Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Способы доказательства отгадки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь ребёнка остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринуждённо. Необходимость доказывать убедительно, развёрнуто и последовательно тренирует ребёнка в использовании различных языковых средств — и лексических и грамматических. Привычка вслушиваться в содержание… Читать ещё >

Способы доказательства отгадки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нетрудно заметить, что, отгадывая загадку, мы постоянно контролируем правильность своих умозаключений, т. е. проверяем соответствие имеющихся признаков с предлагаемым объектом поисков. Любая первичная отгадка требует проверки системой доказательств, и, если первичная отгадка оказывается неудачной, подбирается другая, которая снова проверяется системой доказательств. И так до тех пор, пока рассуждения не убедят нас, что вывод правилен. Закончив отгадывание, мы возвращаемся ко всему ходу рассуждения и ещё раз, но уже в итоговом плане убеждаемся, что выдвинутое предположение — отгадка — подтверждается наличием соответствующих признаков и их связями.

Таким образом, процесс отгадывания двусторонен: он представляет собой не только отыскивание признаков, их сопоставление и т. п., но и контроль, проверку правильности найденных суждений, умозаключений и конечного вывода. Иначе говоря, при отгадывании загадок мы не только стараемся достичь, но и стремимся доказать, что найден результат действителен, реален, правилен.

Чтобы отгадать загадку, порой бывает достаточно одного признака, интуитивной ассоциации, неожиданной параллели, внезапного озарения. А чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развёрнутое логическое рассуждение, строгая обоснованность каждого положения, чёткая проявленность связей и зависимостей. Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки и поэтому является завершающим этапом общего процесса отгадывания. Без доказательства процесс отгадывания неполон и педагогически неполноценен.

Чтобы побудить ребёнка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путём шёл ребёнок, отгадывая загадку: как догадался? Почему так решил? Объясни, как ты думал. Такие вопросы заставляют его рассуждать, объяснять, доказывать.

Чем может ребёнок обосновать отгадку? На какой основе построит доказательство? Снова обратимся к структуре загадки. Любая загадка включает обязательную составную часть, необходимую для доказательства: доводы, основания, посылки. Этими основаниями являются названные в загадке признаки предмета. На них и строится доказательство. Отгадка — это не что иное, как тезис, т. е. положение, которое необходимо доказать. Обоснование отгадки представляет собой рассуждение. В нём сопоставляются основания (признаки предмета) с выводом (отгадкой), в результате чего делается умозаключение о правильности отгадки.

Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет собой само доказательство. Последовательность установления связей между основаниями (признаками) и отгадкой называется способом доказательства.

Способ доказательства — это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определённому выводу. Порядок связей должен быть найден самим отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства.

Существуют два способа доказательства отгадок.

Первый способ: доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки), после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.

Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. является рассуждением, а отгадка (вывод) — логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.

Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. К первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом.

Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лёд и вьюга завывает» (доводы).

Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса. Само построение загадки зовёт к постепенному и последовательному накоплению доводов. В этом случае отгадывающий, рассуждая, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу — отгадке.

Длинное ухо, Комочек пуха.

Прыгает ловко, Любит морковку.

Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика; зайчик и кролик, пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик» (вывод). К этому способу доказательства дети обращаются при отгадывании загадок, построенных на отрицательном сравнении.

Круглая, да не мяч, Жёлтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь.

Ребята рассуждают: «Круглыми бывают помидор, редиска, репа. Только помидор красного цвета, редиска розового, а репа жёлтого. Она и сладкая. А хвостик — это корешок. Значит, это репа» (вывод).

Способ доказательства зависит от количества признаков и полноты связей, представленных в загадке, т. е. от сложности логической задачи, которую приходится решать.

Если в загадке перечислено несколько признаков, указаны связи между ними, например:

Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Доказательство можно начать с тезиса (отгадки), а потом подтвердить его доводами. «Это собака» (тезис). Доводы: «Она ворчит, ляжет у двери и сторожит дом. Умная собака, с медалями, никого чужого не пропустит».

Если в загадке названы только признаки, а связи не показаны, то доказательство может начинаться с установления связей, с рассуждения, а за ним следует вывод, отгадка:

Быстрый прыжок, Тёплый пушок, Красный глазок.

Доводы: «Быстрые прыжки и тёплая пуховая шубка — у кролика и красный глазок бывает у кролика. Значит, это кролик» (вывод).

Дошкольники чаще пользуются первым способом доказательства, т. е. сразу начинают с тезиса, а потом приводят аргументы:

Летит огненная стрела.

Никто её не поймает:

Ни царь, ни царица, Ни красная девица.

Тезис: «Это молния». Доводы: «Когда мы летом были на даче, то там была гроза, и на небе была такая красная стрела — молния. Она сверкнула — и всё… и гром загрохотал,… и поймать её никто не может, ни один человек».

В процессе обучения дети овладевают и вторым способом доказательства: последовательно рассматривают признаки, связывают их, рассуждают, сами перед собой ставят вопросы и находят правильный ответ: Не море, а волнуется. (Нива).

Двое детей рассуждают:

  • — Что «волнуется»? трава, потому что ветер дует и трава колышется.
  • — Нет, это хлеб в поле. Потому что ветер дует и получаются волны.
  • — А почему тогда «море»?
  • — Поле очень большое, как море. Края не видно. Эта загадка про поле, про хлеб.

Предлагается загадка В нашей кухне целый год дед — мороз в шкафу живёт. Рассуждения: «Дед — мороз — это холод. А холод на кухне может жить только в холодильнике, в другом шкафу он растает. Значит, загадка про холодильник.

В любом случае отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требует от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей.

Когда дети овладевают различными способами доказательства, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на чётком анализе материала загадки.

Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи — доказательства.

Так загадка становится не просто развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве, т. е. важным средством обучения и развития.

Уметь доказывать — это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму.

Речь — доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы (аргумента, подтверждающие тезис), то для речи — доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов: во — первых, во — вторых… и т. д. В рассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями (в том числе сложноподчинёнными), с помощью которых выражаются логические связи загадки: если — то, раз — значит, потому что., так как., так что., поэтому., значит,… рассуждение заканчивается выводом, который строиться на с использованием принятых для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др.

Приёмами построения речи — доказательства, его синтаксисом, специфической лексикой дети овладевают постепенно. Обычно дошкольники в своей речи этими конструкциями пользуются редко, но жизнь постоянно требует объяснений и аргументации и, следовательно, детям нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки. Эта работа облегчит и будущие занятия в школе.

Какие методические выводы следуют из сказанного?

Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого можно организовать соревнование «Кто убедительно загадку докажет? Кто полнее и точнее объяснит?»,.

Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых говориться в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Загадывая загадки, надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки.

Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.

Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

В случае пропуска какого-либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие ребёнку односторонность его отгадки. Так загадку. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? ребёнок доказывает, опираясь всего на один признак: «Это бывает весной, потому что тает снежок». Воспитатель показывает несостоятельность доказательства: «Разве снег тает только весной? Ведь и зимой, в оттепель, снег может растаять». Тогда ребёнок обратит внимание и на другие признаки («ожил лужок, день прибывает»), что делает ответ более доказательным, убедительным.

Чтобы менялись содержание и способы доказательства, надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например:

Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе ;

Разобраться не могу! (Буквы, бумага).

Е. Благинина.

Тридцать три сестрички Ростом невелички.

Если знаешь их секрет, То на всё найдешь ответ. (Буквы.).

Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку, например:

Без языка живёт, Не ест и не пьёт, А говорит и поёт. (Радио.).

В Москве говорит, А у нас слышно. (Радио.).

Дети объясняют загадку: «Это радио, потому что говорит и поёт»; он без языка, а может петь и говорить. Не сам, конечно. Диктор говорит в микрофон, а в приёмнике всё слышно"; «Это и радио и телефон. По радио передают из Москвы, а у нас слышно. И телефон, потому что по телефону можно говорить с Москвой из другого города».

Или:

Без рук, без ног Под окном стучится, В избу просится. (Ветер) Без рук, без ног, А ворота отворяет. (Ветер) Ответ доказывают так: «Это ветер. У ветра нет рук и ног. Мы ветер не видим, мы его чувствуем. Он везде дует, и в окна, и в дверь. Калиткой стучит, хлопает. А ещё он снег метёт, вертушку крутит. И воет, в дом просится».

Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору аргументов развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при отгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях не следует добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность получения разных ответов. Простая загадка, Что вниз вершиной растёт? имеет традиционную отгадку — сосулька. Дети же дают разные ответы: и сосулька, и морковка, и коса у девочки. Загадку В лесу родился, в лесу вырос, а в дом пришёл всех к себе собрал (стол) дети отгадали и доказали по-разному: «В лесу выросло дерево, потом на фабрике из него сделали стол. А когда принесли в дом, то на празднике все собрались за столом и стали есть и пить»; «Я думаю, что ёлка: она в лесу родилась, в лесу выросла, а на Новый год пришла домой, и все собрались вокруг неё и стали петь и танцевать»; «А я считаю, что это большой белый гриб. Он в лесу родился, в лесу вырос, а когда его принесли домой, все собрались посмотреть на него»…

Загадку Кто ни в жару, ни снимает шубу (овца, баран) дети отгадывают так: медведь, волк, лиса, собака — и мотивируют: «Они ходят в шубе и зимой и летом».

Эти и им подобные ответы не противоречат истине, хотя и не соответствуют традиционным отгадкам. Такие ответы надо поощрять, так как они являются результатом размышлений, самостоятельного анализа текста и говорят об умении искать и находить пути решения логической задачи.

Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь ребёнка остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринуждённо. Необходимость доказывать убедительно, развёрнуто и последовательно тренирует ребёнка в использовании различных языковых средств — и лексических и грамматических. Привычка вслушиваться в содержание загадки, видеть за её образным языком богатство связей и отношений окружающего мира помогает воспринимать любое явление в его жизненной полноте, учит грамотно размышлять над увиденным и разносторонне его оценивать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой