Педагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
![Диссертация: Педагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности](https://westud.ru/work/4861957/cover.png)
Диссертация
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы отражены в научно методических рекомендациях по организации личностно ориентированного взаимодействия с дошкольниками в познавательной деятельности. Они были использованы в практике дошкольного образования, в организации педагогической практики, учебной и научно-исследовательской работе… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Становление концепции личностно-ориентированного образования
- 1. 2. Развитие идей личностно-ориентированного образования в дошкольной педагогике
- 1. 3. Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с дошкольниками в процессе познавательной деятельности
- Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Изучение особенностей личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в практике дошкольного образования
- 2. 2. Проектирование педагогических условий личностно-ориентированного взаимодействия в познавательной деятельности
- 2. 3. Реализация личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками в познавательной деятельности
- Выводы
Список литературы
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М.: Топикал, 1994. 608 с.
- Акбашева Р.Ш. Организационно-педагогические условия формирования субъектной позиции педагогов в проектировочной деятельности дошкольных учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук / Уфим. гос. пед. институт. — Уфа, 2000. — 20 с.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Просвещение, 1983. — 173 с.
- Алалыкина JI. Коллекция как форма развития познавательной деятельности детей // Ребенок в детском саду. — 2001. — № 1. — С. 30−32.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. — Тюмень: ТГУ, 1996. — 216 с.
- Алексеева Л.Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии: Автореф. дис. доктора психол. наук / Томск, гос. пед. университет. — Новосибирск, 1996. 55 с.
- Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5. С. 36−41.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М.: Педагогика, 1990. — 422 с.
- Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. 2000. — № 1. — С. 8−11.
- Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. — № 2. — С. 67−71.
- Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук / МГПУ. М., 1994. — 19 с.
- Барцалкина В.В. Общение и развитие познавательной активности дошкольников // Психологические проблемы нравственного воспитания: Сб. науч. тр. / Под ред. Ф. Г. Михайлова, И. В. Дубровина, С. Г. Якобсон. М.: МГУ, 1977. — С. 78−85.
- Башлакова JI.H. Влияние общения воспитателя с дошкольниками на взаимоотношения детей: Дис. канд. психол. наук / НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М., 1986. — 162 с.
- Белкина В.Н. Стилевые особенности регулирования педагогом взаимодействия детей // Проблемы дошкольного образования XXI века: Материалы науч.-практ. конф., посвящен. 110-лет. со дня рожд. Е. А. Флериной. М.: МПГУ, 2000. — С. 134−136.
- Белухин А.Д. Основы личностно-ориентированной педагики: Курс лекций. — М.: Институт проблемной психологии, 1996. — 318 с.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекцион-ная работа школьного психолога. — М.: Просвещение, 1987. — С. 67−80.
- Берне Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М.: Просвещение, 1996. 440 с.
- Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. — 1994. — № 5. — С. 21−25.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Госпедагентство, 1994. — 68 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1985. — 158 с.
- Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 74−81.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика. — 1990. — № 12. — С. 65−71.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 45−49.
- Булычева А. Решение познавательных задач: возможные формы занятий // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 4. — С. 69−72.
- Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
- Буре Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду. Автореф. дис. доктора пед. наук / НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М., 1986. — 34 с.
- Буре Р. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 3. С. 33−36.
- Буре Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. — М.: Ювента, 2001. 176 с.
- Бычкова С.С. Формирование гуманистической направленности общения у старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук / Липец, гос. пед. институт. — Липецк, 1999. — 22 с.
- Вакуленко О.В. Игровой тренинг как средство формированияАгуманных отношении старших дошкольников к сверстнику: Автореф. дис. канд. пед. наук / Шадринский гос. пед. институт. — Екатеринбург, 2000. — 23 с.
- Валицкая А.П. Философские основания современной проблемы образования // Педагогика. — 1997. — № 3. — С. 15−19.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с.
- Венгёр JI. А.В.Запорожец: гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1990. — № 8. — С. 2−7.
- Веракса Н., Стеркина Р. и др. Рекомендации по аттестации руководящих педагогических работников дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 5. С. 2−16.
- Ветчинкина P.P. Теоретические основы личностного развития дошкольников: Автореф. дис. докт. пед. наук / Благовещ. гос. пед. университет. — Челябинск, 2003. — 35 с.
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. — М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 2002. 240 с.
- Горлова Н.А. Педагогические основы личностного подхода к обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук / МПГУ. — М., 2001. — 40 с.
- Гризик Т.И. Программа «Радуга»: методалогические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. — 1998. № 10. — С. 80−82.
- Гризик Т.И. Познаю мир. — М.: Просвещение, 2001. — 87 с.
- Гуманизация педагогического процесса дошкольного учреждения: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Т. М. Бабуновой и А.Н.Тро-ян. — Магнитогорск, 1995. — 152 с.
- Давидчук А.И. Индивидуально-ориентированное обучение детей. — М.: Мозаика Синтез, 2000. — 112 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 29−40.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. ЯЛ. Коломинскош, Е.АПанько. — Минск, 1997. — 237 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1987. 207 с.
- Дольто Ф. На стороне ребенка. — СПб.: Петербург — XXI век, 1997. 527 с.
- Дружные ребята (Воспитание гуманныз чувств и отношений у дошкольников) / Под ред. Р. С. Буре. М.: МПГУ, 1997. — 95 с.
- Дыбина О.В. Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002. — 131 с.
- Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Авто-реф. дис. доктора пед. наук / МГОПУ им. М. А. Шолохова. — М., 2002. 45 с.
- Ерофеева Т. И, Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук / НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М., 1986. 16 с.
- Ерофеева Т.И. Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников математике: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — М.: МПГУ, 1995. — С. 65−68.
- Ерофеева Т.И. Включенное чтение и беседа // Дошкольное воспитание. 2001. — № 4. — С. 83−86.
- Ерофеева Т.И. Где живут 140 почему, или о вопросах, дающих интересные ответы // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 2. — С. 77−83.
- Задулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Дис. канд. пед. наук / МГПУ. — М., 1998. 178 с.
- Закон Российской Федерации об образовании. — МП «Новая школа», 1992. — 58 с.
- Захарова Г. И. Развитие профессиональной компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга: Дис. канд. пед. наук / Урал. гос. академия физкультуры. — Челябинск, 1998. — 168 с.
- Зимняя А.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — М.: Логос, 2003. 384 с.
- Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. — 2000. № 5. — С. 65−72.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 148 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Кашубо Н.И. Психолого-педагогические условия развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук / МГПУ. — М., 2003. 22 с.
- Квятковский Е. Главные педагогические заповеди // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 12. — С. 6−11.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996. — 85 с.
- Кобзарева И.И. Формирование готовности студентов к личност-но-ориентированному педагогическому взаимодействию: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ставроп. гос. тех. университет. — Ставрополь, 1998. — 21 с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. С. 41−49.
- Козлова А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия: Дис. докт. пед. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 1997. — 372 с.
- Кокорева Н.В. Формирование у воспитателей дошкольных учреждений позиции принятия активной роли ребенка: Дис. канд. пед. наук / Исслед. центр семьи и детства РАО. — М., 1993. 159 с.
- Коломинский Я. Л, Панько Е. А. Что такое педагогическое общение? // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 6. — С. 39−43.
- Коломинский Я.Л. Изучение педагогического взаимодействия // Советская педагогика. — 1991. — № 10. — С. 36−42.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. Диагностика педагогического взаимодействия: Методическое пособие. — Минск, 1993. — 79 с.
- Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 10. — С. 41−44.
- Комиссаренко Т.И. Зависимость социального поведения детей в группе от воздействия взрослого: Дис. канд. пс/ихол. наук / МПГИ им. В. И. Ленина. М., 1979. — 157 с.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. — № 5. — С. 10−23.
- Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. — 1999. № 3. — С. 43−49.
- Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. — 224 с.
- Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. — 2001. —11. С. 29−40.
- Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. 2002. — № 1. — С. 42−48.
- Костелова Л.Д. Исследование проблем воспитания нравственно-волевых качеств и взаимоотношений у детей дошкольного возраста в российской педагогике 50−80-х годов XX века: Автореф. дис. канд. пед. наук / МПГУ. — М., 2000. — 17 с.
- Котырло В.К., Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников // Вопросы психологии. — 1991. — 2. — С. 50−60.
- Кошелева А. Как понимают дошкольники взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками. Средний дошкольный возраст //Дошкольное воспитание. — 1986. — № 4. — С. 30−33.
- Кравцов Г. Г. Формирование личности в процессе обучения (дошкольный и младший школьный возраст): Автореф. дис. докт. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1995. — 37 с.
- Кравцов Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении // Вопросы психологии. — 1996. No 6.- С. 53−64.
- Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2-х ч. Часть I. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. — Дубна, 1997. 74 с.
- Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2-х ч. Часть II. Методологические проблемы психологии развития. — Дубна, 1997. — 88 с.
- Куликова Т.А. Обучение дошкольников: мифы, реальность и пути совершенствования // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3. С. 40−45.
- Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. — Киев: Рад. Школа, 1998. 128 с.
- Лаврикова Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно-ориентированных технологий обучения: Дис. канд. пед. наук / Волгоград, гос. пед. университет. — Волгоград, 1995. 186 с.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
- Лисина В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5 года жизни на его эмоциональное благополучие: Дис. канд. пед наук / МПГУ. М., 1994. — 162 с.
- Лисина В.Р. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1994. № 3. — С. 4−7.
- Лисина В.Р. Гибкость позиции педагога в общении с ребенком // Современные проблемы дошкольного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-лет. со дня рожд. А. В. Кенеман. М.: МПГУ, 1996. — С. 121−123.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−35.
- Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие / Под ред. Н. Н. Никитина. — Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. 104 с.
- Любина Г., Микулик Л. Помоги себе сам! // Дошкольное воспитание. 1996. — № 3. — С. 12−15.
- Любина Г. Как воспитать ребенка удачником? // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 1. — 50 с.
- Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 8. С. 7−10.
- ЮЗ.Маврина И. В. Организация взаимодействия детей 3−5 лет на развивающих занятиях: Автореф. дис. канд. пед. наук / Институт дошк. образования и семейного воспитания РАО. — М., 2000. 24 с.
- Майорова Э.Р. Формирование среды личностно-ориентированного образовательного взаимодействия как необходимое условие его эффективности: Автореф. дис. канд. пед. наук / МГПУ. М., 1998. — 118 с.
- Макеева Т.А. Новые подходы к организации обучения дошкольников // Современные проблемы дошкольного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-лет. со дня рожд. А. В. Кенеман. М.: МПГУ, 1996. — С. 123−126.
- Юб.Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности Ц Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 11−18.
- Методические советы к программе «Детство». — СПб.: Детство-пресс, 2002. 304 с.
- Ю8.Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1982. № 4. — С. 5−17.
- Ю9.Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. — М., 1993. — 35 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н. А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 9. — С. 59−65.
- Мишанина В.И. Развитие познавательной активности дошкольников средствами телевидения в условиях семьи: Автореф. дис. канд. пед. наук / Исслед. центр семьи и детства РАО. — М., 1996. 22 с.
- Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. — М.: Просвещение, 2003. 304 с.
- Ненасилие: философия, этика, политика. — М.: Наука, 1993. — 188 с.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Педагогика. 1990. — № 9. — С. 41−47.
- Николаева А.Б. Личность педагога в зеркале детского восприятия // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 9. — С. 35−37.
- Омуралиева Э.К. Приемы установления сотрудничества воспитателя с детьми на занятиях в детском саду: Метод, рекомендации. Ф.: Мектеп, 1989. — 28 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М., 1995. — 188 с.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования / Под ред. Т. А. Репиной. — М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
- Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. 1997. — № 6. — С. 76−83.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. — 512 с.
- Перелыгина Л.Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогики начала XX века: Дис. канд. пед. наук / МПГУ. — М., 1996. — 162 с.
- Петровская JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение — диалог // Вопросы психологии. — 1983. — № 2. — С. 85−99.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-раз-вивающее взаимодействие. — Ростов-на-Дону: РНО АО «Цветная печать», 1995. — 85 с.
- Плескачева Н.М. Связь избирательности педагогического взаимодействия с межличностными отношениями старших дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук/БГПУ им. М.Танке. Минск, 2003. — 19 с.
- Плигин А.А. Организационно-педагогические основы личностно-ориентированной технологии образования в современных условиях: Дис. канд. пед. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1997. 161 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1996. — 532 с.
- Поддьяков Н.Н., Парамонова Л. А. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 2. С. 52−58.
- Поддьяков Н.Н. К проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные проблемы дошкольного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-лет. со дня рожд. А. В. Кенеман. М.: МПГУ, 1996. — С. 9−14.
- Поддьяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12. С. 68−74.
- Познавательная деятельность личности: Сб. науч. тр. — Ульяновск: УГПИ им. И. Н. Ульянова, 1985. 128 с.
- Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Под ред. Л. А. Венгера. — Киев: Рад. школа, 1985. — 128 с.
- Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. — М.: Новая школа, 1993. — 47 с.
- Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов/А.Д.Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Кларинаидр.- Под ред. В. А. Петровского. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 152 с.
- Пуртова Т.В. Педагогические условия формирования производительности в общении у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук / Исслед. центр семьи и детства РАО. — М., 1993. 24 с.
- Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и Я. З. Неверович. — М.: Просвещение, 1965. 420 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. 211 с.
- Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 86−93.
- Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 10. — С. 63−65.
- Римашевская Л.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии: Автореф. дис. канд. пед. наук / РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2002. — 17 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 1995. 144 с.
- Семенова Т.В. Влияние стиля общения на отношение ребенка к взрослому в игровых и учебных ситуациях: Дис. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1985. — 188 с.
- Сергеева В.П. Личностно-ориентированная подготовка учителей-воспитателей детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогическом колледже: Автореф. дис. канд. пед. наук / МГПУ. М., 1977. — 19 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2000. 216 с.
- Смирнова Е., Санчес М. Влияние педагогических установок взрослых на психологическое развитие детей // Дошкольное воспитание. 1997. — № 6. — С. 83−87.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1993. 92 с.
- Смятских JI. Принцип гуманизма и его реализация в истории развития педагогического образования // Дошкольное воспитание. 1996. — № 8. — С. 113−117.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т. И. Ерофеевой. — М.: Академия, 1999. — 344 с.
- Сокольников Ю.П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности: Учебное пособие. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. университет им. И. Я. Яковлева, 2001. 32 с.
- Состояние обучения в детском саду: Сборник статей / Под ред. А. П. Усовой. — М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960. 112 с.
- Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 5. — С. 39−54.
- Стеркина Р. Качество дошкольного образования и новые тенденции его изменения // Дошкольное воспитание. — 1996. — № 6. — С. 2−15.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. — 1981. — № 2. — С. 68−78.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
- Таджибаева JI.М. Формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1981. — 16 с.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для подготовки педагогов-новаторов. — М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 175 с.
- Теплова З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: Автореф. дис. канд. пед. наук / Институт общего образования МО РФ. — М., 1999. 18 с.
- Тихонова А.Ю., Кобелева И. В. Луч добра: формирование социального сознания, социальных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста: Программа и методические рекомендации к ее реализации. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. — 52 с.
- Ткачев С. Гуманизация педагогики //Дошкольное воспитание. 1996. — № 3. — С. 8−12.
- Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6-летних детей // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 3. — С. 52−58.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М.: Просвещение, 1984. — 172 с.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993. — 101 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.: Институт практической психологии- Воронеж «МОДЭК», 1996. 512 с.
- Флейк-Хобсон К и др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М.: Прогресс, 1992. — 511 с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Автореф. дис. докт. психол. наук / Психол. институт РАО. — М., 1993. — 38 с.
- Фокиева С.Н. Формирование готовности к личностно-ориенти-рованному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: Дис. канд. пед. наук / ТГУ. Тюмень, 1997. — 231 с.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В. К. Котырло. — М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
- Формирование познавательной активности у старших дошкольников: Межвуз. сб. науч. тр. / УГПИ им. И.Н.Ульянова- под ред. Н. В. Полтавцевой. — Ульяновск: УГПИ им. И. Н. Ульянова, 1985. 96 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2000. 519 с.
- Хомякова И.С. Воспитание заботливого отношения к окружающему шестилетних детей в семье и в детском саду: Автореф. дис. канд. пед. наук / НИИ дошк. воспитания АПН СССР. — М., 1991. 17 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
- Цымбал В.В. Психологические условия становления совместного действия со сверстниками у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук / Исслед. центр семьи и детства РАО. М., 1995. — 23 с.
- Чайковская И.А. Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. канд. психол. наук / Оренбург, гос. пед. университет. — Самара, 2000. — 20 с.
- Чиркова Т.И. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 85−91.
- Чиркова Т.И. Обращение как одна из форм педагогического воздействия // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 12. — С. 48−51.
- Чиркова Т.И. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях //Дошкольное воспитание. — 1991. — № 9. — С. 58−61.
- Шипицина JI.M., Защиринская О. В., Воронова А. П., НиловаТ.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения во взрослыми и сверстниками. — СПб.: Детство-пресс, 2000. — 384 с.
- Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. докт. пед. наук / МПГУ. — М., 1991. — 400 с.
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. — М.: Знание, 1990. — 80 с.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. — М.: Просвещение, 1972. — 126 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
- Эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. А.Д.Коше-левой. — М.: Просвещение, 1985. — 162 с.
- Юдина Е.Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образ, учреждений. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентиро-ванного обучения // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С. 31−41.
- McAfee О., Leong D. Assessing and Guiding. Young Children’s Development and Leaning. — Allyn & Bacon Publishing, Boston, 1994.
- Rice EPhilip. Human development. A Life-span Appoach. — Prentice Hall Inc. New Yerscy, 1995.1. АНКЕТА.1. Уважаемые коллеги!
- Что вы понимаете под личностно-ориентированным взаимодействием с дошкольниками?1. Насколько актуальна, по-Вашему, эта проблема в настоящее время?1. Актуальна.
- Скорее актуальна, чем не актуальна.
- Скорее не актуальна, поскольку была поднята больше десяти лет назад.4. Не актуальна.5. Затрудняюсь ответить.
- Скорее осуществляется, чем не осуществляется.
- В период обучения в педагогическом колледже.2. В период обучения в вузе.
- В ДОУ (на педсовете, консультации, семинаре и т. п.).
- На курсах повышения квалификации.5. Изучала самостоятельно.6. Затрудняюсь ответить.7.
- V. В чем конкретно выражается использование Вами личностно-ориентированного вза-' имодействия с детьми в профессиональной деятельности? Назовите, пожалуйста.1. 2.