Профессиональная подготовка студентов вуза к эколого-краеведческой деятельности
Диссертация
Актуальность исследования. В настоящее время наша планета находится на грани экологического кризиса, поскольку человек нарушил естественную сбалансированность биосферных процессов. Если раньше потенциал природы был достаточно велик и его хватало для компенсации антропогенного давления, то сейчас эта способность окружающей среды практически исчерпана. Поэтому для преодоления кризиса необходим… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки исследования
- 1. 1. Исторические аспекты географических исследований Республики Адыгея
- 1. 2. Современное состояние природно-рекреационных ресурсов Республики Адыгея
- 1. 3. Отражение экологического состояния Республики Адыгея в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов
- Выводы по первой главе
- Глава II. Содержание и формы обучения студентов экологокраеведческого воспитания и исследовательской деятельности
- 2. 1. Структура и организация эколого-краеведческой учебно-исследовательской деятельности
- 2. 2. Методы и формы обучения студентов практике эколого-краеведческой исследовательской деятельности на основании межпредметных связей
- 2. 3. Итоги опытно-экспериментальных работ
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдулина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования. — М.: Просвещение, 1990. — 139 с.
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976.-200 с.
- Агиров А.Х., Афасижев Т. Н. Деградация природной среды: проблемы и пути их решения / Социально-экологические проблемы Юга России. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во, 1998. — С. 128−156
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя. В кн. Педагогика. М.: Педагогика, 1998. № 1. — С. 72−75.
- Ананенко В.Г. Кавказской природой интересовались давно: Из истории изучения природы Адыгеи. Нальчик: Маяк, 1995. — 238 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1968. — 338 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
- Анноков A.C. Природа кричит : «SOS»! В кн. Экология и мы: Материалы республиканской конференции по охране природы. Майкоп: МГТИ, 1998. -С. 35−48.
- Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. М.: Просвещение, 1980. № 2. — С. 44−52.
- Ю.Атутов П. Р. Технология и современное образование. В кн. Педагогика М.: Просвещение, 1996. № 2. — С. 11−14.
- П.Бабанский Ю. К. избранные педагогические труды / составитель М.Ю. Ба-банский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Педагогика, 1998. — 476 с.
- Баладжиян X. Судьба человека сам человек: это люди твои, Адыгея. -Майкоп: Респ. изд-во, 1999. — 118 с.
- М.Батышев С. Я. Основы профессиональной педагогики / под ред. Батышева С. Я. М.: Высшая школа, 1997. — 504 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
- Березкин Н.Г. Экономическая ситуация в Республике Адыгея: проблемы и перспективы ее улучшения. В кн. Человек, среда, здоровье: научно-информационно-социально-гигиенические вести. Выпуск 3. Майкоп: АГУ, 1997. -С. 8−10.
- Беспалько В.П. Проблемы развития современных педагогических систем. -М.: Б. и, 1980.- 130 с.
- Библиографический указатель печатных работ, выполненных в заповедниках МСХ СССР. Составители: В. М. Ван, В. И. Васильев, К. Ю. Голгофская, Ю. А. Дарман и др. М.: Главное управление геодезии и картографии при Совмине СССР, 1985. — 226 с.
- Биографический словарь деятелей естествознания и техники (2 тома). Ответственный редактор A.A. Зворынин. М, Большая Советская энциклопедия, 1995 г. Bell-word Palmerston. London, 1836, V 1, -С. 265.
- Блауберг и.в., Юдин э.г. Становление и сущность системного подхода. м.: Наука, 1973.-270 с.
- Богданова Р.У. Введение в профессию: методист специалист по образовательным технологиям. — СПб.: СПбПГУ, 2000. — 80 с.
- Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования: Монография СПб.: СПБПГУ, 2000. — 220 с.
- Богомолов Л.А., Суданова С. С. «Общее зеплеведение». М.: «Недра», 1971. — 335 с.
- Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл. редактор A.M. Прохоров. Издание 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1978. — 680 с.
- Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Уч. пос. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. — 558 с.
- Браже О.Г. Из опыта развития общей культуры учителя. // Педагогика М., 1993. № 2. — С.70−75.
- Брушлииский A.B. Мышление и общение: Анализ через синтез в процессе далогового решения задач. Самара: СДП, 1999. — 124 с.
- Буева Л.П. Проблемы теории воспитания. Сб. ст. /Под ред. Л. П. Буевой. Часть 1. М.: Педагогика, 1974. — 260 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
- Бузаров А.Ш., Варшанина Т. П., Кабаян Н. В. и др. География Республики Адыгея. Майкоп: Адыг. Респ. изд-во, 1995. — 168 с.
- Бушманова Н.В. Экономические проблемы в зонах рекреационного освоение Республики Адыгея, под редакцией Березкина В кн: Материалы республиканской конференции МГТИ. — Майкоп: МГТИ, 1995. — С. 26−42 с.
- Веденин Ю.А., Фидипович Л. С. География рекреационных систем СССР. -М: Наука, 1980.-283 с.
- Вермиловский С.Г. Общее образование взрослы. Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
- Вести с гор Кавказа. Под редакцией Ю, В. Ефремова, Тюрин В. Н., профессор- Гужин, Ю. Я. Нагалевский и др. Краснодар: Кн. изд-во, 1998. -235 с.
- Виленский М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Уч. пос. М.: Высшая школа, 1989. — 158 с.
- Волкодав И.Г. Исследования В.Н.Робинсона на Северо-Западном Кавказе: об ученом, геологе, профессоре. В кн. Труды 1 Международной научной конференции Научный потенциал отечественной географии, АГУ, Майкоп, 1999.-352с.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике: Учеб. метод, пособие. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 72 с.
- Габев Я.И. Основы эколого-природоохранительного образования: Учебное пособие к спецкурсу. Кишинев: Кишиневский государственный университет им. В. И. Ленина, 1987.-С. 16−21
- География Краснодарского края: антропогенные воздействия на окружающую среду (сборник статей) Краснодар: Кн. изд-во, 1996. — 385 с.
- Гершунский Б.С. Образование как различия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. М.: Пед. общество Россия, 2001. — 127 с.
- Гершунский Б.С. Прогнозирование в образовании: теория и практика. М., 1993.-144 с.
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее: (кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: Чел.фил. НПО, 1993. — 240 с.
- Го л и ко в В. И. Природа. Уроки и беседы по естествоведению / Методическое учебное руководство и христоматие. Изд. Тихомирова, 1903. С. 79.
- Горбунова Л.Н. К вопросу о методической работе в школе. Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Меж. вуз. сб. науч. Трудов. Вып. 3. 4.1. М.: МГУ, 1994. — С. 145−167.
- Гордин Л.Ю. Методика педагогического воздействия. М.: Просвещение, 1987. -144 с.
- Гордин Л.Ю. Новые ценности образования. М.: Просвещение, 1995. — 199 с.
- Горошенко В.П., Степанов И. А. «Основы природоведения». М.: Просвещение, 1976.-С. 39.
- Горский В.А. Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытнечеству / Под. ред. Д. М. Камского. М.: Просвещение, 1985.-176 с.
- Горшкова Б.В. Педагогика диалоговой инновационной образовательной технологии. Комсомольско-на-Амуре: ГПИ, 1997. — 124 с.
- Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Адыгея в 1999 году» Майкоп: Министерство обр., 2000. — 65 с.
- Греннев В.С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. -144 с.
- Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема»: Учебное пособие. М.: Московский учитель, 1998. — 376 с.
- Громыко Ю.В. Образование личности: Пособие для преподавателей. М.: Интерфакс, 1994. — 134 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Дзюба А.И., Варшанина T.JI. Перспективы природоохранного использования рекреационных ресурсов Республики Адыгея". В кн.: Экология и мы: Материалы конференции по охране природы. Под ред. Березкина Н. Г. -Майкоп, 1995, С. 82.
- Дирр A.M. Антропологический и этнографический состав кавказских народов. В кн. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881. — С. 28−53.
- Дирр A.M. Современные названия кавказских племен. Сборник материалов для описания местности и племен Кавказа. Одесса, 1880. — С. 62−89.
- Днепров Э.Д. Школа и общество. Новое педагогическое мышление / Под. Ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989. — 280 с.
- Ермолов М.М. Введение в физическую географию. Издательство АТУ, -Майкоп, 1975.-С. 53.
- Зверев И.Д., Захлебный А. Н. Теоретические основы природоохранительного просвещения в школе. Советская педагогика, 1973, № 12. С. 31−39.бб.Зорин И. В. Образование и карьера в туризме: Уч. пос. М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
- Ильин Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992. — 76 с.
- Ильина Г. А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. — 260 с.
- Исаченко А.Г. География сегодня: Пособие для учителей. М., 1979. — 179 с.
- Кабачков В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высшая школа, 1991. — 220 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Изб. Статей. Ленинград: ПГУ, 1991.-363 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. Вологда, 1998.-203 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие. М., 1999. — 75 с.
- Каменский Я.А. Великая дидактика. В кн. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. — С. 91 — 182.
- Карлгоф Н.И. Военно-статистическое обозрение восточного берега Черного моря. «Военно-статистическое обозрение Российской империи». Т. 16, ч. Ю -СПБ, 1853.-76 с.
- Карлгоф Н.И. О политическом устройстве черкесских племен населяющих северо-восточный берег Черного моря. М.: Русский вестник. Т.28. 1860. книга 2.- 132 с.
- Квартальнов В.А. Педагогика и туризм. Учебник. Гриф Министерства России. М.: Советский спорт, 2000. — 336 с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модель: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 222 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 75 с.
- Козменко Г. Г. «Экология Адыгеи». В кн. наука Адыгеи: Материалы научно-практической конференции ученых Адыгеи Майкоп, 1994. — С. 22−31.
- Колесникова И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания: Уч. пос. Ленинград: ЛГПИ, 1998. — 82 с.
- Конаржевский Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия : Уч. пос. Челябинск, 1980. — 91 с.
- Косверян A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: 1990. — 334 с.
- Краеведческий сборник по природе и хозяйству Адыгеи. (Пособие для учителей). Под ред. А. К. Козменко. Майкоп: Адыг. книж. изд-во, 1963. — С. 19.
- Краеведческий сборник. Материалы по изучению Краснодарского края. Выпуск 5, Под ред. Федорова Краснодар: Кн. изд-во, 1953. — С. 38.
- Краевский В.В. Методология педагогики: (пособие для пед. исследователей). Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2001. — 243 с.
- Краснопольский A.B. Отечественные географы (1917−1992 гг). Библиографический справочник (в з-х томах). Санкт-Петербург: Книж. изд-во, 1993. — 538 с.
- Кремер Г. Вселенная и человечество. Изд. 2-ое со стереотипа. -М.: Просвещение, 1996. С. 12.
- Кричевский В.Ю. Очерки истории и теории управления образования. СПб: СПГУП.-М., 2001.-166 с.
- Кротов В.М. Технология преподавания. Самара: КОМПРЭЛ, 1998. — 89 с.
- Кузьмина И.В. Методы системного педагогического исследования Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1970. — 114 с.
- Кулаев К.В. Советская эстетическая мысль 20-х годов. М.: Знание, 1990. -63 с.
- Кульневич C.B., Бондаревский Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях воспитания: Уч. пос. Ростов-на-Дону, 1999. — 166 с.
- Культурный туризм для мира и развития. В кн. сборник докладов и тезисов сообществ Международной научной конференции. Г. Москва, 26−28 сентября 2000 г. М.: РИБ «Турист», 2000. — С. 57−73.
- Кулюткин Ю.Н. О подходе к исследованию структуры профессиональной педагогической деятельности. Ленинград: Книж. изд-во, 1977. — 86 с.
- Курило Л.В. Краеведение и туризм: Уч. пос. -M.: РМАТ, 1999. 42 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Лактева И.Ч. Методы воспитания экологической культуры подростков. //Биология в школе, 1997., № 3, -С. 26−29, 1997., № 4, -С.62−65.
- Левитан K.M. Личность педагога: становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. — 168 с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1972. — 47 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.
- Лесгафт П.Д. Собрание педагогических сочинений. М: Физкультура и спорт, 152, том первый — 434 с.
- Лиханов Б.Н. Географическое изучение рекреационных ресурсов СССР и путей их использования. //Итоги науки и техники. Серия «география СССР», М.: т.9,1973. — С. 79−86
- Лобанова H.H., Госкина H.A. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Проблемы, поиски, опыт. СПб.: Изд-во НИИИОВ, 1992.- 131 с.
- Люди Русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. T. II, стр. 739 ОГИЗ, Москва, 1948., — Ленинград. Т. II. — 739 с.
- Люлье Л.Я. Черкессия. Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1927.-С. 16.
- Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития и экологическое образование. //Экология и география: проблемы подготовки учителя. Тезисы, доклады. М.: Просвещение, 1995. — С.24−28-
- Махмутов М.И. Современные урок: Вопросы теории. -М.: Просвещение, 1981.
- Межарова Л.И. Опыт рекреационной оценки природных комплексов. В кн. Принципы и методы технологической оценки природных комплексов. -М.: Науки, 1973.-С. 48−58.
- Мельчанов Л.Ф. «Общее землеведение с основами краеведения». М.: Просвещение, 1981.-С. 107.
- Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы. Под ред. В.А. Квар-тальнова, И. В. Зорина, Л. С. Плаховой и др. М.: «Финансы и статистика», 2001.-С. 105−109.
- Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- Методы педагогического исследования / Под. ред. В. И. Журалева и др. -М.: Педагогика, 1979. 255 с.
- Молодые исследователи Адыгеи. В кн. Сборник статей (ред.кол.: Бузаров А.Ш.), Майкоп: Республиканское книжное издательство Адыгея, 1994. -С. 6−8.
- Молонов Г. Ц. Теория и практика педагогического исследования: специальный курс. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2000. — 88 с.
- Молчанов В.М. Определяющий лик планеты. Майкоп: Изд-во Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Адыгея, 1999.-46 с.
- Неклюкова Н.П. «Общее землеведение». М., Просвещение, 1975.
- Никитин Э.М., Ситкин А. П. Зарождение и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в России / РИПКРО. М., 1993. — 25 с.
- Новиков A.M. Принципы построения непрерывного профессионального образования. М.: Педагогика, 1993. — С. 11−15.
- Новицкий Г. В. Географичеко-статистическое обозрение земли, населенной народов адехе, «тифлисские ведомости». 1829. С. 22−29
- Новицкий Г. В. Топографическое описание Северной покатости Кавказского хребта от крепости Анапа до истока реки Кубани, 15 сентября 1830 г., «Кубанские областные ведомости». Краснодар, 1884. — 39 с.
- О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1996 году. В кн. государственный доклад: экологическая обстановка в регионах. // География в школе -М., 1998 № 2, стр. 1,5.
- Онушкин В.Г. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы / Под. общ. Ред. В. Г. Онушкина. СПб.: Маяк, 1896. — 122 с.
- Онушкин В.Д. и др. Повышение квалификации педагогов в системе непрерывного образования // Вестник высшей школы, 1988. № 12. С. 27−29.
- Остапец-Свешников A.A. На маршруте туристы-следопыты: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987. — 126 с.
- Остапец-Свешников A.A. От кружка школы до экспериментального центра Москвы и России. М.: ЭЦДЮТЭ «Родина», 1997. — С. 14.
- Остапец-Свешников A.A. «Педагогика и психология туристско-краеведчкой деятельности учащихся: Методические рекомендации. М.: РМАТ, 2001.-59 с.
- Остапец-Свешников A.A. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Методические рекомендации. М.: РМАТ, 2001. — 87 с.
- Остапец-Свешников A.A. Туристско-краеведческая деятельность детско-юношеского клуба «Родина» М.: Прометей, 1992. — С. 104
- Остапец-Свешников A.A. Универсальное средство экологического воспитания. -М., 1995.- 18 с.
- Охрана природы Адыгеи: Выпуск Ш. /Всероссийское общество охраны природы- Адыгейский областной Совет. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987. — С. 87.
- Очерки истории Адыгеи, Под. ред. Бушуева С. К., Аутлева М. Г., часть 1,2. Майкоп: Адыг. книж. изд-во, 1957. — 26 с.
- Пестапоцци И.Г. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1981, Т.2.-244 с.
- Петровская A.B. Школа А.И.Вавилова на майкопской опытной станции ВИР. В кн. Труды 1 Международной научной конференции «Научный потенциал отечественной географии». АТУ, Майкоп, 1999. — С. 12.
- Печерин А.И., Лозовой С. П. Памятники природы Краснодарского края. Краснодарское книжное издательство, 1980. С. 98.
- Пономарева О.Н. Демонстрационные опыты на уроках экологии. //Биология в школе. М., 1998. — С. 41−44.
- Раевский Н.П. Составление школьного музея по естествознанию. -М.: Просвещение, 1914.-С.32.
- Разина Т.М. Рекреационные ресурсы и методы их изучения. Сборник статей МФГО СССР. -М, 1981. С. 96.
- Размахнина Е.Е., П.Ф.Коссович. Книга для чтения по природе и истории Адыгеи. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1975. — С. 189.
- Раченко И.П. Диагностика профессиональной компетентности. Методические советы. Пятигорск, 1990. — 51 с.
- Регионально научно-практическая конференция «Биосфера и человек». Материалы конференции. Майкоп: АГУ, 1997. — С. 52
- Рекреационные ресурсы Адыгеи. Под ред. Шеуджен А. Х. Тхакушинова А.К., Козьменко Г. Г., Галкина Г. А., Харитонова Е. М., Немцева A.C. и др. -Майкоп: Изд-во РИПО «Адыгея», 1999. С. 107
- Рекреационные ресурсы Условия и ресурсы отдыха и туризма. Отв.ред. Романов Н. Е. Ростов: Изд-во Рост, ун-та, 1982. — С. 38
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.т. / Гл. ред. В. В. Давыдов -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
- Русинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 184 с.
- Сидельковский А.П. Взаимодействие школьников с природой, как воспитательный процесс (системный подход): Афтореферат диссертации доктора педагогических наук М., 1988. -С. 37.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -96 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. М.: Педагогика, 1998.-С.179
- Сластенин В.А., Мишенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовки современного учителя // Советская педагогика, 1991. № 10. С. 7984.
- Смирнова С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. -М.: Изд. центр «Академия», 1998. С. 288−290.
- Спасский П.И., Шлеев Г. П., Намитоков Ю. К. Природные ресурсы Адыгеи и задачи их освоения. В кн. Адыгейская автономная область 1922−1947 гг. Посвящается 25-летию автономии Советской Адыгеи. Майкоп, 1947. С. 75−94-
- Спутник экскурсанта. Кавказский Государственный заповедник, Управление Кавказского государственного заповедника. Сочи, 1947.
- Статкевич Ю. Могилка академика: (о видном представителе советской биологической науки, ботанике А.И.Мальцеве). Маяк, 1997. С. 93.
- Суровегина И.Т. Из опыта природоохранительной работы со школьниками. //Советская педагогика. 1980., № 1, С.59−62-
- Суровегина И.Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии. М., 1995. — С.96.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981. — С. 73
- Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. Ростов: «Русский вестник», 1864. — С. 5.
- Труды 1 Международной научной конференции «Научный потенциал отечественной географии. АТУ, Майкоп: АГУ, 1999. — С. 81.
- Труды Кавказского государственного заповедника. Выпуск У. Адыг. книж. изд-во. Майкоп, 1959. — С. 18.
- Труды Кавказского государственного заповедника. Выпуск УШ, под ред. М. Д. Алтухова, К. Ю. Голгофская, В. А. Котова, И. И. Хуторцова, И. П. Цепляева. Краснодар: Кн. изд-во, 1965. — С .3−10.
- Труды Кавказского государственного заповедника. Выпуск XI под ред. А. А. Барабанщикова, А. Г. Горчарука, С. Г. Калугина, А. М. Хохлова и др. -Краснодар, 1977. 78 с.
- Труды Кавказского государственного заповедника. Выпуск Ш, «Майкопская правда». Майкоп, 1932. — 74 с.
- Усмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
- Ушинский К.Д. Сочинения. М.: Просвещение, 1948. Т.2. — 500 с.
- Ушинский К.Д. Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974 -Т-1.- 126 с.
- Фигуровский И.В. Климаты Кавказа. Тифлис, 1919., С. 112.
- Фигуровский И.В. Опыт исследования климатов Кавказа. Т.1 СПБ (Санкт-Петербургская библиотеке), 1912., С. 138.
- Хапиулин И.А. Подготовка и проведение совмещенного урока производственного обучения и спецтехнологии: Метод, рекомендации. Казань, 1988.-30 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пос. 3-е изд. М.: Юрист, 1997. 178 с.
- Чабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) // Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.-С. 16−192.
- Чепик В.Д. Совершенствование физического воспитания. Методические указания. Выпуск 1. М., 1980.
- Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетиче-ский подход) М.: МГИУ, 1998. — 321 с.
- Шацкий С.Г. Основные вопросы педагогического сочинения, Т.2. М.: Просвещение, 1964.- 150,168,171 с.
- Шеуджен А.Х., Трахов Э. М. Адыги ученые Кубани. — Краснодар, 1998. -С. 7−10.
- Шубаев Л.П. «Общее землеведение». М.: Высшая школа, 1977. — С. 87.
- Эйтингтон А.И. «Экологический туризм». Конспекты лекций. М.: РИБ, «Турист» 2001.-С.22.
- При изучении материала преподаватель может использовать различные формы работы: лекции, экскурсии, демонстрации, практические работы. Программа составлена в соответствии с учебным планом.
- Курс рассчитан на 70 часов, из которых 28 часов лекционных- 14 часов практических и 36 часов учебно-полевой практики.1. Программа1. Введение
- Современные представления о составе, строении и происхождении Вселенной (Метагалактики). Солнечная система и место Земли в ней. Солнце в Луна и их влияние на процессы, происходящие в географической оболочке. Ге-лоиэкология.
- Общая характеристика Земли как планеты. Форма и размеры Земли. Глобальные проблемы человечества.
- Земля как шар. Географическое значение формы и размеров Земли. Следствие шарообразности Земли. Вращение Земли вокруг оси и его следствия. Время местное, поясное, декретное. Движение Земли вокруг Солнца. Географические следствия годового вращения Земли.
- Масштабы экологических связей человечества и Земли. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Региональные экологические кризисы.1. План и карта.
- Практические занятия. Работа с физической, контурной картой и планом местности. Ориентироваться на местности, производить простейшую глазомерную съемку. Упражнения по переводу одного вида масштаба в другой. Основные условные топографические знаки.
- Конкурс на лучшего знатока. Решение задач, упражнений на внимательность. Наблюдение на местности, ее изображение на карте. Глазомерное определение расстояний. Измерение расстояний шагами.
- Внутреннее строение Земли. Литосфера.
- РЕЛЬЕФ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.
- ФОРМЫ РЕЛЬЕФА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ.
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ.
- Основные рельефообразующие процессы
- Лавные факторы рельефообразования. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Тектонические движения земной коры. Землетрясение, вулканизм. Внешние процессы.1. Минералы и горный породы
- Минералы. Свойства и классификация минералов. Горные породы. Химическая классификация магматич. горных пород. Использование и охрана недр республики Адыгея.
- Формы рельефа земной поверхности
- Рельеф, как результат взаимодействия внутренних и внешних процессов. Главные планетарные формы рельефа. Главные формы рельефа материков горы и равнины. Формы рельефа республики Адыгея.
- Ухудшение состояния окружающей среды. Мониторинг и управление природными ресурсами. Конкретные примеры на местном материале.
- ГИДРОСФЕРА. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОД НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ.
- Практические занятия. Экскурсия на местный водоем. Определение правого и левого берега реки, определение скорости течения воды в реке, прозрачности. Нанесение на контурную карту рек, озер. Определение загрязнения воды.
- АТМОСФЕРА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОХРАНА АТМОСФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ.
- Факторы обуславливающие и характеризующие зональность. Вертикальная поясность.
- Основные природные зоны. Проблемы рационального использования и охраны естественных ресурсов зон в процессе хозяйственной деятельности.1. Человек м природа
- Краеведение. Современное состояние и охрана растительности и животного мира республики Адыгея, (конференция)
- Учебно-тематический план курса «Землеведение я краеведение с основами экологии»
- Тема занятий Всего Лекции Практические занятия
- Введение. Экологическое краеведение в системе географических наук 1 1
- Земля и Вселенная. Гслиоэкология 1 1
- Общая характеристика земли как планеты. Глобальные проблемы человечества 1
- План и карта. Географическое положение республики Адыгея. 1 4
- Внутреннее строение Земли. Литосфера 2 2
- Рельеф земной поврежденности. Формы рельефа республики Адыгея. Использование и охрана недр республики Адыгея 4 2
- Гидросфера. Рациональное использование и охрана вод на примере республики Адыгея 4 2
- Атмосфера. Современное состояние и охрана атмосферы республики Адыгея 4 2
- Географическая оболочка. Почвенные ресурсы, их использование и охрана на примере республики Адыгея 4
- Человек и природа. Загрязнение окружающей среды. Окружающая среда и здоровье человека 2 2
- Краеведение. Современное состояние и охрана растительности и животного республики Адыгея. 41. Всего: 28 14
- Учебная полевая практика: 361. Программа по дисциплине
- Экология с основами краеведения"1. Объяснительная записка
- Экология с основами краеведения"1. Введение
- Экология как наука. Геоэкология. Основные законы и принципы экологии. Экосистемы республики Адыгея. Изучение исторических аспектов эколо-го-краеведческого исследования по республике Адыгея.
- Современные отношения человечества и природы. Правило региональное&trade-. Охрана одного природного ресурса чрез другой.
- Современные проблемы охраны природы.
- Биосфера глобальная экосистема. Человек и окружающая среда. Антропогенное воздействие на природу республики Адыгея.1. Практические занятия1. Экскурсия.
- Антропогенное воздействие на окружающую среду. Знакомство с работой очистных сооружений на местных предприятиях промышленности и сельского хозяйства, физические загрязнения среды обитания.
- Экологические проблемы современности.
- Изменение природных процессов, уменьшение биологического разнообразия, загрязнение окруж. среды. Экологические проблемы региональные и локальные (местные).1. Практическое занятие.1 дневный поход Э1логическая тропа.
- Определение степени загрязнения ландшафта, рек, озер. Проведение регионального мониторинга, (локальный) местный мониторинг.4. Экология человека
- Связи человека с окружающей средой. Факторы экологического риска. Возможность адаптации организация к изменяющимся условиям окружающей среды. Влияние антропогенного фактора на здоровье человека.
- Экологические основы охраны природы.
- Экологические основы рационального природопользования. Концепция устойчивого развития. Экологическая культура, как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном уровне.
- Современное состояние и охрана растительности и животного мира.
- Практические занятия (бинарные занятия). Изучение морфологических растений в загрязненной местности (например, вблизи от поля, где вносятся удобрения и применяют ядохимикаты)
- Влияние деятельности человека на окружающую среду.1. Семинарские занятия
- Проведение круглого стола по теме «Охрана природы в процессе ее использования».
- Учебно-тематический план курса «Экологии с основами краеведения»
- Тема занятий Всего Лекции Практические занятия
- Экология как наука. Геоэкология. Основные законы и принципы экологии. Экосистемы республики Адыгея. Изучение исторических аспектов эклого-краеведческого исследования по республике Адыгея 2 2
- Боисфера глобальная экосистема. Человек и окружающая среда. Антропогенное воздействие на природу республики Адыгея 2 — 2
- Экологические проблемы современности: изменение природных процессов, уменьшение биологического разнообразия, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы региональные и локальные 2 2
- Экология человека. Биосоциальная сущность человека. Факторы экологического риска. Возможность адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Влияние антропогенного фактора на здоровье человека 2
- Экологические основы рационального природопользования. Концепция устойчивого развития. Экологическая культура как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном уровне 2 2
- Влияние деятельности человека на окружающую среду. Знакомство с работой очистных сооружений предприятий промышленности и сельского хозяйства определение уровня загрязненности вод 4 4
- Изучение морфологических нарушений у дикорастущих растений в загрязненной местности (например, вблизи от поля, где вносятся удобрения и применяют ядохимикаты) 4 4
- Сравнительная характеристика традиционной и экспериментальной методик обучения эколого-краеведческой исследовательской деятельности.
- Основная классификация Применяемая в настоящее время «традиционная» методика обучения Экспериментальная методика обучения
- Содержание обучения (выделение главного в обучении) Без целенаправленного выделения в обучении главного, существенного Четкое выделение главного. Существенного в содержании обучения
- З.Использование общепедагогических принципов обучения Применяются отдельные принципы Применение системы общепедагогических принципов
- Активизация обучения Мало применяются приемы активизации Активизация познавательных процессов внимания, восприятия, мышления и работы памяти.
- Применение методов и средство обучения Стереотипный выбор последовательности занятия, методов и приемов обучения Выбор наиболее рациональной для данных условий, последовательности занятий, использование проблемного обучения.
- Анализ результатов обучения Только по уровню знаний и усвоению навыков По достижению комплексных целей обучения: уровню знаний- усвоенным навыкам, решение проблемных ситуаций в т. ч. в сложных условиях при дефиците времени.
- Методическая разработка не традиционного занятия экологической конференции
- Тема: «Загрязнение окружающей среды в а. Кошехабль».
- Цель урока: На конкретных примерах показать загрязнение окружающей среды отходами промышленности, транспорта- показать не только преобразующую, но и разрушающую роль Человека.
- На местном материале познакомить с основными видами хозяйственной деятельности, их влиянии на природу.
- Формировать у студентов умения работать с периодической печатью в поисках ярких примеров взаимодействия природы и человека.
- Оборудование: карта района, документальный фильм «охрана окружающей среды», таблицы: «Содержание нитратов в продуктах», «Выброс загрязняющих веществ в атмосферу», выставка книг по экологической тематике, газеты, рефераты студентов.
- Распределение ролей среди студентов: обвинитель, свидетели, защитники, судья, обвиняемый (Человек).1. Ход занятия
- Вступительное слово преподавателя.
- Тема занятий, цели н задачи.1. Эпиграф:
- Аэродромы, пирсы и перроны
- Леса без птиц и земли без воды.
- Все меньше окружающей природы
- Все больше окружающей среды.
- Р.Рождественский) Учитель: А какие вы знаете высказывания великих людей о том, что природу нужно любить, охранять и беречь?
- Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды.1. Ф. Тютчев)
- Наше отношение к окружающей среде отражение нашего отношения друг к другу. (А.Лебедев).
- Человек работает, устраивая свой дом, а дом его Земля. (В.Гюго). Любовь к природе, впрочем как и всякая человеческая любовь, несомненно закладывается у нас с детства. (И, Соколов-Микитов).
- Трогая цветы, мы трогаем звезды. В конечном счете природу может спасти только любовь. (Ж.Дорст).
- Невежество и равнодушие величайшее препятствие на пути охраны природы. (Р.Парсон).
- Все прекрасное на Земле от Солнца. Все хорошее — от Человека. (М.Пришвин).1. Звучит музыка.
- Секретарь: Встать ! Суд идет !
- Судья: Слово предоставляется свидетелям.
- Свидетель № 1 «О загрязнении воздуха в а. Кошехабль».
- Свидетель № 2 «О загрязнении реки Лабы в а. Кошехабль».
- Свидетель № 3 «Загрязнение почв в с/х регионе а. Кошехабль».
- Свидетель № 4 «Об охране леса"1. Защита.
- Судья: Слово предоставляется защитнику. («Охрана животного и растительного мира»).
- Самозащита. Анализ информации.
- Судья. Слово для обвинительного акта предоставляется прокурору.
- Играет музыка. Суд удаляется на совещание.
- Каковы пути разрешения экологической катастрофы.
- Что может сделать каждый конкретный человек для охраны окружающей Среды ?1. Методические подсказки
- Задания для творческих групп.1. ТРАНСПОРТ
- Составьте короткую историческую справку о появлении и развитии в мире различных видов транспорта, покажите их роль в жизни человека.
- Проанализируйте влияние отдельных видов транспорта на живую природу, в том числе и на человека.
- Соберите фактический материал о транспорте вашего города- узнайте, какие виды транспорта особенно распространены в настоящее время. С чем связан этот процесс? Какие виды транспорта оказывают наиболее загрязняющее воздействие на окружающую среду ?
- Предложите конкретные меры по решению данной проблемы.
- Новиков Ю.В. «За город чистоты и здоровья». М., 1996.
- Лифшиц Л. «Сброс» «Природа и человек»., 1998, № 9.1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
- Соберите материал об успехах и достижениях ученых в разработке научных основ ведения сельского хозяйства на базе экологических знаний, о сущности и результатах применения интенсивных технологий в сельском хозяйстве.
- Федоров М.А. Юному хлеборобу. М., Россельхозиздат., 1993.
- Стрипив А. Рассказы об овощах. М., Агропромиздат, 1990.1. РЕКРЕАЦИЯ
- Выясните причины развития современного массового туризма. Совместим ли массовый туризм с охраной природы ?
- Соберите материал о культурном отдыхе людей в природе, выясните, какие меры принимаются для устранения отрицательного воздействия туризма на природу.
- Готрынина Г. К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1991.
- Бобров Р. Все о национальных парках. М.: Молодая гвардия, 1990.
- Реймерс Н.Ф. Азбука природы. М.: Знание, 1987.
- Все задания распределяются между студентами в группах, назначается или выбирается ответственный, который осуществляет контроль за выполнением заданий.
- В ходе проводимой работы учитель проводит консультации по наиболее сложным вопросам, помогает составить план выступлений. Собранный материал оформляется в виде рефератов, заметок, рисунков, схем.