Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Происхождение и появление первых загадок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость иносказательной речи обуславливалась, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь… Читать ещё >

Происхождение и появление первых загадок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зарождение загадок, по мнению ученых, связано с давним временем, когда человек прибегал к иносказательной речи, в целях маскировки своих действий перед охотой, чтобы звери, которых он одушевлял, не «узнали» об опасности. Первоначально загадки использовались как средство развлечения, забава. Но загадки играют более важную роль в жизни человека — незаметно, исподволь обучая и воспитывая [24. С. 233−237].

Необходимость иносказательной речи обуславливалась, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь [24. С. 233−237].

Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» — одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.

Как свидетельствует С. П. Крашенинников, свинью сибиряки-охотники назвали низкоглядой, т. е. смотрящей вниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровы говорили «рыкуша», т. е. рыкающая, ревущая [15. С. 246].

В Орловском крае крестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашеное коромысло через реку повисло» [2. С. 128].

Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание — гибель [2. С. 128].

Загадки — один из древнейших «малых» жанров славянского фольклора, сохранивший значительный пласт общего праславянского (и индоевропейского) наследия и вместе с тем испытавший сильное влияние средневековой славянской книжности и через нее античной, библейской и восточных традиций. Примером загадок общеславянского распространения могут служить загадки о звездах и месяце: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» [24. С. 233−237].

Загадывание загадок — особый вид ритуально-игрового поведения, вербальный акт, в котором один участник предлагает зашифрованное высказывание о каком-либо предмете или явлении, а другой должен назвать денотат. Диалогичности речевого акта загадывания соответствует двухчастность текста загадки, состоящего из иносказания (загадка, вопрос) и его расшифровки (отгадка, ответ).

В своем происхождении загадки обнаруживают связь с архаическим ритуалом, моделирующим преодоление хаоса и упорядочение состава мира путем обозначения и именования каждого его элемента; с магией слова и мифопоэтической картиной мира; с явлениями языкового табу и тайных языков. Загадки являются одновременно и продуктом, и инструментом языковой категоризации и концептуализации мира, идентификации, сравнения и систематизации его элементов; имеют познавательную, магическую, аксиологическую, дидактическую, игровую функции [24. С. 233−237].

Ритуальные истоки загадок прослеживаются в сохраняющихся иногда до наших дней регламентациях и запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Обычно оно происходило зимой, после Рождества, на масленицу, нередко до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста.

Как правило, старшие загадывали загадки молодым, которые постепенно приобщались к этому искусству. Знатоку загадок приписывались особые способности к тайному знанию, сербы называли его враж или вражар. Загадывание загадок нередко носило характер состязания: загадки адресовались какому-то определенному лицу, и никто другой не смел за него отвечать.

Загадывание загадок входило в сценарий свадебного обряда, будучи одной из форм ритуального общения между партиями жениха и невесты (при этом загадывает всегда сторона невесты), разновидностью «тайного» языка.

Загадка ставилась в один ряд с языческими обрядами и ведовством, считалось делом «нечистым», к которому прибегали мифологические персонажи, например, полудницы и русалки. Считали, что, завлекая людей, они загадывают им загадки и не отгадавших «защекочивают» [14. С. 101].

В некоторых жанрах фольклора, прежде всего в сказках, обрядовых песнях (колядках, купальских, свадебных и др.), балладах загадки выступают как форма иносказательной речи в связи с мотивами испытания героев, решения «трудных задач» и т. п. При этом загадки всегда предлагаются в наборе, и состав загадок в разных песнях часто повторяется полностью или частично [24. С. 233−237].

Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т. п. При этом «ответная» часть загадки (отгадка) носит предметный характер (например, загадывается «ветер»), а «вопросная» — предикативный (задаются признаки загаданного объекта: «Без рук, без ног, а ворота отворяет»). Реже загадываются действия («День и ночь одну работу работаю» — «Дышу») и целые ситуации («Идут девки лесом, поют куролесом, несут пирог с мясом» — «Покойника несут»), также загадки дают представление о народной аксиологии и иерархии ценностей: «Что на свете дороже всего?» — «Здоровье»; «Кто сильнее всего?» — «Сон» и т. п. [24. С. 233−237].

Загадки имеют много общего с другими фольклорными жанрами, прежде всего с пословицами (известно немало текстуальных совпадений между ними); стилистические фигуры и тропы роднят загадки с заговорами, с текстами детского фольклора, считалками, приговорами и др. [24. С. 233−237].

Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велики роль загадки в начальной школе и роль учителя, который должен раскрыть богатства этого жанра, научить вдумываться в каждое слово загадки, чтобы целенаправленно подходить к разгадке, к умению самому составлять загадки. Это обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает [21 С. 15].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой