Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Адаптивная образовательная среда — это определенная социально-педагогическая, многоуровневая, этапная, диагностическая и коррекционная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление прав ребенка, его статуса, здоровья, дееспособности. Формируется с учетом особенностей личности каждого школьника, помогая ему адаптироваться к школе и социуму в процессе обучения и самообучения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКА В АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
    • 1. 1. Сущность общеучебных умений школьника
    • 1. 2. Адаптивная образовательная среда как педагогическая проблема
    • 1. 3. Характеристика формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде
  • Выводы к первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКА В АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
    • 2. 1. Логика и задачи педагогического исследования
    • 2. 2. Система формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде
    • 2. 3. Динамика формирования общеучебных умений школьника
  • Выводы к второй главе

Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Совершенствование современной системы образования в соответствии с принципами педагогической адаптации предполагает максимальный учет личностных и психофизических особенностей развития школьника, страдающего хроническими заболеваниями, и создание таких условий образования, которые способствовали бы своевременному полноценному развитию всех сторон личности ребенка и его успешному обучению.

Процесс адаптации связан с формированием навыков общественного существования и внутренней готовностью школьника к выполнению социальных ролей. Готовность личности быть активным, полноправным членом общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные и другие функции и обязанности, служит показателем ее социальной зрелости. Такая личность способна не только успешно адаптироваться в своей среде, но и активно влиять на нее.

Современное российское образование характеризуется тенденцией к увеличению числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, отсутствием единой разработанной программы здоровьесбережения в общеобразовательной школе, осознанием значимости сохранения и укрепления здоровья для саморазвития и дальнейшей продуктивной жизнедеятельности. По мнению ряда авторов (Н.А. Ананьевой и соавтИ. В Пляскиной) в России лишь около 10% школьников могут считаться здоровыми, 50% имеют морфо-функциональные отклонения, 40% - хронические заболевания.

Важнейшим качеством готовности школьника к жизнедеятельности в обществе является его умение осуществлять непрерывное самообразование. В связи с этим необходимо, чтобы у школьника были сформированы общеучебные умения, позволяющие самостоятельно добывать необходимые знания в различных областях познания на протяжении всей жизни. Общеучебные умения определяют успешность дальнейшего обучения и общего развития школьника, обеспечивают способность к саморазвитию.

Эффективность формирования общеучебных умений повышается при погружении школьника в адаптивную образовательную среду, которая компенсирует недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняет нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности. В адаптивной образовательной среде формируется система медико-педагогической поддержки школьника, страдающего хроническими заболеваниями, охраняющая и укрепляющая физическое и нервно-психическое здоровье.

В науке к настоящему времени имеются определенные теоретические предпосылки для решения исследуемой проблемы.

В трудах отечественных и зарубежных ученых нашли отражение разные точки зрения на проблему формирования умений. Умения рассматриваются как способность к целенаправленной и результативной деятельности (А.Н. Ксено-фонтова, Н. А. Лошкарева, А. В. Усова, А.В. Хуторской), как качества личности (О.А.Абдулина), как способов мышления (И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская). Механизмы трансформирования умений в навыки обоснованы психологами Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькони-ным. Содержание исследовательских, интеллектуальных, организаторских умений и характеристика процесса их формирования исследованы Ю. К. Бабанским, М Бауманом (Германия), В. А. Беликовым, Д. Брунер (США), В. Н. Касаткиным, Н. А. Лошкаревой, Ш Наджи (Венгрия), В. Г. Рындак, А. В. Усовой, Д. Хамбли-ным (Великобритания) и др. Содержательные и методические аспекты подготовки учителей к деятельности и обеспечению здоровья школьника исследовали А. С. Вульфович, О. И. Ковалева, Л. Н. Овчинникова, Е. В. Перевозчикова, Л. Н. Скорова, Ф. И. Собянин, О. Л. Трещева. Проблемы здоровья и безопасного образа жизни исследовались Г. К. Зайцевым, Ю. Л. Лисициным, Б. Н. Чумаковым, М. В. Сулла и др. Необходимость формирования позитивного отношения к здоровью и безопасности как требование сегодняшнего времени, как социальный заказ просвещению, рассматривают в своих работах В. И. Андреев, В.И. Загвя-зинский, В. В. Колбанов, М. Л. Лазарев, А. Н. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В.М. Чи-манов и др. Обоснованы влияние заболеваемости на качество обучения школьника (В.М. Боев, М. Н. Воляник, О. Д. Дункан, И. Л. Карпенко, О. В. Прыткова, Н.П. Сетко) и значимость медико-педагогической адаптации школьника (Г.А.

Балл, A.JI. Венгер, С. М. Громбах, Ф. З. Меерсон, В.Н. Мясищев).

Тематика диссертационных исследований последнего десятилетия свидетельствует о значительном интересе к проблемам адаптации детей в социуме (В.П. Быков, Е. В. Кирнасюк, Е. В. Ковалева и др.).

Вместе с тем формирование общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, в адаптивной образовательной среде обосновано недостаточно.

В последние десятилетия в школьной практике обучения назрели противоречия между: объективной необходимостью общества в улучшении состояния здоровья молодого поколения и недостаточной обращенностью системы образования к данной проблемепотребностью школьника, страдающего хроническими заболеваниями, в сформированности общеучебных умений и отсутствием адаптивной образовательной среды, обеспечивающей их формированиепотребностью школы в научно-методическом обеспечении формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде и недостаточной разработанностью инструментов формирования общеучебных умений в педагогической науке.

Актуальность данного исследования заключается в том, что впервые научно обоснована и практически реализована система формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, в адаптивной образовательной среде, разработке и внедрении структуры и содержания адаптивной образовательной среды.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде. • В исследовании введено ограничение: рассматривается формирование общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболевания* ми, в адаптивной образовательной среде.

Цель исследования: обосновать организационно-педагогические условия формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде.

Объект исследования: адаптивная образовательная среда.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия, обеспечивающие формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде.

Гипотеза исследования. Адаптивная образовательная среда, базирующаяся на концепции интерактивного самообучения, предполагает формирование общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, на основе природосообразного, личностно-ориентированного метода, если реализованы следующие организационно-педагогические условия:

• на основе экспертизы образовательного процесса выявлены факторы риска здоровья для подбора содержания процесса формирования общеучебных умений;

• разработаны дидактические средства самообучения школьника для повышения эффективности формирования его общеучебных умений;

• стимулируется активность в обучении посредством повышения самостоятельности работы школьника.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия «общеучебные умения школьника, страдающего хроническими заболеваниями».

2. Определить содержание и структуру адаптивной образовательной среды.

3. Разработать модель формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, в адаптивной образовательной среде.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде.

Методологическую основу исследования составляют: философская трактовка человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (Г. Гегель, И. Кант, Э. Фром) — положения возрастной и педагогической психологии, раскрывающие закономерности и принципы развития школьника (В.А. Петровский, Ф.И. Фельд-штейн, Д.Б. Эльконин).

Теоретическую основу исследования составляют теории: деятельности личности (J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина) — взаимодействия (Д. Дьюи, Л. Колберг, А. Маслоу, П. И. Пидкасистый, А. В. Петровский, М. Эриксон) — адаптации (А.Л. Венгер, М. Н. Воляник, Ф. З. Меерсон, В. Н. Мясищев и др.) — поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) и концепции: формирования интеллектуальных умений (Д.Б. Богоявленская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, В. Н. Паламарчук, И. Н. Поспелов, А.В. Усова) — индивидуализации обучения (Н.Н. Васильева, Б. С. Гершунский, И. Унт) — средового подхода в обучении (И.В. Богданов, С. Д. Дерябо, В.А. Ясвин) — здоровьесберегающего обучения (А.Д. Андреева, С. Г. Сериков, Т.И. Шамова) — интерактивного самообучения (Ю.Г. Репьев).

Исследование осуществлялось с 1998 по 2005 гг в логике поставленных задач: от изучения состояния проблем формирования общеучебных умений школьника и создания адаптивной образовательной среды к организации опытно-поисковой деятельности по проектированию и апробации процесса формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, в адаптивной образовательной среде.

На первом этапе (1998;2000) изучались и анализировались: современный уровень разработанности исследуемой проблемы, практический отечественный и зарубежный опыт формирования общеучебных умений школьника, создание адаптивной образовательной среды, уточнены понятия, отобраны показатели. Разработана программа исследования, проведен констатирующий этап опытно-поисковой работы по выявлению уровней сформированно-сти общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями. Определены цели и задачи исследования, теоретико-методологические основы и эмпирическая база исследования.

Основные методы, данного этапа: изучение философской и педагогической литературы и анализ опыта, анкетирование, тестирование, прямое и косвенное наблюдение, количественный и качественный анализ оценок и самооценок.

На втором этапе (2000;2003) — обоснованы и разработаны: основы организации процесса и структурно-функциональная модель формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, в адаптивной образовательной средеструктура и содержание адаптивной образовательной среды, базирующейся на основе интерактивного самообучениямониторингдидактические средства.

Основные методы: метод теоретического обобщения, моделирования, педагогического эксперимента, анкетирования, прямого и косвенного наблюдения, анализа конкретных ситуаций.

На третьем этапе (2004;2005) — осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы. Разрабатывались и внедрялись практические рекомендации. Оформлены материалы исследования.

Методы, используемые на данном этапе: анализ результатов деятельности школьника, методы математической обработки статистических данных.

Базой исследования явились средние школы г. Оренбурга № 1, № 2, № 32, №, 34, № 58, № 10, № 27, гимназия № 4 п. Ростоши г. Оренбурга, Оренбургская областная клиническая больница № 2. Для достижения цели и задач исследования было задействовано 125 школьников, страдающих бронхиальной астмой, получающих лечение методом адаптации к периодической гипоксии- 100 школьников, страдающих хроническими заболеваниями.

Научная новизна исследования состоит в:

1. Уточнении сущности понятия «общеучебные умения школьника, страдающего хроническими заболеваниями», как совокупности действий и операций по получению и применению знаний в образовательной деятельности, обеспечивающих возможность усвоения знаний по другим предметам и перенос в другие области жизнедеятельности.

2. Разработке структурно-функциональной модели формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, в адаптивной образовательной среде, включающей принципы этапности, постепенности, систематичности, самообучения, природосообразности, здо-ровьесбережения реализуемые на всех этапах образовательного процесса (подготовительный, учение, контрольно-коррекционный).

3. Выявлен комплекс организационно-педагогических условий, необходимых и достаточных для повышения эффективности формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде, к которым относятся: а) выявление факторов риска здоровья на основе экспертизы образовательного процессаб) разработка дидактических средств самообучения для повышения эффективности формирования общеучебных умений школьникав) стимулирование активности в обучении посредством повышения самостоятельности работы школьника.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

1. Обосновании структуры и содержания адаптивной образовательной среды, базирующейся на интерактивном самообучении, интегрирующем этапы (подготовительный, содержательный, контрольно-коррекционный), обеспечивающие систематический мониторинг результатов самообучения, коррекцию процессов учения, взаимодействие в процессе самообучения и повышение уровня сформированности общеучебных умений;

2. Обосновании комплекса формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями (фронтальные и индивидуальные занятия, занятия по соматическому и сенсорно-моторному развитию), позволяющего спроектировать и внедрить дидактические средства самообучения школьника в образовательном процессе школы.

Практическая значимость исследования:

1. Обоснованы критерии (подготовка к выполнению учебной деятельности, осуществление учебной деятельности, анализ выполненной учебной деятельности) и показатели (состав и качество выполняемых операций и действий, осознанность выполняемых операций и действий, полнота и свернутость выполняемых операций и действий) общеучебных умений.

2. Разработаны дидактические средства формирования общеучебных умений в адаптивной образовательной среде (диалоговый стиль изложения учебного материала, введение опорных схем, комментированные упражнения, подключение школьника к анализу собственной деятельности).

3. Разработана программа систематического мониторинга, обеспечивающего контроль и коррекцию результатов самообучения, процессов учения, взаимодействия в процессе самообучения и уровней сформированности общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается анализом современных достижений философской, психолого-педагогической, социологической наук по проблеме исследования и методологической базой выполняемой работыиспользованием комплекса научных методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации и личным участием автора в опытно-поисковой работе.

Личный вклад автора состоит:

• в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде;

• в организации и проведении опытно-поисковой работы по исследуемой проблеме и систематизации эмпирического знанияи.

• в разработке методических указаний по формированию общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось по средством публикаций в печати, выступлений на международной научно-практической конференции «Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия-Германия» (г. Оренбург, 2000г), на межвузовских научных конференциях в г. Оренбурге (1998;2000 г. г.), научной конференции Оренбургской государственной медицинской академии «Медико-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников» (2001г.), Научно-практической конференции по актуальным вопросам аллергологии и иммунологии в педиатрии (2003г.), Национальных конгрессах по болезням органов дыхания (2000,2001, 2002гг.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Общеучебные умения школьника, страдающего хроническими заболеваниями, понимаются нами как совокупность действий и операций по получению и применению знаний в образовательной деятельности, обеспечивающие возможность усвоения знаний по другим предметам и перенос в другие области жизнедеятельности. Они мобильны, подвижны, вариативны, безотказно действуют в любых ситуациях и на любом предметном материале. С их помощью осуществляется учебно-познавательная деятельность школьника.

2. Адаптивная образовательная среда — это определенная социально-педагогическая, многоуровневая, этапная, диагностическая и коррекционная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление прав ребенка, его статуса, здоровья, дееспособности. Формируется с учетом особенностей личности каждого школьника, помогая ему адаптироваться к школе и социуму в процессе обучения и самообучения, развития и саморазвития. Базируется на концепции интерактивного самообучения на основе природо-сообразного, личностно-ориентированного метода с приоритетом учения перед преподаванием и самоуправляемым учением, что обеспечивает эффективное формирование общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями.

3. Реализация разработанной структурно-функциональной модели, интегрирующей медико-диагностический, дидактический, воспитательный, информационно-методический, социально-психологический компоненты, позволяет повысить эффективность формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде за счет систематизации фундаментальных знаний, самообразования как механизма развития умения учиться, текущего итогового контроля. Многоуровневый, структурированный контроль результатов учения и самообучения школьника осуществляется параллельно с основной учебной деятельностью. Связан со структурой содержания самообучения с учетом следующих видов текущего контроля: входной (входная диагностика), распределенный, рубежный и итоговый.

4. Основными организационно-педагогическими условиями формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде являются: выявление факторов риска на основе экспертизы образовательного процесса, использование дидактических средств самообучения, стимулирование активности в обучении.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение, содержит 15 таблиц и 8 рисунков.

Выводы по второй главе.

В результате опытно-поисковой работы сделаны следующие выводы:

1. В ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы получены данные, свидетельствующие о том, что у школьника, страдающего хроническими заболеваниями, получивших курс медико-педагогической адаптации отмечался более высокий уровень формирования общеучебных умений в сравнении с группой школьников, страдающих хроническими заболеваниями, не получавших курса медико-педагогической адаптации.

2. Результаты формирующего этапа опытно-поисковой работы подтвердили, что формирование общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, протекает более эффективно в адаптивной образовательной среде, с проведением медицинской реабилитации, которая оказала положительное влияние на познавательную и психоэмоциональную сферы, процессы мышления, повысила компенсаторные возможности организма, что отразилось на уровне сформированности общеучебных умений школьника.

3. Доказана необходимость и достаточность совокупности организационно-педагогических условий формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде: выявление факторов риска на основе экспертизы образовательного процессаиспользование дидактических средств самообучениястимулирование активности в обучении стимулирование активности в обучении.

4. В целях повышения мотивации учения и эффективности процесса формирования общеучебных умений необходима мобилизация адаптивных систем организма, мыслительных процессов личности, стимулировалась активность, интенсивность в учебной деятельности, вырабатывалась мотивация достижения, вера в себя, свои способности, созидательные силы, проводилась работа по выявлению потенциальных образовательных способностей личности.

5. Динамика формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, зависит от различных показателей, таких как получение медицинской реабилитации, обучение в школе и на дому, возраст.

6. Используя интеллектуальные возможности через творческую, самостоятельную, инициативную, познавательную деятельность, проявляющуюся в мыслительных, вербальных и познавательных физических действиях, при высокой учебной организации и самоорганизации, выявленные педагогические условия позволяют формировать общеучебные умения.

7. Полученные результаты опытно-поисковой работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что адаптивная образовательная среда является эффективным средством формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями. Таким образом, цель опытно-поисковой работы достигнута, поставленные задачи решены.

8. В ходе опытно-поисковой работы подтвердилось предположение о том, что повышение уровня сформированности общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, наблюдается в условиях функционирования многогранной структурно-функциональной модели формирования общеучебных умений (с участием педагогов, психологов, врачей, социальных работников, родителей) в адаптивной образовательной среде на фоне проведения постоянных медико-реабилитационных мероприятий.

9. Реализованная нами модель медико-педагогической поддержки базировалась на принципе интеграции содержания, на основе нарушений личностного развития, использовании методов общей педагогики, приемов специальной подготовки и психологии и методов воспитания духовности, взаимодействии специалистов разного профиля и преемственности системы образования, медицинской системы и психологической службы, Системоообразующим компонентом медико-педагогической поддержки являлась диагностика, выявляющая актуальные и потенциальные возможности личностного развития, нарушения, а также динамику личностного роста в процессе поддержки в рамках общеобразовательного учреждения.

Ю.Научный мониторинг уровней обученности, общего развития, состояния здоровья школьника, проведенный в ходе опытно-поисковой работы, обеспечил глубину проникновения во внутреннюю сторону образовательного процесса, повысил качество сформированности общеучебных умений, ценностного отношения к своему здоровью.

11 .Реализована структурно-функциональная модель формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде, включающая медико-педагогическую поддержку, индивидуальный план обучения, текущий итоговый контроль, что позволило повысить мотивацию обучения, сформировать позитивное отношение к здоровью, способствовало адаптации к образовательному процессу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Необходимость формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, обусловлена изменениями, происходящими в обществе и деятельности школ, увеличением числа больных, отсутствием единой программы здоровьесбережения в общеобразовательной школе, осознанием значимости сохранения и укрепления здоровья для саморазвития и дальнейшей жизнедеятельности.

Важнейшим качеством готовности школьника к жизнедеятельности в обществе является его умение осуществлять непрерывное самообразование. В этой связи необходимо, чтобы у школьника были сформированы общеучебные умения, позволяющие самостоятельно добывать необходимые знания в различных областях познания на протяжении всей жизни. Общеучебные умения определяют успешность дальнейшего обучения и общего развития школьника, обеспечивают способность к саморазвитию.

Прогрессирование негативных изменений в состоянии здоровья детей происходит на фоне снижения объема профилактических мероприятий. При этом значительно увеличилась учебная нагрузка школьника, интенсивность воздействия факторов экологического и медико-социального риска, среди которых важное место занимают различные стороны образовательного процесса, формирующие предпатологические и патологические состояния у детей, что диктует необходимость создания адаптивной образовательной среды, в которой компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье, формируется система медико-педагогической поддержки школьника, страдающего хроническим заболеванием, что является необходимым условием повышения качества формирования общеучебных умений данной группы школьников.

Общеучебные умения школьника, страдающего хроническими заболеваниями, рассматриваются нами как совокупность действий и операций по получению и применению знаний в образовательной деятельности, обеспечивающие возможность усвоения знаний по другим предметам и перенос в другие области жизнедеятельности, позволяющие школьнику действовать свободно, быстро совершать любые предметные действия, характеризующиеся сознательностью, интеллектуальностью, произвольностью, плановостью, практической действенностью, слиянием умственных и практических действий, а также вариативностью способов достижения целей. В процессе формирования общеучебных умений необходимо учитывать состояние здоровья школьников, что является одним из основных факторов повышения качества образовательного процесса в целом.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить критерии общеучебных умений на разных этапах подготовки, осуществления и анализа учебной деятельности, которые наиболее актуальны для школьника, страдающего хроническими заболеваниями:

Подготовка к выполнению учебной деятельности — умение ставить цель, умение формулировать задачуумение планировать предстоящую деятельность, умение выбирать оптимальные методы, соответственно целям и задачам деятельности, умение прогнозировать результаты деятельности.

Осуществление учебной деятельности — умение выделять главное и второстепенное, умение формулировать мнение, умение обосновывать свои взгляды, умение аргументировано отбирать методы, средства, приемы выполнения учебного задания.

Анализ выполненной учебной деятельности — умение осуществлять самоконтроль, умение подводить итоги, умение анализировать свою деятельность.

В качестве основных показателей уровней сформированности общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, нами выделены состав и качество выполняемых операций и действий, их осознанность т. е. умение дать словесный отчет о выполненных действиях и операциях), полноту и свернутость выполняемых операций и действий.

Адаптивная образовательная среда — это определенная социально-педагогическая, многоуровневая, этапная, диагностическая и коррекционная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление прав ребенка, его статуса, здоровья, дееспособности. Формируется с учетом особенностей личности каждого школьника, помогая ему адаптироваться к школе и социуму в процессе обучения и самообучения, развития и саморазвития. Базируется на концепции интерактивного самообучения на основе природосообразно-го, личностно-ориентированного метода с приоритетом учения перед преподаванием и самоуправляемым учением, что обеспечивает эффективное формирование общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, и создает вокруг школьника реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности. Разработанная система медико-педагогической поддержки школьника, страдающего хроническими заболеваниями, обеспечила повышение качества формирования общеучебных умений до уровня сформированности общеучебных умений практически здоровых детей. Цель адаптивной образовательной среды: обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого школьника на основе его природных задатков и склонностей.

Признаки адаптивной образовательной среды выделены нами на основе результатов исследований В. П. Беспалько: представление веера целей, возможности их выбора школьником и реализации в вариативных образовательных программах и образовательных маршрутахструктурирование содержания образования соответственно этапам (подготовительный, содержательный, кон-трольно-коррекционный), потребностям и возможностям школьникапрофессиональная компетентность учителя в организации интерактивного самообучения. Адаптивность дидактических процессов обеспечивается выбором приемов и способов обучения, требований к глубине и приему усвоенного, гибкой системой контроля результатов самообучения, коррекцию учения, уровня сформированности общеучебных умений школьникавозможность выбора организационных форм обучения, упор делается на организацию самостоятельной деятельности школьника, которые становятся обязательными дома и на уроке.

Структурно-функциональная модель формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, в адаптивной образовательной среде основывается на принципах этапности, постепенности, систематичности, природосообразности, здоровьесбережения, состоит из нескольких этапов (подготовительный, содержательный, контрольно-коррекционный), включающих медико-диагностический, дидактический, воспитательный, информационно-диагностический, социально-психологический компоненты, действует наиболее эффективно в условиях адаптивной образовательной среды, базирующейся на концепции интерактивного самообучения, основывающейся на принципах природосообразности, личностно-ориентированного, деятельно-стного методов обучения, что позволяет стимулировать активность школьника в обучении.

Основными организационно-педагогическими условиями формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, в адаптивной образовательной среде являются: выявление факторов риска на основе экспертизы образовательного процессаиспользование дидактических средств самообучения, стимулирование активности в обучении.

Выполненная опытно-поисковая работа подтвердила гипотезу исследования. В результате были сделаны следующие выводы.

В ходе констатирующего этапа опытно-поисковой работы получены данные, свидетельствующие о том, что у школьника, страдающего хроническими заболеваниями, получивших курс медико-педагогической адаптации отмечался высокий и средний уровни сформированности общеучебных умений в сравнении с группой школьников, страдающих хроническими заболеваниями, не получавших курса медико-педагогической адаптации (средний и преобладающий низкий уровни).

Результаты формирующего этапа опытно-поисковой работы показали, что формирование общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, протекает более эффективно в адаптивной образовательной среде, с проведением медицинской реабилитации, которая оказала положительное влияние на познавательную и психоэмоциональную сферы, на процессы мышления, повысила компенсаторные возможности организма, что отразилось на уровне сформированности общеучебных умений школьников.

Опытно-поисковая работа подтвердила необходимость и достаточность совокупности организационно-педагогических условий формирования общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде: выявление факторов риска на основе экспертизы образовательного процессаиспользование дидактических средств самообучениястимулирование активности в обучении.

В целях повышения уровня мотивации учения и эффективности процесса формирования общеучебных умений осуществлялась мобилизация адаптивных систем организма, мыслительных процессов личности, стимулировалась активность, интенсивность в учебной деятельности, вырабатывалась мотивация достижения, вера в себя, в свои способности, созидательные силы, проводилась работа по выявлению потенциальных образовательных способностей личности.

Динамика формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями, зависит от различных показателей, таких как получение медицинской реабилитации, обучение в школе и на дому, возраст.

Используя интеллектуальные возможности через творческую, самостоятельную, инициативную познавательную деятельность, проявляющуюся в мыслительных, вербальных и познавательных физических действиях, при высокой учебной организации и самоорганизации, выявленные педагогические условия позволили сформировать общеучебные умения школьника в адаптивной образовательной среде.

Полученные результаты опытно-поисковой работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что адаптивная образовательная среда является эффективным средством формирования общеучебных умений школьника, страдающего хроническими заболеваниями. Таким образом, цель опытно-поисковой работы достигнута, поставленные задачи решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике педагогического образования/О.А. Абдулина//Советская педагогика.-1976.-№ 1-с.76−85
  2. В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций/ В. В. Авдеев.- М.: Педагогика, 1997, с. 100.
  3. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1987. — 152с.
  4. М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход/ М. Н. Акимова, В. Т. Козлова М. Знание, 1992. — 80 с.
  5. Активные методы обучения и деловые игры: тез. докладов на Ш межвед. школе-семинаре, 21−25 сент. 1981 г. Новосибирск: Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва, 1981. — 107 с.
  6. Г. Н. Поиски объективных методов исследования проблем обучения и воспитания в педагогике средней и высшей школы/ Г. Н. Александров, Г. В. Воробьев: по материалам VI сессии методологического семинара АПН СССР/ Уфа, 1976. — 108с.
  7. Э.М. Социально-психологические критерии адаптации детей к школе : Школа и психическое развитие детей/ Э. М. Александровская -М.: Медицина, 1988. С. 32−43.
  8. Т.К. Значение межпредметных умений в формировании научного мировоззрения учащихся/Т.К.Александрова/ЯТроблемы совершенствования процесса обучения в средней школе Л.: 1987, с. 67 — 74.
  9. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников/Ш.А.Амонашвили. М.: Педагогика, 1984.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе / Б.Г.Ананьев//Развитие детей в процессе обучения и воспитания М.: Педагогика, 1960.-218 с.
  11. П.Ананьева Н. А. Здоровье и развитие современных школьников/Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская/ЯПкола здоровья.-М. 1994.-е. 15−18.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс/В.И. Андреев.-Казань:Изд-во Казанского ун-та. 1996.-565с.
  13. З.Андреева Д. А. О понятии адаптации: исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе/Д.А. Андреева//Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Вып. 13. JL: Изд-во ЛГУ, 1973.-С. 62−69.
  14. Н.Аникеев В. А. Условия эффективной реализации индивидуального подхода в обучении. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.: 1988.- 25 с.
  15. В.А. Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации обучения/В.А.Аникеев. Ставрополь: СКИПКРО, 1995. — 28 с.
  16. В.А. Система организации индивидуального подхода в обучении/В.А.Аникеев. Ставрополь: СКИПКРО, 1997. — 35 с.
  17. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M. Проблемы здоровья детей и их физического развития/Антропова М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л.М.//Здравоохранение Российской Федерации.-1999.-№ 5-с. 17−21.
  18. Л. П. Активность учения школьников/Л.П.Аристова. — М.: Педагогика, 1968.-с. 141.
  19. А.Г. Личность как предмет психологического исследова-ния/А.Г.Асмолов. М.: Изд. МГУ, 1980.-265 с.
  20. А.Г. Психология индивидуальности/.Г.Асмолов.- М.: Изд. МГУ, 1986.-96 с.
  21. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект/ Ю. К. Бабанский. М., 1977. — 254 с.
  22. Ю.К. Оптимизация обучения: Общедидактический процесс/ Ю. К. Бабанский.- М.: Просвещение, 1982. 182 с.
  23. Г. А. О некоторых требованиях к адаптивным обучающим системам. Применение ЭВМ в учебном процессе/ Г. А. Балл. М.: Советское радио, 1969. -с.137−141.
  24. И.Г. Педагог психолог в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова/И.Г.Барсукова, М. В. Токарева.-Пермь: ГКОН-ЗУУНЦ, 1998. — 44 с.
  25. Белкин E. JL, Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: учебное пособие для преподавателей и аспирантов педвузов/Е.Л. Белкин, В. В. Карпов, П. И. Харнаш. Ярославль: ЯПИ, 1974.-290 с.
  26. В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция)/В.А.Беликов. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995-с. 142.
  27. В.П. Основы теории педагогических систем/В.П.Беспалько. -Воронеж.: ВГУ, 1977. 304 с.
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  29. П.П. Избранные педагогические и психологические сочине-ния/П.П.Блонский. -М.: Знание, 1979.-362 с.
  30. П.П. Память и мышление/П.П.Блонский. М-Л.: СОЦЭГИЗ, 1935.-214 с.
  31. И.В. Локальная образовательная система: опыт проектирования, становления и развития/И.В.Богданов. — Тольятти: «Парус», 1996.-250с.
  32. Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/Д.Б.Богоявленская Ростов: Изд. Рост, ун-та, 1983. 84 с.
  33. Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения/Д.Н. Богоявлен-ский//Вопросы психологии. 1962.- № 4.- 74−82 с.
  34. Л.И. Этапы формирования личности в онтогене-зе/Л.И.Божович//Вопросы психологии, 1979. № 4. — С.23−34.
  35. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания/Е.В. Бондаревская//Педагогика.-2001 .-№ 1-с.17−24
  36. А.А. Системный метод в современной педагогике и дидактике. Системный подход и современная наука/А.А.Братко, Т. В. Жук. — Новосибирск, 1975. с.154−160.
  37. Дж. Процесс обучения/Дж. Брунер.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-665с.
  38. А.А. Индивидуальный подход в обучении/А.А. Будар-ный//Советская педагогика.- 1965. N7.
  39. В. П. Организационно- педагогические условия обучения учащихся школ здоровья в районах аварии Чернобыльской АЭС. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Брянск, 1999, с. 24с.
  40. Ф. Сочинения/Ф. Бэкон. М.: Просвещение, 1971. — Т. 1. — 214 с.
  41. И. В. Индивидуализированное обучение в высшей школе США. Автреф. дисс.канд. пед. наук. -М.: 1995.- с. 170.
  42. Е.Б. Личность и индивидуальность: история и теория/Е.Б.Весна.-Петропавловск-Камчатский, 1996. 192 с.
  43. Л.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Для психологов-консультантов. М.: ВНИК «Школа», 1989.-80с.
  44. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967.-360с.
  45. В. А. Экспертиза учебно-воспитательного процесса/ В.А.Вишневский/ЛИкольные технологии. 2003. — № 6. — с. 158- 172.
  46. М.Н. Адаптация и гипобарической гипоксической стимуляции и ее терапевтическая эффективность у детей с аллергическими заболеваниями: Автореф. Дис. докт.мед.наук. -М., 1999. -38с.
  47. А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина В. В. Давыдова: Из опыта работы ЭУК «Школа разви-тия"/А.Б.Воронцов.- М.: ЦПРО «Русская энциклопедия», 1998. — 360 с.
  48. В.И. Научно-техническая революция и проблемы адаптации личности в социалистическом обществе. Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса/В.И.Войтко. Киев, 1975. -32с.
  49. А.С. Подготовка Будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности к здоровому образу жизни/А.С.Вульфович.-Волгоград.2002.-25с
  50. .Л. Сравнительная педагогика/Б.Л.Вульфсон, З. А. Маликова. -Москва-Воронеж, 1996. 257 с.
  51. JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения/Л.С.Выготский. М-Л.: Гос. учебно-пед. издание, 1935. — 133 с.
  52. Л.С. Избранные психологические исследования/Л.С.Выготский. М.: Изд-во АШ РСФСР, 1965. — 519 с.
  53. Т.В. Учебная деятельность и ее средства/Т.В.Габай.- М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. -256с.
  54. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальностшГ.М.Гак.- М.: Знание, 1967.- 163с.
  55. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». Д-д на соис. уч. ст. дпн (по психологии). М.: 1965. — 51 с.
  56. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психологии/П.Я.Гальперин. М.: Наука, 1966. — с.23 6−277.
  57. Л.М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов-исполнителей/ Л. М. Ганелин. Алма-Ата, 1973. — с. 18−23.
  58. A.M., Ривес С. М. Предупреждение неуспеваемости в шко-ле/А.М.Гельмонт, С. М. Риверс. М.: Просвещение, 1940.-84с.
  59. .С. Философия образования для XXI века: В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций/Б.С.Гершунский.- М.: «Интер Диалект+», 1997. -697с.
  60. Дж. Экологический подход к зрительному воспри-ятию/Дж.Гибсон, — М.: Педагогика, 1988.-125с.
  61. В.И. Индивидуальный подход к учащимся в условиях эффективности урока в 5-х классах./В.И.Гладких.- Автореф. канд. дисс. Л.: -19 633.ГМасер У. Школы без неудачников/У.Глассер.- М.: Прогресс, 1991.-174 с.
  62. Н. В. Прогнозирование возможности обучения детей с ослабленным здоровьем в условиях реабилитационного центра: Дисс.канд. пед. наук.-Тюмень, 1999.- 146 с.
  63. О.С. Педагогика индивидуальности/О.С.Гребенюк.- Калининград: КГУ, 1995.-93с.
  64. . М. Целеполагание в условиях урока/Б.М.Гришин//Советская педагогика.- 1985.- № 2.- с. 46 50.
  65. С.М. Школа и психическое здоровье учащихся/С.М. Громбах.-М.: Медицина, 1988.-272 с.
  66. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразова-нию/А.К.Громцева. М.: «Просвещение «, 1983.-159 с.
  67. Е.Я. Методы обучения в советской школе/ Е. Я, Голант. М.: Учпедгиз ., 1975. -67 с.
  68. В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» пси-хики/В.В.Давыдов/Юбучение и развитие: материалы к симпозиуму. М.: Прогресс, 1966. — С.27−32.
  69. В.В. Теория развивающего обучения/В.В.Давыдов.- М.: ИНТОР, 1996,-544 с.
  70. В.В. Виды обобщения в обучении/ В. В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1972. 196 с.
  71. В.В. Проблемы развивающего обучения/В.В.Давыдов.- М.: Педагогика, 1986. 318 с.
  72. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/В.В.Давыдов.- М.: Педагогика, 1988. 293 с.
  73. В.В. Теория развивающего обучения/В.В.Давыдов.-М.: Интер, 1996.-541 с.
  74. И.С. Формирование интеллектуальных умений в процессе преподавания биологии (VII-VIII классы).: автореф. дис.. канд. пед. наук М.: РАО, 1995.-218 с.
  75. Н.Г. О сущности самостоятельной работы/Н.Г.Дайри//Народное образование. 1963. — № 5. — с.29−31.
  76. И.А. Обучение подростков постановке учебных задач. Дис. канд. пед. наук. М, 1998.-215 с.
  77. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология/С.Д. Дерябр, В. А. Ясвин.-Ростов-на-Дону: Феникс. 1997.-118с.
  78. К. Джонсон. Индивидуализация обучения. Новые ценности обра-зования-.десять концепций и эссе./Дженни К.Джонсон.- М.: Инноватор, 1995.102 с.
  79. В. Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения/В.Т.Дорохина//Вопросы психологии.- 1980.- № 6.- с. 73 -83.
  80. Л.Я. Метаиндивидуальный мир/Л.Я.Дорфман.- М.: Смысл, 1993. С.89−94.
  81. Н.А. Формирование обобщения умений по решению некоторых классов творческих задач.: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.п.н. М.: РАО, 1979. — 23 с.
  82. А.К. Развитие личности в учебной деятельно-сти/А.К.Дусавицкий.- М.: «Дом педагогики», 1996. 208 с.
  83. Дж. Психилогия и педагогика мышления/Дж. Дьюи.-М., 1992
  84. О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка/О.М.Дьяченко//Вопросы психологии.- 1997.- № 4.- с. 138−146.
  85. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках/Б.П.Есипов. -М.: Учпедгиз, 1961.-293 с.
  86. И. Г. Влияние факторов внутришкольной среды на умственную работоспобность и состояние здоровья учащихся при разных формах обучения : Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.- 21 с.
  87. Т.А. Структурно-системный подход к организации обуче-нияЯ. А.Ильина.- М., 1972. 78 с.
  88. Информатика в понятиях и терминах: учебник/под.ред. В. А. Извозчикова.- М.: «Просвещение», 1991. 208с.
  89. И. А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке/И.А.Ильиницкая.- Пермь, 1983.- с. 73.
  90. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обуче-ние/Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  91. ЮЗ.Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащегося/Е.Н.Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  92. М.Ю. Полисистемный саногенетический мониторинг/Ю.М. Ка-ганов.-М.: МИКПРО, 2001.-136 с.
  93. З.И. Психологические принципы развивающегося обучения/З.И.Калмыкова. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  94. Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы/Н.К. Капустин. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-141 с.
  95. В.Н. Комплексная программа здоровья в школе/В.Н. Касат-кин//Школа здоровья.-1997.-№ 3.- с. 7−19.
  96. Е.В. Формирование здоровья младших школьников в условия пансионата//Актуальные вопросы здоровья детей. Медико-социальные аспек-ты.-Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004.-с.105−108.
  97. Г. Д. Теория и практика урока в условия развивающего обучения/Г.Д.Кириллова. М., 1980. — 140 с.
  98. Ю.Кириллова Г. Д. Теория и практика в условиях развивающего обучения/Г.Д.Кириллова. М.: Педагогика, 1981. — 214 с.
  99. Ш. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема/А.А. Кирсанов. Казань: КГУ, 1982. — 229 с.
  100. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема/А.А.Кирсанов. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1982. — 224 с.
  101. ПЗ.Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процес-се/М.В.Кларин. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  102. Е. И. Индивидуальный стиль деятельности/Е.И.Климов. — Казань, 1969.-124 с.
  103. JI. Проблемы теории обучения/JI.Клинберг. -М.: Педагогика, 1984.-256с.
  104. В.В., Колесникова Б. Г. Педагогика здоровья: образрвательные программы по валеологии//В.В. Колбанов, Б. Г. Колесникова.-СПб.: СПбГУМП, 1994.- 78с.
  105. Т.Н. Формирование интеллектуальных умений у учащихся V-VI кл. в процессе трудового обучения: Авгореф. канд. пед. наук. М., 1992.22 с.
  106. Кон И. С. Социология личности/И.С.Кон. М.: Политиздат, 1976. — 383с.
  107. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях//Советская педагогика. 1970. N9. — с. 103−116.
  108. В.В. Проблемы научного обоснования обуче-ния/В.В.Краевский. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  109. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. (Методологический анализ)/В.В.Краевский. М.: Педагогика, 1982. — 254 с.
  110. .Д. Организационное поведение/Б. Д. Красовский.— М.:ЮНИТИ-Дана.2003.-511с.
  111. М.Н. О развитии мышления школьников 5 класса на уроках ис-тории/М.Н.Кругляк. М.: Педагогика, 1961. — 86 с.
  112. А.Н. Развитие речевой деятельности в учебном процес-се/А.Н. Ксенофонтова.-Оренбург: Изд-во ОГПИ.1990.
  113. Л.М. Проблемы здоровья детей и их физического разви-тия/Л.М. Кузнецова//Здравоохранение Российской Федерации.- 1999.-№ 5.-с. 1721.
  114. И.И. Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся/И.И. Кулибаба. М.: АПН СССР, 1976. — 98 с.
  115. Н.А. Фомирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя/Н.А.Кузьмина.- Н. Новгород: Спектр, 1994.- 168 с.
  116. В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося/В.М.Кузнецов. М.: Изд-во Нар. обр. — 1994. — 144 с.
  117. Ю.Н., Сухобская Г. С. Учет индивидуальных особенностей учащихся при построении обучающих программ и проведении программированного обучения/Ю.Н.Кулюткин. М.: Просвещение, 1969. — с.175.
  118. С.В. Формирование общеучебных интеллектуальных умений у старшекдассников/С.В. Лазаревский.- Киев: Автореф. диссерт. на соиск. уч. ст. к.п.н., 1990. 142 с.
  119. В.П. Моделирование образовательных сред в рамках развивающего обучения/В.П.Лебедева, В. И. Панова, В. А. Орлова. Черноголовка, 1996.
  120. Н.Д. Детская и педагогическая психология/Н.Д. Левитов.-Просвещение. 1964.-478с.
  121. А.Н. Деятельность.Сознание. Личность/А.Н.Леонтьев.-М.: Наука. 1977.-304с.
  122. И.Я. Процесс обучения и его закономерности//И.Я.Лернер.- М.: 1980.-86 с.
  123. И.Я. Дидактическая система методов обучения/И.Я.Лернер. -М.: Педагогика, 1976. 64 с.
  124. И.Я. Процесс обучения и его закономерности/И.Я.Лернер.— М.: изд. АПН РСФСР, 1982. 83 с.
  125. Й. Процесс и структура человеческого учения/Й.Лингарт. М.: Просвещение, 1970. — 243 с.
  126. Ю.П. Книга о здоровье/Ю.П. Лисицын.-М.: Медицина, 1988.-118с.
  127. Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников/Н.А.Лошкорева. -М.: МГПИ, 1982.-134 с.
  128. Н.А. Рекомендации о развитии общеучебных умений и навыков школьников/Н.А.Лошкарева. -Киев: Знание УССР, 1984. 83 с.
  129. А.А. Учителю о психологии младшего школьника/А.А. Люблинская.-М.: Педагогика. 1977.-218с.
  130. А.А. Детская психология: учеб. пособие для педагогов инноваторов/А.А. Любомирская.-М.: Просвещение, 1971.-451с.
  131. В. Н. Актуальные проблемы педагогики/В.Н.Максимова.- Л.: 1982, с. 27.
  132. М.В. Психологические условия школьной адаптации (1−3 классы): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 262с.
  133. В.Н. Межпредметные связи и совершенствования процесса обучения/В.Н.Максимова. М.: Просвещение. 1984. — 143с.
  134. К. Исследование системы пед.помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса «Новые ценности образования. Забота поддержка — консуль-тирование"/К.Макфалин. -М.: Инноватор, 1996. — 99−105с.
  135. З.А. Школа и педагогика за рубежом/3.А.Малькова. -М.: Просвещение, 1983. -190с.
  136. Ю.С. Персонализация среды коллективом как фактор восприятия ее личностью.Психология и архитектура (ч.2)ЛО.С.Мануилов. Таллин, 1983.- 195 с.
  137. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников/А.К.Маркова//Вопросы психологии.- 1980.- N5.- с.47−59.
  138. А. Мотивация и личность/А.Маслоу.-СПб: Евразия. 1999.-478с.
  139. Е. И. Диалог на уроке как средство индивидуальности подростка : Дисс.канд. пед. науцк. Ярославль, 1999.- 235 с.
  140. A.M. Исследования психологических закономерностей процесса мышления/А.М.Матюшкин. М., 1960.-78 с.
  141. М.И. Организация проблемного обучения в шко-ле/М.И.Махмутов. -М.: Просвещение, 1977.-239с.
  142. М.М. Проблемное обучение/М.М.Махмутов.-М.: Педагогика, 1975. -367 с.
  143. И. Я. Новые дети/И.Я.Медведева, Т. Л. Шишова. М.: Народное образование, 2000.-86 с.
  144. Ф.З. Адаптационная медицина: Механизмы и защитные эффекты адаптации/Ф.З.Меерсон. Россия, Москва, 1993. — 331с.
  145. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьни-ков/Н.А.Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 39 с.
  146. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школь-ников/Н.А.Менчинская. -М.: Педагогика, 1991.- 83с.
  147. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений/Е.А. Милерян.-М.: Педагогика. 1973.-300с
  148. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. Социальная психология и философия/И.А.Милославова. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1973.-С. 111−120.
  149. В.Б. Образование в США: некоторые тенденции разви-тия/В.Б.Миронов//Сов.педагогика. 1985. — № 9. — с.120−125.
  150. В.П. Роль вопросов и заданий при организации учебной работы учащихся (из опыта преподавания истории и географии в 5−8 классах).: Автореф. дис. на соиск. у.с. к.п.н.- Ленинакан: 1971.- 24с.
  151. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека/В.Н. Мясищев/ТПсихологическая наука в СССР.-М.: АПНРСФСР.1960.-Т.2.-250 с.
  152. А. Я. Инновация в образовании/АЛ.Найн. Челябинск, 1997.- с. 279.
  153. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся/И.И.Нурминский, Н. К. Гладышева. -М.: Педагогика, 1991.-154с.
  154. В. Основы проблемного обучения/В.Оконь.-М.: Просвещение. 1968.-208с
  155. Т. Н., Малеева Н. П., Салапатина И. И., Алешина, О. Б. Состояние здоровья детей дошкольного возраста/Т.Н.Павленко, Н. П. Малеева, И. И. Салапатина и др. Оренбург, 1995.-69 с.
  156. В.Ф. Психические особенности слабоуспевающих школьников/под ред. П. Ломпшера.- М.: Просвещение, 1984.-93с.
  157. Е.В. Методичческие подходы к систематизации основных понятий теории валеологии и профилактической медицины/Е.В. Перевоз-чикова//Валеология.-1996.-№ 2.-с.42−45.
  158. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей/А.Н.Перре-Клермон. М.: Педагогика, 1991. — 248 с.
  159. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив/А.В. Петровский.-М.: Политиздат. 1982.-225с
  160. . Речь и мышление ребенка/Ж.Пиаже. -М.: 1932.- 464с. (372 408).
  161. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся : Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчест-ва/П.И.Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1972.- 184с.
  162. . X. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника : Дисс.кадн. Пед. наук. Оренбург, 1999.-197с.
  163. В.Ф. Проблема индивидуализации обучения в современной буржуазной педагогике/В.Ф.Пилиновский//Советская педагогика. 1979. -N3.-C. 1.
  164. В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха/В .Я.Пилиновский/ТПедагогика. 1997. — № 1. с. 111.
  165. К.К. Структура и развитие личности/К.К. Платонов.-М.: Наука,! 986.-255с.
  166. И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида/И.В. Пляскина/УГигиена и санитария.-2000.-№ 2.-с.62−64.
  167. Н.А. Исследование динамики интеллектуального развития учащихся IV-VI классов.: Дис. на соиск. у.с. к. психолог, наук -Ленинград: изд. ЛГПИ, 1972.- 152с.
  168. И.Н., Поспелов Н. Н. Формирование мыслительных операций у старшекласников/И.Н. поспелов, Н. Н. Поспелов.-М.: Педагогика, 1989.-151с.
  169. М.М. Инновационные школы России: становление и разви-тие/М.М.Поташник. М., 1996.
  170. Е.С. Компенсирующее обучение в России./Е.С.Протас. М.: изд. АСТ-ЛТД, 1997.- 159с.
  171. Н.И. Подготовка будущих учителей к формированию у школьников интеллектуальных умений.: Дис. на соиск. у.с. к.п.н- М.: РАО.-1986.-148с.
  172. Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьни-ков/Е.С.Рабунский. М. 1975.-274 с.
  173. A.M. К вопросу о соответствии социализации и социальной адаптации личности/А.М.Растова.- Барнаул, 1974.-135 с.
  174. Развитие психики у школьников в процессе учебной деятельности/под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1983.- 155с.
  175. Развитие школьников в процессе обучения/под редакцией Л. В. Занкова. -М.: Просвещение, 1967.- 173с.
  176. В. В. Развивающее обучение и учебная деятель-ность/В.В.Репкин. Рига: Педагогический центр «Эксперимент «, 1992.- 42с.
  177. Г. В. Система развивающего обучения в школьной практике/ Г. В.Репкина//Вопросы психологии.- 1997.- N3.- стр 40−51.
  178. Ю.Г. Интерактивное самообучение/Ю.Г. Репьев.-М.: «Ло-гос». 2004.-248с.
  179. С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн.-М.: Педагогика, 1989.-23 Ос.
  180. В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/В.В.Рубцов. М.: Педагогика, 1987.- 157 с.
  181. В.В. Основы социально-генетической психологии/В.В.Рубцов. — М., 1996.
  182. В.В. Развитие образовательной среды региона/В.В.Рубцов. М., 1997.-198 с.
  183. . . Эмиль, или О воспитании. Педагогическое наследие/Ж.. Руссо .- М.: Педагогика, 1989.-200 с.
  184. Н.А. Эстетическое воспитание в преподавании зоологии/Н.А. Рыков//Биология в школе.-2002.-№ 6.-с.25−28.
  185. В. Г. Методологические основы образования: учебное пособие к спецкурсу/В.Г.Рындак. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2000. — 192с.
  186. В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия)/В.Г.Рындак.-М.: Педагогический вестник, 1997.- с. 244−249.
  187. Ю.А. Очерки психологии умаЛО.А. Самарин.-М.: Изд-во АПН РСФСР. 1967.-504с.
  188. Г. К. Социально-воспитательные технологии/Г.К.Селевко, А. Г. Селевко.- М.: Народное образование, 2002.- 176с.
  189. В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технология/В.В.Сериков. -Волгоград: ВГПУ, 1994, — 149с.
  190. С.Г. Направленность образовательного процесса на сохранение здоровья учащихся/С.Г. Сериков.- Инновационные проблемы в учреждения российского образования.-Магнитогорск: МАГУ, 1999.-е. 169−174.
  191. Н. П. Эколого-гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. В сб.: Актуальные вопросы педиатрии т. XXX. — Оренбург, 19 954.- с. 67−68.
  192. М. Н. Школа и всестороннее развитие детей/М.Н.Скаткин. -М.: Просвещение, 1980.- 144с.
  193. И.Ф. Системная характеристика интеллектуальной деятельности в условиях специально организованного обучения: Автореферат дисс. канд. психолог, наук.- Пермь, 1993 .-21с.
  194. JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам/Л.С.Славина. М.1958.
  195. А.А. Психология и психофизиология индивидуальных различий/А.А.Смирнов.-М.: 1977.- 168с.
  196. Ф.И. Основы теории физической культуры/Ф.И. Собянин.-СПб.: СПбГПУ.-2002.-30с.
  197. Р. А Статистика информационной структуры субъекта/Р.А.Степанов. 2001.-153 с.
  198. В.П. Организация процесса обучения в шко-ле/В.П.Стрекозин. М.: Просвещение. — 1968. — 242 с.
  199. М.Я., Ефимова А. А. Окружающая среда и здоровье детей: сб. материалов конгр.педиатров.-М. 1995.-63 с.
  200. М.Б. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельно-сти/М.Б. Сулла/Юсновы безопасности жизнедеятельности.-1997.-№ 5.-с.34−37.
  201. В.А. Как воспитать настоящего человека/В. А.Сухомлинский. М., 1990.-358с.
  202. Л.Я. Социально- педагогическая поддержка детства. Муниципальная система/Л.Я.Олиференко. М.: Народное образование, 2002.- 230 с.
  203. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/Н.Ф.Талызина.-М.: изд. МГУ, 1975.-343с.
  204. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/Н.Ф.Талызина. -М.: МГУ, 1984.-344 с.
  205. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности/Н.Ф.Талызина. -М.: Педагогика, 1983.-146с.
  206. Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей/Д.Толлигерова, Д. Голоушова, Г. Канторкова. Москва-Прага.: Роспедагенство, 1994.-48с.
  207. Трещева O. JL Валеологическое воспитание младших школьников: учеб. пособие/O.JI. Трещева.-Омск: СибГАФК.-1999.-40с.
  208. А.И. Учебные задания и процесс обучения/А.И.Уман. М.: Педагогика, 1989 г.-54с.
  209. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения/И.Э.Унт. -М.: Педагогика, 1990.-188с.
  210. Унт И. Э. Развитие учащегося и индивидуализация учебной работы/И.Э. Унт.- Тарту, 1972. с. 27.
  211. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения/А.В.Усова.-М.: Педагогика, 1986.-173с.
  212. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики/А.В.Усова, А. А. Бобров. -М.: Просвещение, 1988.-111с.
  213. К.Д., Собр. соч. в 2 т, т1, — М.: Просвещение, 1950.-500с.
  214. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. -590 с.
  215. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. М: Политиздат, 1963. — 544 с.
  216. Философская энциклопедия. М., 1964.-т.№ 3.-650 с.
  217. Формы и методы активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе аудиторных занятий. Метод.разработки. Алма-Ата: М-во высш. и среди.спец.образования Каз. ССР, 1984. — 55 с.
  218. М. Формирование интеллектуальных умений у первоклассников на примере математики.: Автореф. дис. канд.пед.наук, Душанбе, 1991.-135с.
  219. Д. Формирование учебных навыков/Д.Хамблин М.: Педагогика, 1986.-с. 160.
  220. С.Х. Методика формирования общих учебных умений и навыков в начальных классах/С.Х.Хапчаева.- Черкесок, РИПКРО. 1995.-234 с.
  221. С.Х. Место и роль общеучебных умений и навыков в структуре современного урока/С.Х.Хапчаева.- Черкесск., 1996.
  222. С.Х. Условия формирования умений и навыков национальной организации учебного труда в процессе самостоятельной рабо-ты/С.Х.Хапчаева.- РИПКРО., Черкесс., 1998.-132 с.
  223. С. X. Формирование общеучебных умений в условиях становления непрерывного ообразования. Автореф. дисс.канд. пед. наук, — МП.: 1997, с. 122.
  224. Д. Н. Системы и моделирование/Д.Н.Харфас.- М., 1967.
  225. М. Социально-психологические проблемы жилой среды (аспект персонализации среды). Человек. Среда. Общение/М.Хейдметс. — Таллин, 1980. с.26−50.
  226. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам/А.Г. Хрипова, М. В. Антропова.-М. 1982.-124 с.
  227. А.В. Школьные перемены. Научные подходы кобновлению общего среднего образования: сб. научных трудов/под ред. А. В. Хуторского.-М.:ИОСОРАО, 2001.-345 с.
  228. З.С. Доступность и трудность в обучении/З.Н.Цейтлин. М. Знание, 1984.-56 с.
  229. М. Психология жизненной среды/М.Черноушек.- М., 1989.
  230. Н.И. Самостоятельная работа учащихся средней школы впроцессе обучения математике: учеб. пособие. /Н.И.Чиканцева.- МГПИ им. В. И. Ленина. М. 1985. — с. 65.
  231. Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения/Н.И.Чуприкова. М.: АО «Столетие «, 1995.-190с.
  232. И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как эффективное средство активизации их познавательной активности. Автореф. канд. дисс. Казань, 1973. — 43 с.
  233. Н.Я. Развитие памяти школьников. На материале исто-рии/Н.Я.Чутко. -М.: Педагогика, 1982.- 96с.
  234. Н.Я. Система формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений./ под ред. Г. Ф. Кумариной «Обучение в кор-рекционных классах». М.: АНН СССР, 1991.-192с.
  235. Н.Я. История становления человека: учебно-методическое посо-бие/Н.Я.Чутко. -М.: ФНМЦ им. JI.B. Занкова, 1997.-129с.
  236. В. Д. Философия образования и образовательные полити-ки/В.Д.Шадриков.- М., 1993.-121 с.
  237. С.Т. О том как мы учим. Надо обучать умению рабо-тать/С.Т.Шадский.- М., 1964.- 158с.
  238. Т.И. Активизация учения школьников/Т.Н.Шамова. -М.: Педагогика, 1982.-209с.
  239. А.И. Исследование педагогами и историками-методистами ГДР проблемы развития умственных умений и способностей школьников при обучении истории.: Автореф. дисс.канд.пед.наук.-М.:изд. МГУ, 1977.-138с.
  240. Н. И. Дидактические условия формирования обшеучебных умений у учащихся 5−6 классов основной школы: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М.: 1999.- 157с.
  241. С. Г. Коррекционно-развивающее обучение/С.Г.Шевченко.-М., 1999.-175 с.
  242. К.М. Построение обучающей програм-мы/К.М.Шоломий//Информатика и образование. 1987. № 3 — с.58−62.
  243. Г. П. Избранные труды/Г.П.Щедровицкий. М., 1995.-354с.
  244. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения/Г.И.Щукина.- М. 1962.-163 с.
  245. Г. И. Эксперимент как метод изучения познавательных интересов школьников. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Г.И.Щукина.-JI.: Знание, 1975.-178с.
  246. Д.Б. Избранные психологические труды/под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.-278с.
  247. Э. Детство и общество/Э. Эриксон.-СПб.2000.-451с.
  248. И.С. Развивающее обучение/И.С.Якиманская.-М.: Педагогика, 1979.-144с.
  249. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/И.С.Якиманская. -М.: Изд. фирма «Сентябрь», 1996.-96с.
  250. И.С. Развитие пространственного мышления школьников/ И. С. Якиманская.- М.: Педагогика, 1980.-142 с.
  251. Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста/Е.Л.Яковлева//Вопросы психологии.- 1994.-N5.- с.37−42.
  252. С.В. Познавательные задачи как средство повышения эффективности учебного процесса: Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1991.-179 с.
  253. Ясвин В. А, Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А.Ясвин.- М.: Смысл, 2001.- с. 365.
  254. Australian Bureau of Statistics. 1989/1990 National Health Survey: asthma other respiratory conditions. Australian Cat No 4373 .0, 1991.
  255. Davidson N, Oleary PW. How cooperative learning can enhance mastery teaching. // Educational Leadership, N 47 (5), 1990.
  256. Dewey John. Individualism Old and New. G. P. Putnams Sons. New York, 1929.
  257. Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organizations//Amer. T. Sociology. 1969. Vol. 65, № 2, p. 132 136.
  258. Kagan J. Impulsiv and reflektiv children: Significance of concertual tempo. // Krumboltz J.D. (ed) Learning and the educational process. Chicago: Rand McNalli, 1965.
  259. Kohlberg L. Stage and Seguence: The Cognitive Development Approach to-Socialization//(Ed.) Goslin D.A. Handbook of Socialization Theory and Research.-Chicago, 1996.
  260. Chomsky N. Piaget J. Language and Learning, Harvard University Press, 1980.
  261. Reid., Hopkins D.etal. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.
  262. Mahapatra P. Social economic and cultural aspects of asthma: an exploratory study in Andra Pradesh, India: Institute of Health Systems, 1993.
  263. Felder RM & Silverman LK Engineering Education, Apr., 1988.
  264. Fowler MG, Davenport MG, Gang JC. School functioning of US children with asthma. Pediatrics 1992, 90: 939 44.1. Анкета для родителей
  265. Уважаемые родители! Предлагаем Вам заполнить анкету.1. Ф.И.О.2. Возраст3. Соц. происхождение4. Род занятий и образование1. Мать Отец
  266. Начальное Неполное среднее Высшее Профессия Место работы
  267. Состав семьи (полная, мать одинокая, отец одинокий, мачеха, отчим, родители отца, родители матери)
  268. Другие дети в семье. Нет. Есть, их возраст, состояние здоровья.
  269. С какого возраста ребёнок пошёл в школу?
  270. Уровень подготовки ребёнка к поступлению в школу:• Высокий• Средний• Низкий
  271. Менял ли школу, класс нет да (как быстро освоился в новом коллекти
  272. Коммуникабельность ребёнка• Как быстро находит контакт со сверстниками• Отношения с однокласниками14 В каком возрасте заболел
  273. Как отразилась болезнь на успеваемости
  274. Как отразилась болезнь на темпе работы ребёнка
  275. Утомляемость до и после заболевания
  276. Отношение к учёбе до и после заболевания19 Реакция на заболевание
  277. Отношения между родителями после болезни ребёнка• Остались прежними• Изменились (как, в какую сторону)1. Анкета № 2
  278. Уважаемый школьник! Предлагаем заполнить анкету!1.Ф. И. О.2. Возраст3. Адрес4. Школа, класс
  279. Сколько человек в семье (перечислить)
  280. Любишь ли ты ходить в школу? Почему?
  281. Есть ли у тебя друзья в класс?
  282. Есть ли у тебя друзья в школе?
  283. Любишь ли ты заводить новые знакомства? Почему?
  284. Для чего необходимо учиться?
  285. Как быстро ты запоминаешь учебный материал?
  286. Успеваешь ли ты выполнять задания в классе вместе во всеми?
  287. Как быстро ты выполняешь домашнее задание?
  288. Как ты думаешь, учиться лучше на дому или в школе?15 Почему?
  289. Благодарим за проделанную работу!
  290. Анкета № 3 Уважаемый школьник! Предлагаем отметить уровень общеучебных умений в предложенной анкете. Умею означает — хорошо представляю состав общеучебных умений, уверен что смогу самостоятельно выполнять все действия.
  291. Затрудняюсь ответить — не имею никакого представления об этих действиях.
  292. Этапы/ Общеучебные умения Умею Скорее умею, чем не умею Скорее не умею, чем умею Не умею Затрудняюсь ответить
  293. Подготовка учебной деятельности1. Умение оставить цель 1. Умею формулировать задачу
  294. Умение планировать предстоящую деятельность
  295. Умение выбирать оптимальные методы, соответ. целям и задачам деятельности1. Умение прогнози- ровать результаты деятельности
  296. Осуществление учебной деятельности
  297. Умение выделять главное и второстепенное
  298. Умение формулировать свое мнение
  299. Умение обосновывать свои взгляды
  300. Умение аргументированно отбирать методы, средства, приёмы выполнения индивидуального задания
  301. Анализ учебной деятельности
  302. Умение анализировать свою деятельность
  303. Умение осуществлять самоконтроль
  304. Умение выдвигать перспективу
  305. Анкета № 4 Уважаемый школьник!
  306. Общеучебные умения До лечения 1 2 3 После лечения 1 2 3
  307. Подготовка. Умение ставить цель | Умение формулировать задачу Умение планировать предстоящую деятельность Умение выбирать оптимальные методы, соответственно целям и задачам деятельности Умение прогнозировать результаты деятельности
  308. Осуществление-1 Умение выделять главное и второстепенное Умение формулировать мнение Умение основывать свои взгляды
  309. Анализ Умение осуществлять самоконтроль Умение подводить итоги Умение анализировать свою деятельность
  310. Благодарим за проделанную работу!
Заполнить форму текущей работой