Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ психолого-педагогической и методической литературы достаточно убедительно свидетельствует о том, что накоплен большой материал по вопросам обучения учащихся решению задач и формированию творческой деятельности учащихся. В то же время не только учащиеся, по и учителя испытывают трудности в решении задач, сколько-нибудь отличных от шаблонных. В методических исследованиях выделены основные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
    • 1. Различные подходы к определению понятий «задача» и нестандартная задача"
    • 2. Дидактические функции нестандартных задач
    • 3. Особенности использования нестандартных задач в обучении математике
    • 4. Основные эталы методики решения нестандартных задач
  • ГЛАВА 11. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. Анализ структуры понятия «способность»
    • 2. Проблемы творчества и творческих способностей в психолого-педагогической литературе
    • 3. Состояние проблемы формирования творческой деятельности и развития творческих способностей при обучении математике
    • 4. Методические аспекты формирования творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся в процессе решения нестандартных задач
  • ГЛАВА III. МЕТОДИКА ОТБОРА НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО НЕКОТОРЫМ ТЕМАМ КУРСА ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
    • 1. Применение производной для исследования функции
    • 2. Многогранники
    • 3. Результаты педагогического эксперимента

Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстроменяющихся условиях.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.

Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта учащихся как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью учащихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Данной проблеме посвящены работы Т. М. Давыденко,.

Л.В.Запкова, А. И. Савенкова и др, в которых акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивной познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности.

В работах Г. А. Балла, М. И. Махмутова, Т. И. Шамовой и др. рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций. Авторы отмечают недостаточную теоретическую разработанность проблемы организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.

В экспериментальных психологических исследованиях Р. М. Грановской, В. Н. Дружинина, А. А. Леоптьева и др. рассматриваются вопросы развития творческих способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности.

В значительной степени наше исследование опирается на работы В. И. Загвязинского, в которых рассмотрены различные аспекты творческой деятельности педагогов и учащихся.

Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе, однако аспект целенаправленного обеспечения продвижения учащихся в развитии творческих способностей в учебном процессе освещен н ед о стато ч н о.

Особое внимание специалистов, занимающихся вопросами школьного математического образования, направлено на модернизацию задачпого материала, так как представленные в современных учебных пособиях задачи, как правило, предполагают алгоритмический способ решения, чем значительно сужают операционное и информационное поле деятельности учащихся.

Учащихся привлекают задами определенного жанра, в специальной литературе обозначенные различными синонимичными терминами: проблемные, творческие, поисковые, эвристические, занимательные, т. е. задачи, способ решения которых не находится в распоряжении решающего, — задачи нестандартные объективно или субъективно.

Педагогический опыт свидетельствует, что эффективно организованная учебная деятельность учащихся в процессе решения нестандартных задач является важнейшим средством формирования математической культуры, таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, рациональность, логичностьих органическое сочетание проявляется в особых способностях человека, дающих ему возможность успешно осуществлять творческую деятельность.

В различных исследованиях содержится психологическая характеристика процесса решения задачи, в том числе и нестандартной (Л.Л.Гурова, 3.И.Калмыкова, В. А. Крутецкий, Я. А. Пономарев и др.), рассмотрены фазы мыслительного процесса при решении задач (Н.А.Мепчинская), выделены обобщенные приемы умственной деятельности (З.И.Калмыкова, Ю. Н. Кулюткин, А. Ф. Эсаулов и др.), рассмотрены возможности педагогического управления мыслительной деятельностью учащихся.

З.И.Калмыкова, В. А. Крутецкий, З. И. Слепкань и др.).

В методике преподавания математики довольно полно разработаны вопросы обучения учащихся решению задач. В методических исследованиях выявлены роль и место задач в процессе обучения математике, охарактеризованы этапы решения задачи (Г.Д.Глейзер, Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян, Е.II.Турецкий, Л. М. Фридман и др.), систематизированы приемы поиска решения задачи (Г.Д.Балк, М. Б. Балк, Ю. М. Колягин, В. И. Крупич, Д. Пойа, А. А. Столяр и др.)> проанализированы внешняя и внутренняя структура задачи (В.И.Крупич). В последние годы выполнен ряд методических исследований, в которых рассматриваются вопросы, связанные с обучением учащихся решению нестандартных задач. Это работы И. П. Буслаевой, Т. Н. Мираковой, Т. В. Пивоварук, С. И. Сельдюковой, Л. В. Селькиной.

Как показывают различные психолого-педагогические и методические исследования, в том числе исследование, проведенное нами, учащиеся теряются, столкнувшись с нестандартными задачами, что нередко приводит к отказу от попыток решать задачу. Учащиеся недостаточно владеют умениями, определяющими тактику и стратегию действий при решении различных задач, в частности, умением самостоятельно разрабатывать некоторую программу действий, соотносить ее с полученными результатами, осуществлять контроль и оценку выполнения исходной программы действий, обобщать полученные результаты.

Нестандартная задача традиционно понимается либо как задача, способ решения которой учащемуся неизвестен, либо как задача, для решения которой в курсе математики не содержится правила, определяющего программу его решения. Мы к нестандартным относим такие задачи, которые порождают для учащегося напряженную ситуацию, требующую для своего разрешения гибкости и критичности мышления, изобретательности, распределения внимания, выработки новых способов действий.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы достаточно убедительно свидетельствует о том, что накоплен большой материал по вопросам обучения учащихся решению задач и формированию творческой деятельности учащихся. В то же время не только учащиеся, по и учителя испытывают трудности в решении задач, сколько-нибудь отличных от шаблонных. В методических исследованиях выделены основные функции задач в обучении математике, вместе с тем требует дополнительного рассмотрения вопрос о дидактических функциях нестандартных задач. В психолого-педагогических и методических работах рассмотрены приемы поиска решения задач, при этом остается неизученной проблема взаимосвязи обучения таким приемам и развития творческих способностей учащихся.

Таким образом, с одной стороны, необходимо обучить учащихся решению нестандартных задач, так как таким задачам принадлежит особая роль в формировании творческой личности, с другой стороны, многочисленные данные, в том числе и результаты наших исследований, свидетельствуют о том, что вопросу формирования умения решать такие задачи, обучения приемам поиска решения задач и развития творческих способностей учащихся посредством решения нестандартных задач не уделяется должного внимания. Для устранения этого объективного противоречия возникла потребность в дополнительном теоретико-экспериментальном исследовании. Этим определяется его актуальность.

Проблема исследования — разработка методических условий внедрения нестандартных задач в содержание обучения математике в целях развития творческих способностей учащихся.

Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся».

Цель исследования — научное обоснование и опытная проверка возможности развития творческих способностей учащихся посредством решения нестандарт! 1ых задач в курсе математики.

Объект исследования — процесс развития творческих способностей учащихся.

Предмет исследования — методические условия использования нестандартных задач как средства, способствующего развитию творческих способностей учащихся.

В основу исследования положена следующая гипотеза: если систематически и целенаправленно использовать нестандартные задачи в процессе обучения с учетом специфики учебной деятельности учащихся, то они могут быть эффективным средством развития творческих способностей.

В соответствии с поставленной целыо и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы развития творческих способностей в педагогической теории и практике.

2. Обобщить сведения о развитии представлений о роли задач в математическом образованиивыявить степень разработки в дидактике и методике вопросов использования нестандартных задач при формировании творческой деятельности учащихся.

3. Разработать методические рекомендации для преподавателей при работе с нестандартными задачами.

4. Разработать и экспериментально проверить различные методические подходы к развитию творческих способностей учащихся посредством решения нестандартных задач. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования служили работы: по методологии научного исследования (С.И.Архангельский, А. Г. Барабашев, Г. И. Рузавин, Г. И. Саранцев и др.) — - по психологии деятельности и психологии личности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, В. А. Крутецкий, А. I I. Леонтьев,.

Я.И.Пономарев, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др.);

— по педагогике (В.И.Загвязинский, JI.В.Замков, Б. В. Коротяев, И. Я. Лернер, К. Д. Ушинский и др.) — по методике преподавания математики (В.В.Афанасьев, Б. В. Гпедепко, В. А. Гусев, Т. А. Иванова, Ю. М. Колягин,.

А.Г.Мордкович, Г. И. Саранцев, 3.А.Скопец, Е. И. Смирнов, И. М. Смирнова, А. А. Столяр, В. А. Тестов и др.).

Методы исследования носили комплексный характер. Использовал ись:

— методы теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, учебников и учебных пособий;

— эмпирические методы — наблюдение, опрос (анкетирование, беседы);

— диагностические методы — тестирование, оценивание, шкалирование;

— обобщение передового педагогического опыта;

— анализ продуктов деятельности учащихся;

— методы статистической обработки экспериментальных материалов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены дидактические функции нестандартных задач на современном этапе развития школы;

— обоснована целесообразность использования нестандартных задач на различных этапах и в разнообразных формах современного обучения математике в качестве средства, способствующего развитию творческих способностей учащихся;

— разработаны и реализованы учебные материалы, содержащие нестандартные задачи, особенностью которых является организация творческой деятельности учащихся- - представлены общие положения методики обучения решению нестандартных задач с учетом специфики учебной деятельности учащихся профессиональных училищ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что с позиций системного и личпостно-деятельностного подхода рассмотрена проблема развития творческих способностей учащихся в учебном процессе на современном этапе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке учебных материалов, содержащих нестандартные задачи, способствующих формированию творческой деятельности учащихся. Эти материалы могут быть использованы преподавателями в массовой практике работы с учащимися и студентами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе экспериментальной работы автора на базе «Профессионального училища № 1 им. А.К.Панкратова» г. Вологды.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались: па заседаниях кафедры алгебры, геометрии и теории обучения математике ВГПУна Всероссийской школе-семинаре «Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе» (Ярославль, 2002) — на Колмогоровских чтениях (Ярославль, 2003 и 2004) — на XX Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Формирование духовной культуры личности в процессе обучения математике в школе и вузе» (Вологда, 2001) — на региональной научно-практической конференции «Развивающий потенциал математики и его реализация в обучении» (Арзамас, 2002) — па XXII Всероссийском семинаре преподавателей математики педвузов и университетов.

Математическая и методическая подготовка студентов педвузов и университетов в условиях модернизации системы образования" (Тверь, 2003) — на Всероссийской научно-практической конференции «Профильная сельская школа: модели, содержание и технологии обучения» (Арзамас, 2003) — на Международных научных конференциях «Герцеповские чтения» «Проблемы теории и практики обучения математике» (Санкт-Петербург, 2004 и 2005) — на III Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного математического образования в вузах и школах России» (Киров, 2004) — на Всероссийской научно-практической конференции «Артемовские чтения» «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (Пенза, 2005).

Основное содержание исследования представлено в 8 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения: нестандартные задачи не только выполняют все основные дидактические функции, по их применение формирует продуктивный подход к решению задач, способствует развитию динамичности умственной деятельности и гибкости мышленияорганизационно-методические основы преподавания курса математики с систематическим использованием нестандартных задач;

— разработанные учебные материалы, включающие нестандартные задачи, направленные на развитие творческих способностей учащихся, особенностью которых является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве математических объектов.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненная диссертационная работа посвящена исследованию ряда проблем, связанных с развитием творческих способностей учащихся посредством решения нестандартных задач. Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование показало, что первоначально выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Систематическое и целенаправленное обучение учащихся решению нестандартных задач позволяет учащимся успешно решать нестандартные задачи и оказывает положительное влияние па развитие творческих качеств учащихся. Решение таких задач способствует формированию творческой деятельности учащихся, умению быстро и правильно использовать знания, опыт, личные качества для выработки идеи решения, прогнозировать и контролировать ход своих действий, критически оценивать результаты деятельности.

В процессе проведенного теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие основные выводы и результаты:

I. В ходе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучено состояние проблемы развития творческих способностей учащихся и установлено, что:

— умение решать нестандартные задачи предполагает наличие у учащихся базовых умений, предметных знаний, действенных мотивов, сформированных организационных умений- -факторами воспитания личностных качеств, определяющих развитие творческих способностей учащихся, необходимо считать уверенность в своих силах, психологическую обстановку на уроке, интерес к предмету и учебной деятельности.

2. На основе сравнительной оценки и анализа различных подходов к определению нестандартной задачи с учетом того, что нестандартная задача характеризуется чертами, присущими напряженной ситуации (усложнение условий деятельности, внезапность возникновения препятствий, воздействие па психическое состояние учащихся), принят и реализован подход к нестандартной задаче как к задаче, которая порождает напряженную ситуацию при решении ее конкретным учащимся.

3. Теоретически и экспериментально обосновано, что нестандартные задачи не только выполняют все основные дидактические функции задач в обучении математике, по и использование таких задач формирует продуктивный подход к решению задач, способствует развитию гибкости и критичности мышления. На основе анализа состояния теории и практики использования нестандартных задач в обучении математике показана необходимость и возможность использования таких задач на уроке со всеми учащимися.

4. Разработаны учебные материалы, содержащие нестандартные задачи, в процессе решения которых может быть реализована идея воспитания у учащихся познавательного интереса и самостоятельности, нравственных черт и творческих задатков. Предложены методические рекомендации для преподавателей, содержащие описание приемов работы с нестандартными задачами.

5. Проведена экспериментальная проверка разработанной методики. Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать вывод о том, что если систематически и целенаправленно использовать нестандартные задачи в процессе обучения с учетом специфики учебной деятельности учащихся, то они могут быть эффективным средством развития творческих способностей учащихся.

Проведенное исследование показало значимость внедрения его результатов в процесс обучения математике, по не исчерпывает содержания изучаемой проблемы.

Дальнейшая работа, па наш взгляд, может проводиться в следующих направлениях:

— разработка специального сборника нестандартных задач, удобных для использования в учебной деятельности учащихся профессиональных училищ и средних школ;

— исследование влияния целенаправленного развития творческих способностей на формирование нравственных качеств личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ш. А. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл.сред.шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 254 с.
  2. , А. Н. Алгебра и начала анализа: Учебник для 101 1 кл.сред.шк. / А. И. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др.: Под ред. А. И. Колмогорова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 320 с.
  3. , Н. Н. Забавная арифметика / Ы. Н. Амепицкий, И. П. Сахаров -М.: Наука, 1991.-122 с.
  4. , Б. Г. О соотношении способности и одаренности / Б. Г. Ананьев // Проблемы способностей М.: 1962. — С.52.
  5. , В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 567 с.
  6. И. В. О задачах по арифметике / И. В. Арнольд // Математика в школе. 1995. — № 5.- С.2−7.
  7. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1 980. — 360 с.
  8. В. В. Методические основы формирования творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Дис.. доктора пед. наук / в форме научного доклада. — Ярославль, 1997.- 61 с.
  9. П. У. Через сказку в мир математики. Сборник задач / П. У. Байрамукова. — М.: РАЙЛ, 1997. 64 с.
  10. Г. А. Психологическое содержание понятия «задача» / Г. А. Балл // Вопросы психологии. 1 970. — № 6. — С. 75 — 85.1 1. Балк, М. Б. Поиск решения / Балк М. Б., Балк Г. Д. — М.: Дет.лит., 1983. 143 с. — («Знай и умей).
  11. Ф. Д. Нестандартные задачи по алгебре / Ф. А. Бартенев. — М.: Просвещение, 1976.— 95 с.
  12. М. И. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл.сред.шк. / М. И. Башмаков. — М.: Просвещение, 1991. 352 с.
  13. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов.: Изд. Рост. Университета, 1983. —203 с.
  14. Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1 98 1. — 234 с.
  15. , Д. Н. Психология учения / Д. Н. Богоявленский, II. А. Менчинская / Психологическая наука в СССР.- М: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -т.П. С. 286- 336.
  16. Большая Советская Энциклопедия. Т.42. — М., 1972.
  17. И. П. Методика формирования готовности учащихся старших классов к решению нестандартных математических задач: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996. — 217 с.
  18. А. В. Методические основы отбора задач по математике для старших классов различного профиля обучения: Дис.. канд.пед.наук. — М., 2002. — 221 с.
  19. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. I I. Степанова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
  20. С. И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. завед. / С. И. Вульфсон. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 160 с.
  21. Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. М-Л: ГУПИ, 1935. — 133 с.
  22. И. Б. Можно ли научить творчеству? / И. Б. Гайдукова // Образование. 2001. № 1. — С. 101−103.
  23. П. Я. Управление процессом учения / П. Я. Гальперш! // Новые исследования в педагогических науках / — М., 1965. -Вып.4. С. 15−21.
  24. , Л. С. Геометрия: Учебник для 10−11 кл. сред, шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1 993. — 207 с.
  25. П. Ю. Сборник задач по математике на сообразительность. Пособие для учителей / П. Ю. Германович. — М.: Учпедгиз, 1 960. — 224 с.
  26. Г. Д. Каким быть школьному курсу геометрии / Г. Д. Глейзер // Математика в школе. — 1 991. № 4. — С.68−71.
  27. . В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике / Б. В. Гнеденко. — М.: Просвещение, 1982. — 144 с. — (Б-ка учителя математики).
  28. . В. О математическом творчестве / Б. В. Гпеденко // Математика в школе. — 1 979. № 6. — С. I 6.
  29. Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева — М.: Прометей, 1993.— 124 с.
  30. , Э. Г. Задача одна — решения разные / Э. Г. Готман, 3. А. Скопец Киев: Рад.шк., 1988. — 173 с. — (Серия «Когда сделаны уроки»).
  31. , М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непарамстрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Красняпская М.: Педагогика, 1977.-136 с.
  32. Я. И. Психолого-дидактпческие основы методики обучения математике / Я. И. Груденов. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  33. С. Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей / С. Г. Губа // Математика в школе, 1972. № 3.- С. 19−22.
  34. , В. А. Обучение математике и целостное формирование личности ученика / В. А. Гусев, В. J1. Матросов, А. К. Насыбулина // Научные труды МПГУ. Серия: естественные науки. — М.: Прометей, 1993. — с.38−47.
  35. , В. А. Методические основы дифференциации обучения математике в средней школе / В. А. Гусев, Е. В. Силаев М.: Изд-во МПГУ, 1996. — 131с.
  36. Гурова JI. J1. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976.-328 с.
  37. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  38. В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Интор, 1996. — 544 с.
  39. Н. А. Формирование обобщенных умении по решению некоторых классов творческих задач: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1979.— 197 с.
  40. В. II. Психология общих способностей / В. II. Дружинин. М.: Лаитерпа Вита, 1955. — 150 с.
  41. , Ю. П. Содержание и анализ письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа / Ю. П. Дудницын, В .К. Смирнова.—М.: Просвещение, 1995.— 144 с.
  42. II. М. Подготовка студентов вуза к развитию познавательной активности учащихся па внеурочных занятиях по математике: Дисканд.пед.паук. — Ярославль, 2002. 203с.
  43. , О. Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. — М.: Просвещение, 1 990.- 1 28 с.
  44. . П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. М.: Учпедгиз, 1961. — 239 с.
  45. В. И. Развитие творческих способностей учащихся на основе самостоятельного проблемного анализа учебного материала / В. И. Загвязинский // Проблема способностей в советской психологии. М.: АПН ССР, 1984. -С. 129−134.
  46. , Б. М. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб. Пособие для 10−11 кл.сред.шк. / Б. М. Ивлев, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын, С. И. Шварцбурд. — М.: Просвещение, 1 990. — 48 с.
  47. Е. А. Развитие обицеинтеллектуальпых и математических способностей в гимназическойобразовательной системе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Ростов-па-Дону, 2004.- 24 с.
  48. JI. В. Дидактика и жизнь / JI. В. Запков. М.: Просвещение, 1968. — 1 76 с.
  49. Зив, Б. Г. Задачи по геометрии для 7−1 1 классов / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Бахапский.- М.: Просвещение, 1991.-171 с.
  50. П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 561 с.
  51. , В. А. Сборник арифметических задач повышенной трудности / В. А. Игнатьев, Я. А. Шор. М.: Просвещение, 1968. — 240 с.
  52. Е. И. В царстве смекалки / Под ред. М. К. Потапова. М.: Наука, 1978. — 1 92 с.
  53. Т. А. Гуманитаризация математического образования: Монография / Т. А. Иванова. — И. Новгород, 1998.
  54. И. И. Система эвристических приемов решения задач / И. И. Ильясов. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. — 140 с.
  55. В. С. Формирование личности школьника / В. С. Ильин. М., 1984. — 144 с.
  56. Кабанова-Меллер Е. И. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1981. —96 с.
  57. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. -200 с.
  58. И. П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) / И. П. Калошина. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. 1 68 с.
  59. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кап-Калик, И. Д. Никапдров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  60. П. А. Элементы наглядной геометрии в школе / П. А. Карасев. М.: Учпедгиз, 1 955. — 206 с.
  61. . М. О творчестве в науке и технике / Б. М. Кедров. М.: Молодая гвардия, 1987. — 192 с.
  62. Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кп. для учащихся 5−6 кл. сред. шк. / Д. В. Клименченко. М.: Просвещение, 1992. — 192 с.
  63. , А. Г. Психические особенности человека. Т.2. Способности / А. Г. Ковалев, В. П. Мясищев. — JI.: ЛГУ, 1960. 304 с.
  64. Ю. М. Задачи в обучении математике / Под ред. Ю. М. Колягипа. М.: Просвещение, 1977. — Ч. I. — 110с.
  65. Ю. М. Задачи в обучении математике / Под ред. Ю. М. Колягина. М.: Просвещение, 1977. — Ч. II. — 144 с.
  66. Ю. М. Учебные математические задания творческого характера // Роль и место задач в обучении математике / Под ред. Ю. М. Колягина. -М. 1973. — Вып. II. -С. 5 — 19.
  67. Ю. М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1977. — 398 с.
  68. , Ю. М. Учись решать задачи / Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян. — М.: Просвещение, 1980. —С.5−7.
  69. . А. Очерки о математических задачах на смекалку / Б. А. Кордемский. М.: Учпедгиз, 1958. — 116 с.
  70. . А. Увлечь школьников математикой / Б. А. Кордемский. М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
  71. , Б. Л. Удивительный мир чисел / Б. А. Кордемский, А. А. Адахов. М.: Просвещение, 1986, — 121с.
  72. . И. Учение процесс творческий / Б. И. Коротяев. — М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
  73. Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4−5 классов. Книга для учителя / I I. П. Кострикина. М.: Просвещение, 1986. — 94 с.
  74. Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7−9 классов. Книга для учителя / Н П. Кострикина. -М.: Просвещение, 1991.-239 с.
  75. Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: Дис.. канд. псих.наук. — Ярославль- 2001. 1 85 с.
  76. , Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов / Ю. С. Крижанская, Р. М. Грановская. СПб., 1994.-210 с.
  77. В. И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Дисс.. докт.пед.наук. — М.- 1992.-395 с.
  78. В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
  79. В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968.-481 с.
  80. В. А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей и кл.рук. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  81. В. В. Об уточнении типологии математических задач / В. В. Крылов // Методические аспекты реализации гуманитарного потенциала математического образования. -СПб.: РГПУ, 2000. С. 26 — 29.
  82. В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 73 с.
  83. Е. В. Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся в 5−6 классов в обучении математике. Дисс.. канд. пед. наук. М.: 1997. — 262 с.
  84. , Ю. П. Развитие творческого мышления школьников / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. JI.: Лениздат, 1967. — 40 с.
  85. Ю. Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю. II. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1970. —231 с.
  86. Н. С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей / Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: 1970. — 32 с.
  87. И. Г1. Увлекательная математика. Пер. с нем. / И. Г1. Лемап. М.: Знание, 1985.-272 с.
  88. А. П. Проблемы развития психики / А. II. Леонтьев. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1972. — 632 с.
  89. А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983.
  90. И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1974. 64 с.
  91. X. И. Место групповой работы среди других форм обучения / X. И. Лийметс // Сов. педагогика и школа. — Тарту, 1971.- т.б.-С. 17−35.
  92. Л. II. Занимательные логические задачи / Л. Н. Лихтарников. СПб.: Лань, 1997. — 98 с.
  93. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 445 с.
  94. Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  95. Лук А. Н. Проблемы научного творчества / А. Н. Лук. М.: ИПИОМ АН СССР, 1 983. — 1 62 с.
  96. Лук А. Н. Психология творчества / А. И. Лук. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  97. Математический цветник. Сборник статей и задач / Сост. и ред. Д. А. Кларнер: пер. с англ. М.: Мир, 1983. — 493 с.
  98. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Знание, 1985.-257 с.
  99. М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  100. Н. А. Мышление и процесс обучения / Н. А. Менчинская // Исследование мышления в советской психологии.- М.: АПН РСФСР, 1966. С. I 5−27.
  101. II. А. Учебно-исследовательская математическая деятельность в средней школе как фактор приобщения к будущей научной работе: Дис.. канд.пед.наук. — Ярославль, 2003. — 205 с.
  102. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.-маг. фак. пед. инст. / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин и др. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  103. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебное пособие для студентов пединститутов / А. Я. Блох, Е. С. Канин, Н .Г. Килина и др.- Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985,
  104. Т. Ы. Система творческих задач курса алгебры 7−9 классов и методика ее использования: Дисс. канд.пед.наук. — М.- 1989.-251 с.
  105. , С. Ф. Развитие культуры мышления и речи па уроках математики // Формирование духовной культуры личности в процессе обучения математике в школе и вузе. — Вологда: «Легия», 2001. С.39−40.
  106. , С. Ф. Система учебных задач как средство развития математического мышления учащихся // Развивающий потенциал математики и его реализация в обучении. Арзамас: АГПИ, 2002.-С. 1 14−1 16.
  107. , С. Ф. Творческая деятельность учащихся на уроках математики // Математическая и методическая подготовка студентов педвузов и университетов в условиях модернизации системы образования. — Тверь: Твер.гос.ун-т, 2003. С. 192.
  108. , С. Ф. Использование неопределенных и переопределенных задач в обучении математике // Профильная сельская школа: модели, содержание и технология обучения. — Арзамас: АГПИ, 2003. С.243−245
  109. В. А. Психология решения школьниками творческих задач / В. А. Моляко. — Киев: Радяпська школа, 1983. 159 с.
  110. Т. Д. Методика решения нестандартных алгебраических задач / Современные проблемы методики преподавания математики: сб. статей. Составители: Н. С. Антонов, В. А. Гусев. — М.: Просвещение, 1985. —С.221.
  111. А. Г. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10−11 кл.сред.шк. / А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2003. — 254 с.
  112. А. Г. Алгебра и начала анализа: Задачник для 10−11 кл.сред.шк. / А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2002. — 232 с.
  113. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. II. Кулюгкина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  114. , Ф. Ф. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4−8 кл.сред.шк. / Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  115. , А. Процессы творческого мышления / А. Ыыоэлл, С. Шоу, Г. А. Саймон // Психология мышления. Сб. переводов под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.- С.500−530.
  116. И. Т. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении / И. Т. Огородников. — М., 1971.—327 с.
  117. Педагогика: Учеб. пособие для студ.пед.учеб.завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа Пресс, 2000. — С.5 12.
  118. Педагогическая энциклопедия. М., 1965.
  119. Я. И. Живая математика / Под ред. В. Г. Болтянского. М.:МГИК, 1993.-97 с.
  120. Я. И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел / Я. И. Перельмап. Издание 9-е с дополнениями А. В. Рывкпна. — М.: Физматгиз, 1959.- 191 с.
  121. Я. И. Занимательная геометрия / Я. И. Перельмап. М.: Физматгиз, 1958.- 303 с.
  122. Я. И. Занимательная математика: математические рассказы и очерки / Я. И. Перельман. М.: МГИК, 1993. — 97 с.
  123. Т. В. Обучение поиску решения нестандартных задач по алгебре в 6−8 классах: Дисс.. канд.пед.наук. — Минск- 1985. — 1 83 с.
  124. П. И. Воспроизводящая и творческая деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  125. П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 238 с.
  126. Планирование обязательных результатов обучения математике / Л. О. Денищева, Л. В. Кузнецова, И. А. Лурье и др.- Сост. В. В. Фирсов. — М.: Просвещение, 1989. — 237 с.
  127. К. К. Краткий словарь системы понятий / К. К. Платонов. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
  128. К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.- 255 с.
  129. А. В. Геометрия: Учебник для 7−1 1 кл.сред.шк. / А. В. Погорелов. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 383 с.
  130. Поисковые задачи по математике (4−5 классы): Пособие для учителей / А. Я. Крысин, В. И. Рудепко, В. И. Садкова, А. В. Соколова, А. С. Шепетов, Ю. М. Колягин М.: Просвещение, 1975. — 95 с.
  131. Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа. Пер. с англ. / Под ред. С. А. Яновской. — М.: Наука, 1976. — 448 с.
  132. Д. Как решать задачу / Д. Пойа. Пер. с англ. В. Г. Звонаревой и Д. Н. Белла- Под ред. Ю. М. Гайдука. — М.: Учпедгиз, 1959.-207 с.
  133. Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Д. Пойа. Пер. с англ. И. А. Вайпштейпа- Под ред. С. А. Яновской. — 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1975. — 463 с.
  134. , Г. Б. Занимательные задачи / Г. Б. Поляк и др. М.: Наука, 1953. — 143 с.
  135. Я. А. Психология творческого мышления. / Я. А. Пономарев / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во АПН РФСР, 1960. — 352 с.
  136. Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976. — 304 с.
  137. , В. В. Задачи по стереометрии / В. В. Прасолов, И. Ф. Шарыгип. М.: Наука, 1989. — 288 с.
  138. Программно методические материалы. Математика 5−1 1 кл. Тематическое планирование / Сост. Г. М. Кузнецова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 192 с.
  139. Психология. Словарь / Под общей ред. Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  140. В. Н. Эвристика наука о творческом мышлении / В. Н. Пушкин. — М.: Политиздат, 1967. — 267 с.
  141. Развивающие задачи для математического досуга / Сост. Э. А. Кремнев, 3. С. Сухотина. М.: Школа-пресс, 1993. — 95 с.
  142. А. 3. Сущность творческого мышления учащихся / А. 3. Рахимов // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Сб. научн. тр.- Уфа: БГПИ, 1985.- С. 3-12.
  143. А. 3. Формирование творческого мышления школьников. Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М, 1993.31 с.
  144. Н. Н. Проблемное изложение материала в лекциях / Н. Н. Ржецкий. Киев: Знание, 1982.- 19 с.
  145. С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. / С. Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  146. С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1 976.- 417 с.
  147. В. Н. Математический сундучок / В. Н. Русанов. -Оса: Росстани-на-Каме, 1994.- 40 с.
  148. В. И. 25 000 уроков математики: Км. для учителя / В. И. Рыжик. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
  149. , С. М. Задачи по алгебре и началам анализа для 101 I классов / С. М. Саакяп, А. М. Гольдман, Д. В. Денисов. — М.: Просвещение, 1990. — 256 с. (Б-ка учителя математики).
  150. А. И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А. И. Савенков // Педагогика. — 2000. -№ 10.-С.87−94.
  151. Г. И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев. -М.: Просвещение, 1995.-240 с.
  152. Г. И. Эстетическая мотивация в обучении математике / Г. И. Саранцев. — Саранск, 2003. — 1 36 с.
  153. Сборник развивающих задач по математике для учащихся младших классов / Пособие для учителей: под редакцией В. А. Тестова. — Вологда, 1998. — 63 с.
  154. С. И. Нестандартные текстовые задачи в обучении младших школьников математике: Дисс. канд.пед.наук. — М.- 1982.— 221 с.
  155. Селькина J1. В. Решсиие нестандартных задач в начальном курсе математики как средство формирования субъекта учебной деятельности: Дис.. канд.пед.наук. — Пермь- 2001. — 189 с.
  156. А. Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Гринго, 1996.— 192 с.
  157. К. А. Детерминация процесса мышления / К. А. Славская // Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966. С. 209 — 21 8.
  158. М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. — М.: Педагогика, 197 1. — 206 с.
  159. Слепкань 3. И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод. пособие / 3. И. Слепкань. — Киев: Рад.шк., 1983. 192 с.
  160. Е. И. Технология наглядно-модельного обучения математике: Монография / Е. И. Смирнов. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. — 3 13 с.
  161. И. М. В мире многогранников: Кн. для учащихся / И. М. Смирнова. — М.: Просвещение, 1995. — 144 с.
  162. И. М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения: Монография / И. М. Смирнова. -М.: Прометей, 1994. 152с.
  163. Сорокин Г1. И. Занимательные задачи по математике с решениями и методическими указаниями / П. И. Сорокин. М.: Просвещение, 1967. — 152 с.
  164. А. А. Методы обучения математике: Учебное пособие для пединститутов / А. А. Столяр. -Минск: Народная асвета, 1981. 191 с.
  165. А. А. Педагогика математики / А. А. Столяр. — 3-е изд. — Минск: Вышэйшая школа, 1986.— 158 с.
  166. . М. Избранные труды. Т.I. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  167. В. А. Стратегия обучения математике: Монография / В. А. Тестов. — М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1999. — 304 с.
  168. В. А. Математические структуры как научно-методическая основа построения математических курсов в системе непрерывного обучения (школа-вуз): Автореферат дис.. доктора пед.наук. — Вологда, 1998. — 34 с.
  169. К. Задача как дидактическая категория / К. Томашевский // Педагогика и школа за рубежом. М.: Педагогика, 1971. — Вып. 9. — С. 45 — 53.
  170. Философский словарь / Под ред. И. Д. Фролова. 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  171. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. г Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1972. — 496 с.
  172. Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач / Л. М. Фридман. — М.: Педагогика, 1977. 146 с.
  173. , Л. М. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся/Л. М. Фридман, С. И. Турецкий. М.: Просвещение, 1984. — 130 е., форзацы.
  174. Л. М. Изучаем математику: Кн. для учащихся 5 -6 кл. общеобразовательных учреждений / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1995. — 255 с.
  175. А. Я. Педагогические статьи / А. Я. Хипчин / Под ред. Б. В. Гиеденко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1 963. — 204 с.
  176. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. М.: Изд-во «Барс», 1977.392 с.
  177. А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 200 1. — 544 с.
  178. А. Я. Уроки развития воображения: Учебное пособие / А. Я. Цукарь. — Новосибирск: РИФшпос, 1997. — 166 с.
  179. , И. Н. Уравнения и неравенства с параметром и задачи на экстремум / И. Н. Чучаев, С. И. Мещерякова // Математика в школе. — 1994. № 4. — С.56−59.
  180. В. Д. О структуре познавательных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1985. — № 3 — С. 38−46.
  181. , Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыдепко. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -384 с.
  182. , И. Ф. Математика: задами па смекалку. Учеб. пособие для 5−6 кл. / И. Ф. Шарыгип, А. В. Шевкин. М.: Просвещение, 1995.
  183. И. Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для 10 кл.сред.шк. / И. Ф. Шарыгип. — М.: Просвещение, 1989. — 252 с.
  184. , И. Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для I I кл.сред.шк. / И. Ф. Шарыгин, В. И. Голубев. — М.: Просвещение, 1991. — 384 с.
  185. В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский // Сер. Педагогика и психология.- М.: Знание, 1988.- № 8.- 80 с.
  186. А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. М.: Высшая школа, 1988. -143 с.
  187. Г. И. Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-позпавательной деятельности в свете реформ школы / Г. И. Щукина. Л.: ЛГПИ, 1986. — 1 72 с.
  188. Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Элькопин / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  189. Энциклопедический словарь / Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефроп. Т. XXXII. — СПб., 1901.-966 с.
  190. , П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. — М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
  191. А. Ф. Психология решения задач: Методическое пособие / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1 972. — 2 1 6 с.
  192. И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. — 144 с. — (Б-ка учителя. — Воспитание и обучение).
Заполнить форму текущей работой