Социально-педагогические условия ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа
Диссертация
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: впервые поставлена проблема о необходимости социально-педагогической поддержки процесса ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в условиях среднего профессионального образованияраскрыты особенности процесса ресоциализации студентов-сирот в период их профессиональной подготовки в образовательной среде… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ-СИРОТ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Социализация и ресоциализация как процессы освоения и развития социального опыта личности
- 1. 2. Сиротство — «проблемное поле» социализации личности
- 1. 3. Образовательная среда педагогического колледжа как фактор ресо-циализации дезадаптированных студентов-сирот
- ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-СИРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
- 2. 1. Методы и результаты изучения особенностей социального опыта студентов-сирот
- 2. 2. Пути и условия развития социального опыта студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа
- 2. 3. Социально-педагогические эффекты ресоциализации дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа
Список литературы
- Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация: Введение в интерпрета-тивную социологию / Пер. с нем. под общ. ред. H.A. Головина и В. В. Козловского. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000. — 272 с.
- Алмазов Б.Н. Становление личности и средовая адаптация // Социальная педагогика. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — С. 67−101.
- Амбрумова А.Г., Тихоненко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопр. психологии. 1981. — № 4. — С. 91−102.
- Амонашвили Ш. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: В 2 т. M.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 225 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. -288 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 376 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 264 с.
- Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. — 123 с.
- Ю.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 376 с.
- П.Баева И. А. Особенности мировосприятия в молодежной субкультуре // Ми- -ровосприятие и образ жизни / Под научн. ред. Ю. Н. Кулюткина и C.B. Тарасова. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1999. — С. 63−71.
- Баразгова Е.С. Американская социология: Традиции и современность. Екатеринбург: «Деловая книга" — Бишкек: «Одисей», 1997. — 176 с.
- Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентичности личности // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.-С. 602−612.
- Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: Автореф.. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2000.-24 с.
- Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996. — 255 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
- Беличева С.А. Специализированные подростковые клубы как институт ре-социализации «трудных» подростков // Психологический журнал. 1984. -Т. 5. — № 6. — С.48−54.
- Белкин A.C. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. — 192 с.
- Беляков В.В. О некоторых проблемах социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Сироты России: проблемы, надежды и будущее: Материалы межрегиональной конференции 20−21 дек. 1993 г. М.: Б/и, 1994. — С. 489.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 324 с.
- Бердяев H.A. Самопознание. JL: Лениздат, 1991. — 395 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. под общ. ред. В. Я. Пилиповского М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
- Бирюкова H.A., Фирсова С. П. Диагностика образовательной среды как условие ее развития и совершенствования // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 159−165.
- Бобылева И.А. Педагогические условия постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Владимир, 2000.-22 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1986. 464 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
- Борисова Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999. 24 с.
- Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvP-Apryc, 1994. -207с.
- Брутман В. Причины социального сиротства: Аналитический взгляд на проблему // Социальная работа. 1994. — № 2/5. — С. 36−41.
- Брутман В.И. Проблема социального сиротства и пути ее разрешения // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. М.: Полиграф сервис, 1998. — С.12−21.
- Буева Л.П. О методологии изучения сознания личности в социалистическом обществе // Общественная психология и коммунистическое воспитание. — М.: Изд-во МГУ, 1967. С. 40−94.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1967. -123 с.
- Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. / Сост. H.A. Шматко. М.: Со-цио-Логос, 1993.-333 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. — 160 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и образовательная модель образовательного процесса И Педагогика. 1998. — № 4. — С.12−18.
- Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 3−7.
- Варламова А .Я. Система деятельности педагогического коллектива по профилактике дезадаптации и организации процесса реадаптации подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. — 20 с.
- Вершинина В.В. Образование как фактор реабилитации детей и подростков в условиях приюта: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 21 с.
- Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы управления современной школой // Андрагог в открытом обществе: Материалы российско-польского семинара. СПб. — Иркутск — Р1оск, 2000. — С. 116−123.
- Вершловский С.Г. Теоретико-методологические проблемы изучения образовательной среды // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 14−18.
- Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 3−7.
- Волков Ю.Г., Мостовая И. В. Социология / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Гардарики, 2001. — 432 с.
- Воронцова В.Г. Образовательная среда как фактор развития личности // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 9−13.
- Выготский JI.C. Проблема сознания // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982.-Т. 1.-С. 156−167.
- Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. -М.: Б/и, 1995. 103 с.
- Галигузова JI.H., Мещерякова С. Ю., Царегородцева JI.M. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопр. психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Флинта, 1998. — 432 с.
- Гинецинский В.И. Проблемы структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 10−15.
- Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 192 с.
- Голуб J1.H. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация учащихся в условиях профессиональных училищ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2000. — 21 с.
- Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амал-фея, 2000.-448 с.
- Гусев Г. А. Организация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением // Социальная педагогика. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — С. 101−122.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
- Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка // Социологические исследования. 1992. — № 10. -С. 62−70.
- Дети «группы риска»: социальная, психолого-педагогическая помощь: Материалы международной научно-практической конференции. -М.: Б/и, 1998. -158 с.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стреблевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
- Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь (Collins): В 2 т.: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. — Т. 2. — 528 с.
- Дзятковская E.H., Нодельман В. И., Востротина З. И. Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации). — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. 316 с.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1999. -184 с.
- Дорожкина O.A. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: Автореф. дис. докт. пед. наук. — М., 2001. — 41 с.
- Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии // Социологические исследования. 2000. — № 2. — С. 20−28.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. -М.: Канон, 1995.-349 с.
- Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Печатный дом «ДИМУР», 1999. — 290 с.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1989. — С. 373−452.
- Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Флинта, 1999. — 160 с.
- Каган М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема // Магистр. 1998. -№ 4. — С. 88−95.
- Каган М.С. О структуре современного антропологического знания // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петраполис, 1995. — 153 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999. — 304 с.
- Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 1. — С. 22−31.
- Кельмович М.Я. Некоторые методологические характеристики гуманистической образовательной среды педагога // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. -С.230−234.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -176 с.
- Кларин М.В. Личностные ориентации в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
- Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социологические исследования. 2002. — № 6. — С. 83−95.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.- 176 с.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1988. — 64с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980. 192 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988. 270 с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 336 с.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 512 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. 5. — 368 с.
- Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения лично-стно развивающих педагогических средств: Автореф. дис. докт. пед. наук.- Волгоград, 2000. 42 с.
- Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. — № 1. — С. 6−7.
- Кулюткин Ю.Н. Изменение образа жизни и динамика личностных смыслов у человека // Мировосприятие и образ жизни / Под научн. ред. Ю. Н. Кулюткина и C.B. Тарасова. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1999.- С. 41−46.
- Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: Ценностно-смысловой анализ. СПб.: СПбГУПМ, 2001.-84 с.
- Кун М., Макпартлэнд Т. Кто Я? // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 460−468.
- Лангмайер И., Матейчик 3. Типы депривационной личности ребенка в учреждении // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С. 205−213.
- Левин С.А., Логинова Ю. В. Проблемы адаптации выпускников к самостоятельной жизни // Сироты России: проблемы, надежды и будущее: Материалы межрегиональной конференции 20−21 дек. 1993 г. М.: Б/и, 1994. -С.42−43.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. — 43 с.
- Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. / Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. — 273 с.
- Липник В.Н. О педагогических понятиях «пространство» и «среда» в ис-торико-педагогических исследованиях // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. С. 1922.
- Лисовский В.Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа. 1994. — № ¼. — С. 57−59.
- Логинов В.М. Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города: Автореф. дис.. докт. социол. наук. Казань, 2000. — 42 с.
- Логинова H.A. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопр. психологии. 1985. -№ 1. — С. 103−109.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994. -398с.
- Луначарский A.B. О детских домах и беспризорности // Народное просвещение. 1927. — № 4. — С. 51−54.
- Макаренко A.C. Марш тридцатого года // Собр. соч.: В 4 т. М.: Изд-во «Правда», 1987. — Т. 1. — С. 5−146.
- Макаренко A.C. Педагогическая поэма // Собр. соч.: В 4 т. М.: Изд-во «Правда», 1987. — Т. 1. — С. 149−570- Т. 2. — С. 5−236.
- Малярова Н.В., Несмеянова М. И. Социальная защита детства: концептуальный подход // Социологические исследования. — 1991. № 4. — С. 79−83.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. -№ 7.-С. 36−41.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1998. — 44 с.
- Манхейм К. Образование, социология и проблема общественного сознания // Мир образования. 1997. — № 2. — С. 49−54.
- Маркович Д.Ж. Общая социология. М.: Владос, 1998. — 231 с.
- Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. под общ. ред. Г. А. Балла. М.: Смысл, 1999. — 423 с.
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психологии. 1997. — № 4. — С.28−38.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. — 365 с.
- Мудрик A.B. Воспитательный потенциал общения // Советская педагогика. 1985. — № 7. — С. 40−42.
- Мудрик A.B. Личностный подход в воспитании // Магистр. 1991. — Авг. -С. 61−63.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 1999. 184 с.
- Мухина B.C. Педагогическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопр. психологии. 1989. — № 1. — С. 32−39.
- Нагавкина Л.С., Крокинская O.K., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов. СПб.: КАРО, 2000. — 272 с.
- Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социологические исследования. 2001. — № 4. — С. 70−77.
- Немов P.C. Психология: В 3 кн.- Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Владос, 2001.-688 с.
- Немов P.C. Сверхнормативная деятельность как выражение активной социальной позиции коллектива и личности // Вопр. психологии. 1985. — № 4. -С. 93−101.
- Нечаев В.Я. Институционализация образования (опыт методологического анализа): Автореф. дис. докт. социол. наук. -М., 1998. -41 с.
- Никитин В.А. Начала социальной педагогики. М.: Изд-во «Флинта», 1999.-72 с.
- О положении детей Российской Федерации. 2001 год: Ежегодный государственный доклад. М.: Ваш Дом, 2000. — 107 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-480 с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002. -256с.
- Онушкин В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. СПб. — Воронеж: Б/и, 1995. — 232 с.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психологии. 1996. — № 1. — С. 5−19.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
- Педагогика среды и методы ее изучения / Под ред. М. В. Крупениной. -М.: Изд-во «Работник просвещения», 1930.- 194 с.
- Песоцкий Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 26−35.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский A.B. Психология о каждом и каждому о психологии. — М.: Изд-во РОУ, 1996.-328 с.
- Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997. 120 с.
- Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. 2000. — № 1. — С. 47−51.
- Поливанова К.Н. Психологическое сопровождение подросткового возраста // Вопр. психологии. 1996. — № 1. — С. 20−34.
- Попов В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценных ориен-таций учащейся молодежи // Социологические исследования. — 1999. № 6. -С. 96−99.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. — М.: Фирма «Интерпракс», 1995.-295 с.
- Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и A.A. Дерка-ча. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 1998. 688 с.
- Прихожан А.М., Толстых H.H. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества). М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
- Проблемы и перспективы непрерывного образования: Методики социально-педагогических исследований / Под ред. С. Г. Вершловского. — СПб.: Б/и, 1996.-86 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.
- Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Просвещение, 1990. — 264 с.
- Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000.-672 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот: теория, практика, проблемы: Материалы научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. — 96 с.
- Пстронг Д. Профилактика социальной дезадаптации учащихся // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 42−46.
- Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб.: Знание, 1998.-198 с.
- Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопр. психологии. 2000. — № 3. —1. С.23−33.
- Расчетина С.А. Социальная педагогика развивающаяся область образования / Под ред. К. Д. Радиной. — Псков: ПОИПКРО, 1998. — 180 с.
- Реан A.A. Практическая психодиагностика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2001.-224 с.
- Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. под общ. ред. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. -480 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М.: Госуд. уч.-педагогич. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1940. — 596 с.
- Рыжухина И.Ю. Использование субъектного опыта учащихся при проектировании индивидуальных образовательных программ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 24 с.
- Рычкова H.A. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. — 96 с.
- Садовский М.Г., Семенов С. Д., Стойко Н. Г., Чиганова С. Д. Опыт работы красноярского центра социального здоровья «Качинский» с девиантными подростками // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. — № 1. — С. 59−65.
- Свинина Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 27−31.
- Свиридов H.A. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социологические исследования. 2002. — № 2. — С. 90−95.
- Селевко Г. К., Селевко А. Г. Воспитание и обучение детей с проблемами // Школьные технологии. 2002. — № 3. — С.125−156.
- Селиванова H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35−39.
- Сенько Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 11−17.
- Сиротство как социальная проблема / Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Ю. А. Сойка и др.- Под ред. Л. И. Смагиной. Минск: Ущверспэцкае, 1999. — 144 с.
- Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М.: Академия, 2001.-480 с.
- Словарь по социальной педагогике / Авт.-сост. JI.B. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368 с.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. Е. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1985−1988. — Т. 2. — 1986. — 736 с.
- Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. -М.: Юристъ, 1997. 424 с.
- Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 686 с.
- Соколова Е.Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности // Вопр. психологии. 2001. — № 6. — С. 3−16.
- Соколовская Е.А. Принцип интеграционного согласования в последипломном образовании педагогов // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. С. 196−201.
- Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения / Сост. А. Т. Губко. — М.: Педагогика, 1991. 239 с.
- Социализация взрослых / Башарина JI.A., Бродянская JI.B., Вершловский С. Г. и др. СПб.: СпецЛит, 2002. — 272 с.
- Социальная педагогика / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Владос, 2000.-416 с.
- Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, A.A. Деркача. М.: Академия, 2001.-600 с.
- Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-576 с.
- Социологический энциклопедический словарь / Ред.-коорд. Г. В. Осипов. М.: Инфра М — Норма, 1998. — 488 с.
- Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 460 с.
- Степин B.C. Культура // Вопр. философии. 1999. — № 8. — С. 61−71.
- Столин B.B. Самосознание личности. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -284 с.
- Столяренко Л.Д. Социальная адаптация // Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — С. 296−307.
- Тазекенова П.Б. Комплексная реабилитация воспитанников детского дома как фактор их социальной адаптации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Оренбург, 2000. 19 с.
- Ухтомский A.A. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
- Федотова Е.Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: Монография. Иркутск: Изд-во Иркут. пед. ун-та, 1997. -114 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. -М.: Моск. психолого-социальный ин-т, Флинта, 1997. 160 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. -590 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА М, 1997. — 576с.
- Хазова Л. Сущностные характеристики непрерывного образования // Новые знания. 1998. — № 1. — С. 4−5.
- Чернышев A.C., Лунев Ю. А. Динамика социального Я подростков и юношей в развивающих социальных средах (социальных оазисах) // Мир психологии. 2002. — № 2. — С. 92−106.
- Чупров В.И. Об опыте социологического исследования жизненного самоопределения выпускников средней школы // Социологические исследования. 1996. — № 7. — С.143−146.
- Шадрина Т.В. Андрагог как аниматор и организатор образования взрослых // Андрагог в открытом обществе. СПб. — Иркутск — Р1оск, 2000. — С. 100−104.
- Шадрина Т.В. Социальное партнерство как фактор развития образовательной среды института повышения квалификации работников образования // Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании. СПб.: СПбГУПМ, 2001. — С. 104−108.
- Шадрина Т.В. Социально-педагогические условия формирования и перестройки учебного опыта рабочей молодежи: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1977.
- Шапинский В.А. Социальная работа с сиротами // Социальная работа / Под общ. ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — С. 454−462.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Н. П. Кудина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1,2.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. 4.1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: Владос, 1995. — 544 с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 1999.-544 с.
- Шипицына Л.М. Социально-педагогическая реабилитация девиантного поведения детей и подростков с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. — № 1. — С. 6266.
- Шипицына Л.М., Иванов Е. С., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л., Крючкова Л. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депри-вации / Под общ. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Б/и, 1997. — 160 с.
- Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
- Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М.: Изд-во УРАО, 2001.- 128 с.
- Шульгин В.Н. Основные вопросы социального воспитания. — М.: Изд-во работников просвещения, 1925. — 162 с.
- Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
- Юдинцева H.H., Панов А. И., Левин С. А. Постинтернатная адаптация выпускников детских домов: Социально-психологические технологии. — М.: Альтекс, 2001.-124 с.
- Яблоневская Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений начального профессионального образования: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук. Челябинск, 1997. — 41 с.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. — № 3−4. -С. 158−181.
- Якиманская И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 31—42.
- Якиманская И.С., Рыжухина И. Ю. Предмет анализа субъектный опыт // Директор школы. — 1999. — № 8. — С. 53−60.
- Ярославцева И.В. Психология депривированного подростка. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000. — 121 с.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Профессионализация социальной работы // Социологические исследования. 2001. — № 5. — С. 86−95.
- Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 79−88.