Стратегия самопрезентации как элемент позитивного имиджа педагога
В связи со сказанным важнейшей составляющей профессиональной компетенции педагога является развитие у него навыков самопрезентации — личное заявление о себе для формирования желательного впечатления. Визуальный образ, который человек демонстрирует окружающим, должен правдиво отражать его сущность, личный потенциал, достоинства, профессионализм и при этом быть доступным и искренним. Среди свойств… Читать ещё >
Стратегия самопрезентации как элемент позитивного имиджа педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В любом обществе всегда существует представление о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии, например менеджер или педагог. Речь идет, как правило, о социальном и профессиональном имидже. Как уже было отмечено, одним из слагаемых успеха педагога в деловом общении, влияющим на качество его деятельности, является правильно найденный имидж. Специалисты считают, что исходить при формировании профессионального имиджа следует из тех требований, которые предъявляются к конкретной профессии в обществе, а также ориентироваться на свою индивидуальность и на особенности участников взаимодействия в образовательном процессе.
Процесс создания образа педагога может быть активным и целенаправленным. Он включает процедуры анализа (типичное в объекте) и синтеза (комплексная характеристика индивидуального явления). Поскольку имидж, как известно, — это набор определенных качеств и характеристик, которые люди обычно ассоциируют с индивидуальностью, постольку информативность имиджа заключается в том, что он сообщает о некоторой совокупности признаков, присущих данному человеку, т. е. о себе. Отсюда можно сделать важный вывод: основные факторы, выделяющие человека, в той или иной степени, по-видимому, управляемы. Следовательно, педагогу поможет сделать карьеру и добиться успеха в обществе овладение специально организованными действиями по созданию и продвижению своего профессионального имиджа: самопрезентация и самореклама, технологии связей с общественностью (PR), позиционирование и др.[1]
Специалисты по имиджу уверены в том, что у человека никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Профессиональный успех педагога в образовательном процессе зависит от многих факторов, в том числе от умения осуществлять самопрсзснтацию при первой встрече. Известно, что многие обретают симпатии людей именно благодаря искусству самопрезентации. Природными данными нужно умело распорядиться, особенно в профессиональной педагогической деятельности, так как психологи много раз убеждались экспериментально, что из десяти случаев по меньшей мере в восьми наше первоначальное впечатление о других людях складывается, как отмечено выше, из их внешности и по первому контакту.
В связи со сказанным важнейшей составляющей профессиональной компетенции педагога является развитие у него навыков самопрезентации — личное заявление о себе для формирования желательного впечатления. Визуальный образ, который человек демонстрирует окружающим, должен правдиво отражать его сущность, личный потенциал, достоинства, профессионализм и при этом быть доступным и искренним. Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности самопрезентации в различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать эмоциональный интеллект (ориентация на человека, его эмоции и чувства), коммуникативную компетентность, шарм, харизму, инновационность и адаптивность, манипулятивные и артистические умения, доброжелательность и толерантность.
Тормозящими факторами эффективной самопрезентации являются неспособность к самораскрытию, неуверенность в себе, застенчивость, комплексы неполноценности, вербальная и невербальная агрессивность, недостаток коммуникативных и интерактивных умений и навыков, неразвитая толерантность. Существуют разнообразные подходы к созданию первичного имиджа (первое знакомство) и вторичного имиджа, который возникает только в процессе конкурентной борьбы (когда проявляются некоторые поверхностные черты, приобретаемые в новой обстановке). По мнению многих специалистов, имидж равен персонификации и включает следующие характеристики:
- — внешний облик (привлекательность, уверенность в себе, адекватность внешнего облика ситуации, поведенческая направленность личности и др.);
- — внутреннее содержание личности (интеллект, ценностный потенциал, намерения, цели, внутренняя культура и др.);
- — психологический тип (склонность к общению и лидерству, направленность на репутацию, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных «Я» личности).
Психологи утверждают, и об этом уже было написано ранее, что каждый человек имеет самоконцепцию, или концепцию «Я», основываясь на своем мнении о том, кто он есть (действительное «Я»), и на том, кем он хотел бы быть (идеальное «Я»). Самоконцепция (self-concept) — это комплекс мыслей и чувств человека о самом себе. Индивидуальная самоконцепция (частное «Я») — это то, как человек видит себя сам в реальной действительности или в идеале. Социальная самоконцепция (социальное «Я») — представление человека о том, как и каким его видят другие люди в действительности или в идеале.
Наиболее известным и распространенным методом оценки самоконцепции является метод семантического дифференциала. Ниже представлен фрагмент примерной формы оценки самоконцепции для определения действительного и идеального «Я» (табл. 11.2).
Таблица 11.2
Форма оценки самоконцепции
Характеристики. | Характеристики. | |
Доминирующий. | Подчиненный. | |
Организованный. | Неорганизованный. | |
Скромный. | Тщеславный. | |
Формальный. | Неформальный. | |
Ортодоксальный. | Либеральный. | |
Рациональный. | Эмоциональный. | |
Уравновешенный. | Экспрессивный. | |
Зависимый. | Самоконтролируемый. | |
Мягкий. | Агрессивный. | |
Моложавый. | Зрелый. | |
Спортивный. | Неспортивный. |
Представление о самом себе, так называемый образ «Я» складывается из идей, установок, ощущений, мыслей относительно самого себя, которые влияют на взаимоотношения с другими.
Для эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса важно не только то, как мы воспринимаем других или как они воспринимают нас, но и самовосприятие, основным источником которого является восприятие себя через соотнесение, идентификацию (от лат. identificare — отождествление) себя с другими. Как известно, на важность этого источника самовосприятия указывал еще К. Маркс, который, в частности, писал: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родился без зеркала в руках и не фихтеанским философом: „Я есмь я“, то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» .
Человек воспринимает мир и других людей с помощью пяти сенсорных каналов органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Все они работают 24 часа в сутки. Однако основной объем информации (около 90%) приходится на зрение, а около 10% - на слух. Рассматриваемый в плане конкретных ситуаций общения процесс соотнесения себя с другими даст возможность в случае установления идентичности в каких-то отношениях использовать другого в качестве некоторой модели самого себя, удобной для наблюдения и анализа в силу ее внешней объективности.
Психологи установили, что мысли о самом себе служат для корректировки всей поступающей информации и влияют на все действия человека. Тот, кто чувствует себя неудачником, скорее всего найдет способ потерпеть неудачу. Представьте себе педагога, который пришел к убеждению, что он не способен выстраивать надежные и конструктивные взаимоотношения с участниками образовательного процесса. Как только такая ментальная картина или такие представления о самом себе сформированы, оказывается маловероятным достижение успеха этим педагогом, так как негативный внутренний образ становится самосбывающимся пророчеством. Это известный «комплекс Епиходова», описанный А. П. Чеховым в пьесе «Вишневый сад» .
Доказано, что представления о самом себе — мощный мыслительный процесс, влияющий на направление человеческой жизни. Этот процесс может установить предел возможностей человека, его достижений, определяя то, что он может и чего не может делать. Таким образом, использование силы представлений о самом себе — важный момент в понимании факторов, оказывающих влияние на педагога и на его самопрезентацию. В настоящее время практически невозможно добиться успеха, не обладая харизматическими способностями или шармом (обаянием). Для этого человеку, ориентированному на успех, имеющему природную предрасположенность к успеху, лидерству, необходимо иметь модель мышления, которую психотерапевт Виктор Франкл, автор учения о смысле жизни (логотерапии), определил как эвристический оптимизм. В отличие от комплекса неполноценности, технология «эвристического оптимизма» программирует подсознание человека на успех. Этим инструментом необходимо пользоваться при самопрезентации и в профессиональной деятельности, где тебя постоянно оценивают. Потребность в развитии такого потенциала у педагога очевидна.
В основе теории самоконцепции лежат два принципа:
- 1) желание достижения согласия с самим собой (самосогласованность, последовательность);
- 2) желание улучшить самооценку, повысить уверенность в себе.
Современные исследователи (Р. Бернс, К. Роджерс и др.) утверждают, что к эффективному взаимодействию в образовательном процессе способны только люди с позитивной Я-концепцией, которая представляет собой обобщенное представление о себе, систему взглядов, видения, суждений, оценку собственной личности, существующих в сознании человека[2]. Если иметь возвышенные цели, мотивацию на успех, то можно постепенно раскрыть в себе такие способности и умения, такие внешние характеристики и черты характера, благодаря которым от личности будет исходить притягательная сила.
Большое значение для достижения успеха имеет также адекватная самооценка, т. е. личностное суждение о собственной ценности и значимости, которое, как правило, выражается в установках, свойственных данному человеку. Она отражает также степень развития чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему, касающемуся сферы собственного «Я» человека. При негативном отношении к себе, низкой (или заниженной) самооценке у человека появляется мотивация «избегания неудач», которая способствует развитию комплекса неполноценности, способного перерасти в «комплекс неудачника». У человека с адекватной или несколько завышенной самооценкой, настроенного позитивно к себе, развивается «мотивация на успех», что в конечном итоге способствует достижению последнего. У человека с завышенной самооценкой, когда уровень притязаний выше уровня возможностей, развивается «комплекс Нарцисса», который в дальнейшем может перерасти в «звездную болезнь», симптомы которой вызывают у окружающих неприязнь и даже отторжение.
Для педагога важна не только личностная, но и профессиональная самооценка, так как она в значительной степени определяет его социальный статус и является регулятором его поведения и деятельности. В структуре профессиональной самооценки обычно выделяются самооценка потенциала и результата. Самооценка потенциала связана с анализом своих профессиональных возможностей, именно она отражает веру в себя и уверенность в своих силах и в достижении намерений. Самооценка результата связана с анализом того, что достигнуто, отражает степень удовлетворенности от полученного результата. При этом психологи считают, что наличие низкой профессиональной самооценки не всегда свидетельствует о профессиональной несостоятельности. Более того, для многих педагогов, она, наоборот, способствует саморазвитию и активной работе над собой, к тому же с приобретением опыта профессиональная самооценка, как правило, повышается, развивается мудрость и уверенность в себе.
Раскрытие собственных представлений о самом себе — первый шаг к пониманию, каким педагог является на самом деле, что он может сделать и каковы его намерения. Повышение самооценки не может произойти мгновенно, для этого нужно время и овладение технологиями уверенности в себе.
- [1] Панфилова, А. II. Развитие позитивного имиджа магистра в контексте обучения самопрезентации // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАУ. 2011. № 4. С. 44−48.
- [2] Калюжный А. А. Я-концепция и стили педагогического взаимодействия // Проблемы социальной психологии личности. М.: ВЛАД ОС, 2004.