Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура выступления. 
Организация самостоятельной работы студента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перечеркивающий способ: выступающий заявляет, что он не уложился в отведенное время, поэтому о самом важном и интересном, к сожалению, не удалось сказать. Такое заключение подчеркивает неподготовленность выступающего, его неумение или нежелание эффективно использовать время и может вызвать у слушателей лишь досаду и недоумение; Нелогичная концовка: внимательный слушатель может предсказать… Читать ещё >

Структура выступления. Организация самостоятельной работы студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выступление, как правило, состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

Успех выступления в значительной степени зависит от его первых фраз. Нередко они более всего запоминаются слушателям, поэтому должны быть наиболее тщательно подготовлен и отработаны.

Во вступлении надо объяснить цель и точно определить содержание выступления. Здесь важно четко сформулировать и обозначить стержневую идею. Вступление, как и основная часть, и заключение имеет собственную структуру (рис. 13).

Структура выступления.

Рис. 13. Структура выступления

«Зацеп» обеспечивает привлечение внимания слушателей.

Наиболее распространенные способы «зацепа»:

  • • краткое изложение интересного, поучительного факта. При этом если последующая речь выступающего окажется слабее «зацепа», то в памяти слушателей может остаться только сам «зацеп», привлекший внимание;
  • • подчеркивание общего интереса к проблеме;
  • • «веселое начало»: шутка, изложение смешного случая и т. д.;
  • • «град вопросов»: выступающий за короткий промежуток времени четко формулирует вопросы, среди которых выделяется один или несколько, которым посвящается выступление;
  • • цитирующий способ: из официальных документов, работ ученых, писателей выбирается цитата, которая выражает существо вопроса;
  • • выделение парадокса, аномалии, несоответствия, стремясь, или озадачить аудиторию, или выделить то, что является важным в данное время;
  • • резкое заявление: заострение вопроса или проблемы. Обычно при этом выступающий старается отметить непосредственное отношение слушателей к содержанию заявления;
  • • сопоставительный способ: предельно краткое изложение существа выступления предыдущего оратора и изложение на этом фоне своего взгляда;
  • • «поворот на 180 градусов» — отработанный или стихийный: выступающий излагает свою бывшую позицию и факты, которые способствовали ее изменению;
  • • «вопрос ребром»: оратор сразу задает тот вопрос, на который он попытается дать ответ в своем выступлении;
  • • «наглядная картинка»: выступающий показывает небольшой фрагмент из документального фильма или слайды. Это очень эффективный «зацеп», так как он отличается наглядностью и выразительностью неречевых средств;
  • • «разыгрывание мизансцены». Этот способ также эффективен при условии убедительности игры;
  • • «напрасные усилия»: выступающий начинает с перечисления мер, которые были приняты для решения вопроса, отмечая их нулевую или незначительную результативность. Это создает необходимый фон для восприятия последующей речи;
  • • «способ самокритики»: выступающий начинает критиковать себя, отмечая неправильные действия, меры и т. д. На этой основе создается полотно позитивного плана с предложениями о том, что надо сделать, чтобы впредь не допускать прошлых ошибок.

Содержание основной части — это всестороннее обоснование, раскрытие основного тезиса.

Варианты построения системы аргументации основной мысли:

  • • проблемное изложение (формулирование темы как проблемы: выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
  • • хронологическое изложение;
  • • изложение от причин к следствиям;
  • • индуктивное изложение (от частного к общему);
  • • дедуктивное изложение (от общего к частному).

В основной части желательно разместить особые доказательства и сравнения, которые произведут соответствующее впечатление на слушателей.

Заключение — это кульминационный пункт выступления.

Опытный оратор большое значение уделяет заключительной части своего выступления. Способы заключения так же разнообразны, как и способы «зацепа». Но они не предваряют, а подытоживают выступление. Слабое заключение может свести на нет хорошую речь, а эффектное — спасти даже посредственный доклад. Важно умело как «войти в речь», так и «выйти из нее». Поэтому при подготовке к выступлению надо уделять особое внимание, как началу речи, так и заключению. Первые 2−3 предложения, а также последние можно даже выучить наизусть. Не следует заканчивать речь внезапно: «Вот и все, что я хотел сказать». Это звучит как признание в том, что больше вам ничего в голову не приходит. Хорошее заключение доклада должно содержать краткое подведение итогов, т. е. повторение важных моментов, но не должно быть слишком затянутым.

Существуют три основных способа заключения выступления:

  • обзор сказанного: выступающий в кратких формулировках излагает главные мысли основной части лекции, ее содержание;
  • выводы и предложения: формулировка выводов, следующих из выступления. Вывод — это не только «сгустки мысли», но и качественно новые итоги выступления;
  • акцент на каком-то вопросе: если в основной части было рассмотрено несколько вопросов, то в заключении выступающий, обращает внимание на важнейший из этих вопросов, подчерк кивает его значимость, необходимость решения.

Если недостатки вступления могут компенсироваться хорошей основной частью, то неудачное заключение компенсировать нельзя ничем. Поэтому важно знать варианты неудачного заключения и по мере возможности избегать их:

  • перечеркивающий способ: выступающий заявляет, что он не уложился в отведенное время, поэтому о самом важном и интересном, к сожалению, не удалось сказать. Такое заключение подчеркивает неподготовленность выступающего, его неумение или нежелание эффективно использовать время и может вызвать у слушателей лишь досаду и недоумение;
  • нелогичная концовка: внимательный слушатель может предсказать концовку речи, так как следит за логикой выступления. Однако некоторые заключения противоречат логике и звучат странно, неуместно. Это является, как правило, результатом неудачной импровизации или непродуманного заключения;
  • мрачная, безысходная картина. Такие картины лучше создавать (если, конечно, к этому вынуждают обстоятельства) в основной части, но не заканчивать ими выступления, чтобы не вызвать пессимизма у слушателей;
  • заключение

    заканчивающееся шуткой, не относящейся к теме выступления, отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Если первые слова заключения должны привлечь внимание слушателей, то последние — усилить эффект выступления. Поэтому перед заключительной фразой необходимо сделать паузу, помогающую слушателю сконцентрировать внимание.

Последние слова оратора должны воодушевлять слушателей, призывать их к активной деятельности.

Чтобы осмыслить положительные и отрицательные стороны своего выступления, устранить недостатки, промахи, недоработки, дать оценку своему выступлению, необходим критический самоанализ его качества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой