Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых школьников
Методы исследования. В исследовании использовались: теоретические и эмпирические методы, включающие аналитический обзор психолого-педагогической, психофизиологической и профессионально-педагогической литературы, программно-методических документовдиагностический, обучающий и контрольный эксперименты, реализуемые в индивидуальном (лабораторном) и фронтальном вариантах. В процессе изучения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников в теории и практике специи-ального (коррекционного) обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
- 1. 1. Психофизиологическая готовность умственно отсталых школьников к овладению профессионально-трудовой деятельностью
- 1. 2. Педагогические аспекты становления профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников
- 1. 3. Система обеспечения профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников в практике работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
1.3.1. Отношение и влияние государства и общества к лицам с ограниченными интеллектуальными возможностями на рынке труда и разработка психолого-педагогического обоснования системы их профессионально-трудового обучения.
1.3.2. Система становления и развития профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) школах
VIII вида Российской Федерации.
Глава 2. Система форм и методов организации профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников.
2.1. Содержание констатирующего эксперимента.
2.2. Особенности формирования профессионально-трудовых навыков у учащихся в норме и патологии психофизиологического развития.
2.3. Программное и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в трудовом обучении умственно отсталых школьников.
Глава 3. Концепция совершенствования системы и методов профессионально-трудового обучения школьников с проблемами психофизиологического развития.
3.1. Основные приоритетные направления системы профессиональной подготовки умственно отсталых старшеклассников.
3.2. Условия реализации концепции.
3.3. Создание системы профессиональной подготовки рабочих кадров в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на этапе послешкольного обучения.
Глава 4. Организационные формы и методы профессионально-трудового обучения
4.1. Практико-ориентированный подход к системе организации трудовой и профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся.
4.2. Методика поэтапного формирования знаний в процессе профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида.
4.3. Механизм формирования профессиональных двигательных навыков и методы коррекционно-развивающего обучения в процессе их формирования.
4.4. Составляющие педагогической технологии КРО в профессионально-трудовом обучении умственно отсталых школьников, способствующей мобильности квалификации производственной деятельности.
Список литературы
- Архангельский С.Н. Очерки по психологии.- М.: Трудрезервиздат, 1958.- 160с.
- Аснин В.И. Своеобразие двигательных навыков в зависимости отусловий их образования // Науч. зап. Харьковского пед. ин-та.- 1939. 1. — С. 23−26
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения.- М.: Знание, 1987. 80с.
- Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профессиональнотехнических училищах.- М.: Просвещение, 1988.-256с.1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика.- М., 2000
- Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспектива развития// Дефектология, № 3. М.: 2004, С.51−54
- Бгажнокова И.М. Стандарт образования и система измерителей знанийв школе для детей с нарушениями интеллекта //2. Адаскин Б.И.3. АжикинГ.И.4. Айзенк Г. 5. Акименко И. П. 6. Анохин П.К.
- Дефектология.- 1996. № 3. С. 12−32
- Безюллева Г. В., Малышева В. А., Панина A.A. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью (методические рекомендации).- М.: ИРПО, 2003. 132с.
- Белявский Б.В., Гаспарян A.C. Обучение детей-инвалидов в системепрофобразования, МАДИ, 2005
- Белявский Б. В. Из опыта работы вспомогательных школ Российской
- Федерации по трудовому обучению// Дефектология, № 5, 1991.-С. 48−52
- Память и мышление// Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964 Мозг, разум, поведение — М.: Мир, 1988 Еще раз об умениях и навыках// Вопросы психологии. — 1957,-№ 1.-С. 133−140.
- Индивидуальные различия в формировании и перестройке навыка// Изв. АПН РСФСР, 1958.- вып. 91. -С. 53−60
- Бондарь Вит. И., Пинский Б. И. О влиянии условий самоконтроля наформирование двигательных навыков у учащихся вспомогательной школы// Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси: Мецниере-ба, 1971.-450с.
- Бондарь Вл. И. Обучение учащихся вспомогательной школы применению знаний при выполнении учебно-практических заданий: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1969. -18с.
- Бружес А.П. Метод экспериментальных исследований мышечныхнапряжений при трудовых движениях (Метод миограм)// Изучение трудовых движений при помощи циклографического метода.- М.: ЦИТ,-1923. С.12−18
- Бушуров В.Е. К вопросу об анализе времени в процессе формирования некоторых трудовых навыков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1959. — 18с.
- ВасенковГ.В. Компьютерная программа тренажер по картонажнопереплетному делу. М., 1995
- ВасенковГ.В. Программа картонажно-переплетного дела 5−9 классы, — М.: Владос
- Васенков Г. В. Азбука переплетчика. УМК., М.: Просвещение, 2004,1. С. 206
- ВасенковГ.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовкиумственно отсталых учащихся// Дефектология, 1998.-№ 4.- С. 40−45
- Васенков Г. В. Технология трудового обучения детей с недостаткамиинтеллекта// Дефектология, 2004. № 3. — С. 60−67
- ВасенковГ.В. Обучение навыкам переплетного дела учащихсявспомогательной школы// Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1996, — 17с.
- Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях// В сб. Инновации в Российском образовании. М., 1999
- Васенков Г. В. Ручная и машинная технология переплетно-брошюровочных процессов. Учебник. М.: Владос, 2006.15 п.л.
- Васенков Г. В. Методика обучения картонажно-переплетному делуумственно отсталых школьников,— М.: Просвещение, 2006.-180с.- 11 п.л.
- Васенков Г. В. Типы переплетов и обложек. Учебное пособие. М.:1. Федоровец, 2000
- Васенков Г. В. История переплетного дела. Учебник М.: Владос, 2006.- 8 п.л.
- Васенков Г. В. Ручная технология картонажно-переплетных работ.
- Учебный альбом.- М.: Владос, 2006.- 6,5 пл.
- Василевская В.Я. Понимание устного материала учащимися вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-120с.
- Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессиональное образование инвалидов// Воспи44
- Волошинова Е.В. Динамика двигательного навыка// Проблемы инженерной психики. 1968. — Вып. 5. — С. 48−52
- Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интернаташколы) VIII вида для детей с умственной отсталостью// Дефектология.- № 3.- 1996. С. 19−23
- Воронкова В.В. Коррекционная роль трудового обучения умственноотсталых школьников// Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. Отв. ред. Селявина JI.K. М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. — С. 69−75
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе Сб., М.:1. Школа-пресс, 1994
- Вяткин Л.Г. Дидактика: Изд-во Саратовского университета.1979.-С. 15−16
- Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка
- М.: Изд-во МГУ, 1985. 45с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий// Психологическая наука в СССР. -1959, т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР.- С. 127−136
- Гарднер К. Теория множественных независимых факторовинтеллекта// В книге Николаевой Е. И. Психофизиология. М.: 2003. — С. 317−318
- Герсамиа Е.А. К природе некоторых особенностей переноса опытау олигофренов// Психологические исследования. -1971, т. 2. Тбилиси: Мецниереба, С. 115−116.
- Гилленбранд К. Коррекционная педагогика. Обучение трудныхшкольников. М.: Академия, 2005. —237с.
- Гильберт Ф.Б. Прикладное изучение движений.- М.: Изд. ВЦСПС, 1925.-320с.
- Гильберт Ф.Б. Изучение движений (метод увеличения производительности труда рабочего). М.: Изд. ВЦСПС, 1931.- 186с.
- Гнатюк A.A. Совершенствование производственного обучениявыпускников вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пел. наук. — М., 1987. 18с.
- Гозова А.П. К вопросу о сочетании показа и объяснения при трудовом обучении учащихся вспомогательных школ// Учебно-воспитательная работа в специальных школах- 1957.- Вып. 4.-М.: Учпедгиз. С. 126−139
- Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. М.: Педагогика, 1979.-214с.
- Гозова А.П. Выработка двигательных навыков у глухих школьников// Спец. школа. 1961. — Вып. 3.- С. 34−40
- Голомшток Е.А. Выбор профессии и воспитание личности школьника.1. М., 1979.- 137с.
- Гончарова E. JL, Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: Опыт проектирования нового содержания обучения// Дефектология- 1998.-№ 3.-С. 3−14
- Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериальноориентированный подход // Педагогика. 1995. -№ 4.-С. 105−110
- Гордеев JI.B. Реабилитационная педагогика. М.: Академическийпроект. Трикса, 2005. 320с.
- Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике.-М.: Учпедгиз, 1961.- 196с.
- Грачева Е.К. Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка.1. М.-Л.: 1932, 160 с.
- Григорьева Л.П. и др. Проблемы психофизиологического развитияпознавательных процессов у детей со сложными нарушениями//Дефектология. № 1.- М.: 1999, С. 3−14
- Гурова Л.Л. К вопросу о формировании логических операций.
- М.: АПН РСФСР, 1961.-С. 201−209
- Гурьянов Е.В. Навык и действие // Ученые записки МГУ. 1946.вып. 90.-С. 136−142
- Гуровец Г. В., Гуровец Д. С. Методика реабилитации психомоторныхнарушений у умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК // Дефектология. № 1. — М., 1999, С. 31−36
- Гурьянов Е.В. К вопросу о развитии трудовых навыков//Советскаяпедагогика. 1943. — 7. — С. 21−24
- Гурфинкель В.С., Левик Ю. С. Система внутреннего представления иуправления движениями// Вестник РАН, 1995. т.65 -№ 1.-С.29
- Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания.- М.:1. Прогресс, 1982. С. 92−94
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении М.: Педагогика, 1972.- 424с.
- Дамазиц А.Р. Мозг и речь// В мире науки. -1992. №№ 11−12.- С. 55.61
- Девяткова Т.А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида// Дефектология. № 3. — М., 2004, С. 72−75
- Демор Ж. Ненормальные дети. Воспитание их дома и в школе.
- Пер. Р. Б. Певзнер, под ред. и с примеч. Г. И. Россо-лимо. М.: 1909.-364с.
- Особенности формирования личностных качеств у умственно отсталых школьников в процессе трудового обучения (рукопись), 1967
- Осознание причинно-следственных зависимостей в труде учащимися вспомогательной школы. Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР, т. 3, вып. 1.М., 1968
- Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками// Специальная школа. 1967, вып. 4.-С. 74−80
- Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение, 1972.-320с.
- Методические указания по проведению исследованияпо дидактике производственного обучения. M.: Педагогика, 1972. 146с.
- Жиделев М.А. Современные требования к методам производственного обучения. М.: Просвещение, 1977. — 350с.
- Жозе Ван Белле, Вили Класс Профессиональное обучение в специальном образовании. С.-Петербург. — Закон о специальном образовании, 2002. — 52с.
- Завражин С.А., Фортова JI.K. Адаптация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект. Трикста, 2005. — 395с. Психология умственно отсталого ребенка.- М.: 1939.-64с.
- Наглядность и активизация учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1960. — 311с. Развитие произвольных движений. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-430с.
- Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1988. С. 24−25
- Основы психологического изучения профессиональной деятельности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.-207с.
- Иваницкий A.M. Сознание и рефлекс// Журнал ВНД им. И. П. Павлова.1990. -Т.40. С. 1053−1069
- Иссамутдинов Д.И., Богатова А. Б. Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки школьников с нарушениями интеллекта// Дефектология № 3.- М., 2004.- С. 75−78
- Ительсон Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроля припроизводственном обучении// Вопросы психологии,-1961.-2.-С. 5−1694. Занков Л.В.95. Занков Л.В.96. Запорожец A.B.97. Захаров H.H.98. Иванова Е.М.
- Ительсон Л.Б. Основы методики профессионального обученияшкольников. -М.: Учпедгиз, 1963.- 230с.
- Кабанова-Меллер E.H. Влияние метода упражнения на перенос навыков// Бюллетень Всесоюзн. ин-та эксп. мед. 1936,6.- С. 71−73
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.- М.: Просвещение, 1968. 288с.
- Кабанова Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков ушкольников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- 376с.
- Карвялис В.Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ (на материале Литовской ССР): Дис. док. пед. наук. Шауляй, 1987. — 356с.
- Капланская Е.И. Использование Фламандского опыта в трудовой идопрофессиональной подготовке детей с проблемами в развитии на базе УВК № 1836// Сб. Инновации в Российском образовании. М., 1999. — С. 93−100
- Капустин А.И. Коррекционно-развивающая эффективность педагогической работы с детьми-олигофренами. Дефектология, 1990. -№ 3.- С. 17−28
- Кириллова А.Г. Система работы по развитию речи на уроках трудового обучения// Дефектология, 1996. № 2. — С. 27−33
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современнойзарубежной педагогике// Педагогика. —1994. № 5.-С. 104−109
- Климов Е.А., Носкова О. Г. История психологии труда в России. М.:1. Изд-во МГУ, 1992. 220с.
- Клочков И.Д. Методы обучения трудовым действиям. М.: Просвещение, 1972. 160с.
- Клюшников Б.К. Использование специального приспособления дляформирования некоторых трудовых навыков у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1971.-3.- С. 78−79
- Клюшников Б.К. Разработка эффективных способов применения технических средств обучения в процессе формирования трудовых навыков у учащихся вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед.наук.- М., 1982.- 22с.
- Коган В.М. Значение метода упражнения в формировании навыков и умений// Бюллетень Всесоюзного ин-та эксп. мед., 1936.-6.-С. 122−126
- Коркунов В.В. Формирование коллективных отношений у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 17с.
- Корольский В.В., Симоненко В. Д. Общественно полезный производительный труд учащихся. М., 1990. 97с.
- Кывырялг A.A. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин, 1980. — 156с.
- Косилов С.А. Физиологические особенности формирования навыков. М.: Высшая школа, 1975.- 159с.
- Косилов С.А. О физиологических основах производственногообучения.- М.: Высшая школа, 1981.- 79с.
- Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебное пособие длястудентов гуманит. и эконом, факультетов. 2-е изд., стереотипное. — Волгоград: Комитет по печати, 1995. -С. 34
- Краткий словарь по социологии/ Авт.-сост. П. Д. Павленок. М.:1. ИНФРА, 2000.-С. 140
- Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений//
- Физкультура и спорт, 1951. 3. — С. 16−21.
- Ктиторов А.Ф. Организация производительного труда учащихся в1. УПК. М., 1986.-С. 68−69
- Кувшинов Н.И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальномэтапе производственного обучения// Известия АПН РСФСР, 1958, вып.91.-С. 121−130
- Кудрявцев Т.В. Взаимоотношение теоретических знаний и практических действий (при вып. школьников электромонтажных работ).- М.: Педагогика, 1961. 160с.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-С. 86−88
- Лаужикас И.П. Очерки по воспитанию воли учащихся (на материалеисследования развития и воспитания воли учащихся младших классов вспомогательной школы): Автореф. дис.. докт. пед.наук. Вильнюс, 1967. — 64с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во МГУ, 1 981 584с.
- Линьков В.В. Особенности социально-философского подхода кпроблеме взаимоотношений государства и специального образования// Дефектология. № 1.- М., 2003.-С. 5−11
- ЛуценкоВ.С. Некоторые приемы организации самостоятельнойумственной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе сообщения словесной информации // Дефектология.- 1981. № 6. — С. 39−43
- Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека.- М.:1. Мир, 1974
- Ломов Б.Ф. Формирование производственных навыков у школьников.-Л., 1959, — 44с.
- Ломов Б.Ф. Избранные труды. М.: Просвещение, 1991. — 560с.
- Любоширский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков.
- М.: Педагогика, 1974. 256с.
- Магомедова И.А. Интегрированное профессиональное образованиеучащихся с нарушениями интеллекта // Дефектология № 4.- М., 2005.-С. 79−80
- Манжула И.Н. Формирование измерительных действий у учащихсястарших классов вспомогательной школы.: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1965. 18с.
- Максименко С.Д. Психология формирования трудовых умений школьников (сравнительный анализ деятельности учащихся массовой и вспомогательных школ).- Киев, 1980. -110с.
- Актуальные проблемы специального образования// Дефектология.- № 6. С. 3−9
- Специальное образование в России и зарубежом.- М., 1996
- Меллер E.H. Упражнение и перенос сенсомоторных навыков.:
- Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1936.- 21с.
- Монтессори М. Дом ребенка (Метод научной педагогики). М.:1. Задруга, 1913.-340с.
- Мерсиянова Г. Н. О воспитании у учащихся вспомогательной школыумения самостоятельно работать в процессе профессионального трудового обучения// Специальная школа. М., 1961. — вып. 3.- С. 64−72
- Мерсиянова Г. Н. Выполнение практических заданий учащимися вспомогательной школы. Киев: Рад. шк., 1985 — 80с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
- Мирский СЛ. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе М.: Просвещение, 1966.- 165с.
- Мирский СЛ. Самоконтроль умственно отсталых школьников втрудовой деятельности: Автореф. дис.. канд.пед. наук. ОМ., 1967.-18с.
- Мирский СЛ. Сравнение способов ориентировки умственно отсталых школьников в трудовом задании// Спец. школа.-М., 1967. вып. 4. — С. 80−84
- Мирский СЛ. Отражение практических приемов в планах трудовойдеятельности учащихся вспомогательной школы// Дефектология, 1971.-4.-С. 11−15
- Мирский СЛ. Возможности учащихся вспомогательной школы вусвоении простейших приемов разметки по заданным размерам// Дефектология, 1981. 3. — С. 26−30
- Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении.- М.: Просвещение, 1983.- 116с.
- Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.: Педагогика, 1990.- 160с.
- Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. М.: Просвещение, 1992. -265с.
- Образовательный стандарт в трудовом обучении вспомогательной школы//Дефектология, 1996.-6.-С. 29−32
- Применение наглядных средств на уроках труда вспомогательной школы// Дефектология, 2003. 1. -С. 46−53
- Влияние задаваемого ритма работы на формирование трудовых навыков// Вопросы психологии. 1966. -1. -С. 62−70
- Мошкова И.Н., Малов C.JI. Динамика формирования трудовых навыкови умений.- М: АПН РСФСР, 1973. 366с.
- Муртузалиева У.М. Сочетание профессионально-трудового обучения спроизводительным трудом во вспомогательной школе Махачкала, 1978. С. 93−95
- Мэннэль Б. Школы для умственно отсталых детей. С.-Пб., 1911.-212с.
- Научно-практическая конференция «Профессиональная реабилитацияучащихся коррекционных образовательных учреждений» // Дефектология, 1997. № 6. — С. 87−89
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений.
- М.: Высшая школа, 1986.- 406с.
- Николаева Е.И. Психофизиология. Учебник.- М., 2003- 541с.
- Основы управления специальным образованием. Сб.- М.: Академия.1994
- Пайкова A.C. О профессиональной подготовке детей с нарушениями развития в Приморском крае// Дефектология.- 3.2004
- Паншина И.А. и др. Профессиональная подготовка лиц с умственнойотсталостью,— М.: ИРПО, 2003. 132с.
- Патракеев В.H. Методика обучения слесарному делу.- М.: Владос, 2003.- 220с.
- Патракеев В.Н. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей снарушением интеллекта//Дефектология, 1996. 3.-С. 24−28
- Патракеев В.Н. Психолого-педагогическое изучение учащихся учителем труда в школах VIII вида// Дефектология, 1996. -6.-С. 31−36
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.486с.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов:
- Изд-во АПН РСФСР, 1963. 221с.
- Перуанский С.С. О сложности простоты. О просторе сложности: Пед. беседы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. -С. 22−31
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов,— М.: Просвещение, 1968. 158с.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. К вопросу о разнообразии форм обучениядетей с нарушенным интеллектуальным развитием// Дефектология, 1995. 2. — С. 19−22
- Пинский Б.И. К вопросу о переносе прошлого опыта учащимисямладших классов вспомогательной школы// Вопросы психологии. 1958. — 5. — С. 108−117
- Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-319с.
- Пинский Б.И. О влиянии мотивов деятельности и выполнение трудового задания у умственно отсталых школьников// Специальная школа, 1964.- вып. 3. С. 56−58
- Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М: Просвещение, 1969. -152с.
- Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков у учащихсявспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977. -128с.
- Платонов К.К. О знаниях, навыках, умениях // Советская педагогика, 1963.- 11.-С. 98−103
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М.: Медгиз, 1962.219с.
- ПлаховаН.А. Школа-комплекс № 19 г. Магадана как новая модельспециального образовательного учреждения. Сб. Инновации в Российском образовании. -М., 1996.-С. 69−76
- Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствамиобразования. -С.-Пб.: ИЛИ РАО. М., 1996
- Политова A.B. Развитие производственных навыков и овладениепрофессией мотальщицы выпускницами вспомогательных школ в условиях специальных групп общей профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1972. — 22с.
- Программно-методическое обеспечение для X-XII классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекци-оных) образовательных учреждениях VIII вида. Сб. под ред. A.M. Щербаковой. М., 2003. — 160с.
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательныхучреждений VIII вида 5−9 классы. Сб. № 2.- М.: Владос. 2000. — 238с.
- Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения/Под ред. В. А. Полякова. М., 1972. -С. 17−19
- Пузанов Б.П. Основы обучения и воспитания детей с отклонениямив развитии. М.: Академия. — 1999. — 160с.
- Развитие и коррекция. — М.: Аналитический научно-методическийцентр «Развитие и коррекция». 2001. — вып. 9, 10.-260с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. -207с.
- Рыков H.A. О природе двигательных умений//Вопросы психологии.- 1957.- 1.-С. 112−116
- Рубинштейн С.А. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во1. АН СССР, 1958.- 147с.
- Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946 .704с.
- Рубинштейн С.А. Опыт исследования по психологии труда // Вопросыпсихологии, 1956. 4. — С. 120−126
- Рубинштейн C.JI. Психология умственно отсталого школьника. М.:1. Просвещение, 1986.- 192с.
- Рудик П. А. Методика ручного труда. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- 115с.
- Савина В.М. Взаимосвязь специального (коррекционного) образовательного учреждения с учреждениями начального профессионального образования// Инновации в Российском образовании. М. — 1999. — С. 101−104
- Сайко Е. В. Совершенствование трудового обучения в школе
- VIII вида// Дефектология, 2005. 4. — С. 81−82
- Сачко H.H., Гальперин П. Я. Формирование знаний на основе теориипоэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 156с.
- Сборник Особенности мышления учащихся в процессе трудового обучения. Под ред. Кудрявцева. М.: Педагоги377ка, 1970.-456с.
- Сборник Особенности познавательной деятельности учащихсявспомогательной школы. Под ред. И. М. Соловьева. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 356с.
- СелевкоТ.К. Современные образовательные технологии. Учебноепособие М.: Народное образование, 1998. — 256с.
- Симоненко В.Д. Профессии промышленного производства. Профессиограммы. Киев, 1983. — 304с.
- Симонян Е.А. Единство теории и практики. М., 1980. — С. 105−106
- Сидорова М.М. Трудовая адаптация учащихся с нарушениями развития в рамках школьного трудового центра// Дефектология, 2004. 3. — С. 87−90
- Сидорова М.М. Проектная деятельность на уроках трудового обучения в школе VIII вида// Дефектология, 2005. 4. -С. 77−78
- Скаткин М.Н., Костяшкин Э. Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 192с.
- Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственнойотсталостью. М.: НЦ ЭНАС, 2003. — 118с.
- Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. Изд. 3-е: Просвещение, 1982. -104с.
- Совместная работа школ и промышленных предприятий по профессиональной ориентации учащихся. Под ред. А.Е. Голом-штока. М., 1984. С. 34−35
- Соколов А.Н. Роль осознания движений в выработке двигательныхнавыков// Ученые записки института психологии. -1941.-т. II.-С. 131−142
- Солсо P.JI. Когнитивная психология: пер. с англ. -М.: Тривола, 1996
- Специальная педагогика. Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Изд. центр1. Академия, 2000. 400с.
- Моторное развитие умственно отсталых// Сб. докладов на тематическом заседании XVIII Международного психологического конгресса в Москве. 1966. -С. 110−116
- Подготовка учащихся старших (7−8) классов вспомогательной школы к операционной системе работы на производстве: Автореф. дис.. канд.пед.наук. —М.: 1971.- 15с.
- Проблемы индивидуальных различий: М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 536с.
- Тихонов Н.П. Изучение трудовых движений при помощи циклографического метода. В кн.: НОТ в производстве. М.: Трудиздат, 1948.-С. 180−186 226. СтамбакМ.227. Сухарева Г. Е.228. Сухарев В.К.229. Талызина Н.Ф.230. Тейвиш Б.Н.231. Теплов Б.М.
- Ткаченко В.Г. Основные правила организации работы в учебныхмастерских коррекционной школы VIII вида // Дефектология, 2004. 3. — С. 82−85
- Точилов К.С. Опыт функционального изучения образования двигательных навыков в процессе производственного обучения // В кн.: Вопросы физиологии труда. М., 1957. -С. 117−128
- Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Изд. школы-лечебницы д-ра мед. Г. Я. Трошина. т. 1. -М., 1915.-403с.
- Трубачева Т.Н. К вопросу об изменении структуры и содержанияобучения детей с нарушениями интеллекта// Дефектология, 1999. № 4. — С. 39−42
- Трубачева Т.Н., Семинайт Н. А. К вопросу об изменении структурыобучения детей с нарушениями интеллекта// Дефектология, 1998.-4.-С. 38−40
- Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития// Дефектология, 1994. 4. — С. 9−14
- Тучин Б.И. Интеллект. Здоровье. Жизнь.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. 226с.
- УордЛ.Д. Новый взгляд: правовое регулирование.-Тарту, 1995.1. С. 151
- Уфимцева Л.П. Расширение общей двигательной и зрительно-пространственной активности на уроке и ее роль в коррекции психофизического развития учащихся вспомогательной школы//Дефектология, 1996.-6.-С.41−44
- И.А. Бажановой, под ред. В. В. Игнатьева. М.: Космос, 1911.- 160с.
- Легкие степени олигофрении (дебильность).- М.: Медицина, 1964. 224с.
- Некоторые вопросы адаптации выпускников вспомогательных школ на производстве// Дефектология, 1992.-№ 4.-С. 40−42 247. Херсонская P.A. Ритм и навык// Научные записки одесского ГПИ.
- Одесса, 1940.- т. IV.-С. 13−18
- Чебышева В.В. Психологический анализ объяснения и показа приобучении выполнению трудового действия// Известия АПН РСФСР, 1958. вып.91. — С. 120−124 250. ХохринаВ.Т.251. Царев Л.М.252. Цветкова М.Н.253. Чебышева В. В
- Чебышева В.В. Психологические основы формирования производственных умений и навыков. М.: Высшая школа, 1980. -79с.
- Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1992. — 124с.
- Чернов В.Д., Новиков A.M. Приспособления на занятиях по труду.
- М.: Просвещение, 1970. 165с.
- Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. М.:1. Высшая школа, 1981. 208с.
- Шадриков В.Д. Психологические основы формирования сенсорныхнавыков. Ярославль, 1972. — 215с.
- Шадриков В.Д. Психология производственного обучения.1. Ярославль, 1976. 80с.
- Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. Принципыи управление. Ярославль, 1974. — 142с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185с.
- Шатц К. Дж. Развивающийся мозг// В мире науки, 1992. 11−12.1. С. 23−30
- Шварц J1.M. К вопросу о навыках и их интерференции// Ученыезаписки института психологии: М., 1941. Т.П. -С. 132−140
- Шварц JI.M. Сознание и навык// Сов. педагогика. 1940. — 2.1. С. 60−64
- Шиф Ж. И. Некоторые особенности наглядного мышления детейолигофренов. Сб. Специальная школа. 4. — М.: Учпедгиз, 1961
- Шубинский B.C. Проблема отражения в программах видов деятельности как цели содержания образования/ Общедидактический анализ новых программ: Материалы семинара.382-М., 1980.-С. 41
- Щербакова A.M. Проблемы трудового обучения и профессиональнойподготовки учащихся вспомогательной школы// Дефектология, 1998. № 4. — С. 24−28
- Щербакова A.M. Трудовое обучение в специальных (коррекционных)школах VIII вида. Новые учебные программы.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 315с.
- Щербакова A.M., Матвеева Н. Б., Наливайко Т. А. Создание группыпостинтернатной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология, 1995.--2.-С. 32−36
- Энциклопедия. Профессиональное образование. В 3- томах, М.:1. Просвещение, 1999
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560с.
- Юдилевич А. Я. Инновационное обучение во вспомогательной школе
- Дефектология, 1996. 2. — С. 17−21
- Юровский С.Ю. Развитие пространственной точности движений уучащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1971. -17с.
- Якиманская И.С. Воспитание сенсорной культуры труда у учащихсяпрофессионально-технических училищ. -М.: Высшая школа, 1969. 80с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979.144с.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ иличностное развитие учащихся// Вопросы психологии, 1999.-3.-С. 39−47
- Якобсон П.М. Особенности мышления учащихся при выполнениитехнических заданий//В сб.: Психология применения знаний к решению учебных задач. Под ред. H.A. Мен-чинской.-М., 1958.-С. 17−21
- Якушев И.С. Проблемы трудового обучения во вспомогательнойшколе// Дефектология, 1997. № 3. — С. 21−23
- Янанис C.B. Об осознаваемом и автоматизированном в умении инавыке// Вопросы психологии, 1957. 1. — С. 144−149
- Ярмоленко A.B. Об изменении некоторых особенностей трудовогодействия при изменении техники // Тезисы докладов на 1 съезде общества психологов. М., 1959. -С. 103−108
- Яровой И.Н. О применении технических средств самоконтроля втрудовом обучении// Вопросы психологии, 1962. -2. -С. 53−61
- Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка
- Вопросы психологии, 1999. 6. — С. 54−58 385