Психолого-педагогические условия ненасильственного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя
![Диссертация: Психолого-педагогические условия ненасильственного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя](https://westud.ru/work/3421639/cover.png)
Диссертация
Н. Филипова, В. Н. Касаткин, Д. Г. Перри и др. считают, что следствием постоянного насилия над ребёнком может стать его неадекватное, нередко дегенеративное, агрессивное поведение. Исследователи насилия над детьми в семье и школе В. А. Захарчук и М. В. Горская видят в нём причину роста в России подросткового суицида. Другим последствием семейного и школьного насилия над детьми в психологических… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВОС
- ПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- 1. 1. Ненасильственное воспитание подростков в современных условиях развития общества как актуальная социально-педагогическая проблема
- 1. 2. Психолого-педагогические предпосылки ненасильственного воспитания младших подростков
- 1. 3. Психолого-педагогические условия ненасильственного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя
- 1. 4. Модель системы деятельности классного руководителя по ненасильственному воспитанию младших подростков
- Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- 2. 1. Изучение состояния ненасильственного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя
- 2. 2. Реализация психолого-педагогических условий ненасильст-ф венного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя
- 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации психолого-педагогических условий ненасильственного воспитания младших подростков в системе деятельности классного руководителя
Список литературы
- Абрамова И.Г. Теория педагогического риска: Дис. док. пед. наук. СПб, 1996.-215 с.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. — 608 с.
- Акчурин Т.Ф. Правовой статус несовершеннолетних: Учебно-методическое пособие для учителей и преподавателей. Казань: Изд-во «Гран Дан», 1999. — 106 с.
- Артюхова С.П. Семья и школа: поиски, находки (Из опыта работы школы) // Классный руководитель. 1999. — № 5. — С. 54−58.
- Атаманова Т.И. Система воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель. 2001. — № 8. — С. 54−57.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бараковская Н.И. Воспитание отношений сотрудничества между школьниками 5−7 классов на основе гуманистических ценностей методами педагогического консультирования: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. -178 с.
- B.Г. Маралова, В. А. Ситарова СПб.: «Verba Magistry», 2002. — С. 170−176. П. Белан И. В. Гуманизация воспитания и демократический стиль педагога: яза"! // Классный руководитель. 2001. — № 4. — С. 58−65.
- Белоусов В.А. Связь и свобода // Диалектика. Творчество. Гуманизм: Меж-вуз. сб. ЛГУ /Под ред. Д. А. Гущина, Б. В. Маркова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -С. 57−65.
- Бенаму Э. Жестокое обращение с ребёнком и родительская психопатология // Дети России: насилие и защита: Материалы всероссийской научно-практической конференции: Сборник. М., 1997. — С. 33−37.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: «Прогресс», 1986. -421с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж, 1995. -352 с.
- Большая Советская энциклопедия: В 30 Т. /Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — 608 с.
- Большинство беспризорников мигранты // Ваша газета. — 2002. — № 23. — 5 июня. — С. 7.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986.- 255 с.
- Буянов М.И. Ребёнку нужна родительская любовь. М.: Знание, 1984. -80 с.
- Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 352 с.
- Валеева P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской науке (первая половина XX века): Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1997.-42 с.
- Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.- 144 с.
- Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 440 с.
- Ведяев Ф.П. Мозг, эмоции, здоровье. М.: Знание, 1983. — 64 с.
- Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.-Рига, 2000. — 184 с.
- Воробьёва O.A. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: Автореф. дис. канд. пед. наук. Коломна, 2000. — 22 с.
- Воронова A.A. Причины школьных неврозов // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы./ Под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — С. 88−99.
- Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера /Ред. Ф. Карлгрен, А. Клинборг. М., 1993. — 278 с.
- Гаврилин A.B. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Дис. док. пед. наук. М., 1997. -361с.
- Гаврилин A.B., Кузнецова Т. В. Концепция воспитательной системы школы // Классный руководитель. 2002. — № 1. — С. 67−71.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
- Газман О.С., Иванов A.B. Содержание деятельности и опыт работы освобождённого классного руководителя: Методические рекомендации. М., 1992.- 114 с.
- Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.
- Голуб A.B. Творческая активность учащихся как параметр ненасилия в педагогике // Теория и практика воспитания в духе ненасилия: Сборник Тезисов Всесоюзного студенческого семинара. М., 1990. — С. 74−75.
- Гольдберг В.А. Воспитательная система школы-лаборатории № 1026 // Классный руководитель. 2001. — № 1. — С. 31−47.
- Гонеев А.Д. Теоретические основы подготовки учителя к коррекционной педагогической деятельности с подростками: Автореф. дис. док. пед. наук.-Курск, 2001.-43 с.
- Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
- Гуткина Л.Д. и др. Спутник классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 193 с.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1983. — 24 с.
- Данилов С.В., Казакова Е. И. Концепция эффективного воспитания // Классный руководитель. 1998. — № 2. — С. 12−25.
- Данилова H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.-373 с.
- Даринская В.М. Гармонизация родительско-детских отношений средствами групповой работы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Воронеж, 2002. — 19 с.
- Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. 2001. -№ 5.-С. 3−6.
- Дармодехин С.Ф. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 10−17.
- Деева Е.И. Воспитательная система школы на улице Толстого «Шаг в XXI век» // Классный руководитель. 2002. — № 3. — С. 133−140.
- Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Дис. доктора пед. наук. М., 2000. — 353 с.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5−11 классы. М.: «ВАКО», 2002. — 192 с.
- Долгинова О.Б. Одиночество и отчуждённость в подростковом и юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. псих. наук. СПб., 1996. — 17 с.
- Долецкий. С.Я. Берегите детей // Известия. 1984. — 23 июня. — С. 4.
- Дубровский A.A. Открытое письмо врача учителю. Здоровье детей будущее народа. — М.: Просвещение, 1988. — 21 с.
- Дьячкова М.А. Педагогические условия воспитания гуманистической направленности личности старших школьников: Дис. канд.пед. наук. Екатеринбург, 1997. -198 с.
- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и законодательство и правоприменительная практика РФ: Сравнительный анализ /Ин-т европ. права МГИМО МИД Рос. Федерации, Ин-т гос-ва и права Рос. АН.-М., 1997.- 187 с.
- Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: Основы психиатрических знаний: Пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. — 304 с.
- Жаренова Т.Н. Воспитательная система школы № 2 г. Лакинска Владимирской области // Классный руководитель. 2002. — № 1. — С. 107 — 121.
- Журавлёв В. Стараемся работать в открытую // Ваша газета. 2001. -№ 42.-С. 2.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологиеской помощи: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998. — 176 с.
- Заболотнева Н.В. Педагогические основы развития Я-концепции подростков в процессе совместной учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. — 22 с.
- Забрянский Г. И., Емельянова Л. В. Статистика преступности несовершеннолетних в России в 1998 году: Аналитический обзор. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа" — PRI, 2 ООО. — 211 с.
- Завгороднева Н.Д. План работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся школы № 594 // Классный руководитель. -2001.-№ 1.-С. 74−77.
- Завьялова У.С. Воспитательный план помощник, справочник, путеводитель в работе классного руководителя // Классный руководитель. — 2000. -№ 8.-С. 24−39.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
- Зайцев В.В. Автономность и совместность как характеристические свойства и механизм развития личностной свободы младших школьников // Педагогическое образование и наука. М.: Изд-во ВИНИТИ, 2001. — № 2. -С. 55−60.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета -1992.-4 августа.-С. 2.
- Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб.: «Респекс», 1995. — 192 с.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JL: Медицина, 1982.-216 с.
- Захарчук В.А. Суицид // Классный руководитель. 1999. — № 5. — С. 59−65.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. — 347 с.
- Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 2002.-21 с.
- Зиновьева Н.О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. — 248 с.
- Изюмова Н.В. Педагогические условия формирования опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2000. — 21 с.
- Кабанов С.И. Социальное сиротство детей и подростков в современной России: причины, состояние, тенденции (социологический анализ): Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 2002. — 26 с.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. — 80 с.
- Кинг M.-JI. Паломничество к ненасилию // Ненасилие: философия, этика, политика. М.: Наука, 1993. — С. 175−187.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса /Сост.: E.H. Степанов, Е. В. Алексеева, JI.B. Байбородова, С. А. Белова и др. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
- Классному руководителю: Учебно-методическое пособие /Под ред. М. И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2001. — 280 с.
- Клепцова Е.Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям: Дис. канд. псих. наук. Киров, 2001. — 146 с.
- Климанова М.Н. Как воспитывать сегодня // Классный руководитель. -2001.-№ 4. -С. 122−139.
- Ключников C.B. Личностно-образующее взаимодействие воспитателя с социально незащищёнными детьми: Автореф. дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2002. — 18 с.
- Коваль Ю.М. Модель школы // Классный руководитель. 2000. — № 2. -С. 26−48.
- Козлова А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Автореф. дис. док. пед. наук. СПб., 1997. — 34 с.
- Козлова А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Дис. док. пед. наук.-СПб., 1997.-372 с.
- Козырев Н.Г. Введение в конфликтологию. М.: ВЛАДОС, 1999. — 176 с.
- Колесникова И. Не зачеркну ни дня в моей судьбе // Учительская газета. -1993. 6 апреля. — № 15. — С. 4.
- Концепция общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования. М., 1988. — 58 с.
- Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1990.-312 с.
- Кудрявцева Г. А. Проблема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в современной России: Учебно-методическое пособие для студентов. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 68 с.
- Ш.Кузнецова JI.B. Мышление, дарящее здоровье и успех // Воспитание школьников. 1992. — № 5−6 — С. 3−6.
- Кунакова Н.Ю. Интегративная технология педагогической поддержки школьников младшего подросткового возраста: Дис. канд. пед. наук. -М., 2000.- 195 с.
- Лановенко И.И. Творчество как условие гуманизации процесса воспитания // Теория и практика воспитания в духе ненасилия: Сборник тезисов Всесоюзного студенческого семинара. М., 1990. — С. 72−74
- Левитан K.M. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. -192 с.
- Лепнева O.A. Психолого-педагогические условия гуманизации лицейского образования (на материале псковского технического лицея): Дис. канд. пед. наук. СПб, 2000. — 223 с.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика противления злу ненасилием // Педагогика. -1998.-№ 4.-С. 18.
- Лихачёв Д.С. и др. Школа на Васильевском. М., 1990. — 234 с.
- Личко А.Е. Шизофрения у подростков. Л., 1989. — 179 с.
- Лишённые родительского попечительства /Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Лондон Д., Манаенкова 3. Психологическая служба помогает подросткам найти место в жизни // Народное образование. 2000. — № 7. — С. 157−163.
- Лосева В., Луньков А. Чем отзывается слово // Первое сентября. 1994. -№ 177−182. — С. 3.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. /Предисл. А. Я. Варга. М.: Международная педагогическая академия, 1994.-368 с.
- Макушина О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 2001. -21 с.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. М.: Изд. дом «Ноосфера», 1999. — 300 с.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
- Мамкин С.Г. Некоторые размышления о воспитании // Классный руководитель. 2001. — № 3. — С. 47−50.
- Маралов В.Г. Ненасилие как профессиональная позиция педагога // Учитель современной школы: Тезисы докладов XI Всероссийской конференции по педагогике ненасилия /Под ред. А. Г. Козловой СПб.: «Verba Magistri», 1996.-С. 5−8.
- Маркова J1.H. Проблемы семьи проблемы школы // Классный руководитель. — 1998. — № 2. — С. 49−51.
- Мартынов С.М. Здоровье ребёнка в ваших руках. М., 1991. — 181 с.
- Маспокова Е.М. Трудные дети // Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990.-С. 184−188.
- Матвеева Р.Г. Свобода ребёнка в образовательном процессе // Классный руководитель. 1999. — № 5. — С. 37−42.
- Методика воспитательной работы /Под ред. В. М. Коротова. М.: Просвещение, 1990.-175 с.
- Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Л.А.Байкова, J1.K. Гребенкина,
- О.В. Еремкина и др.- Под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2002. -144 с.
- Могилевцев М.П. Гуманитаризация технического образования: проблема и подходы // Гуманизация науки и образования: Материалы научно-методической конференции: Сборник. Харьков, 1991. — С. 15−17.
- Монтессори М. О принципах моей школы // Учительская газета. 1992. -№ 28. — С. 4.
- Набатникова Л.Д. Моделирование психолого-педагогических условий предупреждения наркотизации подростков 14−15 лет в школьной и внешкольной практике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Липецк, 2001. — 25 с.
- Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Научно-методическое пособие /Под ред. Л. С. Алексеевой. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. — 136 с.
- Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов /Сост.: Е. И. Лунина, Н. С. Шепурёва Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.
- Ненасилие: Философия, этика, политика /A.A. Гусейнов, B.C. Стёпин, Ж. Госс и др.- Отв. ред. A.A. Гусейнов. М.: Наука, 1993. — 186 с.
- Нечаева A.M. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. -М.: Наука, 1991.-238 с.
- B.Г. Маралова, В. А. Ситарова. СПб.: «Образование — культура», 1999. -(Вып. I). — С. 90−97.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2000. 507 с.
- Новосельцева М.М. Проблемы воспитания на рубеже эпох // Классный руководитель. 2001. — № 4. — С. 95 — 98.
- Носова М.А. Воспитательная система средней школы № 42 г. Рязани // Классный руководитель. 2002. — № 4. — С. 108−137.
- Обысова Н.С. Система воспитательной работы в серковской средней общеобразовательной школе // Классный руководитель. 2001. — № 1.1. C. 8−30.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
- Организация воспитательной работы в школе: Пособие для директоров общеобразовательных учреждений /Сост.: Г. С. Семёнов, ред. JI.B. Кузнецова. М.: Школьная Пресса, 2002. — 144 с.
- Орлов Ю.М. Воспитание в свете саногенного мышления // Воспитание школьников. 1993. — № 1. — С. 2.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. — 287 с.
- Орлов Ю.М. Психологические основы воспитания и самовоспитания. М.: Высшая школа, 1989. — 63 с.
- Орлов Ю.М. Психология ненасилия. М.: «Импринт-Голфстрим», 1997. -40 с.
- Орлов Ю.М. Саногенное мышление. М.: Слайдинг, 2003. — 96 с.
- Осипова Л.Г. Социально-педагогические функции школы в защите и обеспечении прав детей: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 160 с.
- Патфорд П. На пути к ненасилию: От воспитания в духе ненасилия к формированию ненасильственного общества. Центр миротворчества и общественного развития. — М., 2000. — 104 с.
- Педагогика наших дней (Ш.А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С.Н. Лысенко-ва) /Сост. В. П. Бедерханова. Краснодар, 1989. — 416 с.
- Педагогика. Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4 т. /Гл. ред. А. И. Каиров, Ф. Н. Петров. -М.: «Советская Энциклопедия», 1964. Т. 1. — 447 с.
- Петров A.B. Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества: Дис. канд. фил. наук. Казань, 1999. — 136 с.
- Петров A.B. Философско-мировоззренческие основания гуманизации образования в условиях информационного общества: Автореф. дис. канд. филос. наук. Казань: КГУ, 1999. — 17 с.
- Петрунек В.П., Таран Л. Н. Колыбель неврозов. М.: Знание, 1988. — 96 с.
- Пиманова О.В. Развитие идей ненасилия в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX вв: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1996.- 16 с.
- Пирогова С.А. Мой взгляд на воспитание человека XXI века // Классный руководитель. 2001. — № 4. — С. 3−18.
- Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении» от 2 апреля // Вестник образования России. 2002 г. — № 14. — С. 34 — 40.
- Плугина М.И. Влияние деятельности практического психолога на гуманизацию отношений в педагогическом коллективе: Дис. канд. псих. наук. -Ставрополь, 1997. 196 с.
- Подбуцкая К.И. Педагогическая компетентность как фактор предупреждения отчуждения младших школьников от образовательного процесса: Дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2001. — 239 с.
- Подставко Г. А. Концепция воспитательной работы // Классный руководитель. 1999. — № 1.-С. 11−19.
- Положение детей в Российской Федерации: Государственный ежегодный доклад, 1993 г. /Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. М.: Издательство «Дом», 1994. — 82 с.
- Поляк Г. Новая школа на Западе. М., 1928. — 295 с.
- Полякова Т.Н. Педагогическая защита (заметки классного руководителя) // Классный руководитель. 2000. — № 5. — С. 98 — 117.
- Предупреждение насилия в школе /Под ред. В. Н. Касаткина, Т.П. Симоня-товой и др. Казань: РИЦ «Школа», 2001. — 138 с.
- Проект «Модель классного руководителя» // Классный руководитель. -2000.-№ 1.-С. 91−94.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 1999. — 160 с.
- Психологическая служба школы /Ред. И. В. Дубровина. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 222 с.
- Психологические тесты: В 2 т. /Под ред. A.A. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2000.-Т. 2.-248 с.
- Психология. Словарь /Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пушкарёва А.И. Совершенствование воспитательной деятельности классного руководителя на диагностической основе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 2002. — 22 с.
- Пушкарёва Т.Н. Планирование воспитательной работы с учащимися среднего звена // Классный руководитель. 2001. — № 3. — С. 71−75.
- Радугин A.A. Психология и педагогика. М.: Изд-во «Центр», 1997. -256 с.
- Резенер Ф.Ф. Наказания // Учитель. 1868. — № 13−16. — С. 192.
- Римашевская Н.М. Социальные последствия экономической трансформации в России // Социс. 1997. — № 6. — С. 55.
- Рожков М.И., Байбородова J1.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001.-256 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с. — Т. 1. — А-М — 1993.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 672 с. — Т. 2. — М-Я — 1999.
- Русакова Т.В. Моя педагогическая концепция // Классный руководитель. -2001.-№ 4.-С. 56−57.
- Саитгалиева З.Ш. Педагогические условия организации свободного времени подростка: Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа, 2001. — 18 с.
- Сарычева С.H. Концепция воспитательной системы // Классный руководитель. 2002. — № 4. — С. 53−76.
- B.А. Ситарова. СПб.: «Verba Magistry», 2002. — С. 301−304.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 1999. -187 с.
- Ситаров В.А. Гуманистическая ценность педагогики ненасилия // Magister. 1996. — № 6. — С. 79 — 88.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Под ред. В. А. Сластёнина. М., 2000. — 216 с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997. — 336 с.
- Скалкова Я. Я и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.- 190 с.
- Слепухин А.Н. К вопросу о межличностном конфликте в диаде «учитель -ученик» // Теория и практика воспитания в духе ненасилия: Сборник тезисов Всесоюзного студенческого семинара /Сост. В. А. Ситаров. М., 1990. — С. 80−83.
- Сморгунова Н.Ф. Предупреждение беспризорности среди детей и подростков в России (20−90 гг. XX в.): Дис. канд. пед. наук. Владимир, 1997. -166 с.
- Современная педагогика, как развитие идей Песталоцци // Учитель. -1867.-№ 1−4.-С. 1.
- Соколова Е.Т. Насилие и пограничные расстройства личности // Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской Научно-практической конференции: Сборник. -М., 1997. С. 56−57.
- Сорокин С.А. Права детей в семье по семейному законодательству Российской Федерации и Конвенции «О правах ребёнка»: Дис.канд. юрид. наук. -М, 2000.- 137 с.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
- Спок Б. Ребёнок и уход за ним. М., 1994. — 498 с.
- Строкова H.H., Тиунова Е. А. Организация коллективных творческих игр в педагогике ненасилия // Теория и практика воспитания в духе ненасилия: Сборник тезисов Всесоюзного студенческого семинара. М., 1990. — С. 7072.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. Избр. соч. -М., 1981.-Т.3.-456 с.
- Сырыгина B.JI. Организация воспитательной деятельности в школе // Классный руководитель. 2000. — № 2. — С. 59−67.
- Терёхин Ю.Г. Педагогические условия управления эмоциональным состоянием учащихся в образовательном процессе: Автореф.дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 19 с.
- Тихоненков Н.И. Педагогические условия личностного роста подростков в досуговой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002.-27 с.
- Toppe Делла А. Ошибки родителей. Пер. с итал. /Послесл. Ю. Азарова. -2-е изд. М.: Прогресс, 1993. — 136 с.
- Трухачёва И. Педагогика Льва Толстого // Учительская газета. 1992. -№ 24.-С. 5.
- Уманский К.Г. Невропатология для всех. Кн. 2. М.: Знание, 1989. — 192 с.
- Ушинский К.Д. Воля как стремление к свободе: Избранные педагогические сочинения. М., 1953. — Т. 1. — 563 с.
- Фетискин Н.П. Психоэмоциональные аспекты гуманизации учебного процесса // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса: Сборник научных трудов. Ярославль: Ярославский гос. универ, 1991. -С. 20−35.
- Филатова И. Дети-самоубийцы // Аргументы и факты. 1997. — № 47. -С. 7.
- Филипов Н. Откуда в них эти гены зла? // Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. — С. 223−226.
- Хоменко И.А. Педагогическое просвещение родителей основа педагогики ненасилия // Педагогика как диалог — диалог педагогик: Тезисы докладов X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия /Под ред.
- A.Г. Козловой, В. Г. Маралова, В. А. Ситарова. СПб., 1995. — С. 107−109.
- Цвейг С. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина. М.: Мысль, 1988.-237 с.
- Чернышев A.C. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 186 с.
- Шабашова О.Я. Роль учителя в семейном воспитании в духе ненасилия // Педагогика как диалог диалог педагогик: Тезисы докладов X Всероссийской конференции по педагогике ненасилия /Под ред. А. Г. Козловой,
- B.Г. Маралова, В. А. Ситарова. СПб., 1995. — С. 132−133.
- Швецова М.Н. Соотношение самооценки учителя и стиля его взаимодействия с классом учащихся: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 2000 -18 с.
- Шипицына Л.М. Мотивы суицидального поведения подростков // Дети России: насилие и защита: Материалы всероссийской научно-практической конференции: Сборник. -М., 1997. С. 57−60.
- Шипицына Л.М. Особенности агрессивного поведения подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Сборник.-М., 1997.-С. 118−184.
- Шлыкова Е.В., Шептихина Г. В. К вопросу об анализе работы классного руководителя // Классный руководитель. 2001. — № 1. — С. 90−95.
- Шмуракова М.Е. Взаимосвязь осознания и переживания младшими подростками межличностных отношений в классе с их индивидуальными характерами: Автореф. дис. канд. псих. наук. Мн., 2001. — 19 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор /Пер. с англ. А. Малышевой. М., 1994. — 128 с.
- Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — С. 7−25.
- Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. М.: МЗ-Пресс, 2002. — 272 с.
- Шумакова И.Л. Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. 2000. — № 1. — С. 40−83.
- Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 416 с.
- Щербинина В. Помочь детям вырасти здоровыми // Воспитание школьников.-1992.-№ 1−2. С. 10−11.
- Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. — 16 с.
- Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986.- 112 с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство (теория, методика, технология): Настольная книга учителя. М.: Пед. общ-во России, 1999. — 222 с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 96 с.
- Эльконин Д.Б. Проблема, метод и организация исследования // Возрастные особенности младших подростков. М., 1967. — С. 37.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах // Избранные психологические труды /Ред. Д. И. Фельдштейн. М.-Воронеж, 1995. — 297 с.
- Юсфин С.М. Договор как средство гуманизации отношений в процессе педагогической поддержки ребёнка: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.- 19 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. -639 с.
- Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя // Классный руководитель. 2001. — № 6. — С. 19−29.
- Яцкевич В.Н. Закон и родители. Мн.: Беларусь, 1989. — 143 с.
- Bandura, A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1986. — 87 p.
- Crockenberg, S. Predictors and correlates of anger toward and punitive control of toddlers by adolscent mothers // Child development, 1987. P. 964−975.
- Eron, L.D., & Huesmann, L.R. The control of agressive behavior by changes in attitudes, values, and the conditions of learning. In RJ. Blanchard & D.C.
- Blanchard (Eds.) // Advances in the study of aggression. Orlando, FL: Academic Press, 1984.-Vol. l.-P. 139−173.
- Hanson, C.L., Henggeler, S.W., Demographic, individual, and familyrelationship of serious and repeated crime among adolescents and their siblings //Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1984. P. 528−538.
- Kempe C.H., Silverman F.N., Steele B.F., Droegmueller W., Silver H.K. The battered child syndrome //1. Amer. Med. Assoc., 1962. Vol. 181. — P. 17−24.
- Loeber, R., & Dishion, T. Early predictors of male deliquency: A review // Psychological Bulletin, 1983. P. 68 — 99.
- McCarthy, P. Youths who murder. In J. de Wit & W.W.Hartup (Eds.),
- Determinants and origins of agression. The Hague: Mouton, 1974. — P. 589 -593.
- Olweus, D. Familial and temperamental determinants of aggressive behavior in adolescent boys: A casual analysis // Developmental Psychology, 1980. -P. 644−660.
- Perry D.G., Bussey K. Social development. Englewood Cliffs, NJ: Prentice1. Hall, 1984.- 121 p.