Педагогические основы обучения студентов русскому языку как иностранному средствами компьютерных технологий
Диссертация
Проведённые в исследовании эксперименты показали, что профессиональная компетенция преподавателя в области применения компьютерных технологий будет достаточной, если она включает в себя: 1) умение пользоваться программами, обеспечивающими работу в Интернете (например, Netscape, Explorer) — 2) знание основных поисковых систем в Интернете и особенностей работы с ними- 3) знание ресурсов Интернета… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Сущность и понятие компьютерных технологий в образовании
- 1. 2. Социокультурные и обучающие функции компьютерных программ
- 1. 3. Способы учебного взаимодействия студентов с компьютером на уроке русского языка как иностранного
- 1. 4. Роль и функции преподавателя в организации диалога «учащийся-компьютер» при компьютерном обучении
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО РЕСУРСА КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Педагогические аспекты обучения на основе ресурсов
- Интернета
- 2. 2. Организационно-педагогические условия структурирования информации в Интернете
- 2. 3. Принципы использования Интернета в образовательном процессе
- 2. 4. Педагогическое конструирование содержания учебных пособий для дистанционного обучения иностранных студентов русскому языку
- 2. 5. Основные приемы обучения чтению на основе текстов массовой коммуникации в Интернете
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
- 3. 1. Основные характеристики электронных учебников по иностранным языкам
- 3. 2. Типология электронных учебников по иностранным языкам
- 3. 3. Закономерности обучения с помощью электронного учебника
- 3. 4. Особенности преподавательской деятельности при использовании мультимедийных материалов
- 3. 5. Результаты пробного обучения на основе мультимедийных материалов страноведческого цикла
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абдеев А. Философия информационной цивилизации. М.: НаукаД 994.194с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.:Наука, 1973. -288 с.
- Аверин Д.В. Программы для создания электронных изданий // Мир русского слова. 2002. — № 4. — С. 99−101.
- Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. -М.: Мысль, 1976.
- Азимов Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного.- Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2000.-149 с.
- Азимов Э.Г., Власов Е. А. Компьютерный самоучитель «Читаем газеты по-русски» //Русский язык за рубежом. 1990 — № 2. — С. 18−23.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов.- СПб.: Златоуст, ч1999.- 472 с.
- Айнштейн В. Информатизация: приобретения и утраты // Высшее образование в России. 2000. -№ 5. — С.29- 34.
- Акишина A.A., Шляхов В. И. Развитие русской речи в сфере профессионального общения. Личность учителя. -М., 1986.
- Аленичева Е., Монастырев Н.Этапы создания электронных учебников// Высшее образование в России. 2001. — № 5. С. 103 — 105.
- Аленичева Е., Монастырев П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества)//Высшее образование в России. 2001.-№ 1.- С. 121−123.
- Андреев A.A. Педагогика высшей школы: (Прикладная педагогика): Уч. пособие.-М., 2000.- 184 с.
- Антипов В.М. Модель деятельности преподавателя высшей школы / Профессиональное мастерство преподавателя высшей школы. М., 1980.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Просвещение, 1994. — 189 с.
- Арутюнов А.Р. Теория и практика создания учебников русского языка для иностранцев. М.: Русский язык, 1990. 278 с.
- Арутюнов А.Р., Калинкин В. М., Тряпельников A.B., Чеботарев П. Г. Компьютерные задания коммуникативной ориентации // Русский язык за рубежом. -1992.-№ 2.- С. 49 -52.
- Арутюнов А.Р., Костина И. О. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков (конспекты лекций). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 1992. 189 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А. Г. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. 1983.- № 2. — С. 25−34.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. Ю. К. Бабанский. -М.:Педагогика, 1989. -560 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Багрова А.Н. Проблема использования ACO на базе ЭВМ в курсе иностранного языка: Дис.. канд. пед.наук. М., 1989. — 179 с
- Байкова JI.A., Гребёнкина JI.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.:Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
- Балыхина Т.М. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку. М.: РУДН, 2000.-321 с.
- Батышев С.Я. Профессиональное образование. М., 1999. — 904с.
- Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы. (Опыт, поиск, задачи, пути реализации).-М.: 1987. 346с.
- Беляева Д.Н. Применение ЭВМ в лингвистических исследованиях и лингво-дидактике. Л.: Наука, 1986. -210 с.
- Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе.- М.: Просвещение, 1989. 231 с.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.-352 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во И-та проф. образования МО РФ, 1995. 336 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.:Высшая школа, 1989. -144 с.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 298 с.
- Бим И. Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С. 3 — 8.
- Бим И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиций иерархий целей и задач // Иностранные языки в школе. 1985. — № 5. — С. 30−37.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
- Бокарев М.Ю. Педагогические условия профориентированного обучения морских инженеров на начальных этапах их подготовки (лицей-вуз): Монография. Калининград: БГАРФ, 2001. — 121 с.
- Бокарев М.Ю. Профориентированный процесс обучения в комплексе «лицей-вуз»: теория и практика: Монография. Калининград: БГАРФ, 2001. — 235 с.
- Бокарева Г. А. Динамика педагогического мастерства по развитию личностных качеств обучаемых // Проблемы учебно-воспитательного процесса. Калининград, 1998. — С. 4−5.
- Бокарева Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград, 1985 — 264с.
- Бокарева Г. А., Бокарев М. Ю. Дидактические основы педагогической системы компьютерного обучения школьников в учебном комплексе «лицей-вуз» // Сб. научных трудов. Калининград: БГА РФ, 2001.- С. 8 — 11.
- Болыиунов А.Я., Седых А. Я. Реализация развивающей и воспитывающей функции обучения в условиях компьютеризации школы // Вопросы психологии. 1986. — Ко 5. — С. 72−73.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания/Педагогика. -2001. № 1. — С. 17−23.
- Борзенков B.JI. Анализ учебной информации как основа выбора методов и форм организации процесса обучения: Автореф. дис. .канд. пед.наук. -Л., 1987. -16 с.
- Буланова-Топоркова М.В., Духовнева A.B., Кукушкин B.C., Сучков Г. В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. специальностей / Под ред. B.C. Кукушкина. Ростов н/Д: изд. центр «Март», 2002. -320 с.
- Васильева Т.В. Компьютер как средство интенсификации процесса обучения русскому языку как иностранному (на начальном этапе): Дис. в виде науч. доклада на соискание уч. ст. канд. пед. наук. М., 1994. — 37 с.
- Васянина Е.Ю. «Голоса» в интернете // Мир русского слова. 2000.- № 2. -С. 57−63.
- Вегвари В. Новые технологии в обучении русскому языка как иностранному // Русский язык за рубежом. 2001.- № 2.- С.54- 58.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. -М.:МГУ, 1982.
- Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии. Л., 1988.- 178с.
- Виноград Т. Работа с естественными языками / Современный компьютер: Сб. научно-попул. статей /Пер. с анг. Под ред. В. М. Курочкина. М., 1986. — С. 145 — 150.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь ключевых понятий. Актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999. -538 с.
- Власов Е.А., Юдина Т. Ф. и др. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. М.: Русский язык, 1990. — 180 с.
- Волкова В.Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. -СПб:СПбГТУ, 1997. 510 с.
- Володько С.М., Гречишкина В. И. и др. Моделирование языковой компетенции в автоматизированных обучающих системах // Вопросы лингвистики и оптимизации обучения иностранным языкам Минск, 1990. — С. 100−107.
- Воробьева И.В. Иллюстративный материал учебника как один из кодов отображения учебной информации // Русский язык за рубежом. 1990. — № 5. — С. 23−28.
- Воронина Г. А. Теоретические основы профессионального развития учителя в системе послевузовского педагогического образования: Автореф. дис.. .д-ра пед.наук.- Калининград, 2000. 31 с.
- Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. -М. 1995. -51 с.
- Вохмина Л.Л. Хочешь говорить говори. 300 упражнений по обучению устной речи.- М.: Русский язык, 1993. — 256 с.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Собр. соч., Т.З. -М., 1983.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. В 6 т. -М., 1982. -Т.2.Избранные психологические исследования.
- Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного.- М.: Русский язык, 1984.-211 с.
- Галагузова М.А., Штинова Г. Н. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования // Педагогика. -1997. -№ 6. -С. 15−20.
- Галеева Д.С. Некоторые вопросы использования ЭВМ в преподавании иностранного языка в школах Великобритании и США.// Иностранные языки в школе. 1990. — № 2. — С. 45 — 49.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской педагогике. — М.: Наука, 1966. С. 236 — 278.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.:АРКТИ, 2000.- 165 с.
- Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе //Вопросы психологии. 1985. -№ 5.-С. 41−49.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 167 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций). М.: Владос, 1997. — 214 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.:Школа-пресс, 1995. -448 с.
- Гонобулин Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965, — 198 с.
- Гончаров И.К. Методология и методы педагогики как науки. -М.:3нание, 1968.
- Горелов И.Н. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблематики.- М.: Наука, 1987. 267 с.
- Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства.- М.: Русский язык, 1979.-278 с.
- Горошенко A.M. Ценностные ориентации иностранных студентов и особенности учебно-воспитательного процесса с представителями разных национальных регионов. Автореф. Дис.. канд.пед.наук. -Д., 1985. -19с.
- Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному- М.- СПб.: Златоуст, 1999.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. -Калининград: Янтарный сказ, 2000. -577 с.
- Гридышко С., Девкин А. Письмо как личный продукт в виртуальной среде // Мир русского слова.- 2002.- № 1. С. 95 — 98.
- Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. -М.:Изд-во МСХА, 1983.-163с.
- Груздев Г., Груздева В. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. -1996. -№ 1. -С. 117−121.
- Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. 1993. — № 3. — С. 5 — 16.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М., 1996.
- Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога. -Педагогика. -2003.- № 1. С.65−73.
- Демкин В., Гульбинская Е. Особенности дистанционного обучения иностранным языкам // Высшее образование в России.- 2001.- № 1. С. 127 129.
- Демушкин A.C., Кириллов А. И., Сливина H.H. и др. Компьютерные обучающие программы //Информатика и образование. 1995. — № 3.- С. 15 — 22.
- Деркач A.A., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком. М.: Высшая школа, 1991. — 263с.
- Дешко И., Кроль В., Мордвинов В., Ковалев С. Интернет в вариативном обучении// Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С. 98 — 102.
- Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой/ Под ред. проф. Алгазиной H.H. М.: Просвещение, 1996. — 176 с.
- Дистанционное обучение / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998. 192 с.
- Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения через компьютерные телекоммуникационые сети Интернет // Иностранные языки в школе. 1998. — № 1.- С. 6 — 11.
- Догиева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основа его формирования у будущих учителей: Дис. .д-ра пед. наук.-Усть-Каменогорск, 1991.
- Долидзе С.А. Комплексное обучение профессионально ориентированной лексике посредством использования компьютерной техники: Автореф.дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1988. — 23 с.
- Домрачев В., Багдасарьян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 79−87.
- Дополнительное профессиональное образование студентов: Сб. нормативных документов/ Под ред В. И. Кружалина. -Курск:Изд-во Курск.гос.пед.ун-та, 2002. -271 с.
- Дроздецкая Г. В. Создание профессионально ориентированного автоматизированного учебного курса в вузе нефилологического профиля: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Д., 1990. — 23 с.
- Дэвидсон Д. К вопросу о принципах оценки материалов для обучения иностранным языкам с помощью компьютера // Русский язык за рубежом. 1986. — № 6. — С. 76−78.
- Елисеева Т.Ю. Структура профессиональной деятельности преподавателя. -Д., 1988.
- Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации // Иностранные языки в школе. 1995. — № 2. — С. 4−7- 1995. — № 4. — С. 3−4.
- Есаджанян Б.М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как иностранного. М., 1984.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -Л.:Изд-во ЛГУ.-1974.
- Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе. М.: Просвещение, 1988. -213 с
- ЮЗ.Естественный язык, искусственные языки и информационные процессы в современном обществе / Отв. ред. Р. Г. Котов.- М.: Наука, 1988.- 279 с.
- Жирова В.Н. Проблема формирования индивидуально-психических качеств «компетентного работника» в современной педагогике США: Автореф. Дис. .д-рапед. наук.-М., 1992. -17 с.
- Журавлев А.П. Диалог с компьютером. М.: Просвещение, 1987.- 189с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.-М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация.- М.: Изд-во Академия, 2002. 192 с.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. -СПб., 1993. -216 с.
- Зайцева НЛО. Специальные тесты и их терминология в человеко-машинном обучении // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Гуманитарные и общественные науки. 2002. — № 2. — С. 141−142.
- Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 27 — 34.
- Звегинцев В.А. Проблемы отношений человека и машины в компьютерной революции // Вопросы философии. 1986. — № 3. — С. 44−52.
- Зельманова JIM. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М., 1984.- 231 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. — 312 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка). М.: Русский язык, 1989. — 245 с.
- Зиновьева М.Д. Новые культурологические тенденции учебников РКИ для первых уровней овладения языком // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. — № 2 — С. 7 — 16.
- Змеев С.И. Основы андрогогики. -М.:Наука, 1989. -152 с.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Изд-во МГУ, 1994. -164с.
- Иванов А. Учебник будущего// Высшее образование в России.- 2001.- № 6.-С. 56−58.
- Иванова М. А. Диткова H.A. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе. -СПб.:СПбГТУ, 1993. 62с.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. — JV° 4. — С. 54−60.
- Изаренков Д.И. Когнитивные процессы и обучение устной иноязычной речи // Вестник МАПРЯЛ. 2002. — № 38. — С. 30 — 40.
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М.: Русский язык, 1986. -156 с.
- Изотова Е. Ф, Психолого-педагогические факторы учебной успешности иностранных студентов: Автореф. дис. .канд.пед. наук. -JI., 1985. -16с.
- Ильин B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного проценсса// Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса.-Волгоград, 1981.-С.21−22.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984. -144с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задачи. М.: Изд-во МГУ, 1992.-243 с.
- Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 2001.-242 с.
- Интенсивные технологии обучения в высшей школе / Василик М. А., Леван-ков В .А., Саморуков Б. Е., Тихомиров С. А. СПб.:СПбГТУ, 1999. -22с.
- Кабардов М.К. О диагностике иноязычных способностей // Психологические и психофизиологические исследования речи. М., 1985. — С. 176−202.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 34 -49.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогика творчества. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. -М.:Издат. центр «Академия», 1999. -216 с.
- Карпов A.C. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2002. — № 4. — С. 73 — 78.
- Каспарова М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. -1988.-№ 5.-С. 25−29.
- Кедрова Г. Е., Егоров A.M. Гипертекст как принцип формирования интерактивной обучающей среды по русскому языку// Материалы IX Конгресса
- МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских ученых. Братислава, 1999. С. 123- 134.
- Кечкеш И. Комплексные циклические порождающие программы обучения русскому языку // Русский язык за рубежом. 1987. — № 4. — С. 79 — 84.
- Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Русский язык, 1992. — 252 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. -М.- Воронеж, 1996. 198 с.
- Клобукова Л.П. «Абитуриент-тест»: основы создания и практика его использования // Русский язык за рубежом. 1994. — № 2. — С. 59 — 62.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М.: Высшая школа, 1983. 210 с.
- Коккота В.А. Проблемы внедрения ЭВМ в преподавание иностранных языков // Вопросы коммуникативности при обучении иностранным языкам: Методика. Тарту, 1986. — С. 42−51.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. -СПб:КАРС>, 2002. -368с.
- Компьютерные технологии обработки информации / Под ред. С. В. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995. — 248 с.
- Кондрашова Л.В. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогического института к профессиональной деятельности: Автореф. Дис. .д-ра пед. наук. -М., 1987.
- Константинова O.B. Компьютерная программа и ее место в обучении языку специальности иностранных студентов технических вузов// Мир русского слова. 2000. — № 3.- С. 54 — 58.
- Корнилова Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Наука, 1990. — 197 с.
- Коротков М.А. К вопросу об общей теории педагогических систем // Интернационализация высшего образования и научных исследований в XXI веке: роль технических университетов: Материалы международной конференции. -СПб.: Нестор, 1999. С. 210 -213.
- Костера П. Обучение иностранному языку в языковой лаборатории / Пер. с финск. Под ред. А. С. Лурье. М.: Высшая школа, 1986. — 193 с.
- Костомаров В.Г., Бурвикова Н. Д. Старые мехи и молодое вино. Из наблюдений над русским словоупотреблением конца XX века. СПб.: Златоуст, 2001. -131с.
- Костина И.С. Урок учебника русского языка для иностранцев: Дис.. канд. пед. наук. М., 1989 — 203 с.
- Костомаров В.Г., Верещагин Е. М. Хранитель и творец русского языка и культуры.- М.: Изд-во ИКАР, 2000. 160 с.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Наука о русском языке и методика его преподавания сегодня и завтра // Русский язык за рубежом. 1986. — № 3. — С. 54 — 60.
- Краевский В.В. Методология для педагога: теория и практика: Учебное пособие.- М.: Волгоград, Перемена, 2001. 323 с.
- Краевский В. В. Содержание образования: вперёд к прошлому/ Преподаватель.-2000.№ 1.-С.2−10.
- Крюкова О.П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде.- М.: Логос, 1998. 128 с.
- Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индиви-дуализаци обучения иноязычной деятельности // Иностранные языки в школе. 1979. -№ 1.-С. 21 -29.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. 114 с.
- Кузьмина Н.В. Профессиональная личность преподавателя. -М., 1990.
- Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке.- СПб.: Златоуст, 2001. -264с.
- Кулюткин Ю.Ю. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки.- СПб.: СпецЛит, 2002. 96 с.
- Кунусова М.С. Изучение словообразования с применением ЭВМ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М, 1994. -21 с.
- Куприянов М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. — № 1С. 124 — 126.
- Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. -М.: Педагогика-Пресс, 2001. -328 с.
- Леднёв B.C. Содержание образования. -М., 1989.
- Ладыженская Н.В. Сценарии компьютерных программ по речевому этикету // Русский язык в школе. 1992. — JV° 3. — С. 32 -34.
- Ларских З.П. Теоретические основы использования новых информационных технологий в процессе адаптивного обучения младших школьников орфографии: Автореф. дис. .д-ра пед.наук.- М., 2000. 43с.
- Ленская Е.А., Шашина Л. Ф., Копылов П. Н. Компьютерное обучение чтению на иностранном языке: возможности и перспективы // Иностранные языки в школе. 1989. — № 2. — С. 36 -40.
- Леонтьев А.А. Коммуникативность: прошло или пришло ее время // Иностранные языки в школе. 1991. — № 5. — С. 22 — 23.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как4 иностранному: Психологические очерки. М.: Русский язык, 1970. — 189с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. 2-е изд., перераб. И доп. Москва -Нальчик, 1996.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики: для вузов. -М., 1999.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1987.
- Леонтьева В., Щербина М. Компьютеризация и «креативная педагогика» // Высшее образование в России.-2001 -№ 3.- С. 139−141.
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. -М., 1981. -200 с.
- Ливер Б., Оксфорд Р. Методы познания: руководство для учащихся. Сали-нас, Калифорния: АИГО, 1995. — 49 с.
- Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ // Сб. статей под ред. Ю. Н. Марчука. М.: Наука, 198 9. — 275 с.
- Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педвузе.-Ташкент., 1986.
- Лю Я. Обучение лексике русского языка при помощи компьютера в условиях китайского вуза (начальный этап): Дис. .канд. пед. наук. М., 1996.-190с.
- Любичева Е.В. Лингвокультурологический подход к обучению русскому языку и роль персонального компьютера в гуманитарном образовании: Авто-реф.дис. .д-ра пед. наук.-СПб., 1995.- 43с.
- Любичева Е.В. Новая информационная технология обучения русскому языку: Монография. Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена.- СПб.: Образование, 1993.- 134 с.
- Ляудис В.Я., Тихомиров O.K. Психология и практика автоматизированного обучения // Вопросы психологии. -1983. 6. — С. 89 — 92.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981.-231 с.
- Ляховицкий М.В., Кошман И. М. Технические средства в обучении иностранным языкам: Пособие для учителей. М.:Просвещение, 1981. — 345с.
- Макаревич И.Г. Использование Интернета на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2001. — № 5.- С. 40 — 43.
- Макарова Г. И. Управление процессом обучения русскому языку как иностранному: Дис. .д-ра пед. наук. М., 1986. — 345 с.
- Максимов В.Т. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя : Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1994.- 43с.
- Мальковский А.Г. Диалог с системой искусственного интеллекта. М.: Наука, 1985.-213 с.
- Мандрикова Г. М. Учебное компьютерное лексикографирование в теоретическом и прикладном рассмотрении: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1995.-23 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 190 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. -308с.
- Марюкова Л.А. Технология формирования основ профессионального поведения у иностранных студентов.:Автореф. дис. .канд.пед. наук. СПб, 1999. — 17с.
- Маслыко Е.А. Проблемы организации компьютерного обучения иноязычной речи // Методика обучения иностранным языкам: Романское и германское языкознание: республиканский межведомственный сб. Минск, 1987. — С. 39 -44.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1986. — 196 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Машбиц Е.И., Андриевская В. А., Комиссарова В. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев: Вища школа, 1989. — 234 с.
- Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров В.Г. и др. М., 1990. — 345 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Мизинцев В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. -М.:Педагогика, 1977.
- Минакова М.А., Узилевский Г. Я. Принципы разработки компьютеризованного учебно-методического комплекса.- Орел: Изд-во ОРАГС, 2002. 206 с.
- Миролюбов A.A. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. 2001. — № 5. — С. 11- 14.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.- М.: Флинта, 2001.- 190 с.
- Михайлова О.Э., Канатова С. Ш. Использование компьютерных программ для обучения учащихся старших классов средней школы лексическому аспекту иноязычной речи // Иностранные языки в школе. 1994. — № 1. — С. 53 -59.
- Михелькевич В.Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара, 1998. -172с.
- Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах / Под ред. А. Е. Кибрика, A.C. Нариньяни. М.: Наука, 1987. — 234 с.
- Молчановский В.В. Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функционального анализа. М., 1998. — 320 с.
- Монастырев П., Аленичева Е. Этапы создания электронных учебников // Высшее образование в России -2001. № 3.- С. 135 — 138.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед.вузов.-М.: Изд. центр Академия, 2002. — 200 с.
- Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: МГУ, 1991.
- Нелюбин JLJL Компьютерная лингвистика и машинный перевод: Методическое пособие. М.: Наука, 1991.- 187 с.
- Непомнящи Элизабет. Русский язык, Россия и Интернет // Русский язык за рубежом. 2001. — № 1. — С. 63 — 65.
- Нечаева Е.В. Причины возникновения и некоторые способы устранения ошибок иностранцев, владеющих русским языком: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1990. 192 с.
- Никитина H.H., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. -М.:Мастерство, 2002. -288 с.
- Новиков A.M. Методология образования.- М.: Эгвес, 2002. 319 с.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России.Перспективы развития. -М.:ИЦПНПО РАО, 1997. -254 с.
- Новиков А.И. Семантика текста и его формализация // Отв. ред. Р. Г. Котов. -М.: Наука, 1983.-242 с.
- Новикова Т. Организация учебного процесса в высшей школе США на базе использования телекоммуникаций // Русский язык за рубежом.- 1998.-№ 4. -С. 65−74.
- Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХХ1У. Компьютерная лингвистика / Сост., ред. Б. Ю. Городецкого. М., 1989. — 321 с.
- Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998.-213 с.
- Носенко Э.Л. ЭВМ в обучении иностранным языкам в вузе. М.: Просвещение, 1988.- 190 с.
- Образцов П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе// Высшее образование в России. 2001. — № 6. — С. 54−55.
- Одегова В.В. Учебный процесс и ЭВМ: дидактические основы управления. -Львов, 1988, — 112 с.
- Околелов О.П. Теория и практика интенсификации обучения в вузе: Авто-реф. дис. .д-рапед.наук.-М., 1994. -48 с.
- Омельченко H.A., Ляудитс В. Я. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. -Воронеж, 1982.- 92 с.
- Павлова И.П. Проблемы разработки обучающих программ для ЭВМ / Машинное и безмашинное управление учебным процессом. М., 1988. — С. 111 118.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М.: Просвещение, 1991. -222с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989. — 276 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование как развитие индивидуальности в диалоге культур. Материалы IX конгресса МАПРЯЛ. Доклады и сообщения российских учёных. -М., 1999.
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л. К. Гребёнкиной, Л. А. Байковой. -М.: Пед. Общество России, 2000. -256с.
- Первин Ю.А. Дети, компьютеры и коммуникации // Информатика и образование. 1994. — № 1. — С. 41 — 44.
- Песоцкий Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 26 — 35.
- Петровский A.B. Вопросы истории и теории педагогики: Избранные труды. -М.: Педагогика, 1984. 270 с.
- Петрусинский B.B. Автоматизированные системы интенсивного обучения. -М.:Высшая школа, 1987. 345 с.
- Пиотровский Р.Г. Компьютеризация преподавания языков: Учебное пособие. Л.:Наука, 1988.-241 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии. М., 1997.
- Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.-2001.- № 3. С. 5 — 12.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000.- № 2. — С. 14 — 19.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. -2000.- № 1.С. 35 -45.
- Полевой Ю.Л. Вопросы разработки адаптивной педагогической системы// Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Сб. статей. Вып. 1. -Воронеж: Воронежский ун-т, 1997. С.64−73.
- Попков В.А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы. М., 2001.
- Попов Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М.: Наука, 1982. -234с.
- Проблемы компьютеризации и использование интенсивных методов обучения русскому языку как иностранному / Сб. научных трудов / Под ред. Румянцевой Н. М., Киселевой С. Н. М., 1992. — 326 с.
- Профессиограмма учителя иностранного языка: Рекомендации /С.Ф. Шатилов и др. Л., 1985.
- Профессиограмма преподавателя русского языка как иностранного (проект) /Под общ. Ред. Р. С. Немова В.В.Молчановского. -М., 1995.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направления. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. -512 с.
- Прохоров Ю.Е. Национальные культурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М., 1996.
- Прохоров А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризованного обучения // Вопросы психологии. 1995.-№ 3. — С. 53−61.
- Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М. Г. Ярошевского и О. К. Тихомирова. М., 1987. — 239 с.
- Психологические проблемы создания и использования ЭВМ / Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1985.-321 с.
- Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении / Под ред. А. В. Петровского и Н. И. Нечаева. М.:Наука, 1987. — 345с.
- Путилин В.Д. Теоретические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к техническому творчеству:Автореф. дис. .д-ра пед. наук. -М., 1987. -29с.
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебное пособие. -СПб.: СПбГТУ, 1996. -140с.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.- 167 с.
- Робин Р. «Голоса» в Интернете // Мир русского слова .- 2000. № 2 — С. 98 -103.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. -М.: Просвещение, 1991. 235 с.
- Розов Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
- Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учеб. пособие. Ярославль: ЯГТУ им. К. Д. Ушинского, 1994. -63 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -М.: Флинта, 1999. 367 с.
- Руденко-Моргун О. И. Компьютерные технологии как новая форма обучения РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного. М., 2000. — С. 303 — 311.
- Руденко-Моргун О. И. Компьютерный языковой курс как учебное пособие нового типа: Дис. в виде научн. доклада .канд. пед. наук. М., 1994. — 39 с.
- Рябова Т.В. О применении концепции управления усвоением в обучении русскому языку иностранцев // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М., 1977. — С. 13 — 43.
- Рязанова И.С. Как мы занимаемся английским языком во всемирном классе // Иностранные языки в школе. 1993. — № 1.- С. 67 — 68.
- Савельев А.Я. Проблемы автоматизации обучения // Вопросы психологии. -1988.-№ 2.- С. 12−19.
- Савельев А.Я., Новиков В. А., Лобанов Ю. И. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем. М.: Наука, 1986. — 211 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М.: ЭКСМОС, 1999. 352 с.
- Сафонова В.В. Культурно-языковая экспансия и ее проявления в языковой политике и образовании // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С. 2233.
- Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. — С. 17- 24.
- Свидерский В.И. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития. -М.: Мысль, 1965.
- Семушина Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения: Автореф. дис. .д-ра пед. наук,-М.:МГПУ, 1991.-48 с.
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование ¡-концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): Монография. -С.-Петербург-Волгоград: Перемена, 1997. -166 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. Корпорация «Логос», 1999. -272 с.
- Сериков Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельности. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985.
- Сердюков П.И. Как составить алгоритм упражнения для ЭВМ // Иностранные языки в школе. 1986. — № 6. — С. 26 -31.
- Сердюков П.И. Применение ЭВМ в обучении иностранным языкам. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1988. — 97 с.
- Сердюков П.И. ЭВМ и обучение иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1985. 5. -С. 6−9.
- Сластёнин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.
- Сластёнин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.-221 с.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. Учебное пособие. -СПб., 1995. -80 с.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып.7. Инноватор-Bennet colledge. -М., 1997. -С. 177−184.
- Смирнов Н., Филимонова Н., Комаристый К. Использование компьютерных программ для изучения лексики («Полиглот» Волгоградского политехнического института) // Russian Language Journal. 1989. — vol. 145 — 146. — С. 61 -68.
- Смирнова Н.И. Объем и содержание коммуникативной компетенции школьников (для курса русского языка в средних школах США): Дис. .канд. пед. наук. -М., 1993.- 197 с.
- Собкин B.C., Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. М.: ЦСО РАО, 2001. — 155 с.
- Современные технические средства в обучении русскому языку как иностранному // Сб. статей под ред. Логиновой В. Г., Самуйловой Н. И. М., 1989. -256 с.
- Соловов А. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке //Высшее образование в России. -1995. № 2. -С.31 -36.
- Стефановская Г. А. Технология обучения педагогике в вузе. -М.: Изд-во «Совершенство», 2000. -272 с.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. -576 с.
- Стрикелева Л.В., Пискунов М. У., Тихонов И. И. Организация учебного процесса с помощью АОС: педагогические основы. Минск, 1986. — 198 с.
- Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. -СПб.: Златоуст, 2000. 134 с.
- Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. СПб. :Златоуст, 2001. — 128 с.
- Талызина 11.Ф. Психолого-педагогические проблемы автоматизации учебного процесса / Использование технических средств в учебном процессе при обучении иностранных студентов // Сб. научных трудов. М., 1980. — С. 4 -17.
- Талызина Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 196 с.
- Таркаева О.П. Дидактические условия применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса: Автореф. дис. .канд пед. наук. Казань, 1987. -23 с.
- Тихомиров В.П., Солдаткин В. И. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принцип, организация. -М., 1989.
- Тихомиров O.K. Информатика и новые проблемы психологической науки // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. — № 7. — С. 76 — 79.
- Тихомиров O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 45 — 51.
- Тихомиров O.K. Психологическая структура диалога «человек ЭВМ» // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология. — 1984. — № 2. — С. 26 — 31.
- Тихонов А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. — № 3. — С. 3 — 10.
- Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя РКИ // Сб. статей под ред. Балыхиной Т. М. М.:Изд-во РУДН, 2002. — 345 с.
- Трофимова Г. Н. РКИ в новых условиях киберкоммуникации // Русский язык за рубежом. 2002. — № 2. — С. 66 — 69.
- Трофимова Г. Н., Барышникова E.H. Русский язык и Интернет: проблемы обучения // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного. М., 2002. — С. 320 -328.
- Тряпельников A.B., Яхненко В. В. ЭВМ на уроке русского языка // Русский язык в национальной школе. 1987. — № 7. — С. 21 — 24.
- Улановский М.И. Компьютерное программирование грамматического материала при обучении французскому языку в средней школе (употребление видо-временных форм французского глагола) // Иностранные языки в школе. -1993.-№ 6.-С. 12−16.
- Ушакова Т.Н., Кабардов М. К. О диагностике языковых способностей // Психологические и психофизиологические исследования. М., 1985. — С. 176 -202.
- Фадеев C.B. Обучение иностранцев русской лексике на начальном этапе с использованием компьютера: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- СПб., 1992. -23с.
- Фадеев C.B. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. — 134 с.
- Фаустова Э. Компьютер в жизни студента // Высшее образование в России. -2003. -№ 1.-С. 87−90.
- Фёдоров В.А. Теория развития профессионально-педагогического образования в современных условиях: Автореф. дис. .д-ра пед.наук.-Калуга, 2002. -43 с.
- Федотова Ю.Г. Теория и практика изучения лексики в общеобразовательных учреждениях с использованием информационных технологий: Автореф. дис.. .д-ра пед.наук. М., 2002. 43с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. -М.: Изд-во «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. -512с.
- Фельдштейн Д.И. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 1999. — 670 с.
- Филиппов В. Образование для новой России // Высшее образование в России.- 2000.- № 1. -С.7 -13.
- Фокин Ю.Т. Преподавание и воспитание в высшей школе. М.: Академия, 2002. — 224 с.
- Фоломкина С.К. Обучение чтению в нефилологическом вузе. М.: Высшая школа, 1987. — 256 с.
- Фоменко В.Т. и др. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов н/Д: ГНМЦ, 1996.
- Фоменко Т.М., Тихонова А. Л. Компенсаторные умения при обучении информативному чтению на французском языке как втором иностранном // Иностранные языки в школе. -2002. № 1. — С. 27 — 31.
- Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Русский язык, 2002. — 216 с.
- Хасанова P.A. Лингвистическое обеспечение компьютерного морфолого-синтаксического словаря русского языка: Дис. .кан. филол. наук. Казань, 1991.-21 с.
- Хуторской A.B. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
- Цуганова А.Г. Изучение морфемики с использованием ЭВМ (5 класс): Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. М., 1996. -23 с.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе.-М.: Экспедитор, 1996. -228 с.
- Чибухашвили В.А. Формирование у учащихся пунктуационных навыков с применением ЭВМ (9 класс): Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994.-22с.
- Чуксина И.Г. Интернет: изучаем русский язык как иностранный // Высшее образование в России. 2003. — № 1. -С.163−165.
- Чуксина И.Г. Компьютерные технологии в обучении русскому языку как иностранному // Педагогика. 2003. — № 2.-С.103−105.
- Чуксина И.Г. Педагогические основы обучения студентов русскому языку как иностранному средствами компьютерных технологий: Монография. -Калининград, 2002. 178 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. -М.: АО «Столетие», 1995.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-318 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986.
- Шацких В.Н., Ликетникова Н. М. Оценочная деятельность учителя на уроке иностранного языка // Коммуникативность обучения в практику школы /. Под ред. Е. И. Пассова.- М., 1985. С. 109−115.
- Шеин С.А. Диалог как проблема педагогического мышления. -Вопросы психологии. -1991. -№ 2. -С.44- 52.
- Шеншев Л.В. Основы адаптивного обучения языку. -М., 1990.
- Шинко Г. З., Тучкова Т. У. Как мы начинаем обучать иноязычному диалогическому общению в школе // Коммуникативность обучения в практику школы: Из опыта работы / Под ред. Е. И. Пассова. М., 1985. — С. 96 — 102.
- Шиятов E.H., Котова Б. И. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. Вузов. -М.:Издат.Центр «Академия», 1989. -288с.
- Шмелев А.Д. Язык и компьютер: лингвистические алгоритмы // Русский язык в школе. 1989, — № 6. — С.37 — 42.
- Щербаков А.И. Психология труда и личности учителя.- Л.:ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. 176 с.
- Шомполов И.Г. Педагогические и информационные технологии системы довузовского образования элитного вуза на примере Московского физико-технического института. -М:МФТИ, 2001. -172 с.
- Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств (при обучении русскому языку как иностранному в вузе). М.: Русский язык, 1981. -213 с.
- Щукин А.Н. Принципы классификации современных аудиовизуальных и технических средств обучения // Современные технические средства в обучении русскому языку как иностранному // Сб. статей под ред. В. Г. Логиновой, Н. И. Самуйловой. М., 1989. — С. 4 — 10.
- Щукин А.Н. Функции наглядности и принципы организации визуального материала в пособиях по русскому языку для иностранцев // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М., 1977. — С. 69 — 79.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. -М., 1994.
- Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах / Под ред. С. Я. Батышева. -М.:АПО, 1999. -440 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Полиус, 1998. — 639 с.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образоваания/ Пер. с польск. О. В. Долженко. -М.:Высшая школа, 1986.
- Brierly W., Kemble J.R. Computers as a tool in language teaching. Ellis Hor-wood Ltd., London, 1991.
- Brown J.E. Computer asisted instructional materials for Russian: Microcomputer programs and development project in the future / Russian language Journal. 1990. — vol. 147 — 149. — P. 69 — 86.
- Brucher K.H. Autorenprogramme im computerunterstutzen Fremdsprachenunterricht. Ein Praxisbericht und eine Rezension der Eurocentres (Wida Autorenprogramme) / Wissenshaftlichen Zeitschriften UNI Rostock, 1990. — S. 20 — 31.
- Bull S. Towards user system collaboration in developing a student model for intelligent computer assisted language learning / ReCALL. 1993. — N 8. — P. 3 — 7.
- Chamot A.U., Kupper L. Learning Strategies in Foreign Instruction / Foreign Language Annals, 1989. vol. 22.
- Chapelle C. CALL activities: are they all the same? / System. 1994. — vol. 22. — N l.-P. 33 — 45.
- Chapelle C. The discourse of computer-assisted language learning: toward a context for descriptive research / TESOL Quartely. 1990. — vol 24. — N 2. — P. 19 -23.
- Chapelle C., Misiono S. Student’s strategies with learner-controlled CALL / CALICO Journal. 1989. — vol. 7. — N 2. — P. 25 — 47.
- Dunlkel P. (ed.) Computer-asisted language learning and testing: research issues and practice. New-York: Newbury House Publishers, 1990
- Dyson P. The use of satellite technology in language teaching / Lingua Delta. Foreign language learning and the use of new technologies conference proceedings. -London, 1993.-P. 141 145.
- Education and Technology. Reflection on Computing in Classrooms/ Ed/ by Ch.Fisher. San Francisco, 1996
- Fox J., Labbett B., Matthews C., Romano-Hvid C., Schostak J. New perspectives in modern language learning. Employment Department. Sheffieeld UK, 1992.
- Gschwender, O. Internet fur Philologen/ Eine Einfuhrung in das Netz der Netze. -Berlin, 1999. 156 P.
- IIagen S.(ed.) The use of technology in language learning. London: CILT, 1993.
- Hall A., Baumgartner (ed.) Language learning with computers: an educational challenge. Klagenfurt Austria: WISL, 1991.
- Higgins J. Language, learners and computers: human intelligence and artificial un-intelligence. New York: Longman, 1988.
- Kecskes I., Agocs L. Expressing the same piece of unformation using different elements of language: a text based system / CALICO Journal. 1989. — vol. 7. — N 1.-P. 53 — 65.
- Kenning M.M., Kenning M.J. Computers and language learning. Current Theiry and practice. Ellis Horwood, 1990.
- Krashen S. Principles and Practice in Seconde Language Acquisition, New York: Prentice Hall International, 1987.
- Krashen S. The Input Hypothesis: Issues and Implications. London and New York: Longman, 1985.
- Klobuscky-Mailander E. Telecommunications simulation: Europe 1992 / ReCALL.- 1990.-N2.-P. 12−15.
- Lacey B., Wilson D. Flexible learning in modern languages with new technologies: National Project. London, 1992.
- Lunde K.R. Using electronic mail as a medium for foreign language study and instruction / CALICO Journal. 1990. — vol. 5. — P. 68 — 78.
- McKee J. Computer-assisted vocabulary acquisition: an evalution of the text analysis program / ReCall. 1993. — N 8. — P. 8−15.
- Oxford R. Language strategies: what every teacher should know. New York: Newbury House, 1990.
- Oxford R., Crookall D. Research of language learning strategies: methods, findings, and instructional issues / Modern Language Journal. 1989. — vol. 73. — N 4. -P. 404−419.
- Parrot M. Tasks for language teachers. A resourse book for training and development. Cambridge University Press, 1993.
- Quincey P. Stimulating activity: the role of computers in the classroom / CALICO Journal. 1996. — vol. 4. — N 1. — P. 13 — 18.
- Rivers W. Interaction and communication in the language class in the Age of technology / The Canadian Modern language review. 1990. — vol. 46. — N 2. — P. 271 -283.
- Thompson J. Language learning and computers: a survey of use in the UK higher educational sector. CTI Centre for Modern Languages, University of Hull, 1993.
- Thompson J., Chester G. Computer assisted language learning for all. CTI Centre for Modern Languages, University of Hull, 1992.