Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся
Диссертация
Анализ психолого-педагогической и методической литературы достаточно убедительно свидетельствует о том, что накоплен большой материал по вопросам обучения учащихся решению задач и формированию творческой деятельности учащихся. В то же время не только учащиеся, по и учителя испытывают трудности в решении задач, сколько-нибудь отличных от шаблонных. В методических исследованиях выделены основные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
- 1. Различные подходы к определению понятий «задача» и нестандартная задача"
- 2. Дидактические функции нестандартных задач
- 3. Особенности использования нестандартных задач в обучении математике
- 4. Основные эталы методики решения нестандартных задач
- ГЛАВА 11. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
- 1. Анализ структуры понятия «способность»
- 2. Проблемы творчества и творческих способностей в психолого-педагогической литературе
- 3. Состояние проблемы формирования творческой деятельности и развития творческих способностей при обучении математике
- 4. Методические аспекты формирования творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся в процессе решения нестандартных задач
- ГЛАВА III. МЕТОДИКА ОТБОРА НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО НЕКОТОРЫМ ТЕМАМ КУРСА ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
- 1. Применение производной для исследования функции
- 2. Многогранники
- 3. Результаты педагогического эксперимента
Список литературы
- Алимов, Ш. А. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл.сред.шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 254 с.
- Колмогоров, А. Н. Алгебра и начала анализа: Учебник для 101 1 кл.сред.шк. / А. И. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.: Под ред. А. И. Колмогорова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 320 с.
- Аменицкий, Н. Н. Забавная арифметика / Ы. Н. Амепицкий, И. П. Сахаров -М.: Наука, 1991.-122 с.
- Ананьев, Б. Г. О соотношении способности и одаренности / Б. Г. Ананьев // Проблемы способностей М.: 1962. — С.52.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 567 с.
- Арнольд И. В. О задачах по арифметике / И. В. Арнольд // Математика в школе. 1995. — № 5.- С.2−7.
- Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1 980. — 360 с.
- Афанасьев В. В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Дис.. доктора пед. наук / в форме научного доклада. — Ярославль, 1997.- 61 с.
- Байрамукова П. У. Через сказку в мир математики. Сборник задач / П. У. Байрамукова. — М.: РАЙЛ, 1997. 64 с.
- Балл Г. А. Психологическое содержание понятия «задача» / Г. А. Балл // Вопросы психологии. 1 970. — № 6. — С. 75 — 85.1 1. Балк, М. Б. Поиск решения / Балк М. Б., Балк Г. Д. — М.: Дет.лит., 1983. 143 с. — («Знай и умей).
- Бартенев Ф. Д. Нестандартные задачи по алгебре / Ф. А. Бартенев. — М.: Просвещение, 1976.— 95 с.
- Башмаков М. И. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл.сред.шк. / М. И. Башмаков. — М.: Просвещение, 1991. 352 с.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов.: Изд. Рост. Университета, 1983. —203 с.
- Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1 98 1. — 234 с.
- Богоявленский, Д. Н. Психология учения / Д. Н. Богоявленский, II. А. Менчинская / Психологическая наука в СССР.- М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -т.П. С. 286- 336.
- Большая Советская Энциклопедия. Т.42. — М., 1972.
- Буслаева И. П. Методика формирования готовности учащихся старших классов к решению нестандартных математических задач: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 217 с.
- Буслаев А. В. Методические основы отбора задач по математике для старших классов различного профиля обучения: Дис.. канд.пед.наук. — М., 2002. — 221 с.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. I I. Степанова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
- Вульфсон С. И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. завед. / С. И. Вульфсон. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 160 с.
- Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. М-Л: ГУПИ, 1935. — 133 с.
- Гайдукова И. Б. Можно ли научить творчеству? / И. Б. Гайдукова // Образование. 2001. № 1. — С. 101−103.
- Гальперин П. Я. Управление процессом учения / П. Я. Гальперш! // Новые исследования в педагогических науках / — М., 1965. -Вып.4. С. 15−21.
- Атанасян, Л. С. Геометрия: Учебник для 10−11 кл. сред, шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1 993. — 207 с.
- Германович П. Ю. Сборник задач по математике на сообразительность. Пособие для учителей / П. Ю. Германович. — М.: Учпедгиз, 1 960. — 224 с.
- Глейзер Г. Д. Каким быть школьному курсу геометрии / Г. Д. Глейзер // Математика в школе. — 1 991. № 4. — С.68−71.
- Гнеденко Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике / Б. В. Гнеденко. — М.: Просвещение, 1982. — 144 с. — (Б-ка учителя математики).
- Гнеденко Б. В. О математическом творчестве / Б. В. Гпеденко // Математика в школе. — 1 979. № 6. — С. I 6.
- Голубева Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева — М.: Прометей, 1993.— 124 с.
- Готман, Э. Г. Задача одна — решения разные / Э. Г. Готман, 3. А. Скопец Киев: Рад.шк., 1988. — 173 с. — (Серия «Когда сделаны уроки»).
- Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непарамстрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Красняпская М.: Педагогика, 1977.-136 с.
- Груденов Я. И. Психолого-дидактпческие основы методики обучения математике / Я. И. Груденов. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Губа С. Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей / С. Г. Губа // Математика в школе, 1972. № 3.- С. 19−22.
- Гусев, В. А. Обучение математике и целостное формирование личности ученика / В. А. Гусев, В. J1. Матросов, А. К. Насыбулина // Научные труды МПГУ. Серия: естественные науки. — М.: Прометей, 1993. — с.38−47.
- Гусев, В. А. Методические основы дифференциации обучения математике в средней школе / В. А. Гусев, Е. В. Силаев М.: Изд-во МПГУ, 1996. — 131с.
- Гурова JI. J1. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976.-328 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Интор, 1996. — 544 с.
- Добровольская Н. А. Формирование обобщенных умении по решению некоторых классов творческих задач: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1979.— 197 с.
- Дружинин В. II. Психология общих способностей / В. II. Дружинин. М.: Лаитерпа Вита, 1955. — 150 с.
- Дудницын, Ю. П. Содержание и анализ письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа / Ю. П. Дудницын, В .К. Смирнова.—М.: Просвещение, 1995.— 144 с.
- Епифанова II. М. Подготовка студентов вуза к развитию познавательной активности учащихся па внеурочных занятиях по математике: Дисканд.пед.паук. — Ярославль, 2002. 203с.
- Епишева, О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. — М.: Просвещение, 1 990.- 1 28 с.
- Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
- Загвязинский В. И. Развитие творческих способностей учащихся на основе самостоятельного проблемного анализа учебного материала / В. И. Загвязинский // Проблема способностей в советской психологии. М.: АПН ССР, 1984. -С. 129−134.
- Ивлев, Б. М. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб. Пособие для 10−11 кл.сред.шк. / Б. М. Ивлев, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын, С. И. Шварцбурд. — М.: Просвещение, 1 990. — 48 с.
- Задорожиая Е. А. Развитие обицеинтеллектуальпых и математических способностей в гимназическойобразовательной системе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Ростов-па-Дону, 2004.- 24 с.
- Запков JI. В. Дидактика и жизнь / JI. В. Запков. М.: Просвещение, 1968. — 1 76 с.
- Зив, Б. Г. Задачи по геометрии для 7−1 1 классов / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Бахапский.- М.: Просвещение, 1991.-171 с.
- Зинчепко П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 561 с.
- Игнатьев, В. А. Сборник арифметических задач повышенной трудности / В. А. Игнатьев, Я. А. Шор. М.: Просвещение, 1968. — 240 с.
- Игнатьев Е. И. В царстве смекалки / Под ред. М. К. Потапова. М.: Наука, 1978. — 1 92 с.
- Иванова Т. А. Гуманитаризация математического образования: Монография / Т. А. Иванова. — И. Новгород, 1998.
- Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач / И. И. Ильясов. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. — 140 с.
- Ильин В. С. Формирование личности школьника / В. С. Ильин. М., 1984. — 144 с.
- Кабанова-Меллер Е. И. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1981. —96 с.
- Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. -200 с.
- Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И. П. Калошина. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. 1 68 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кап-Калик, И. Д. Никапдров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Карасев П. А. Элементы наглядной геометрии в школе / П. А. Карасев. М.: Учпедгиз, 1 955. — 206 с.
- Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике / Б. М. Кедров. М.: Молодая гвардия, 1987. — 192 с.
- Клименчепко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кп. для учащихся 5−6 кл. сред. шк. / Д. В. Клименченко. М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
- Ковалев, А. Г. Психические особенности человека. Т.2. Способности / А. Г. Ковалев, В. П. Мясищев. — JI.: ЛГУ, 1960. 304 с.
- Колягип Ю. М. Задачи в обучении математике / Под ред. Ю. М. Колягипа. М.: Просвещение, 1977. — Ч. I. — 110с.
- Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике / Под ред. Ю. М. Колягина. М.: Просвещение, 1977. — Ч. II. — 144 с.
- Колягин Ю. М. Учебные математические задания творческого характера // Роль и место задач в обучении математике / Под ред. Ю. М. Колягина. -М. 1973. — Вып. II. -С. 5 — 19.
- Колягин Ю. М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1977. — 398 с.
- Колягин, Ю. М. Учись решать задачи / Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян. — М.: Просвещение, 1980. —С.5−7.
- Кордемский Б. А. Очерки о математических задачах на смекалку / Б. А. Кордемский. М.: Учпедгиз, 1958. — 116 с.
- Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой / Б. А. Кордемский. М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
- Кордемский, Б. Л. Удивительный мир чисел / Б. А. Кордемский, А. А. Адахов. М.: Просвещение, 1986, — 121с.
- Коротяев Б. И. Учение процесс творческий / Б. И. Коротяев. — М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
- Кострикина Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4−5 классов. Книга для учителя / I I. П. Кострикина. М.: Просвещение, 1986. — 94 с.
- Кострикина Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7−9 классов. Книга для учителя / Н П. Кострикина. -М.: Просвещение, 1991.-239 с.
- Коточигова Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: Дис.. канд. псих.наук. — Ярославль- 2001. 1 85 с.
- Крижанская, Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов / Ю. С. Крижанская, Р. М. Грановская. СПб., 1994.-210 с.
- Крупич В. И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Дисс.. докт.пед.наук. — М.- 1992.-395 с.
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968.-481 с.
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и кл.рук. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Крылов В. В. Об уточнении типологии математических задач / В. В. Крылов // Методические аспекты реализации гуманитарного потенциала математического образования. -СПб.: РГПУ, 2000. С. 26 — 29.
- Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 73 с.
- Кузнецова Е. В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся в 5−6 классов в обучении математике. Дисс.. канд. пед. наук. М.: 1997. — 262 с.
- Кулюткин, Ю. П. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. JI.: Лениздат, 1967. — 40 с.
- Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. II. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1970. —231 с.
- Лейтес Н. С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей / Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 1970. — 32 с.
- Леман И. Г1. Увлекательная математика. Пер. с нем. / И. Г1. Лемап. М.: Знание, 1985.-272 с.
- Леонтьев А. П. Проблемы развития психики / А. II. Леонтьев. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1972. — 632 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983.
- Лернер И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1974. 64 с.
- Лийметс X. И. Место групповой работы среди других форм обучения / X. И. Лийметс // Сов. педагогика и школа. — Тарту, 1971.- т.б.-С. 17−35.
- Лихтарников Л. II. Занимательные логические задачи / Л. Н. Лихтарников. СПб.: Лань, 1997. — 98 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 445 с.
- Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Лук А. Н. Проблемы научного творчества / А. Н. Лук. М.: ИПИОМ АН СССР, 1 983. — 1 62 с.
- Лук А. Н. Психология творчества / А. И. Лук. М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Математический цветник. Сборник статей и задач / Сост. и ред. Д. А. Кларнер: пер. с англ. М.: Мир, 1983. — 493 с.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Знание, 1985.-257 с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Мепчипская Н. А. Мышление и процесс обучения / Н. А. Менчинская // Исследование мышления в советской психологии.- М.: АПН РСФСР, 1966. С. I 5−27.
- Меньшикова II. А. Учебно-исследовательская математическая деятельность в средней школе как фактор приобщения к будущей научной работе: Дис.. канд.пед.наук. — Ярославль, 2003. — 205 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.-маг. фак. пед. инст. / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин и др. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
- Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебное пособие для студентов пединститутов / А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н .Г. Килина и др.- Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985,
- Миракова Т. Ы. Система творческих задач курса алгебры 7−9 классов и методика ее использования: Дисс. канд.пед.наук. — М.- 1989.-251 с.
- Митенева, С. Ф. Развитие культуры мышления и речи па уроках математики // Формирование духовной культуры личности в процессе обучения математике в школе и вузе. — Вологда: «Легия», 2001. С.39−40.
- Митенева, С. Ф. Система учебных задач как средство развития математического мышления учащихся // Развивающий потенциал математики и его реализация в обучении. Арзамас: АГПИ, 2002.-С. 1 14−1 16.
- Митенева, С. Ф. Творческая деятельность учащихся на уроках математики // Математическая и методическая подготовка студентов педвузов и университетов в условиях модернизации системы образования. — Тверь: Твер.гос.ун-т, 2003. С. 192.
- Митенева, С. Ф. Использование неопределенных и переопределенных задач в обучении математике // Профильная сельская школа: модели, содержание и технология обучения. — Арзамас: АГПИ, 2003. С.243−245
- Моляко В. А. Психология решения школьниками творческих задач / В. А. Моляко. — Киев: Радяпська школа, 1983. 159 с.
- Моралишвили Т. Д. Методика решения нестандартных алгебраических задач / Современные проблемы методики преподавания математики: сб. статей. Составители: Н. С. Антонов, В. А. Гусев. — М.: Просвещение, 1985. —С.221.
- Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл.сред.шк. / А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2003. — 254 с.
- Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа: Задачник для 10−11 кл.сред.шк. / А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2002. — 232 с.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. II. Кулюгкина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
- Нагибин, Ф. Ф. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4−8 кл.сред.шк. / Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
- Ныоэлл, А. Процессы творческого мышления / А. Ыыоэлл, С. Шоу, Г. А. Саймон // Психология мышления. Сб. переводов под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.- С.500−530.
- Огородников И. Т. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении / И. Т. Огородников. — М., 1971.—327 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ.пед.учеб.завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа Пресс, 2000. — С.5 12.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1965.
- Перельмап Я. И. Живая математика / Под ред. В. Г. Болтянского. М.:МГИК, 1993.-97 с.
- Перельмап Я. И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел / Я. И. Перельмап. Издание 9-е с дополнениями А. В. Рывкпна. — М.: Физматгиз, 1959.- 191 с.
- Перельмап Я. И. Занимательная геометрия / Я. И. Перельмап. М.: Физматгиз, 1958.- 303 с.
- Перельман Я. И. Занимательная математика: математические рассказы и очерки / Я. И. Перельман. М.: МГИК, 1993. — 97 с.
- Пивоварук Т. В. Обучение поиску решения нестандартных задач по алгебре в 6−8 классах: Дисс.. канд.пед.наук. — Минск- 1985. — 1 83 с.
- Пидкасистый П. И. Воспроизводящая и творческая деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 238 с.
- Планирование обязательных результатов обучения математике / Л. О. Денищева, Л. В. Кузнецова, И. А. Лурье и др.- Сост. В. В. Фирсов. — М.: Просвещение, 1989. — 237 с.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы понятий / К. К. Платонов. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.- 255 с.
- Погорелов А. В. Геометрия: Учебник для 7−1 1 кл.сред.шк. / А. В. Погорелов. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 383 с.
- Поисковые задачи по математике (4−5 классы): Пособие для учителей / А. Я. Крысин, В. И. Рудепко, В. И. Садкова, А. В. Соколова, А. С. Шепетов, Ю. М. Колягин М.: Просвещение, 1975. — 95 с.
- Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа. Пер. с англ. / Под ред. С. А. Яновской. — М.: Наука, 1976. — 448 с.
- Пойа Д. Как решать задачу / Д. Пойа. Пер. с англ. В. Г. Звонаревой и Д. Н. Белла- Под ред. Ю. М. Гайдука. — М.: Учпедгиз, 1959.-207 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Д. Пойа. Пер. с англ. И. А. Вайпштейпа- Под ред. С. А. Яновской. — 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1975. — 463 с.
- Поляк, Г. Б. Занимательные задачи / Г. Б. Поляк и др. М.: Наука, 1953. — 143 с.
- Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. / Я. А. Пономарев / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во АПН РФСР, 1960. — 352 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976. — 304 с.
- Прасолов, В. В. Задачи по стереометрии / В. В. Прасолов, И. Ф. Шарыгип. М.: Наука, 1989. — 288 с.
- Программно методические материалы. Математика 5−1 1 кл. Тематическое планирование / Сост. Г. М. Кузнецова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 192 с.
- Психология. Словарь / Под общей ред. Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пушкин В. Н. Эвристика наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. — М.: Политиздат, 1967. — 267 с.
- Развивающие задачи для математического досуга / Сост. Э. А. Кремнев, 3. С. Сухотина. М.: Школа-пресс, 1993. — 95 с.
- Рахимов А. 3. Сущность творческого мышления учащихся / А. 3. Рахимов // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Сб. научн. тр.- Уфа: БГПИ, 1985.- С. 3-12.
- Рахимов А. 3. Формирование творческого мышления школьников. Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М, 1993.31 с.
- Ржецкий Н. Н. Проблемное изложение материала в лекциях / Н. Н. Ржецкий. Киев: Знание, 1982.- 19 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1 976.- 417 с.
- Русанов В. Н. Математический сундучок / В. Н. Русанов. -Оса: Росстани-на-Каме, 1994.- 40 с.
- Рыжик В. И. 25 000 уроков математики: Км. для учителя / В. И. Рыжик. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
- Саакян, С. М. Задачи по алгебре и началам анализа для 101 I классов / С. М. Саакяп, А. М. Гольдман, Д. В. Денисов. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с. (Б-ка учителя математики).
- Савенков А. И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А. И. Савенков // Педагогика. — 2000. -№ 10.-С.87−94.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев. -М.: Просвещение, 1995.-240 с.
- Саранцев Г. И. Эстетическая мотивация в обучении математике / Г. И. Саранцев. — Саранск, 2003. — 1 36 с.
- Сборник развивающих задач по математике для учащихся младших классов / Пособие для учителей: под редакцией В. А. Тестова. — Вологда, 1998. — 63 с.
- Сельдюкова С. И. Нестандартные текстовые задачи в обучении младших школьников математике: Дисс. канд.пед.наук. — М.- 1982.— 221 с.
- Селькина J1. В. Решсиие нестандартных задач в начальном курсе математики как средство формирования субъекта учебной деятельности: Дис.. канд.пед.наук. — Пермь- 2001. — 189 с.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Гринго, 1996.— 192 с.
- Славская К. А. Детерминация процесса мышления / К. А. Славская // Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. С. 209 — 21 8.
- Скаткии М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 197 1. — 206 с.
- Слепкань 3. И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод. пособие / 3. И. Слепкань. — Киев: Рад.шк., 1983. 192 с.
- Смирнов Е. И. Технология наглядно-модельного обучения математике: Монография / Е. И. Смирнов. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. — 3 13 с.
- Смирнова И. М. В мире многогранников: Кн. для учащихся / И. М. Смирнова. — М.: Просвещение, 1995. — 144 с.
- Смирнова И. М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Монография / И. М. Смирнова. -М.: Прометей, 1994. 152с.
- Сорокин Г1. И. Занимательные задачи по математике с решениями и методическими указаниями / П. И. Сорокин. М.: Просвещение, 1967. — 152 с.
- Столяр А. А. Методы обучения математике: Учебное пособие для пединститутов / А. А. Столяр. -Минск: Народная асвета, 1981. 191 с.
- Столяр А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. — 3-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 1986.— 158 с.
- Теплов Б. М. Избранные труды. Т.I. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
- Тестов В. А. Стратегия обучения математике: Монография / В. А. Тестов. — М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1999. — 304 с.
- Тестов В. А. Математические структуры как научно-методическая основа построения математических курсов в системе непрерывного обучения (школа-вуз): Автореферат дис.. доктора пед.наук. — Вологда, 1998. — 34 с.
- Томашевский К. Задача как дидактическая категория / К. Томашевский // Педагогика и школа за рубежом. М.: Педагогика, 1971. — Вып. 9. — С. 45 — 53.
- Философский словарь / Под ред. И. Д. Фролова. 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. г Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1972. — 496 с.
- Фридман Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. — М.: Педагогика, 1977. 146 с.
- Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся/Л. М. Фридман, С. И. Турецкий. М.: Просвещение, 1984. — 130 е., форзацы.
- Фридман Л. М. Изучаем математику: Кн. для учащихся 5 -6 кл. общеобразовательных учреждений / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1995. — 255 с.
- Хипчии А. Я. Педагогические статьи / А. Я. Хипчин / Под ред. Б. В. Гиеденко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1 963. — 204 с.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. М.: Изд-во «Барс», 1977.392 с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 200 1. — 544 с.
- Цукарь А. Я. Уроки развития воображения: Учебное пособие / А. Я. Цукарь. — Новосибирск: РИФшпос, 1997. — 166 с.
- Чучаев, И. Н. Уравнения и неравенства с параметром и задачи на экстремум / И. Н. Чучаев, С. И. Мещерякова // Математика в школе. — 1994. № 4. — С.56−59.
- Шадриков В. Д. О структуре познавательных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1985. — № 3 — С. 38−46.
- Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыдепко. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -384 с.
- Шарыгип, И. Ф. Математика: задами па смекалку. Учеб. пособие для 5−6 кл. / И. Ф. Шарыгип, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 1995.
- Шарыгип И. Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл.сред.шк. / И. Ф. Шарыгип. — М.: Просвещение, 1989. — 252 с.
- Шарыгип, И. Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для I I кл.сред.шк. / И. Ф. Шарыгин, В. И. Голубев. — М.: Просвещение, 1991. — 384 с.
- Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский // Сер. Педагогика и психология.- М.: Знание, 1988.- № 8.- 80 с.
- Шумилин А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. М.: Высшая школа, 1988. -143 с.
- Щукина Г. И. Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-позпавательной деятельности в свете реформ школы / Г. И. Щукина. Л.: ЛГПИ, 1986. — 1 72 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Элькопин / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Энциклопедический словарь / Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефроп. Т. XXXII. — СПб., 1901.-966 с.
- Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. — М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
- Эсаулов А. Ф. Психология решения задач: Методическое пособие / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1 972. — 2 1 6 с.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. — 144 с. — (Б-ка учителя. — Воспитание и обучение).