Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности магистров электротехнического направления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании проведена экспертная оценка профессиональных компетенций магистра электротехнического направления. В результате этой оценки, с помощью метода весовых коэффициентов важности, выделены основные профессиональные компетенции, которые необходимо сформировать у магистранта в процессе вузовского обучения. Среди них: знание технологии производства (коэффициент важности 10,7) — способность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности магистров
    • 1. 1. Компетентностный подход к подготовке выпускников технического вуза в условиях перехода к двухуровневой системе высшего профессионального образования
    • 1. 2. Основные профессиональные компетенции как предмет проектирования результата деятельности высшего образовательного учреждения
    • 1. 3. Этапы формирования профессиональной компетентности выпускника технического вуза
    • 1. 4. Педагогические условия развития основных профессиональных компетенций магистров
  • Выводы
  • Глава 2. Организация экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности у магистрантов электротехнического направления
    • 2. 1. Дидактические основы разрабатываемых педагогических условий обучения
    • 2. 2. Экспертная оценка профессиональных компетенций магистров электротехнического направления
    • 2. 3. Уровень профессиональной компетентности магистрантов электротехнического направления в традиционной системе обучения
    • 2. 4. Построение математической модели межпредметной интеграции
    • 2. 5. Критерии оценки сформированности профессиональной компетентности у магистров электротехнического направления
  • Выводы
  • Глава 3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию у магистрантов профессиональной компетентности
    • 3. 1. Динамика уровня усвоения знаний в условиях экспериментального интегрированного обучения
    • 3. 2. Анализ сформированное&trade- профессиональной компетентности магистрантов электротехнического направления в условиях обучения экспериментального интегрированного
    • 3. 3. Изменение мотивации магистрантов в процессе экспериментального обучения
  • Выводы

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности магистров электротехнического направления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная экономическая ситуация на рынке труда требует высокой компетентности по основной специальности и достаточно развитой мобильности знаний выпускников вузов в различных сферах жизни. Для быстрой адаптации в профессиональной и социальной сферах работнику нужны основные (базовые) компетенции, не теряющие своего значения при изменении технологии производства и помогающие эффективно трудиться при смене основной профессии. Профессиональная компетентность является необходимым компонентом профессионализма человека, формируемым в процессе высшего профессионального обучения. Высокую компетентность по основной специальности и достаточно развитую мобильность знаний в различных сферах жизни может дать молодому специалисту обучение в магистратуре, что особенно актуально в сложившейся экономической ситуации на рынке труда.

Важную роль в развитии отечественной экономики и российского общества в целом имеет электротехническая отрасль. В этой связи состояние профессиональной подготовки магистров-электротехников, перспективы ее совершенствования и развития рассматриваются как одна из важнейших задач образовательной политики. Кроме возросшего объема и глубины профессиональных знаний сегодня магистру-электротехнику необходимо иметь нестандартное мышление, развитые профессионально значимые качества, владеть коммуникативными умениями, осуществлять творческий подход к решению не только технологических и технических, но и социально-экономических, экологических, научно-исследовательских проблем, при этом используя широкий синтез междисциплинарного знания.

Компетентностная модель магистра электротехнического направления включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные и специальные. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и обще-профессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования.

Формирование профессиональной компетентности магистров представляет собой поэтапный процесс профессионально-личностного становления. Профессиональная компетентность развивается по мере приобретения магистрами тех или иных компетенций. Требуется создание таких условий в системе высшего профессионального образования, которые способствовали бы развитию основных профессиональных компетенций.

Возникает вопрос, как обеспечить такой уровень подготовки магистрантов? Каким образом целенаправленно сформировать, развить и закрепить компетенции, необходимые для профессиональной деятельности магистров? Перед педагогической наукой стоят еще нерешенные задачи создания эффективных дидактических систем, основанных на применении таких форм и методов обучения, которые обеспечили бы интенсивное овладение основными компетенциями, способствовали более эффективному развитию личности.

Чтобы добиться практической направленности, прочности и действенности знаний, важно не только по-иному организовать процесс их усвоения, но и внести серьезные коррективы во все формы контроля учебного труда магистрантов.

Итак, формирование и развитие основных профессиональных компетенций будущих магистров является одной из основных тенденций развития современного высшего профессионального образования. С другой стороны, развитие основных профессиональных компетенций у магистрантов технических вузов представляет одно из малоразработанных, но особо важных направлений в решении задач повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки магистров. В данном исследовании предпринята попытка теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность формирования основных профессиональных компетенций у будущих магистров электротехнического направления в условиях экспериментального интегрированного обучения.

Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной компетентности магистрантов.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки магистрантов технического вуза.

Предмет исследования — педагогические условия формирования профессиональной компетентности магистрантов электротехнического направления.

Гипотеза исследования — предлагаемые педагогические условия формирования профессиональной компетентности у магистрантов электротехнического направления (выявление межпредметных связейпостроение математической модели межпредметной интеграциикорректировка учебного плана и рабочих программсоздание дидактического комплекса) способствуют их профессиональному и личностному развитию, о чем можно судить по следующим признакам: повышение общей академической успеваемости магистрантовповышение учебной успешностиразвитие основных профессиональных компетенцийповышение мотивации к избранной профессии.

Задачи исследования:

1. Определить и систематизировать основные профессиональные компетенции, которые необходимо сформировать в процессе подготовки магистров электротехнического направления.

2. Обосновать оптимальные педагогические условия успешного формирования профессиональной компетентности у магистрантов.

3. Разработать критерии оценки уровня сформированности основных профессиональных компетенций магистрантов.

4. Разработать дидактический комплекс к предлагаемым педагогическим условиям формирования профессиональной компетентности.

5. Внедрить и проверить эффективность предлагаемых педагогических условий подготовки магистрантов.

Теоретико-методологическую основу исследования образовали:

— методология и теория междисциплинарного подхода к системе высшего профессионального образования (В.А. Ермоленко, К. Ю. Колесина, А. В. Коржуев, А. В. Непомнящий, A.M. Новиков, В. А. Попков, А. И. Пульбере, Ю. Н. Семин, В. А. Якунин, и др.);

— многоуровневое образование (В.И. Байденко, Т. Н. Зайко, С. В. Коршунов, В. Я. Лыкова, И. Б. Федоров, Н. Г. Худолий, В. Д. Шадриков и др.);

— структура качества образования (А.А. Аветисов, Ю. К. Бабанский,.

A.Г. Бермус, Н. А. Селезнева, А. И. Субетто, Н. Ф. Талызина, Ю. Г. Татур и др.);

— компетентностный подход (А.Н.Афанасьев, И. А. Зимняя, Л. Н. Болотов,.

B.С.Леднев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Хуторской, Н. А. Гришанова, И. А. Зимняя, Т. М. Ковалева и др.);

— системно-структурный подход (С.И. Архангельский, Н. В. Кузьмина, Н. Н. Маливанов, В. П. Симонов и др.);

— идеи личностно-ориентированного и развивающего образования (Е.В. Бондаревская, А. В. Вильвовская, О. В. Гукаленко, Э. Ф. Зеер, С.В. Куль-невич, Г. Е. Сенькина, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— формирование профессиональной компетентности (А.В. Непомнящий, Ю. Г. Татур, Ю. Г. Фокин, О. Г. Чугайнова, В. Д. Шадриков, Е. К. Юсеф и др.);

— акмеологический подход к профессионально-педагогической деятельности (Е.П.Бочарова, А. А. Деркач, Н.В.Кузьмина);

— квалиметрический подход (А.А. Аветисов, В. П. Беспалько, В. Г. Горб, М. И. Грабарь, В. В. Краевский, А. И. Пульбере, Н. А. Селезнева, В. П. Соловьев А.И. Субетто, и др.).

Организация и методы исследования определялись его целями, необходимостью одновременного решения теоретических, эмпирических и практических задач.

Из системы теоретических методов исследования использовались: теоретическое осмысление состояния педагогической подготовки в условиях технического образованияанализ педагогической литературы, нормативных документов, программ и вузовской документациианализ статистических данных эксперимента, образовательных программ по профессиональной подготовке магистрантов технического вуза. В системе эмпирических методов исследования ведущее место занимал педагогический эксперимент в его констатирующем и формирующем вариантах. В исследовании применялись устные и письменные опросы, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, различные формы самооценки и оценки компетентных судей. Количественный анализ эмпирических данных производился с помощью математических методов, в частности применялись разные виды уровневого анализа. Статистическая обработка результатов осуществлялась методами-критерия Стьюдента, критерия согласия Пирсона (критерия метода весовых коэффициентов.

Опытно-экспериментальной базой служит Дальневосточный государственный технический университет им. В. В. Куйбышева, Институт Радиоэлектроники, Информатики и Электротехники, Электротехнический факультет.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены и систематизированы основные профессиональные компетенции, формируемые в процессе подготовки магистров электротехнического направления, включающие организационно-управленческие, научно-исследовательские, эксплуатационные, проектно-конструкторские, производственно-технологические компетенции;

— выявлены оптимальные педагогические условия успешного формирования профессиональной компетентности у магистрантов;

— предложены критерии оценки уровня сформированности основных профессиональных компетенций магистрантов;

— построена математическая модель межпредметной интеграции дисциплин учебного плана подготовки магистрантов электротехнического направления.

Теоретическая значимость заключается в том, что диссертационное исследование носит междисциплинарный характер. Проведен всесторонний анализ компетентностного подхода к подготовке магистрантов. Обоснован комплекс педагогических условий успешного формирования профессиональной компетентности магистрантов электротехнического направления. Выделены основные профессиональные компетенции, которые необходимо сформировать в процессе вузовской подготовки. Построена математическая модель межпредметной интеграции дисциплин учебного плана подготовки магистрантов электротехнического направления. Определены критерии уровня сформированности у магистрантов основных профессиональных компетенций и профессиональной компетентности в целом. Предложенный комплекс педагогических условий открывает возможности для новых исследований теоретического и прикладного характера.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданные автором педагогические условия подготовки магистрантов могут быть включены частично или полностью в новые исследовательские программы в области педагогики высшей школы и акмеологии. Создан дидактический комплекс, включающий рабочую программу, учебные пособия по дискретной математике и математической логике, промежуточные и итоговые тесты по изучаемым темам, дидактические материалы для самостоятельной работы магистрантов и презентации по основным темам предмета «Математические модели СП».

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Профессиональная компетентность является интегративным образованием, включающим: научно-исследовательскую, эксплуатационную, проектно-конструкторскую, производственно-технологическую и организационно-управленческую компетенции.

2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основных профессиональных компетенций у магистрантов, включают в себя: выявление межпредметных связей, основанное на влиянии дисциплин учебного плана подготовки магистрантов на основные профессиональные компетенциипостроение математической модели межпредметной интеграциикорректировку учебного плана и рабочих программсоздание дидактического комплекса по дисциплине «Математические модели СП».

3. Уровень сформированности профессиональной компетентности определяется степенью развитости элементов следующих состовляющих ее компетенций: научно-исследовательская (осуществление сбора, анализа, обработки и систематизации научно-технической информацииумение принимать участие во всех фазах исследованийумение использовать достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт) — эксплуатационная (способность осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием технологических процессов и эксплуатацией оборудованияумение эффективно использовать природные ресурсы, материалы и энергию) — проектно-конструкторская (способность к проведению комплексного технико-экономического анализа, знание методов проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок, знание принципов работы, технические, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств.) — производственно-технологическая (знание технологии проектирования, производства и эксплуатации изделий и средств технологического оснащения) — организационно-управленческая (осуществление взаимодействия со специалистами смежного профиля).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены строгостью понятийного аппарата исследования, четким определением предметной области задач исследования, обстоятельным теоретическим анализом проблемы, широким применением эмпирических методов и современного математического аппарата, применимостью полученных результатов на практике, установленной эффективностью их внедрения, а также репрезентативными выборками лиц, привлеченных к исследованию.

Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялось путем публикаций в журналах и сборниках статей, тезисов докладов международных и межрегиональных конференций.

Материалы исследования доложены на следующих конференциях:

— Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы профессионального образования» (г. Владивосток, ДВГТУ, 2007 г.).

— XI Международная научно-практическая конференция «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, 2008 г.).

— IV Всероссийская научнопрактическая конференция «Философия отечественного образования: история и современность» (г. Пенза, 2008 г.).

— Восьмой Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (г. Владивосток, 2008 г.).

— Ш Международная научнопрактическая конференция «Психология и педагогика современного образования в России» (г. Пенза, 2008 г.).

— Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика современного образования в России» (Пенза, 2008 г.) и др.

Всего по теме диссертации опубликовано 10 работ, общим объемом 3 печатных листа.

Содержание диссертации изложено на 198 страницах машинописного текста и представлено введением, тремя главами, библиографией (171 источник), рекомендациями и 20 приложениями. В работе представлено 17 таблиц и 20 рисунков.

Результаты исследования показали, что все обнаруженные изменения обусловлены реализованными педагогическими условиями: выделение межпредметных связейпостроение математической модели межпредметной интеграцииорганизация самостоятельной работывооружение магистрантов рациональными приемами усвоения знаний и едиными критериями оценки знаний учебного предметасоздание преподавателем атмосферы, способствующей повышению интереса к учебному предмету, активности на занятиях.

Представляется логичным продолжение исследования для определения путей развития профессиональной компетентности как базовой, так и профессиональной ступени в процессе обучения различным дисциплинам магистрантов инженерно-технических направлений.

Заключение

.

Представленная в диссертационном исследовании теоретическая разработка вопроса формирования основных профессиональных компетенций магистров электротехнического направления и опытно-экспериментальное исследование охватили одну из основных проблем высшего профессионального образования — создание в высшем учебном заведении оптимальных педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности у магистрантов.

Профессиональная компетентность является необходимым компонентом профессионализма человека, формируемым в процессе высшего профессионального обучения. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования компетентностные модели магистров обладают определенной степенью адекватности (соответствия) и описывают: набор компетенций, которыми должен обладать специалист (выпускник вуза) — совокупность видов деятельности и обобщенных задач, для выполнения которых он подготовленстепень подготовленности к решению комплекса обобщенных задач применительно к широкому спектру объектов деятельности.

Компетентностная модель магистра электротехнического направления включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностныеэкономические и организационно-управленческиеобщенаучныеобщепрофессиональныеспециальные. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и обще-профессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим магистру гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования. Блок специальных компетенций (профессионально ориентированных знаний и навыков) решает задачи объектной и предметной подготовки.

В исследовании проведена экспертная оценка профессиональных компетенций магистра электротехнического направления. В результате этой оценки, с помощью метода весовых коэффициентов важности, выделены основные профессиональные компетенции, которые необходимо сформировать у магистранта в процессе вузовского обучения. Среди них: знание технологии производства (коэффициент важности 10,7) — способность к проведению комплексного технико-экономического анализа (коэффициент важности 10,6) — знание методов проведения научных расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок (коэффициент важности 8,5) — способность осуществлять экспертизу технической документации и контроль состояния технологического процесса (коэффициент важности 6,6) — умение использовать достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, способствующих развитию творческой инициативы в сфере организации производства, труда и управления (коэффициент важности 5,8) — осуществление взаимодействия со специалистами смежного профиля (коэффициент важности 4,9) — умение эффективно использовать природные ресурсы (коэффициент важности 4,5) и другие.

Анализ уровня профессиональной компетентности магистрантов (25 человек) электротехнического направления в традиционной системе обучения проводился на основе экспертных оценок, анкетирования, бесед и наблюдений, анализа вузовской документации. Также для диагностики исходного уровня основных профессиональных компетенций мы использовали методику В. П. Беспалько, модифицированную для данного исследования. Исследование показало, что основные профессиональные компетенции у магистрантов на довольно низком уровне и требуют совершенствования. Мы пришли к выводу, что технологию проектирования, производства и эксплуатации изделий знают 24% магистрантов. Способностью к проведению комплексного технико-экономического анализа обладают лишь 12% обучаемых. Знают принципы работы, технические, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств 24% магистрантов, а определить экономическую эффективность исследований и разработок способны только 16%. Осуществлять сбор, анализ, обработку и систематизацию научно-технической информации по направлению профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий оказались способны 20% магистрантов. Способность осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием технологических процессов и эксплуатацией оборудования, всех средств технологического оснащения и автоматизации производства обнаружена только у трех обучаемых (12%). Умение использовать достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, способствующих развитию творческой инициативы в сфере организации производства, труда и управления проявилось у 24% участников эксперимента. Также выявлено, что при традиционной системе обучения у магистрантов возникают сложности при осуществлении взаимодействия со специалистами смежного профиля при разработке математических моделей объектов и процессов физической природы, алгоритмического и программного обеспечения технологических систем автоматизации и управления, в проектно-конструкторской деятельности и научных исследованиях (почти половина студентов не владеет данной компетенцией).

Были разработаны педагогические условия, включающие комплекс организационных, дидактических и воспитательных мероприятий:

— выявлены межпредметные связи, основанные на влиянии дисциплин учебного плана подготовки магистрантов на основные профессиональные компетенции;

— построена математическая модель межпредметной интеграции;

— скорректированы учебный план и рабочие программы;

— создан дидактический комплекс, включающий обучающую программу, учебные пособия по дискретной математике и математической логике, промежуточные и итоговые тесты по изучаемым темам и дидактические материалы для самостоятельной работы магистрантов;

— разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс система оценивания, основанная на влиянии базовых компонент учебной информации (дидактических единиц) на основные профессиональные компетенции выпускника.

Разработанная математическая модель интеграции учебных дисциплин позволила:

— рационально и объективно планировать содержание дисциплин;

— выяснить, на интеграцию каких учебных дисциплин необходимо в первую очередь направить усилия преподавателей (в данном исследовании такими оказались дисциплины, попавшие в одну плеяду и имеющие наиболее сильные смысловые связи);

— определить место межпредметных связей в каждой дисциплине учебного плана подготовки магистрантов электротехнического направления;

— обозначить взаимоподчиненность содержания отдельных дисциплин посредством выделения корреляционных ядер.

Разработана рабочая программа по курсу «Математические модели случайных процессов», учебные пособия по курсам «Дискретная математика» и «Математическая логика», комплект индивидуальных заданий для самостоятельной работы магистрантов, а также тестовые задания для промежуточного и итогового контроля, являющиеся дидактическим обеспечением при реализации новых педагогических условий подготовки магистрантов.

Определены критерии оценки уровня сформированности основных профессиональных компетенций: знание технологического процессаумение провести комплексный технико-экономический анализумение сделать научный расчет и определить эффективность исследований и разработокумение провести экспертизу технической документации и контроль состояния технологического процессаспособность использовать достижения науки и техники.

Критериями учебной успешности магистрантов мы избрали: а) успеваемость по предмету (оценка, зафиксированная в зачетной книжке) — б) интерес к дисциплине «Математические модели случайных процессов» в условиях экспериментального интегрированного обученияв) уровень усвоения знаний.

Уровень усвоения знаний магистрантов определялся на основе индивидуальных домашних и тестовых заданий: а) задачи первого уровня сложности предполагали выбор правильного ответа из предложенных вариантовб) задания второго уровня предполагали выполнение действий по алгоритму на основе имеющихся знанийв) задания третьего уровня включали более сложные операции, требующие вариативных решенийг) задачи четвертого уровня сложности требовали умения нахождения и исправления ошибок.

Анализ профессиональной компетентности магистрантов электротехнического направления в условиях экспериментального интегрированного обучения показал, что значительно уменьшилось количество магистрантов, имеющих низкий уровень сформированности основных профессиональных компетенций. А именно, значительно снизилось количество магистрантов, которые практически не знали принципы работы, технические особенности используемых технических средств: до эксперимента это число составляло 32% магистрантов, а после эксперимента их осталось 8%. Уменьшилось на 6 человек количество магистрантов, не умеющих использовать достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт. Важен также тот факт, что после экспериментального обучения не осталось магистрантов, не умеющих эффективно использовать природные ресурсы, материалы и энергию, хотя до начала эксперимента их число составляло 24% .

Изменения количества магистрантов со средним уровнем сформированности основных профессиональных компетенций не так значительны. Однако отметим, что в процессе экспериментального обучения увеличилось число студентов, знающих методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок: до эксперимента 36% магистрантов, после эксперимента их число составило 56%. Также больше магистрантов стали осуществлять взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке математических моделей объектов и процессов физической природы, алгоритмического и программного обеспечения технологических систем автоматизации и управления, в проект-но-конструкторской деятельности и научных исследованиях: до эксперимента 36%, а после эксперимента 60% магистрантов.

В процессе экспериментального интегрированного обучения выросло количество магистрантов с высоким уровнем сформированности основных профессиональных компетенций, то есть имеющих высокий уровень профессиональной компетентности. Анализ этих изменений показывает, что значительно выросло количество магистрантов, знающих на высоком уровне технологию проектирования, производства и эксплуатации изделий и средств технологического оснащения. Если до эксперимента таких студентов было 24%, то после эксперимента их стало 44%. Увеличилось также количество обучаемых, способных проводить комплексный технико-экономический анализ для обоснованного принятия инженерных и управленческих решений с использованием информационных технологий: 12% до эксперимента, 16% магистрантов после эксперимента. Осуществлять сбор, анализ, обработку и систематизацию научно-технической информации по направлению профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий на высоком уровне стали 36% магистрантов, хотя до начала эксперимента таких студентов было 20%.

Эмпирически подтверждена гипотеза о повышении мотивации магистрантов к профессиональному успеху. Так уровень умеренно высокий мотивации к профессиональному успеху в экспериментальной группе возрос с 28% до 44%, а уровень низкой мотивации уменьшился с 32% до 12%. Повысился интерес к предмету и активность магистрантов на занятиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. С. Основы педагогической теории измерений Текст. / В. С. Аванесов // Педагогические измерения. -2004. № 1. — 17 с.
  2. , В. С. Современные методы обучения и контроля знаний Текст. / В. С. Аванесов. М.: ИЦПКПС, 1998. — 99 с.
  3. , А. А. Основные положения системно-квалиметрической концепции повышения качества образования Текст. / А. А. Аветисов // Надежность и контроль качества. 1999.-№ 2.-С.57−60.
  4. , Н. А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения Текст. / Н. А. Алексеев. Челябинск, 1995.- 174 с.
  5. , Н. А. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Алексеев Николай Алексеевич. — Тюмень, 1997. 308 с.
  6. , Б. Г. Психология педагогической оценки Текст. / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990.
  7. Андреев, A. JL Компетентностная парадигма в образовании: опыт фи-лософско-методологического анализа Текст. / A. JI. Андреев // Педагогика. 2005. № 4.
  8. , Г. М. Социальная психология Текст.: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 376 с.
  9. Ю.Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  10. Н.Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональной системы Текст. / П. К. Анохин. М., 1978. — 399 с.
  11. , В. А. Проектирование технологий Текст. / В. А. Афанасьев // Высшее образование в России. 2001. — № 4. -С. 147.
  12. , Ю. К. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах) Текст. / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. — Киев: Ра-дянська школа, 1982.- 198с.
  13. , В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 14−19.
  14. , С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации Текст. / С. Я. Батышев. М.: Высшая школа,. 1988.-340 с.
  15. , И. Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт: монография. Текст. / И. Д. Бело-новская. .: ИРПО, 2005.-351 с.
  16. , А. Г. Управление качеством профессионального образования Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. Г. Бермус. Ростов н/Д., 2003. — 43 с.
  17. , В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  18. , В. П. Основы теории педагогических систем Текст. / В. П. Беспалько. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. — 204 с.
  19. , В. П. Элементы теории управления процессом обучения. Описание целей и способы их достижения в обучении Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Знание, 1970. — 80 с.
  20. , Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы Текст. / Б. П. Битинас, JT. И. Катаева // Педагогика. 1993. -№ 2.-С. 8−14.
  21. , М. В. О педагогических парадигмах Текст. / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Магистр, 1992. — С. 16−17.
  22. , М. В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. Текст. / М. В. Богуславский //Педагогика. 2000. — № 4. — С. 63−70.
  23. , JI. И. Проблемы формирования личности Текст. / JI. И. Божович. М.: Институт практической психологии, 1995. — 352 с.
  24. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997.-№ 4.- С. 11−17.
  25. , Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций Текст. / Е. В. Бондаревская, С.В.Кульневич// Педагогика. 2004. — № 10. С. 23−31.
  26. , Н. В. Системная методология современных педагогических исследований / Н. В. Бордовская // Педагогика. — 2005. № 5.-С. 21−29.
  27. , В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования Текст. / В. П. Борисен-ков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов-н/Д., 2004. — 576 с.
  28. , В. П. Школа России. Прошлое и настоящее Текст. / В. П. Борисенков // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 3−15.
  29. , Е. П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний Текст. / Е. П. Бочарова. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1995. — 92 с.
  30. , Е. П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Бочарова Елена Петровна. СПб., 1996. — 567 с.
  31. , Е. П. Обучение учащихся самоконтролю знаний как средство повышения их учебной успешности Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Бочарова Елена Петровна. Л., 1985. — 300 с.
  32. , Е. П. Самоконтроль как метод повышения эффективности учебного процесса Текст. / Е. П. Бочарова // Современные проблемы в образовании в странах АТР. Владивосток, 1998. — С. 54−55.
  33. , Е. П. Учебная активность и факторы, ее определяющие Текст. / Е. П. Бочарова // Современные технологии обучения в высшей школе. Хабаровск: РИЦХГАЭП, 1999. — С. 280.
  34. , В. С. Диалог о диалоге Текст. / В. С. Библер // Вопросы философии. 1992. — № 12. — С. 139−150.
  35. , Е. И. Перестройка профессионально-технического образования в 1988г. Ежегодный доклад о развитии профтехобразования СССР ВНИИ профтехобразования Текст. / Е. И. Бражник, А. И. Войтанов-ский. Л., 1989.-С. 53−65.
  36. , Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информатизации Текст. / Дж. Брумер, перевод с англ. К. И. Бабицкого / Под ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  37. , Н. Ш. Становление и развитие дополнительного профессионального образования студентов в техническом вузе Текст. / Н. Ш. Валеев. Казань: Изд-во КазГТУ, 1998. — 176 с.
  38. , А. В. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно ориентированном подходе к образованию Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Вильвовская Александра Вениаминовна. -М., 1996. — 155 с.
  39. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры
  40. Текст. Париж: ЮНЕСКО, 1998. — 36 с.
  41. Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика Текст. / Под ред. В. М. Журавского. М., 1998.
  42. , С. В. Интегрированный подход при разработке содержания обучения в средних специальных учебных заведениях Текст. / С. В. Васильева. М., 1993.
  43. , Л. С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 118 с.
  44. , А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире Текст. / А. С. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 256 с.
  45. , Б. С. Педагогическая прогностика Текст. / Б. С. Гершун-ский. Киев: Изд-во КГУ, 1998.-200 с.
  46. , Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987.-263 с.
  47. , Б. С. Методологические проблемы стандартизации в образовании Текст. / Б. С. Гершунский, В. М. Березовский // Педагогика. 1993. — № 1 — С27−32.
  48. , В. И. Основы теоретической педагогики Текст. / В. И. Гинецинский. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1992. — 154с.
  49. , А. М. Личностное прогнозирование: специфика и основные формы Текст. / А. М. Гендин // Вопросы прогнозирования и планирования развития личности. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1985. С. 22.
  50. , В. Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии Текст. / В. Г. Горб. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003.- 387 с.
  51. , В. Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов Текст. / В. Г. Горб //
  52. Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5. — С. 33−37.
  53. , В. Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности Текст. / В. Г. Горб // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 10−14.
  54. , Н. Н. Педагогические особенности профессионального становления учащихся лицея (на примере профессии «слесарь по КИП и А») Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Гордеева Надежда Николаевна. -Екатеринбург, 1997. — 200 с.
  55. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки магистра 220 200 «Автоматизация и управление» Текст. М.: Министерство образования Российской федерации, 2002. — 32 с.
  56. , М. И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения Текст. / М. И. Грабарь // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 3. — С. 49−54.
  57. , О. В. Анализ современных концепций и моделей личност-но-ориентированного образования Текст. / О. В. Гукаленко // Педагогический альманах. 2002. — № 1. — С. 23−31.
  58. О. В. Стратегические ориентиры перспективного развития образовательной системы Приднестровья Текст. / О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк // Известия МСАО им. Я. А. Коменского. 2003. — № 1.-С. 59−66.
  59. , JI. И. Куда идет профшкола? Текст. / JI. И. Гурье // Профессионально-техническое образование. 1990. — № 4. — С. 60−63.
  60. , В. В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М. :ИНТОР, 1996.-541 с.
  61. , А. Я. Технико-методологические основы интеграции в образовании (Опыт теоретической дидактики) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: / Данилюк Александр Ярославович. —Ростов-н/Д., 1997.- 232 с.
  62. , С. Информационные технологии в подготовке инженеров Текст. / С. Дворецкий, В. Таров, Е. Муратова // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 130.
  63. , А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма Текст. / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М.: РАГС, 1993. — с.
  64. , С. А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования Текст. / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2001. — № 5. — С. 46−56.
  65. , С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития Текст. / С. А. Дружилов. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. 242 с.
  66. , В. А. Теоретические основы проектирования содержания непрерывного профессионального образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ермоленко Валентина Андреевна. Казань, 1999. — 517 с.
  67. , Н. Ф. Современные измерители знаний (Опыт тестирования) Текст. / Н. Ф. Ефремова, А. А. Рыжкин // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С. 15−23.
  68. , В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение Текст. / В. А. Казаков. — Киев: Вища школа, 1990.-68 с.
  69. , Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы Текст. / Н. П. Капустин. М.: Академия, 1999. — 216 с.
  70. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Сборник. М.: Экономика, 1987. — 320 с.
  71. , В. Г. Объективная необходимость: История проблемы и перспективы реформирования высшего образования России Текст. / В. Г. Кинелев. М.: Республика, 1995. — 328 с.
  72. , Г. С. Состояние российского образования (по результатам международных исследований) Текст. / Г. С. Ковалева // Педагогика. -2001. № 2. — С. 80−88.
  73. , К. Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе Текст.: дис.. канд. пед. наук д-ра пед. наук: 13.00.01 / Колеси-на Карина Юрьевна. Ростов-н/Д., 1995. — 197 с.
  74. , К. К. Вызовы XXI века и проблемы образования Текст. / К. К. Колий. М.: ИЦПКПС, 2000. — 55 с.
  75. Концепция и метод разработки государственного образовательного стандарта по направлениям базового высшего образования Текст.: методические рекомендации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 19 с.
  76. Концепция непрерывного образования Текст. // Бюллетень Госкомобразования СССР. 1989. — № 7. — С. 10.
  77. , А. В. Теория и практика высшего профессионального образования Текст. / А. В. Коржуев, В. А. Попков. М.: Изд-во Академический проект, 2004. — 432 с.
  78. , В. В. Методология педагогического исследования Текст. / В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994. — 165 с.
  79. , Н. В. Проблемы психологии профессионально-технического образования как объект комплексных исследований Текст. / Н. В. Кузьмина // Психологический журнал. — 1982. Т. З — № 5. — С. 146−164.
  80. , С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания Текст. / С. В. Кульневич. Воронеж, 1997. — 237 с.
  81. , О. В. Непрерывное образование и его структура Текст. / О. В. Кульневич//Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 21−30.
  82. , В. Г. Анализ факторов, влияющих на качество образования Текст. / В. Г. Кучеров, Ю. В. Попов, В. Н. Подлеснов // Мониторинг и контроль качества образования: Развитие методологии и опыт: матер. X симп. М.: ИЦПКПС, 2002. — С. 113−116.
  83. , О. Е. Петербургская школа. Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы Текст. / О Е. Лебедев. -СПб.: Центр педагогической информации, 1994. 132 с.
  84. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  85. , Т. Ю. Концепция непрерывного профессионального образования Текст. / Т. Ю. Ломакина. М.: ИТИП РАО, 2005. — 45 с.
  86. , И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1981. — 185 с.
  87. , В. Я. Ценностные ориентиры в современном воспитании Текст. / В. Я. Лыкова // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: матер, междунар. науч.-практ. конф. -Смоленск: СГПУ, 2004. С. 192.
  88. , Н. Н. Организационно-педагогические основы формирования системы непрерывного образования в техническом вузе Текст. / Н. Н. Маливанов. Казань: Изд-во КазГТУ, 2004. — 155 с.
  89. , В. Ф. Инновации? Инновации. Инновации! Текст. / В. Ф. Мануйлов, В. М. Приходько, В. М. Жураковский и др. // Высшее образование сегодня. 2003. — № 6. — С. 42−44.
  90. Международный стандарт ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы качества Текст. 1-е изд. — М., 1994. — 56 с.
  91. , А. К. Техника статистических вычислений Текст. / А. К. Митропольский. М.: Наука, 1971. — 576 с.
  92. , Е. А. Педагогическая диагностика: история, теория, современность Текст. / Е. А. Михайлычев, Г. Ф. Карпова, Е. Е. Леонова. Ростов-н/Д.: ЮО РАО, 2002. — 252 с.
  93. , И. Н. Мониторинг сферы высшего профессионального образования как комплексная система контроля и управления его развитием Текст. / И. Н. Молчанов // Вопросы статистики. 2002. — № 11. -С. 60−64.
  94. , А. Я. Инновации в образовании Текст. / А. Я. Наин. Челябинск: ИПО МО РФ, 1995. — 288 с.
  95. , А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития Текст. / А. М. Новиков. — М.: Эгвест, 2000. 272 с.
  96. , Н. Мониторинг образовательного качества Текст. / Н. Но-ваков, Ю. Попов, В. Подлеснов // Высшее образование в России 2003. — № 6. — С. 15−23.
  97. , П. И. Опрос, как средство обучения Текст. / П. И. Пидкасистый, M.JI. Портнов. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-155 с.
  98. , П.И. Методологические проблемы развития технологии в образовании Текст. / П. И. Пидкасистый // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М., 2000. — С. 14−19.
  99. Ю8.Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. М.: Academia, 2000. — 270 с.
  100. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат. М.: Academia, 2001. -323 с.
  101. , В. А. Теория и практика высшего профессионального образования Текст. / В. А. Попков, А. В. Коржуев. — М.: Академический проект, 2004. 432 с.
  102. , H. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект: Текст. / Н. Ю. Посталюк. Казань, 1989. — с.
  103. , М. М. Управление развитием школы Текст.: пособие для руководителей образовательных учреждений / М. М. Поташник, В. С. Лазарев. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
  104. Приоритетные направления развития педагогических и психологических исследований Текст. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2004. — 72 с.
  105. , А. И. Мониторинг качества знаний учащихся, поступающих на инженерные специальности Текст. / А. И. Пульбере, В. А. Пульбере // Вопросы тестирования в образовании. 2003. — № 8. — С. 111−120.
  106. , А. И. Система мониторинга как средство управления качеством непрерывного технического образования : дис.. д-ра пед. наук 13.00.08 / Пульбере Александр Иванович. Ростов-н/Д., 2006. — 401 с.
  107. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ Текст. Париж: ЮНЕСКО, 1995. — 38 с.
  108. , А. Г. Проектирование без прототипов. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании: (Теория и методология): Текст. / А. Г. Раппапорт. М.: Стройиздат, 1975. — с.
  109. , В. Н. Культурологические основы целостности содержания высшего образования Текст. / В. Н. Руденко. — Бендеры: Полиграфист, 2003.-283 с.
  110. , М. В. Федеральные образовательные стандарты в контекстедемократических преобразований в России Текст. / М. В. Рыжаков // Образовательные стандарты: проблемы и перспективы: тез. докл. меж-дунар. конф. МЦНТИ. М., 1995. — С. 224−233.
  111. , Н. А. Размышления о качестве образования: международный аспект Текст. / Н. А. Селезнева // Высшее образование сегодня. -2004. № 4. — С. 36−44.
  112. , Н. А. Образование как основа государственного устройства России в XXI веке Текст. / Н. А. Селезнева, И. А. Зимняя, А. И. Су-бетго. СПб., 2000. — С 32−42.
  113. , Ю. Н. Интеграция содержания профессионального образования Текст. / Ю. Н. Семин // Педагогика. 2001. — № 2. — С. 20−28.
  114. , Ю. Н. Интеграция содержания инженерного образования: дидактический аспект: Монография Текст. /Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2000. — 140 с.
  115. , В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Текст. / В. В. Сериков. Волгоград, 1994. — 152 с.
  116. , Г. Н. Образование: Аспекты системного отражения Текст. / Г. Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997 .- 464с.
  117. , В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях Текст. / В. И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 1999.-416 с.
  118. , В. П. Основные подходы к формированию модели системы качества в вузе Текст. / В. П. Соловьев, Ю. П. Акимов, Е. Ю. Тишина и др. // Качество. Инновации. Образование. 2003. — № 3. — С. 23−31.
  119. Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования Текст. / Под ред. Ю. В. Васильева, Е. С. Комракова. М.: Изд. ИГОС и ПРНО МОД, 1994. — 136 с.
  120. , Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций
  121. Текст.: учеб. пособ. для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская. — М.: Совершенство, 1998. 368 с.
  122. , Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах Текст. / С. И. Самыгин. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. — 576 с.
  123. , А. И. Политика качества, в том числе политика качества образования как база решения проблем выхода из кризиса и устойчивого развития России в XXI веке Текст. / А. И. Субетто // Качество: теория и практика. 1998.- № 1−2. — С. 15−20.
  124. , И. А. Единое образовательное пространство: проблемы и перспективы Текст. / И. А. Тагунова // Методические основания организации международных образовательных проектов. М., 1995. — С. 27−52.
  125. , Н. М. Системно-синергатическая теория воспитания Текст. / Н. М. Таланчук // Профессиональная педагогика. Профессиональное образование. М., 1997. — С. 324−338.
  126. , Н. Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста Текст. / Н. Ф. Талызина // Вестник высшей школы. 1986. -№ 3. — С. 10−14.
  127. , М. К. Практическая психология для преподавателей Текст. / М. К. Татушкина. М .: Филинъ, 1997. — 328 с.
  128. , К. Д. Педагогические сочинения Текст.: в 2 т. Т. 2 / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1988. — 528 с.
  129. , Ю. Г. Определение основных терминов дидактики высшей школы Текст. / Ю. Г. Фокин. Вып. 4. — М.: НИИВО, 1995. — 32 с.
  130. , Ю. Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания Текст. / Ю. Г. Фокин. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э Баумана, 2000. 424 с.
  131. Н. Справочник по статистическим распределениям Текст. / Н. Хастинг, Дж. Пикок, перевод с англ. М.: Статистика, 1980. — 95 с.
  132. , П. С. Обеспечение гуманистической направленности профессиональной школы. Образование и культура северо-запада России Текст. / П. С. Хейфец // Вестник северо-западного отделения российской академии образования. СПб., 2001. — Вып. 6. — С. 30−31.
  133. , Н. Г. Интегрированное многоуровневое профессиональное образование Текст. / Н. Г. Худолий // Высшее образование сегодня. -2004.-№ 6.-С. 13−17.
  134. , А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования Текст. // Народное образование. 2003. — № 5. С. 55−61.
  135. , А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций Текст. / А. В. Хуторской // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения: Сб. научных трудов. — М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. С. 65−79.
  136. , Э. М. Престиж профессии Текст. / Э. М. Черепахова.1. М.: Знание, 1988.-63 с.
  137. , Д. В. Дидактические технологии в высшей школе Текст. / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАМА, 2002. — 437 с.
  138. , М. А. Обзор таксономий учебных целей в США Текст. / М. А. Чошанов // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 3−6.
  139. , П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / П. А. Шавир. М., 1981. — 96 с.
  140. , В. Д. Психология деятельности и способностей человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1999. — 318 с.
  141. , А. Введение в профессиональную педагогику Текст. /
  142. A. Шелтен. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -287 с.
  143. , Н. И. Организационно-педагогические условия профессионального обучения незанятого населения (на примере Свердловской области) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Шишкина. Екатеринбург, 2000. — 25 с.
  144. , Е. К. Личностная ориентация обучения на условие развития компетентности студентов технического университета: (на материале иностранного языка) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Юсеф Екатерина Константиновна. — Ростов-н/Д., 164 с.
  145. , И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М., 1996. — 93 с.
  146. , В. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие /
  147. B. А. Якунин.- СПб.: Полиус, 1998. 639 с.
  148. Club of Rome Zukunftschance Lernen. Bericht fur die achziger Jahre Text. / Hrsg. V. A. Peccei. Wien, 1979.
  149. Shaping our Own Future in the European Higher Education Area Text. // Convention of European Higher Education Institutions. Salamanca. — 2001. — 29−30 March.
  150. Learning to be. The world of education today and tomorrow Text. / By E. Fanre, F. Herrera et. ce. Paris: UNESCO- London: Harrap, 1972. — 313 p.
  151. Martens, D. Schlussel-qualifikation Text. / D. Martens, Verlag W. Kohl-kammer. Stuttgart- Koln- Mainr, 1994. — 73 p.
  152. Martens, D. Schliisselqualifikation. Thesen Zur Schulung fur eine moderne Gesellschaft Text. / D. Martens, Verlag W. Kohlkammer. Stuttgart- Berlin- Koln, 1974. — 56 p.
  153. Reetz, L. Schlusselqualifikationen: Dokumtntation des Simposi-ums in Hamburg Text. / L. Reetz, G. Reitmann. Hamburg: Feldhaus, 1990. -24 p.
  154. Reetz, L. Zum Konzept der ScMusselqualifikationen in der Berufsbildung Text. / L. Reetz // Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis. Berlin, 1989. -S. 3.-P. 10−30.
  155. Schelten, A. Das Konsept der Schlusselquliflkationen in beruflichen Schulen Text. / A. Schelten // Bayer. VBB- aktuell.37, 1988. — P. 1−11.
  156. Schelten, A. Technischer Wandel und Berufsbildung Text. / A. Schelten //Padagogische. Rund-schau.2, 1985. — P. 187−201.
  157. Schelten, A. Einfuhrung in die Bemfspadagogik Text. / A. Schelten. -Stuttgart, Frans Steiner Verlag, 1991. P. 51−63, 204−214.
  158. Terry, G. Thomas J. International dictionary of Education Text. / G. Terry, J. Thomas. N.Y., 1977. — 381 p.
  159. Zabeck, J. Schlusselqualifikationtn zur Kritik einer didaktischen Zielfor-mel Text. / J. Zabeck //Wirtschaft und Erziehung, 1989. — P. 77−86.
  160. Промышленный потенциал региона
  161. Наименование предприятия Города расположения участников и подразделений Категория специалиста
  162. ИПЦ «Геоток», г. Владивосток Владивосток Инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  163. ОАО ХК Дальзавод, г. Владивосток Владивосток Инженер-электрик, инженер наладчик
  164. ОАО «Владивостокское предприятие ЭРА», г. Владивосток Владивосток Ген. директор, главный инженер, инженер-электрик, инженер наладчик, технолог, мастер участка, начальник участка
  165. ЗАО «Варяг-Техсервис», г. Владивосток Владивосток, Большой Камень, Петропавловск- Камчатский, Северодвинск, Мурманск Ген. директор, главный инженер, инженер конструктор, инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  166. ОАО Дальавтоматика Владивосток Ген. директор, главный инженер, инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  167. ОАО «Дальприбор», ОАО Завод «Изумруд», ОАО «Варяг» (ОАО «Завод Варяг»), г. Владивосток Владивосток Инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик, технолог, мастер участка, начальник участка
  168. ОАО «Восточная верфь», г. Владивосток Владивосток Инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик, мастер участка, начальник участка
  169. НПЛ «ЭКМОС», г. Владивосток Владивосток Инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  170. ФГПУ «Дальневосточный завод Звезда», г. Большой Камень Большой Камень Ген. директор, главный инженер, инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  171. ООО Балхаш-сервис Владивосток Главный инженер, инженер конструктор, инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  172. ОАО Амурский судостроительный завод Комсомольская «ЭРА» Комсомольск на Амуре Инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  173. ОАО «ВОСТОК» филиал ОАО Амурский судостроительный завод Большой Камень Инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  174. Комсомольская «ЭРА» Комсомольск на Амуре Инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик, мастер участка, начальник участка
  175. Дальневосточное морское пароходство Владивосток Инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик, электромеханик, главный электромеханик
  176. Институт проблем морских технологий Владивосток Инженер конструктор, инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  177. ОАО Дальэнерго Владивосток, Артем Инженер конструктор, инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  178. НИИ Дальэнергосетьпро-ект Владивосток Главный инженер, главный инженер проекта, инженер конструктор, инженер программист.
  179. Предприятия г. Владивостока и других городов и районов Приморья и ДВ Главный энергетик, главный инженер, инженер-электрик, инженер настройщик, инженер наладчик
  180. Развернутые требования к профессиональным качествам магистра по направлению 2 202 001.0рганизацион но- управленческие1. Научно-исследовательские1.I. Эксплуатационные1. Проектно-конструкторские
  181. V. Производственно- технологические
  182. Знания постановлений, распоряжений, приказов вышестоящих и других органов.
  183. Умение использовать методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы.
  184. Знание основ трудового законодательства и гражданского права.1 .Знание перспектив технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия.
  185. Умение использовать достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в области знаний, способствующих развитию творческой инициативы в сфере организации производства, труда и управления.
  186. Осуществлять сбор, анализ, обработку и систематизацию научнотехнической информации по направлению профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий.
  187. Знание правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
  188. Умение эффективно использовать природные ресурсы, материалы и энергию.
  189. Знание методов проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок.
  190. Осуществление и разработка методических и нормативных материалов, технической документации.
  191. Способность оказывать методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров.
  192. Способность работать в коллективе исполнителей с использованием современных методов управления и организации работы коллектива.б.Способность организации на научной основе своего труда, работы по повышению научно-технических знаний работников
  193. Содействовать развитию творческой инициативы рационализации, изобретательства.
  194. Соблюдение установленных требований, действующих норм, правил и стандартов
  195. Соблюдение установленных требований, действующих норм, правил и стандартов
Заполнить форму текущей работой