Г., Чиганова С. Д. Опыт работы красноярского центра социального здоровья «Качинский» с девиантными подростками // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 1. — С. 59−65.
  156. Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 27−31.
  157. H.A. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социологические исследования. 2002. — № 2. — С. 90−95.
  158. Г. К., Селевко А. Г. Воспитание и обучение детей с проблемами // Школьные технологии. 2002. — № 3. — С.125−156.
  159. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35−39.
  160. Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 11−17.
  161. Сиротство как социальная проблема / Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Ю. А. Сойка и др.- Под ред. Л. И. Смагиной. Минск: Ущверспэцкае, 1999. — 144 с.
  162. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001.-480 с.
  163. Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. JI.B. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  164. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. Е. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1985−1988. — Т. 2. — 1986. — 736 с.
  165. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1997. 424 с.
  166. Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 686 с.
  167. Е.Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности // Вопр. психологии. 2001. — № 6. — С. 3−16.
  168. Е.А. Принцип интеграционного согласования в последипломном образовании педагогов // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. С. 196−201.
  169. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. — М.: Педагогика, 1991. 239 с.
  170. Социализация взрослых / Башарина JI.A., Бродянская JI.B., Вершловский С. Г. и др. СПб.: СпецЛит, 2002. — 272 с.
  171. Социальная педагогика / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Владос, 2000.-416 с.
  172. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, A.A. Деркача. М.: Академия, 2001.-600 с.
  173. Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-576 с.
  174. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-коорд. Г. В. Осипов. М.: Инфра М — Норма, 1998. — 488 с.
  175. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 460 с.
  176. B.C. Культура // Вопр. философии. 1999. — № 8. — С. 61−71.
  177. B.B. Самосознание личности. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -284 с.
  178. Л.Д. Социальная адаптация // Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — С. 296−307.
  179. П.Б. Комплексная реабилитация воспитанников детского дома как фактор их социальной адаптации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 2000. 19 с.
  180. A.A. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  181. Е.Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: Монография. Иркутск: Изд-во Иркут. пед. ун-та, 1997. -114 с.
  182. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. -М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Флинта, 1997. 160 с.
  183. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. -590 с.
  184. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА М, 1997. — 576с.
  185. Л. Сущностные характеристики непрерывного образования // Новые знания. 1998. — № 1. — С. 4−5.
  186. A.C., Лунев Ю. А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах) // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 92−106.
  187. В.И. Об опыте социологического исследования жизненного самоопределения выпускников средней школы // Социологические исследования. 1996. — № 7. — С.143−146.
  188. Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых // Андрагог в открытом обществе. СПб. — Иркутск — Р1оск, 2000. — С. 100−104.
  189. Т.В. Социальное партнерство как фактор развития образовательной среды института повышения квалификации работников образования // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 104−108.
  190. Т.В. Социально-педагогические условия формирования и перестройки учебного опыта рабочей молодежи: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1977.
  191. В.А. Социальная работа с сиротами // Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — С. 454−462.
  192. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кудина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1,2.
  193. Н.И. Социальная психология в образовании. 4.1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: Владос, 1995. — 544 с.
  194. Т. Социальная психология / Пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-544 с.
  195. Л.М. Социально-педагогическая реабилитация девиантного поведения детей и подростков с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. — № 1. — С. 6266.
  196. Л.М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депри-вации / Под общ. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Б/и, 1997. — 160 с.
  197. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  198. Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Изд-во УРАО, 2001.- 128 с.
  199. В.Н. Основные вопросы социального воспитания. — М.: Изд-во работников просвещения, 1925. — 162 с.
  200. Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  201. H.H., Панов А. И., Левин С. А. Постинтернатная адаптация выпускников детских домов: Социально-психологические технологии. — М.: Альтекс, 2001.-124 с.
  202. Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1997. — 41 с.
  203. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. — № 3−4. -С. 158−181.
  204. И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 31—42.
  205. И.С., Рыжухина И. Ю. Предмет анализа субъектный опыт // Директор школы. — 1999. — № 8. — С. 53−60.
  206. И.В. Психология депривированного подростка. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000. — 121 с.
  207. Ярская-Смирнова Е. Р. Профессионализация социальной работы // Социологические исследования. 2001. — № 5. — С. 86−95.
  208. В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 79−88.
Заполнить форму текущей работой