Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегия самопрезентации как элемент позитивного имиджа педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи со сказанным важнейшей составляющей профессиональной компетенции педагога является развитие у него навыков самопрезентации — личное заявление о себе для формирования желательного впечатления. Визуальный образ, который человек демонстрирует окружающим, должен правдиво отражать его сущность, личный потенциал, достоинства, профессионализм и при этом быть доступным и искренним. Среди свойств… Читать ещё >

Стратегия самопрезентации как элемент позитивного имиджа педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В любом обществе всегда существует представление о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии, например менеджер или педагог. Речь идет, как правило, о социальном и профессиональном имидже. Как уже было отмечено, одним из слагаемых успеха педагога в деловом общении, влияющим на качество его деятельности, является правильно найденный имидж. Специалисты считают, что исходить при формировании профессионального имиджа следует из тех требований, которые предъявляются к конкретной профессии в обществе, а также ориентироваться на свою индивидуальность и на особенности участников взаимодействия в образовательном процессе.

Процесс создания образа педагога может быть активным и целенаправленным. Он включает процедуры анализа (типичное в объекте) и синтеза (комплексная характеристика индивидуального явления). Поскольку имидж, как известно, — это набор определенных качеств и характеристик, которые люди обычно ассоциируют с индивидуальностью, постольку информативность имиджа заключается в том, что он сообщает о некоторой совокупности признаков, присущих данному человеку, т. е. о себе. Отсюда можно сделать важный вывод: основные факторы, выделяющие человека, в той или иной степени, по-видимому, управляемы. Следовательно, педагогу поможет сделать карьеру и добиться успеха в обществе овладение специально организованными действиями по созданию и продвижению своего профессионального имиджа: самопрезентация и самореклама, технологии связей с общественностью (PR), позиционирование и др.[1]

Специалисты по имиджу уверены в том, что у человека никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Профессиональный успех педагога в образовательном процессе зависит от многих факторов, в том числе от умения осуществлять самопрсзснтацию при первой встрече. Известно, что многие обретают симпатии людей именно благодаря искусству самопрезентации. Природными данными нужно умело распорядиться, особенно в профессиональной педагогической деятельности, так как психологи много раз убеждались экспериментально, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается, как отмечено выше, из их внешности и по первому контакту.

В связи со сказанным важнейшей составляющей профессиональной компетенции педагога является развитие у него навыков самопрезентации — личное заявление о себе для формирования желательного впечатления. Визуальный образ, который человек демонстрирует окружающим, должен правдиво отражать его сущность, личный потенциал, достоинства, профессионализм и при этом быть доступным и искренним. Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности самопрезентации в различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать эмоциональный интеллект (ориентация на человека, его эмоции и чувства), коммуникативную компетентность, шарм, харизму, инновационность и адаптивность, манипулятивные и артистические умения, доброжелательность и толерантность.

Тормозящими факторами эффективной самопрезентации являются неспособность к самораскрытию, неуверенность в себе, застенчивость, комплексы неполноценности, вербальная и невербальная агрессивность, недостаток коммуникативных и интерактивных умений и навыков, неразвитая толерантность. Существуют разнообразные подходы к созданию первичного имиджа (первое знакомство) и вторичного имиджа, который возникает только в процессе конкурентной борьбы (когда проявляются некоторые поверхностные черты, приобретаемые в новой обстановке). По мнению многих специалистов, имидж равен персонификации и включает следующие характеристики:

  • — внешний облик (привлекательность, уверенность в себе, адекватность внешнего облика ситуации, поведенческая направленность личности и др.);
  • — внутреннее содержание личности (интеллект, ценностный потенциал, намерения, цели, внутренняя культура и др.);
  • — психологический тип (склонность к общению и лидерству, направленность на репутацию, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных «Я» личности).

Психологи утверждают, и об этом уже было написано ранее, что каждый человек имеет самоконцепцию, или концепцию «Я», основываясь на своем мнении о том, кто он есть (действительное «Я»), и на том, кем он хотел бы быть (идеальное «Я»). Самоконцепция (self-concept) — это комплекс мыслей и чувств человека о самом себе. Индивидуальная самоконцепция (частное «Я») — это то, как человек видит себя сам в реальной действительности или в идеале. Социальная самоконцепция (социальное «Я») — представление человека о том, как и каким его видят другие люди в действительности или в идеале.

Наиболее известным и распространенным методом оценки самоконцепции является метод семантического дифференциала. Ниже представлен фрагмент примерной формы оценки самоконцепции для определения действительного и идеального «Я» (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Форма оценки самоконцепции

Характеристики.

Характеристики.

Доминирующий.

Подчиненный.

Организованный.

Неорганизованный.

Скромный.

Тщеславный.

Формальный.

Неформальный.

Ортодоксальный.

Либеральный.

Рациональный.

Эмоциональный.

Уравновешенный.

Экспрессивный.

Зависимый.

Самоконтролируемый.

Мягкий.

Агрессивный.

Моложавый.

Зрелый.

Спортивный.

Неспортивный.

Представление о самом себе, так называемый образ «Я» складывается из идей, установок, ощущений, мыслей относительно самого себя, которые влияют на взаимоотношения с другими.

Для эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса важно не только то, как мы воспринимаем других или как они воспринимают нас, но и самовосприятие, основным источником которого является восприятие себя через соотнесение, идентификацию (от лат. identificare — отождествление) себя с другими. Как известно, на важность этого источника самовосприятия указывал еще К. Маркс, который, в частности, писал: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родился без зеркала в руках и не фихтеанским философом: „Я есмь я“, то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» .

Человек воспринимает мир и других людей с помощью пяти сенсорных каналов органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Все они работают 24 часа в сутки. Однако основной объем информации (около 90%) приходится на зрение, а около 10% - на слух. Рассматриваемый в плане конкретных ситуаций общения процесс соотнесения себя с другими даст возможность в случае установления идентичности в каких-то отношениях использовать другого в качестве некоторой модели самого себя, удобной для наблюдения и анализа в силу ее внешней объективности.

Психологи установили, что мысли о самом себе служат для корректировки всей поступающей информации и влияют на все действия человека. Тот, кто чувствует себя неудачником, скорее всего найдет способ потерпеть неудачу. Представьте себе педагога, который пришел к убеждению, что он не способен выстраивать надежные и конструктивные взаимоотношения с участниками образовательного процесса. Как только такая ментальная картина или такие представления о самом себе сформированы, оказывается маловероятным достижение успеха этим педагогом, так как негативный внутренний образ становится самосбывающимся пророчеством. Это известный «комплекс Епиходова», описанный А. П. Чеховым в пьесе «Вишневый сад» .

Доказано, что представления о самом себе — мощный мыслительный процесс, влияющий на направление человеческой жизни. Этот процесс может установить предел возможностей человека, его достижений, определяя то, что он может и чего не может делать. Таким образом, использование силы представлений о самом себе — важный момент в понимании факторов, оказывающих влияние на педагога и на его самопрезентацию. В настоящее время практически невозможно добиться успеха, не обладая харизматическими способностями или шармом (обаянием). Для этого человеку, ориентированному на успех, имеющему природную предрасположенность к успеху, лидерству, необходимо иметь модель мышления, которую психотерапевт Виктор Франкл, автор учения о смысле жизни (логотерапии), определил как эвристический оптимизм. В отличие от комплекса неполноценности, технология «эвристического оптимизма» программирует подсознание человека на успех. Этим инструментом необходимо пользоваться при самопрезентации и в профессиональной деятельности, где тебя постоянно оценивают. Потребность в развитии такого потенциала у педагога очевидна.

В основе теории самоконцепции лежат два принципа:

  • 1) желание достижения согласия с самим собой (самосогласованность, последовательность);
  • 2) желание улучшить самооценку, повысить уверенность в себе.

Современные исследователи (Р. Бернс, К. Роджерс и др.) утверждают, что к эффективному взаимодействию в образовательном процессе способны только люди с позитивной Я-концепцией, которая представляет собой обобщенное представление о себе, систему взглядов, видения, суждений, оценку собственной личности, существующих в сознании человека[2]. Если иметь возвышенные цели, мотивацию на успех, то можно постепенно раскрыть в себе такие способности и умения, такие внешние характеристики и черты характера, благодаря которым от личности будет исходить притягательная сила.

Большое значение для достижения успеха имеет также адекватная самооценка, т. е. личностное суждение о собственной ценности и значимости, которое, как правило, выражается в установках, свойственных данному человеку. Она отражает также степень развития чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему, касающемуся сферы собственного «Я» человека. При негативном отношении к себе, низкой (или заниженной) самооценке у человека появляется мотивация «избегания неудач», которая способствует развитию комплекса неполноценности, способного перерасти в «комплекс неудачника». У человека с адекватной или несколько завышенной самооценкой, настроенного позитивно к себе, развивается «мотивация на успех», что в конечном итоге способствует достижению последнего. У человека с завышенной самооценкой, когда уровень притязаний выше уровня возможностей, развивается «комплекс Нарцисса», который в дальнейшем может перерасти в «звездную болезнь», симптомы которой вызывают у окружающих неприязнь и даже отторжение.

Для педагога важна не только личностная, но и профессиональная самооценка, так как она в значительной степени определяет его социальный статус и является регулятором его поведения и деятельности. В структуре профессиональной самооценки обычно выделяются самооценка потенциала и результата. Самооценка потенциала связана с анализом своих профессиональных возможностей, именно она отражает веру в себя и уверенность в своих силах и в достижении намерений. Самооценка результата связана с анализом того, что достигнуто, отражает степень удовлетворенности от полученного результата. При этом психологи считают, что наличие низкой профессиональной самооценки не всегда свидетельствует о профессиональной несостоятельности. Более того, для многих педагогов, она, наоборот, способствует саморазвитию и активной работе над собой, к тому же с приобретением опыта профессиональная самооценка, как правило, повышается, развивается мудрость и уверенность в себе.

Раскрытие собственных представлений о самом себе — первый шаг к пониманию, каким педагог является на самом деле, что он может сделать и каковы его намерения. Повышение самооценки не может произойти мгновенно, для этого нужно время и овладение технологиями уверенности в себе.

  • [1] Панфилова, А. II. Развитие позитивного имиджа магистра в контексте обучения самопрезентации // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАУ. 2011. № 4. С. 44−48.
  • [2] Калюжный А. А. Я-концепция и стили педагогического взаимодействия // Проблемы социальной психологии личности. М.: ВЛАД ОС, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой