Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика работы должностных лиц по педагогической профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма у военнослужащих

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическую профилактику незаконного оборота и потребления наркотических средств, токсических веществ и алкоголя среди военнослужащих целесообразно проводить на основе специальной методики в три этапа: в период призыва молодого пополнения в Вооруженные Силы; в период адаптации военнослужащих к службе и в ходе дальнейшего прохождения службы. На первом этапе военные комиссариаты проводят работу… Читать ещё >

Методика работы должностных лиц по педагогической профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма у военнослужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическую профилактику незаконного оборота и потребления наркотических средств, токсических веществ и алкоголя среди военнослужащих целесообразно проводить на основе специальной методики в три этапа: в период призыва молодого пополнения в Вооруженные Силы; в период адаптации военнослужащих к службе и в ходе дальнейшего прохождения службы. На первом этапе военные комиссариаты проводят работу по выявлению лиц, непригодных по состоянию здоровья к военной службе; осуществляется отбор призывников представителями воинских частей. На втором этапе работа, но педагогической профилактике незаконного оборота и потребления наркотических средств, токсических веществ и алкоголя должна быть наиболее интенсивной, так как необходимо выявить лиц, предрасположенных к наркомании и токсикомании, с последующим их включением в «группу риска». На третьем этапе работа по педагогической профилактике незаконного оборота и потребления наркотических средств, токсических веществ и алкоголя концентрируется на противодействии их употребления и распространения в воинской части, подразделении.

На первом этапе педагогической профилактики незаконного оборота и потребления наркотических средств, токсических веществ и алкоголя, начальник медицинской службы воинской части проводит инструктивное занятие с офицерами и прапорщиками, направляемыми в военные комиссариаты за молодым пополнением. На занятии обращается особое внимание на знание признаков нервно-психической неустойчивости и психических расстройств.

По прибытии на сборные пункты представители воинской части обязаны ознакомиться с документами призывников, провести личные беседы с ними, получить информацию о состоянии здоровья призывников от медицинских работников, лично присутствовать на медицинском осмотре. В процессе изучения призывников особое внимание обращается на лиц, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе, состоявших под наблюдением у психиатра и невропатолога, перенесших травмы головного мозга, склонных к употреблению алкогольных напитков, наркотических средств и токсических веществ, совершавших асоциальные поступки.

Изучение молодого пополнения необходимо осуществлять и в пути следования в воинскую часть. В это время следует обратить внимание на лиц, нарушающих дисциплину, показывающих вспыльчивость, грубость, агрессивность, повышенную обидчивость, стремящихся к употреблению алкоголя, крепких настоев чая. По прибытии в воинскую часть, старший команды докладывает должностным лицам о военнослужащих с отклонениями в поведении.

В период проведения второго этапа работа по педагогической профилактике незаконного оборота и потребления наркотических средств, токсических веществ и алкоголя начинается с момента прибытия молодого пополнения в воинскую часть, подразделение. В первую очередь необходимо изучить: характеристики с места работы, учебы, карточку профессиональнопсихологического отбора, медицинскую карточку, автобиографию и другие характеризующие документы с целью выявления признаков, указывающих на необходимость включения данного военнослужащего в «группу риска».

Наиболее доступным методом работы по выявлению лиц, имеющих опыт незаконного оборота и потребления наркотических средств, токсических веществ и алкоголя является наблюдение, которое целесообразно использовать на всех этапах педагогической профилактики. В процессе наблюдения следует обращать внимание на такие аспекты внешности и поведения военнослужащего, как:

  • — мимика лица, особенности взгляда;
  • — пантомимика человека (осанка, поза, жестикуляция, походка, общая двигательная активность);
  • — особенности голоса и речи (сила и тембр, интонация, темп, плавность);
  • — содержательные характеристики речи (словарный запас, лексика, степень связности речи);
  • — адекватность поведения (степень приверженности общепринятым нормам поведения, выраженность самоконтроля, особенности дистанцирования от окружающих);
  • — внешние признаки вегетососудистых реакций и физиологических состояний (покраснение или побледнение кожных покровов, потливость или сухость кожи, тремор век и пальцев, частое мигание, подергивание щек, изменение ритма дыхания), а также наличие и вид татуировок.

Анализ практики показывает, что выявление по внешнему виду лиц употребляющих наркотические средства в некоторых случаях бывает затруднено (при легких формах злоупотребления), но всем должностным лицам необходимо знать следующие особенности физического состояния больных наркоманией:

  • — сухость кожи, ее серо-пепельный оттенок; мешки под глазами;
  • — расширенные или суженные зрачки, «блестящие», красные или мутные глаза, полуопущенные веки; ломота конечностей тела, гусиная кожа, зуд по ходу вен;
  • — частое почесывание кончика носа, лба, тела;
  • — плохая координация движений, трудности в выполнении пальценосовой пробы или ходьбе по прямой линии;
  • — речь как у пьяного человека при отсутствии запаха алкоголя изо рта; различные кожные болезни — гнойничковые высыпания больше вокруг рта и носа; повышенная потливость;
  • — тремор кистей, рук, пальцев, языка, всего тела;
  • — сухость во рту; телесные повреждения в виде следов инъекций — нагноения, рубцы на месте введения наркотиков, чаще в области предплечий, на груди, бедрах, между пальцами, в подмышечной впадине и на других участках тела (иногда наркоманы делают порезы на руках и ногах с целью скрыть следы укола);
  • — запах конопли, ацетона, бензина, клея от одежды, волос, кожи; сонливость (иногда даже засыпание с открытыми глазами);
  • — крайняя рассеянность или задумчивость;
  • — состояние возбужденности, эйфории; речь невпопад, смех без причины;
  • — жалобы на тошноту, позывы к рвоте;
  • — следы от инъекций, особенно по ходу вен, множественные или в виде одного плотного ороговевшего узелка над веной (результат многократных проколов вены в одном и том же месте). Самодельные препараты нередко вызывают флебиты (вены становятся твердыми на ощупь).

Исключительно важным мероприятием для своевременного выявления лиц, имеющих опыт потребления наркотических средств, является медицинский осмотр. В истории болезни или медицинской карточке должны отмечаться все следы повреждений: кровоподтеки, ссадины, их локализация, размеры, цвет кровоподтека как признак его давности.

К факторам, увеличивающим риск наркотического и алкогольного поведения, следует отнести: наличие в анамнезе врожденных заболеваний, органических поражений головного мозга, задержки и отклонения в развитии; суицидальное поведение; неврозы и другие психические заболевания; низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам; опыт употребления снотворных, седативных или других психоактивных веществ в медицинских целях и др.

Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о том, что военнослужащий имеет опыт потребления наркотических средств. Данные медицинского осмотра и выводы, полученные в результате изучения документов, должны быть положены в основу ознакомительной беседы и отражены в личном деле военнослужащего.

Ознакомительную беседу с целью выявления у военнослужащего обстоятельств (факторов) жизни, способствующих возникновению риска наркотизации и алкоголизации следует проводить по следующим направлениям.

  • 1. Социальный портрет личности военнослужащего:
    • — данные о детстве и семье — сведения о родителях и родственниках, наследственных заболеваниях, характере семейных отношений, лидерстве, конфликты в семье и типичные способы их разрешения, характеры членов семьи, отношения с родителями в подростковом возрасте, материальнобытовые условия жизни;
    • — дошкольный и школьный периоды — посещал ли военнослужащий детский сад или воспитывался дома; переводился ли из одной школы в другую; наиболее частые причины конфликтов и способы их разрешения; глубина и направленность увлечений, их устойчивость; успехи в учебе, наиболее любимые и нелюбимые предметы. Определяются ведущие черты характера военнослужащего, начиная с детских лет, изменения характера, особенности, присущие в настоящее время. Кроме этого, в процессе проведения беседы необходимо обратить особое внимание на наличие у военнослужащего раннего психотравмирующего опыта (в том числе фактов перенесенного физического или сексуального насилия); различных проблем и затруднений ребенка (подростка) в адаптации; непереносимость конфликтов, неэффективные способы психолого-педагогической защиты; склонность в подростковом периоде к компульсивным (навязчивым) формам поведения — перееданию, злоупотреблению чаем, кофе, табаком, азартными и компьютерными играми, сексомании; неорганизованность в проведении рабочего времени — стремление к поиску новых ощущений, удовольствий на фоне неразвитой сферы потребностей; потребительские, гедонистические, утилитарные интересы; склонность к асоциальным формам поведения — уходы из дома, приводы в милицию, принадлежность к неформальным подростковым группам с асоциальной направленностью; наличие в подростковой среде взрослых — криминальных авторитетов, наркоманов, алкоголиков, распространителей наркотиков: наличие собственного опыта незаконного оборота и потребления наркотических средств и токсических веществ (уточнение частоты употребления и вида наркотического средства), опыт употребления алкоголя (уточнение частоты употребления, количества и вида алкогольных напитков);
    • — становление (социализация военнослужащего) — мотивы выбора жизненного пути после окончания школы, процесс адаптации, взаимоотношения в коллективе, успехи в работе (учебе).
  • 2. Общение военнослужащего:
    • — взаимоотношения с представителями противоположного пола: возраст появления первого влечения, широта контактов, мотивация общения, отношение к проблеме создания собственной семьи. Если военнослужащий является семейным человеком, выясняется количественный состав семьи, условия проживания, материальное обеспечение, общность интересов;
    • — сфера общения военнослужащего — особенности общения в школе, на работе; анализируется быстрота установления социальных контактов, их избирательность, формальность или неформальность взаимоотношений с людьми, место в коллективе (лидирующее, независимое, подчиненное), особенности его поведения при конфликте; широта и разнообразие интересов, наличие хобби, особенности свободного времяпрепровождения; социальная характеристика основного круга общения.

К факторам риска наркотизации могут относиться следующие особенности военнослужащего: вспыльчивость, импульсивность, склонность к риску; стремление к превосходству, самоутверждению, агрессивность, конфликтность; низкая самооценка, неуверенность в себе, плохая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам; чрезмерная зависимость от значимого лица, подчинение влиянию, стремление к подражанию, отсутствие критичности; склонность к неординарным интересам и увлечениям (мистицизм, увлечение особыми духовными практиками), азартным играм; принадлежность к некоторым неформальным организациям, группировкам, течениям.

  • 3. Особенности физического и психического состояния:
    • — какие заболевания, травмы перенес военнослужащий в младенчестве, детстве, подростковом возрасте; какими хроническими заболеваниями страдает; физическое и психическое состояние на момент беседы; отношение к употреблению табака, алкоголя, наркотиков.

При выявлении на момент проведения беседы физического и психического состояния необходимо обратить внимание на такте обстоятельства как нарушения режима сна и бодрствования; проблемы с аппетитом, потеря в весе даже при чрезмерном аппетите; головные боли; вегетативные нарушения в виде ознобов, запоров, выраженной потливости, ощущений холода или жара, сухости во рту, жажды; подверженность частым сменам настроения; преобладание плохого настроения, раздражительности, состояния апатии, депрессии.

На третьем этапе работа по педагогической профилактике незаконного оборота и потребления наркотических средств, токсических веществ и алкоголя концентрируется на противодействии их употребления и распространения в воинской части, подразделении. Первоочередное внимание должно быть обращено на военнослужащих «группы риска»: имеющих опыт незаконного оборота и потребления наркотических средств, токсических веществ и алкоголя; испытывающих чувство дискомфорта; проявляющих другие формы отклоняющегося поведения.

Практический опыт показывает, что для своевременного выявления лиц, употребляющих наркотические средства, токсические вещества и алкоголь, существенное значение имеют построения личного состава, предусмотренные распорядком дня; внеплановые, внезапные медицинские телесные осмотры личного состава; проверка наличия личного состава в вечернее и свободное от службы время, в выходные и праздничные дни, в ночное время; выборочные проверки в местах работы и несения службы, в кладовых и прочих подсобных помещениях; в бане во время помывки личного состава и другие мероприятия.

Основными путями поступления наркотических средств и токсических веществ в воинские коллективы являются: пересылка по почте; доставка родственниками и знакомыми; сбыт наркотических средств гражданскими лицами; хищение из аптек, медицинских складов, лечебных учреждений, в том числе, при посредничестве медицинского персонала; кустарное приготовление военнослужащими.

Организация осмотра мест вероятного сокрытия наркотических средств включает: осмотр помещений, осмотр транспортных средств. Анализ практики показывает, что на производство и употребление наркотиков в условиях воинской части, подразделения могут указывать: находящиеся в казарме кофемолки, мясорубки, решета, прессы, посуда, тампоны, бинты, пропитанные бурым веществом, а также закопченная, пахнущая растворителем посуда; специфические растительные и химические запахи, наличие фармацевтической литературы; наличие шприцов, медицинских игл, жгутов, трав, таблеток, порошков, ампул; полиэтиленовые пакеты; растворители, лаки, краски, бензин, керосин, дизельное топливо, хранящиеся в местах, не предназначенных для этой цели; пропажа промедола из индивидуальных аптечек; наличие кристаллического йода, марганцовки, питьевой соды, различных химических реактивов, наличие в укромных местах рвотных масс, окурков от самокруток, папирос и др.

Нередки случаи, когда наркотические средства и алкоголь поступают в подразделение через местных жителей. С целью противодействия этому командир обязан ограничить выходы личного состава за пределы подразделения, за военнослужащими, прибывшими из командировки, отпуска, увольнения, обязан осуществлять контроль.

Наркотические средства, токсические вещества и алкоголь могут приобретаться в обмен на обмундирование, снаряжение, горюче-смазочные материалы, продукты питания, оружие и боеприпасы и на другое военное имущество.

Кроме перечисленных способов, наркотические средства и алкоголь доставляются в подразделение родственниками и близкими военнослужащих.

Чтобы избежать фактов хищения наркотикосодержащих средств из аптечек, лечебных учреждений, медицинских пунктов и медицинских складов, должен быть организован строгий учет, систематический контроль за хранением и правильностью выдачи медикаментов (в том числе за промедолом, находящимся в индивидуальных аптечках).

Директивой министра обороны Российской Федерации № Д-32 от 30.06.2000 «О неотложных мерах по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту и Вооруженных Силах Российской Федерации» предусматривается, что командиры вправе своей властью отстранять от выполнения задач с оружием военнослужащих, имеющих признаки потребления наркотических веществ, без назначения врача и направлять их на углубленное обследование в медицинские подразделения; осуществлять направление на медицинское освидетельствование военнослужащих для установления состояния опьянения наркотическими или токсическими веществами по письменному представлению соответствующих командиров и начальников.

Для предварительной диагностики факта употребления наркотических средств Министерством здравоохранения Российской Федерации рекомендовано применение экспресс-тестов, основанных на принципе иммунохроматографии.

Тест-система — это анализ с целью обнаружения наркотиков в моче определенной минимальной концентрации. Тест позволяет обнаружить одновременно пять или более видов наркотических средств в одной выборке мочи через 15 мин. Он не предназначен для определения количественного уровня концентрации или уровня опьянения.

Тестирование проводится в медицинском пункте воинской части, но может проводиться и в подразделении подготовленным к этому медицинским работником, в присутствии командиров и офицеров службы войск и безопасности военной службы. Необходимо отметить, что тестирование следует осуществлять в присутствии самого подозреваемого в употреблении наркотических средств.

В соответствии с решением Совета Безопасности РФ от 06.06.1999 Центральной военно-врачебной комиссией Минобороны России совместно с Минздравом России подготовлены и направлены в военные комиссариаты «Методические рекомендации по выявлению лиц, предрасположенных к употреблению наркотических средств».

Таким образом, педагогическую профилактику наркомании, токсикомании и алкоголизма среди военнослужащих воинской части, подразделения необходимо начинать с выявления совокупности экономических, политических, духовных, социально-педагогических и психологических причин наркотического и алкогольного поведения у молодежи и ликвидации тех условий и обстоятельств, которые способствуют их проявлению во время службы в Вооруженных Силах. Зная истинные причины, условия и мотивы наркомании, токсикомании и алкоголизма, командиры, офицеры органов воспитательной работы, медицинские работники и другие должностные лица смогут эффективно организовать процесс педагогической профилактики данной проблемы.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Дайте характеристику наркомании, токсикомании и алкоголизма как социальных явлений.
  • 2. Охарактеризуйте виды наркомании военнослужащих.
  • 3. Назовите основные причины появления и проявления токсикомании.
  • 4. Перечислите признаки пьянства и алкоголизма у военнослужащего.
  • 5. Охарактеризуйте виды наркомании в условиях военной службы.
  • 6. Назовите основные причины появления и проявления токсикомании.
  • 7. Раскройте сущность пьянства и алкоголизма среди военнослужащих.
  • 8. Разработайте рекомендации по педагогической профилактике наркомании у военнослужащих в подразделении (части).
  • 9. Разработайте комплекс мероприятий по педагогической профилактике токсикомании у военнослужащих в подразделении (части).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой