Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трудности обучения письму и чтению в начальной школе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Письмо и чтение являются составными единого процесса — письменной речи. Важно подчеркнуть, что обучение технике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки письменной речи. Именно в этом культурно-исторический смысл обучения ребенка письму и чтению, который выделял Л. С. Выготский, когда писал, что… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И
  • ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Причины трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
    • 1. 2. Формирование навыков письма и чтения: виды трудностей в процессе обучения
  • 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ЧТЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАШИХ КЛАССОВ
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Анализ результатов
    • 2. 3. Выводы и рекомендации
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Трудности обучения письму и чтению в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Письмо и чтение являются базовыми школьными навыками, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. На основе письма и чтения строится все дальнейшее обучение, если эти навыки недостаточно сформированы или плохо сформированы, невозможно обучение русскому языку и математике, литературе и природоведению, иностранному языку и другим предметам. Кроме того, письмо и чтение — сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции — внимание, восприятие, память, мышление.

Письмо и чтение являются составными единого процесса — письменной речи. Важно подчеркнуть, что обучение технике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки письменной речи. Именно в этом культурно-исторический смысл обучения ребенка письму и чтению, который выделял Л. С. Выготский [6, c. 164], когда писал, что существующие методики обучения (а принципы этих методик не изменялись до настоящего времени) «не учитывают главное, и вместо письменной речи дают ребенку письменные навыки». Следует добавить — механические навыки и письма, и чтения, которые к тому же несовершенны и неэффективны. Учитель должен не просто знать, к чему приводит неадекватная методика обучения, но должен понимать механизмы формирования этих навыков и глубоко разбираться в причинах проблем, возникающих в процессе обучения.

Несформированность навыков письма, чтения и письменной речи — очень серьезная социальная проблема, т.к. ведет к первичной и функциональной неграмотности.

В то же время овладеть письменной речью можно «…только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи». То есть, с одной стороны, при обучении письму и чтению должно идти освоение технической стороны этих навыков, с другой — «обучение письму, как навыку, приводит именно к нежизненному письму, к гимнастике пальцев, а не к культурному развитию ребенка». В отношении механического чтения у Л. С. Выготского еще более жесткое суждение: «чисто механическая способность читать, скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка» [6, c. 170].

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. — М.: Эксмо, 2009. — 464 с.
  2. М.М., Крещенко О. Ю. Речевое развитие и трудности обучения письму и чтению учащихся первых и третьих классов// Новые исследования. — 2002.-№ 1.-С. 68−77.
  3. М.М., Крещенко О. Ю. Диагностика трудностей обучения письму и чтению в начальной школе // «Образование в России: медико-психологический аспект»: 7 Всероссийская научно-практ. конф.: Материалы конференции. — Калуга, 2002.- С. 19−21.
  4. М.М., Крещенко О. Ю. Особенности функционального развития детей 5 лет при обучении в дошкольной гимназии // Начальная школа. — 1999. — № 2. — С.14−17.
  5. А.Н. Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2006. — № 3. — С. 141−142.
  6. Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  7. С.П., Морозова Л. В., Никифорова О. Ю. Состояние здоровья и трудности обучения в начальной школе // «Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире»: 3 научно-практ. конф. по проблемам физ. воспитания учащихся: Тез. докл.- Коломна, 1993. — С. 39.
  8. А.Г. Динамика овладения технической и смысловой сторонами чтения школьниками с дислексией // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 82−2. — С. 64−69.
  9. И.Л. Проблемы формирования навыка грамотного письма у учащихся начальной школы // Начальная школа. — 2010. — № 10. — С. 104−106.
  10. Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). — М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. — 68 с.
  11. А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.
  12. О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов // «Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы»: Материалы Всерос. конф. с международным участием.- 2002.- С. 142−145.
  13. Л.О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2006. — Т. 2. — № 10. — С. 124−131.
  14. Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
  15. Е.А. Анализ типологических интонационных ошибок чтения и письма у младших школьников с общим недоразвитием речи // В мире научных открытий. — 2010. — № 1−3. — С. 17−23.
  16. Л.Ю. Обучение чтению: современный подход и историческая ретроспектива // Среднее профессиональное образование. — 2009. — № 8. — С. 77−80.
  17. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — 2-е изд. — М.: ЛКИ, 2007. — 256 с.
  18. Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: лекции 1−4. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. — 84 с.
  19. Материалы курса «Трудности обучения чтению и письму в начальной школе»: лекции 5−8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. — 72 с.
  20. Г. Ж. Проблема обучения русскому языку в начальной школе // Культурная жизнь Юга России. — 2008. — № 2. — С. 56−57.
  21. Л.В., Никифорова О. Ю. Особенности зрительного восприятия у школьников первого класса// «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире»: 5 научно-практ. конф.: Тез. докл. — Коломна, 1995. — С. 37.
  22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1967. — 368 с.
  23. Г. М. Формирование и развитие мотивации чтения // Начальная школа. — 2009. — № 9. — С. 37−42.
  24. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Физиология человека. — 2004. — Том 30. — № 5. — С. 24−29.
  25. М.Н. Динамика чтения учащихся общеобразовательных школ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — Т. 72. — № 4. — С. 73−76.
  26. М.Н. Изучение дислексии: от клинической парадигмы к социокультурной // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. — 2009. — № 1. — С. 104−112.
  27. З.А. Метод достижения оптимальной скорости чтения учащихся начальной школы // Современные наукоемкие технологии. — 2007. — № 3. — С. 99−100.
  28. Ю.А. Развитие связной устной речи на уроках письма // Начальная школа. — 2010. — № 7. — С. 20−23.
  29. Г. В., А.Н.Корнев Современные тенденции в изучении дислексии у детей //Дефектология, 2005, с.89−93.
  30. Д.Б. Как научить детей читать // Избранные труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
Заполнить форму текущей работой