Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воздействие социальных, экономических и других факторов на становление и развитие традиционной педагогической культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Производящий этап (ранний). К этому этапу относятся общества, в которых начинают складываться земледелие и животноводство. На естественно или искусственно орошаемых землях, обработанных палками или мотыгами, люди начинали выращивать сначала зерновые, а потом и другие культуры. Стали появляться сначала мелкие, а потом крупные домашние животные. На этом же этапе возникло оленеводство. Земледельцы… Читать ещё >

Воздействие социальных, экономических и других факторов на становление и развитие традиционной педагогической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Безусловно, социальные, экономические и другие факторы влияют на становление и развитие традиционной педагогической культуры. Механизмов влияния очень много, но из них можно выявить основные, позволяющие выделить закономерности изменений в практиках традиционного воспитания и обучения.

Один из данных механизмов можно напрямую связать с исторической динамикой хозяйственно-культурного развития общества. Как отмечал известный культуролог Л. Уайт, социальная система общества, одной из составляющих которой является педагогическая культура, зависит от технологической системы, т. е. основного способа ведения хозяйства[1]. В этиологии существует понятие «хозяйственно-культурное развитие», сутью которого является идея о прохождении всеми пародами пути от простейших видов хозяйственной деятельности к более сложным и совершенным.

Существуют различные варианты хозяйственно-культурной классификации. Для наших целей удобно использовать классификацию, которая выделяет следующие этапы развития: присваивающий, производящий (ранний), производящий (экстенсивный), производящий (интенсивный)[2].

Присваивающий этап. К данному этапу относятся общества наиболее архаической группы, не знакомые с выплавкой и горячей обработкой металлов. Орудия изготовлялись из подручных материалов (кости, раковины, камни и т. п.). Пища добывалась в основном собирательством растений, рыболовством. Могла использоваться охота: пешая таежная, оленная, арктическая па морского зверя. Для большей части охотников и собирателей были характерны небольшие деревни из маленьких хижин. В теплом климате могли использоваться временные ветровые заслоны и платформы на деревьях.

Производящий этап (ранний). К этому этапу относятся общества, в которых начинают складываться земледелие и животноводство. На естественно или искусственно орошаемых землях, обработанных палками или мотыгами, люди начинали выращивать сначала зерновые, а потом и другие культуры. Стали появляться сначала мелкие, а потом крупные домашние животные. На этом же этапе возникло оленеводство. Земледельцы селились в постоянных домах, часто укрепленных от нападения враждебных племен. Иногда использовались большие общинные дома, в которых обитало от десятков до сотен человек, образовывающих родовую группу. Оленеводы использовали различного рода временные жилища.

Производящий (экстенсивный) этап. На этом этапе возникают пастушеское скотоводство, кочевое и полукочевое скотоводство, традиционное земледелие. Скотоводы также использовали кочевые жилища, вариантов которых в зависимости от климата было очень много. Земледельцы начинают строить дома не только для себя, но и для домашних животных. В холодном климате одна часть дома могла использоваться людьми, в другой жили животные.

Производящий (интенсивный) этап. Здесь получает свое развитие плужное земледелие, а также средневековый ремесленно-торговый хозяйственно-культурный тип.

Как практики воспитания менялись в соответствии с динамикой культурно-хозяйственного типа общества? Понятно, что основные изменения касались подготовки детей к трудовой деятельности, т. е. способов обучения.

В обществах, находящихся на присваивающемся этапе, специального обучения детей не проводилось. Дети находились рядом с родителями, наблюдали за их действиями, по возможности повторяли их. Можно сказать, что обучение осуществлялось через наблюдение и подражание. При переходе обществ к следующим этапам развития постепенно повышалась роль детской возрастной группы, т. е. дети все больше и больше времени проводили в детской среде, а не среди взрослых. Кроме того, происходило усложнение трудовой деятельности, которую должны были выполнять дети, когда они вырастали. В связи с этим все большую и большую роль приобретало систематические обучение.

Следующее изменение касается людей, проводящих обучение. В присваивающем обществе ребенок наблюдал за деятельностью членов большой группы, поэтому можно сказать, что в обучении его принимала участие вся группа. Далее, по мере развития хозяйственно-культурного типа, круг людей, осуществляющих обучение, сужался, так как последнее осуществлялось в основном родителями и ближайшими родственниками ребенка.

При достижении производящего типа обучение выходит из сферы семьи: его осуществляют специалисты в том виде труда, которым собирается заниматься ребенок.

В процессе эволюции культуры менялись и такие ценности в обучении, как коллективный труд и взаимопомощь в широкой группе людей. Если в культуре присваивающего типа жизнеобеспечение без этих ценностей практически невозможно, то по мере развития культуры их роль постепенно снижалась.

Изменение в хозяйственно культурном типе общества повлекло изменение в ценности детского труда. В присваивающем обществе ребенок с малых лет участвовал в посильной добыче пищи. В связи с недостатком последней его вклад обладая большой ценностью. По мере развития культуры ценность раннего детского труда снижалась, и его место начинала занимать игра. Дети уже не должны были участвовать в жизнеобеспечении семьи и включали подражание трудовым действиям взрослых в свои игры.

Таким образом, можно сказать, что изменение хозяйственно-культурного типа общества существенно влияло на такой важный аспект воспитания, как приобщение к трудовой деятельности.

Следующий аспект изменения в педагогических практиках можно описать с использованием понятия «базовая личность», введенного американским исследователем А. Кардинером, который утверждал, что в каждой культуре присутствует свой доминирующий тип личности. Базовая личность включает в себя склонности, представления, способы связи с другими людьми, то, что позволяет человеку достигать удовлетворенности и устойчивости в рамках данной культуры. А. Кардинер также говорил, что переход к использованию людьми новых технологий приводит к изменениям социальной организации и соответственно базового типа личности.

Позже понятие базовой личности было дополнено понятием модальной личности, под которой понимается не средняя личность, а наиболее часто встречающаяся. Идея наличия в каждой культуре определенной модальной личности сегодня принимается большинством ученых. Изменение модальной личности под воздействием хозяйственных факторов также не вызывает сомнения. Важный аспект модальной личности — ее гендерная специфика. В связи с этим приведем данную специфику как пример изменения модальной личности при эволюции культурно-хозяйственного типа общества[3].

В культурах присваивающегося типа наблюдается незначительный уровень гендерного неравенства, практически отсутствует социальная стратификация (правители, вожди), ценится и уважается человеческая жизнь. В основе культурной модели взаимоотношений лежит сотрудничество и уравнительство. Попятно, что эти же качества взрослые в первую очередь будут воспитывать у детей.

Когда начинало складываться земледелие, тенденция равноправия еще существовала, но все больше внимания уделялось вопросам престижа, демонстрации собственных возможностей, открытой конкуренции. Для добывания пищи возникла необходимость объединяться в большие родственпые группы, чаще возглавляемые мужчинами. Неравенство между мужчинами и женщинами усиливалось.

В скотоводческих обществах роль мужчины в уходе за скотом, добывании его путем набегов на соседей еще более усиливается.

В земледельческих обществах это неравенство дополняется большей публичностью мужчин, нежели женщин. Во многих обществах от женщин стала требоваться стыдливость, избегания глазного контакта с мужчинами.

Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция хозяйственно-культурного тина общества вела за собой дифференциацию в практиках воспитания мальчиков и девочек. Более того, в некоторых культурах даже взаимодействие мальчиков и девочек с пяти-семи лет ограничивалось. Соответственно повышалась роль матери и отца как объектов половой идентификации, поэтому во многих культурах практиковалось раздельное проживание мальчиков и девочек и переход мальчиков на мужскую половину дома.

Для объяснения другого аспекта изменения в практиках воспитания можно использовать параметры культур, выделенные Г. Ховстеде.

Г. Хофстеде определяет культуру как коллективную ментальную запрограммированность, часть предопределенности нашего восприятия мира, общую с другими представителями нашей нации, региона или группы и отличающую нас от представителей других наций, регионов и групп[4]. Измерения культуры — это категории, по которым можно описать отличия культур друг от друга и тем самым предсказать поведение человека исходя из категорий его культуры[5]. Ученый выделил четыре основных измерения культуры.

  • 1. Дистанция власти — PDI.
  • 2. Индивидуализм/коллективизм — IDV.
  • 3. Маскулинность/феминиость — MAS.
  • 4. Избегание неопределенности — UAI.

Кратко опишем данные измерения культуры.

Дистанция власти — это степень принятия иерархического распределения власти как в организациях, так и в обществе. В культурах с высокой дистанцией власти большее распространение получает авторитарный тип отношений, основанный па принуждении или безусловном послушании младших по отношению к старшим. Низкая дистанция власти предполагает более демократичные отношения между имеющими власть людьми и лицами, занимающими более низкое положение.

Ипдивидуализм/коллективизм — это степень преобладания в культуре индивидуальных или групповых ценностей. Индивидуалистической считается культура, в которой личные ценности, достижения преобладают (США), а коллективистической — культура с преобладанием коллективных интересов. При воспитании детей в индивидуалистических культурах акцент делается на личных достижениях ребенка, поощряются инициативность, активность, независимость, самоуверенность.

В коллективистических культурах наиболее важными являются интересы общества, поэтому ребенка обучают способам сотрудничества, умению совместной работы, ценностям взаимопомощи; важнейшими качествами считаются эмпатия, настойчивость, стойкость, скромность. Постулируется важность общественного долга. Особо поощряются успехи, достигнутые ради своей группы. Самопожертвование ради группы является нормой.

Маску личность/феминность — ориентация культуры на ценность мужского поведения — агрессивного, направленного на завоевание статуса и личных достижений. В маскулиннных культурах ценятся активность и деятельность, в феминных — заботливость, сотрудничество.

Избегание неопределенности отражает тенденцию избегать риска и неопределенности в обыденной жизни. Культуры с высоким уровнем избегания неопределенности тяжело переживают жизненные изменения, стараются снизить их влияние через регламентацию жизни, опору на большое количество норм и правил в общении и поведении. В культурах с низким избеганием неопределенности социальные отношения слабо регламентированы, новые ситуации и неопределенные правила не избегаются. В культурах с высоким избеганием неопределенности при социализации детей важное значение имеет приобщение их к социальным нормам. От детей требуется неукоснительное их соблюдение, присутствует много «табу». Нарушение норм строго наказывается.

Что могло повлиять на изменения параметров культур и соответственно на практики воспитания детей? Оказывается, на параметры культур и соответственно на воспитание существенное влияние оказала модернизация, т. е. процесс превращения традиционного общества в современное. Имеется в виду переход от доиндустриального общества к индустриальному, или капиталистическому, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Понятно, что модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей.

Наиболее сильно модернизация повлияла на параметр «индивидуализм/коллективизм». Практически во всех культурах можно наблюдать возрастание индивидуалистических тенденций, причем в некоторых из них этот процесс может быть довольно быстрым. Соответственно целью воспитания становится не умение сотрудничать, выполнять свои обязанности, а выработка таких качеств, как самостоятельность, инициативность, агрессивность, амбициозность, креативность, любознательность и ощущение самоценности.

Г. К. Триаидис в качестве примера культур, которые не так давно были абсолютно коллективистическими, а сейчас двигаются в направлении индивидуализма, приводит Японию, где женщины после замужества начали оставлять свою фамилию, стали интересоваться не только воспитанием детей и семьей, но и карьерным ростом.

Говоря о том, что модернизация повлекла за собой повышение уровня индивидуализма, нужно заметить, что на него влияют и другие факторы, в частности хозяйственный тип общества. Это замечание относится не только к коллекгивизму/индивидуализму, но и к другим параметрам в плане влияния на них модернизации.

Если рассматривать параметр «дистанция власти», то во многих культурах под влиянием модернизации он значительно снизился, поэтому происходила переориентация авторитетных практик воспитания на демократические. Отношения в семье, в том числе с родителями, все более и более строятся на основе равенства. Все меньше стоит вопрос о безукоспительном послушании ребенка родителям и почтении к более старшим.

Под влиянием модернизации можно наблюдать тенденцию снижения уровня избегания неопределенности и соответствующей ему регламентации социальной жизни человека.

У детей появляется возможность проявлять более широкий спектр поведения. В особенности это заметно в отношении гендерного поведения. Гендерные отличия в нем несколько снижаются в целом, по особенно расширяется допустимый набор поведения девочек. При этом снижается роль родителей в передаче детям ценностей гендерных различий. Меняется отношение к физическим наказаниям за несоблюдение социальных норм. Во многих культурах оно становится недопустимым и подвергается осуждению общества.

Внешне менее заметной является динамика параметра «маскулинность/феминность», т. е. ценности в культуре власти, достижений, материальных вещей или самого человека и смысла его жизни. Однако, на наш взгляд, динамика всетаки существует и заключается в некотором возрастании феминности. Если применить это к детям, то можно говорить о том, что стала поощряться их эмоциональность. Возрастает количество ласк и прикосновений к ним. Уровень заботы в отношении детей в целом постепенно возрастает; в них поощряют заботу о тех, кому хуже живется, благотворительность.

Помимо выделенных параметров культурных изменений нужно отметить, что культурная эволюция двигалась в направлении возрастания сложности социальной организации[6]. В обществе присваивающего типа социальная организация была довольно простой. Племена включали не более 40 взрослых, между которыми существовали довольно слабые социальные связи. Развитие сельского хозяйства и переход к оседлому образу жизни существенно увеличили сложность культуры, социальные связи в которой стали намного разнообразнее. В дальнейшем культуры развивались в сторону большей социальной стратификации и усложнения социальных связей.

Итак, мы показали, что хозяйственные и экономические факторы существенно влияли на практики воспитания и на тот набор качеств, который общество хотело видеть в ребенке.

  • [1] Уайт Л. Избранное. Эволюция культуры. М., 2004.
  • [2] Этнология / под ред. Э. Г. Алсксандрснкова, Л. Б. Зассдатслсва, Ю. И. Зверева. М., 1994.
  • [3] Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2011.
  • [4] Hofstede G. Culture’s Consequences, Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks CA: SagePublications, 2001.
  • [5] Ibid.
  • [6] Триандис Г. К. Культура и социальное поведение.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой