Формирование творческого мышления студентов педагогического вуза средствами математических дисциплин
Диссертация
Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. В этих условиях возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности. В связи с этим, к образованию вообще и к школьному образованию в частности предъявляются более высокие требования в вопросах практической подготовки школьников к продолжению обучения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования творческого мышления студентов педагогического университета
- 1. 1. Характеристика основных психолого-педагогических теорий творчества
- 1. 2. Особенности формирования творческого мышления студентов в процессе их профессионально-педагогической подготовки
- 1. 3. Роль математических дисциплин в формировании творческого мышления студентов
- Выводы
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческого мышления будущих педагогов средствами математических дисциплин
- 2. 1. Психолого-педагогические условия формирования творческого мышления студентов
- 2. 2. Методы изучения и приемы диагностирования уровней творческого мышления
- 2. 3. Организация экспериментальной работы по развитию творческого мышления студентов
- 2. 4. Результаты экспериментальной работы по формированию творческого мышления студентов
- Выводы
Список литературы
- Аверина И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. М.: Соборъ, 1996. 60с.
- Айзенберг М.И. Методические задачи как средство подготовки учителя начальных классов к обучению младших школьников математике: Дисс.. канд. пед. наук.-М., 1989.
- Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. М.: ИПРАН, 1991. -183с.
- Аммосова Н.В. Методико-математическая подготовка студентов педагогических факультетов к развитию творческой личности школьника при обучении математике: Дисс. .д-рапед. наук. Астрахань 1999.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.621 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. Казань: Изд-во Казанского университета, 1997.315 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: КТУ, 1994−248 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981.-240с.
- Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения. Самара: СамГПУ, 1997. — 118с.
- Артемов А.К. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике на основе обобщения // Укрупнение дидактических единиц. Материалы IV научно-практической конференции.- Элиста: Калмыцкий государственный университет, 1987.-е. 6−15.
- Артемов А.К., Тихонова Н. Б. Основы методического мастерства учителя в обучении математике младших школьников. Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального образования. Самара: СамГПУ, 1999.
- Архипова С.Е. Подготовка будущего учителя к руководству развитием математического мышления младшего школьника: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. — 242с.
- Байков Ф.Я. Ученье и творчество. Д.: Лениздат, 1979. — 149 с.
- Басин Е.Я. Двуликий Янус. М.: Знание, 1996. — 146с.
- Берак О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе. Дисс. к.п.н. 1986.
- Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. -М.: 1989. 251с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 190с.
- Библер B.C. Мышление как творчество (введение в логику мыслительного диалога). М.: 1975. — 165с.
- Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы / Избр. пед. соч. -М., 1961.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М: Знание, 1998.
- Бодалев А.А. Психология личности. -М.: 1988. 121с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Логос, 1996. 134с.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. 2-е изд., испр., доп. — Издательство «Симбирская книга», Ульяновск, 2003. — 200с.
- Бусыгина А.Л. Профессор профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Самара: ГП «Перспектива», Изд-во СамГПУ, 2003, издание 2-е, испр. и доп. — 198с.
- Вармова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. Автореф.. к.п.н. -М.:1997. -20с.
- Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях. Часть 1 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1990. — 367с.
- Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях. Часть 2 / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1990. — 367с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204с.
- Вергасов В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: 1985. — 174с.
- Веретенникова Л.К. Личностно-творческое развитие учителя // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: сб. научных трудов. М.: 1993, выпуск 2.-е. 125 129.
- Веретенникова Л.К. Подготовка будущих учителей формированию творческого потенциала школьников. Автореф. .д. п. н. (13.00.01). Казань: 1997.-41с.
- Возможные миры или создание практики творческого мышления: пособие для преподавателей. М.: Интерпрэкс, 1994. — 128с.
- Выготский JI. С. Избранные психологические исследования. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Педагогика, 1967. -230с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1982. — ?
- Гельман З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе. //Педагогика, 1993. № 5. — С. 128−130.
- Гилева И.О. Творчество как характеристика профессионализма // Инновации в образовании. 2003. № 5, с. 112−114.
- Гилфорд Дж. Природа умственного развития человека. М.: Прогресс, 1967. 306с.
- Гиргинов Г. Г. Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 200.00 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью». М.: 2000. 22с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Сб-к статей. -Томск: Пеленг, 1995 87с.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. М.: Академия педагогических наук. НИИ общей и педагогической психологии. — 1988.
- Дмитриев А.Е., Львов М. Р. Концепция подготовки учителя начальных классов // Начальная школа 1990, № 7 с.
- Дорофеев Г. В. Перспективы школьного математического образования в России: концепция гуманитарного непрерывного математического образования / образование: Традиции и инновации в условии социальных проблем. М.: ИОСО РАО, 1997. — 234 — 250.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. Серия «Мастера психологии». СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 368с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. М.: Лантерна-Вита, 1995. — 150с.
- Дружинин В. Н. Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал.-М.: Т. 15, № 4.-с. 83 93.
- Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: 1996. — 126 с.
- Ефремов А.В. Развитие основных компонентов творческой познавательной деятельности учащихся // Преподавание математики в сельской школе / из опыта работы / сост. Ю. М Калягин, О. А. Боковцев. М.: Просвещение, 1984 — с. 16−30.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. -М.: Педагогика, 1982. 160с.
- Зацепина Т.В. Формирование конструктивных методических умений у студентов факультета начальных классов при изучении курса «Методика изучения математике». Дисс.. канд. пед. наук. М., 1992.
- Иванов Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентност-ный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. — 101 с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. -М.: 1992, — 127с.
- Истомина-Кастровская Н. Б. Методическая система развивающего обучения математике в начальной школе: Дисс. в виде научн. докл. .д-ра пед. наук. -М., 1995.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: (Эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества). Автореф. д. психол. наук (19.00.07). JL: 1985. 36с.
- Кант И. Сочинения. Т.6. М.: 1968. — 348с.
- Карлов Н.В. Полемические заметки о науке в наше время //Свободная мысль. 1991. № 16.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: ПЦ Эксперимент, 1995.- 176с.
- Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии. 2004. № 2. С. 3−10.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М.- Педагогика, 1988−304с.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 256 с.
- Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Я. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 506 с.
- Крутецкий В. А Основы педагогической технологии. М.: Просвещение, 1972−255с.
- Кулюткин Ю.Н. Развитие творческого мышления школьников. -Л.: 1967.-320с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.: Педагогика, 1970. 231с.
- Лабораторные и практические занятия по методике преподавания математики // Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
- Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. «Школа 2000» Выпуск 1.-М.: Балларс, 1997. с. 9 — 23.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность //Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983, т.2. — 186с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
- Лернер И.Я. О соотношении общедидактических и частнопред-метных методов обучения // Новые исследования в педагогических науках. 1978, № 2. с.32
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество (сб.), М.: 1969. — 123с.
- Лернер И.Я., Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. — 1 т. — 392с., 2 т. — 320с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1996.-464с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. -144с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 116с.
- Матюшкин A.M. Загадка одаренности. М.: Школа — Пресс, 1993.-239с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. -240с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368с.
- Медакова И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. Автореф. .к.п.н. М.: 1995. — 20с.
- Медведева О.С. Методические аспекты развития творческого мышления учащихся в процессе решения математических задач. М.: МПГУ, 2000, — 126с.
- Мелик-Паташев А. А. Об источнике способностей человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. М.:1998, № 1.
- Мельникова E. J1. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. — 168с.
- Метельский Н.В. Пути совершенствования обучения математике: проблемы современной методики математики. М.: Университетское, 1989.
- Моляко В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978- 130с.
- Монахов В.М. Изучаем технологию В.М. Монахова за семь дней. Новокузнецк: ИПК, 1999. — 50с.
- Намазов В.Н., Жмырикова А. Н. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. М.: 1988. -183с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В трех кн.: Кн. 1. М., 1995. Кн. 2. -М., 1995. Кн. 3.-М., 1998.
- Непрерывное педагогическое образование. Вып. 14. Уфа, 1997. -112с.
- Непрерывное педагогическое образование. Вып.11. Белгород, 1995.
- Новиков A.M. Профессиональное образование в России. -М., 1997.
- Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: М3-Пресс, 2004. 67с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе. Сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994, № 2.
- Онанко Н.А. Педагогические условия формирования творческих профессионально-личностных качеств студентов технических колледжей и вузов. Автореф. .к. п. н. (13.00.08). М.: 2002. 20с.
- Панкурин В.А. Внутренний мир личности и искусство. — Свердловск: 1990.-318с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: 1972. — 253с.
- Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. 2003. № 3. с. 10−26.
- Пойя Д. Как решать задачу: Пособие для учителей. Пер. с англ. -М.: Учпедгиз, 1961. -208с.
- Пойя Д. Математика и правдоподобные рассуждения: Перю с англ. -М.: Наука, 1975. -463с.
- Пойя Д. Обучение через задачи: Пер. с англ. // На путях обновления школьного курса математики: сб. статей и материалов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. — с. 220 — 226.
- Пойя Д., Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.:Педагогика, 1972. 184с.
- Пономарев Я.А. Психология и педагогика творчества. М.: Педагогика, 1976 .
- Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества //Интуиция, логика, творчество / Под ред. М. И. Панова. М.: 1987.-с. 5−23.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: АПН РСФСР, 1960.-352с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества// Тенденции развития психологической науки. -М.: Наука, 1988. С.21−25.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, КГУ 1989 — 208с.
- Пригожин Р.И. Философия нестабильности //Вопросы философии. М.: 1991, № 6.
- Психологические исследования творческой деятельности/ Под ред. O.K. Тихомирова. М.: 1975. — 215с.
- Пушин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271с.
- Пышкало A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах: Пособие для учителей и студентов. М.: Просвещение, 1970.-216с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления// Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности//(сб.) -Уфа: 1985, — 192с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1999−672с.
- Рубенштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: АИСССР институт философии, 1958. — 146с.
- Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии в двух томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.
- Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. Самара.: 1997. 159с.
- Савельев А .Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. 1990. № 3−4
- Саранцев Г. И. О методике обучения школьников поиску решения математических задач // Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1982.-е. 123−131.
- Сафонцева С.В., Воронин А. Н. Влияние экстравер-сии/интраверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности. Психологический журнал. М.: 2000, № 5. — С.36.
- Ситаров Ю.К. Совершенствование профессиональной подготовки учителей начальных классов в процессе преподавания математики в педагогическом институте. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1981.
- Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования// Педагогическое образование и наука № 1, 2004. с.43−49.
- Сластенин В.А. Программно целевой подход к формированию социально-активной личности учителя. // Теория и практика высшего педагогического образования. — М., МГПИ, 1984.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. МГЗПИ, 1976.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416с.
- Смолеусова Т.В. Математическая подготовка учителя начальных классов к обучению младших школьников решению задач: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1989.
- Спиркин А.К. О творческой силе человеческого разума. М.: Прогресс, 1979.
- Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983. 265 с.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности. Психологический журнал. М.: 1998,№ 2.
- Стефанова Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Дисс.. д-ра пед. наук. СПб., 1996.
- Столяров A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. -М.: Изд-во ВНИИПИ, 1988, — 194с.
- Тарасова В. А. Математическая подготовка будущего учителя начальной школы в вузе: Дисс.. канд. пед. наук. Орел, 1997. — 215с.
- Телегина Э.Д., Волкова Т. Т. Мотивация и процессы целеобра-зования // Психологические механизмы целеобразования. М.: 1977.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. М.: 1998, № 4. — с. 123−132.
- Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. -СПб: Речь, 2003.-96с.
- Формирование приемов математического мышления. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: ТОО «Вентана — Граф», 1995.
- Фромм Э. Иметь и быть. М.: Прогресс, 1990. 330с.
- Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды. Автореф.. к.психол.н. -М.: 1994. 16с.
- Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики. // Математическое просвещение. Вып. 6. — М.: 1961. — С.7−28.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416с.
- Чинкина Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителя в условиях инновационной школы. Автореферат к.п. н. — Казань, 1995−21с.
- Чошанов М. Что такое педагогическая технология? М.: Школьные технологии, 1996.- 157с.
- Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения// Педагогика. 1997 № 2. с. 21−29.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х томах / АПН СССР. М., 1964. Т.З. — 503с.
- Шикова Р.Н. Подготовка будущего учителя к использованию текстовых задач в обучении математике младших школьников. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1986.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. Ставрополь: МПГУ, 1991.
- Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания. М., Московский государственный университет, 1979 г., 166с.
- Эльконин Л.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб, 1910. — 148с.
- Эрдниев П.М. Методика упражнений по арифметике и алгебре / прямая и обратная задача в элементарной математике / Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1965. — 328 с.
- Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1−2 классах. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. -166 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
- Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. V. 32. 1981. P.76 — 98.
- Barron F. Putting creativity to work // R. Stemberg, T. Tradif (cds.). The natyre of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. -P.76 — 98.
- Feldman D.Y., Csikszemmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994. — 152p.
- Mednick S.A. The associative basis of the creative pocess // Psychol. Rev. 1969, № 2. P.220 — 232.
- Sternberg R.J., Davidson S.E. (Eds). The nature of insight. Cambridge, MA: MIT Press. 1994. — 289p.
- Sternberg R.J., Lubart T. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of conformity. N.Y.: Free Press. 1995. — 289p.
- Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Stemberg, T. Tardif (cds.) The nature of creativity. — Cambridge: Cambr. Press, 1988.-P. 43−75.
- Wallas G. The art of thought. N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1926, — 196p.