Методика организации дифференцированного обучения решению физических задач на основе учета когнитивных стилей учащихся
Диссертация
Проблема дифференцированного обучения физике раскрыта в исследованиях И. М. Осмоловской, В. А. Орлова, А. А. Пинского, Н. С. Пурышевой, Н. М. Шахмаева и др. Изучение когнитивных стилей как индивидуальных характеристик личности, формирующих познавательную стратегию, обоснование необходимости их учета при организации учебного процесса проводили многие исследователи: Г. Виткин, Д. Каган, Г. Клаусе… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1.
- Дифференциация в обучении
- 1. 1. Проблема дифференциации как одна из основных проблем современной школы
- 1. 2. Дифференциация обучения и модульные технологии обучения
- 1. 3. Основания для дифференциации в обучении
- 1. 4. Когнитивные стили как основание дифференциации в обучении
- 1. 5. Дифференциация в обучении физике при решении задач
- 1. 6. Обзор диссертационных исследований по тематике работы
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2.
- Методика организации обучения решению физических задач
- 2. 1. Методы и формы обучения
- 2. 2. Комбинированная методика определения когнитивных стилей учащихся
- 2. 3. Методика определения когнитивных стилей на основе теста
- 2. 4. Вариативность форм организации обучения как основа дифференцированного построения уроков
- 2. 5. Типичные примеры реализации методики обучения решению задач
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3.
- Педагогический эксперимент
- 3. 1. Методика и материалы эксперимента
- 3. 2. Результаты
- 3. 3. Анализ результатов эксперимента
Список литературы
- Аллахвердова, О.В. Влияние когнитивных особенностей участников на процесс группового взаимодействия / О. В. Аллахвердова. // Тезисы научно — практического семинара. Под ред. В. Колга. — Таллин, 1986. -С. 145−148.
- Аминов, Н.А. Концепция эффективности работы школы / Н. А. Аминов. // Педагог: Наука, технология, практика. Барнаул, 1997. № 3 — С. 89−95.
- Ашкинази JI. Есть такие учителя, которые лезут тебе в душу и грызут при всем классе / Л. А. Ашкинази // Школьное обозрение, 2000. № 1 С. 40−41.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю. К Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие. Под ред. В. И. Журавлева. / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. -М.: Просвещение, 1988. 239 с.
- Балаш, В.А. Задачи по физике и методы их решения: Пособие для учителя / В. А. Балаш. М.: Просвещение, 1983. — 432 с.
- Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика: Учебное пособие / Г. А. Берулава М.: Педагогическое общество России, 2001. -236 с.
- Борисова, Ю.В. Психологические основания дифференциации обучения физике. Учебное пособие / Ю. В. Борисова, И. В. Гребенев. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.-64 с.
- Ю.Борисова, Ю. В. Дифференциация обучения физике на основе учета когнитивных стилей учащихся: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Ю. В. Борисова. М., 2004. — 276 с.
- Браверман, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э. М. Браверман. // Физика в школе, 2005. № 6.-С. 23−32.
- Браверман Э.М. Развитие самостоятельности учащихся требование нашего времени / Э. М. Браверман. // Физика в школе, 2006. № 2. — С. 15−19.
- Бубликов, С.В. Методологические основы вариативного построения содержания обучения физике в средней школе: Дисс.. доктора пед. наук: 13.00.02. / Бубликов С. В. С.-Пб., 2000. — 407 с.
- Буякова, Е.В. Моделирование дифракции света на зонной пластинке Френеля / Е. В. Буякова, Л. Б. Лозовская, О. А. Морозов. // Сб. научных трудов «Структура и свойства твердых тел». Выпуск 8. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. — С. 49−55.
- Валеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие / Г. Х. Валеев Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. ин-т, 2002. — 134 с.
- Волковыский, Р.Ю. Организация дифференцированной работы учащихся при обучении физике / Р. Ю. Волковыский, Д. А. Темкина. М.: Просвещение, 1993. — 175 с.
- Воробьев, И.И. Задачи по физике: Учебное пособие. Под ред. Савченко О .Я. / И. И. Воробьев, П. И. Зубков, Г. А. Кутузов и др. М.: Наука, 1988. -416 с.
- Воронкова, И.В. Особенности учебной мотивации и интеллектуального развития старших подростков, обучающихся в разных дидактических системах / Воронкова И. В. // Психологическая наука и образование. -2003. № 4-С. 80−88.
- Вступительные испытания по физике в ННГУ им. Н. И. Лобачевского 2002 2003 г. г. / Сост. И. С. Жукова, Н. Ф. Услугин. — Н. Новгород: ННГУ, 2003.- 111 с.
- Гольдфарб, Н.И. Сборник вопросов и задач по физике: Учебное пособие / Н. И. Гольдфарб. -М.: Высшая школа, 1982. 351 с.
- Гребенев, И.В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса: Монография / И. В. Гребенев. Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, 2005. — 247 с.
- Гребенев, И.В. Осуществление межпредметных связей дисциплин профессионального цикла и физики в области начального профессионального образования / И. В. Гребенев, Л. Б. Лозовская. // Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции
- Актуальные вопросы развития образования и производства". -Н.Новгород: ВГИПА, 2002. С. 56.
- Гребенев, И.В. Применение информационных технологий на уроке физики в 9 классе / И. В. Гребенев, Л. Б. Лозовская. // Материалы VIII Международной конференции «Физика в системе современного образования» (ФССО-05), книга 2. С.-Пб., 2005. — С. 525−528.
- Гребенев, И.В. Применение информационных технологий на уроке физики в 9 классе / И. В. Гребенев, Л. Б. Лозовская, Е. А. Оболенская. // Материалы по теории и методике обучения физике. Выпуск 6. -Н.Новгород: Изд-во Гладкова О. В., 2005. С. 17−21.
- Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: НИИ школьных технологий, 2004. — 128 с.
- Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев. М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
- Де Гроот, Р. Дифференциация в образовании (фрагменты из учебника по управлению образованием) / Р. Де Гроот. // Директор школы. 1994. № 5.-С. 12−18.
- Де Гроот, Р. Дифференциация в образовании (фрагменты из учебника по управлению образованием) / Р. Де Гроот. // Директор школы. 1994. № 6.-С. 2−6.
- Добрыдин, JI.H. Дифференциация образования в общеобразовательной школе на основе индивидуальных характеристик учащихся / JI.H. Добрыдин. Челябинск, 1998. — 170 с.
- Дьячук, П.П. Динамика процесса обучения решению алгоритмических задач / П. П. Дьячук, Е. В. Лариков, П. П. Дьячук -мл. // Научный ежегодник КГПУ. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. Т.2. — С. 6−13.
- Зверев, В.А. Учет психологических особенностей учащихся / В. А. Зверев. // Физика в школе. 2005. № 2. — С. 55−62.
- Иберла, К. Факторный анализ / К. Иберла. М.: «Статистика», 1980. -398 с.
- Иванова, Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования / Е. О. Иванова. // Научно практический журнал «Завуч», 2002. № 8. — С. 100−117.
- Ишменева, JI.H. Домашний практикум по задачам / JI.H. Ишменева. // Физика в школе, 2003. № 2. С. 29−30.
- Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е.Н. Кабанова-Меллер. -М.: Знание, 1981. 96 с.
- Казакова, О.С. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения физике / О. С. Казакова. // Журнал «Методист». 2004. № 6.
- Калмыкова, З.И. Психологические принципы развивающего обучения / З. И. Калмыкова. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Каменецкий, С.Е. Методика решения задач по физике в средней школе: Книга для учителя / С. Е. Каменецкий, В. П. Орехов. М.: Просвещение, 1987.-336 с.
- Каменецкий, С.Е. Формы обучения физике: традиции, инновации / С. Е. Каменецкий, В. В. Михайлова. Уфа, 2001. — 166 с.
- Каплунович, И.Я. Учет индивидуальных особенностей мышления при обучении учащихся решению математических задач / И. Я. Каплунович, Н.И. Верзилова// Психологическая наука и образование, 2003.-№ 4, с.74−79.
- Кирик, J1.A. Самостоятельные и контрольные работы по физике. 8, 11 классы. Разноуровневые дидактические материалы / JI.A. Кирик. Москва- Харьков: «Илекса», «Гимназия», 1998. 64 с.
- Кирик, JI.A. Самостоятельные и контрольные работы по физике. 10 классы. Разноуровневые дидактические материалы / Кирик JI.A. Москва- Харьков: «Илекса», «Гимназия», 1998. 87 с.
- Клаусе, Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Клаусе Г.- М.: Педагогика, 1987. 288 с.
- Ключенко, Е.В. Дидактические условия эффективности учебной деятельности обучающихся. Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. / Е. В. Ключенко. Ставрополь, 2003. — 115 с.
- Ковалева, С.Я. Совершенствование взаимопонимания учителей и ученика / С .Я. Ковалева. // Физика в школе, 2004. № 6 С. 77−79.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова,
- A.Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
- Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. / Под ред. Первина И. Б. -М.: Педагогика, 1985. 144 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982.- 144 с.
- Конаржевский, Ю.А. Технология педагогического анализа учебно -воспитательного процесса / Ю. А. Конаржевский. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 77 с.
- Кондакова, Е.В. О роли задач в обучении физике / Е. В. Кондакова, С. Н. Маркова, В. А. Спажакин. // Физика в школе. 2005. № 3. — С. 32−34.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
- Красин, М.С. Тематические уроки решения качественных задач / М. С. Красин. // Физика в школе. -2003. № 1. С. 18.
- Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников /
- B.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. JL: Медицина, 1984. — 216 с.
- Кульневич, С.В. Современный урок, ч.1 / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов-на-Дону: Учитель, 2004. — 288 с.
- Ларченкова, Л.А. Методические основы технологии подготовки и проведения уроков решения задач по физике: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Л. А. Ларченкова. С.-Пб., РГПУ, 2000. — 198 с.
- Левашов, A.M. Многоуровневые задачи как средство дифференцированного обучения в малочисленных классах / A.M. Левашов. // Физика в школе. 2003. № 1. — С. 30.
- Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. Москва — Воронеж, 1998. — 288 с.
- Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
- Лозовская, Л.Б. Когнитивные стили как основа дифференциации обучения / Л. Б. Лозовская. // Труды VI Международной научно-методической конференции преподавателей ВУЗов, ученых и специалистов. Н. Новгород: ВГИПА, 2005. — С. 162.
- Лозовская, Л.Б. Групповые формы организации как средство дифференциации обучения физике в 8 классе / Л. Б. Лозовская. // Преподавание физики в школе. Сб. научно-методических статей. -Н.Новгород: Изд. НЦНО, 2005. С. 37−46.
- Лозовская, Л.Б. Электромагнитное взаимодействие индукционных токов / Л. Б. Лозовская, Е. О. Морозова. // Структура и свойства твердых тел. Сб. научных трудов. Выпуск 9. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.-С.137−141.
- Лозовская, Л.Б. Методика личностно-ориентированного подхода при решении физических задач / Л. Б. Лозовская. // Сб. научных трудов «Физика в школе и вузе». С.-Пб.: РГПУ им. Герцена, 2006. — С. 38−41.
- Лозовская, Л.Б. Методика дифференцированного подхода в обучении решению физических задач / Л. Б. Лозовская. // Труды VII Международной научно-методической конференции преподавателей ВУЗов, ученых и специалистов. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. Т.2. — С. 19−21.
- Лукашик, В.И. Сборник задач по физике: для 7−9 классов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик. М.: Просвещение, 2005. -224с.
- Марон, А.Е. Физика. 10 класс: дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. -М.: Дрофа, 2005. 156 с.
- Марон, А.Е. Физика. 11 класс: дидактические материалы / А. Е. Марон, Е. А. Марон. -М.: Дрофа, 2005. 143 с.
- Масленникова, Ю.В. Раннее профессиональное самоопределение школьников в системе «школа-ВУЗ» (на примере физикоматематического образования): Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Ю. В. Масленникова. Н. Новгород, 2002. — 194 с.
- Михайлова, В.В. Сочетание коллективной, индивидуальной и групповой форм организации обучения физике в основной школе: Дисс. канд. пед. наук / В. В. Михайлова. М., 1998. — 223 с.
- Молдавский, Д.Ф. Как решить задачу по физике? Учебное пособие / Д. Ф. Молдавский. Н. Новгород: ННГУ, 2004. — 126 с.
- Монахов, В.М. Дифференциация обучения в средней школе /
- B.М. Монахов, В. А. Орлов, В. В. Фирсов. // Сов. Педагогика. 1990. № 8.1. C. 42−47.
- Муравьев, А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. Пособие для учителей / А. В. Муравьев. М.: «Просвещение», 1970.- 160 с.
- Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И. М. Осмоловская. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 160 с.
- Основы методики преподавания физики в средней школе. / Под ред. Перышкина А. В., Разумовского В. А., Фабриканта В. А. М.: Просвещение, 1984. — 398 с.
- Педагогика. / Под ред. Пидкасистого П. И. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.
- Педагогика./Под ред.БабанскогоЮ.К.-М.: Просвещение, 1983.-С. 177.
- Плигин, А.А. Личностно ориентированный подход к обучению физике / А. А. Плигин, О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. // Физика в школе. 2003. № 4.-С. 59−66.
- Пособие по физике для абитуриентов / Сост. М. И. Бакунов, С. Б. Бирагов, С. Н. Жуков. Н. Новгород: ННГУ, 2002. — 132 с.
- Потапов, А.С. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебнойинформации: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. С. Потапов. -Новосибирск, 1999.- 18 с.
- Прояненкова, JI.A. Деятельностный подход в обучении физике / J1.A. Прояненкова. // Физика в школе. 2005. № 1. — С. 34−41.
- Пурышева, Н.С. Дифференцированное обучение физике в средней школе / Н. С. Пурышева. М.: Прометей, 1993. — 161 с.
- Пурышева, Н.С. Методические основы дифференцированного обучения в средней школе: Автореф. дисс.. доктора пед. наук: 13.00.02. / Н. С. Пурышева. -М., 1995. 42 с.
- Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е. С. Рабунский. М.: Педагогика, 1975. — 182 с.
- Рубинштейн, C. J1. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10−11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / А. П. Рымкевич. М.: Дрофа, 2001.-192 с.
- Сауров, Ю.А. Основы методологии методики обучения физике: Монография / Ю. А. Сауров. Киров: Изд-во Кировского ИУУ, 2003 .-198с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1988. 255 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. Санкт-Петербург: Речь, 2001. — 346 с.
- Скатова, Н.Н. Коллективные способы обучения на уроках физики / Н. Н. Скатова. // Физика в школе. 2002. № 5. — С. 30−32.
- Слободецкий, И.Ш. Всесоюзные олимпиады по физике: Пособие для учащихся 8−10 классов средней школы / И. Ш. Слободецкий, В. А. Орлов. -М.: Просвещение, 1982. 256 с.
- Степанова, Г. Н. Дифференцированное обучение физике в средней школе и пути его реализации на современном этапе / Г. Н. Степанова. М., 1 995 235 с.
- Такман, Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике. / Пер. с англ. / Б. В. Такман. М.: ОАО Издательская группа «Прогресс», 2002. -572 с.
- Тирская, Е.А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01. /Е.А. Тирская. -Омск, 1999.- 151 с.
- Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей / М. Е. Тульчинский. М.: Просвещение, 1972. -240 с.
- Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Усова, А.В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / А. В. Усова, А. А. Бобров.-М.: Просвещение, 1988.-112 с.
- Фадеева, А.А. ЕГЭ по физике 2003г: структура, содержание, результаты / А. А. Фадеева. // Физика в школе. 2004. № 1. — С. 22−44.
- Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. -С. 27.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: Учебное пособие / М. А. Холодная. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 304 с.
- Холодная, М.А. Когнитивные стили: парадигма «других» интеллектуальных способностей. Стиль человека: психологический анализ / М. А. Холодная. М.: Смысл, 1998. — С. 52−63.
- Хролович, В.И. Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроках физики / В. И. Хролович. -Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. — 84 с.
- Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. М.: Педагогика, 1987. -152 с.
- ПЗ.Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя / И. М. Чередов. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
- Чудновский, В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. -М.: Знание, 1986. 80 с.
- Шахмаев, Н.М. Дифференциация, обучения в средней общеобразовательной школе. Дидактика средней школы. Под ред. М. Н. Скаткина / Н. М. Шахмаев. М.: Просвещение, 1982. — С. 269−297.
- Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого / С. Д. Шевченко. -М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
- Юцявичене, П. Теория и практика модульного обучения / П. Юцявичене. -Каунас: Швиеса, 1989.-271 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. Европ. Ин-т экспертов / В. А. Якунин С.-Пб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во Полиус, 1998.-639 с.
- De Caluwe, L. Schooldevelopment: Models and Change. ISIP- technical report. Leueven / L. De Caluwe, E.C. Marx, M.W. Petri. // Amersfoort: Acco, 1988.
- Hansen, J.W. Student Cognitive Styles in Postsecondary Technology Programs / J.W. Hansen. // Journal of Technology Education. 1995. V.6. № 2.
- Kolb, D.A. 'Towards an Applied Theory of Experiential Learning', in Cooper, C.L. (eds). Theories of Group Processes / D.A. Kolb, R. Fry. -London: John Wiley and Sons, 1975.
- Rogers, A. Teaching Adults / A. Rogers. Buckingham and Philadelphia: Open University Press, 1998.
- Yarvis, P. Adult and Continuing Education. Theory and Practicte / P. Yarvis. London and New York, 1995.