Методика обучения бурятскому произношению учащихся начальных классов в школах с русским языком обучения
Диссертация
Основные результаты исследования обсуждались на районных методических семинарах школьных учителей бурятского языка и литературы Кяхтинского района (Кяхта, 2006, 2007, 2008, 2009) — на заседаниях кафедры филологии и методики преподавания Педагогического института Бурятского государственного университетана межрегиональной научно-практической конференции «Филологическое образование в контексте… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Лингвистические основы обучения учащихся начальных классов бурятскому произношению
- 1. 1. Сопоставительный анализ фонетических систем бурятского и русского языков
- 1. 2. Особенности ударения и интонации в бурятском и русском языках
- 1. 3. Интерферентные явления в фонетической системе бурятского и русского языков
- Выводы
- Глава II. Содержание, методы и приемы организации обучения бурятскому произношению учащихся начальных классов
- 2. 1. Цели и содержание обучения бурятскому произношению учащихся начальных классов
- 2. 2. Методические аспекты обучения бурятскому произношению учащихся (по материалам УМК по бурятскому языку)
- 2. 3. Совершенствование методики обучения бурятскому произношению
- Выводы
Список литературы
- Акишина A.A., Каган O.E. Учимся читать: Для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд. испр. и доп./А.А. Акишина. — М.: Рус. яз. курсы, 2002. — 256 с.
- Артемов В.А. Тон и интонация/ В. А. Артемов. М.: Просвещение, 1961.
- Асалханова В.И. Обучение фонетическим чередованиям русского языка в бурятской школе/ В. И. Асалханова. Улан-Удэ: БГУ, 2001. -120 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов/ О. С. Ахманова. -М.: Просвещение, 1969. С. 125.
- Бабушкин С.М. Бурятско-русское двуязычие: формирование и характерразвития/ С. М. Бабушкин. Улан-Удэ, 2007.
- Бабушкин С.М. Формирование и развитие бурятско-русского двуязычияу учащихся средней школы/ С. М. Бабушкин. Улан-Удэ: Изд-во БГПИ им. Банзарова, 1993. — 329 с.
- Бадмаев А.Р. Современная языковая ситуация в Бурятии/ А.Р. Бадмаев//
- Взаимовлияние языков в Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во БФ СО АН СССР, 1978.- 123с.
- Бадмаева Л.Б., Абидуева У. Е. Бурятский язык: Пробный учебник для 1-гокласса русской школы/ Л. Б. Бадмаева, У. Е. Абидуева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1991. — 80 с.
- Бажеева Т.П. Социальный и языковой аспекты формирования раннегодетского) бурятско-русского и русско-бурятского двуязычия/ Т. П. Бажеева. — Улан-Удэ, 2002.
- Базарова Д.Б. Лингводидактические проблемы обучения фонетикебурятского языка в средней школе/ Д. Б. Базарова. Улан- Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2000. — 74 с.
- Базарова Д.Б. Методические рекомендации к преподаванию фонетикибурятского языка: на бурятском языке/ Д. Б. Базарова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1996. — 54 с.
- Базарова Д.Б. Лингвометодические нерешенные вопросы в изучениифонетики бурятского языка для 5-го класса средней школы/ Д. Б. Базарова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1998. — 118 с.
- Базарова Д.Б. Практикум по фонетике бурятского языка: www.do.bsu.ru/1. Д. Б. Базарова.
- Базарова Е.Г. Обучение бурятскому языку как государственному/ Е.Г.
- Базарова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008.
- Бакшиханова С.С. Психолингвистические параметры анализа связнойустной и письменной речи при бурятско-русском билингвизме. Сб. ст.: Обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях и начальной школе Бурятии/ С. С. Бакшиханова. — Улан-Удэ, 2000.
- Бакшиханова С.С. Диагностика дефектов речи в условиях двуязычия:психолингвистический аспект/ С. С. Бакшиханова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2003. — 143 с.
- Баранников И.В. Методы преподавания русского языка в национальнойшколе:-2-е изд/ И. В. Баранников. Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1964.- 461с.
- Баранников И.В. Методика обучения русскому языку в начальныхклассах бурятской школы/ И. В. Баранников. 3-е изд. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1986. — 208 с.
- Баранников И.В. Обучение звуковой системе русского языка в бурятскойшколе/ И. В. Баранников. Улан-Удэ, 1984. — 142 с.
- Баранов С.П., Болотина JI.P., Сластенин В. А. Педагогика: Учебноепособие для студентов пединститутов по спец. № 2121. «Педагогика и методика начального обучения"/ С. П. Баранов, JT.P. Болотина, В. А. Сластенин. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986.
- Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку вшколе/ Н. В. Барышников. -М.: Просвещение, 2003. 159 с.
- Батоев Б-Д. Б. Бурятский язык (Графика, орфография и пунктуация)/ Б
- Д.Б. Батоев. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во., 1993. — 144 с.
- Батоев Б.Б. Основы методики правописания бурятского языка в школе/
- Б.Б. Батоев. Улан-Удэ, 2000.
- Батоев Б-Д.Б. Основы методики преподавания бурятского языка всредней школе/ Б-Д.Б. Батоев. Улан-Удэ, 1974. — 173 с.
- Бертагаев Т.А. Влияние русского языка на развитие фонетическойсистемы бурят-монгольского языка/ Т.А. Бертагаев// Уч. зап. БГПИ. -Улан-Удэ, 1947.-Вып. 1.
- Библер B.C. Культура: диалог культур/ B.C. Библер// Вопросыфилософии, 1989. № 6.
- Бим И. Л. Теория и методика обучения немецкому языку в среднейшколе. Проблемы и перспективы. Учеб. пособие/ И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 1998. — 256 с.
- Бим И. А. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса/
- И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1988.-256с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М.:
- Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 391 с.
- Будаева Д.Ц., Мункуева Ю. Б. Тесты по бурятскому языку какгосударственному/ Д. Ц. Будаева, Ю. Б. Мункуева. — Улан-Удэ, 2003.
- Будаев Б.Ж. Акцентуация бурятского языка/ Б. Ж. Будаев. М.: Наука, 1981.-111 с.
- Будаев Б.Ж. Позиционная закрепленность ударения в бурятском языке /
- Б.Ж. Будаев// Звуковой строй монгольских языков. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН СССР, 1989.-С. 131 — 136.
- Будаев Ц.Б. Бурятский язык: изучение звуковой системы (фонетика, фонология) и словарного состава (лексикология, фразеология): Буряад хэлэн: абяануудые узэлгэ, угэнуудые УЗЭЛГЭ// Ц-Б. Будаев. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1988. — 84 с.
- Бураев И.Д. Звуковой состав бурятского языка/ И. Д. Бураев. — Улан-Удэ:
- Изд-во БКНИИ СО АН СССР, 1959. 196 с.
- Бураев И.Д., Бажеева Т. П., Павлова Е. С. Атлас звуков бурятского языка.
- АНН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т обществ, наук, Бурят, филиал/ И. Д. Бураев, Т. П. Бажеева, Е. С. Павлова. Улан-Удэ, 1975 — 69 с.
- Бураев И.Д., Бюраева Э. И., Будаев Б. Ж., Абаева Ю. Д. Акцентноинтонационная система бурятского языка/ И. Д. Бураев, Э. И. Бюраева, Б. Ж. Будаев, Ю. Д. Абаева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.-152с.
- Бураев И.Д. Становление звукового строя бурятского языка/И.Д. Бураев/
- АН СССР СО БИОН. Новосибирск: «Наука», 1987. — 183 с.
- Буржунов Г. Г., Пахомова З. П., Тамбиева Д. М. Методика преподаваниярусского языка в начальной национальной школе/ Г. Г. Буржунов, З. П. Пахомова, Д. М. Тамбиева. — JL: Просвещение, 1981. — 319 с.
- Бухаева О.Д. Актуальные проблемы современной фонетики и фонологии: учеб. пособие/ О. Д. Бухаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. -33 с.
- Бюраева Э.И. Ритмомелодика простых нераспространенных предложенийбурятского языка/ Э. И. Бюраева. Улан-Удэ, 1978.
- Вайнрайх У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования/
- У. Вайнрайх. Киев: Вища школа. 1949. — 263 с.
- Вербицкая JI.A. Мелодика побудительных предложений в русском языке/
- Л.А.Вербицкая//Вопросы фонетики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. — С. 102−109.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура.
- Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: «Русский язык», 1976. — 248 с.
- Волкова Т.А. Лингвометодические основы обучения русскомупроизношению учащихся марийских школ/ Т. А. Волкова. Казань, 1994.-209 с.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения всовременной педагогике: Учеб. метод, пособие/ И. А. Володарская, A.M. Митина. -М.: Просвещение, 1989.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам:пособие для учителя/ Н. Д. Гальскова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2004.-192 с.
- Генинов Ч.Н. Уран угэ тухай. Тэмдэглэл/ Ч. Н. Генинов. Улан-Удэ: Бур.кн. изд-во, 1963. 60 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи/ Б. Н. Головин. М.: Просвещение, 1980.-218 с.
- Гунжитова Г-Х. Ц., Дугарова A.A. Отбор фонетического материала дляначального этапа обучения бурятскому языку/ Г-Х.Ц. Гунжитова, A.A. Дугарова // Проблемы бурятской филологии на современном этапе. -Улан-Удэ, 1999.
- Дареева O.A. Социокультурный подход к обучению бурятскому языкукак второму (начальный этап, неязыковой вуз). Диссерт. канд. пед. наук: Спец. 13.00.02. Бурят.гос.ун-т/ O.A. Дареева. Улан-Удэ, 2005. — 180 с.
- Дареева O.A. Социокультурный подход к обучению бурятскому языкукак второму (начальный этап, неязыковой вуз)/ O.A. Дареева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007. — 122 с.
- Дондуков У-Ж.Ш., Лхасаранова Б. Б. Учебник бурятского языка/ У-Ж.Ш.
- Дондуков, Б.Б. Лхасаранова. М-во образов, и науки РБ. Улан-Удэ: Бэлиг, 2006. — 164 с.
- Дондуков У.-Ж.Ш. Фонология на службе обучения произношениюсогласных звуков русского языка в бурятской школе (методические рекомендации)/ У-Ж.Ш. Дондуков. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. пед. ин-та им. Д. Банзарова, 1989. — 42 с.
- Доржиев Д-Н., Шагдаров Л. Д. Монгол хэлэ бэшэгэй ундэЬэ/ Д-Н.
- Доржиев, Л.Д. Шагдаров. Улаан -Удэ, 1995:
- Дылыкова P.C., Содномов С. Ц. Билингвальное образование в Республике Бурятия: методические аспекты/ P.C. Дылыкова, С. Ц. Содномов //
- Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании. -Уфа, 2007.-С. 179−184.
- Дырхеева Г. А., Будаев Б. Ж., Бажеева Т. П. Бурятский язык: современноесостояние (социолингвистический аспект)/ Г. А. Дырхеева, Б. Ж. Будаев, Т. П. Бажеева. Улан-Удэ, 1999. — 142 с.
- Дырхеева Г. А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемыфункционирования и перспективы развития/ Г. А. Дырхеева. Улан-Удэ, 2002.
- Дьячковский Н. Д. Поговорим по-якутски: Самоучитель якутского языка/
- Н.Д. Дьячковский. Якутск, 1987.
- Еловская С., Гончарова Н. Об обучении иноязычному произношению/ С.
- Еловская, Н. Гончарова // Высшее образование в России, 2004. № 3. -С. 112−115.
- Же дек П. С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапахобучения правописанию/ П. С. Жедек // Начальная школа. 1991, № 8.
- Жедек П.С. Учить детей слышать звучащее слово/ П.С. Жедек//
- Начальная школа. 1981, № 6.
- Закон РБ «О языках народов Республики Бурятия». Улан-Удэ, 1992.
- Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Учеб. пособ. для фак. ун-та, изд. 2-е, перераб. и доп./ Л. Р. Зиндер. М.: Высшая школа, 1979. — 312 с.
- Золхоев В. И. Гласные фонемы бурятского и русского языков: Учебноепособие для студентов отделения русско-бурятской фонологии/ В. И. Золхоев. Улан-Удэ, 1988. — 41 с.
- Золхоев В.И. Классификация фонем бурятского языка подифференциальным признакам/ В. И. Золхоев. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2005. — 12 с.
- Золхоев В.И. Морфология бурятского языка/ В. И. Золхоев. Улан-Удэ, 1977.-347 с.
- Золхоев В.И. Система бинарных оппозиций фонем/ В. И. Золхоев. Улан
- Удэ: Бурят, гос. ун-т, 1996. 155 с.
- Золхоев В.И. Функционирование системы фонем бурятского языка/ В. И. Золхоев. — М.: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1999. 85 с.
- Золхоев В. И. Фонология и морфология агглютинативных языков
- Особенности функционирования системы фонем)/ В. И. Золхоев. — Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1980. 143 с.
- Иванова Е.Ф. Опоры в обучении иностранным языкам/ Е. Ф. Иванова.
- Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. 158 с.
- Иванов В.В. Фонетика и фонология современного русского языка / В.В.
- Иванов // Русский язык в нац. Школе, 1972. № 4. — С. 7, 17.
- Камильянова-Тетерина З. Я. Использование лингафонного пособия приобучении русскому произношению/ З.Я. Камильянова-Тетерина// «РЯНШ», 1970.-№ 6.
- Кудрявцев В.Д. Выработка правильного русского произношения вбурятской начальной школе/ В. Д. Кудрявцев// Записки Бурят-Монгольского гос. пед. института/ Отв.ред. И. Р. Якушев. Улан-Удэ: Бурят-монгольское гос. изд-во, 1940. — Вып.1. — С. 15−25.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И. Я. Лернер.
- М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М. Р. Львов. М.: Академия, 2002. — 248 с.
- Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособ. для пед. спец. вузов/ М. Р. Львов. -М.: Академия, 2003. 272 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: По спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»./ М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Макарова О.Г. Бурятский язык: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи/ О. Г. Макарова. Мин-во образов, и науки РБ Улан-Удэ: Бэлиг, 2008. — 228 с.
- Макарова О.Г. Лингвистические основы обучения бурятскому языку какнеродному/ О. Г. Макарова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2003. -64 с.
- Макарова О.Г. Методическое руководство к учебнику «Бурятский язык.
- Интенсивный курс по развитию навыков устной речи"/ О. Г. Макарова. -Улан-Удэ, 2004.
- Макарова О.Г. Теория и методика обучения бурятскому языку какгосударственному: учеб.-метод.пособие / О. Г. Макарова. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008. 77 с.
- Макарова О.Г., Тыхеева Д. Ю. Бурятский язык: учебно-метод. пособие/
- О.Г. Макарова Д. Ю. Тыхеева. Мин-во образов, и науки РФ, БГУ. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2006. — 126 с.
- Мангадаев М.Н., Бологотова Т. В. Предварительный устный курсрусского языка в первом классе бурятской школы. Пособ. для учителя. Изд. 2-е, перераб./ Н. М. Мангадаев, Т. В. Бологотова. Улан-Удэ: Бэлиг, 1995.- 120 с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения/ А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб.пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз."/ Р.К. Миньяр-Белоручев. -М.: Просвещение, 1990. 224 с.
- Миронова Е.Д. Активизация словарного запаса учащихся начальнойшколы на уроках эвенкийского языка: Метод, реком. / Е. Д. Миронова. -Улан-Удэ: Бэлиг, 2004. 96 с.
- Михайлов М.М. Коммуникативные качества русской речи: учеб. пособие/ Г. Н. Ерина, М. М. Михайлов. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Унта, 1992.- 112 с.
- Могоева Д.Д. Амар сайн, ухибууд / Д-Д- Могоева. Улан-Удэ: Бэлиг, 2002.
- Мохосоева В.М. Мелодемы неполных вопросно-ответных предложений вбурятском языке/ В. М. Мохосоева // Фонетика сибирских языков. -Новосибирск, 1979. С. 146 — 154.
- Мохосоева В.М. Мелодика вопросно-ответных предложений в бурятском языке/ В.М. Мохосоева// Исследование по бурятской филологии. Улан-Удэ, 1978.-С. 76−85.
- Мэндэ-э!: Нач. курс бурятского языка: Учеб. пособие/ Богомолова О. И., Гунжитова Г. Ц., Дареева O.A., Дашиева С. А., Дугарова A.A., Цырендоржиева Б. Д., Шожоева Б. Д. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. унта, 2002, 2009.-236 с.
- Намжилон JI.H. Оюун тулхюур/ JI.H. Намжилон. Улан-Удэ: Гуламта, 1993.-152 с.
- Нанзатова Э.П. Методическая система обучения бурятскому языку как второму в начальной школе. Бурят, гос. ун-т/ Э. П. Нанзатова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. — 147 с.
- Нанзатова Э.П. Баян даа Буряад оромнай/ Э. П. Нанзатова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2003. — 178 с.
- Нанзатова Э.П., Содномов С. Ц., Дамбаева Ж. Д. Программа по бурятскому языку для начальных классов общеобразовательных школ с русским языком обучения/ Э. П. Нанзатова, С. Ц. Содномов. Улан-Удэ, 2003.
- Нанзатова Э.П. Социокультурный компонент в содержании обучения бурятскому языку как второму в начальной школе/ Э. П. Нанзатова // Вестник Бурятского университета. Улан-Удэ, 2003. С. 8−13.
- Нанзатова Э.П. УМК по бурятскому языку «Эрдэни» для первого года обучения/ Э. П. Нанзатова. Улан-Удэ, 2005.
- Нанзатова Э.П. УМК по бурятскому языку «Эрдэни» для второго года обучения/ Э. П. Нанзатова. Улан-Удэ, 2008.
- Нехуров Б.Б. Обучение русской интонации учащихся 4 — 7 классов бурятской школы/ Б. Б. Нехуров. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1983. -112 с.
- Нехуров Б.Б. О преодолении произносительного акцента в русской речи учащихся/ Б. Б. Нехуров // Развитие русской и родной речи учащихся бурятской школы. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1983. — С. 15−35.
- Очирова Д.Б., Раднаев Э. Р. Фонология бурятского языка/ Д. Б. Очирова, Э. Р. Раднаев Улан-Удэ: Изд-во Будийского ин-та «Даши Чойнхормин», 2006.- 112 с.
- Ошоров Д.Д. Методика развития речи: (Пособ. для учителей начальных классов)/ Д. Д. Ошоров. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988. — 112 с.
- Ошоров Д.Д. Методы и приемы обучения родному языку в начальных классах бурятской школы/ Д. Д. Ошоров. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1988.-80 с.
- Ошоров Д.Д., Раднаев Э. Р., Содномов С. Ц. Методика обучения бурятскому языку в начальных классах/ Д. Д. Ошоров, Э. Р. Раднаев, С. Ц. Содномов. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. — 204 с.
- Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. Учебник для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов/ М. В. Панов. М.: Высшая школа, 1979.-256с.
- Пассов Е.И., Кибирева Л. В., Семюнеченко Н. В., Клейфельд O.A. Методическое руководство к учебнику «В мире русского языка» для 5-го класса нац. общеобразовательных учреждений: Пособие для учителя/
- Е.И. Пассов, J1.B. Кибирева, Н. В. Семенюченко, O.A. Клейнфельд. -СПб.: Просвещение, 2002. 133 с.
- Пассов Е.И., Артемьева С. С. Искусство общения. Meiner Meinung nach: Учебн. пособие/ Е. И. Пассов. М.: Ин. язык: ОНИКС, 2001.- 246 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/ Е. И. Пассов. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи: (Учебное пособие)/ Е. И. Пассов.- Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. пед. ин-та, 1974.- 164 с.
- Пассов Е.И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению/ Е. И. Пассов. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1983. — 199 с.
- Пассов Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков: Пособия для учителей нем. яз. сред, школы/ Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1978. — 128 с.
- Патаева В.Д. Состояние и перспективы развития бурятского языка в этнической Бурятии/ В. Д. Патаева //Вестник Бурят, гос. ун-та. Вып. 5.- Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2000. С. 71−75.
- Петрова Т.И., Избекова JI.K. Начальное обучение русскоязычных лиц якутскому языку. Метод, пособие/ Т. И. Петрова, J1.K. Избекова — Якутск, 1998.-55 с.
- Попова Р.К. Произносительная вариативность немецкой речи/ Р. К. Попова // Вопросы языкознания, 2002. № 6. — С. 82 — 100.
- Преподавание бурятского языка как государственного на современном этапе: (Материалы респ. науч.-практ. конф. 21−22 марта 2001 г.)/ Мин.обр. и н. РБ- редкол. Г. Ц. Молонов и др. Улан-Удэ: Бэлиг, 2002. -58 с.
- Раднаева Л.Д. Звуковая форма современного бурятского языка/ Л. Д. Раднаева. СПб, 2002.
- Раднаев Э.Р. Бурятская фонетика/ Э. Р. Раднаев. Улан-Удэ: Изд-во БГПИ, 1989. — 86 с.
- Раднаев Э.Р. Буряад хэлэнэй орфоэпидэ Ьургалга/ Э. Р. Раднаев. Улаан-Удэ, 1976.
- Рассадин В.И. Очерки по исторической фонетике бурятского языка/ В. И. Рассадин. М.: Наука, 1982. — 199 с.
- Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия. -Улан-Удэ, 2009. 40 с.
- Реформатский A.A. Фонология на службе обучения произношению неродного языка/ A.A. Реформатский // Из истории отечественной фонологии. -М., 1970.
- Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособ. для учителей и студентов пед. Вузов. 3-е изд./ Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. — М.: Просвещение, 2000. — 232 с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Розенцвейг В.Ю. Языковые контакты. Лингвист, проблематика/ В. Ю. Розенцвейг. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1972. — 80 с.
- Руднев А.Д. Хори-бурятский говор/ А.Д. Руднев// Вып. I, II гр., 1913 -1914.-80 с.
- Русский язык как иностранный. М.: Флинта, Наука, 2002.
- Рыгзенова Ж. И. Сопоставление согласных фонем русского и бурятского языков по их дифференциальным признакам/ Ж.И. Рыгзенова//
- Проблемы межкультурной коммуникации в преподавании иностранных языков. Улан-Удэ, 2004. — С. 117 — 119.
- Сажинов Ж.С. Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков/ Ж. С. Сажинов. Улан-Удэ, 1984.
- Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке: Пособ. для учителя/ В. Л. Скалкин. М.: Просвещение, 1983. — 128с.
- Содномов С.Ц., Содномова Б. Д. Диагностика результатов обучения бурятскому языку в начальных классах общеобразовательных школ с русским языком обучения/ С. Ц. Содномов, Б. Д. Содномова. Улан-Удэ: Бэл иг, 2004.
- Содномов С.Ц. Лингвистические основы обучения бурятскому языку в школах с русским языком обучения/ С. Ц. Содномов // Вестник Бурят, гос. ун-та. Сер. 8. Теория и методика обучения в вузе и школе. Улан-Удэ.-2006.-Вып. 11.-С. 231 -235.
- Содномов С.Ц. Методологические аспекты изучения двуязычия/ С. Ц. Содномов // Вопросы филологии. М., 2006. — С. 316 — 321.
- Содномов С.Ц. Проблемы обучения бурятскому языку в условиях билингвизма и подготовки педагогических кадров/ С.Ц. Содномов/ младший школьник в образовательном пространстве. СПб, 2009. — С. 213 -225.
- Содномов С.Ц. О модернизации структуры и содержания современного начального языкового образования/ С.Ц. Содномов// Гадаад хэл заах арга зуйн асуудал. № 12. Улан-Батор, 2006. — С.73−77.
- Содномов С.Ц. Проблемы формирования языковой личности в условиях двуязычия на начальном этапе обучения// Проблемы общего развития младшего школьника в условиях модернизации системы образования/ С. Ц. Содномов. Улан-Удэ, 2004. — С. 145−149.
- Содномов С.Ц. Развитие устной речи младших школьников: теория и практика обучения/ С. Ц. Содномов. Улан-Удэ, 2005. — 160 с.
- Содномов С.Ц. Тестовый контроль формирования навыков и умений устно речевого общения в начальной школе/ С. Ц. Содномов // Гадаад хэл заах арга зуйн асуудал. № 14. — Улан-Батор, 2007. — С.76−81.
- Состояние и перспективы развития бурятского языка. Материалы форума бурятского языка. Улан-Удэ, 2009.
- Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. Метод. Пособие к серии учеб.-метод. комплексов для 5−10 кл/ А. П. Старков. -М., «Просвещение», 1978. 224 с.
- Текучев A.B. Обучение орфографии с учетом особенностей местного диалекта/ A.B. Текучев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 281 с.
- Трубецкой Н.С. Основы фонологии/ Пер. с нем. A.A. Холодовича- Под ред. С.Д. Кацнельсона- Послесл. A.A. Реформатского/ Н. С. Трубецкой. — 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2000. — 352 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи: Учеб. пособ. по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит."/ Л. П. Федоренко. М.: Просвещение, 1984.- 159 с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку/ Л. П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1973. 160 с.
- Хубриков О.М. Бурятский язык как государственный/ О. М. Хубриков. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2003. — 121 с.
- Цыбиков Г. Ц. Грамматика бурят-монгольского письменного языка/ Г. Ц. Цыбиков. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, научного центра, 1993. — 120 с.
- Чеснокова Н. Визитная карточка говорящего / Н. Чеснокова// Учитель, 2007. № 4. — С. 63 — 65.
- Шагдаров Л.Д. Национальный язык и двуязычие у бурят/ Л.Д. Шагдаров// Великий октябрь и развитие бурятского народа. Улан-Удэ, 1987.
- Шагдаров Л.Д. Точность и красота слова. Улан-Удэ, 1967.
- Шагдаров Л.Д., Хомнов М. П. Буряад оньЬон, хошоо угэнУУД/ Л. Д. Шагдаров, М. П. Хомнов. Улаан-Удэ: Бэлиг, 1996. — 112 х.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики 3-е изд. испр. и доп./ Л.В. Щерба- М.: Акас1ета, 2002.- 160 с.
- Языкова Н.В., Нанзатова Э. П. Методика обучения бурятскому языку как государственному: учеб.-метод, пособие/ Н. В. Языкова, Э. П. Нанзатова. Федерал. агентство по образованию, БГУ, БИПК и ПРО. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2008. — 146 с.
- Языкова Н.В. Иностранные языки: Теория и методика обучения. Ч. 1,2/ Н. В. Языкова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.
- Борбилоо Боръбоёо борьбиишонон Борбилоо борьбодоод, Боръбоноонъ барингуй, Борьбииноор боръбиигооб.
- Торхонъ Toc гээд, Тонониинь Ялас гээ. Тонониинь Ялас гээд, Туйсэ руу Бумбэс гээ. Алгана налгана, Ялаагана татана. Тулан, улан Тагла ту лам.
- Дифтонгнуудые зубевр угуулэгтыай: малгай гахай баабгайой: Могой нохой толгойэй: Бээлэй эрбээхэй зеехэйуй: Уйтан уймар уйлаануй: туймэр зуйдэл хуйЬэн
- Дифтонгнуудай илгаа Ьайнаар ойлгуулхын тула элдэб янзын упражнени дуургэхэ:
- Багшын уншажа угэхэдэ, дифтонготой угэнуудыень туужэ бэшээд, зубеор угуулхэ, илгааень хэлэжэ угэхэ-
- Заучивание наизусть скороговорок, считалок, стихотворений, отгадывание загадок, насыщенных изучаемым звуком
- Арюун, сэбэрээр дэбтэртэ «А» гэжэ бэшэебди. Энэ «A"-haa эхилЬэн Угэнуудые уншал даа: Ажал, арал, алтан, амтан, Адуун, арюун, аба, axa. .-Гэхэ мэтэ гэжэ мэдэ.
- Балжан гарма нэрэтэй, БаЬал гоё сэсэгууд, Багашуул бидэнэй ерэЬэндэ, Баясан даллана урдаИаамнай. Велосипедээр дуйтэйгоер Витя хубуун гуйлгэнэ. Вера жаахан дуухэйгээ Ведэ гулгэнтэйнь шэрэнэ.
- Галуун, галуун -Гаа-гаа-гаа! Галуун шангаар Ганганаа. Дотор газарай хуухэн Долоон дабхар хубсаЬатай. (Мангир.) Дуулим турэл нютагни, Дура Ьаналым гоёонош, Дошхон сууряан агаарташ Дууша зурхэн дулаасанал.1. Ехэ сагаан морин
- Ерэн дабхар тохомтой. (ХуЬан.)
- Ехэ морин ерэн шудэтэй. (Хюрео.) Жороо морин, ерыши-ээ, ЖороолЬоор ерыши-ээ, Жолооешни бариха Жокей хубуун байхал даа. Заншал соомнай халуун сай, Заншал соомнай хани барисаан, Заншал соомнай галай бадараан.
- Майлын наран -Мартын найман! Манай урин эжыдэ Малгай абан дохиноб. Нямняа сэсэг Наартай сэсэг Намжаа талые гоёонол.
- Сэлмэхэ наран гараал даа. Сэдьхэлэйм захяа хусэлдэн, Сээжэдэм баяр асараал даа.
- Туби дэлхэйн тумэн амитан Тубхин Ьайханаар нухэсэИэй. Тайгын олон модод мэтээр Тайбан эбтэй зэргэшэЬэй. Ужам Эхэ оромнай Уула хадануудаар баян лэ, Ульгам долгидоо миралзуулЬан УИа мурэнуудынь олон лэ.
- Ургэн ногоон талада Унгын сэсэг ургаба.
- Уреэгээ Ьургажа, унаа болгожо, Ухибуудээ Ьургажа, эсэгэ боложо, Уни удаан Ьуухатнай болтогой!
- Футбол, футбол! Финалынь болохонь. Федя угаа хухюутэй, Футболдо билет абанхай. Фунтик нохойншье баяртай, -Футболдо дуратай байгаал хаш.
- Хонхын жэнгирээн хонгёохон, ХолоЬоо ханхинан зэдэлбэ. Хуугэдш, багшанарш согтойхон, ХулеэЬэн хэшээлнууд эхилбэ.
- Ьуузэгэр багань Ьуртэйгеер бухыжэ, Ьуулээ годилгоод,
- Ьаажа байхадаа унеэгээ, Ьаа! гэнэ эжымни. Ьу угэдэг унеэмнай
- Ьурэжэ racy уд a ahamaoa. haa! гэхэдэ номгордог.
- Шалаа угааха гэхэдэмни, Шадахагуйш гээЬэнши. Шадахалби даа, шадахаб. Элуур байдалаа эрхилэн байдаг Эрхэ сулеетэй Улаан-Удэ. Эдирхэн хуугэдээ энхэрэн байдаг ЭртэнЬээ алдартай ниислэл хото.
- Юреелшэ айлда ороходо, убэл дулаан,
- Хараалша айлда ороходо, зун хуйтэн. Ябаган эшэтэй Ягаахан алирИан Яатараа ургааб Яабалан дабаанда?!