Педагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений
Диссертация
В качестве экспериментальных групп нами были избраны группы студентов индустриально-педагогического факультета специализации «Культура дома» и «Технический сервис и дизайн», а в качестве контрольных групп студенты индустриально-педагогического факультета специализации «Машиноведение». Опытно-экспериментальная работа проводилась с 1995 по 2000 гг. и предполагала две составные части. Первая… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Исследование процесса формирования у будущего учителя 14 технологии предпринимательства проектировочных и конструктивных умений в теории и практике высшего профессионального образования
- 1. 1. Сущность проектировочных и конструктивных умений учителя
- 1. 2. Особенности проектировочных и конструктивных умений учителя технологии и предпринимательства
- 1. 3. Опыт формирования проектировочных и конструктивных умений будущего учителя технологии и предпринимательства в отечественной и зарубежной педагогике
- Глава 2. Реализация педагогических условий формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных н конструктивных умений
- 2. 1. Характеристика модели процесса формирования проектировочных и конструктивных умений у будущих учителей технологии и предпринимательства
- 2. 2. Методика формирования проектировочных и конструктивных умений у будущих учителей технологии и предпринимательства
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -141 с.
- Абдуллина О.А., Загряскина Н. Н. Педагогическая практика студентов. М.: Просвещение, 1989. — 172 с.
- Абросамова Г. В. Формирование творческих педагогических умений у студентов младших курсов педвуза: Автореф.дисс.. канд.пед.наук.- Челябинск: ЧГУ, 1990. 18 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-336 с.
- Аверина М.В. Психологические проблемы творческого овладения студентами педвуза профессией учителя // Психологические вопросы формирования личности будущего учителя М.: МГПИ им. Ленина, 1986.- 175с.
- Агапова О., Кривошеева А., Ушакова А. Проектно-созидательная модель обучения // Альма Матер. 1994. — № 1. — С. 18−22.
- Аитов Н.А., Александров Г. Н., Мавлютов P.P. Высшее техническое образование в условиях НТР. М.: Высш. шк., 1983. — 256 с.
- Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задания в области воспитания: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Л., 1972. -27 с.
- Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. -М.: Высш. шк., 1984. 46 с.
- Альбом основных приемов устранения технических противоречий. /Составитель А. Б. Селюцкий. Петрозаводск. — 1974.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.-296 с.
- Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. /Под общ.ред. М. Р. Гинзбурга. М.- Воронеж: Ин-т практич. психологии- НПО «МОДЭК», 1997. — 80 с.1зУАнаньев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Педагогика, 1968.-339 с.
- Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. Киев: Вищашк., 1978.- 175 с.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. шк., 1976. — 200 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. — 368 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. — 127 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Совершенствование подготовки учителей к реализации задач реформы школы: Сб.науч.трудов. М.: АПН СССР, 1986. -128 с.
- Бандуристый Ф.Ф. Художественное конструирование в кружке. -Хабаровск: Хаб. пед. ин-т, 1990. -26 с.
- Барабошкина Н.В. Формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. — 15 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 342 с.
- Белан Е.П. Методика решения задач на конструирование // Школа и производство. 1992. — № 2. — С. 72−73.
- Белан П.И., Белан Е. П. Подготовка учителей интегрированного предмета «Технология» // Школа и производство. 1994. — № 4. — С. 90−92.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1980.-206 с.
- Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С. Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. Минск: Вышэйш. шк., 1983. — 224 с.
- Беспалько В.П. Как улучшить подготовку учителей труда // Школа и производство. 1981. — № 7. — С. 58−60.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Высш. шк., 1995. — 336 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Беспалько JI.B. Использование поэлементного анализа трудовых умений для совершенствования обучения труду // Школа и производство. 1983. — № 3. — С.16−18.
- Богданова Р.У. Самооценка студентами освоения дисциплин психолого-педагогического блока.// Подготовка специалиста в области образования: Анализ и оценка качества. Вып. III. — СПб: Образование, 1996. -с. 33−41.
- Болотов В.А., Новичков В. Б. Реформа педагогического образования // Педагогика. №№ 7,8. — С. 49−54.
- Борисов В.Г. Кружок технического конструирования. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.34vБорисова Н. В. Конструирование деловых игр // Новые методы и средства обучения. 1989. — № 2 (6). — С. 54−75.
- Бреслав JI.Б., Гинзбург А. И. Качество и эффективность подготовки специалистов. В сб. Активные методы и качество подготовки специалистов в вузе. — Л., 1989. — 120 с.
- Бухалов Б.И., Ваграменко Я. А. Совершенствование подготовки учителей трудового обучения в пединститутах страны. // Школа и производство. 1986. № 12. — С.54−56.
- Вызов В.М. Психолого-педагогические условия социально-профессиональной адаптации учащихся в школе-лицее: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск: БГУ, 1993. — 19 с.
- Васильев Н.В. Формирование умений организации познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя технологии: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск: БГПУ, 1996. — 22 с.
- Васильев Ю.К., Литвинов Б. Д. Подготовка специалистов трудового и профессионального обучения в педвузах. // Советская педагогика. 1988. -№ 5. -С. 83−85.
- Вергелес Г. И., Раев А. И. Методика анализа и оценки качества подготовки специалиста: Учеб.-метод, пособие по общим проблемам педагогического образования / Инф.бюлл. СПб. :Образование, 1995. — С. 4849.
- Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л., 1983. — 32 с.
- Викентьев И.JI. Современные методы научно-технического творчества школьников.: история и обзор // Школа и производство. 1991. -№ 11.-С. 5−11.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1979. — 244 с.
- Володарская И.А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989.
- Волошина М.И. Педагогические умения // Советская педагогика. -1985. -№ 5. -С. 86−90.
- Воспитательная система школы: аспект моделирования: Учеб.-метод. пособие. Псков: Ин-т повыш. квалиф. работ, образов., 1994. — 93 с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1995. — 112 с.
- Галахова П.В. Педагогическая техника в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань: КГПИ, 1987. — 14 с.51^ Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., Ростов-на-Дону: Книжный дом «Университет», Феникс, 1999. — 332 с.
- Глазунов А.Т. Мотивы овладения политехническими знаниями и умениями в школе. // Советская педагогика. 1986. — № 7. — С.29−33.
- Глубокова Е.Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1989. — 20 с.
- Глюжецкене Т.В., Тихомирова Е. М. Прогнозирование результатов учебной деятельности студентов // Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе. Л., 1990. — 176 с.
- Голосеева Р.А., Макареня А. А. О критериях оценки профессиональной готовности выпускника педагогического вуза // Активные методы и качество подготовки специалистов. Л., 1988. — 84 с.
- Гоноболин Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. М.: АПН РСФСР, 1951.-156 с.
- Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. М.: Просвещение, 1962. — 180 с.
- Гоппе Н.Н. Творческие проекты на экзамене по технологии в школе // Педагогическое обозрение. 1996. — № 1. — С.42−46.
- Гребенюк Т.Б. Организация, контроль и оценка педагогической практики студентов: Метод, указ. / Калинингр. гос. ун-т. Калининград, 2000.-29 с.
- Гуськов Ю.К., Невлев В. К. Повышение квалификации учителей трудового обучения. М.: Институт проф. образ. Мин.обр. РСФСР, 1991. -75 с. 61!/Давыдов В.В. Научно-исследовательская деятельность Российской Академии образования // Педагогика. 1993. № 5. — С.5.
- Данилов М.А. Процесс обучения // Основы дидактики / Под редакцией Е. П. Есипова. М., 1967. — С. 197−198.
- Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 24−28.
- Девяткина Г. В. Проектирование учебно-технологических игр // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С.121−125.
- Джумаев Б.А. Деловая игра «Урок» для студентов о подготовке учителей трудового и профессионального обучения в педвузе. // Школа и производство. 1992. — № 2. — С.81.
- Дидактика технологического образования / Под ред. П. Р. Атутова. 4.2. — М.: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
- Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М.: МГПИ, 1979.-27 с.
- Долженко О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высш. шк., 1990. — 192 с.
- Домбиев Х.В. Технико-педагогические задания в подготовке учителей труда // Школа и производство. 1991. — № 8. — С.94−95.
- Домонов Н.Ф. Формирование у студентов политехнических знаний о современной технике в процессе трудовой подготовки на индустриально-педагогических факультетах педагогических вузов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
- Дробнис В.Ф., Тулинцев С. Ю. Практическая подготовка будущих учителей труда // Школа и производство. 1986. — № 2. — С.61−62.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Academia, 1996. — 216 с.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 190 с.
- Ерецкий М.И., Пороцкий Э. С. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов. М., 1978. — С. 11−12.
- Железовская Г. И. Педагогическая технология формирования понятийного диалектического мышления у студентов: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 30 с.
- Журавлев В.И. Информационно-педагогические модули // Советская педагогика. 1991. — № 8. — С.56−59.
- Загвязинский В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы: Учеб. пособие для вузов. Тюмень: ТГУ, 1978. — 91 с.
- Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб, 1995. — 360 с.
- Закон Российской Федерации об образовании. М.: Просвещение, 1992.
- Зверева Н.М. Как активизировать обучение в вузе? Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1989. — 70 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. — 384с.
- Зимняя И.А., Малахова В. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980.
- Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М.: Просвещение, 1995. — 208 с.
- Иванова Ю.А. Дидактические условия использования педагогических задач при изучении общеобразовательных и специальных предметов в педагогическом вузе: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Волгоград, 1990.-19 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании / Под ред. П. В. Конаныхина. М., 1995. — 178 с.
- Иродов М.И. Рефлексия как средство повышения эффективности профессиональной подготовки // Педагогическое образование в современных условиях. Ярославль: ЯГПУ, 1997. — С. 110−112.
- Казакова А.Г. Педагогическое моделирование // Казакова А. Г. Модульное обучение: Метод, пособие. М., 1997. — С. 4−8.
- Казимирская И.И. Мышление учителя и пути его формирования. Ч. 1. — Минск: МГПИ им. А. М. Горького, 1992. — 146 с.
- Казимирская И.И. Мышление учителя и пути его формирования. Ч. 2. — Минск: МГПИ им. А. М. Горького, 1992. — 145 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Капустин B.C. Выполнение проектов на уроках технологии в 5−7 классах // Школа и производство. 1998. № 1. — С. 15−17.
- Карачев А.А. Учителю технологии знания по ОБЖ // Школа и производство. — 2000. — № 1. — С.31−32.
- Кашницкий В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. и психол, наук. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. — 21 с.
- Кесаманлы Ф.П. и др. Учебные модули как активный метод обучения // Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей: Сб. науч. тр. JL, 1989.
- Кинелев В.Г. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. — 328 с.
- Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 224 с.
- Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. — 129 с.
- Кобозев Н.Н. Педагогические задачи в методической подготовке студентов факультета ОТД // Школа и производство. 1983. — № 2. — С.62−64.
- Колесникова И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 71−78.
- Кондрашева JI.B. Теоретические основы воспитания психологической готовности студентов пединститута к профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1987. — 37 с.
- Коренберг В.Б. Решение задачи, умения, навыки // Вопросы психологии. 1993. № 2. — С.80−85.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика. 264 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов / Сост и общ. ред. В. А. Макаренко. М.: Высш.шк., 1995. 510 с.
- Кругликов Г. И. Методика анализа занятий по технологии // Школа и производство. 2000. — № 1. — С.32−33.
- Кругликов Г. И. Профессионально-педагогическая деятельность учителя технологии // Школа и производство. 1998. -№ 5. — С.24−27.
- Кругликов Г. И. Учителю о инженерно-техническом проектировании // Школа и производство. 1999. — № 2. — С.21−23.
- Ксенчук Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело, 1993. -182 с.
- Кудайкулов М.А. Дидактические проблемы формирования основ профессионально-педагогических умений у будущего учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Киев, 1972. — 49 с.
- Куприянов Б.В. Опыт оказания педагогической помощи учащимся педагогического класса в самопознании // Современные подходы к образовательному процессу в педагогическом классе. Кострома: КГПУ, им. Н. А. Некрасова, 1998. -С.115−118.
- Куприянов Б.В. Ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. — 18 с.
- Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1993. -152 с.
- Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 288 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304.
- Литвинов Б.Д. Мобильность педагога по трудовому и профессиональному обучению о подготовке в вузах. // Советская педагогика. -1989. -№ 4.-С.91−95.
- Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой личности учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1994.-35 с.
- Маланов С.В. Психолого-педагогический анализ овладения учащимися теоретическими знаниями на основе обобщенной ориентировки в различных типах объяснений: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1998.-26 с.
- Маркова А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя // Школа и производство. 1988. -№ 12.-С. 8−9.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Между нар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Машбиц Е.И. Теоретико-методологические основы проектирования как средство психологического исследования обучения: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М., 1982, — 38 с.
- Методика трудового обучения / Под ред. Д. А. Тхоржевского. -М.: Просвещение, 1981. -268 с.
- Методы изучения профессиональной направленности личности учителя / Под ред Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухотской. Л., 1980. — 84 с.
- Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Методы синтеза технических решений /Под ред. A.M. Дворянки-на. М.: Наука, 1977. -103 с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
- Мошкова И.Н., Малов С. Л. Психология производственного обучения. М., 1990. — 184 с.
- Муравьев Е.А. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Шуя, 1996. — 156 с.
- Муравьев Е.М. Виды технических знаний и особенности их усвоения // Школа и производство. 1999. — № 1. — С.23−26.
- Мушник Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений: Пер. с нем. М.: Мир, 1990. — 220 с.
- Мындыкану В.М. Дидактические основы обучения педагогической технике в процессе профессиональной подготовки учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1992. — 30 с.
- Мышление: процесс, деятельность, общение / Под ред. А. В. Брумменского. М., 1982. — 271 с.
- Наумов A.M. Формирование предпринимательских умений у будущих учителей технологии // Школа и производство. 1998. — № 3. -С.35−37.
- Научные основы обучения школьников труду. М.: Просвещение, 1970.
- Некатена JI.A., Симушина JI.T. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М.: 1989. — 124 с.
- Немов Р.С. Общие основы психологии. М: Просвещение, 1994. -Т.1.-576 с.
- Неумин Я.Г. Модели в науке и технике. Л.: Наука, 1984.-189с.
- Никитенко В.Н. Непрерывность и преемственность общепедагогической подготовки учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1991. — 32 с.
- Нишаналиев У.Н. Улучшаем подготовку учителей труда // Школа и производство. 1981. — № 5. — С.60−61.
- Новик И.Б. Гносиологические аспекты моделирования. // Природа моделей и модели природы./ Под ред. Д. М. Гвишиани. М.: Мысль, 1986, 68с.
- Нурминский И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знания и умений учащихся. М.: Педагогика, 1991. -224 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд. — М.: Рус.яз., 1988. — 750 с.
- Основы вузовской педагогики. Л.: ЛГУ, 1972. — 314 с.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зюзина. -Киев, 1989.- 186 с.
- Осовский Е.Г. Проблемы трудового воспитания и профессионального образования в советской педагогике // Школа и производство. -1990.-№ 2.-0.7−14.
- Пархоменко В.П. Основы рационализаторской и изобретательской работы. Минск: Вышэйш. шк., 1984. — 175 с.
- Педагогика: Учеб.пособ. для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
- Педагогика высшей школы / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: ЮГУ, 1985.- 192 с.
- Педагогика высшей школы / Под ред. П. М. Гапонова. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1974. — 180 с.
- Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под. ред. А. П. Тряпицыной. СПб: Образование, 1995.-171 с.
- Пискарева И.Е. Методы диагностики готовности учителя к инновационной деятельности. Кострома: КГУ, 1999. — 60 с.
- Платонов К.К. О знаниях, навыках, умениях // Советская педагогика. 1963. -№ 11. -С.38−103.167.vПлатонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — 311с.
- У’Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977. С. 80−81.
- Подготовка школьников к труду в сфере материального производства / Под. ред. П. Р. Атутова. М.: Педагогика, 1988. — 174 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
- Подобии А.Е. Вариативно-ситуационный подход в внеаудиторной работе со студентами: Дисс.. канд.пед.наук. Кострома: КГПУ, 1999.-С.73.
- Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Советская педагогика. -1989. № 11.- С.45−49.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. -207 с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. — 206 с.
- Программы по методике обучения технологии / Под ред. А. И. Смирнова / Нижегородский гос.пед. ун-т. Нижний Новгород, 1997. -50 с.
- Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.
- Психологические исследования творческой деятельности /Отв.ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975. -253 с.
- Психологические особенности человека. Т.2: Способности. — Л.: ЛГУ, 1960.
- Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: МГПУ им. В. И. Ленина, 1982. — 110 с.
- Психологические тесты: В 2-х т. /Под ред. А. А. Карелина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 248 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
- Психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. — 107 с.
- Психология / Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. М., 1962. — 460 с.
- Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. Минск: ООО Этоним, 1995. — 384 с.
- Ретивых М.Г. и др. Основы профессионально-педагогической культуры. Брянск, 1993. — 62 с.
- Рогачев В.В. Педагогическая технология становления будущего учителя: основные подходы // В сб. Педагогическое образование в современных условиях. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. — С. 126.
- Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. — 10 с.
- Рожков М.И. Подготовка педагогов к реализации социально-педагогических функций. // В сб. Педагогическое образование в современных условиях. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. — С.67.
- Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1994. — 63 с.
- Рожков М.И. и др. Социальное становление учащегося. Ярославль, 1995. — 72 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — Т.2. — 672
- Руденко И.JI. Формирование организаторских и коммуникативных умений будущего учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Махачкала, 1998.- 18 с.
- Рукавишникова Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педагогического вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: ИЦПКПС, 1999. — 25 с.
- Румянцева Е.А. Формирование у будущих учителей коммуникативных умений на основе теории информационного метаболизма. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1997. — 18 с.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1990.-86 с.
- Сафрис О.И., Тамарчак Д. Я. Деловые игры при изучении технологии // Школа и производство. 1999. — № 1. — С.29−31.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. -255 с.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: АПН СССР, 1990. — 215 с.
- Симоненко В.Д. Каким быть учителю труда // Школа и производство. 1989. — № 12. — С.85−87.
- Симоненко В.Д., Бронников Н. Я. Об аттестации учителей трудового обучения (технологии) // Школа и производство. 1995. — № 6. С.7−10.
- Симоненко В.Д., Фомин Н. В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства: Учеб.-метод.пособие. Брянск, 1997.-319 с.
- Сластенин В.А. Проблема формирования социально-активной личности учителя: состояние и перспективы исследования // Формирование социально-активной личности. М., 1985. — С. 21−50.
- Сластенин В.А. Теория и практика высшего образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 142 с.
- Сластенин В.А., Исаев В. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1998.-496 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Сластенин В.А., Филиппенко Н. И. Профессиональная культура учителя. М., 1993.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 270 с.
- Спирин Л.Ф. Карта-схема накопления информации о формировании общепедагогических умений у будущих учителей. Кострома: КГПИ, 1973. — 14 с.
- Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Учеб. пособие / Костромской гос. пед. ун-т им. Н. А. Некрасова. Кострома, 1994.-107 с.
- Спирин В.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: РПА, 1997.-34 с.
- Спирин В.Ф. Теоретические и методологические проблемы анализа педагогических ситуаций и решения учебно-воспитательных задач в вузе // Как решать педагогические задачи / Костромской гос. пед. ин-т им. Н. А. Некрасова. Кострома, 1992. — 128 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя (на материале подготовки студентов педвуза к воспитательной работе): Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.-30 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль: ЯГПИ, 1976. — 120 с.
- Спирин В.Ф. Эвристическая программа накопления информации о формировании профессионально значимых качеств у будущих учителей. -Кострома, 1989. 17 с.
- Справочник по техническому труду / Под ред. А. Н. Ростовцева. -М.: Просвещение, 1996.
- Соловьева З.А. Педагогические условия подготовки студентов технолого-экономического факультета к творческой деятельности в процессе изучения технологии обработки ткани: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2000. — 22 с.
- Стакин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеоло-гия воспитания и обучения. М.: Моск. психолого-социальный ин-т Флинта, 1998.-368 с.
- Степанов А.А. Психология деятельности // Общая психология / Под ред. В. В. Богоявленского и др. М., 1981. — С. 138−140.
- Столяров Ю.С. Моделирование процесса изобретательского творчества // Школа и производство. 1986. -№ 11.- С.13−16.
- Столяров Ю.С. Техническое творчество школьников. М.: Педагогика, 1984. -160 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. М.: МГУ, 1975.-342 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Творческие проекты учащихся общеобразовательных школ / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: НМЦ «Технология», 1996. — 238 с.
- Тетельбаум Т.Д. Основы технического творчества по использованию эвристических приемов преодоления технических противоречий: Ре-ком. к практ. зан. Одесса, 1985.
- Техническое моделирование и конструирование / Под ред. В. В. Колотилова. М.: Просвещение, 1983. — 255 с.
- Технология: Пробный учебник для мальчиков 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: БГПУ, 1996. -174 с.
- Технология: Пробный учебник 7 класса общеобразовательных школ (вариант для мальчиков) / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: БГПУ, 1996. — 182 с.
- Технология: Пробный учебник для 9 класса общеобразовательной школы / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: БГПУ, 1997. — 318 с.
- Тихонова А.Е., Диденко Т. Н. Обучающие модули: Способ построения // Биология в школе. 1995. — № 6. — С.31−35.
- Тхоржевский Д.А., Сименач Б. В. Студентам ОТД конструктор-ско-технологические знания и умения // Школа и производство. — 1981. -№ 10. — С.52−54.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Усова А.В. Формирование обобщенных умений // Народное образование. 1974. — № 3. — С.8−10.
- Ушанов А.Ф. Решение социально-воспитательных задач в структуре общепедагогической подготовки студентов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Кострома, 1999. — 18 с.
- Ушанов А.Ф. и др. Общепедагогические умения и их роль в профессиональной самореализации современного специалиста. Пенза: МО-ПО РФ, ПГПУ им. В. Г. Белинского, 1999. — 76 с.
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: Мираж, 1997. — 213 с.
- Формирование личности будущего специалиста в условиях ускорения научно-технического прогресса: Сб.науч.тр. / НИИВШ. М., 1988.- 148 с.
- Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвуз. сб.науч.тр. / Казанский гос. пед. ин-т. Казань: КГПИ, 1989. — 143 с.
- Формирование профессионально-педагогического мастерства учителей: Сб.науч.тр. / АПН СССР, НИИ общ. обр. взр. М.: АПН СССР, 1989.-84 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989. — 240 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Юрист, 1997. — 508 с.
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Киев, 1996. — 42 с.
- Ходжабаев А.Р. Учебно-методические комплекс подготовки учителей трудового обучения в вузах. // Советская педагогика. 1990. — № 10.- С.88−92.
- Цукерман Г. А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993.-№ 2.-С.35−43.
- Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С.78−89.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999.-288 с.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л.: ГТУ, 1963. — 52 с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) //Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.-414с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. -Л., 1967.-266 с.
- Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя // Вопросы психологии. -1981. № 5. — С. 13−21.
- Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Л.: ЛГПИ, 1968. — 35 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 3. — С.59−66.
- Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения, Каунас. 1989.260./Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособ. СПб: Изд-во Михайлова В. А., изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высш. шк., 1986. — 136 с.
- Berelson В. Content-analysis in communication research. N.Y., 1952.
- Ingenkamp К. Padagogische Diagnostik. Ein Forschungsbericht tiber Schulerbeurteilung in Europa. Weinheim: Beltz, 1975.
- Klauer K.J. Handbuch der Padagogischen Diagnostik. Diisseldorf: Schwann, 1978.
- Krumm V., Seidel G. Wirtschaftslehretest. BWL. Beiheft. Weinheim: Beltz, 1970.
- Программа опытно-экспериментальной работы (приводится в сокращении)
- B.В. Давыдов, В. Л. Крутецкий и другие. Психологи Е. И. Бойко, Е.Н. Кабанова-Меллер, Е. А. Милерян, К. К. Платонов, З. И. Ходжаева,
- C.В. Янанис осмыслили пути формирования общетрудовых умений. Оригинальные концепции формирования профессионально-педагогических умений создали Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков.
- Когнитивный критерий отражает качество имеющихся у субъектапедагогических, технических, предпринимательских знаний, необходимых для осуществления проектирования и конструирования в каждой из этих сфер.
- Инструментальный критерий показывает степень освоения будущим учителем действий и операций по проектированию и конструированию в педагогической, технической и предпринимательской сфере. fk
- Деятельностный критерий служит для оценки реального осуществления будущим учителем проектирования и конструирования собственной деятельности и деятельности учащихся.
- Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
- Для замеров отдельных показателей сформированности проектировочных и конструктивных умений будущего учителя технологии и предпринимательства применялись следующие методики:
- Контент-анализ сочинений. Студентам предлагались следующие темы: «Моя будущая профессия», «Как достичь профессионального идеала», «Учитель технологии и предпринимательства-2000″, „Я через 10 лет“.
- Модифицированная методика диагностики ценностных ориента-ций М. Рокича. Студенты оценивают предполагаемый уровень терминальных ценностей в будущей профессиональной деятельности.
- Определение эмоциональной направленности личности по Б. И. Додонову.
- Модифицированная методика „Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии“.
- Модифицированная методика „Диагностика уровня развития педагогической деятельности“.
- Данные методики взяты из сборника методических материалов для руководителей школ „Диагностика успешности учителя“.
- Методика „Незаконченные предложения“.18. Методика „Педагог это.“.
- Наблюдения и интервью руководителей технологических и педагогических практик.
- Анализ продуктов деятельности студентов и учащихся в ходе профессиональной практики.
- Анализ уроков, внеклассных мероприятий, проведенных студентами в период педагогической практики.
- Анализ индивидуальных программ саморазвития студентов в период педагогической практики.
- Анализ характеристик педагогической деятельности студентов, составленных руководителями профессиональных практик.
- Анализ обобщенных характеристик педагогической деятельности, составленных студентами на основе самооценки.
- Компоненты профессиональной деятельности учителя труда иучителя технологии и предпринимательства
- Учитель труда Учитель технологии и предпринимательства
- Информационная деятельность
- I. Развивающая деятельность
- Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
- Оценка знаний и умений учащихся с учетом ее воспитательного значения.
- Правильная и быстрая ориентация в возникающих на занятиях ситуациях.
- У. Организаторская деятельность
- Включение учащихся в различные виды учебно-трудовой деятельности. Организация внеклассных мероприятий по научно-техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству.
- Структурирование занятий с учетом отводимого на них времени.
- Организация контроля за приобретением учащимися на занятиях знаний и практических навыков.
- Четкая организация коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся, сочетание этих форм работы.
- Инструктирование учащихся в начале и в ходе занятий по выполнению практической работы.
- Организация и проведение заключительной части занятия, оценивание работ учащихся, комментирование оценок, постановка задачи следующего занятия, уборка рабочих мест в мастерской.
- Организация и проведение общественно полезного производительного труда учащихся.
- Организация и проведение систематической работы по профориентации.
- Включение учащихся в различные виды учебно-трудовой деятельности, организация внеклассных мероприятий по научно-техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству.
- Определение структуры занятий с учетом времени на каждую часть.
- Обеспечение контроля за текущим усвоением знаний и умений.
- Организация коллективной, групповой и индивидуальной учебно-трудовой деятельности обучаемых, сочетание этих форм.
- Инструктаж учащихся по выполнению практической работы в начале и по ходу занятий.
- Организация и проведение заключительной части занятия, подведение итогов, оценка и комментирование работ, постановка задачи следующего занятия, уборка рабочих мест и мастерской в целом.
- Осуществление систематической работы по профориентации.
- Организация элементов самоуправления учащихся (работы старосты, инструментальщика, санитара и др.). 8. Организация элементов самоуправления (бригадир, инструментальщик, санитар и др.).
- VI. Конструктивная деятельность
- Определение и осуществление воспитательной цели предмета в соответствии с общими педагогическими целями системы трудовой подготовки.
- Отбор учебного материала, предусматривающего развитие и формирование у учащихся системы технико-технологических знаний и трудовых навыков.
- Подбор объектов труда в соответствии с целями и практической направленностью занятий.
- Корректировка перспективных тематических планов занятий с учетом требований науки и передового педагогического опыта.
- Планирование учителем индивидуальной методической и самообразовательной работы с целью повышения качества текущей учебно-воспитательной-работы с учащимися.
- Прогнозирование результативности учебно-воспитательной работы, возможных в ней трудностей.
- Выбор форм и методов обучения в зависимости от особенностей класса, целей обучения и воспитания.
- Планирование развития учебно-материальной базы по предмету в соответствии с поставленными целями обучения и воспитания.
- Определение целей занятий в соответствии с общими педагогическими целями трудовой подготовки в школе. Отбор учебного материала, предусматривающего развитие и формирование системы технико-технологических знаний и трудовых умений.
- Подбор объектов труда в свете целей и задач занятий, их обучающей и практической направленности, общественно полезной значимости.
- VII. Исследовательская деятельность
- Изучение учебно-программной документации, устанавливающей це- 1. Изучение учебно-программной документации, устанавливаюли обучения и воспитания.
- Изучение общедидактических методов, форм и средств обучения, исследование возможности их применения в учебном процессе.
- Исследование информации, растущей в соответствии с развитием науки, промышленности, сельского хозяйства.
- Оценка уровня готовности к занятию (знаний, навыков) всего класса, каждого учащегося в отдельности.
- Определение результативности обучения и воспитания (насколько изменяются уровни воспитания и знания учащихся по сравнению с начальным).
- Оценка, анализ и прогнозирование собственной педагогической и методической работы, выбор путей ее проведения.
- Изучение передового педагогического и производственного опыта и его реализация в собственной практике.
- Приобретение новых теоретических знаний в процессе самообразования и методической работы педагогического коллектива.
- Проведение научно-исследовательской работы с учетом требований, предъявляемых к ее организации. щей цели трудового обучения и воспитания.
- Изучение системы методов, форм и средств трудового обучения и воспитания, исследование возможности их применения в конкретном учебно-воспитательном процессе.
- Исследование информации о развитии технологий промышленности, сельского хозяйства и использование собранных данных в учебно-воспитательном процессе.
- Изучение начального уровня готовности группы и каждого учащегося в отдельности к занятиям (уровень знаний, умений, навыков).
- Определение успешности трудового обучения и воспитания (динамика уровней обучаемости и воспитываемости по сравнению с начальными).
- Оценка, анализ и прогнозирование своей педагогической (учебно-воспитательной) деятельности.
- Изучение и реализация передового педагогического и технологического опыта в работе.
- Приобретение новых специальных знаний и умений путем самообразования.
- Проведение опытной работы с учетом требований к ее постановке.
- VIII. Техническая деятельность
- Расширение своего политехнического кругозора, овладение научно-технической терминологией.
- Освоение учебно-материальной ба
- Подбор объектов труда с учетом рыночного спроса. 2. Закупка материалов и оборудования. 3. Реклама. 4. Определение стоимости и цены изделий. 5. Реализация готовой продукции. 6. Материальная заинтересованность учащихся.1. Пояснительная записка
- Тематический план спецкурса
- Название темы Количество часов
- Всего Лекции Семинары. Практ. занятия.
- Понятие о педагогическом проектировании. Объекты педагогического проектирования. 2 2
- Этапы и формы педагогического проектирования. 4 2 2
- Технология педагогического проектирования. 4 2 2
- Психологические основы педагогического проектирования. 2 2
- Дидактические подходы к проектированию целей обучения. 6 2 2 2
- Проектирование и конструирование урока. 4 — 4
- Учебно-нормативные документы, организующие реализацию целей обучения. 4 2 2
- Проектирование содержания учебного предмета как дидактическая задача. 6 2 2 2
- Выполнение практических занятий. Итоговая конференция. 6 — 61. Mm ого 38
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
- Борисова Н.В. Конструирование деловых игр // Новые методы и средства обучения. 1989. -№ 2 (6). — с. 54−75.
- Володарская И.А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., 1989.
- Некатена Л. А, Симушина Л. Т. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе. М., 1989.
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону, 1997.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
- Мошкова И.Н., Малов С. Л. Психология производственного обучения. М., 1990.
- Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения, Каунас. -1989.
- Спецкурс „Основы проектирования и конструирования“, включающий в себя спецпрактикум „Методы решения творческих задач“ и спецкурс „Основы рационализаторской и изобретательской деятельности“
- Спещрактикум „Методы решения творческих задач“
- Из каждой строки этой таблицы берется по одному варианту. Например, сочетание вариантов 1−1, 2−3, 3−3, 4−2, 5−1, где в каждой паре первая цифра обозначает номер строки, а вторая номер столбца, дает новую конструкцию ножа.
- Морфологическая таблица на конструирование ножа для резания пищевых продуктов (таблица А.И. Половинкина)
- Эффективен для развития творчества метод формирования гирлянд ассоциаций. Комбинированием ассоциаций в различных сочетаниях получают новое техническое решение.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1990.
- Альбом основных приемов устранения технических противоречий. /Составитель А. Б. Селюцкий. Петрозаводск, 1974.
- Рекомендации к практическим занятиям по курсу „Основы технического творчества по использованию эвристических приемов преодоления технических противоречий“. /Составитель Т. Д. Тетельбаум. Одесса, 1985.
- Мушник Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений: Перевод с немецкого. М.: Мир, 1990.
- Техническое моделирование и конструирование. / Под редакцией В. В. Колотилова. М.: Просвещение, 1983.
- Программа спецкурса „Основы рационализаторской иизобретательской работы“
- После изучения разделов „Рационализаторское предложение“, „Изобретение“, „Промышленные образцы“, „Товарные знаки“ студенты выполняют практическую работу по оформлению соответствующих заявок.
- Название темы Количество часов
- Всего Лекции Семинары Практ. занятия.1 2 3 4 5
- Из истории рационализаторства и изобретательства 2 2
- Рационализаторское предложение. Составление заявки на рационализаторское предложение. Техническое решение предложения. Определение новизны рационализаторского предложения. 4 2 2
- Порядок подачи заявления на рационализаторское предложение. Автор и соавтор рационализаторского предложения. Исследование рационализаторских предложений. Организация работы по рационализаторству. 6 2 2 2
- Изобретения. Понятие изобретения. Техническое решение и новизна изобретения. Авторское свидетельство. Патент. 2 2
- Структура изобретения. Аналог изобретения, Прототип изобретения. Формула изобретения и правило ее построения. 4 2 2
- Изобретательство. Составление и подача заявки на изобретение. Требования к материалам, иллюстрирующим предполагаемое изобретение. 6 2 2 2
- Открытие. Порядок подачи заявлений на открытие. Оформление открытия. 6 2 2 21 2 3 4 5
- Промышленные образцы. Промышленный образец и его признаки. Составление заявки, описание, изготовление фотографий, чертежей и схем промышленных образцов. 6 2 2 2
- Товарные знаки. Регистрация товарных знаков. Виды и характеристики товарных знаков. 4 2 2
- Патентная документация и информация. Система патентной информации в РФ. Поиск патентной информации. Потребность в патентной документации. 2 2
- Основные положения законодательства РФ по изобретательству. 2 2
- Деловая игра „Патентное бюро“. 4 — 4
- Исходя из указанных принципов программа состоит из двух частей.
- Семинар „Основы эффективного бизнеса“ в тренинговой форме.
- Проведение „Дней предпринимателя“ Объем семинара 32 учебных часа.1. Занятие 1. 4 часа.
- Понятие современного бизнеса. Критерии эффективности, ключевые факторы. Разбор ситуации. Занятие 2. 4 часа.
- Основы экономики. Особенности различных экономических систем. Основные понятия рыночной экономики, ее достоинства и недостатки. Занятие 3. 4 часа.
- Деловая игра на рыночный механизм. Понятие конкуренции, собственности, ценообразования. Занятие 4. 4 часа.
- Особенности смешанной экономики. Регулирующая роль государства. Налоговая система. Моделирование современной экономической системы на Дне предпринимателя. Занятие 5. 4 часа.
- Субъекты рыночных отношений. Организационно-правовые нормы организаций, предпринимательская деятельность. Занятие 6. 4 часа.
- Деятельность предприятий в условиях рынка. Определение затрат, цены, прибыли. Деловая игра „Конфеты“. Занятие 7. 4 часа.
- Современный менеджмент. Принятие эффективных управленческих решений. Коллективные методы принятия решений. Роль информации в современных экономических системах. Эффективная коммуникация. Деловая игра на коммуникацию.
- В базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений включена образовательная область „Технология“.
- Название темы Количество часов
- Всего Лекции Семинары. Практ. занятия1. J 2 3 4 5
- Метод творческих проектов в образовательной области „Технология“. Модель проектной деятельности. Психология проектирования. Исследовательская деятельность. Роль проекта в курсе „Технология“. 4 2 2
- Подготовка учащихся к проектировочной деятельности. Связь с процессом трудового обучения. Роль конструктивно-технологической системы в выполнении проекта. Упражнения в проектировании. Банк проектов. Примеры последовательности выполнения проектов. 4 2 2
- Организация выполнения творческого проекта. Выбор и обоснование темы проекта. Затраты времени. Задание на проект. Графическая часть. Последовательность выполнения проекта. Планирование. Задачи учителя. Требования к проекту. 6 2 2 2
- Основные разделы проекта. Подготовительный этап. Спецификация. Вариативная проработка. Конструкция изделия. Технологическая карта. Техника безопасности. Специфика для готового изделия. Оценка стоимости. Пояснительная записка. 6 2 2 21 2 3 4 5
- Самоанализ выполненного проекта и его защита. Дизайн-анализ. Задачи оценки проектов. Рекламное объявление. Товарный знак. Критерии оценки проектов. Критерии оценки защиты выполненного проекта. 6 2 4
- Выполнение практического задания на тему „Разработка идеи проекта“. 4 4
- Деловая игра „Разработка идеи проекта.“ 2 — 21. Итого 32 1. Банк проектов
- Приспособления для снятия изоляции с монтажных (установочных) проводов.2. Пинцет для радиомонтажа.
- Приспособление для крепления цилиндрических заготовок в слесарных тисках.
- Приспособление для удержания шлифовальной шкурки.
- Отвес с фиксатором длины шнура.
- Сменная (универсальная) рукоятка для надфилей, напильников, отверток и т. п.7. Письменный прибор.
- Подставка для карандашей, бумаги, кисточек и т. п.
- Брелок для ключей открывалка для бутылок.
- Слесарный шаговый циркуль. 11. Слесарный шаговый кернер.
- Сувенир прибор для хранения швейных принадлежностей.
- Подставка для хранения сверл.
- Подставка (укладка) для хранения разметочного инструмента.
- Подставка (укладка) для хранения набора слесарных инструментов.
- Приспособление для снятия плодов с высокорастущих деревьев.
- Приспособление для нахождения центра на торце цилиндрической детали.
- Подставка (планшет) для рисования.19.Декоративный подсвечник.
- Пустые флаконы в дело (воронка, мыльница и т. п.).21 .Приспособление для нарезания ящичных шипов.
- Ящик для комнатных цветов.
- Приспособление для гибки шарнирных петель.24. Силомер.
- Приспособление для удержания гвоздей в нужном положении при забивании.
- Струбцина для склеивания под углом деревянных изделий.
- Подсвечник, вешалка, газетница из проволоки.
- Устройство для равномерного разбрызгивания воды на приусадебном участке.29.Малярный валик.
- Стенд для изучения правил дорожного движения.
- Стол для игры в настольный теннис. 51. Лобзик, набор для вышивания. 52. Школьные стамески, долота.53 .Воротки для метчиков и плашек.
- Приспособление для проверки правильности развода зубьев пилы.55.Доска для глажения.1. Электрорадиотехнология:
- Учебная модель электромагнита.
- Модели с электромагнитом (модель семафора, модель шлагбаумаи др.)3. Биметаллическое реле.
- Учебная модель поляризованного электромагнитного реле.
- Учебная модель нейтронного электромагнитного реле.6. Электровикторина.
- Модель электронного звонка.8. Электронный тир.
- Модель кодового замка. Ю. Переключатель елочных гирлянд. 11. Квартирная электропроводка.
- Индикатор изменения температуры.13.Реле времени.
- Автомат включения уличного освещения. 15. Охранная сигнализация.
- Проектировочные умения (см. приложение 5).
- Конструктивные умения (см. приложение 6).
- Директор молодежного лагеря летний лицей Пазухина И.А.
- Научный руководитель Баженов В.М.
- Остановимся конкретнее на двух семинарах:1. „Тренинг общения“ (психологический семинар)
- Организационно-управленческий тренинг (основы эффективногобизнеса)
- Возраст 15−16 лет является в многом переломным для подростков и проблема социальной адаптации встает в этом возрасте как нельзя остро. Рассмотрим существенные особенности межличностного общения в юношеском возрасте.
- Таким образом формируются цели и задачи семинара „Тренинг общения“.
- Формы и методы обучения: информирование, игры и упражнения, обмен мнениями, психогимнастика.1. Занятие 1. 4 часа.
- Сообщение целей семинара. Самоопределение членов группы по целям. Знакомство членов группы.
- Игры: „Автопрезентация“, „Запомни имя“, „Мое полезное качество“, „Перекрестная презентация“.1. Занятие 2. 4 часа.
- Компоненты и процессы невербального общения. Мимика и пантомимика.
- Игры: „Зеркало“, „Ассоциации“, „Если птичка, то какая?“, „Смена позиций“, „Таможня“.1. Занятие 3.4 часа.
- Пантомимика в общении. Эмотивная компонента в положении тела. Понимание невербальной сигналов.
- Игры: „Скульптор“, „Поводырь“, „Невербальное знакомство“, „Невербальное приглашение“, Пойди в круг», «Оправдание позы».1. Занятие 4.4 часа.
- Невербальные характеристики речи: тон, высота, темп. Начала теории нейролингвистического программирования (НЛП). Предикаты ведущих систем. Мета- и Милгон-моделирование речи.
- Игры: «Понятийная лесенка», «Определение ведущей системы», «Аналоги предикатов», «Сказка в одной из ведущих систем», «Интонация».1. Занятие 5. 4 часа.
- Глазные сигналы доступа (из НЛП). Чтение жестов.
- Игры: тренинг чтения по ГСД, «Изображение состояния».1. Занятие 6.4 часа.
- Вербальные компоненты общения. Словарный запас.
- Игры: «Три качества в одном флаконе», «Новая примета», «Накопление качеств», «Рассказ на одну букву».1. Занятие 7.4 часа.
- Вербальные компоненты общения. Гибкость использования.
- Игры: «Буриме», «Рассказ на заданную букву», «Что хорошего в плохом?».1. Занятие 4 часа.
- Вербальные компоненты общения. Вопросы, как средство получения информации. Подведение итогов. Реализация личных целей.
- Игры: «Данетки», «Угадай героя», «Мафия».
- Объем семинара составляет 32 учебных часа.
- Опишем подробнее ряд приемов работы преподавателя и некоторые из игр.1. Знакомство.
- Упражнение «Смена позиций»
- Упражнение «Оправдание позы»
- Упражнение «Слепой и поводырь»
- Затем участники меняются ролями, и все повторяется вновь. У игры два условных уровня эффектов.
- Первый уровень связан с отработкой навыков достижения взаимопонимания между партнерами. Здесь при обсуждении полезно обращать внимание на личный опыт каждого, как успешного так и неудачного контакта с партнером.
- Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, а также помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством.
- Работа семинара «Основы эффективного бизнеса» оказалась чрезвычайно интересной для старшеклассников в условиях современности. Отсюда и вывелись цели и задачи семинара.
- Исходя из указанных принципов программа состоит из двух частей. 1. Семинар «Основы эффективного бизнеса» в тренинговой форме.
- Проведение «Дней предпринимателя» экономической игры длявсех участников молодежного лагеря.
- Объем семинара 32 учебных часа.1. Занятие 1.4 часа.
- Понятие современного бизнеса. Критерии эффективности, ключевые факторы. Разбор ситуации.1. Занятие 2.4 часа.
- Основы экономики. Особенности различных экономических систем. Основные понятия рыночной экономики, ее достоинства и недостатки.1. Занятие 3. 4 часа.
- Деловая игра на рыночный механизм. Понятие конкуренции, собственности, ценообразования.1. Занятие 4. 4 часа.
- Особенности смешанной экономики. Регулирующая роль государства. Налоговая система. Моделирование современной экономической системы на Дне предпринимателя.1. Занятие 5.4 часа.
- Субъекты рыночных отношений. Организационно-правовые нормы организаций, предпринимательская деятельность.1. Занятие 6.4 часа.
- Деятельность предприятий в условиях рынка. Определение затрат, цены, прибыли. Деловая игра «Конфеты».1. Занятие 7.4 часа.
- Современный менеджмент. Принятие эффективных управленческих решений. Коллективные методы принятия решений. Роль информации в современных экономических системах. Эффективная коммуникация. Деловая игра на коммуникацию.
- Описание игры «День предпринимателя»
- Ряд творческих мероприятий Летнего Лицея проводится в виде достаточно известной методики «мозгового штурма».1. Мозговой штурм.
- Процедура такова: ведущий раздает всем листочки, рассаживает участников так, чтобы им было легко общаться в случае надобности. Лучший вариант «по кругу», чтобы можно было писать и общаться.
- Дается задание: «Решение определенной творческой задачи».
- Для более эффективной коллективной работы, а не только индивидуальной, ведущий зачитывает инструкцию проведения «мозгового штурма»:
- Критика исключается, отрицательные мнения об идеях необходимо сдерживать. Никто не должен критиковать чьи-либо идеи и предложения.
- Предпочитается количество идей их качеству: чем большее число идей тем успешнее идет работа.
- После инструктирования дается время для записи и обсуждения. Вся группа должна принять участие в обсуждении и составлении списка идей.
- Ведущий может, как бы невзначай, говорить о предшествующих группах, у которых это получалось лучше (или хуже).Оценочный знак этой реплики зависит от активности и настроения участников игры.
- Существование этого лагеря является средством решения задач работы с подростками данного возраста.