Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ проблемы совершенствования образова тельного процесса на основе новых информационных технологий, дан ные опытно-экспериментальной работы, динамика исследуемого про цесса дают основание для вывода о том. что основные положения, выдвинутые в гипотезе исследования, полностью подтвердились. В процессе исследования удалось уточнить сущность образова тельного процесса в высших… Читать ещё >

Содержание

  • зования новых информационных технологий в ВУЗах стр
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗа
    • 1. Проблема новых информационных технологий в педагогике высшей школы
    • 2. Сущность и характеристика новых информационных технологий в обучении слушателей и курсантов
    • 3. Педагогический анализ практики исполь
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗа
    • 1. Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
    • 2. Критерии оценки эффективности использования новых информационных технологий в образовательном процессе
    • 3. Анализ динамики и результатов педагогического эксперимента — Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗа НА ОСНОВЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 1. Информатизация учебно-методического комплекса ВУЗа

Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

но-методическое пособие. М., 1997; Ахметзянов А. Информационные есурсы и образование//Высшее образование в России. 1996. N 2. .34−37- Липский И. А. Вопросы развития военно-педагогической информатики. М., 1991; Мавруничев В. И. Организационно-педагогические проблемы применения ЭВМ в учебном процессе ВВУЗов: Дис… канд. пед. наук. М., 1984; Пирогов А. И. Информатизация российского общества и укрепление обороны страны: Дис… д-ра филос. наук. М., 1996. .-^ - 5 математических дисциплинах, где около 59% преподавателей готовы к применению новых информационных технологий и активно их используют. В то же время для преподавателей гуманитарных, и военнык-дисциплин характерно определенное отставание. Об этом свидетельствуют мнения более 40 экспертов, в роли которых выступали начальники кафедр и факультетов военных вузов. В частности, доля экспертов, указавших на готовность преподавателей данных дисциплин к использованию новых информационных технологий в образовательном процессе, составила соответственно 36% и 56%.Результаты проведенного исследования также показывают, что потенциал информационных технологий реализуется в образовательном процессе сравнительно ограниченно. Так, практически все ВУЗы оказались за пределами взаимодействия с глобальньми информационньши сетями (как международными, так и российскими), только в 10% военно-учебных заведений произведена автоматизация информационных фондов библиотечных комплексов и др. Качество используемых в ВУЗах компьютерных дидактических материалов можно охарактеризовать как посредственное, и именно отсутствие эффективного программного обеспечения служит очевидным препятствием на пути внедрения в образовательный процесс информационных технологий на базе ЭВМ. При этом педагогические интересы зачастую ставятся в угоду моде. Например, использование компьютерных программ, представляющих на дисплей текст книги или статьи для прочтения, никак нельзя считать педагогически оправданным, т.к. возможности современных информационных технологий значительно шире. Актуальность исследования новых информационных технологий в образовательном процессе ВУЗов диктуется и сложными междисципли- 6 парными задачами, которые приходится решать преподавательскому составу. Создание обучающих программ связано со значительными трудностями, в силу того, что разработчики должны владеть знаниями таких наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика, а также содержанием определенной предметной области с присущей ей методикой обучения. Трудность разрешения этой проблемы состоит и в том. что до сих пор исследования в данной области проводились с позиций той или иной конкретной науки: теории информации, кибернетики, информатики, инженерии и др.^ Они носят самостоятельный, разрозненный характер изучения отдельных сторон информационных процессов в образовании (применение вычислительной техники и средств коммуникации для предоставления учебной информации, определение методов и форм ее предоставления и т. д.). но не охватывают процесс обучения в его сущностном, педагогическом измерении. Попытки устранения данного недостатка предпринимались в диссертационных исследованиях военных ученых^. Однако и в них. как 1. См.: Алексеев А. Филатов А. Н. Автоматизированные информационные системы и творческие ориентации личности/Социально-философские проблемы творческой активности ученых и инженеров. Томск.1991. 161−166: Годин В. Филонов Н. Новые технологии обучения в подготовке специалистов по управлению: противоречия и пути развития/Проблемы теории и практики управления. 1993. N 1. 11−18- Дорожкин А. Г. Автоматизированная информационная система по общественньм наукам: Учебное пособие. М. 1988; Мельников П. П. Раздорский В.В. и др. Применение информационных технологий в Вооуженных Силах РФ. М. 1994., См.: Давыдов Н. А. Дидактические основы интенсификации межпредметных связей в процессе преподавания общественных наук с использованием ЭВМ в ввузе. Дис… канд. пед. наук. М. 1989; Зайцев Г. Использование новых информационных технологий при управлении учебным заведением и образовательным процессом. Дне… магистра.М., 1996; Зельницкий А. Н. Педагогические основы измерения эффективности учебных занятий с использованием ЭВМ (на материалах практических занятий по военно-техническим дисциплинам с курсантами ввузов). Дис.канд. пед. наук. М., 1989; Козориз Н. Л. Информационные технологии и их реализация в военно-технической политике России: Дис… канд. филос. наук. М., 1993; Михеев В. И. Тел- 7 показывает анализ, технология применения НИТ в образовательном процессе трактуется узкопредметно, без выделения общепедагогического аспекта. Это приводит к преобладанию либо технократического, либо кибернетического подхода к раскрытию проблем использования информационных технологий в образовательном процессе. В силу этого за рамками педагогических исследований оказались такие категории, как сущность информации с позиций потенциального знания, способы и приемы ее использования в образовательном процессе. Существует теоретическая неопределенность, значительный разброс в трактовках понятий «информационная технология», «современная информационная технология», «новая информационная технология» .Таким образом, отставание в разработке психолого-педагогических проблем является существенной причиной разрыва между потенциальными и реальными возможностями информационных технологий в образовании. Поэтому исследование и обоснование возможностей новых информационных технологий в интересах образовательного процесса является актуальной научной задачей, что определило выбор темы диссертационного исследования. ория и методика проверки качества знаний обучаемых с применением ЭВМ. Дис… д-ра пед. наук в форме науч. докл. М. 1990; Петренко В. Н. Методологические основы повышения качества преподавания теории социализма с применением технических средств обучения в высшей военной школе: Дис… канд. филос. наук. М. 1990; Пирогов А. И. Компьютеризация обучения как фактор повышения эффективности преподавания научного коммунизма в ввузах: Дис… канд. филос. наук. М. 1988; Попенков В. И. Проблемы научного управления социальным познанием слушателей военных академий с помощью ЭВМ: Дис… канд. филос. наук. М. 1990; Смирнов А. В. Использование новых информационных технологий в преподавании физики. Дис… д-ра пед. наук. М. 1996; Ташбалтаев Мамат Муса. Дидактическая подготовка студентов педвузов к использованию микропроцессорной техники в учебном процессе. Дис… канд. пед. наук. М. 1992. — 8 Объектом исследования избран образовательный процесс в высших военно-учебных заведениях, предметом — сущность, содержание и педагогические пути его совершенствования, &bdquo-на основе новых. информационных технологий. Цель исследования — выявить и обосновать сущность, содержание и педагогические пути совершенствования образовательного процесса ВУЗов на основе новых информационных технологий. Задачи исследования: 1. Уточнить теоретические основы использования новых информационных технологий в образовательном процессе.2. Экспериментально проверить эффективность образовательного процесса ВУЗа в условиях применения новых информационных технологий обучения.3. Обосновать выявленные педагогические пути совершенствования образовательного процесса на основе новых информационных технологий и предложить комплекс практических рекомендаций по внедрению НИТ в ВУЗах. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что в современных условиях в образовательном процессе ВУЗов существует противоречие между потребностью практики обучения слушателей и курсантов с использованием НИТ и слабой педагогической проработкой методики их использования в ходе различных видов занятий, в организации образовательного процесса. Разрешению этого противоречия будет способствовать совокупность организационно-педагогических мероприятий, включающая в себя как новые информационные технологии, так и традиционные методы и средства обучения. Их реализация на практике в рамках информатизации учебно-методического комплекса ВУЗа, внедрения мультимедиа технологий в обуче- 9 ние слушателей (курсантов), формирования информационной культуры участников образовательного процесса будет способствовать совершенствованию образовательного процесса в высших военно-учебньк заведениях. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, предполагающий всесторонний объективный анализ информатизации образовательного процесса в ее развитии, через противоречивые связи сторон, элементов, видов и форм, единство качественных и количественных характеристик, логического и исторического подходовосновные закономерности обучения, дидактические принципыположения проблемно-деятельностной концепции обучения, разрабатываемой в педагогике высшей военной школы: о многофункциональности обучения, высокой технической оснащенности образовательного процесса, гибкости управления деятельностью преподавателей и обучаемых, комплексности в содержании, организации, методике и контроле. В диссертации использовались научно-теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в работах педагогов и психологов гражданской высшей школы: о путях и перспективах развития системы высшего образования и подготовки специалистов (С.И.Архангельский. В. П. Беспалько. Б. С. Гершунский и др.) — о современных информационных технологиях в образовании (И.В.Роберт.А. Я. Савельев. Д. В. Чернилевский и др.). Предметом анализа явились также исследования военных ученых и педагогов: о сущности и характеристике технологии обучения в высшей военной школе (А.В.Барабанщиков. Э. Н. Коротков. Ю. С. Руденко и др.). об информатизации образовательного процесса в высших военно-учебных заведениях (И.А.Липский. Е. В. Злобин. А. И. Пирогов и др.) — об интенсификации — 10 образовательного процесса на основе применения ЭВМ (Г.П.Андреев, Н. А. Давыдов. В. Завгородний, В. И. Мавруничев. В. Н. Петренко, В. И. Попенков и’др.) — об информационной культуре вовнного. специалиста (А.К.Быков, Г. В. Тараканов, В. И. Хоменко и др.).Исследование проводилось в Военной академии РВСН им. Петра Великого, Военном авиационном техническом университете им. проф. Н. Е. Жуковского, Серпуховском высшем военном командно-инженерном институте. Основной опытно-экспериментальной базой явился Военный университет. Исследование было осуществлено в несколько взаимосвязанных этапов с использованием комплексной методики. На первом этапе (1990;1993 гг.) осуществлен предварительный анализ исследуемой проблемы, сбор и анализ литературных источников, изучение истории возникновения и развития проблемы, способы ее решения на современном этапе развития педагогики высшей военной школы. Определены объект и предмет, цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Основными методами педагогического исследования на данном этапе явились: историко-педагогический анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, теоретический анализ и синтез, моделирование, изучение и анализ документов, анкетирование и др. Были подготовлены научные публикации по проблеме новых информационных технологий. Второй этап (1993;1996 гг.) представлял собой опытно-экспериментальную часть исследования, обоснование и апробацию основных путей и педагогических условий совершенствования образовательного процесса на основе новых информационных технологий. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, некоторые из них внедря- 11 лись в образовательный процесс. Среди ведущих методов исследова ния второго этапа можно выделить: педагогический эксперимент, ме тод экспертной оценки, изучение результатов деятельности, педаго гическое наблюдение, опросный метод и др. Третий этап (1996;1999 гг.) связан с теоретическим обобщением материалов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, внедрением выводов и рекомендаций в практику военно-учебных заведений, литературным оформлением диссертации. Наибольшее применение при проведении исследовательской работы на заключительном этапе нашли методы: самоотчет и самоанализ деятельности, теоретическое обобщение, педагогический консилиум и др. Обший объем проделанной работы. В ходе исследования изучено и проанализировано около 300 литературных источников по проблеме исследования. Диссертант являлся соисполнителем трех комплексных НИР: «Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях Министерства обороны СССР на основе широкого внедрения автоматизированных обучающих систем, автоматизированных систем управления ВУЗом и перспективных методик преподавания» («Обучение-5») — «Исследование проблемы совершенствования системы подготовки военных специалистов в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации» («Приоритет») — «Совершенствование подготовки военных специалистов на основе системы дистанционного образования России» («Дидактика-Центр»). Проведено более 214 занятий самостоятельно и проанализировано более 150 занятий со слушателями и курсантами с применением новых информационных технологий. Лично разработаны два варианта автоматизированной подсистемы управления («АСУ ВУЗ»): «Контроль-успеваемостъ» и «Контролъ-сессйя». — 12 Научная новизна исследования состоит в том. что уточнены представления о сущности новых информационных технологий в образовательном процессевыявлены и систематизированы—педагогически-обоснованные способы их примененияустановлено педагогически целесообразное соотношение новых информационных и традиционных технологий в обучении курсантов и слушателейразработаны и экспериментально проверены основные пути, условия и рекомендации по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс военно-учебных заведений. На зашиту выносятся: 1. Уточненное понятие новых информационных технологий в образовательном процессе как совокупности приемов и способов сбора, хранения, обработки, анализа, синтеза и предъявления учебной информации, базирующихся на широком использовании прогрессивной вычислительной и информационной техники, современных информационных фондов с целью повышения эффективности обучения, познавательной деятельности слушателей и курсантов, а также управления образовательным процессом.2. Обоснованная методика сочетания традиционных и новых информационных технологий в обучении слушателей и курсантов, включающая определение педагогических целей использования НИТ. подготовку пользователей новых информационных технологий, интенсификацию образовательного процесса.3. Разработанные и экспериментально апробированные пути совершенствования образовательного процесса, включающие в себя: информатизацию учебно-методического комплексаприменение мультимедиа технологий в обучении слушателей и курсантовформирование информационной культуры участников образовательного процесса. — 13 4. Комплекс практических рекомендаций по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс: пересмотр объема и структуры содержания информационнойподготовки слушателей и курсантоввключение в учебные программы по дисциплине «Информационные технологии в образовании» для преподавателей, адъюнктов и слушателей по специальности «Преподаватель высшей школы» выводов и предложений, содержащихся в диссертацииразработка методических рекомендаций преподавателям по работе с конкретными программно-методическими средствами и др. Практическая значимость исследования заключается в его направленности на совершенствование образовательного процесса в военно-учебных заведениях, что позволяет интенсифицировать образовательный процесс в высшей военной школе, сориентировать руководство и преподавательский состав на осмысленное и педагогически оправданное применение новых информационных технологий в обучении слушателей и курсантов. Материалы диссертации могут быть использованы при определении содержания информационной подготовки претакже гогике и информатике. Достоверность и обоснованность выводов и научных результатов обеспечена реализацией положений концепции проблемно-деятельностного обучения, системой разнообразных методов, адекватной целям и задачам исследования, использованием аппарата математической статистики, всесторонним анализом результатов опытно-экспериментальной работы и подтверждена практикой работы высших военно-учебных заведений, о чем свидетельствуют положительные отзывы. Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования и в ходе педагогического экспе- 14 римента. проведенного в военных и гражданских высших учебных заведениях. Предварительные итоги, результаты исследования, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях Ученого совета Военного университета, кафедр педагогики, информатики и управления, культурно-досуговой работы, культуры и искусства университета, совещаниях научно-исследовательских подразделений. Основные положения исследования представлены в выступлении автора на VI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (Троицк. 29 июня — 2 июля 1995 г.). Выводы и предложения соискателя вошли в проект Государственной программы.

Теоретический анализ проблемы совершенствования образова тельного процесса на основе новых информационных технологий, дан ные опытно-экспериментальной работы, динамика исследуемого про цесса дают основание для вывода о том. что основные положения, выдвинутые в гипотезе исследования, полностью подтвердились. В процессе исследования удалось уточнить сущность образова тельного процесса в высших военно-учебных заведениях, основанного на комплексном применении новых информационных технологий, его педагогические характеристики. Изучен опыт военно-учебных заведений по внедрению НИТ в об разовательный процесс, выявлены противоречия в применении новых информационных технологий в обучении слушателей и курсантов. Опытно-экспериментальным путем определены основные пути и условия эффективности образовательного процесса на основе НИТ. предлага ется методика использования новых информационных технологий обу чения в сочетании с традиционными. Основой аргументации при обосновании положений, вьшосимых на защиту, явились данные, полученные в ходе формирующего экспери мента в высшем военно-учебном заведении. Обобщенные данные по результатам исследования позволили дис сертанту сформулировать определенные теоретические выводы и дать практические рекомендации. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ В условиях реформирования высшей военной школы, решения за дач интенсификации подготовки военных специалистовобостряется проблема поиска направлений и путей совершенствования образова тельного процесса в высших военно-учебных заведениях. Одним из таких направлений является комплексная информатизация образова тельных институтов Вооруженных Сил, применение в образовательном процессе ВУЗов новых информационных технологий. Проведенное исследование подтвердило, что определяющее зна чение в совершенствовании образовательного процесса учебного за ведения любого типа имеет человек — как педагог, так и обучаемый. Новые информационные технологии выступают средством активизации педагогической и учебно-познавательной деятельности субъектов об разовательного процесса, способствуют интенсификации и совершенс твованию системы образования. Новые информационные технологии имеют широкую сферу приложе ния в системе высшего военного образования. Это: совершенствова ние механизмов управления системой образования на основе исполь зования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также комму никационных сетейсовершенствование методологии и стратегии от бора содержания обучения, соответствующего задачам развития лич ности обучаемого в условиях информатизации обществасоздание ме тодических систем обучения, ориентированных на развитие интеллек туального потенциала обучаемого, формирование умений самостоя тельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную.экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности и обработки информациисозда ние и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих ме тодик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. Кроме этого, но- 159 ;

вые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач в обучении курсантов и слушателей: изу чать явления и процессы в микрои макромире, внутри сложных тех — ' I t нических и биологических систем на основе использования моделиро ванияпредставлять в удобном для изучения масштабе времени раз личные физические, химические, биологические и социальные процес сы, реально протекающие с очень большой или слишком малой ско ростью. Использование НИТ в образовании позволяет выйти и на, но вые формы организации обучения, такие как дистанционное обучение, мультимедийное обучение, видеокомпьютерные курсы, видеоконферен ции и др. Доказано, что информатизация охватывает весь образовательный процесс высшего военно-учебного заведения. Суть информатизации образовательного процесса состоит в производстве, распределении, обмене и потреблении информации как потенциального знания. Это ;

реорганизация процесса обращения знаний в педагогической системе методами и средствами, присущими работе с информацией. В совре менных условиях количественного роста информации и качественного изменения ее содержания в сфере высшего профессионального образо вания происходит это на базе интенсивного применения прогрессив ной техники. Отличительными признаками новых информационных технологий являются: наличие интегрированных в единое целое информационных массивов, их более высокий уровень организациииспользование баз педагогических данных и знаний, объединенных с помощью современ ных информационно-вычислительных сетейосуществление автомати ческой регистрации данных и сведенийвозможность получения ин формации без переноса материального носителямногократное воз160 ;

растание скорости обработки информацииприменение прогрессивных технических средств. Новые информационные технологии в образовательном процессе ;

это совокупность приемов и способов сбора, хранения, обработки, анализа, синтеза и предъявления учебной информации, основанных на широком использовании прогрессивной вычислительной и информацион ной техники, современных информационных фондов с целью повышения эффективности обучения, познавательной деятельности слушателей и курсантов, а также управления образовательным процессом. В ходе исследования оказалось возможным выявить необходимые и достаточные условия реализации НИТ в образовательном процессе. Основная детерминанта широкого внедрения НИТ в обучение — это на личие высококвалифицированных специалистов в области новых инфор мационных технологий, достаточно компетентных как в технике, ин форматике, так и в вопросах обучения, организации познавательной деятельности слушателей и курсантов. При этом наиболее предпочти тельным выглядит путь постепенной переориентации и обучения пре подавателей соответствующему применению НИТ. Это возможно при формировании и развитии информационной культуры преподавательско го состава ВУЗов до уровня, адекватного требованиям НИТ. Важным предварительным условием последовательного внедрения НИТ в образовательный процесс является создание необходимой аппа ратной и информационной инфраструктуры. В ее состав включаются компьютеризированные рабочие места преподавателей, технические средства НИТ, связи, приема и передачи информации, устройства отображения и документирования, а также программные средства, обеспечивающие функционирование технических средств в системе в соответствии с заданными требованиями. Естественно, что цели.

внедрения НИТ могут быть достигнуты лишь при условии, что техни ческая база, ее инфраструктура будут соответствовать тем задачам, которые решаются в процессе применения НИТ. Изучение практики внедрения и использования НИТ в образова тельном процессе военно-учебных заведений позволило выявить про тиворечия данного процесса и провести их систематизацию. К числу этих противоречий относятся: между современными требованиями к внедрению НИТ в образовательный процесс ВУЗов, его методическим обеспечением и фактическим состоянием этого процессамежду воз растающим объемом социальной информации и возможностями ее сбора, обработки, переработки и хранения средствами НИТ в военно-учебных заведенияхмежду необходимостью научно-методического обеспечения новых информационных технологий в образовательном процессе ВУЗов и использованием их с игнорированием дидактических принциповмежду педагогически оправданным применением НИТ в образовательном процессе и их бессистемным, только для самого факта использовани ем: между широкими дидактическими возможностями НИТО и относи тельно узкой сферой реализации этих возможностеймежду необходи мостью высокой информационной культуры у пользователей НИТО и от сутствием таковой у участников образовательного процессамежду колоссальными возможностями НИТО по предоставлению образователь ных услуг и ограниченным доступом к ним пользователей ввиду высо кой стоимости и др. Важное научно-практическое значение для исследования проблем НИТО в высшей школе и разрешения выделенных противоречий имеет положение о том. что информатизация высшего образования в России в настоящее время в силу социально-экономических причин должна быть не фрагментарной и не всеобщей, а «объектовой». Объектом в.

данном контексте выступают системообразующие компоненты, дидакти ческие единицы образовательного процесса, такие как организацион ные, учебные, социальные и управленческие подструктуры, допускаю щие интегральную информатизацию образовательного процесса. На ос новании данного положения строилась опытно-экспериментальная ра бота в исследовании, которая включала оценку эффективности приме нения традиционных и сочетания традиционных и новых информацион ных технологий обучения. Для этого в диссертации были разработаны критерии оценки эф фективности применения новых информационных технологий в образо вательном процессе. Было установлено, что применение НИТ может быть эффективным, результативным только в случае, если оно осу ществляется в педагогически обоснованных целях, обусловливающих получение проектируемых конечных результатов. Совокупный конечный результат использования НИТ в образова тельном процессе имеет сложную структуру и представляет собой ре шение триединой задачи: максимальное удовлетворение информацион ных потребностей участников образовательного процесса, прежде всего преподавателей и обучаемых, а также управляющих имповыше ние качественных параметров образовательного процесса в макси мально возможном их спектрерост качества персонифицированных знаний, навыков и умений, которыми овладели слушатели и курсанты, а также развитие их личностных качеств. Определение критериальной оценки позволило выявить, что пе дагогически оправданньми результами применения НИТ в образова тельном процессе будут: существенное повышение качественных пара метров учебной информации, вовлекаемой преподавателями в процессе обучения с помощью НИТрациональная организация субъект-объект- 163 ;

ной информационно-педагогической деятельности на основе соедине ния преимуществ традиционных форм обучения с НИТвозрастание ка чества созданного на основе перерабатываемой с помощью средств НИТ учебной информации персонифицированного знания, освоенного обучаемыминадежность функционирования система контроля за поз навательной деятельностью слушателей и курсантов на всех этапах образовательного процессаприращение в процессе развития личнос ти преподавателей и обучаемыхсовершенствование управления обра зовательным процессом и его информационного обеспечения. Оценка эффективности использования новых информационных тех нологий в образовательном процессе военно-учебных заведений воз можна по совокупности критериев и показателей, куда входят крите рии: качества учебной информации, темпо-временной. интегральнш критерий педагогического эффекта технологий обучения. Кроме это го, важное значение для сравнения эффективности образовательного процесса при традиционном обучении и обучении на основе НИТ имеют показатели — коэффициент экономии времени и коэффициент обучен ности. Применение критериальной оценки и сравнение указанных по казателей позволили осуществить анализ динамики и результатов экспериментальной работы. В результате исследования было установлено, что совершенс твование образовательного процесса на основе применения новых ин формационных технологий в военно-учебных заведениях возможно при: информатизации учебно-методического комплекса ВУЗа, использовании дополнительных педагогических воможностей НИТ в различных органи зационных формах обучения, повышении информационной культуры участников образовательного процесса. Доказано, что одним из основных путей совершенствования об- 164 ;

разовательного процесса является информатизация учебно-методичес кого комплекса военно-учебного заведения. Она позволяет обеспе чить: индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет возможности варьирования и поэтапного продвижения обучаемых к це ли по программам различной сложности: обратную связь за счет ди агностики обучаемых, систематического контроля результативности учебной деятельности и возможности коррекции содержания обучения на различных этапахосуществление самоконтроля и самокоррекциисбережение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ различных трудоемких вычислительных операцийкомпьютерную визуализацию учебной информации. Экспериментальным методом установлено, что за одно и то же время обучения его качество при использовании новых информационных технологий обучения по сравнению с различными тра диционными методами возрастает на 20−30% при усвоении учебного материала на уровне знакомства и на 30−40% при решении типовых задач, причем прочность приобретенных знаний слушателями и кур сантами также увеличивается (в среднем по экспериментальным груп нам порядка на 10−15%).Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили: НИТ представляют дополнительные педагогические возможности для полу чения более весомого педагогического эффекта при различных формах проведения занятий. На примере использования технологий мультиме диа получены объективные данные, показывающие, что педагогические цели использования данной НИТО определяются возможностью реализа ции интенсивных форм и методов обучения, повышения мотивации обу чения за счет современных средств обработки аудиовизуальной ин формации, повышения уровня эмоционального восприятия, формирова ния умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной дея- 165 ;

тельности по обработке информации. Исследование показало, что, но вые информационные технологии обучения, использующие гипертекст, элементы мультимедиа, формы представления информации в виде электронных учебников, энциклопедий и т. п. по сравнению с соот ветствующими бумажными аналогами, достигают большего положитель ного педагогического эффекта (на 15−20%) на уровне знакомства с учебным материалом. На уровне применения знаний в типовых и нети повых ситуациях положительный эффект применения данных НИТО нез начителен и соответствует эффекту, получаемому при традиционных методах обучения. Было установлено, что различные формы организации информаци онной подготовки преподавательского состава ВУЗов, включение в содержание обучения слушателей и курсантов проблем информатиза ции, вовлечение их в работу с прогрессивными техническими уст ройствами, позволяющимися оптимизировать процесс получения, хра нения и обработки информации, позволяют значительно усовершенс твовать образовательный процесс. Экспериментальные данные позволили определить, что наиболь ший эффект в обучении с помощью НИТО достигается тогда, когда слушатели и курсанты вовлекаются в активную когнитивную деятель ность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в типовых и нетиповых ситуациях. При этом разнообразие траекторий обучения позволяет каждому слушателю и курсанту выби рать подходящий для него путь и темп освоения учебного материала, что примерно в 2 раза сокращает разрыв между уровнями подготовки хорошо и слабо успевающих. В ходе исследования были выявлены основные дидактические и методические требования и условия эффективного внедрения и функ- 166 ;

ционирования ИТО на базе современных ЭВМ в образовательном про цессе. К ним относятся: системность в применении современных ИТО, ность в использовании различных дидактических" материалов, приме няемых в ИТОчеткое определение роли, места, назначения и време ни использования компьютерных ИТОтесная связь конкретного клас са ИТО с другими видами ТСОвведение в систему ИТО только таких компонентов, которые гарантируют определенное качество обучениясоответствие методики применения НИТ общей стратегии обученияучет того, что введение в комплекс НИТ дополнительного вычисли тельного устройства требует пересмотра всех компонентов системы и методики примененияобеспечение высокой степени индивидуализации обученияобеспечение диалогового режима, устойчивой обратной связи в обученииучет того, что определение методики использо вания НИТ в образовательном процессе должно начинаться на стадии проектирования автоматизированных учебных курсов и компьютерных обучающих программ. Проведенное исследование дало возможность определить практи ческие рекомендации, учет и реализация которых будет способство вать совершенствованию образовательного процесса в ВУЗах. В целях совершенствования образовательного процесса в ВУЗах МО РФ считаем необходимым осуществить следующие практические действия:

1. На уровне Управления военного образования МО РФ: • рекомендуется включить в учебные программы по дисциплине «Информационные технологии в образовании» для преподавателей, адъюнктов и слушателей по специальности «Преподаватель высшей школы» выводы и предложения, содержащиеся в § 1, 2 главы 3 дис167 ;

сертации- • для осуществления глубокого, оперативного изучения проблем использования новых информационных технологий в военно-учебных заведениях целесообразно создать на базе управления соответствую щий Совет по координации проводимой работы- • представляется необходимьм на базе Военного университета сформировать банк межвузовских данных, включающих в себя основную информацию по учебным курсам, дисциплинам, преподаваемым в раз личных образовательных учреждениях: • активизировать работу печатного органа управления «Военное образование», включив в него постоянную рубрику «Новые информаци онные технологии в образовании» .2. На уровне высших военно-учебных заведений: • руководящему и преподавательскому составу ВУЗов целесооб разно определить содержание информационной подготовки слушателей и курсантов, ее объем и структуру в соответствии с рекомендация ми, изложенными в § 3 главы 3 диссертации- • руководству ВУЗов предусмотреть усиление материального и морального стимулирования преподавателей, слушателей (курсантов), активно использующих новые информационные технологии в педагоги ческой, учебной и исследовательской деятельности- • предложить военно-учебным заведениям на взаимовыгодной ос нове оболочки компьютерной части электронных учебников (энцикло педий) по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (Приложение N 5 диссертации) — • считать необходимым создание собственных информационно-по исковых систем в ВУЗах, обеспечивающих оперативную взаимосвязь всех структурных подразделений и реализацию основных функций об- 168 ;

разовательного процесса. За основу использовать учебно-методичес кий комплекс, обоснованный в § 1 главы 3 диссертации- • предусмотреть возможность использования в ВУЗах подсистем АСУ ВУЗ «Рейтинг-2» и «Контроль-сессия», обоснованных и разрабо танных в ходе диссертационного исследования (Приложения N 8, 9.

диссертации).3. На уровне факультетов и кафедр: • на заседаниях советов факультетов, кафедр регулярно обсуж дать вопросы внедрения и использования новых информационных тех нологий: • руководству факультетов и кафедр при оценке эффективности деятельности преподавателей, качества проведенных занятий реко мендовать к использованию критерии и показатели, разработанные в § 2 главы 2 диссертации- • в планах работы кафедр, предметно-методических комиссий предусматривать разработку программных продуктов учебного назна чения в соответствии с рекомендациями, представленньми в приложе нии N 4 диссертации- • более активно привлекать слушателей и курсантов — членов кружков военно-научного общества к разработке и использованию, но вых информационных технологий в учебной и исследовательской рабо т. е. Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим направлениям: технология создания программно-методичес ких средств учебного назначения: содержание и структура информа ционно-педагогического обеспечения образовательного процесса: ин тенсификация освоения учебных планов и программ в высшей военной школе на базе НИТпедагогические основы использования глобальных.

информационных формирование про фессиональных навыков и умений у военных специалистов с использо ванием технологии «виртуальная реальность» и др. Основные выводы и положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного про цесса в военно-учебных заведениях МО СССР на основе широкого внедрения автоматизированных систем управления ВУЗом и перспек тивных методик преподавания: Итоговый отчет по комплексной НИР. М.: ВПА. 1990. (в соавторстве). 300 с. 2. Требования к АОС. необходимые и достаточные условия ее разработки и внедрения в учебный процесс ВУЗов/ Совершенствование учебного процесса ВУЗов на основе его компьютеризации. Под общей редакцией О. В. Золотарева. М.: ВПА, 1991. 48−60.3. Актуальные проблемы повышения уровня компьютерной подго товки профессорско-преподавательского состава/ Совершенствование учебного процесса ВУЗов на основе его компьютеризации. Под общей редакцией О. В. Золотарева. М.: ВПА. 1991. 233−248.4. Использование ЭВМ для обработки данных по программе «Рей тинг» /В сб.: Рейтинг в образовательном процессе ВУЗа: опыт, проб лемы, рекомендации. М.: ВУ, 1996. (в соавторстве). 51−57.5. Исследование проблем совершенствования системы подготовки военных специалистов в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации: Итоговый отчет по комплексной НИР. М.: ВУ, 1998. (в соавторстве). 96 с. 6. К новым информационным технологиям в образовательном про цессе/ Приоритеты развития Военного университета: Сборник статей. Под общей редакцией Н. И. Звинчукова. М.: ВУ, 1998. 75−81.

7. Компьютерное дистанционное обучение: тенденции развития/ Учебно-методическое пособие. М.: ВУ. 1999. (в соавторстве). 29 с. Общий объем публикаций — 16,5 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. О принципах создания вузовских учебнико^//Высшееобразование в России. 1996. N2. 122−127.
  2. Г. В. Социальная психология высшего образования /Подред. Свенцицкого А.Л.- Самарск. гос. пед. ин-т им. В. В. Куйбыше ва, Об-во психологов РАН. Самарск. отделен.-Самара: Изд. Самарск пед. ин-та. 1993. 212 с.
  3. Алексеев В. Д. Андреев Г. П., Давыдов Н. А. Педагогическиепроблемы совершенствования учебного процесса в академии на основе использования ЭВМ (дидактический аспект). М.: ВПА. 1988. 80 с.
  4. А., Филатов А. И. Автоматизированные информационные системы и творческие ориентации личности//Социально-философские проблемы творческой активности ученых и инженеров. Томск. 1991. 161−166.
  5. Ананьева Н. К. Пахмурин О.Р. Использование автоматизированных обучающих систем в организации учебного процесса (в вузе)//
  6. Вопросы обучения и воспитания в вузе. Томск, 1992. 37−38.
  7. А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет. 1997. 120 с. — 172
  8. Анисимов 0.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления/ Инновационное обучение. АН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика. 1991. 415 с.
  9. М.Ю. Компьютеризация обучения экономистов.- М1. Изд-во МГУ. 1993. 182 с.
  10. А. Информационные ресурсы и образование//Высшееобразование в России, 1996. N2. 34−37.
  11. Ахметьев Н. А. Исакова Е.Ю. Саппа М. С. Модифированная информационная система АДОНИС для автоматического обучения и контроля (в вузах)//Изв. вузов. Стр-во. 1995. N 2. С 135−138.
  12. Багиров А. Н. Довгялло А.М. Формирование и использованиеэкспертных знаний в коррекционной работе преподавателя//Разработка компьютерных технологий обучения и их внедрение. Киев. 1991. 1. 20−26.
  13. В. 0. ЭВМ в вузе: (пробемы компьютеризации учебногопроцесса// Информатика и образование. 1994. N3. 93−97.
  14. О.Т., Казеннов А.Ю. OPUS — эффективное средствопроектирования экспертных обучающих систем// Методы и системы техн. диагностики. 1991. Вып.15. 4.1. 10−11.
  15. Т.В. Гуманитаризация и компьютеризация как способ обновления образования в развитых страпах//Наука, производство, об — 173 разевание. М. 1991. 124−131.
  16. А.И., Либрович Л. В., Макаренко В. Н. Комплекс инструментальных средств автоматизации процесса обучения // Методы и системы техн. диагностики. 1991. Вып.15. 4.1. 47−51.
  17. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучениявопросы терминологии// Педагогика, 1993. N 5. 12−157.
  18. П.Г. Информационное обеспечение высшего образованияпроблемы и решения// Высшее образование в России, 1992. N 4. С 27−35.
  19. П., Карпов В. Технология обучения в высшей школе//Вестник высшей школы, 1991. N 11. 14−17.
  20. В.А., Жданов B.C. Информатизация образования //Магистр I, 1991. N 6. 19−27.
  21. В.Н., Воронов В. В. Развитие информационной культурыи система непрерывного образованния // Компьютерная революция и информатизация общества. М., 1990. 124−237.
  22. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстныйподход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
  23. В.И., Пинский А. И. Использование автоматизированнойобучающей системы АОС-ВУЗ для создания АУК: (Уч. пособ.)/Мос- 174 ковск. ин-т связи. М.: МИС. 1989. 26 с.
  24. Высшее образование в России: состояние и проблемы развития/
  25. НИИ высшего образования. (Подготов.П. П. Афанасьев и др.). М.: НИИ1. ВО. 1994. 156 с.
  26. B.C. Философско-методологические основания стратегического развития образования в России/Российская академия образования. Институт теоретич. педагог, и международн. исследований в образовании. М. 1993. 160 с.
  27. Годин В. Филонов Н. Новые технологии обучения в подготовкеспециалистов по управлению: противоречия и пути развития//Проблемы теории и практики управления, 1993. N 1. 11−18.
  28. Н.А. Дидактические основы интенсификации межпредметных связей в процессе преподавания общественных наук с использованием ЭВМ в ввузе. Дис… канд. пед. наук. М.: ВПА. 1989. 206 с.
  29. Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процессав военно-учебных заведениях МО РФ на основе широкого внедрения автоматизированных систем управления ВУЗом и перспективных методик преподавания: Итоговый отчет по КНИР. М.: ВПА. 1990. 298 с.
  30. В.П. Коллективно-распределительная компьютернаясреда — основа новой технологии обучения//Новые исследования в пед. науках. 1991. Вып.1. 23−26. — 175
  31. О.В. Очерки по философии образования. М.: Компания"Кворум", 1995. 239 с.
  32. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы. (По мат. междунар. конфер. Москва, июль 1994)//Высшее образование в России, 1994. N 3. 10−12.
  33. А.Г. Автоматизированная информационная система пообщественным наукам: Учебное пособие. М.: ВПА, 1988. 21 с.
  34. Г. Использование новых информационных технологийпри управлении учебным заведением и образовательным процессом.
  35. Дис. .магистра. М. 1996. 128 с.
  36. А.Н. Педагогические основы измерения эффективности учебных занятий с использованием ЭВМ (на материалах практических занятий по военно-техническим дисциплинам с курсантами ввузов). Дис… канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989. 196 с.
  37. Е.И., Орехов Б. И., Ольховский А. Ф. Технология «РИТМ"в многоуровневой системе высшего образования// Высшее образование в России, 1993. N4. 115−119.
  38. А., Кривошеев А., Куракин Д. Развитие сети телекоммуникаий в системе высшего образования Российской Федерации//
  39. Высшее образование, 1995. N 2. 87−93.
  40. А.П., Шестериков Э. Л. Организация и использование- 176 видеокомпьютерных систем и компьютерной технологии обучения //
  41. Разработка компьютерных технологий обучения и их внедрение. Киев, 1991. 62−72.
  42. Интегрированные системы компьютерного обучения:(Межвузовск.сб. науч. тр.)// Казанск. гос. техн. ун-та им. А. Н. Туполева (Редкол.: Ю. В. Кожевников (отв.ред.) и др.). Казань: КГТУ, 1994. 27 с.
  43. Интенсификация творческой деятельности студентов/(В.И.Андреев и др.). Казань: Изд. каз. ун-та, 1990. 197 с.
  44. Информационная технология в университетском образовании (Сб. ст. /МГУ им. М. В. Ломоносова. Под ред. В.В. Садовничьего) М. 1. Изд. МГУ, 1991. 206 с.
  45. Информатизация России и формирование информационного рынка:
  46. Всеросс. конфер., Москва 14−15 апр. 1992 г./ Редкол.: Гиляровский
  47. Р. (гл. ред.) и др. М: ВИНЦП, 1992. 81 с.
  48. Использование компьютерных технологий в обучении: Сб. науч.тр. АН УССР, ин-т кибернетики им. В. М. Глушкова, научн. совет АН
  49. СССР по пробл. кибернетики. (Редкол.: В. И. Гриценко, А. М. Довгялло (отв. ред.) и др.). Киев: ИК, 1990. 82 с.
  50. Исследование проблемы совершенствования системы подготовкивоенных специалистов в условиях реформирования Вооруженных Сил
  51. Российской Федерации: Итоговый отчет по комплексной научно-исследовательской работе. М.: Военный университет, 1998. 86 с. — 177
  52. Г., Михайлов Г. Новые информационные технологии иучебная техника //Высшее образование в России, .1996. N 1. 1. 34−37.
  53. М.Н., Карпов В. В. Качество специалиста и технологияобучения (в высшей школе) / / Современная высшая школа. 1991. N 1. 1. 76−87.
  54. А.В., Калита А. А., Бережная Э. П. Методология и методика педагогического исследования. Постановка цели и задач исследования. Киев, 1988. 100 с.
  55. Н.В. Автоматизированные обучающие системы: Уч.пособ./Московок с-х академия им. К. А. Тимирязева. М.: Изд. МСХА. 1990. 24 с.
  56. Н.Л. Информационные технологии и их реализация в военно-технической политике России: Дис.канд. филос. наук. М.: ГА 1. ВС. 1993. 194 с.
  57. Концепция системной интеграции информационных технологий ввысшей школе/ Росс. НИИ системной интеграции.(Богатырь Б.Н. и др.). М. 1993. 71 с.
  58. Компьютеризованный учебник/ Б. И. Глазов. Д. А. Ловцов., Н.Михайлов. А.В.Сухов// Информатика и образование. 1994. N 6. 1. 86−94. — 178
  59. Компьютерные технологии в высшем образовании:(Сб. ст. / Редкол. :' Тихонов А.Н.и др. Предислов А.Н.Тихонова).•М.:_ Изд-во'МГУ. 1994. 369 с.
  60. Коноплев М. А. Прогнозирование приоритетных проблем и направлений научных исследований по педагогике
  61. Дис…канд. пед. наук. М. 1992. 198 с. высшей военной школы
  62. Концепция системной интеграции информационных технологий ввысшей школе. М.: Рос. НИИСИ, 1993. 72 с.
  63. Красильникова В. А. Минеева И. В. Румянцев И. А. Оценка эффективности компьютерных обучающих программ (в вузе).// Компьютеризация образования. Новосибирск, 1991. 20−31.
  64. СП. Социальная оценка информатизации// Философия исовременный мир. Минск, 1990. Вып. 17. 95−100.
  65. И.О., Волкова Г. П. Развитие интеллекта в образованиии освоение интеллектуальных технологий: (Методолог, концепция комплексн. программн. исследований) Препринт/РАН: Сиб. отделен. — 179
  66. Инстит. филос. и права. Новосибирск, 1994. 48 с.
  67. ЛедневВ.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е перераб. изд. М.: Высш. шк., 1991. 223 с.
  68. И.А. Вопросы развития военно-педагогической информатики. М.: ВПА. 1991. 140 с.
  69. И.А. Прогнозирование в военной педагогике. М.: ГА1. ВС, 1993. 215 с.
  70. Дж. Организация баз данных в вычислительных системах1. М.: Мир, 1980. 186 с.
  71. Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения /Под ред.: А. А. Кирсанова.
  72. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1989. 183 с.
  73. П.П., Раздорский В. В. и др. Применение информационных технологий в Вооруженных Силах РФ. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1994. 76 с.
  74. Ю.С. Компьютерные технологии в процессе освоенияфилософского знания (лог.-гносеол. анализ): Дис… канд. филос. наук. М.: ВУ, 1996. 257 с.
  75. В.И. Теория и методика проверки качества знаний обучаемых с применением ЭВМ. Дис… д-ра пед. наук в форме науч. — 180 докл. М. 1990. 46 с.
  76. Мо.лчан А. П. Батурина Н.Ю. Молчан В. Ю. Сочетание традиционных и компьютерных форм обучения студентов.// Методы активизации познават. деят. студентов. Новочеркасск. 1993. 168−188.
  77. Мультимедиа. Киев: BHV. 1994. 272 с.
  78. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качествазнаний. Редкол.: В. А. Балашов (отв. ред.) и др. Саранск: Изд-во
  79. Мордовск. ун-та. 1994. 220 с.
  80. Новые информационные технологии в педагогическом образовании: Тезисы доклада на X республ. науч.- практич. конференции. /
  81. Редкол.: М. П. Лопчик (отв. ред. и др.). Омск: ОРПИ, 1993. 102 с.
  82. Новые информаионные технологии в педагогическом образовании
  83. Тезисы докл. XII республ. науч-практ. конфер. 24−26 апр. 1995 г (Редкол.: М. П. Лапчик (отв. ред.) и др.). Магнитогорск, гос пед. ин-т, 1995. 155 с.
  84. Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы междунар. научн-практ. конфер. (14−17 марта 1995 г.). Новосибирск: Изд-во НИИМИОО. 1995. 271 с.
  85. В.Н. Система развития индивидуального творческогомышления: итоги и проблемы создания новой технологии обучения:
  86. Уч. пособие. Ивановок, гос. ун-т. Ивановок, энергетич. ин-т.- 181
  87. Иваново, Ивановск. ГУ, 1990. 59 с.
  88. Основы применения информационных технологий в учебном процессе ВУЗов. (Научно-методический сборник). М: Военный университет, 1995. 104 с.
  89. А.Н., Королева М. В., Клочков И. А. Новые информационные технологии в преподавании общественных наук: Методические рекомендации. М.: ВПА, 1991. 76 с.
  90. И. П. Компьютерные обучающие программы (в вузе): ихспецифика, способы разработки и критерии эффективности// (Сб.науч. тр.). Москва: Лингвистич. ун-т, 1992. Вып. N405. 74−85.
  91. Педагогические технологии в высшей школе: Тезисы докладавторых рязанских пед. чтений, 24−25 янв. 1995 г./ (редкол.:
  92. Н.М.Суворов (отв. ред.) и др). Рязань: РГПУ. 1995. 156 с.
  93. В.Н. Методологические основы повышения качествапреподавания теории социализма с применением технических средств обучения в высшей военной школе: Дис… канд. филос. наук. М.: 1. ВПА, 1990. 176 с.
  94. В.Н. Актуальные вопросы применения ТОО в преподавании общественных наук: Учебно-методическое пособие. М.: ВПА, 1989. 50 с.
  95. Пирогов А. И. Компьютеризация обучения как фактор повышения- 182 эффективности преподавания научного коммунизма в ввузах
  96. Дис…канд. филос. наук. М.: ВПА, 1988. 207 с.
  97. А.И. Информатизация российского общества и укрепление обороны страны: Дис… д-ра филос. наук. М.: ВУ. 1996. 394 с.
  98. В.И. Проблемы научного управления социальным познанием слушателей военных академий с помощью ЭВМ: Дис… канд. филос. наук. М.: ВПА, 1990. 190 с.
  99. В.И. Методика разработки и применения автоматизированных учебных курсов по общественным наукам: Учебно-методическое пособие. М.: ВПА. 1988. 120 с.
  100. Пескова М. Ф. Повышение эффективности учебного процесса в ВУ
  101. Зе с помощью применения ЭВМ (На примере лабораторных практикумов). Дис… канд. пед. наук. Минск, 1989. 169 с.
  102. Применение ЭВМ в изучении фундаментальных дисциплин: Сб.инф. матер. / Мин-во высшего и средн. спец. образования УССР:
  103. Уч.-методич. кабинет по высшему образованию. (Редкол.: М. В. Белоуси др.). Киев: УМКВО, 1990. 142 с.
  104. Приоритеты развития Военного университета: Сборник статей. /Под общей ред. Н. И. Звинчукова. М.: ВУ, 1998. 107 с.
  105. И.В., Сухов В. П., Шугрина М. В. О классификаиикомпьютерных учебных программ// Проблемы информатизации в распре- 183 деленных системах управления и проектирования. Воронеж. 1994 1. 150−155.
  106. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: «Школа-Пресс». 1994. 205 с.
  107. А.И. Философия компьютерной революции. М: Политиздат. 1991. 287 с.
  108. Г. Н. Элементы теории системного управления образовательных систем/ Челябинск: Издание Челябинского технического ун-та. 1994. Ч.1: Системное видение образования. 1994. 167 с.
  109. Совершенствование учебного процесса ВУЗов на основе егокомпьютеризации (опыт исследования)/ Под общей ред. О. В. Золотарева. М.: ВПА. 1991. 259 с.
  110. Современные педагогические технологии в образовательном процессе ВУЗа: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет. 1998. 120 с. — 184
  111. Современные тендении развития учебного процесса в высшейшколе: Тез. докл. Всеросс. науч.- метод, конф. 30 мая — 3 июня 1994 г. СПб: СПбГУВК. 1994. 419 с.
  112. Современные технологии образования (сб. ст.) Красноярскгос. ун-т. Росс.академ. обр-я.(Редкол.: Н. Д. Подуфалова (отв ред.) и др.). Красноярск: КГУ, 1994. 192 с.
  113. А.В. Использование новых информационных технологий впреподавании физики. Дис… д-ра пед. наук. М., 1996. 498 с.
  114. Средства повышения эффективного использования ЭВМ в учебномпроцессе/Сборник научных трудов/ Мое. эконом, стат. ин-т/ Редкол.: А. Г. Морозов (гл.ред.) и др.). М.: МЭСИ, 1993. 82 с.
  115. Ташбалтаев Мамат Муса. Дидактическая подготовка студентовпедвузов к использованию микропроцессорной техники в учебном процессе. Дис… канд. пед. наук. М., 1992. 179 с.
  116. А.И., Иванников А. Д. Технология дистанионного обучения в вузах России// Высшее образование в России, 1994. N 3. 1. 3−10. — 185
  117. Н. Телекоммуникационная сеть для системы образования // Информатика и образование, 1992. N 2. С 3−14.
  118. Университетское образование и компьютерные технологии обучения: Материалы межреспубл. науч-практ. конф. (2−5 февр.1993)./
  119. Редкол.: В. М. Вымятин (пред.) и др. Томск: Изд. Томск, ун-та, 1993. 158 с.
  120. Н.В. Современные теории и технологии образования.(Учебн. пособ. для пед. вузов) /Российский межвузовский центр многоуровневого пед. образования. Омский государственный пед. ун-т. Омск: ОмПГУ, 1993. 68 с.
  121. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшейшколе. Учебное издание /Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: «Экспедитор», 1996. 288 с.
  122. А.В., Кравчук Т. П. Лицей информационных технологий. М.: Финансы и статистика, 1995. 239 с.
  123. Шампер Г. Шайдук А. Мультимедиа//Высшее образование в России, 1997. N 4. 92−94.
  124. Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? //
  125. Педагогика, 1992. N11/12. 13−19.
  126. Эффективность информационных технологий образования в высшейшколе: Межвузовская науч. практ. конф. 12−16 сент. 1994 г. Новороссийск: Тезисы докл. М.: НИИВО, 1994. 146 с.
  127. Якутов З. Я. Ширяев В.Д. Компьютерные технологии в учебномпроцессе (в вузе)// Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. Саранск. 1994. 112−118.
  128. В.В. К новой технологии обучения в вузе на основенормативного учебника// Педагогика высш. и средн. спец. шк, 1991. 1. Вып.5. 96−100.
  129. D.E. А departmental Information system // Intern. Jof inform, management. — Gulldorf. 1990. Vol. 10. N2. P. 105−116 1. novative methods in technological education/ UNESCO. — P 1. UNESKO. 1989. 182 p.
  130. Howard С С Theories of Ceneral Education. L.: Macmlllan, 1992. 123 p.
Заполнить форму текущей работой