Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные противоречия обучения и пути их разрешения в учебно-воспитательном процессе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о противоречиях в учебно-воспитательном процессе поднимался и рассматривался под различными углами зрения в трудах Н. Пирогова, К. Ушинского, Н. Бунакова, В. Водовозова, П. Каптерева, П. Вахтерова и др. Не обходили вниманием этот вопрос и российские философы конца XIXпервой половины XX в. Н. Бердяев, Н. Лосский, В. Розанов, В. Зеньковский, И. Ильин. Представителями интеллектуальной элиты… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы противоречий обучения
    • 1. 1. Понятие «противоречие» в обучении. Классификация противоречий в обучении
    • 1. 2. Другие взгляды на противоречия в системе образования
    • 1. 3. Противоречия в подходах к образованию
  • 2. Пути разрешения противоречий обучения
  • Заключение
  • Литература

Основные противоречия обучения и пути их разрешения в учебно-воспитательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос о противоречиях в учебно-воспитательном процессе поднимался и рассматривался под различными углами зрения в трудах Н. Пирогова, К. Ушинского, Н. Бунакова, В. Водовозова, П. Каптерева, П. Вахтерова и др. Не обходили вниманием этот вопрос и российские философы конца XIXпервой половины XX в. Н. Бердяев, Н. Лосский, В. Розанов, В. Зеньковский, И. Ильин. Представителями интеллектуальной элиты страны, как педагогами, так и философами, констатировалось несоответствие национальной системы воспитания и образования в её широком, массовом варианте задачам всестороннего развития подрастающего поколения; указывалось на неадекватность содержания и форм обучения в большинстве российских учебных заведений актуальным требованиям времени.

Если говорить о советском периоде в истории педагогики, то весьма интенсивно проблема противоречий начала разрабатываться в 60−70-е гг. когда с суждениями и размышлениями на эту тему выступили М. Данилов, Б. Есипов, Г. Костюк, Л. Занков, В. Загвязинский, И. Лернер, М. Скаткин, Э. Моносзон, И. Огородников и др. Так, М. Даниловым была введена в научный оборот обобщённая формулировка педагогического противоречия; последнее трактовалось как расхождение между требованиями, вытекающими из учебно-практических задач, стоящих перед учащимися, — и теми наличными знаниями и умениями, которыми располагают учащиеся, их когнитивными возможностями и ресурсами. Интересный ракурс той же проблемы был найден Г. Костюком, который разводил понятия внешних и внутренних противоречий в педагогике, выявляя типологические особенности, как первых, так и вторых .

В аналогичном ключе, хотя и с демонстрацией разнообразной смысловой нюансировки, трактовали педагогические противоречия В. Загвязинский, М. Махмутов, И. Лернер. Акцентировался тот факт, что основой и движущей силой педагогических противоречий выступают как внешние факторы (задачи и требования, выдвигаемые в новых исторических условиях социумом), так и внутренние, связанные с индивидуально-личностными особенностями психического развития учащихся (школьников, студентов). По мнению Ю. Бабанского, попытавшегося обобщить воззрения своих предшественников и коллег, иерархию педагогических противоречий возглавляет «центральное противоречие», суть которого в несовпадении «возникающих у учеников под влиянием учителя потребностями в усвоении определённых знаний, умений и навыков — и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. А., Арутюнян М. М. Понятие «противоречие» в современной отечественной педагогике//Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2008. — № 6. — С.37−45.
  2. С.П. Сущность процесса обучения. — М.: — Просвещение, 1981.- 143с.
  3. В.В. Актуальные проблемы современного содержания образования//Философия образования. — 2002. — № 5. — С. 182−197.
  4. А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения//Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И. С. Ладенко. — Новосибирск: Наука, 1987. — С. 78−99.
  5. Л. С. Психология развития ребенка. — М., 2004. — 412 с.
  6. П. Я. Лекции по психологии. — М., 2002. — 402 с.
  7. Гин А. Противоречия системы образования. — http://www.trizway.com/art/presentation/180.html#ref10b
  8. М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960.
  9. В.И. Противоречия процесса обучения и способы их разрешения// Сб. «Формирование диалектико — материалистического мировоззрения учащихся». — Смоленск, 1970. — С.234−251.
  10. В.И. Исследование движущих сил учебного процесса. Дисс.д.п.н. — М., 1972. -322 с.
  11. Г. С. Развитие и воспитание//Общие основы педагогики. М., 1967.
  12. Л. Н. Алгоритмизация в обучении. — М., 1966. — 244 с.
  13. И.Я., Скаткин М. Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. — М.: АСП «Зебра», 1992.
  14. . Т. Педагогика. — М., 1993. — 528 с.
  15. Обучение и развитие/ Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Педагогика, 1975. — 324 с.
  16. В. Введение в общую дидактику. — М.: Высш. шк., 1990. — 402 с.
  17. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В.П.Зинченко/Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.-464 с.
  18. Основы психологии: учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
  19. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./Ю.К.Бабанский, Н. А. Сорокин и др.; Под ред. Ю. К. Бабанского.-М., Просвещение, 1988. — 497 с.
  20. И. П. Педагогика/ И. П. Подласый. — М., 1996. — 423 с.
  21. Д.Я. Психология и самоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера.-Самара:Издательский дом ‘Бахрах', 1997.-640 с.
  22. В. А. Педагогика/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М., 1997. — 388 с.
  23. С. А. Педагогика/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов / под ред. С. А. Смирнова. — М., 2003. — 368 с.
  24. Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — М., 1969. — 248 с.
  25. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  26. И. Ф. Педагогика: учебник / И. Ф. Харламов. — М., 2005. — 576 с.
Заполнить форму текущей работой