Художественная интерпретация музыкальных произведений как педагогическое средство профессионального самоопределения обучающихся музыке: На материале музыкальных классов образовательных учреждений
Диссертация
С помощью методики Р. Кеттелла, соответственно адаптированной к условиям нашего исследования, измерялись уровни развития воображения (качественного признака творческого мышления) и самооценки. Отвечая на предложенный перечень вопросов, школьники выбирали один из трех вариантов ответа (А — «да», В — «не знаю», С — «нет»), помечая его на специальном бланке в соответствующей клеточке крестом. Для… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- 1. 1. Профессиональное самоопределение: содержание и подходы
- 1. 2. Художественная интерпретация в контексте исторического развития
- 1. 3. Педагогические возможности художественной интерпретации в профессиональном самоопределении учащихся
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮ ЩИХСЯ
- 2. 1. Методика экспериментального обучения
- 2. 2. Задачи, организация и структура экспериментального исследования
- 2. 3. Ход и результаты эксперимента
Список литературы
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. -111с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
- Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки / Пер. М. И. Левина, А. В. Михайлов. М.- СПб.: Университетская книга, 1999. — 445 с.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.-288 с.
- Алексеев А.Д. О воспитании музыканта-исполнителя // Советская музыка. 1980.-№ 2. — С. 72−77.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Худож.-оформ. М. Л. Уранова. М.: Владос, 2000. — 335 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М: Изд. дом III. Амонашвили, 1995. -496 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1968. — 339 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991. — 416 с.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1984. -300 с.
- Арановский М.Г. Два этюда о творческом процессе // Процесс музыкального творчества. М., 1993. — 62 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984.- 112с.
- Арчажникова Л.Г. Основные направления в совершенствовании подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1987. — С. 3 — 10.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс // Асафьев Б. В. Избр. труды. Т. 5. — М.: Музыка, 1957. — 385 с.
- Асафьев Б.В. Речевая интонация. M.-J1.: Музыка, 1965. — 136 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Байлук В.В. Человекознание: Новое направление в практической психологии. Кн. 2. Самопроектирование. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999.-239 с.
- Балашов Ю. К. Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М.: Высшая школа, 1987. — 174 с.
- Баренбойм Л.А. За полвека (Очерки. Статьи. Материалы). Л: Сов. композитор, 1989. — 368 с.
- Баренбойм Л.А. Антон Григорьевич Рубинштейн: В 2-х тт. Т. 1. — Л.: Музгиз., 1957.-455 с.
- Баренбойм Л.А. Рубинштейновские традиции и наша современность И Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. — 336 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.
- Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед. спец. / Екатеринб. обл. ин-т развития регионального образования. 2-е изд. — Екатеринбург, 1994.-337 с.
- Белкин А .С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). -Екатеринбург, 1995. 152 с.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. М., 1989. -607 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986. -276 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности: В 2-х тт. Т. 2. Объективное изучение личности. — СПб.: Алетейя, 1999. — 283 с.
- Благой Д.Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста // Методические записки по вопросам музыкального образования. М., 1966.-С. 21−28.
- Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. — 144 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. — 173 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение// Бодалев А. А. Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. -271 с.
- Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. М., 1991. — С. 3 — 26.
- Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М. 1972. — С. 7
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 174 с.
- Бочкарев Л.Л. Адекватное восприятие музыки в зависимости от психологических состояний слушателей // Новые исследования в психологии. 1981. -№ 2. — С. 63−74.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 352 с.
- Брушлинский А.В. Взаимосвязь профессиональных и личностных аспектов мышления // Мышление, процесс, деятельность, общение. М., 1982.-С. 5−49.
- В классе А. Б. Гольденвейзера / Сост.: Благой Д. Д., Гольденвейзер Е. И. -М.: Музыка, 1986. -214 с.
- Вальтер Б. О музыке и музицировании // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. -М: Музгиз., 1962. — 176 с.
- Ветлугина Н.А. Общие вопросы художественного творчества ребенка // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. — 287 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М: Высш. шк., 1991.-207 с.
- Вербова К.В. Проблема формирования жизненных планов старшеклассников: Автореферат дис. .канд. пед. наук. М., 1972. — 23
- Вицинский А.В. Психологический анализ работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР. Вып. 25. -М., 1950.- 180 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Ред. Якимансикая И. С. М., 1989. — 48 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. -90 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519 с.
- Выготский Л.С. Психология искусств. М.: Искусство. 1965. — 379 с.
- Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. M.-J1.: Изд-во АН СССР, 1948.-84 с.
- Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма. М.: Изд-во АН СССР, 1950.-75 с.
- Гарбузов Н.А. Зонная природа динамического слуха. М.: Музгиз., 1955.- 108 с.
- Гембицкая Е.Я. Музыка и музыкальное творчество в идейном и нравственном воспитании учащихся // Эстетическое воспитание школьной молодежи. -М., 1981. С. 18 — 24.
- Гильбурд Г. И. Исполнительское искусство сфера проявления художественной идеи. — Томск, 1985. — 195 с.
- Гинзбург J1.M. О работе над музыкальным произведением. 4-е изд. -М.: Музыка, 1981. -89 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19 — 27.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 76 с.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. -М. 1979. 158 с.
- Гольдентрихт С. С. Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. -М., 1974.- 101 с.
- Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2. — М., 1958. — С. 35 — 71.
- Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Сов. композитор, 1969 — 488 с.
- Готсдинер АЛ. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. -190 с.
- Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77 с.
- Григорьев В.Ю. Вопросы исполнительской формы и мастерства. //Проблемы интерпретации музыки. М.: Музыка, 1986. — С. 123 — 126.
- Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. — 256 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества: современные проблемы. Дисс.. канд. соц. наук. Екатеринбург, 2000. -21 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. и вступ. ст. Ротенберга В. А. М: Учпедгиз., 1956. — 374 с.
- Днепров С.А. Педагогическое сознание: теория и технология формирования у будущих учителей: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1998. -298 с.
- Додонов Б. И. Потребность, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 18 — 30.
- Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 126 — 130.
- Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. -320 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 140 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. 1990. -418 с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат., 1986.-223 с.
- Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2000. — 258 с.
- Земерова Л.Н. Сотворчество педагога и ученика в создании художественной интерпретации музыкального произведения / Урал. гос. пед. унт, Екатеринбург. 1996. Деп. в НИИ ВО № 667−96. С. 32 — 38.
- Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. — 140 с.
- Зинченко В.П. Образование, культура, сознание. М., 1992. — С. 87 -104.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность // Психология личности / Ред.: Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей А. А. М.: МГУ, 1982. — С. 11 — 19.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. — М., 1962. -280с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1981. -192 с.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы по музыке для общеобразовательной школы: Музыка. 1 3 классы. -М.: Просвещение, 1990. -123 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М., 1974.-328 с.
- Каган М.С. О месте музыки в современной культуре // Советская музыка. 1985. — № 11. — С. 2 — 9.
- Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя: Уч. пособие для вузов. М., 1990. — 303 с.
- Казальс П. Об интерпретации // Советская музыка. 1956. — № 1. — С. 9093.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с. 1.l
- Каневская M.E., Фирсова JI.M. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей // Вопросы психологии.- 1990. -№ 3.- С. 69−76.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.- 144 с.
- Капустин Ю. Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 9. — Л.: Музыка, 1969.
- Карпова Г. А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников: Метод, реком. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1996. — 40 с.
- Квятковский Е.В. Профессиональная деятельность учителя музыки // Советская педагогика. 1985. — № 1. — С. 129 — 131.
- Кимеклис Г. Ф. Исследование процесса фортепианного обучения в связи с возрастными особенностями учащихся (на примере методики словесных пояснений и показа). Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. -16 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 75 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. — 509 с.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983. — (Серия «Педагог и психология») — № 2. — С. 15−21.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. 2-е изд. — М., 1990. — 159 с.
- Коган Г. М. Вопросы пианизма. М.: Сов. композитор, 1968. -462 с.
- Коган Г. М. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения // Советская музыка. 1975. — № 11. — С. 94 — 96.
- Коган Г. М. Ферруччо Бузони. М.: Сов. композитор, 1971. — 232 с.
- Коган Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969. -342 с.
- Коменский Я.А. Избранные произведения / Сост. и авт. предисл. Чечель И. Д. М.: Амонашвили, 1996. — 223 с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат., 1984.-335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики). Екатеринбург, 1995. — 83 с.
- Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. — 363 с.
- Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. — 120 с.
- Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. -СПб: Композитор, 2000. 272 с.
- Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения // Вопросы психологии. 1963. — № 12. — С. 45 — 58.
- Кочнев Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1970. -21 с.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-79 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. -183 с.
- Кузьмина Н.В. Педагог как организатор педагогического воздействия // Основы вузовской педагогики. Л., 1972. — 99 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Т. С. Развитие творческого мышления школьников. Л. 1967. — 36 с.
- Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М.: Музыка, 1973. — 152 с.
- Кухарчук A.M. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Минск, 1973.-23 с.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы / Ред.: Данилов М. А., Скаткин М. Н. М. 1975.-С. 61−82.
- Кроник А.А., Головаха Е. И. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
- Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 23 — 30.
- Ландовска В. О музыке / Пер. с англ- Послесловие А. Е. Майкапара. М.: Радуга, 1991.-438 с.
- Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 68- 70.
- Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации. Пер. с англ. А. К. Плахова. М., 1988. — 303 с.
- Лейтес Н.С. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. — С. 222 236.
- Леквеишвили Г. Г. Роль музыкального воспитания в процессе становления личности. Тбилиси, 1987. — 166 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Полит. издат., 1977. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. 1971.
- Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. -М., 1998.
- Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988.-236 с.
- Лосев А.Ф. Форма Стиль — Выражение / Сост. А.А. Тахо-Годи- Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М., 1995. — 944 с.
- Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. — 399 с.
- Львова Ю.Л. Развивать дар творчества. Киев: Рад. шк., 1987. — 133 с.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1985. — 158 с.
- Любому дрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка. 1982.- 141 с.
- Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М.: Музыка, 1990.- 191 с.
- Мальцев С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 2. — М.: Советский композитор, 1976. — С. 68 — 104.
- Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки: Уч. пособие по специальности 30 700 Музыкальное образование. — М., 1999. — 65 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию: Сборник / Предисл. Ю. П. Сенокосова. М.: Прогресс. 1990. — 365 с.
- Марев И. Методологические основы дидактики. М.: Педагогика, 1987. -221 с.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы педагогической психологии // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1980. — С. 5 — 16.
- Маркова А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С. 40 — 51.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано.- М., 1977. 58 с.
- Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. М.: Рефл.-бук., К. Ваклер, 1997.-304 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика. 1972.-208 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1977. — 240 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика. 1985. — 191 с.
- Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. — 267 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- Медушевский В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. 1980. — № 9. — С. 39 — 48.
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.- 130 с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь. 1971. -120 с.
- Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1979. -67 с.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318 с.
- Мильштейн Я.И. К.Н. Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1965. — С. 141−166.
- Мильштейн Я.И. К.Н. Игумнов о мастерстве исполнителя // Советская музыка. 1959. — № 1. — С. 116 — 123.
- Миславский Ю.А. Самореализация и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 71 — 78.
- Михайлов М.К. Стиль в музыке: Исследование. Д.: Музыка. 1981. -262 с.
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976. -176 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. -М.: О-во «Знание», 1990. 39 с.
- Моделирование педагогических ситуаций / Ред.: Кулюткин Ю. Н., Су-хобская Г. С. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
- Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Келдыш Г. В. М., 1990.-671 с.
- Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1988.-62 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Моск. психолого-соц. ин-т. М., Воронеж: Ин-т практической психологии, 1998. — 363 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. — 384 с.
- Назайкинский Е.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. — М.: Музыка. 1978.-С. 3−12.
- Найн А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Вып. 1 / Отв. ред. Ткаченко Е. В. — Екатеринбург: УрГПУ, 1995. — С. 23 — 26.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 5-е изд. — М., 1987.-238 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. — 137 с.
- Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Уч. пособие. Свердловск, 1988. — 64 с.
- Николаев А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., 1980. — 112 с.
- Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988. -214 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990. — 382 с.
- Орлова Е. Музыкальная жизнь и процесс интонирования (о некоторых закономерностях) // Сов. музыка. 1981. — № 6. — С. 11−17.
- Осипова JI.B. Педагогическое моделирование в работе студента над фортепианным репертуаром // Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. Свердловск, 1987. -С. 30−38.
- Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев: Рад. школа, 1980. — 143 с.
- Падалка Г. Н. Музыкально-эстетическое воспитание студентов пединститутов в процессе их индивидуального фортепианного обучения. Ав-тореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1970. -21с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. -23.8 с.
- Перепелица А.Д. Музыкальная культура и кризис эмоций // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 32 — 40.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Пассии, 1994. -303 с.
- Пиличяускас А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М., 1992. — 40 с.
- Пиличяускас А.А. Нравственное воспитание школьников в процессе слушания музыки // Музыка в школе. 2990. — № 4. — С. 4 — 9.
- Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для пединститутов / Ред. Шадрикова В. Д. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
- Поляков В.А., Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33 — 37.
- Пономарев А.Я. Психология творчества и педагогика. М, 1976. -280 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., Воронеж, 1996. 256 с.
- Пряжников Н.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи.-М.: Изд-во МГУ, 1991.-86 с.
- Равель в зеркале своих писем / Пер. с франц.- Сост.: Жерар М., Шалю Р. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1988. — 200 с.
- Pare Ю.Н. Эстетика снизу и эстетика сверху квантитативные пути сближения (Исследоование). — М., 1999. — 248 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141 с.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. -М., 1980. 95 с.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. — М.: Музыка, 1972. -168 с.
- Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Эдиториал УрСС, 1996. — 224 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М. М. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994. -479 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 359 с.
- Руссо Ж.Ж. Об искусстве: Статьи, высказывания, отрывки из произведений / Пер. с фр. Барской Т. Э. Л., М.: Искусство, 1959. — 296 с.
- Ручьевская Е. Интонационный кризис и проблема переинтонирования // Советская музыка. 1975. — № 5. — С. 129 — 134.
- Савшинский СМ. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л., 1964.- 186 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1989. — 288 с.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. Т. 5. — 1984. — № 4. — С. 18 — 26.
- Самакаева М.Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников: Учебное пособие. Свердловск. 1989. — 62 с.
- Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя // Советская педагогика. 1981. — № 4. — С. 76 — 84.
- Сокольская Ж.А. Содержание и основные критерии творческого мышления учителя музыки. М., 1984. — 15 с.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования. -Л.: Сов. композитор, 1980. -294 с.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. В 8-ми тт. — Т. 1- - М.: Искусство, 1954. — 516 с.
- Старобинский СЛ. Развитие музыкального восприятия школьников-подростков при стиле-слуховом анализе музыкальных произведений // Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте: Сб. науч. тр. М., 1987. — С. 22 — 30.
- Стоковский Леопольд. Музыка для всех нас. М.: Сов. композитор, 1963.-216 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
- Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Стравинский И. Хроника моей жизни. Л., 1963. — 122 с.
- Сухобская Г. С. Определение трудности и ценности учебной информации для взрослых людей: Сб. науч. тр. Л., 1972. — 68 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. -219с.
- Тарасов Г. С. О психологии искусства // Вопросы психологии. 1992 -№ 1.-С. 105−111.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.: АПН РСФСР, 1947. 242 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л: АПН РСФСР, 1947.-335 с.
- Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. 2-е изд. — М., 1999. — 336 с.
- Узнадзе Д. Экспериментальные основы психологической установки. -Тбилиси. 1961.- 102 с.
- Фарбштейн А. Музыка и эстетика. Л.: Музыка, 1976. — 208 с.
- Федоров Е.Е. Интуиция в музыкально-исполнительской деятельности // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 100 — 105.
- Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов: Учебное пособие. Екатеринбург, 1998. — 80 с.
- Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975.- 109 с.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Классика — XXI, 2001. -340 с.
- Фейнберг С.Е. Пианист. Композитор. Исследователь / Ред.-сост. Лихачева И.В.-М. 1984.-230 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 26 -37.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368 с.
- Харлап М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема: Статьи. Очерки. Исследования. М., 1976. — 333 с.
- Хвошнянская С.М. Интерпретация одна из форм бытия художественного произведения // Проблемы методологии и логики науки. — Вып. 7. -Томск: Изд-во ТГУ, 1974. — С.
- Хлудова Т.А. О педагогике Г.Г. Нейгауза // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1. — М., 1965. — С. 167 — 201.
- Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы, традиции и новаторство в современной музыке. М., 1982.-С. 52- 104.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. Спб., 2000. — 320 с.
- Цатурян К.А. Соотношение технологического и содержательного подходов при обучении игре с листа // Вопросы фортепианной педагогики. -М&bdquo- 1980.-С. 18−32.
- Цуккерман B.C. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. — 98 с.
- Цыпин Г. М. Исполнитель и техника: Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 192 с.
- Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. — М., 1988. -С.
- Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методом. пособие. М.: 1996. — 160 с.
- Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: АПН РСФСР, 1963. — 168 с.
- Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып. 11. — М., 1985. — С. 93−97.
- Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблема. -Екатеринбург: УрГПУ. 1994. 128 с.
- Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Шиянов Е. Н., Котов И. Б. М.: Академия, 1999. — 288 с.
- Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. JI., 1986. — 128 с.
- Шульпяков О.Ф. Звукотворческая воля или процесс познания // Сов. музыка. 1982. — № 5. — С. 104 — 106.
- Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. М.: Парсифаль, 1995. -251 с.
- Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. М. 1968. -78 с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. -154 с.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз., 1962. — 229 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1978. — 304 с.
- Эльконин Д.Б., Коссаковский А. П. Основные этапы психического развития // Педагогика. М., 1978. С. 79 — 92.
- Юровский А. Филипп Эммануил Бах, его биография, фортепианное творчество и система орнаментики // Ф. Э. Бах. Избранные сочинения для фортепиано. М., 1947. — С. 5. — 22.
- Яворский Б.Л. Музыкальное мышление. М.: Музгиз, 1964. — 150 с.
- Язовицкий Е.С. Художественное образование в школе // Научные труды: Сборник. Л., 1973. — 198 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 316 с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). -М.: Просвещение, 1966. 290 с.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
- Яконюк B. J1. Развитие интереса к профессии учителя музыки. Минск: Высш. школа, 1979. — 104 с.
- Casella A. Les grands interpreters du passe et du pesent «Revue internationale de musigue», 1939, IV.
- Jnglehart R. Cultural Schift in Advanced Industrial Societies. Princeton University Press. 1990.
- Maslow A. Motivation and Personality. New-York- Harper and Row, 1954.